и совр. рус. Типиконах, но канон поется с меньшими повторениями (на 6), а седален и кондак в каноне опущены; во время пения канона священнослужители облачаются к совершению литургии ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 362-367). В совр. практике мон-рей Св. Горы Афон службы В. с. совершаются так, как это предписано Иерусалимским уставом; в ряде мон-рей непорочны с похвалами поются не перед каноном утрени, а после него (аналогично греч. приходской практике; впервые такая традиция появляется в Типиконах XVI в.- напр., Ath. Philoth. 153). Вся утреня В. с. совершается перед плащаницей, как перед св. престолом, произносятся все возгласы и т. д. Непорочны исполняются так: стихи псалма читает чтец, припевы поют священники, игумен в начале похвал совершает каждение храма, говоря каждому: «Καλν Ανστασιν!» (С Воскресением!). В конце великого славословия совершается шествие с плащаницей; кафоликон (главный храм мон-ря) обходят трижды, делая остановки, на к-рых произносятся особые прошения. После 3-го обхождения священники останавливаются у входа в храм, держа плащаницу, все молящиеся проходят под ней, после чего плащаницу уносят в алтарь. Во время литургии В. с. игумен усыпает пол храма лавровыми листьями, к-рые остаются в храме до Антипасхи ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 621-721; [ Χρυσστομος ( Κατσουλιρης ) , ρχιμ. ]. Σ. 207-212, 218). Совпадение В. с. с Благовещением Особая глава, описывающая порядок служб при совпадении В. с. с Благовещением Пресв. Богородицы , имеется уже в студийских Типиконах - напр., Мессинском. В совр. рус. Типиконе (Типикон. [Т. 1.] С. 571-574) этому посвящена 17-я из благовещенских глав . Если Благовещение случается в В. с., последование праздника (Благовещения) и дня (В. с.) совершаются вместе, при этом всенощное бдение отсутствует, накануне бывает вечерня, а в день праздника - утреня. Особенности утрени при таком совпадении: на «И ныне:» на «Бог Господь» - тропарь праздника (тропарь « » отменяется); после непорочных - полиелей и Евангелие праздника; по Пс 50 - стихира праздника; каноны Благовещения и В. |
Феодора Студита , Письмо 164 (M.P.G. т. 99, с. 1251): «Если после надлежащего пострижения некоторые отступают к дурному, настойчивы в своих злодеяниях и неизлечимы в душевных болезнях, их следует извергнуть из братии, подобно загнившим членам тела»; Афанасия Афонского , Типикон [θανασου θωτου, Τυπικν, H. U. A. σελ. 112]: «Окончательно изгоняется из Лавры и отторгается подобно загнившему и испорченному члену тела Церкви»; Типикон Лавры Святого Саввы [Τυπικν Λαρας το γου Σββα, B.Z. τ. III, σελ. 169]: «Таковой изгоняется»; Типикон монастыря Богородицы Благодатной, глава 13 (Τυπικν . Μονς Θεοτκου τς Κεχαριτομνης Acta, τ. 5, σελ. 344, 386); 1-ый Типикон Иоанна Тсимисхия [Α Τυπικν ωννου το Τσιμισκ, H. U. A. σελ. 146]; Михаила Аталлиата , Типикон, глава 6 [Μιχαλ το ταλλειτου, Τυπικν, Acta, τ. 5, σελ. 313]; Леонта , епископа Аргонавплии, Типикон монастыря в Арее Аргонавплии, глава 9 [Λοντος, πισκπου ργοναυπλας, Τυπικν . Μονς ρεας ργοναυπλας, Acta, т. 5, σελ. 186]; Преподобного Нила , Типикон монастыря Богородицы Махеры, глава 11 [ς. Νελου, Τυπικν . Μονς τς Θεοτκου το Μαχαιρ, Acta, τ.5, σελ. 406]; Гавриила III , Вселенского Патриарха, документ, том за 1705 г., об управлении монахами Синая, статья 10 [Γαβριλ Γ, Οκ. Πατριρχου, Σιγιλλιδης τμος π το τους 1705 περ τς νν Σινατν διοικσεως, Κ.