Из ордена вышло более десяти патриархов, но наибольшее место в духовной жизни маронитов он занимает в связи с почитаемыми святыми, подвизавшимися в его монастырях; среди них преподобные Шар­бель Макхлуф (1828–1898) и Ниматуллах Кассаб аль-Хардини (1808–1858), оба прославлены Римо-католической Церковью. Дни памяти святых собирают огромное число паломников 255 . Орден Маронитских Мариамитов, алеппинцы, мало чем отличается от баладитов, хотя не столь богат; около ста монахов в десяти монастырях. Орден святого Исаии (маронитских антонинцев) основан в 1700 г. и перестал считаться монашеским в 1955 г., хотя его члены и принимают вечные обеты. Община насчитывает около сотни монахов, живущих по уставу западного типа для конгрегаций апостольского служения. Конгрегация Ливанских Маронитских Миссионеров основана в 1889 г. и занимается проповедью и евангелизацией, что крайне трудно в Ливане. Многие члены ордена, принимающие временные обеты, преподают в государственных и частных школах с религиозно смешанным составом учащихся. Эта община находится в подчинении патриарха. Женское монашество включает как конгрегации, занимающиеся социальным служением в обществе, так и затворниц, живущих по уставам, унаследованным от древней Восточной Церкви, и признаваемых Римом как монашеские общины “созерцательного” типа. Существуют и женские монашеские общины западного типа, основанные иезуитами в XVIII в. Конгрегация Святого Сердца, основанная монахиней Хиндие, осужденной Римом за уклонение в прелесть, распущена в 1779 г. Ливанский Маронитский орден монахинь основан как отдельная община сразу после Ливанского собора. До 1984 г. община вела затворнический и “созерцательный” образ жизни. В годы последней войны община вступила на путь социального служения. Со дня основания и до 1984 г. орден находился в ведении папы, после изменения устава перешел в патриаршее подчинение; насчитывает более 200 сестер. Маронитский орден монахинь-антонинок основан в 1700 г. и изначально был частью ордена с женской и мужской общинами. В начале XIXb. сестры стали самостоятельными, продолжали вести затворнический и “созерцательный” образ жизни, находясь в подчинении Рима. В 1965 г. орден также изменил свое служение на миссионерское и социальное, сохранив при этом монашеские обеты и подчинение папе. Сейчас у него 38 “домов” не только в Ливане, но и на территории Израиля, в Америке и Австралии. Общее число сестер — 178. В их назаретской школе обучается более 2000 бедных мусульманских детей.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Воскресили традиционное уважение к русской военной истории, имена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Нахимова. А Суворов, Кутузов – они же были царскими генералами в нашем сознании до того. Учредили их ордена. Орден Суворова – это высший военный орден. Был очень красивый орден Александра Невского. С его автором, архитектором Телятниковым, я потом преподавал в Архитектурном институте. А ведь Александр Невский – он не только полководец и князь, он святой! Мой двоюродный брат получил этот орден за свой подвиг артиллериста. Потом был ранен, получил отпуск и приехал навестить нашу бабушку в село Марьино под Торжком с новеньким орденом Александра Невского, и она все ахала: «Ах-ах! И орден-то святой получил! И орден-то святой получил!».   Патриотизм подлинный и квасной – Лев Васильевич, сегодня много говорят о патриотизме. По-вашему, что такое подлинный патриотизм? – Подлинный патриотизм – это патриотизм, который идет от сердца. А неподлинный – это маска, которую надевают люди. Если патриотизм неподлинный, то человек может отказаться от него, когда его что-либо принудит, а подлинный идет из нутра, от натуры, от души. У нас был такой термин «квасной патриотизм», это значит – купеческий такой. Есть патриотизм намного глубже. А патриотизм – это вообще что? Любовь к своей стране, к своему народу, культуре, языку, традициям, короче говоря, к России, в нашем случае. – На войне вы видели этот патриотизм? Большинство воевало от необходимости или из-за любви к Родине? – Было и то, и другое. В нашем Уральском корпусе был особый народ – добровольцы. Некоторые уже инженерами пришли, с высшим образованием, с практикой, а тут оказались почти рядовыми. Парторг нашего дивизиона Николай Николаевич Иванов, 40 лет, холостяк, но он бегал, разматывал тяжелые телефонные катушки. Никто его не заставлял, он сам пошел на фронт. Занятная был личность. Очень любил оперу, у него был хороший баритон, и он часто напевал оперные партии. В наших временных лагерях, да и просто на остановках в лесу он, бывало, уйдет, гуляет себе между соснами и поет под нос арию Елецкого из «Пиковой дамы».

