Вот какие рукописи имеются в этой типикарнице: 1)  Τυπικν τς κκλησιαςιςτικς κολουθας τς ν ερουσαλυμοις γιας λαρας το σου θεοφρου πατρς μν Σββα, 1448 года, в 4 долю листа, 212 листов, приобретённый издержками игумена обители Феодула. Типикон этот представляет список с афонских уставов ( Εδησις το θων( ος) γουν το γου ρους Μρκου μοναχο σ γταγμα πονηθν ες τ πορομενα το Τυπικο); 2) точный список этого типикона, сделанный в 1640 году иеромонахом Иаковом по заказу игумена монастыря Саввы Калогераса; 3) современный (особенный по составу) чин погребения патмосских иеромонахов; 4)  Θεοτοκριον, написанный в 1754 году екклесиархом иеромонахом Афанасием, в 8 долю, 296 листов; 5) сборник слов, написанный в 1793 году Макарием, коринфским архиереем, для патмосского монастыря, в лист, 86 листов; 6) Синаксарист в лист, 299 листов, писан в 1790 году неким Даниилом, уроженцем острова Коса, по заказу монаха Никифора и иеромонаха Германа для Патмосского монастыря; 7) Синаксарь с марта месяца по август, в лист, 341 лист, писан в 1495 году и пожертвован в монастырь игуменом его Феодулом; 8) Синаксарь, написанный в 1731 году, пожертвован братьями-иеромонахами Софронием и Симеоном и племянником их священником Гавриилом; 9) Синаксарь, написанный 15 апреля 1767 года; 10) Сборник 18–19 в., в 16 долю листа, 36 листов, содержащий в себе величания великой субботы, тропари «Ангельский собор», канон Пасхи и вечернее Евангелие на Пасху; 11) сборник служб: а) в честь епископа Пергамского Антипы, составленная патмосским учителем в 1789 году Даниилом Керамеем; б) в честь учителя патмосской школы Герасима Византиоса, составленная в 1780 г. учителем иерусалимским иеромонахом Иоанном Кефалонийцем и с) в честь русского преподобномученика Пахомия, составленная в 1730 г. известным первым патмосским учителем Макарием; 12) Триодь Цветная, в лист, 217 листов, написанная в 1522 г., пожертвована в обитель иеромонахом Германом и монахом Матфеем; 13) Чин малого водоосвящения с каноном св. апостолу Фоме, писанный в 1884 году архимандритом Серафимом Панагиотаки; 14) сборник 19 в., содержащий в себе избрание игумена и описание монастырских встреч патриарха, митрополита, епископа, турецких чиновников и высокопоставленных лиц христианского вероисповедания; 15) Чин омовения ног, совершаемый в Великий Четверг на о. Патмосе, рукопись 19 в.; 16) служба св. Леонтию, архиепископу иерусалимскому, составленная духовником Никодимом Каппой по просьбе Иерофея Флоридиса и написанная в 1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В редких случаях в рукописных богослужебных книгах (напр., Типикон XIV в.- НБКМ. Греч. 56) встречается описание торжественной службы во имя равноапостольных К. и Елены со всенощным бдением и с максимальным набором песнопений; на утрене читается Евангелие (Ин 10. 9-16). В первых изданиях греч. Минеи (напр., напечатанной в Венеции в 1569) 21 мая содержится бденная служба равноапостольным К. и Елене с добавлением песнопений сочинения Николая Малакса (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 378-379): стихир на малой вечерне, дополнительного цикла стихир-подобнов на «Господи, воззвах», 2-го канона на утрене, цикла самогласнов для помазания елеем в конце утрени. Более поздние издания греч. Минеи (напр., 1607) уже не содержат песнопений Малакса - в них служба равноапостольным К. и Елене излагается по уставу малого праздника, как и в ранних рукописных редакциях. В XVII в. в греч. и слав. Минеях память равноапостольных К. и Елены празднуется более торжественно. 