Δ.Π.Θ.Ι. σελ. 123, 1868]; Германа IV, Вселенского Патриарха, документ о монастыре Святой Анастасии Узорешительницы, глава 25 [Γερμανο Δ, Οκ. Πατριρχου, Σιγλλιον περ τς . Μονς γας ναστασας τς Φαρμακολυτρας Γ.Π. τ. 4, σελ. 303]; Иеремии I , Вселенского Патриарха, завещание о монастыре Ставроникиты, [ερεμου Α, Οκ. Πατριρχου, Διαθκη περτς . Μονς το Σταυρονικτα, Γ.Π. τ.3, σελ. 569–570]. Юстиниан сурово оценивает уход из монастыря, определяя в законе 57, что «скитальческий образ жизни не свойственен монашескому терпению», и предписывает через законы 57 и 133 5 в отношении непослушных монахов: «Такого следует тотчас изгнать из монастыря». Но и более позднее государственное законодательство [Β. Δ. α.κγ.] одобряет эти меры, предписывая: «Так что таковой будет изгнан из монастыря». |
1381 ποτπωσις θεοφιλς γουν διταξις το σ ου πατρς μν Χριστοδολου. κολουθ α etc. Σ. 92; Τυπικν τς σεβασμ ας μονς τς περαγ ας Θεοτ κου, τς κεχαριτωμνης, τς κ βθρων νεουργηθε σης κα συστσης παρ τς εαρεσττης Αγοστης Κυρ ς Ερ νης τς Δουκα νης//PG. Τ. CXXVII. Col. 1124; Typicum monasterii in Area, editum a conditore ejus Leone episcopo Agros et Nauplii//Miklosich et Müller. Acta et diplomata graeca. T. V. P. 187; Typicum monasterii sanctae Mariae Machaeradis in insula Cypro, editum ad hieromonacho Nilo, episcopo Tamassi, conditore coenobii//Miklosich et Müller. T. V. P. 426; Завещание св. Афанасия Афонского // Антонин (Капустин) . Заметки поклонника св. Горы. Киев, 1864. С. 184; Τυπικν τς βηρικς μονς χς περαγ ας Θεοχ κου, χς πον. Πεχριχζονιτσσης//Musaeus. Ρ. 175, 186, 188; Типик св. Саввы Сербского , данный афонскому Хиландарскому монастырю//Гласник Сербской ученой Дружины. T. XX. Белград, 1866. С. 192, 200. 1382 Устав Константинопольского патриарха Алексея. Рукопись Московской Синодальной б-ки. 330. Л. 238 об. 239; Τυπικν Γρηγορ ου Πακουριανο//Musaeus. P. 176; Устав монастыря Николая Казолы//Diehl Ch. Le monast re de s. Nicolas di Casole//Mélanges d’ archeologie et d’histoire. 1886. T. VI. P. 185. 1383 Typicum Nili//Miklosich et Müller. T. V. P. 422–423; Τυπικν Αγοστης Ερ νης τς Δουκα νης. К. 50//PG. T. CXXVII. Col. 1072. 1384 Eustathius, Thessalonicensis metrop. De emendanda vita monachica. Cap. 171//PG. T. CXXXV. Coi. 872. 1386 Teophilactus , Bulgariae archiepiscopus. Epistola V: Domno Nicephoro Char- tophylaci//PG. T. CXXVI. Col. 365. 1387 Антонин (Капустин) . Заметки поклонника св. Горы. С. 175. Ср.: Typicum Nili//Miklosich et M ü ller . T. V. P. 430; Διταξις σν Θε γενομνη παρ Μιχαλ πατρικ ου νθυπτου, κριτο π το πποδρ μου κα το β λου, το τταλειτου, π τ παρ’ ατο σσταντι πτωχοτροφε φ κα τ μουαστηρ ω// Σθας . Μεσαιων. Βιβλ. T. I. Σ. 23; Τυπικν Γρηγορ ου Πακουριανο. Σ. 178, 188; Устав Саввы Сербского //Чтения в Имп. об-ве истории и древностей российских. 1867. Ч. IV. С. 11. |
