Игумения или монахиня могут быть указом Патриарха удостоены права ношения наперсного креста и креста с украшениями, к-рое сохраняется за награжденными пожизненно. За особые заслуги игумении могут быть также награждены правом ношения патриаршего креста. Общецерковные награды - это ордена, медали, наградные знаки и благословенные грамоты. Этих наград могут удостаиваться как клирики, так и миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, ввиду их заслуг перед Церковью. Ордена имеют зап. происхождение. В средневековье в результате крестовых походов на Св. земле появились полувоенные-полумонашеские католич. об-ва с обетом безбрачия для их членов - ордена госпитальеров и тамплиеров, которые послужили прообразом подобных орг-ций в Зап. Европе. Члены этих об-в носили на себе знаки принадлежности к такой орг-ции. Впосл. эти знаки разных степеней стали вручаться монархом гос. и военным деятелям за их заслуги, к-рые делали награждаемых т. о. лиц достойными вступления в тот или иной орден, и подобные награждения утратили связь с обязательным целибатом. Такие награды сохранились и в тех гос-вах, где была проведена Реформация; в протестант. гос-вах, равно как и в католич. странах, вводились также и новые ордена, но по сей день выражение «кавалер ордена» служит напоминанием о происхождении этой награды из рыцарских орденов. Первый орден в России - св. ап. Андрея Первозванного - был учрежден царем Петром I Алексеевичем в 1698 г. До конца существования Российской империи он оставался ее высшим орденом. Заново учрежденный в постсоветский период, этот орден и ныне является высшим среди гос. орденов Российской Федерации. В 1714 г. царь Петр учредил в честь своей супруги Екатерины Алексеевны 2-й орден - св. Екатерины. Им награждались с тех пор жены гос. деятелей и военачальников за их собственные заслуги, но также с учетом заслуг их мужей. Сама Екатерина, став императрицей, учредила в 1725 г. орден св. Александра Невского. В 1769 г. Екатерина II ввела военный орден св. вмч. Георгия в 4 степенях. В 1782 г., в день 20-летнего юбилея своего царствования, Екатерина II учредила орден св. равноап. кн. Владимира - тоже в 4 степенях. Имп. Павел I в 1797 г. причислил орден св. Анны к российским орденам и разделил его на 3 степени. При имп. Николае I Павловиче в 1831 г. в систему российских орденов были введены польск. ордена: Белого Орла, без степеней, и святого Станислава, разделенный на степени, а также орден «Virtuti militare» («За воинскую доблесть»), который просуществовал всего несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Августина. С созданием ордена августинцев-еремитов (1256) основная часть мон-рей вильгельмитов, следовавших августинскому уставу, вошла в его состав, прочие продолжали существовать самостоятельно до XVII в., пока не были формально включены в орден бенедиктинцев. Орден еремитов св. Дамиана, или моронитов (впосл. целестинцы ), основанный в 1244 г. Пьетро Мороне (впосл. папа Римский Целестин V ), стал новым ответвлением ордена бенедиктинцев. В 1264 г. устав нового ордена был утвержден папой Римским Урбаном IV ; устав целестинцев предусматривал дополнительные ограничения в приеме пищи и более строгую регламентацию постов. К кон. XIII в. целестинцам принадлежало 36 монастырей, а в нач. XIV в. орден имел членов и за пределами И. В понтификат Целестина V миряне получили разрешение вступать в орден. Во 2-й пол. XIII в. в Центр. Италии (в Анконской марке, Умбрии, Тоскане и Лацио) действовал орден сильвестринцев, основанный в 1231 г. бенедиктинским монахом Сильвестро Гуццолини († 1267). За основу орденского устава был взят устав прп. Венедикта Нурсийского, однако в деятельности сильвестринцев акцент делался на стремлении к бедности и строгости исполнения устава. В 1247 г. орден был признан папой Римским Иннокентием IV, в 1255 г. состоялся 1-й генеральный капитул. В XIII в. оформилась женская ветвь ордена. В И. и других странах Европы получил распространение возникший в XII в. в Палестине орден кармелитов (в XIII в. ордену принадлежало ок. 130 конвентов). Устав, составленный в нач. XIII в. лат. патриархом Иерусалимским Альбертом Верчелли, предписывал монахам вести уединенный и созерцательный образ жизни. В 1226 г. папа Гонорий III утвердил орден, в 1247 г. в устав были внесены изменения в соответствии с характерными для Европы формами католического монашества, и кармелиты были признаны одним из нищенствующих орденов. Орден августинцев-еремитов, созданный буллой папы Александра IV, объединил группы аскетов и еремитов, гл. обр. из Сев. Италии (джанбонитов, бреттинцев, вильгельмитов, католич.