Указания рус. Типиконов XV - нач. XVII в. о «Б. м.» аналогичны указаниям греч. рукописей Иерусалимского устава и совр. рус. Типикона. В рус. окозрительных уставах часто встречается служба, когда на вечерне поют «Б. м.», хотя на утрене нет полиелея: 1 сент. (когда и в наст. время совершается такая служба), 28 сент., 19 окт., 5 и 8 нояб., 11 и 27 янв., 9 февр., 11 и 30 марта, 26 апр., 2 и 28 мая, 9 и 15 июля (Окозрительный устав архиеп. Новгородского Геннадия. М., 2000. С. 17-22). Рус. первопечатный дониконовский Типикон 1610 г. при пении 1-й кафизмы в субботу вечером указывает малую ектению только по окончании всей кафизмы (Л. 6 об.). Эта традиция отражена и в певч. книгах (Обиход. М., 1911; Успенский. С. 44-45), и даже в принятом ныне в РПЦ Служебнике (Т. 1. С. 15-16). В Типиконе 1634 г. малая ектения назначается после каждой «славы» (Л. 4об.). В афонских мон-рях в наст. время «Б. м.» всегда поется или читается в субботу вечером, за исключением Господских праздников (Святогорский устав. С. 47). Различается манера стихословия «Б. м.» на бденной и полиелейной службе: в дни памяти полиелейных святых «поскору (на 5-й глас) поется первая «слава» первой кафизмы» (Там же. С. 63); в дни памяти бденных святых «после произнесения диаконом великой ектении чтец возглашает: «Муж. Аллилуия», и певчие начинают медленное «Блажен муж...» на 8-й глас» (Там же. С. 71). В великие Богородичные праздники «Б. м.» отменяется (кроме воскресений - Там же. С. 80). В великие Господские праздники «Б. м.» всегда опускается, даже при совпадении с воскресным днем (нек-рые мон-ри - напр., св. Павла - сохраняют воскресное стихословие «Б. м.» - Там же. С. 82). В престольные праздники «Б. м.» тоже опускается (Там же. С. 88). По приходскому Виолакиса Типикону , используемому ныне в греч. Церквах, «Б. м.» употребляется примерно так же, как и в рус. Различие в том, что «Б. м.» не поется накануне Рождества Христова, Богоявления, Преображения (даже если они случаются в воскресный день) и Пятидесятницы. Но на праздники Входа Господня в Иерусалим, Антипасхи, а также Воздвижения, случившегося в воскресный день, «Б. м.», как и в РПЦ, поется ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 6-7).

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 62  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Литература См. раздел: " Православная художественная литература " .   1. Автор стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны», написавший это произведение за полгода до своей смерти и выразивший в нем личный опыт переживания молитвы преподобного Ефрема Сирина. 1 Давыдов Д.В. 2 Кюхельбекер В.К. 3 Пушкин А.С. 4 Бунин И.А. Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Отцы пустынники и жены... Тест: Литургика См. раздел: Литургика - наука о богослужении.   1. Что из названного читается (поется) на вечерне? 1 Шестопсалмие 2 Лития 3 Полиелей 4 «Ныне отпущаеши…» 5 «Богородице Дево, радуйся…» 6 Великое славословие Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Вечерня Ответить Пройти весь тест 2. Что из названного читается... Тест: География Нового Завета См. также: География Евангелий.   1. Назовите город, в котором родился Иисус Христос. Вопрос без списка ответов, с самопроверкой  После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку " Ответил правильно " или " Ответил неправильно " .  Материалы для изучения: Вифлеем – родина Христа Правильный ответ: Вифлеем Материалы для изучения: Вифлеем... Тест: Изречения Иисуса Христа 1. Дополните высказывание: Не хлебом одним будет жить человек, но ... Вопрос без списка ответов, с самопроверкой  После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку " Ответил правильно " или " Ответил неправильно " .  Материалы для изучения: Евангелие от Матфея, 4:4 Правильный ответ: всяким словом, исходящим из уст Божиих... Тест: Богослужебный Устав 1. Как называется книга, являющаяся Богослужебным Уставом Православной Церкви? 1 Минея 2 Апостол 3 Типикон 4 Октоих Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Типикон Комментарий: «Типикон сиречь Устав» – прочитаем мы на самой первой странице Типикона. Слово «типикон» переводится с греческого Τυπικν от τπος как «образец, вид, норма». Типикон является образцом идеального богослужения и...