21 мая уже с XVI в., несмотря на отсутствие в уставе службы К. полиелея, в слав. богослужебных книгах отмечалось знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ): на вечерне назначается пение «Блажен муж», 3 паремии (3 Цар 8. 22-23, 27-30; Ис 61. 10-11; 62. 1-5; Ис 60. 1-16), последование включает стихиры на литии и на стиховне, на утрене поется полиелей, прокимен из Пс 88 и читается Евангелие (Ин 10. 9-16). В румын. Минеях XVIII-XX вв. на память равноапостольных К. и Елены 21 мая указана полиелейная служба, как в греч. и слав. богослужебных книгах, за исключением некоторых изданий: напр., в Минее 1804 г. 21 мая отмечена бденная служба с малой вечерней - последование включает ряд песнопений равноапостольным К. и Елене, отсутствующих в др. источниках. Греч. Типикон протопсалта Константина, изданный впервые в 1838 г., приводит варианты соединения последования равноапостольных К. и Елены с праздниками подвижного годового круга: напр., если 21 мая совпадает с Вселенской родительской субботой перед Пятидесятницей, последование К. и Елены поется в пятницу, а отдание праздника Вознесения переносится с пятницы на субботу; при совпадении с Пятидесятницей последования Триоди и Минеи соединяются, причем стихиры берутся из обоих последований, а канон на утрене и служба на литургии - только из Триоди. В последующих изданиях Типикона протопсалта Константина приводится обычный устав службы 21 мая (со входом, с чтениями на вечерне, со степенными антифонами и с Евангелием на утрене), затем описывается устав службы в случае совпадения с Неделей о самаряныне, с отданием праздника Вознесения в пятницу 7-й недели по Пасхе (отдание не переносится на четверг, как в 1-м издании Типикона), с праздником Пятидесятницы, со Всех святых неделей . В издании нового греч. Типикона 1888 г. в переработке протопсалта Г. Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 275-283) в 14 главах приведены указания о службе 21 мая в случаях различных совпадений.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Епископы. Марк Иоаким Архиепископы. Софроний Герман В., Епископы, зависевшие от Иерусалимского патриарха В 1187 году Султан Саладин изгнал из Иерусалима крестоносцов и Латинское духовенство, и водворил там православного Патриарха. С сей поры Синайские епископы долго состояли под священноначалием первосвятителей Иерусалимских. Эти епископы были: Симеон. – Он ходатайствовал в Венецианском Сенате о неприкосновенности имений Синайского монастыря, находящихся на острове Крите 68 . Его подпись на Арабском переводе Исаака Сирина под 6711 годом видел Синайский архиепископ Иоасаф. А я прочел его имя в следующей приписке к уставу св. Саввы, хранящемуся в монастырской библиотеке: «Τυπικν κατ τν τπον τς Λυρας το σιυ πατρς μν Σβα τς ν εροσολριοις μονς οκονομιομεν κα φιερνομεν τ πανσπτω κα γα μον τς Θεοτκον, τ ν τ γω рει συνιδριμνη, νϑα τιμται κα ϑεοπτης μγας προφτης Μωσνς. πεκτθην δ κ προςξεως το ντατα ρχιερατεοντος το παναγιωττου κα σιοττου πατρς μν μοναχο Κυρ Συμεν μην φευρ, νδικτ β». τους 6722. т. е. Устав по чину Лавры преподобного отца нашего Саввы, находящейся близь Иерусалима, жертвуем всечестному и святому монастырю Богородицы, построенному на святой горе, где чествуется и Боговидец великий пророк Моисей. Приобретен же сей Устав по воле святительствующего здесь всесвятейшего и преподобнейшего отца нашего монаха Кир Симеона, в месяце феврале Индикта 2 года 6722. Измаил. – При