ч. поэтическое состязание псалмопевца Давида и эллина Гомера перед филистимлянским царем Анхусом). В 1831 г. была написана поэма «Зоровавель» (стихотворный пересказ 2 Езд 3-4), изданная в 1836 г. в качестве вставной поэмы в прозаическом соч. К. «Русский Декамерон 1831 года». На основе предания о 7 Эфесских отроках К. создал поэму «Семь спящих отроков» (1831-1833; опубл. в 1939). По сюжету его поэмы отроки засыпают в Никее во дни гонений имп. Диоклетиана , а пробуждаются через неск. столетий, в царствование имп. Алексея I Комнина , причем свидетелями этого события наряду с греками оказываются правосл. славяне и католики-крестоносцы из Зап. Европы; т. о., отроки, по мысли К., приносят свидетельство о «чистом» и «едином» раннем христианстве позднему, уже расколотому политическими раздорами христ. миру. Поэма «Юрий и Ксения» (1832-1833; полностью опубл. в 1939), основанная на древнерусской повести об устроении Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря , посвящена противоборству на Руси христианства и язычества, показанного К. как демонопоклонничество. На основе совр. бытового материала написана только поэма «Сирота» (1833-1834; полностью опубл. в 1939), в к-рой от лица разочарованного героя байронического типа ведется рассказ об озлобивших его в детстве житейских невзгодах и обидах. Последняя и важнейшая поэма К. «Агасвер» (1832-1846; опубл. в 1878 под загл. «Вечный жид») повествует о ключевых моментах истории христианства. Агасвер К.- ревностный последователь Маккавеев , принадлежащий к «не терпящему временных оков, но к вечным равнодушному народу». В отличие от героя одноименной поэмы В. А. Жуковского он до конца остается противником Христа. К. делает своего Агасвера очевидцем разрушения Иерусалима, собеседником Плиния Младшего - гуманного философа, отправляющего на смерть христ. мучеников, свидетелем предсмертного покаяния папы Генриха VII, прежде властолюбивого, но умирающего как праведник, и выступления М. Лютера на Вормском сейме, устоявшего перед умственной изощренностью и угрозами кардиналов.

http://pravenc.ru/text/2462393.html

Относительно возможного места написания книги мнения ученых расходятся. Одна из распространенных т. зр. основывается на сообщении о том, что Ездра жил в Вавилоне (3 Езд 3. 1, 28-29) и его обличение грехов Вавилона может относиться к Риму I в., т. к. в лит-ре этого времени Рим часто называется Вавилоном (ср.: Откр 14. 8; 16. 19; 17. 3-5). Др. возможным местом написания книги исследователи считают Палестину, ссылаясь на то, что первоначальным языком, на к-ром была написана книга, был еврейский, а также на наличие параллелей со 2-м Апокалипсисом Варуха (Ibid. P. 10). Древние переводы Книга сохранилась в лат., сир., эфиоп., груз., араб., арм. и фрагментарно в копт. переводах; все они были выполнены, по-видимому, с греч. текста (Ibid. P. 2). Слав., арм. и груз. переводы были осуществлены с латыни. Сохранился перевод на евр. язык, выполненный в XVI в. также с латинского, возможно с использованием сир. и греч. текстов ( Bialer Y. L. Min ha-genazim: Description of Manuscripts and Historical Documents. Jerushalayim, 1967. P. 36 (на иврите)). Один из араб. переводов был сделан с сир. текста. Согласно наиболее авторитетной в науке классификации, лат. и сир. переводы образуют одну ветвь, все остальные переводы - другую ( Blake. 1926). Пролог (главы 1-2) и эпилог (главы 15-16) книги содержатся только в лат. рукописях и не встречаются в др. переводах. Это является одним из главных аргументов в пользу того, что данные главы представляют собой более позднее дополнение к книге ( Stone. 1990. P. 4). Содержание Начинается книга с родословия Ездры, в основе к-рого лежат аналогичные тексты 1 Езд 7. 1-5 и 2 Езд 8. 1-2, с тем отличием, что в нем сообщается о 3 новых персонажах - Ахии, Финеесе и Илии. В рукописях испан. группы родословие отсутствует. Вслед за родословием передается «слово Господне» Ездре: Бог призывает его обличить израильтян в их беззакониях. Бог напоминает о Своих благодеяниях израильтянам, о чудесной помощи при исходе из Египта и во время пребывания в пустыне (3 Езд 1. 13); он упрекает их в неблагодарности, идолослужении и человекоубийстве (3 Езд 1. 6, 26). Он обещает взыскать кровь пророков (3 Езд 1. 32; ср.: Лк 11. 49); предвещая последствия Своего гнева, «говорит Господь Вседержитель: дом ваш пуст» (3 Езд 1. 33; ср.: Мф 23. 38; Лк 13. 35). Дома израильтян будут преданы «людям грядущим», к-рые уверуют в Бога, хотя Он «не показывал им знамений» (3 Езд 1. 35). Господь призывает Ездру посмотреть «на людей, грядущих с востока», вождями к-рых Он сделает ветхозаветных праведников и пророков (3 Езд 1. 38-40). В дальнейшем Бог называет этих людей «народом Моим» (см., напр.: 3 Езд 2. 10).