http://azbyka.ru/test/page/12

Убиение прав. Захарии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 14) Убиение прав. Захарии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 14) В иерусалимских Типиконах разных редакций, начиная от ранних (см.: Lossky. Typicon. P. 158-159) и вплоть до нынешних, устав службы 5 сент. практически не менялся, сохраняя сходство со студийскими Типиконами. На «Господи, воззвах» стихиры З. поются на 6, канон на утрене также на 6, т. о., З. относится к «святым, поемым на 6» (см. ст. Знаки празднков месяцеслова ). В XVI в. в рус. списках иерусалимских Типиконов начинают регулярно ставить красный знак 3 точек в полукруге (), обозначающий малый праздник; начиная с 1-го московского издания Типикона 1610 г., 5 сент. ставится черный знак (), означающий «святого, поемого на 6». На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий, как в Евергетидском Типиконе, Апостол Евр 6. 13-20. В греч. Типиконах сохраняется то же последование, однако в Минеях количество песнопений З. увеличилось - добавлены стихиры на стиховне вечерни, славник на стиховне утрени исчезает. В Типиконе мон-ря прп. Дионисия (Τυπικν τς ν Αθ μονς το γου Διονυσου. Αγιον Ορος, 2004. Σ. 12-13) 5 сент. указываются стихиры З. на стиховне вечерни, они же повторяются на утрене на хвалитех, после чего поется великое славословие. В Типиконе протопсалта Константина (К-поль, 18512, Венеция, 1869) содержится краткая глава о совпадении 5 сент. с воскресным днем, отражающая ту же традицию празднования З. с пением великого славословия (на хвалитех указано пение стихир З.). В рус. Минеях, начиная с московского издания 1724 г., печатается также 2-я служба в честь З. и Елисаветы для торжественного совершения памяти Елисаветы (ради тезоименитства дочери имп. Петра I), число песнопений З. остается неизменным. Последование З., содержащееся в совр. слав. богослужебных книгах, включает: тропарь 4-го гласа Ιερωσνης στολισμν περιβαλλμενος, σοφ (        ); кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь» Ο προφτης σμερον κα Ιερες το Υψστου (          ); канон 1-го гласа авторства Феофана с акростихом Τν Προδρμοιο τοκα κροτ σοφν ρχιερα (Предтечи родителю рукоплещу премудрому архиерею - в слав. Минеях отсутствует), ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Τν μνμην, Προφτα, σο εφημν (        ); цикл из 3 стихир-подобнов; 3 стихиры-самогласна; седален; светилен.

http://pravenc.ru/text/182665.html

Поэтому было признано более соответствующим перенести память Златоуста на иной день. И в той же рукописи, составитель которой вносил в нее выписки из устава разных редакций, имеется такое замечание: «Так как ввиду особой важности праздника Воздвижения неудобно было соединить с ним праздник успения св. Иоанна Златоуста , то сей последний святыми отцами перенесен на 13 ноября, когда воспоминается заточение святого Златоуста» (Кеклидзе, стр. 232). 13 ноября – день не изгнания Златоуста, а возвращения его из первого изгнания в 405 г. (Архиеп. Сергий. Полный Месяцеслов Востока т. 2, Владимир 1902, стр. 468). Другой случай из практики Русской Церкви. Великий Новгород 7 сентября торжественно празднует память святителя Иоанна. В том приделе Новгородского Софийского Собора, где почивают мощи святителя, служба правилась по храмовой главе и, следовательно, на вечерне к следующему дню должно быть «отдание храма». Отдание храма на вечерне совершается только в том случае, когда на следующий день будет малый святой. Но новгородцы, несмотря на то, что 8 сентября праздник Богоматери, по любви к своему святителю, не желая оставить его праздник без отдания, одно время на вечерне под 8 сентября к службе Богоматери присоединяли и службу святителю Иоанну ( Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора, М. 1899, стр. 21). Но скоро почувствовалось неудобство такого соединения и отдание праздника свят. Иоанна было совсем отменено. 61 Название нашего Церковного Устава «ТИПИКОН» характеризует его содержание и значение. Типикон от греческого слова Τυπικν – тип, образ, форма, образец, идеал. Идеал, это нечто совершеннейшее, возвышеннейшее, всегда влекущее к себе, как бы манящее, но никогда в полной мере не достижимое. Наш Типикон – изложение идеального порядка богослужения, ставящее своим образцом древнее многочасовое богослужение великих отцов подвижников. Теперь только в немногих обителях и храмах богослужение в той или иной мере лишь приближается к идеальному порядку его, изложенному в Типиконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Греч. Евх.: «воскр. екс. и святого, если празднуется». Греч. нынешний Типикон: «и ексапостиларии». Иератикон: «воскресный ексапостиларии, равно как Богородичен; если же празднуется святой, после воскресного поется святого, затем Богородицы из Минеи». Старообр., как наш 2627 . 