http://pravoslavie.ru/30336.html

  Орден святого апостола Андрея Первозванного Орден святого апостола Андрея Первозванного — это старейший и самый знаменитый из русских орденов, он не только был главным орденом Российской империи, но и сейчас является высшей государственной наградой России. Орден был учрежден царем (позднее императором) Петром I предположительно в конце 1698 г. после возвращения из продолжительной поездки в составе Великого посольства в Западную Европу. Этим событием царь стремился укрепить престиж российского государства, продемонстрировать его право на равных строить отношения с другими европейскими державами. Выбор патрона ордена был не случаен. Апостол Андрей почитался святым покровителем русской земли со времен киевских князей. Ранее предание об одном из ближайших учеников Христа, который проповедовал балканским и причерноморским народам, использовал Константинополь — центр православного мира — в споре о первенстве с католическим Римом. Россия, как преемница Византии и «третий Рим», тоже стремилась утвердить истинность своей государственной религии ссылками на древность. Не случайно Петр написал в проекте устава ордена 1720 г., что он учреждается в честь апостола, «Крещением первоначально пределы Наши просветившего». Император считал святого Андрея и своим личным покровителем. Определенное влияние оказала и международная известность ордена св. ап. Андрея. Впервые намерение создать его в России Петр высказал во время пребывания в начале 1698 г. в Англии. Вводная часть проекта устава 1720 г. разъясняла, что орден учреждается «наипаче» по той причине, что древний шотландский орден св. Андрея «пресекся», а посвящение тому же святому ордена Золотого руна со временем утратило силу. Таким образом, в Москве произошло как бы возобновление старинного христианского ордена. Самым ранним достоверным упоминанием о нем является запись в дневнике секретаря австрийского посольства И.-Г. Корба от 20 марта 1699 г. о том, что царь учредил орден и пожаловал первым кавалером его боярина Головина. Действительно, первое награждение состоялось 10 марта 1699 г., когда Петр I сам возложил знаки ордена на генерал-адмирала (впоследствии и первого российского генерал-фельдмаршала) Федора Алексеевича Головина. В 1699 г. в Голландии была изготовлена специальная медаль в честь первого андреевского кавалера.

