Во время всенощного бдения вплоть до великого славословия Крест находится на св. престоле, перед ним горит свеча. На 9-й песни канона утрени стихи библейских песней заменяются 2 праздничными припевами (припевы для 9-й песни В. стали употребляться достаточно поздно, их нет в московских печатных Типиконах и Псалтирях XVII в.). В Русской Церкви с XV в. принято прибавлять к полиелею на праздничной утрене избранный псалом с величанием в качестве припева. В частности, на праздник В., согласно совр. рус. практике, во время пения полиелея духовенство не выходит на середину храма, а остается в алтаре (но св. врата открываются), чтобы 1-й раз величание прозвучало перед Крестом, находящимся на св. престоле. Помазание молящихся освященным елеем, в др. праздники на практике совершаемое после чтения Евангелия, в этот день переносится на конец утрени, после поклонения Кресту ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 366). На литургии антифоны и вся служба посвящены празднику (чтения, как в Типиконе Великой ц., состав Апостола и Евангелия отличается: 1 Кор 1. 18-24 и Ин 19. 6b - 11, 13-20, 25-28, 30-35). Чтения суббот и недель до В. и после В. в основном те же, что и в Типиконе Великой ц. (но Евангелие субботы перед В.- Мф 10. 37-11. 1, субботы по В.- Ин 8. 21-30). В воскресенье перед В. предписано петь прокимен из Пс 27 (из числа воскресных) и аллилуиарий из Пс 88. В неделю по В. прокимен и аллилуиарий праздника. Крест остается в храме вплоть до отдания праздника. Согласно совр. греч. Типикону (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 73-77), основанному на Иерусалимском уставе, но отражающему упрощенную греч. приходскую практику (см. Виолакиса Типикон ), всенощное бдение под В. не совершается; в конце вечерни трижды поется тропарь праздника Σσον Κριε τν λαν σου (        ). Утреннее Евангелие читается перед каноном (а не по 8-й песни, как в др. случаях совершения праздничной утрени), канон поется на 6. На литургии поют антифоны праздника, входное, к к-рому припевается Σσον μς Υ Θεο σαρκ σταυρωθες (            ), тропарь и кондак В.

http://pravenc.ru/text/155081.html

2307 Соединяемой с бдением; лития на вечерне, не соединяемой с бдением, указана только в памяти некоторых апостолов: 18 октября, 14, 16 и 30 ноября. 2308 Вениамин (Краснопевков-Румовский), архиепископ . Новая скрижаль: в 4 ч. СПб, 1858. Ч. I, 28. 2309 Симеон Солунский . О бож. мол., 339 (303). 2310 Ркп. Моск. Синод. библ 328/383, л. 3, 261 и мн. др. 2311 Облачение священника не указывается. В Киево-Печерской лавре первенствующий выходит на литию в епитрахили только поверх мантии, а сослужащие без епитрахилей в мантиях. Архиерей выходит в омофоре, епитрахили и клобуке. 2312 Выход на литию северными дверями при закрытых царских, которые не открываются совсем на вечерне после входа, соблюдается в значительных монастырях и соборах (например, в Киево-Печерской лавре, Успенском соборе) и многих великорусских селах; но в большинстве церквей выход совершается царскими дверьми. 2313 Служебник: «исходят вкупе», т. е. идут рядом, а не так, как на входе. При соборном служении диаконы идут сзади. 2314 Кекелидзе К., прот . Лит. груз. пам., 317. Дмитриевский А . Рецензия на «Церк. Уст.» Мансветова//Христ. Чт. 1888, II, 540. 2315 Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35, л. 9 об. Τυπικν , Венеция, 1743, л. 3. 2316 Goar . Εχολγιον , 4. 2317 Ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в., л. 3. 2318 Там же, ркп. 678/386 XV в., л. 6. 2319 Ркп. Музея при Киев. Дух. Ак. Аа 194 XVI в., с. 23. 