нем в 6723 году переписано было Творение монаха Антиоха, Пандект, (χβε) на Арабском языке. Евфимий. – Он святительствовал в 6731 году, как это видно из подписи его на Арабской книге монаха Никона Дивногорца, называемой Пандекть великий. (χβε). Макарий. – При нем в Синайском монастыре скончался Иерусалимский патриарх Евфимий в 6732 году. В надписи над гробом сего патриарха, стоящем в тамошнем Соборном храме, он назван архиепископом. Герман святительствовали в Феодосий Макарий по свидетельству архиепископа Иоасафа, видевшего подписи, первого, на Арабской книге под названием, Златоустый 6736 года, второго, на Арабском Пандекте монаха Никона 6747 г., третьяго, на Арабском малом Пандекте монаха Антиоха 6756 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

О том, что все ключевые церковно-административные посты перешли к монахам (а процесс этот начался с конца XIII в.), убедительно свидетельствуют соборы XIV в., участники которых, – включая епископов и патриархов, – сплошь люди в иноческих клобуках 1308 . Мы не имеем возможности рассматривать здесь весь набор монашеских приоритетов. Отметим лишь перемены, обозначившиеся в богослужении и определившие церковное благочестие следующего столетия и в землях, порабощенных турками, и на Руси. Филофей Коккин, настоятель ( γομενος) Великой Лавры на Афоне, друг, ученик и впоследствии биограф свт. Григория Паламы , был одним из тех, кто с особым усердием внедрял в Церкви новый монашеский устав. Он занимал патриарший престол дважды, в 1354–1355 и 1364–1376 гг., и еще в бытность свою на Афоне предпринял кодификацию богослужения. Благодаря его усилиям результаты этих преобразований принимаются за норму всей Церковью (включая церкви славянских стран) 1309 . Тогда же вследствие процесса, инициированного, без сомнения, новым монашеским руководством, повсеместно – за исключением Южной Италии – утвердился устав ( τυπικν) палестинской обители св. Саввы Освященного 1310 . В свете этих новшеств легче осмыслить и изменения в церковной архитектуре: многие храмы того времени отличаются скромными размерами, а их планировка больше соответствует монашескому «сокровенному» благочестию, избегающему публичного выражения. Однако эта «сокровенность», похоже, не вернула богослужению тот общинный по преимуществу характер, который оно имело в раннехристианскую эпоху. Именно в XIV в. алтарная преграда превратилась в сплошную стену, закрытую иконами 1311 . Вследствие этого Божественная Литургия более чем когда-либо стала восприниматься как ритуальное действо во главе с предстоятелем, то появляющимся, то исчезающим за преградой и завесой, или как мистерия, созерцаемая в образах и перспективе Псевдо-Дионисия, которые еще более утвердились в своей «легитимности», обретенной ими еще в VI столетии. Нет оснований сомневаться, что именно монашеское влияние помогло развиться этим процессам в Византии и затем перенести их на Балканы и Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