2514 Pape. Griech. – Deutsch Handwórterbuch, II, 1321. Sophocles. Greek Lexicon, 627. Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910, 72. 2521 За это же говорит и аналогия «Господи воззвах»: еще и в старопечатных книгах все псалмы Господи воззвах указывается петь с особыми припевами, а к стихирам повторять последние стихи псалма с 10-го, 8 или б с конца. 2523 Часосл. Соф. б. 1052, л. 40 об.; Уст. Моск. Синод, б. 330/380, л. 259. В простых скобках добавки и разночтения печатной Псалтири, в ломаных – добавки рукописей. 2527 Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 7. Син. б 381 греч., л. 6. Τυπικν Вен., 1643, л. 4. Ркп. Моск. Син. б. 328/383, л. 7 об.; 329/384, л. 19 об.; 679/386, л. 8 об. Муз. Киев Ак. Аа 194, с. 130. Старообр. уст., л. 76. 2530 Ркп. Солов, б. Каз. Ак. 1117, л. 123 об. – 124 и др. Дмитриевский А. Богосл. рус. ц. XVI в., с. 161. 2539 Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 1; Соф. б. при СПб. Ак. 905, л. 153. Дмитриевский Α . Τυπικ, 608, 800. См. с. 665, прим. 3. 2541 Относительно удвоения стихир и тропарей общее правило, что удвояемую песнь надо петь сряду два раза, а не повторять ее впоследствии; этого требует антифонный характер всего вообще богослужебного пения. 2542 Основным правилом этого соединения служит то, чтобы весь канон воскресной утрени не возрастал свыше 14, т. е. чтобы каждая песнь его имела не более 14 тропарей с ирмосом включительно. Насколько последовательно и строго проводится уставом этот принцип соединения с воскресным каноном других, показывает то обстоятельство, что даже при совпадении с воскресеньем двунадесятого Богородичного праздника, имеющего канон на 16, воскресная утреня не увеличивает своего канона ни на один стих, и праздничный канон из-за этого сокращается вдвое и поется только на 8. Как будто число 14, это удвоенное священное 7 (по 7 тропарей каждому лику), для канона воскресной утрени представляет непосягаемую прерогативу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Из библиотеки Крипто-ферратской, по определению Тоскани XIV или XV века. Из Парижской библиотеки Питра отметил шесть рукописных уставов, XIII–ΧVI b., но, к сожалению, не обозначил, к какой отрасли они относятся (Spicil. Solesm. I. IV, p. 567). Typikon Iohannis Contacuzeni. ibid. p. 567. Cf. Pitra juris eccles. Graec. mon. II, p. 152). По словам Питра, Парижский кодекс есть список «е codice Moldaviae principis descriptum». За утратой первых листов начала недостаёт, но затем вполне сохранился порядок службы на целый год и правила относительно постов. Питра упоминает ещё в перечне уставов τυπικν γραφες (sic) ν ριτμ, но ближайших указаний на содержание этой рукописи не даёт. Судя по неупотребительности этого названия для типиков, дело идёт, вероятно, не об уставе, а о каком-нибудь другого рода литургическом сборнике (р. 567). Что же касается указываемых вслед за сим: Nicolai СР. typicum и typicum montis Athonis, то под ними нужно разуметь известные ответы Николая патриарха и его статьи о праздниках и постах, помещаемые в печатных типиках. Typicum Nicephori – это правила Никифора Константинопольского , которые, под именем typicum et constitutiones ecclesiasticae, изданы далее у Питра и начинаются словами «κ το τυπικο το ατο» (Spicil. IV, p. 381). В Венской библиотеке находятся два иерусалимских типика: a) cod. 285 (Nessel. Supplem. ad comm. Lambec. Biblioth. Caesar. Vindob. т. V, p. 390). Некоторые подробности, не представляющие, впрочем, ничего характерного, см. в самом описании. Ссылка на него, впрочем, неверная, сделана Филаретом Черниговским в обзоре песнописцев, стр. 288, примечание 57. 1860 г. б) Cod. 325 (ibid. p. 602), половина XV b., по Гардтхаузену писан Афанасием монахом в 1459 г (Paläogr. gr. S. 315–360). Ссылка на типик Саввин в Венской библиотеке (но на какой именно – не известно) находится в примечании F. ad Allat. De libris graec. p. 3–4. В Лаврентианской библиотеке (Bandin Catalog, mss. Laurent. Biblioth. p. 485, типик Саввин 6844 – 1336 г. Gardth. S. 326, называет его писцом Иоанна, чтеца из Сарагоссы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