http://pravenc.ru/text/189579.html

33–34. Сынов рабов Соломоновых, т. е. потомков древних ханаанских родов, обращенных на служение храму. Имена их, приводимые во 2 Езд, опять отличаются от названных в 1Eзд II,55–57 ; Heeм VII,57–59 . 2Езд.5:35 всех служителей при храме и сынов рабов Соломоновых триста семьдесят два. 2Езд.5:36 Вот вышедшие из Фермелефа и Фелерса: начальник их Хараафалан и Аалар. 36 . Фермелеф ­­ Тел-Мелих 1Eзд II,59 . Фелерс – вероятно ­­ Тел-харша 1 Езд. Вместо слов начальник их Хараафалан и Аалар в 1Eзд II,59 и Heeм VII,61 стоит название местности. 2Езд.5:37 Но они не могли показать отечеств своих и родов, что они от Израиля: сынов Далана, сына Ваенанова, сынов Некодана, шестьсот пятьдесят два. 37 . В 1Eзд II,60 вместо Далана читается Далайи, вместо Некодана – Некоды . В ст. 37 не упоминается о названных в 1Eзд II,60 сыновьях Товии . 2Езд.5:38 И из священников были исправлявшие священнослужение, но не найденные в списке: сыны Овдия, сыны Аквоса, сыны Иадду, который взял в жену Авгию, из дочерей Верзеллия, и назывался его именем. 38 . И из священников были исправлявшие священнослужение ( ο μποιομενοι ερωσνης). Фриче переводит; «домогавшиеся священства». Вместо слов: сыны Овдия, сыны Аквоса, в 1Eзд II,61 читается: «сыновья Хабайи ( Heeм VII,63 ; Ховаии) сыновья Гакоца». Иадду в 1 Езд и Неем не назван. 2Езд.5:39 И как родовая запись их по изыскании не найдена в списке, то они отлучены от священства. 2Езд.5:40 И сказал им Неемия и Атфария, чтобы они не участвовали в святынях, доколе не восстанет первосвященник, облеченный в урим и туммим. 40 . И сказал им Неемия и Атфария . В 1Eзд II,63 ; Heeм VII,65 : «и Тиршафа сказал им» . Вместо персидского титула наместника, который в данном месте относится к Зоровавелю во 2 Езд названы, очевидно ошибочно, имена Неемии и Атфарии. 2Езд.5:41 Всех же Израильтян от двенадцати лет и выше, кроме рабов и рабынь, было сорок две тысячи триста шестьдесят; рабов их и рабынь семь тысяч триста сорок семь; певцов и псалмопевцев двести сорок пять. 41 . Всех же израильтян от двенадцати лет : начиная с 12 лет еврейский мальчик становился «сыном закона» (ср. Лyk II,42 ). Общая сумма возвратившихся указывается согласно с 1Eзд II,64 и Heeм VII,66 . Но если сосчитать отдельные цифры, то получится сумма 33934. – больше чем в 1 Езд (29818) и в Неем (81101). Разногласие это объяснить очень трудно. Число певцов, по 1Eзд II,65 , было 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ездра (1 Езд 7. 1-5) - потомок Аарона (через Елеазара и Пинехаса). По роду занятий он книжник (  ), сведущий в законе Моисея (      ) (1 Езд 7. 6). Ездра целиком посвятил себя тому, чтобы изучать и исполнять закон Господа (        ) и чтобы учить ему народ Израиля (        ) (1 Езд 7. 10). Н. называет себя виночерпием (  ) при персид. дворе (Неем 1. 11), затем -   (наместник, в синодальном переводе - областеначальник) Иудеи (Неем 5. 14, 18), т. е. провинции   персид. сатрапии Заречье (    ), впосл., при Н., ставшей самостоятельной. В Неем 8. 9 и 10. 2 (MT) Н. упоминается как   Р. Цадок ( Zadok. 2012. P. 160-161) со ссылкой на Е. Бенвениста ( Benveniste. 1966. P. 120) и М. Н. Боголюбова ( Боголюбов. 1976. С. 214) отмечает, что   - это не титул, как полагают многие комментаторы, и не должность, а древнеиран. прозвище (вероятно,  ) Н., служившего в Сузах (ср. греч. передачу Αθερσαθα слова   в 1 Езд 2. 63; Неем 7. 65 (LXX)). Н. осуществлял свою деятельность предположительно в царствование Артаксеркса I (1-я миссия - 445-433 гг. до Р. Х., 2-я - после 433 г., датировка более позднего этапа проблематична). Согласно библейскому рассказу, Н. укрепил центр Иерусалима, восстановив городскую стену и храмовую крепость (Неем 1-7; Сир 49. 15), при нем увеличилась численность населения города (Неем 11) и было положено начало социальным и хозяйственным реформам (Неем 5). Источники Центральную часть Книги Неемии составляет повествование от 1-го лица и в основе лежит сочинение самого Н. О жанре этого сочинения - главного источника Книги Неемии - есть разные мнения. Некоторые исследователи считают, что это своего рода отчет перед персид. властями, оправдывающий деятельность Н. в Иерусалиме. Др. авторы называют этот документ мемуарами. Большую поддержку получила идея о том, что это «письмо Богу», личное к Нему обращение, к-рое, вероятно, хранилось в храме, или меморандум, в первую очередь принимаемый как сообщение Богу ( Grabbe. 1998. P. 151). Этот меморандум Н. (МН) можно сопоставить с нек-рыми известными в древности жанрами: с молитвой обвиняемого (Н. обращается к Богу в качестве такового), с вотивными или со строительными надписями, а также с мемориальными стелами ( Mathys. 2014. S. 583). Недостаток нек-рых из этих сопоставлений состоит в большой временной удаленности подобных текстов от МН. Более убедительной параллелью является надпись егип. жреца Уджагорреснета, занимавшего дворцовую должность при Камбисе и Дарии I (ср.: Дандамаев. 1985. C. 58, 61). Надпись датируется 519/8 г. до Р. Х., следов., относится ко времени, очень близкому к периоду деятельности Н. Эта надпись как лит. произведение тесно соприкасается с МН ( Blenkinsopp. 1987).