То же доказывает писатель и в самой хронике. Допуская четыре Пасхи во время служения Иисуса Христа, он говорит о четвертой: «Блаженные ученики спрашивали Господа: вот, по двою дню пасха будет: где хощеши, уготоваем Ти? ( Лк. 22:9 ) Явно, что они спрашивали не о Пасхе того же дня, но о имеющей быть спустя два дня. А что Он не совершал Пасхи в 14-й день, но прежде сего совершил Вечерю прообразовательную (τυπικν) 35 , когда бывало освящение опресноков и приготовление к празднику; это открывается из того, что Он предал ученикам не жертву, не опресноки, но хлеб и чашу» 36 . У патриарха Фотия в его библиотеке приводятся два сочинения «О пасхе», в которых также отрицается мысль о совершении законной Пасхи Спасителем. Первое приводится под заглавием «Слово к иудеям и к еретикам, именуемым четыренадесятниками». «Неизвестный писатель, – замечает Фотий, – говорит, что «Господь наш Иисус Христос не ел законной пасхи в святой четверг; да и было тогда не время: ни агнца, ни опресноков, ни другого чего Он не совершал, что имеют обычай соблюдать совершающие Пасху законную. Но вкусил Он Таинственную Вечерю, от которой преподал и ученикам хлеб и чашу» (б) 37 . Другое сочинение надписывается у Фотия «О святом празднике Пасхи слово третье». Изложив его содержание и одобряя по многим прекрасным мыслям, Фотий, однако, замечает: «Сочинитель утверждает, что в другие годы пребывания Своего на земле Господь и Бог наш Иисус Христос совершал законную Пасху, но в тот год, когда предан, не совершал. Заметь, – прибавляет Фотий, – Златоустый и Церковь говорят, что и в этот год совершил Он законную вечерю прежде Таинственной» 38 . Первое из сих сочинений, известное Фотию без имени писателя, ученые признают за сочинение Иоанна Филопона, александрийского грамматика, прозванного за свое неправославие в учении о Святой Троице Трифеитом 39 . С заглавием «Об опресноках» оно встречается и под именем Иоанна Дамаскина , которому, однако, совсем не принадлежит 40 , и, когда начались споры об опресноках сперва с армянами, а потом и латинянами, то служило запасом оружия против тех и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря. Е. Т. сохранился в рукописи Athen. gr. 778, нач. XII в., и состоит из 2 самостоятельных частей (образующих тем не менее единое целое; см.: Gautier. 1982; Crostini Lappin. 1998): Ипотипосиса (или Типикона в первоначальном визант. смысле этого термина как документа, определявшего устройство мон-ря; греч. заглавие: Ο πρλογος το Τυπικο. Εκθεσις κα ποτπωσις το βου τν ν τ μον τς περαγας Θεοτκου τς Εεργτιδος μοναχν...- Предисловие Типикона. Изложение и очертание жизни монахов мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиды) и Синаксаря (устава богослужения на весь год, т. е. литургического Типикона в принятом ныне значении этого слова; греч. заглавие: Συναξριον σν Θε, τοι Τυπικν κκλησιαστικς κολουθας τς εαγος μονς τς περαγας Θεοτκου τς Εεργτιδος - Синаксарь с Богом, или Типикон церковного последования благоговейного мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиды). 1-я ч., Ипотипосис, содержит указания относительно руководства мон-рем, определяет порядок жизни в мон-ре, особенности вседневных служб; 2-я, Синаксарь, содержит описания особенности богослужения на каждый день года церковного , сначала по порядку неподвижных (минейных) памятей, затем - подвижных (триодных). С 1877 г., когда Е. Т. был обнаружен Н. Ф. Красносельцевым, памятник неоднократно оказывался в центре внимания исследователей (см.: Пентковский. 2003. С. 321-325). Первая полная публикация его греч. текста была осуществлена А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. Описание). П. Готье заново опубликовал греч. текст Ипотипосиса, сопроводив его франц. переводом ( Gautier. 1982; см. также выполненный Р. Джорданом англ. пер.: BMFD. 2000. P. 472-500); в наст. время Джордан продолжает заново публиковать Синаксарь и его англ. перевод ( Jordan. 2000). Создание

http://pravenc.ru/text/Евергетидский ...