http://bogoslov.ru/article/564114

В Венеции в церкви Сан-Джорджо Маджоре хранятся часть главы и рука святого Георгия, перенесенные туда в 1296 и в 1462 годах. В Галлии почитание великомученика распространилось в правление франкского короля Хлодвига. В 491 году его супруга, королева Клотильда, основала монастырь великомученика Георгия в Шеле, а около 512 года Хлодвиг посвятил великомученику Георгию и святому Герману Парижскому монастырь в Барале близ Камбре. Григорий Турский в произведении «In Gloria Martyrum» (О славе мучеников) описывает чудеса святого Георгия и упоминает перенесение мощей этого святого в Лимож и в Ле-Ман. По свидетельству Венанция Фортуната, который в пяти двустишиях прославляет подвиг великомученика, в Майнце в середине VI века в честь святого Георгия была построена базилика. В VI–VII веках церкви, посвященные великомученику Георгию, существовали в Майнце, Меце, Шеле, Сен-Боэре и, возможно, в Суасоне, Париже, Бордо и Арле. В 852 году Петр из Испанской марки упоминает о перенесении в Испанию мощей святого Георгия и святого Аврелия. В Англию культ святого Георгия проник еще до норманнского завоевания. Известна построенная в 1061 году церковь святого Георгия в Донкастере. Во время третьего крестового похода (1189–1192) Ричард I Львиное Сердце, который видел святого Георгия в блистающих доспехах во главе христианского войска, поручил армию крестоносцев покровительству святого. Видимо, с этого времени флагом английской армии становится знамя святого Георгия с красным крестом на белом фоне. В XIV веке святой Георгий был официально признан небесным патроном Англии. В 1348 году английский король Эдуард III учредил орден святого Георгия (орден Подвязки). С 1415 по 1778 годы день памяти святого 23 апреля считался вторым по значимости праздником после Рождества Христова. Святой Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с апостолом Марком) и Барселоны. Среди религиозных и военных орденов великомученику Георгию посвящены орден бенедиктинцев, Тевтонский орден, арагонский орден Калатрава и другие, а также существующий до настоящего времени Священный Константиновский военный орден святого Георгия (назван в средние века орденом золотого всадника), легендарным основателем которого считается византийский император Константин Великий. Наиболее вероятно, что он был основан в 1191 году императором Исааком II Ангелом. В 1690 году Андреа Флавио, последний из рода Ангелов-Комнинов, передал свои права Джанфранческо Фарнезе, герцогу Пармскому, который, в свою очередь, передал их инфанту Испании, ставшему королем Неаполя, который и дал ордену современное название и новый устав.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Орден был очень редок, награждали им только аристократок, получавших вместе с орденом титул « кавалерственная дама ». В русской литературе его носит « хозяйка, почтенная дама давних-предавних времен » в рассказе В.И. Даля «Боярыня». ОРДЕН СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, учрежденный в 1725 году, жаловался за боевые заслуги и государственную службу. Его знаками были крест на красной ленте (без каймы) и серебряная восьмиконечная звезда. Такой орден был у Суворова и Кутузова. Семен Матвеич в рассказе Тургенева «Несчастная» надеялся « получить Александровскую ленту — а ему дали табакерку ». Недовольный правительством, он вышел в отставку. Преуспевающий сановник, муж Анны Карениной, получает орден Александра Невского. Толстой показывает нам Алексея Александровича в придворном мундире, с красной лентой через плечо. Сын его Сережа спрашивает у гувернера: « …что больше Александра Невского? », тот отвечает: « Андрей Первозванный ». Сережа надеется, что когда вырастет большой и получит все ордена, то выдумает выше Андрея. ОРДЕН СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО. Высший орден Российской империи, как военный, так и гражданский. Был учрежден Петром I в 1698 году и выдавался только в редких, исключительных случаях. Знаками ордена были: синий крест, носимый на голубой ленте через правое плечо, и восьмиконечная серебряная звезда на левой стороне груди с надписью по окружности: «За веру и верность». В праздники звезду носили на золотой цепи. За военные заслуги к ордену добавлялись скрещенные мечи — сверху креста и через середину звезды. В романе «Война и мир» описано, как Александр I награждает в Тильзите Наполеона, тогда союзника, орденом «Андрея 1й степени» (тут ошибка — степеней у этого ордена не было), французский император показан «с андреевской лентой через плечо». В повести Л. Толстого «Посмертные записки старца Федора Кузьмича…» Александр I вспоминает себя в детстве: « На мне расстегнутый мундир, белый жилетик и по нем голубая андреевская лента ». Дело в том, что орденом Андрея Первозванного, как и некоторыми другими высшими орденами, награждались члены императорского дома при крещении или совершеннолетии.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