244 Из второго тома взяты правила Двукратного собора 861 г. ( σ. 647–704), а из пятого – 1) синодальное определение патриарха Алексея от ноября 1027 г., знакомящее с условиями харистикарного способа владения монастырями ( σ. 20–24) и 2) его же синодальное определение от января 1028 г., содержащее интересный материал для знакомства с положением монастырей ( σ. 25–32). 245 Отсюда заимствовано распоряжение патриарха Луки Хрисоверга (1156– 1169) о поставлении в игумены монастыря постриженника чужой обители (lib. III, р. 222). 248 Взяты акты под 7–16 из числа относящихся к истории монастыря св. Павла на горе Латре и 107 из актов монастыря Богородицы Лембо близ Смирны. 251 Testamentum abbatis Theoctisti//Miklosich et M ü lier. Acta et diplomata graeca. T. VI. P. 106–110. 252 Πρτον τυπικν το γου ρους, γεγονς περ τ 971 σωτριον τος. Порфирий . История Афона. Ч. III. С. 265–276. 253 Τυπικν δετερον το γ ου ρους γεγονς δι προσταγς το οιδμου εσεβος ατοκρτορος Κωνσταντνου Μονομχου τ 6554 τει κατ μνα σεπτβριον, νδικτινος δ´//Порфирий . История Афона. Ч. III. С. 277–289. 254 Часть этого устава издана г. Гедеоном в его книге О θως, σελ 245–272, под заглавием: Τυπικν τοι κανονικν το σ ου κα θεοφρου πατρς μν θανασου το ν τ θ. Другая часть предложена в переводе архимандритом Антонином в сочинении «Заметки поклонника св. Горы» (Киев, 1864), где помещены церковный устав и завещание св. Афанасия. 255 Славянская рукопись Московской синодальной б-ки, 330//Горский и Не- воструев. Описание славянских рукописей Московской Синод. б-ки. Отд. III. Ч. I. С. 256–259. 256 Διταξις σν Θε γενομνη παρ Μιχαλ πατρικου νθυπτου, κριτο π το πποδρμου κα το βλου, το τταλειτου, π τ παρ’ ατο σσταντι πτωχοτροφε κα τ μοναστηρ, καθ ς φελει τελεσθαι τ π’ ατος χρις ανος, ες δξαν Πατρς κα Yιο κα γου Πνεματος// Σθας. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Τ. I. Σ. 14–66. Paris, 1876. 257 Τυπικν τς ερ ς κα σεβασμας βηρικς μονς τς τιμωμνης ες νομα το Κοιμσεως τς περαγας Θεοτκου, τς πονομαζομνης Πετριτζονιτσσης τ ποον ξετθη παρ σεβαστο κα μεγλου δομεστικο τς δσεως κυρου Γρηγορου Πακουριανο ξ βηρας λκοντος τ γνος, κα γρφη ες λληνικν, βηρικν κα ρμενικν διλεκτον π τς βασιλεας λεξου το Κομνηνο, ν τει σωτηρ 1084. Устав помещен в брошюре: Γρηγριος Πακουριανς μγας δομεστικς τς δσεως κα τ π ατο τυπικν τς μονς τς Θεοτκου τς Πετριτζονιτσσης. Dissertatio philologica, quam scripsit ad summos in philosophia honores ad amplissimo philosophorum Jenensium ordine rite impetrandos Georgius Musaeus Stenimachites. Lipsiae, 1888. |