В древнерус. рукописях Студийского устава также встречается традиция совершать накануне В. вечерню по чину Великой ц. Так, в рукописи ГИМ. Хлуд. 16-д, посл. четв. XIII в., являющейся записью богослужебного устава храма Св. Софии в Новгороде, студийского в своей основе, порядок поклонения св. Кресту в течение 4 дней перед В., чин вечерни, паннихис и литии вечером под В. описаны очень близко к Дрезденскому списку Типикона Великой ц. Чин воздвижения Креста в этой рукописи не сохранился, но его описание в др. новгородской рукописи Требника XIV в. (РНБ. Соф. 1056) также близко к Типикону Великой ц. ( Скабалланович. С. 151-152; см. также: Пентковский. Типикон. С. 212-213). Память сщмч. Симеона Вслед за Типиконом Великой ц. во мн. рукописях и изданиях Иерусалимского устава в неделю по В. отмечается память сщмч. Симеона, сродника Господня (см., напр.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 329; Τυπικν. Venetia, 1577. Fol. 13v). Вместо недели по В. эта память могла совершаться и в один из ближайших к В. дней (13, 18, 21 сент.- Лосева. С. 153, 157, 159; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 33). Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на литургии, но нек-рые памятники предписывают петь более полно последование священномученика. Так, Чиновник московского Успенского собора 30-х гг. XVII в. указывает службу с полиелеем «для ради прокимна» ( Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 9); в более поздней рукописи Чиновника того же собора предписано петь его последование на повечерии (Там же. С. 157-158). В правленом рус. Типиконе 1682 г. прокимен священномученика на литургии недели по В. заменен на прокимен праздника, но из-за недосмотра указание о прокимне сщмч. Симеона сохранилось в Марковой главе о попразднстве В. в неделю, где этот прокимен назван «прокимном недели по Воздвижении». Это указание присутствует во всех последующих рус. изданиях Типикона, включая совр. (Типикон. [Т. 1.] С. 163). Память свт . Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/text/155081.html

3. C. 536, 690, 734) и Типиконе Виолакиса (Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας. Αθναι. Σ. 334-335, 338-339, 348-350, 395-398). На Благовещение Пресв. Богородицы после 6-й песни канона утрени поются проимий и первый икос А. Богородице; при совпадении субботы А. с Благовещением А. Богородице поется полностью, разделенный на 4 части. Во многих греч. храмах и мон-рях А. Богородице читается на вседневных повечериях. Традиция чтения его на будничном повечерии, сохранившаяся в Греции, была известна уже Симеону , архиеп. Фессалоникийскому (Солунскому) († 1424), к-рый сообщает, что «некоторые каждый вечер в святых обителях поют каноны Богородицы, а весьма многие - каждую пятницу вечером последование Акафиста» (De sacra precatione, 308//PG. 155. Col. 621; Симеон Солунский. Соч. С. 471). Кроме указанных случаев в рус. практике А. Богородице иногда поется на «вечернях с Акафистом», неуставных последованиях, совершаемых в нек-рых храмах еженедельно, исключая период Великого поста. А. Богородице нередко включается в состав келейного правила . На малом повечерии, при совершении келейного правила и на вечерях с А. икосы читаются подряд, последний икос («      ») читается трижды, затем вновь читаются 1-й икос («    ») и проимий («    »), после А. обычно читают молитву А., часто чтение А. Богородице сопровождается чтением молебного канона Божией Матери. В греч. практике при чтении или пении А. начальные строки 1-го икоса повторяют трижды. А. Ю. Никифорова А. Богородице в певческой традиции В визант. церковно-певч. традиции А. распевался мелизматически и нотировался. Самая древняя рукопись, содержащая полностью нотированный А. Богородице, хранится во Флоренции, в Б-ке св. Лаврентия (Ashburn. 64. Fol. 1-44. XIII в.). Она создана в мон-ре Гроттаферрата писцом Симеоном и записана средневизант. нотацией, отражающей богато орнаментированный мелос (прежде всего проимия) с характерной пластичностью мелодических формул и чрезвычайно развитой внутрислоговой распетостью. С XIII в. А. Богородице стал предметом разнообразных муз.