Орден Святой Анны вошел в число государственных наград России с апреля 1797 года, хотя Петр Ульрих, шлезвиг-голштинский герцог, начал жаловать этим орденом с 1742 года, когда прибыл в Санкт-Петербург. В этот год императрица Елизавета Петровна объявила его наследником российского престола под именем великого князя Петра Федоровича. Младшая дочь Петра I была бездетна, но она очень любила сестру Анну и надеялась, что племянник будет достойным продолжателем дел великого деда. Поэтому ко времени, когда Петр Федорович был провозглашен императором Петром III, уже десятки российских вельмож носили на красной ленте с желтой каймой орден Святой Анны. После недолгого царствования Петра III на российский престол взошла его жена Екатерина II. Она оставила орден Святой Анны в числе российских наград как знак отличия, правда, по значению он уступал другим русским наградам. Их малолетний сын, великий князь Павел Петрович, стал голштинским герцогом, но в 1767 году императрица от его имени отказалась от герцогства, однако орден Святой Анны остался в России. Его гроссмейстер Павел Петрович имел право награждать им подданных российского государства, но только формально, фактически все награждения осуществляла императрица, а он лишь подписывал грамоты на орден. Однажды, желая наградить своих гатчинских друзей, Павел Петрович вызвал к себе придворных вельмож Н.М. Свечнина и Ф.В. Растопчина. Вручив им два секретно изготовленных маленьких Аннинских крестика с винтами, он сказал: «Жалую вас обоих Аннинскими кавалерами. Возьмите эти кресты и привинтите их к шпагам, только на заднюю чашку, чтобы не узнала императрица». Н.М. Свечнин и Ф.В. Растопчин поблагодарили наследника, однако сильно испугались гнева императрицы, которая не жаловала Аннинских кавалеров. Правда, Н.М. Свечнин все же привинтил орденский крестик к эфесу своей шпаги, а Ф.В. Растопчин обратился за советом к своей тетке – близкой приятельнице Екатерины II. Та рассказала обо всем императрице, на что не лишенная чувства юмора Екатерина II разрешила Растопчину носить орден безбоязненно, она как будто не будет этого замечать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Георгиевской ленте нижним чинам жаловались также медали «За храбрость» за различные походы и участие в боях. За всю историю ордена всеми четырьмя степенями были награждены только четыре российских фельдмаршала: князь М. И. Голенищев-Кутузов, князь М. Б. Барклай-де-Толли, князь И. Ф. Паскевич и граф И. И. Дибич. Три первые степени ордена имел А. В. Суворов. Среди российских самодержцев орден имели: Императрица Екатерина II (1-й степени), Императоры Александр I (4-й степени: последний в 1805 года в «доказательство, сколь он военный орден уважает, нашел приличным принять знак 4-го класса», вместо предложенного ему ордена 1-й степени), Николай I («пожелал иметь знак ордена 4-й степени по случаю истечения в августе 1838 года 25-летнего срока своей действительной службы), Александр II (1-й и 4-й степеней), Александр III (2-й степени). Орден святого Георгия 4-й степени имел также Император Николай II. Первый «солдатский Георгий» получил за подвиг, совершенный в сражении при Фридланде (2 июня 1807 года), унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Митрохин. Интересно, что знак отличия за получила известная русская женщина-офицер, «кавалерист-девица» Надежда Дурова. Георгиевские кавалеры пользовались в русской армии особым уважением. Получить орден святого Георгия было исключительно трудно и почетно. Так, если высшим орденом России (Андрея Первозванного) было награждено более 1000 человек, то первой степенью ордена святого Георгия было награждено всего 25 человек (причем после русско-турецкой войны 1877–1878 годы первую степень ордена не получил никто). 11 ноября 1917 года все ордена и прочие знаки отличия царской России были отменены. Однако воинские традиции русской армии продолжали жить. Уже в годы Великой Отечественной войны вновь вспомнили о георгиевской атрибутике. Так, солдатский орден Славы трех степеней, учрежденный в СССР в ноябре 1943 года, имел своим прообразом знак отличия Военного ордена. Так же, как и Георгиевский крест, он носится на ленте из трех черных и двух желтых (оранжевых) полос. Орден святого Георгия Победоносца восстановлен постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года Статут ордена святого Георгия утвержден указом президента Российской Федерации от 8 августа 2000 года

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

4. Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси, трех степеней. 3) Все остальные ордена Русской Православной Церкви носятся на левой стороне груди, при этом орденские знаки располагаются последовательно, согласно рангу орденов, в один или два ряда, справа налево. 4) Медали Русской Православной Церкви располагаются на левой стороне груди, ниже орденов, последовательно, согласно рангу, справа налево. 5) При наличии у клирика или мирянина Русской Православной Церкви орденов и медалей других Церквей, они располагаются на груди ниже соответствующих наград Русской Православной Церкви. 6) При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, одевается лента высшего по рангу ордена. 7) При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени носится на груди соответственно орден или медаль высшей степени. 8) Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали. 4. Статуты и описания орденов Русской Православной Церкви. Орден Русской Православной Церкви святого апостола Андрея Первозванного . Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Русская Церковь особо чтит память святого апостола Андрея Первозванного, который, согласно летописи, первым принес благовестие христианской веры в пределы нашего Отечества. Статут ордена Русской Православной Церкви Святого апостола Андрея Первозванного. 1. Орден святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви. 2. Орденом Святого апостола Андрея Первозванного награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства. 3. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, алмазная звезда, лента и грамота. 4. Знак ордена носятся на ленте с правой стороны в верхней части груди. 5. При ношении знака ордена на плечевой ленте он располагается под алмазной звездой ордена. Все остальные ордена носятся ниже.