Принятый ныне в РПЦ Типикон предписывает петь З. на литургии праздников: Рождества Пресв. Богородицы (здесь же говорится и о пении З. вообще во все Господские и Богородичные праздники), Рождества Христова, Благовещения Пресв. Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы, а также Великих четверга и субботы. В совр. практике З. поются также и на литургиях всех остальных двунадесятых праздников : Воздвижения Креста Господня, Введения Пресв. Богородицы во храм, Богоявления, Сретения Господня и, кроме того, в Лазареву субботу. Помимо дней самих двунадесятых праздников и Пасхи З. поются и за литургиями в периоды попразднств, до отдания включительно (Типикон содержит соответствующие указания лишь для праздников Рождества Христова, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы). При этом З. Пасхи не поется в дни Преполовения Пятидесятницы и отдания (но не попразднства) этого праздника, т. к. в эти дни поется З. Преполовения. В совр. греч. практике З. исполняется лишь в сам день того или иного праздника и в день его отдания, тогда как в периоды попразднств, если на утрене есть «Величит душа Моя Господа», на литургии поется обычное «Достойно есть» (см.: Ργας Γ. Τυπικν. Θεσσαλονκη, 1994. Σ. 128-129. (Λειτορυγικ Βλατδων; 1); Βιολκης. Τυπικν. Σ. 38-39). Кроме того, выбор З. в греч. традиции отличается от русской. так, на Преображение Господне в качестве З. используется тропарь 7-й песни 2-го праздничного канона Νν τ νκουστα κοσθη (при этом на отдание З. служит, как обычно, ирмос 9-й песни канона), на Рождество Христово и Богоявление в день праздника З. служит ирмос 1-го канона праздника, а на следующий день и на отдание - ирмос 2-го канона (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 125, 126, 145, 146; Τυπικν τς θω ερας μονς το γου Διονυσου. Αγιον Ορος, 2004. Σ. 132, 140, 159, 165). Поскольку по месту в службе З. является аналогом «Достойно есть», он часто уподобляется этому песнопению и по структуре. |
1390 По уставу Пакуриана монахам выдавалась от монастыря только первая одежда, а потом они получали взамен ее жалование, на которое должны были покупать себе необходимые вещи для одеяния и обувь. Игумен получал на этот предмет 36 гросий ( γρ σια); 15 монахов, из которых 10 были должностные монастырские лица, а 5 – наиболее почтенные иноки, получали по 20 гросий; следующий за ними ряд, состоявший также из 15 иноков, получал по 15 гросий на брата; наконец, третья и последняя группа в составе 20 человек получала по 10 гросий на человека (Musaeus. Р. 182, 183). Такая же практика имела место в Хиландарском монастыре на Афоне по определению устава св. Саввы Сербского . Устроитель монастыря вначале положил было выдавать на каждого «рясы швенны», но когда стали выходить жалобы, будто одному дано лучше, а другому хуже, то он установил вместо выдачи натурой давать каждому из братьев на одежду определенную сумму денег – «самим себе куповати одежды» – и только вновь приходящим выдавать рясу и срачицу. См.: Гласник... Т. XX. С. 197–198. 1391 ποτπωσις το Χριστοδολου. Σ. 87; Τυπικν τς μονς Θεστ κου Πετριτζονιτσσης//Musaeus. Ρ. 171; Τυπικν τς μονς Θεοτ κου τς κεχαριτωμνης. Κ. 2, 44, 49, 50, 51, 55; PG. Τ. CXXVII; Устав патриарха Алексея. Рукопись. Л. 223 и об. 224 и об. 225; Устав св. Саввы Сербского //Гласник... Т. XX. С. 199; Устав св. Афанасия// Антонин (Капустин) . С. 212. 1398 Τυπικν Πακουριανο//Musaeus. Ρ. 181; Τυπικν Ερ νης. К. 17//PG. Τ. CXXVII. Col. 1032. 