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Ораниенбаум — город, расположенный в 41 км от Петербурга. Первое название дано А. Меншиковым, которому Петр I пожаловал эти земли. В 1743 году императрица Елизавета Петровна подарила имение наследнику престола Петру Федоровичу. Первые постройки Ораниенбаума относятся к 1710–1725 годам, в это время там был построен Большой дворец. В 50—70е годы XVIII века были построены остальные павильоны. С 1948 по 1996 годы город Ораниенбаум назывался Ломоносов. Орда — кочующее племя у тюркских и монгольских народов. Орда Золотая, Синяя, Белая и другие — монголотатарские государства. На Руси Золотой Ордой (затем Большой Ордой) назывались земли, завоеванные Бату-ханом в среднем и нижнем течении реки Волги. Орден — знак отличия, почетная награда за особые заслуги. Ниже см. ордена Российской империи в порядке их учреждения в качестве русской почетной награды: Орден Белого Орла — один из старейших польских орденов, существовавший с 1325 года. Император Александр I, присоединив Польское царство к России, принял под свое покровительство и орден Белого Орла и стал награждать этим орденом поляков. В 1831 году орден был приравнен к русским орденам и стал государственной наградой Российской империи. Орден имел одну степень. Орденская лента была синего цвета. Орденский девиз: «За Веру, Царя и Отечество». Орден святого Александра Невского. После перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в 1724 году из Владимира в Санкт-Петербург император Петр I предполагал учредить орден в честь святого Александра Невского — победителя шведов. Но смерть Петра I помешала осуществить это намерение. Императрица Екатерина I исполнила волю своего супруга и в 1725 году учредила кавалерский чин имени святого Александра Невского. Ордену был присвоен девиз «За труды и Отечество». Положение об ордене было разработано при императоре Павле I. С 1797 года орден жаловался как российским, так и иностранным подданным Кроме знака ордена была учреждена звезда к нему. Орден имел одну степень. Орденская лента была красного цвета.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Ему всегда поручались самые трудные участки фронта для спасения России. То, что Наполеону не удалось разгромить русские силы у границы, большая заслуга Багратиона. Вполне закономерно, что сам Бонапарт считал его лучшим из русских полководцев. Он являлся инициатором партизанского движения. Петр Иванович считал, что надо дать генеральное сражение. Его поддержал М. Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армией. Инициаторами патриотической акции могут стать Министерство обороны России, музей П. Багратиона в Кизляре, Бородинский музей, общества русско-грузинской дружбы. Его подвиги во славу России, отношение к подчиненным заслуживают причисления П. Багратиона к лику святых. РПЦ почитает грузинскую царицу Тамару Багратиони святой в начале мая, но у нее заслуг перед Россией гораздо меньше, чем у Петра. Разве что она короткое время была замужем за русским князем Ю. Боголюбским. У генерала кроме многих ранений во славу русского оружия имелось столько же наград: ордена И. Иерусалимского, Св. А. Невского, Св. Георгия 2-й ст. и др. Если в начале своей службы в армии он считал себя грузином, но россиянином, то в конце карьеры – русским. В диалоге с командующим 1-й армией и военным министром М. Б. Барклаем де Толли неистово критиковал за засилие иностранцев в его свите и нерешительность в принятии решения, и даже кричал: «Ты – немец! Тебе всё русское – нипочём!» Вывод и предложение. Всенародное уважение Петра Ивановича может быть подкреплено канонизационной инициативой РПЦ об общецерковном почитании прославленного героя и гражданина П. Г. Багратиона в лике святости. Агиологические достоинства не трудно предоставить церковному истеблишменту в патриархийный центр богословским историкам вкупе с цивильными. Награды Багратиона Боевая деятельность Багратиона насчитывала 20 походов и войн, 150 сражений, боёв и стычек. За боевые заслуги на полях сражений он был награждён орденами России и иностранных государств.    Российские: Орден Святой Анны 1-й степени (05.05.1799) Орден Св. Иоанна Иерусалимского командор с алмазами (14.05.1799) Орден Святого Александра Невского с алмазами (06.06.1799) Орден Святого Георгия 2-й степени (28.01.1806, 34) Орден Святого Владимира 2-й степени (1807) Золотая шпага «за храбрость» с алмазами (01.12.1807) Орден Святого Владимира 1-й степени (20.05.1808) Орден Святого апостола Андрея Первозванного (27.09.1809) Золотой Крест (12.1788) – за взятие Очакова  Иностранные: Австрийский военный - Орден Марии Терезии 2-й степени (1799) Сардинский – Орден Святых Маврикия и Лазаря 1-й класс (1799) Прусский – Орден Красного орла (1807) Прусский – Орден Чёрного орла (1807) Своим образом жизни в походе и на войне Багратион напоминал А.