2320 Старообр. уст., л. 6 (11 об.). 2321 Ευχολγιον . Αθ , 1902, 25. 2322 Царские часы Богоявлению, 9-й час, стих. 3. 2323 Следовательно, если служба храму имеет и литийные стихиры, необязательно петь здесь стихиру из их числа; в Киево-Печерской лавре на воскресной литии поется «О дивное чудо» (Успенская стихира на Господи воззвах), но в Московском Успенском соборе. «Подобаше самовидцем» (литийная) В Печерской лавре в пасхальный период: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси» 2324 См. Типикон, Нед. мытаря, блудного и т. п. 2325 См. Типикон, Неделя мытаря, блудного, мироносиц, расслабленного, Всех свв.; но ср. Неделю мясопустную и сыропустную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

На часах в будни Великого поста (как и при службе с «Аллилуия» малых постов), если не празднуется святой с полиелеем, вместо К. читаются тропари, помещенные в Часослове «на ряду». К. на Божественной литургии и изобразительных На полной Божественной литургии К. вместе с тропарями поются по малом входе . К. поются в честь тех же лиц и событий, в честь к-рых звучали тропари; также могут добавляться заупокойный К.       и общий К. Богородицы      или, на практике,-         (К.      предназначается только для заупокойного богослужения, а также для самых рядовых дней). Один из основных принципов пения тропарей и К. на литургии - «высшее место давать тем, в которых прославляется сравнительно высшее лицо» (см.: Там же. С. 299), т. е. сначала следует петь К. в честь Господа, потом - Божией Матери, далее - архангелов, затем - Предтечи, наконец - святых. Однако это правило не распространяется на «покрытие» (К., к-рый поется на «Слава и ныне:») - К. воскресный или храма Господа или Богородицы (т. е. освященного в честь господского или богородичного праздника), или общий К. Богородицы, или господского или богородичного праздника. Т. о., в храме Господа (т. е. освященном в честь одного из господских праздников ) сначала поется К. храма, затем - дня, затем - празднуемых святых, а на «и Ныне:» - Богородицы. В храме Богородицы: К. дня, святых, «и Ныне:» - храма. В храме святого: К. дня, храма, рядового святого, «и Ныне:» - Богородицы (см.: Типикон. Ч. 2. С. 1021-1040; также см.: Розанов. Устав. С. 299, 304-311, 428-430, 472-473, 677, 681, 684, 720; Никольский. Устав. 383-386). В воскресные дни К. храма, если он господский, опускается (так же и в господские праздники). На практике количество К. на литургии может сокращаться. По Виолакиса Типикону , на литургии всегда поется только один К. ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 32-34). Соответствие этому можно видеть и в рус. традиции архиерейского богослужения , где последний К. на литургии, как правило, исполняется священнослужителями в алтаре, т. е. выделяется из остального ряда.

http://pravenc.ru/text/1841894.html

– Столь свободным и изъятым от порабощения делает мое царское величество устроенный им монастырь; и пусть он навсегда останется таковым ( ο τω διαπαντς τηρηθναι), так чтобы никто не покушался на его самовластие. Но для того, чтобы и другим способом охранить монастырь от порабощения и от обид, поскольку живущих по божественным законам мало и большинство живет иначе, не отказывается мое царское величество придумать и устроить для него и человеческое покровительство и попечение ( φορε αν). Но кто из людей в состоянии оградить его от великих обид? Конечно, никто, кроме царя, ибо его Бог сделал сильнее всех, поскольку и над всеми поставил. Итак, попечителем будет царь, ограждая его державной рукой от всякого вреда и силу некую даруя монастырю для того, чтобы он мог оградиться от вреда, паче же взамен оную давая Богу. Наш преемник и наследник, вместе со всем остальным, что от нас унаследует, да наследует и право попечения о монастыре и ктиторского распоряжения в нем, и да предстательствует за него так же точно, как и тот, кто воздвиг его вначале» (Imperatoris Michaelis Palaeologi de vita sua opusculum nec non regulae, quam ipse monasterio S. Demetrii praescripsit, fragmentum//Христианское чтение. 