1401 Typicum Nili//Miklosich et Müller. T. V. P. 421; Устав патриарха Алексея. Рукоп. Л. 230; Устав императора Иоанна Комнина, данный в 1136 г. монастырю Пантократора в Константинополе//ЖМНП. 1887. XI. С. 69. 1410 Zachariae A. Jus graeco-romanum. Pars III. Col. II. Nov. V imp. Leonis Philosophi. T. VI. P. 77–78. 1411 Theod. Balsamonis ecclesiasticarum constitutionum collectio in codice et digestis et novellis constitutionibus//PG. T. CXXXVIII. Col. 1152. 1420 Zachariae A. Jus graeco-romanum. Pars III. Col. II. Nov. imp. Leonis Philosophi. T. X. P. 81–82. |
1421 Theod. Balsamonis constitutionum ecclesiasticarum collectio ex editis post codicem novellis//PG. T. CXXXVIII. Col. 1293. 1424 Theod. Balsamonis Collectio ex editis post codicem novellis//PG. T. CXXXVIII. Col. 1286–1296. 1425 5-е правило Двукратного соб.// λλη κα Πτλη . Σ νταγμα , Τ . 11. Σ. 663; Τυπικν Ερ νης. Κ. 30//PG. Τ. CXXVII. С. 1048; Typicum Nili//Miklosich et Müller. T. V. P. 406; Устав Саввы Сербского //Чтения в Имп. об-ве истории и древностей российских 1867. IV. С. 10. 1426 Св. Никон Метаноите был пострижен после двухгодичного испытания (Vita... Martene et Durand. Veter. script. amplis. coll. T. VI. P. 842), Св. Нил Россанский – через десять дней после прихода в монастырь (Vita... PG. Т. СХХ. С. 33), св. Михаил Малеин – на четвертый день (Житие... Душеполезное чтение. 1890. T. X. С. 234). Первый афонский устав определил подвергать пришельцев испытанию в продолжение целого года (§ 3. Порфирий. История Афона. Ч. III. С. 327). А Зонара в толковании на 5-е правило Двукратного собора свидетельствует, что в его время некоторые из игуменов ставили собственные желания выше канонов и только что прибывших постригали немедленно, а других – спустя несколько дней. См.: λλη κα Πτλη. T. II. Σ. 664. Cp.: Photii, patr. Const. Epistolae. Lib. II. Ep. 30//PG. T. CII. Col. 841, 844. 1428 2-е правило Двукратного собора// λλιι κα Πτλη. Σνταγμα. T. II. Σ. 654; Πρτον τυπικν το γ ου ρους. § 3//Порфирий . История Афона. 4. III. С. 327. 1429 Imp. Alexii Comneni novella de jure patriarchae circa monasteria//Zachariae A. Jus graeco-romanum. Pars III. P. 409. 1430 ποταγ ναιρε τν μακαρ αν ποταγ ν: Typicum Nili//Miklosich et Müller. T. V. P. 407. 1431 Imp. Alexii Comneni novella de jure patriarchae circa monasteria//Zachariae А . Pars III. P. 409. 1432 Τυπικν τς Ερ νης//PG. T. CXXVII. Col. 1013, 1016; Δ αταξις Μιχαλ ττα– λειτου// Σθας . I. Σ. 32; Typicum Leonis//Miklosich et Müller. T. V. P. 185; Typicum Nili//Ibid. P. 407. 1434 Τυπικν τοι κανονικν το σ ου κα θεοφ ρου πατρς μν θανασ ου το ν τ θ// Γεδεν . θως. ν Κωνσταντινουπ λει, 1885. Σ. 258–259. |