http://bogoslov.ru/article/5237470

Орден меченосцев был создан монахом Теодорихом в 1202 году после получения соответствующей санкции от папы Иннокентия III. Его название – нарицательное было связано с изображением на плащах рыцарей красного меча. Официально орден назывался иначе – Братство воинов креста. Структурно Братство входило первоначально в Орден тамплиеров, являясь его прибалтийским филиалом. Использовался также устав рыцарей Храма. Но в дальнейшем связи с тамплиерами меченосцев ослабевали 102 . Столкновению Александра Невского с крестоносцами предшествовала длительная история русского противостояния с Орденом меченосцев, а затем и интегрированным Ливонским орденом 103 . С 1203 по 1234 год насчитывается восемь походов русских князей против меченосцев. Чаще походы были успешными. Крупное поражение Ордену было нанесено, в частности, в 1234 году в сражении при Омовже Ярославом Всеволодовичем – отцом Александра Невского. Четырнадцатилетний Александр принимал участие в битве, использовав в дальнейшем полученный в ней оперативный опыт. Окончательный закат Ордена меченосцев произошел после разгрома рыцарей в битве при Сауле в 1236 году союзными силами земгалов и жемайтов. В сражении погиб в том числе и великий магистр Ордена Фольквин фон Наумбург. Победа при Сауле, датируемая 22 сентября, отмечается в современных Латвии и Литве как День единства балтов. Орден меченосцев не справился с миссией, возложенной на него Римом. Он не смог добиться успехов ни в борьбе с православной Русью (поражение при Омовже), ни в борьбе с балтийскими язычниками (поражение при Сауле). Остатки меченосцев вошли в 1237 году в состав Тевтонского ордена. Обряд присоединения был осуществлен папой Григорием IX и гроссмейстером Германом фон Зальцем в итальянском городе Витербо. Объединенная орденская структура в Прибалтике получила название Ливонского ландсмейстерства Тевтонского ордена (или упрощенно – Ливонский орден). Тевтонский орден (официально – Орден Святой Девы Марии Тевтонской в Иерусалиме) являлся, в отличие от регионального объединения меченосцев, структурой с задачами, решаемыми в масштабах всего католического мира. Возникнув в Святой Земле, Орден сохранял там свою главную резиденцию и в тот год, когда его рыцари сражались на Чудском озере. В Венгрии тевтоны помогли венгерскому королю в борьбе с половцами. Правда, в дальнейшем они попытаются там отторгнуть часть территории страны, что вызвало резкое недовольство венгров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1797 году в число российских орденов был включен орден Св. Анны, учрежденный в Голштинии в 1735 году. Этот орден стал четвертым из высших российских орденов. Первые награждения им прошли в день коронации Павла I. Орден имел три степени, и награждали им как за военные, так и за гражданские заслуги. Знаками ордена I степени являлись красный эмалевый крест с финифтяным изображением св. Анны в центре и серебряная восьмиконечная звезда, которую в отличие от всех остальных российских орденов носили на правой стороне груди. Звездой ордена, по статуту, награждались и иностранцы, но тогда ее украшали алмазами. Крест крепился на красной ленте с желтой каймой, перекинутой через левое плечо. Орден II степени носился на узкой ленте, расположенной на шее, отсюда произошло и его обиходное название «Анна на шее». Орден III степени жаловался только за военные подвиги и носился на груди, на банте из орденской ленты. В 1815 году была введена и IV степень ордена Св. Анны, которой награждали младших офицеров за участие в сражении. Знак этой степени носился на эфесе холодного оружия с надписью «За храбрость». До 1844 г. все награжденные орденом Св. Анны становились потомственными дворянами. 