http://pravenc.ru/text/63814.html

1864 г., стр. 92, примеч. 1). Рукописные афонские типики, на которые ссылается здесь схолиаст Пидалиона, оказываются вполне согласными с настоящей (и следующей) статьей нашего Номоканона. 225 Περ τς μεγλης πμπτης великомъ четвертк ’Αλλ’ οδ τν μεγλην πμπτην σθομεν λαιον, κατ τν ν’ καννα τς ν Λαοδικε συνδου ο δ σθοντες τ ψριον [τ] το δικαου Λαζρου, τ κυριακ το σταθρο, το γου Θεοδρου, ς βλπομεν πολλος τοτο ποιοντας, κρμα αυτος ξουσι, μλπον κα τ Οσχα ο μεταλψονται τς θεας κοινωνας ες πιτμιον τς ατν φιληδονας. Πς γρ τολμσι καταλειν ν τοιαταις μραις, που γε οδ τ κυριακ ρζει κανν τος κοσμικος μ καταλειν ψριον, κν κα τινα τν τυπικν τοτο λγουσι, κατ τν κδ’ καννα το γου Νικηφρου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως. Но ниж въ четвертокъ мы масло, по н м правил въ собора: же рыб въ день праведнаг Лазар, ил въ недлю крта, ил стаг еодра, коже видимъ творщы, сдъ себ наипаче же и въ пасх не причащаютс бжтвеннаг въ ихъ kaL9k бо дерзаютъ въ сицевы дн, идже ниж цвтоносню недлю повелваетъ правило разршати на рыб; аще и нцыи оуставы глаголютъ, по кд м правил стаг 50-е правило Лаодикийского собора, на которое делается ссылка в начале настоящей статьи, запрещает разрешать пост четыредесятницы в великий четверток и тем бесчествовать всю четыредесятницу, в продолжение которой, говорит собор, «должно поститься с сухоядением». Но замечательно, что шестой вселенский (Трулльский) собор, подтверждая это правило в 29-м своем каноне, не упомянул о сухоядении, как обязательном во все продолжение четыредесятницы, следовательно – и в великий четверток. Отсюда, вероятно, и произошли позднейшие смягчения строгости великого поста, указанные и осуждаемые в настоящей статье Номоканона. Согласно с предыдущею статьей, она не дает разрешения есть рыбу даже в Вербное воскресенье, ссылаясь при этом на 24-е правило Никифора Исповедника – то самое, которое приведено нами в примечании на предыдущую статью (Τ κυριακ τ σθομεν λαιον κα πνομεν ονον) и которое в некоторых рукописных собраниях правил названного св. отца стоит под 25 (см. ркп. Моск. Синод, библиот. 477, л. 181 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Афанасия «δι τν παλαιτητα τς γραφς δη σχεδν ες τ φϑρναι πεγετο» (S. 271). Не выяснено, в-третьих, издателем с достаточной полнотой и обстоятельностью и то, почему г. Мейер решился лаврский список «Каноникона» 1814 года считать «официальным». Вышеприведённая под этим списком подпись (σον παρλλακτον τς ερς διαϑκης κ. τ. λ.) и сходство его с текстом ποτπωσις’а пр. Феодора Студита в издании Миня – основания для сего недостаточные и малоубедительные. Наконец, ввиду неполноты описания всех списков, содержащих в себе сочинения пр. Афанасия Афонского , в книге г. Мейера для нас так и остался совершенно невыясненным весьма важный вопрос о подписях под автографами, или «официальными» списками завещаний пр. Афанасия. Об этих подписях совершенно не упоминают, при описании лаврских рукописей, ни г. Мейер, ни «его друг» о. Хрисостом, но покойный о. архимандрит Антонин 14 и Мануил Гедеон 15 неоднократно говорят о них, и присутствие их в списках завещаний, по нашему мнению, придаёт характер подлинности документу и было вполне уместно и естественно. Отлично понимая важное значение «завещаний» пр. Афанасия Афонского для истории святогорскаго иночества, г. Мейер остановился с большим вниманием и на вопросе о времени происхождения или написания св. отцом трёх его произведений и сделал попытку дать более или менее точное определение его, хотя, как увидим сейчас, не везде с одинаковым успехом. Документ 1 «Τυπικν τοι Κανονικν» г. Мейер считает написанным в начале 970 года, потому что в нём об Иоанне Цимисхие (969–975), вступившем на византийский престол, после убиения в 969 году 16 декабря императора Никифора Фоки, говорится, как уже о царствующем императоре (S. 119:273), – и даже не прочь считать смерть последнего поводом к написанию Типикона. Διατπωσις, напечатанный под 2, написан, по его мнению, уже после смерти императоров Никифора и Иоанна, при их преемнике Василии II (975–1025) Порфирородном, который подтвердил золотые грамоты своих предшественников, т. е. близко ко времени смерти организатора афонского монашества пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010