25 For further information on the development of the Triodion, see E. Theodorou, H Μορφωτικ ξα το σωοντος Τριωδου . 26 For additional information see P. N. Trembelas, κλογ λληνικς ρθοδξου μνογραφας ”(Athens, 1949). N. P. Papadopou1os, “μνογρφοι δεσπτων ορτν in κκλησα (1953) 109. K. Mitsakes, Βυζαντιν μνογραφα (Athens, 1986). A. Fitrakis, κκλησαστικ μν Ποησις, 1956. G. Florovsky, " Hymnographers, Polemicists and Florilegia " in his collected works, vol. 9, The Byzantine Fathers of the Sixth to Eighth Century (Belmont,1987), pp. 19-34. H. J. W. Tillyard, Byzantine Music and Hymnography (London, 1923). E. Wellesz, A History of Byzantine Music and Hymnography (Oxford, 1961). S. J. Savas, The Treasury of Orthodox Hymnology . Triodion (Minneapolis, 1983). The Lenten Triodion, pp. 40-43. Dimitri Conomos, Byzantine Hymnography and Byzantine Chant (Brookline, 1984). 27 The Typikon is the Book of directives and rubrics, which regulate the order of the divine services for each day of the year. It presupposes the existence of other liturgical books which contain the fixed and variable parts of these services. In the strict monastic sense, the Typikon of the monastery includes both the rule of life of the community as well as the rule of prayer. 28 SeeA. Calivas, Χρνος Τελσεως τς Θεας Λειτουργας , p. 197ff. 29 On the development of the Typikon, as well as the origins of the daily services, see A. Schmemann, Introduction to Liturgical Theology (Crestwood, 1966 and 1986). M. Arranz, " Les grandes etapes de la Liturgie Byzantine; Palestine-Byzance-Russie. Essai d " apergu historique, " in Liturgie de Piglise particuliere et liturgie de Piglise universelle, 43-72. BELS 7 (Rome: Edizion: Liturgiche, 1976). R. Taft, The Liturgy of the Hours. The Study of Liturgy, eds. Jones, Wainwright, and Yarnold,1978, pp. 208-22 and 350-69. AndA. Calivas, Χρνος Τελσεως τς Θεας Λειτουργας . ForthetextsofvariousTypikasee, Tupikav (Kiev, 1895 andHildesheim, 1965); andA. Papadopoulos-Kerameus, νλεκτα εροσολημιτς Σταχυολογας 2 (Petersburg, 1894). Seealsothe: Τυπικν κκλησιαστικν κατ τ φος τς Χριστο Μεγλης κκλησας, το Κωνσταντνου Πρωτοψλτου (Constantinople, 1838). Τυπικν τς το Μεγλης κκλησας, το Γεωργου Βιολκη (Athens, N.D.). Τυπικν τς κκλησιαστικς κολουθας τς ν εροσολμοις γας Λαρας το σου κα Θεοφρου Πατρς μν Σββα , κδ. εροδιακνου Σπυρδωνος Παπδοπολου; (Venice, 1771). |
Типик того же времени и того же состава. Τυπικν τς γας κα μεγλης μονς (т.е. лавры Афанасия 6940 – 1432 г) γρφη ν τ μ μον τ μεγλ λβρα τ συγκειμνη τ το θνος ρει. Написан монахом Дионисием в 6940 – 1432 г. Gardthaus. S. 321, 358; упоминается у Питра Spicil solesm ΙV p. 567. В Нанианской библиотеке: (Mingarelli codices Naniani) пергаменный устав XIII b., состоит из типика, Марковых глав и пасхалии. на бомбицине XIV b., – неполный, с замечательной записью на конце: «τελειθη τ παρν τυπικν το σου πατρς μν Σβα κα το σιου πατρς μν Μρκου το ν τ γ λαρ το θω. Gardth. S. 356, 1374 г. на бумаге, состоит из устава и Марковых глав. В Бодлеевой библиотеке иерусалимский типик XV b (Catalog. codd. manusc. Bibl. Bodl. Miscellanea), под Тоскани (Ad typ. graecor. animadvers. p. 7) отмечает пять иерусалимских уставов, из которых первые четыре находятся в Ватиканской библиотеке, а пятый в Крипто-ферратской. из Ватиканской библиотеки, написан в 1317 г. Нилом иеромонахом в городе, называемом Τυφρει (по Алляцию) и Τφρει (по Тоскани, которому следует архимандрит Сергий), по распоряжению и на издержки (ξ πιτροπς