26 ноября 1769 г. в Петербурге императрицей Екатериной II был учрежден орден Святого великомученика Георгия Победоносца . Эта высшая и особо почитаемая в России военная государственная награда жаловалась только офицерам, которые в военное время проявили храбрость и мужество на поле боя. Орден имел четыре степени и награждение им начиналось с IV степени. Орден состоял из золотого с белой эмалью креста с изображением св. Георгия в центре, золотой звезды с девизом ордена и черно-оранжевой ленты. Знаками ордена Св. Георгия были для IV и III степени – крест, а для II и I степени – крест и четырехконечная звезда. Звезда ордена I степени носилась на левой стороне груди, а второй степени – на правой. Крест ордена I степени (золотой, покрытый белой эмалью) носился на ленте с тремя черными и двумя желтыми полосами, надетой через правое плечо. Кресты ордена II и III степеней носились на шее на орденской ленте, а IV степени – на орденской ленточке на груди. Получившие знаки ордена любой степени становились потомственными дворянами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

На западе, еще в 10-ом веке, – против нравственной распущенности, охватившей все классы общества и даже монашество, были предприняты попытки восстановить строгий древний монашеский образ жизни. Появилась клюнийская конгрегация , которая и восстановила устав, завещанный Бенедиктом Нурсийским . Но и эта конгрегация не много сделала для возвышения нравственности. Распущенность царила вовсю в 11 и последующих веках, как среди мирян и духовенства, так и среди монашества. Монастырская дисциплина ослабела даже в клюнийских монастырях. Поэтому продолжались попытки при помощи монашеского образа жизни осуществить идеалы истинно христианской жизни. Люди с благочестивой настроенностью оставляют мирскую жизнь, собирают вокруг себя приверженцев и основывают новые монашеские общества, или так называемые, ордена , с теми или иными правилами жизни и обетами, которые составляют отличительный признак принадлежности к ордену. Папы покровительствовали всем новосозданным орденам, так как находили в них опору для своей власти. Из монашеских орденов, появившихся в западной церкви в 11–15 веках, наиболее замечательны следующие. «Систерсийский или бернардинский орден» Он был основан в 1098 г. дворянином из Шампаньи, Робертом, который еще в молодости поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в пустынное место, Сито, близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Из этого монастыря и образовался систерсийский орден. Правила были заимствованы Робертом из древнего бенедиктинского устава. Это – полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств жизни, и строгоподвижническая жизнь. Папа Пасхалий II (1099–1118) утвердил этот орден. Но из-за слишком строгих правил первое время в нем было немного членов. Этот орден этот начал увеличиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г.) знаменитый Бернард Клервосский (по имени монастыря Клерво, где он был настоятелем). Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что еще при жизни считался святым и его влиянию подчинялся не только народ, но и папы, и князья. Уважение было перенесено и на его орден, который быстро начал расти. После смерти Бернарда (1153 г.) его орден, уже как бернардинский, распространился по всей Европе, – во Франции, Италии, Испании, Германии, Англии, Дании и проч. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повело за собой ослабление монастырской дисциплины, и бернардинские монастыри стали в уровень с другими западными монастырями. «Орден кармелитов»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Первое и величайшее чудо в ордене есть самый орден. На свете нет большего чуда, чем самый свет, то же можно сказать и об иезуитском ордене, который есть, как бы, маленькая вселенная. Огромное тело ордена вращается и катится по воле одного человека. Его легко двигать, но трудно возмутить. Столько людей, цветущих годами, возвышенных духом и выдающихся силой дарований, столь долгое время ведутся по пути добродетели и учености на благо ближнему, и ни разу ничто не остановило их движения. Тот, кто, видя сие и, поразмыслив, не сочтет этого первейшим и величайшим чудом, пусть не ждет увидеть другие чудеса в ордене. Я же полагаю, что, как во вселенной нет более великого и иного чуда, как сама вселенная, так и в ордене нет более великого и иного чуда, как самый орден» (Lib. V, cap. 5). «Орден есть Слово судное, которое греки назвали λγιov, то есть «оракул», рассматривая его квадратную форму, я в нем вижу, как