1885. Кн. II. С. 563–568). 1517 В городе Таренте был императорский монастырь апостолов Петра и Павла. См.: Trinchera. Syllabus graecarum membranarum. P. 35. 1526 Τυπικν το τταλειτου// Σθας . Τ. I. Σ. 14; Miklosich et Müller. Acta et diplomata graeca. T. VI. P. 131; Χριστιανικα θναι. Δελτ ον τς στορικς κα θνολογικς ταιρ ας τς λλαδος, 1890. T. III. Σ. 90; Zhisman. Das Stifterrecht in der mórgen- ländischen Kirche. S. 40, 59, 61. 1527 I oannis Antiocheni Oratio de disciplina monastica et de monasteriis laicis non tradendis. Cap. VII-X//PG. T. CXXXII; π μνημα (1028) το πατριρχου λεξ ου περ διαφ ρων κκλησιαστικν ποθσεων// λλη κα Πτλη . Σνταγμα. T. II. Σ. 29–31. 1528 В 999 году Григорий Траханиот, императорский протоспафарий и катепан Италии, отдал во владение спафарокандидату Христофору Восоману монастырь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Прав.Хр. Церк., ч. 2, стр. 162). 1083 Мнимые старообрядцы говорят, что следует читать эти молитвы, обратясь лицом на восток, к алтарю, и осуждают Прав. Церковь , почему она так не поступает (Сборник, начинающийся историею о отцех и страдальцех Соловецких, л. 61-й на обор.). В Потребниках Филаретовском (лист 84-й на обор.) и Иосифовском (лист 76-й на обор.) сказано: «и прочтет настоятель или иерей молитвы сия от алтаря во услышание всем умильным гласом и не спешно». Выражение от алтаря не даст мысли ни такой, что молитвы должны быть читаны священником в алтаре, ни такой, что они должны быть читаны, хотя и вне алтаря, но обратясь на алтарь, к престолу Божию. Напротив, это выражение почти прямо дает такую мысль, что означенные молитвы должны читать в Царских дверях, обратясь к народу (Ист. древн. и ист. Прав. Хр. Церк., ч. 2, стр. 163). В Греческом Типиконе это выражено так: πχεtαι ευ=χν τα α=ò του Βματος μεγαλσφν Τυπικν... изд. παρα ντωνω τw Pινλλω_i, 1615 Γ.). Чтение же священником молитв, обратясь лицом к западу, Устав неоднократно предписывает, например, молитву: «Владыко многомилостиве», положенную на великом повечерии в посту и на всенощном бдении на литии (Тип., гл. 2), отпусты и другие. На Московском Соборе 166 6 / 7 года Московский Патриарх, по поводу разногласия мнимых старообрядцев с Православной Церковью, спрашивал, куда следует обращаться: на восток, или на запад лицом при чтении коленопреклоненных молитв на троицкой вечерне в день Пятидесятницы, и патриархи определили читать, обратившись к западу или народу; впрочем, тотчас замечают, что некоторые и на восток читают их, обратившись лицом к алтарю. Следовательно, соборным определением не осуждается и последний обычай, но утверждается первый, как постоянный и древний обычай Восточной Церкви (Опред. Моск. Соб. 166 6 / 7 г., в Прав. Собес., 1863 г., декабрь, стр. 362 и 363). 1084 Возглас после первой малой ектении: «Твое бо есть еже миловати и спасати нас, Господи Боже наш, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне», и т. д. По второй малой ектении: «Благоволением и благостию единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси со Пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом и ныне». После третьей малой ектении: «Ты бо еси упокоение душ и телес наших и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Патриарх Алексий не принял этого обычая.   