P. 58). В. Л. сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый офиц. устав всего афонского монашеского сообщества - Типикон Иоанна Цимисхия (972), т. н. Трагос (Actes du Prôtaton. N 7),- появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием прп. Афанасием большого общежительного мон-ря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом прп. Афанасием был составлен «Ипотипосис» (Υποτπωσις), регламентировавший богослужение В. Л. и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой») ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 246-256), а ок. 973-975 гг.- Устав В. Л. (τυπικν или κανονικν), где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц ( Meyer. S. 106, 109). В «Завещании» преподобного (см. ст. «Диатипосис» прп. Афанасия ), написанном после сент. 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена ( Meyer. S. 102-140). Мн. положения этих документов впосл. вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей (см.: Γιγκος. Σ. 253-288). При этом нек-рые особые черты монастырской жизни, введенные прп. Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, напр., земной поклон игумена братии на братских собраниях ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 156) или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы («Ипотипосис» - Meyer. S. 136). Имп. Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон (τν Νων букв.- Юных), находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, к-рым был запрещен вход на Афон (Vita А// Noret. P. 99; Vita В//Ibid. P. 193), о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и мн. дары. Прп. Афанасий погиб вместе с 6 монахами и неск. рабочими под обломками строившегося ими храма 5 июля ок. 1000 г. За 3 дня к мироточащему телу приложилось 2,5 тыс. монахов, составивших ок. 2/3 от общего числа святогорцев (Vita А// Noret. P. 114, 118; Vita В//Ibid. P. 201). Местом погребения прп. Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, его гробница остается главной монастырской святыней.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

136 Но все это епистимонарх исполнял по полномочию от настоятеля монастыря, который избирал его на должность, посвящал особым молитвословием, 137 требовал от него отчета и имел право устранить от исполнения обязанностей, поручив их другому лицу. А с другой стороны, епистимонарх исполнял только то, что приказывал игумен монастыря, подчинялся его воле, всецело руководствовался действовавшим в монастыре уставом и в нем находил и ясно намеченный круг своих обязанностей, и способы их осуществления. С его стороны не допускалось произвола в расширении обязанностей и применений способов действий, – он должен был только напоминать, побуждать, наблюдать, заботиться (πομιμνσκειν, προτρπειν, πιτηρεν, φροντζειν). Устав монастыря был высшим критерием деятельности епистимонарха, а игумен – ближайшим его начальником, как подчинялись им и все должностные монастырские лица, и вся вообще обитель. Мы полагаем, что между епистимонархом монастыря и епистимонархом Церкви была аналогия в характере полномочий и средствах их осуществления. В самом деле, и епистимонарх Церкви – византийский василевс – обязан был, как видно из первой новеллы Исаака Ангела, охранять (τηρεν) священные каноны и благочестивые законы, исправлять (διορθον) то, что совершалось вопреки их велениям, не допускать нарушения (μ θλων παραθραεσθαι) церковных законов, апостольских и синодальных преданий и священных канонов. Все это – каноны, предания и церковные законы – были для епистимонарха Церкви абсолютным законоположением, данным иной властью – церковной, не подлежавшим в своем существе никакому с его стороны изменению, исправлению и т. п. Это высший критерий деятельности, которым епистимонарх и должен руководствоваться в своей церковной политике, это в своем роде устав – τυπικν, ποτπωσις, τυπικ διταξις и для византийского василевса. Он обязан был лишь наблюдать, чтобы в церковно-общественной организации все совершалось согласно с церковными канонами, преданиями и установлениями, и исправлять замеченные уклонения от церковных норм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Правда, нового