http://pravenc.ru/text/2564830.html

2:9–10 Прибытие Неемии в Иерусалим (ст. 9) вызывает беспокойство у Санаваллата и Товии (ст. 10). 2 Санаваллат. Персидский наместник Самарии, области к северу от Иудеи. О почитании им Бога Израиля ( 4Цар. 17,24–41 ) свидетельствуют имена двух его сыновей Делайя и Шелемия, в составе которых содержится краткая форма от имени Яхве (Господь). Товия. По всей вероятности, наместник Аммана, области к востоку от Иудеи. Имя его означает «Бог благ», из чего следует, что он также чтил Бога Израиля (6,17.18; 13,4). услышал. Слова о том, что противники строительства стены «услышали», повторяются в 1,1 7,3 с постоянством рефрена (2,19; 4,1.7.15; 6,1.16); и каждый раз конфликт переходит в новую фазу, пока окончательно не разрешается. им было весьма досадно. Противостояние носило политический характер, но основа его была религиозной (2,20; ком. к Езд. 4,3.4 ). 27,3 Несмотря на огромный объем работ и все возрастающее противодействие со стороны окружающих народов, иудеи под предводительством Неемии заканчивают восстановление стен за пятьдесят два дня. 2:11–18 Вскоре по прибытии в Иерусалим Неемия в одну из ночей совершает осмотр городских стен и, уверенный в том, что с ним благословение Божие, обращается к начальствующим с призывом восстановить их. 2:11–16 Трехдневное промедление Неемии по приезде в Иерусалим естественно сравнить с таким же трехдневным промедлением Ездры ( Езд. 8,32 ). Ездра при этом действовал открыто, Неемия же тайно. 2 ворота Долины. В ходе археологических раскопок были обнаружены ворота эпохи персидского владычества, идентифицированные как упоминаемые в данном стихе. 2 пуст. К тому времени Иерусалим уже около полутора столетий лежал в развалинах (см. ком. к 1,3). Предпринятая ранее попытка восстановить его стены была пресечена ( Езд. 4,7–23 ). Неемии предстояло в корне изменить ситуацию. построим стену. См. ком. к 2,5. 2 Бога ... царя. Признание Неемией всемогущества Божией воли главным залогом успеха своего плана не исключает и того, что сознательные, ответственные поступки царя играют в этом непосредственную роль. См. ком. к 2,7–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