бы, изображение ордена, который распространен по всем четырем странам света. А, когда я смотрю на его три ряда по четыре драгоценных камня 43 , я представляю себе различные сочинения многих иезуитов, которые, хотя и сверхъестественны, тем не менее, подтверждаются истинным догматом. А, когда я замечаю, что украшение это носилось на груди еврейского первосвященника, то мне кажется, что я вижу наш орден на груди Святейшего Первосвященника. Без сомнения, Церковь не обидится тем, что я говорю, потому что она любит орден не только больше, чем должна, но и больше даже, чем того заслуживает сам орден. Остальные монашеские ордена не удивятся этому, ибо они искони были, и ныне суть в Церкви то, чем были в скинии завета скрижали, манна и жезл, эти три символа Ветхого Завета, эти три орудия стольких чудес» (Lib. V, cap. 5). «В 1602 году один епископ заявил, что он гордится званием нашего собрата больше, чем своим саном, и, что считает это украшение драгоценнее посоха и святой митры» (Lib. Ill, cap. 7). «Недавно в королевстве Неаполитанском один епископ, возлюбивший при жизни свою митру больше, чем наш орден, сказал, умирая: «О, святой орден, который я до сих пор не знал достаточно и знать который я не был достоин, ты стоишь выше пастырских жезлов, митр, кардинальского пурпура, скипетров, царств и царских венцов " » (Lib. V, cap. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

4 . Орден Премонстратский, основанный богатым каноником Норбертом (1120) в долине (pré montré) близ Куси (Соису). По уставу этого ордена, обязанности монашеские соединялись с обязанностями каноников. 5 . Орден Францисканский, основанный Франциском Ассизи, сыном (1182) одного богатого купца в Италии. Услышав в церкви чтение Евангелия о послании семидесяти Апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, Франциск пришел в восторг от идеи такой полной бедности. Он роздал все свое имущество и стал питаться милостыней. Отец проклял его, друзья смеялись над ним, но народ скоро стал считать его за святого. Около него собрались тысячи учеников. Папа утвердил сформировавшееся около Франциска общество под именем ордена меньшей братии или миноритов (1223) и дал ему право свободной проповеди и исповеди. Франциск поставил неизменным правилом ордена полную нищету: ни частный член, ни целый орден не мог иметь никакой собственности. Одеждой францисканских монахов была коричневая ряса с походной шляпой и поясом. Центральным пунктом ордена была Порцинкульская церковь во имя Божией Матери в Ассизи. 6 . Орден Доминиканский, основанный священником в Осма Домиником, происходившим из кастильского дворянского рода Гусман и получившим университетское образование в Валенсии. Сгорая ревностью о спасении человеческих душ, он проповедовал с успехом Альбигойцам в южной Франции и основал (1216) орден Доминиканцев или Проповедников, имевший своей обязанностью всюду проповедовать, принимать исповедь и особенно обращать к Церкви отпавших еретиков. Так как проповедь и обращение еретиков требовали научного образования, то доминикане скоро приобрели известность в научной области и заняли профессорские места в университетах. Доминикане, захватив в свои руки инквизицию, приобрели сильное значение в обществе. Одежда доминиканцев была белая с капюшоном и наплечником. По завещанию Доминика, орден навсегда должен оставаться нищенствующим. 7 . Орден общества Иисуса был основан испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден в 1540 году папой Павлом III. Кроме трех, обыкновенных монашеских обетов: бедности, целомудрия и послушания, он дает еще четвертый: обет безусловного послушания папе. Иезуиты разделялись на духовных и светских, явных и тайных. Генерал ордена избирался на всю жизнь и ему все члены должны были повиноваться, безусловно, не требуя никаких объяснений и отчетов. Со вступлением в орден, каждый член отрекался от собственной воли, от родных и друзей, и обращался в слепое орудие ордена. Каждый иезуит быль шпионом над всеми другими и обязывался клятвой передавать все своему начальнику, так что генерал, находясь в Риме, знал все,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010