192  Resp. 6. Μετ τς δας διαλκτου ερουργσουσιν, ντγραφα χοντες τν συνθων γιων εχν παραλλκτα. ibid. p. 452.   193  Patr. t. 155, col. 553, 556, 624. τερον δε στ (τυπικν) τ τς μεγλης κκλησας περ δ κα πσαι εχον κκλησαι (Ad. Gabr. Pentap. Resp. 56, col. 908).   194  Упоминается патриарший молитвенник «κ το υχολογου το πατριαρχικο» (Goar p. 833. Patr. t. 100, col. 1317).   195  Именно в день Благовещения псалмы: 71, 95, 148; на Рождество – 134, 109, 86; на Вознесение – 46, 23, 56 (Toscani р. 48, 60, 68).   196  θεν κα ς τ ρχαον φσι τνπικν τς μεγλης κκλησας, πατριρχης κατ τν τετρδα τς τυροφγου πρτος λειτοργει τ προηγιασμνα... κα κατ τν γαν κα μεγλην παρασκευν οτως ξαρχς προηγιασμνα τελετο (Respons. ad Gabr. Pentap. 56, col. 905).   197  От десятаго дне того же месяца полагается в святей велицей церкви честный крест и целуют и вси вернии. Таким образом, показания некоторых месяцесловов на 10, 11, 12, 13 сентября «ες τν προσκυνσιν τо τιμου ξλου» нужно понимать в собственном смысле, а не в смысле только предпразднства.   198  Лев Мудрый составил и тропарь великомученику Димитрию Солунскому. Его пели в день его памяти, во время литии перед обедней в Софийском соборе (De cerimon. p. 123).   200  Исключение составляет арх. Сергий, который упоминает о месяцеслове этой рукописи под именем Академического апостола 2-го (Апол. I, 89).   201  В святую Великую субботу вечером произносятся два антифона: первый и последний, потом «Господи воззвах» со следующим тропарём 6-го гласа «живоносное твое восстание славим, спасительное твое восстание славим человеколюбче». И бывает вход с евангелием; после произнесения «слава» восходит патриарх на сопрестолие и преподаёт мир, и тотчас говорится прокимен глас 8-й: «вся земля да поклонится тебе»... «воскликните Господеви»... «рцыте Богу коль страшна дела»... затем чтения. На втором чтении «светися, светися», сходит патриарх с сопрестолия и идёт в великую крестильницу и совершает там крещение, на сопрестолии же, на седалище его, полагается святое евангелие и остаётся здесь до начала второго входа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Τουλχιστον δο απ τους τσσερις υπογρφοντες – ο Ιωννης και ο Βασλειος Μποντναρτσοκ – γνριζαν για την πλαστογρφηση της υπογραφς στο «χειροτονητριο» του Βασιλεου, ενδιαφερμενοι για την απκρυψη της αλθειας. Ο πρεσβτερος και ο νετερος Σας-Ζουρακφσκι, ο πατρας και ο υις, ως μλη της ΟΑΟΕ, δεν μπορον να θεωρονται αντικειμενικο μρτυρες. Βιντεοσκπηση της «χειροτονας», στην οποα αναφρονται, πργματι γινε. μως στην περπτωση που ανακαλυφθε κποτε, θα δομε αυτος τους διους κατ σρκα αδελφος Μποντναρτσοκ και τον Βικντιο Τσεκλιν, και χι τον αοδιμο Αρχιεπσκοπο Βαρλαμ Ιλγιοσενκο, ο οποος παρλο που συκοφαντθηκε, μεινε πιστς στην κανονικ Ουκρανικ Ορθδοξη Εκκλησα. Φανεται τι εν προκειμνω στους δημοσιογρφους των συγκεκριμνων ιστοσελδων, παραμνει μνον νας τρπος να περισσουν την αξιοπρπει τους. Θα πρπει δημοσως να δεχθον ως πλαστ το αναρτηθν απ αυτος «Χειροτονητριο» και ως ψευδς τη «μαρτυρα των αυτπτων μαρτρων», ζητντας συγνμη απ το Ορθδοξο κοιν για την ακοσια παραπληροφρηση. Διτι αναμφισβτητο γεγονς παραμνει η λλειψη στω και τυπικν, εξωτερικν χαρακτηριστικν της αποστολικς διαδοχς απ τουλχιστον μα μερδα της «ιεραρχας» της οτως λεγμενης «Ορθοδξου Εκκλησας της Ουκρανας». Οι «επσκοποι» της πρην «Ουκρανικς Αυτοκεφλου Ορθοδξου