будем строить. Замысел Неемии встретил искреннюю поддержку со стороны начальствующих в Иудее и в этом сказалось Божие благоволение (см. ком. к Езд. 1,5 ). 2:19–20 Враги Израиля высмеивают попытку восстановления городских стен, на что Неемия отвечает, что Бог «благопоспешит» строителям. 2 Санаваллат... Товия. См. ст. 10 и ком. Гешем Аравитянин. Третий, наряду с Санаваллатом и Товией (ст. 10), противник Неемии. Возможно, Гешем предводитель арабов, контролировавший территорию к югу от Иудеи. Теперь Неемия оказывается с трех сторон окруженным врагами: Санаваллат на севере, Товия на востоке и Гешем на юге (см. ком. к 4,7.8). 2 Бог Небесный. См. ком. к 1,5. благопоспешит нам. Неемия просил у Бога помощи в достижении своей цели (1,11); теперь же он выражает полную уверенность в том, что всемогущий Бог дарует Своему народу успех. вам нет части. См. ком. к Езд. 4,3 . Глава 3 3:1–32 Неемия подчеркивает, что вся совокупность народа Божиего, а не только одни великие вожди, необходима для исполнения Божественного искупительного замысла (ср. Еф. 4,16 ). 3 Елияшив. Внук Иисуса, первосвященника во дни Зоровавеля (см. ком. к Езд. 2,2 ). Овечьи ворота. Эти ворота находились на северо-восточном углу городских стен (ср. Ин. 5,2 ). Описание строительства в следующих стихах идет против часовой стрелки, до тех пор, когда снова упоминаются Овечьи ворота (ст. 32). от башни... до башни. Эти башни находились на северном отрезке стены, т.е. на участке, наименее благоприятном для обороны. 3 Ворота Рыбные. Главный въезд в город с северной стороны ( 2Пар. 33,14 ; Соф. 1,10 ), которым, вероятно, и воспользовались купцы, упоминаемые в 13,16. 3 знатнейшие из них не наклонили шеи своей. Т.е. не все сыны Израиля откликнулись на творимое Богом через Неемию. 3 Старые ворота. Они располагались на северо-западном углу городских стен. 3 стены широкой. Эта стена была расположена с западной стороны города. 3 против дома своего. Иедаия, как и все прочие строители, работал на участке стены, ближайшем к своему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

до Р. Х. 2 Цар 22). Формирование следующего раздела евр. канона, Пророков (Невиим), приходится на эпоху после возвращения из вавилонского плена и обычно связывается с деятельностью книжника Ездры и его окружения (сер. V в. до Р. Х.), хотя первое упоминание этого раздела наряду с Законом встречается только в предисловии к Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (132 г. до Р. Х.). Последний разд. Писания (Кетувим) оформляется не ранее кон. I в. по Р. Х.; условно принята дата Иавнийского Синедриона - 90/100 г. по Р. Х. Критерием каноничности в раннем иудаизме служили представления о принадлежности книг ко времени пророков (от Моисея до времени правления персид. царя Артаксеркса I (2-я пол. V в. до Р. Х.) - Ios. Flav. Contr. Ap. 1. 8). Представление о том, что Ездра был последним пророком, определило результаты канонизации книг раздела Кетувим, к-рые традиционно датировались временем до Ездры, и отказ от мн. писаний эллинистического периода. Прор. Ездра. Роспись " дома собраний " в Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. Прор. Ездра. Роспись " дома собраний " в Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. Александрийский канон Б. представлен Септуагинтой, или переводом Семидесяти (LXX), названным так по числу 72 толковников, к-рые, согласно преданию, по просьбе егип. царя Птолемея II Филадельфа (285-247 гг. до Р. Х.) перевели Тору на греч. язык (см. ст. Аристея послание к Филострату ). В период между 285 и 150 гг. до Р. Х. в среде александрийских иудеев, для к-рых греч. стал родным, сформировался перевод Свящ. Писания, включивший в свой состав также ряд книг, отсутствовавших в палестинском каноне (далее отмечены Порядок книг и их группировка в LXX отличаются от принятых в евр. Б. и основаны на содержании и лит. форме соответствующих книг (есть рукописи, в к-рых последние 2 разд. расположены в обратном порядке): 1) законоположительные и исторические (Быт, Исх, Лев, Числ, Втор; Нав, Суд, Руфь, 1-4 Цар, 1-2 Пар, 1 (в слав. и рус. 2 Езд), 2 Езд (Езд-Неем), Есф, 1-4 2) поэтические и лит-ра премудрости (или учительные) (Пс [позднее христиане добавили библейские песни ], Притч, Еккл, Песнь, Иов, [в поздних рукописях иногда добавлены Пс Сол]); 3) пророческие (Ос, Ам, Мих, Иоил, Авд, Иона, Наум, Авв, Соф, Агг, Зах, Мал; Ис, Иер, Плач, Посл Иез, Дан (добавлены рассказы о Виле и Неканонические (т.