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

  Школа «Фомы». Суть вещей: Орден святого апостола Андрея Первозванного . Орден Андрея Первозванного – высшая награда Российской империи (с 1699 по 1917 год) и Российской Федерации (с 1998 года и по настоящее время). [Иллюстрированная информация: Знаки ордена святого апостола Андрея Первозванного ; Как носили знаки ордена святого апостола Андрея Первозванного ; Известные люди, награжденные орденом : До 1917 года (год упразднения ордена): Митрополит Гавриил (Петров) – первый иерарх Русской Церкви, награжденный орденом. Александр Суворов – полководец. Михаил Кутузов – главнокомандующий русской армией  во время Отечественной войны 1812 года. После 1998 года (год возобновления ордена): Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Дмитрий Лихачев – филолог, исследователь древнерусской литературы и искусства. Даниил Гранин – писатель; Другие государственные ордена в честь святых :  Орден святого Георгия – высшая воинская награда Российской Федерации. Орден святой великомученицы Екатерины – общегражданская награда за милосердие и высокую духовно-нравственную позицию. Орден Ушакова – воинская награда для офицеров командования Военно-морского флота. Орден Александра Невского – общегражданская награда за особые заслуги перед Отечеством. Подготовил Кирилл Баглай ; Интересные факты ]. Ил.: Знак ордена святого Андрея Первозванного (с пояснениями); Серебряная восьмиконечная звезда ордена (девиз ордена «За веру и верность» располагается в медальоне по центру звезды); Апостол Андрей Первозванный. Икона (с текстом о нем); Золотая фигурная цепь, украшенная эмалью, на которой знак ордена носили в особо торжественных случаях; орден святого Георгия и другие ил.//Фома. - – август 2018. – С.72-73. - (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).   Семейное чтение: Александр Ткаченко . Одежды Христа . Как и почему Евангелие описывает облачения Спасителя. (Читаем вместе с детьми. 9+).  Ил.: Исцеление расслабленного. Анастасия Ермакова. 2013. Репродукция предоставлена Академией живописи, ваяния и зодчества им. И. Глазунова; Христос перед первосвященником. Геррит ван Хонтхорст. 1617; Се Человек. Бартоломе Эстебан Мурильо. Середина XVII в.; Esse Homo! (Се Человек!). Антонио Чизери. 1871; Явление Спасителя на Геннисаретском озере. Дмитрий Хомяков. 2010//Фома. - – август 2018. – С.74-83. – (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение »). Материал включает вступление и три небольшие «истории про одежды Христа»: « Белые одежды » (С.77-78); « Пурпурная Мантия » (С.79-82); « Тога и хитон » (С.82-83).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-184-...

26 декабря 1978 г. Синод утвердил Положение о них 6 , которое не публиковалось. На заседании Синода 5–6 октября 1999 г. были одобрены новые образцы дизайна этого ордена 7 . 27–28 декабря 1988 г. Синод РПЦ принял решение об учреждении ордена св. апостола Андрея Первозванного, ордена и медали прп. кн. Даниила Московского и ордена св. равноап. кн. Ольги, а также были приняты положения об указанных орденах 8 . Единственный раз за всю историю орденской системы в РПЦ в приложении к определению Синода была приложена справка, содержащая описание наград, способ их ношения и взаимное расположение. 22 февраля 1995 г. учредили орден и медаль св. мч. Трифона для награждения лиц, ведущих активную борьбу с наркоманией, алкоголизмом и другими вредоносными явлениями, разрушающими психическое и физическое здоровье общества. Тогда же было утверждено Положение, оставшееся неопубликованным 9 . 27 декабря 1996 г. приняли Положение о наградах «За миссионерские заслуги», согласно которому был утвержден орден и медаль св. митрополита Московского Иннокентия 10 . Положение также не опубликовано. 3 апреля 2001 г. Священный Синод утвердил орден и медаль св. митрополита Макария за успехи в деле духовного просвещения и орден прп. Андрея Рублева трех степеней и медаль того же имени за труды по возрождению церковного искусства и иконописи. Орденские статуты и описания также не публиковались. Стоит отметить, что к церковным орденам без достаточных на то оснований причислен «орден св. блгв. царевича Димитрия Московского», учрежденный 29 сентября 1997 г. РПЦ совместно с Российским детским фондом по инициативе последнего 11 . Подобное «орденотворчество» свидетельствует об отсутствии ясного представления о статусе и значении ордена как формы награды и способствует его девальвации. Таким образом, в РПЦ 9 орденов и 6 медалей, как бы сопричтенные к капитулу соответствующих орденов. Ордена, за исключением ордена св.ап. Андрея, имеют три степени. Высшим является орден св. Андрея, который имеет орденский знак и звезду.

http://azbyka.ru/sovremennaya-sistema-na...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010