Εκκλησας», η οποα εντχθηκε στην «ΟΕΟ», προρχονται απ τον πρην επσκοπο, ο οποος καθαιρθηκε νμιμα και δεχταν γραπτς τι αποχρησε « της Εκκλησας, ευρισκμενος εκτς του χρου αυτς», με σμπραξη ενς πιθανς επ " αμοιβ συμμετσχοντος πρην διακνου, απατενα και κομπιναδρου, προαγωγο ανηλκων αγοριν, του αυτοπαρουσιαζμενου ανλογα με περιστσεις ετε ως «επσκοπος της γνησας ορθοδξου εκκλησας», ετε ως «καθολικς επσκοπος», ετε ως «μυστικς αγγλικανς επσκοπος», ετε ως ψυχατρος με πτυχο της «σχολς της KGB». Και με αυτος τους «επισκπους» προτενεται τρα να «συλλειτουργσουν» αδελφικ οι Αρχιερες των Αγων του Θεο Εκκλησιν; Θα ερωτται κανες και λλο μετ απ αυτ, γιατ η Ιερ Σνοδος της Ορθοδξου Εκκλησας της Ρωσας, κρινε αδνατο να συνεχσει τα συλλειτουργε με σους με μα μονοκονδυλι δχθηκαν στην «κανονικ κοινωνα» ττοιους «ιερρχες»;

http://gr.pravoslavie.ru/124437.html

Но всё это епистимонарх исполнял по полномочию от настоятеля монастыря, который избирал его на должность, посвящал особым молитвословием 22 , требовал от него отчета и имел право устранить от исполнения обязанностей, поручив их другому лицу. А с другой стороны, епистимонарх исполнял только то, что приказывал игумен монастыря, подчинялся его воле, всецело руководился действовавшим в монастыре уставом и в нем находил и ясно намеченный круг своих обязанностей, и способы их осуществления. С его стороны не допускалось произвола в расширении обязанностей и применений способов действия, – он должен был только напоминать, побуждать, наблюдать, заботиться ( πομιμνσκειν, προτρπειν, πιτηρεν, ροντζειν). Устав монастыря был высшим критерием деятельности епистимонарха, а игумен – ближайшим его начальником, как подчинялись им и все должностные монастырские лица, и вся вообще обитель. Мы полагаем, что между епистимонархом монастыря и епистимонархом церкви была аналогия в характере полномочий и средствах их осуществления. В самом деле, и епистимонарх церкви – византийской василевс – обязан был, как видно из первой новеллы Исаака Ангела, охранять ( τηρεν) священные каноны и благочестивые законы, исправлять ( διορθον) то, что совершалось вопреки их велениям, не допускать нарушения ( μ θλων ποραθραεσθαι) церковных законов, апостольских и синодальных преданий и священных канонов. Всё это – каноны, предания и церковные законы – были для епистимонарха церкви абсолютным законоположением, данным иною властью – церковною, не подлежавшим в своем существ никакому с его стороны изменению, исправлению и т.п. Это высший критерий деятельности, которым епистимонарх и должен руководиться в своей церковной политике, это в своем роде устав – τυπικν, ποτπωσις, τυπικ διταξις и для византийского василевса. Он обязан был лишь наблюдать, чтобы в церковно-общественной организации все совершалось согласно с церковными канонами, преданиями и установлениями, и исправлять замеченные уклонения от церковных норм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

В письме к духовному брату, господину Комиту, о святых постах, которое издаётся под именем Дамаскина, также упоминается об обычаях этой церкви, как об авторитетных (Patr. t. 95, col. 63–78). Этот весьма любопытный литургический отрывок, содержит в себе несколько указаний о службе и пище в Великий пост и седмицу сырную. Не употребляя технического названия τυπικν, автор письма приводит эти правила под именем определения (ρος) и закона (νμος) церковного, который соблюдается и в храме Воскресения, т.е. в иерусалимской патриархии: «ον (т.