http://pravenc.ru/text/БИБЛИЯ I ОБЩИЕ ...

46 . Ср. 1Eзд VIII,18 . Мооли ­­ Махлей. Вместо имени Асевивея в 1 Езд – Шеревия. 2Езд.8:47 и Асевию и Аннуя и Осея брата из сыновей Ханунея, и сыновей их двадцать человек; 47 . Ср. 1Eзд VIII,19 . Вместо трех имен (Асевия, Аннуя и Осея) в 1 Езд упоминаются только Хашавия и Иешаия, которые называются при этом сыновьями Мерари, а не Ханунея. 2Езд.8:48 и из служителей храма, которых дал Давид и начальники на служение левитам, двести двадцать служителей, с именным списком всех. 48 . Ср. 1Eзд VIII,20 . 2Езд.8:49 И объявил я там пост пред Господом Богом нашим, 2Езд.8:50 чтоб испросить от Бога благополучного пути нам и спутникам нашим и детям нашим и скоту, 2Езд.8:51 ибо я постыдился просить у царя пеших и конных и проводников для безопасности от противников наших; 2Езд.8:52 потому что мы сказали царю, что сила Господа нашего будет с ищущими Его во всяком добром предприятии. 2Езд.8:53 Итак, мы снова помолились Господу, Богу нашему, обо всем этом и получили от Него великую милость. 2Езд.8:54 И отделил я из родоначальников и священников двенадцать человек, Есеревию и Самию, и с ними из братьев их десять человек. 54 . Есеревию и Самию . По 1Eзд VIII,24 – Шеревию и Хашавию. 2Езд.8:55 И свесил при них серебро и золото и священные сосуды дома Господа нашего, которые дал в дар царь и советники его и вельможи и все Израильтяне. 2Езд.8:56 И, свесив, передал им серебра шестьсот пятьдесят талантов и сосудов серебряных сто талантов, и золота сто талантов, сосудов золотых двадцать и сосудов медных из отличной меди, блистающих, как золото, двенадцать. 56 . В 1Eзд VIII,27 добавляется что ценность 20 золотых сосудов равнялась 1000 драхмам. Сосудов из блестящей меди по 1Eзд VIII,27 было не 12, а два. 2Езд.8:57 И сказал им: и вы святы Господу, и сосуды сии святы, равно и золото и серебро, данное по обету Господу, Богу отцов наших. 2Езд.8:58 Бодрствуйте и берегите их, доколе не сдадите старшим священникам и левитам и родоначальникам Израильским в Иерусалиме, в сосудохранилища дома Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В отличие от книги Исход (ср. Исх.17:14, 24:4, 34:27 ), где Моисей называется автором определенной части, Левит ни разу не упоминает об авторе. Тем не менее, доказательства в пользу авторства Моисея выглядят довольно убедительно. Они основаны на четырех группах свидетельств. (1) Тридцать шесть божественных речей начинаются со слов «Господь призвал/сказал» (1:1, 4:1, 5:14, 6:1,8,19,24, 7:22,28, 8:1, 10:8, 11:1, 12:1, 13:1, 14:1,33, 15:1, 16:1, 17:1, 18:1, 19:1, 20:1, 21:1,16, 22:1,17, 22:26, 23:1,9,23,26,33, 24:1,13, 25:1, 27:1). Эти речи обращены к разным людям. Четыре раза Господь обращается «к Моисею и Аарону» (11:1, 13:1, 14:33, 15:1). Однажды Господь обращается только «к Аарону» (10:8). В остальных случаях речь обращена только «к Моисею». 210 Такое количество ссылок не только указывает на авторство Моисея, но и на богодухновенность самой книги. Такие законы, как, например, обязанность прокаженного человека находиться вне стана, а не вне города (13:46); порядок доступа к скинии для приношения жертв (17:19); законы, которые начинаются со слов «Бог, который вводит вас в землю» (14:34, 18:3, 23:10, 25:2) указывают на то, что народ располагается станом в пустыне и поклоняется в скинии, а не в храме. (2) Тщательно расписанная система обрядов книги Левит похожа на обряды ближневосточных культур, существовавшие задолго до позднейшего периода, что противоречит поздней датировке, которую защищает критика. (3) Более того, важные вопросы и обстоятельства времени вавилонского пленения, никак не отражены в Книге Левит. Проблема смешанных браков, очень острая во времена Ездры и Неемии ( Езд.910 ; Неем.13:2331 ), не упоминается. Левит превозносит священство, но священство времен пленения противилось реформам Неемии ( Неем.13 ). Закон о десятине, описанный в Пятикнижии, исходит из того, что на каждого священника приходится десять левитов ( Чис.18:2631 ), а во времена пленения, похоже, ощущалась нехватка левитов ( Езд.8:15 ). (4) Пророк Иезекииль несколько раз ссылается на Книгу Левит ( Иез.22:26 и Лев.10:10 ; Иез.20:11 и Лев.18:5 ; Иез.34 и Лев.26 ). Это означает, что цитируемый материал (Левит) «был старым трудом, чьи законы связывали Израиль, поскольку они хранили завет между Богом и Его народом». 211