и оригинального в этой главе ничего нет, автор повторяет большей частью вещи знакомые. Он говорит, например, что Феодор Студит разработал правила киновиальной монашеской жизни до мелочей (там же), его «Διαϑκη» считает он совершенно самостоятельным произведением, а «ποτπωσις» лишь «с большей вероятностью» приписывает сему отцу и то только в его «основе» (in ihrer Grundlage) (S. 16), утверждает, что св. Афанасий Афонский первый(?) воспользовался правилами пр. Феодора Студита в своём «ποτπωσις’е» и даже в «Τυπικν τοι Κανονικν’е» и т. п. Новой и оригинальной можно считать лишь его мысль о том, что правила пр. Афанасия Афонского «сделались мерилом для других афонских монастырей вообще» (там же), но согласиться с этой мыслью едва ли возможно, так как данных у нас для такого утверждения не имеется. Мы лично, напротив, имеем некоторые основания думать, что, например, в Хиландарском афонском монастыре в богослужебной и монастырской практике пользовались своим уставом, который дал ему его основатель Савва Сербский , позаимствовав его из константинопольского Евергетидского монастыря 2 . Существуют некоторые и другие данные, на основании которых можно полагать, что правила пр. Афанасия Афонского в афонских монастырях, кроме лавры, не имели значения; они руководились своими особыми самостоятельными уставами. Можно, пожалуй, допустить, что названные правила имели практическое значение в Ивере, как монастыре, который находился в постоянном и живом духовном общении с лаврой пр. Афанасия Афонского . Из краткого обозрения содержания настоящей книги ясно видно, что обстоятельности, полноты, всестороннего изучения всех затронутых в ней вопросов на семидесяти девяти страницах нельзя требовать от автора, и мы вполне были бы удовлетворены, если бы нашли здесь желательные в подобных изданиях точность, ясность изложения и настоящую историческую правду. К глубокому сожалению, указанные качества, не составляют достояния книги г. Мейера в надлежащей мере. Дело в том, что он взялся за изучение истории Афона без необходимой подготовки, не ознакомившись предварительно с богатой литературой избранного им предмета на языках русском, французском и даже греческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

К этим трем основным частям присоединяется еще небольшая дополнительная часть Типикона 35 . Кроме неполного или сокращенного святогорского Типикона, о котором мы сейчас говорили, в практическом употреблении афонских монастырей мы видели и поныне его списки, которые так же, как и упомянутый Иверский список, происхождение свое ведут от Дионисиатского Типикона, пользующегося на Афоне большим авторитетом и глубоким уважением. К подобного рода полным спискам принадлежит Типикон греческого собора в русском Пантелеимоновском монастыре 1) и надписываемый так: Τυπικν κριβς τς κκλησιαστικς κολουθας, π τε το γιου Σββα κα τρων θροισθν διαφρων, χον κα τ κεφλαια το μοναχο κρ Μρκου, ν ος καστον ατν ζητεται χωροις μεθ’ τρων ναγκαων σημεινεων, т. е. Полный Типикон церковного последования, собранный из Типикона святого Саввы и из других различных, имеющий в себе главы монаха господина Марка, в каких местах каждая из них находится вместе с другими необходимыми замечаниями. В этом Типиконе, хотя и нет столь ясного разделения на части, как в предыдущем Иверском списке, но, при внимательном пересмотре наличного его содержания, нельзя не видеть, что он тоже может быть легко разделен на четыре части. В первую часть входят статьи общего характера (24 главы) 36 , во вторую – главы Марка монаха 37 , к коим присоединяются и главы, трактующие о службах по месяцеслову (гл. 24–112), к третью – службы по Триоди Постной 38 (гл. 114–186) и в четвертой – службы по Триоди Цветной (гл. 137–145). К этим четырем основным частям присоединено несколько глав в качестве прибавочных. Сюда входят замечания о евангельских чтениях на утрени и на литургиях в те дни празднуемых святых, которые не попали в настоящий Типикон, указания прокимнов и аллилуариев на разные случаи и выдержка из Дионисиатского Типикона о перемене гласа и о пении катавасии в течение всего года. Таким образом, в общем, содержание настоящего Типикона во многом напоминает собою содержание обычных рукописных Типиконов иерусалимской редакции позднейшего времени, XV–XVI веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010