κα μχθου) Фомы Сирийца в России, в монастыре святых мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата. Алляций (De Nilis p. 86) приводит запись писца «χειρ μαρτολο γραφως Νελου τχα ερομονχου γραφεσα». Таким образом, устав писан не Фомой Сирийцем (как сказано у Тоскани и архимандрита Сергия), а Нилом иеромонахом для Фомы Сирийца, который, конечно, разумеется под именем владетеля рукописи «σν τ κεκτημν ατν». О составе рукописи ничего не известно. Cod. Palat. Под заглавием «τυπικν τς λαρας του γου Σβα κα τς λαρας το γου θανασου το θω (соединение иерусалимского со святогорским), написан каким-то Георгием, в 1373 году. Из Ватиканской библиотеки неизвестного времени и писца. Из Ватиканской библиотеки, написан каким-то Мануилом, по мнению Тоскани, XV–XVI века. Что же касается мнимой особенности, которую Тоскани находит в прибавлении к заглавию этого типика, что «последование сие совершается и в прочих монастырях иерусалимских», то эта прибавка встречается и в других типиках и не заключает ничего выдающегося. |
— «Ундина» 16, 101, 106, 386 З агоскин Михаил Николаевич 13, 24, 40, 42–44, 256, 366, 369–371, 421 — «Недовольные» 371 Залесский Богдан 14, 88, 382, 383 Запорожье 15, 19, 21, 25 Зарг, лицо неустановленное 107, 388 Зедергольм Карл Альбертович 431 Зедергольм Надежда Карловна 280, 302, 304, 328, 337, 431, 438, 445 Золотарев Иван Федорович 15, 132, 133, 148, 151, 394, 397 И ванов Александр Андреевич 15, 19, 26, 27, 249, 251, 289, 338, 339, 344, 346, 348–350, 353, 354, 356, 359, 360, 418, 419, 434, 435, 448, 450–455 Иванов И. 373 — «Вид Невского проспекта» 47, 373 Изола Белла, остров 118, 390 Иноземцев Федор Иванович 242, 416 Иордан Федор Иванович 289, 339, 349, 435, 448, 459 Ипатьевская летопись 116 Исаев 211, 219 Искио, остров 167 Испания 62, 81, 89, 380 Италия 19, 24, 34, 42, 57, 59, 74, 75, 78, 80, 81, 86, 87, 93, 95–98, 104–107, 109–114, 117–119, 121–124, 127, 129, 135, 137, 139, 142, 146, 157, 159, 161, 164, 165, 167, 173, 176, 179, 183, 194, 199, 212, 225, 231, 234, 240, 246, 294, 296, 299, 305, 315, 324, 338, 350, 354, 360, 380, 390, 391, 394, 415, 434, 435, 448, 450, 452 К авказ 218 Казанович Е. П. 429, 453, 454 Казань 205 Кайсевич Иероним 391 Калам 173 Камчатка 315, 441 Каневский, художник 146, 396 Капнист Василий Васильевич 430 Капнист Иван Васильевич 278, 280, 430 Капри 164 Карамзин Александр Николаевич 37 («Карамзины»), 367 Карамзин Андрей Николаевич 112, 131, 367, 389, 393 Карамзин Николай Михайлович 16, 364, 367, 388, 393 Карамзина Екатерина Андреевна 37 («Карамзины»), 367 Карамзина Софья Николаевна 37 («Карамзины»), 367 Каратыгин Василий Андреевич 230, 412 Каратыгин П. А. 368 Карафа М.-А.-Ф. 200 («Фридрих»), 407 — «Эдинбургская темница» 200, 407 Карл Великий 53, 56, 225 («Карломанов») Карлсбад 165 Карлсруэ 15 Карташевская Надежда Тимофеевна, рожд. Аксакова 442 Карташевский Григорий Иванович 322 («узнала великую утрату»), 442 Кастелламаре 17, 167, 239, 415 Касти Джамбаттиста 143 («Autori burleschi italiani» — ), 173, 396, 403 Каченовский Михаил Трофимович 27 |
| |