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

до Р. Х. Идентификация с Дарием I также проблематична: везде, где Дарий I упоминается в Свящ. Писании, подчеркивается его персид., а не мидийское происхождение (Езд 4. 5, 24; 6. 14), что подтверждается и в Бехистунской надписи (1. 1-11). В исторических книгах ВЗ прослеживается четкая последовательность персид. царей: Кир, затем Д. (Езд 4. 5; 6. 14); маловероятно, чтобы в Книге пророка Даниила последовательность событий была описана неверно или искажена (ср.: Дан 6. 28). Также маловероятна идентификация Д. с Киаксаром, царем мидийским, основанная на рассказе Ксенофонта в «Киропедии». Согласно ему, Астиаг, предпоследний мидийский царь, имел 2 детей - Киаксара и Мандану. Киаксар наследовал отцу, а Мандана вышла замуж за персид. царя Камбиса и родила буд. персид. царя Кира. После взятия Вавилона Кир поставил над Вавилоном в качестве вассального царя своего дядю Киаксара, получив взамен руку его дочери. После смерти Киаксара Кир воцарился над всем востоком (см.: Рождественский). Эта гипотеза не согласуется с внебиблейскими источниками. Наиболее вероятна идентификация Д. с персид. правителем Губару (Гобрием) (аккад. Gubaru/Ugbaru; греч. Γωβρας), упоминающимся как в вавилонских источниках, так и у греч. историков. В 535 г. Кир создал единую провинцию из Месопотамии и Заречья. Губару был правителем Гутиума (вавилонское название Мидии), когда, будучи уже в преклонном возрасте ( Xen. Cyrop. IV 6. 1-7), от имени Кира захватил Вавилон, был поставлен вице-регентом Месопотамии и назначал местных правителей в стране вплоть до своей смерти, последовавшей 6 месяцами позже («Летопись Набонида» - ANET, N 306-307). Его правление носило характер почти полной самостоятельности. Примечательно, что Берос (ок. 350-280 гг. до Р. Х.) в своем списке вавилонских царей старую династию Гутиума назвал «мидийскими тиранами», что соответствует титулатуре Книги пророка Даниила. Староперсид. имя Д. могло быть использовано при восшествии на престол как особое тронное имя (что соответствовало обычаям того времени), к-рое не было зафиксировано в древних источниках из-за непродолжительного времени его правления.

http://pravenc.ru/text/171376.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010