е. νμον) κα ν τ γα Χριστο το Θεο μν ναστσει πιτελоμενον ιδαμεν». Далее здесь говорится об употреблении мяса в пасхальную неделю, и, следовательно, имеются в виду миряне и обычаи церквей мирских. Отсюда же перешёл в палестинский устав праздник обновления храма Воскресения и день Воздвижения креста. На праздник обновления сходились в Иерусалим настоятели палестинских монастырей ещё при жизни Евфимия и Саввы. Что касается обычаев константинопольских, то правило патриарха Никифора о разрешении на сыр и яйца в среду и пятницу сырной седмицы появляется в палестинском уставе почти одновременно с появлением его в столице. В типик Саввин оно было внесено уже в X веке и упоминается в летописях Александрийского патриарха Евтихия, который ссылается, на typicum Mar-Sabae в доказательство того, что Мельхпты (т.е. православные Сирийцы) в сырную неделю воздерживаются от мяса, употребляя только сыр, яйца и рыбу, согласно с правилом патриарха Никифора 161 . Заканчивая свой речь словами: quemadmodum ostensum in typico ecclesiae (как показано в церковном типике), автор хроники даёт понять, что этот обычай был принят во всей иерусалимской области. Из устава Великой церкви вошло сюда правило о совершении полной литургии в Великую пятницу, когда в этот день приходится Благовещение и бывает храмовой праздник (пандекты, слово 57 лист 579). Так как Никон Черногорец уже ссылался на это правило и говорит, что оно разделялось другими типиками, то значит, оно успело войти в практику больших монастырей ранее его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

T. IV. P. 473. 1605 Ibid. Т. VI. Р. 108. – Рекомендацию, подобную сейчас приведенной, дал иеромонах Нил своему ученику иеромонаху Иоакиму, которого он хотел оставить своим преемником по игуменству. Нил называет Иоакима мужем, засвидетельствованным в добродетели и благочестии, украшенным познаниями, разумом, духовным совершенством и остальными благими преимуществами, – много помогавшим своему учителю в благоустройстве обители... ( Miklosich et Müller. Op. cit. T. V. P. 425). Особенно характерен следующий факт. В 1050 году в монастыре Богоматери Кир-Зосима, близ крепости Нои в Южной Италии, собрались некоторые представители светской провинциальной власти, духовные лица и многие из граждан – по случаю смерти игумена Феодора. Здесь же был и брат покойного – монах Лука, надеявшийся быть преемником Феодора по игуменству. Когда было вскрыто завещание покойного, то в нем нашли распоряжение о предоставлении игуменской власти иеромонаху Феофилакту, который понес многие труды на пользу обители... Лука, услышав о такой воле брата, нимало не протестовал и, хотя рассчитывал быть преемником своего брата, однако, беспрекословно согласился уступить это право Феофилакту и даже собственноручно поднес ему игуменский жезл ( Trinchera. Op. cit. Р. 46). 1609 В уставе императрицы Ирины предлагается такая формула поставления: «Пресвятая Богородица Благодатная определяет тебя на такое-то служение». См.: PG. Т. CXXVII. Col. 1039. Ср.: Typicum Nili//Mikl. et Mül. Op. cit. T. V. P. 416. 1611 Τυπικν Χριστοδολου. Σ. 96–98; Τυπικν Ερ νης. К. 18//PG. Τ. CXXVII. Col. 1029, 1033; Typicum Leonis//Miklosich et Müller. Op. cit. T. V. P. 180; Typicum Nili//Ibid., 413–415. 1614 Τυπικν Ε ρ νης//PG. T. CXXVII. Col. 1028; Typicum Nili//Miklosich et Müller. Op. cit. T. V. P. 413. 1616 κολουθ α το σ ου Χριστοδολου. Σ. 96; Typicum Nili//Miklosich et Müller. Op. cit. T. V. P. 412. 1619 Typicum Nili//Miklosich et M ü ller . Op. cit. T. V. P. 414. Cp.: Τυπικν Ερ νης//PG. T. CXXVII. Col. 1029. 1625 Τυπικν Ερ νης//PG.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010