Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТАКСЕРКС [Персид. Khshayârshâ, евр.  , греч. Αρταξρξης], имя персид. царя Ксеркса I (ок. 486-465 до Р. Х.) из династии Ахеменидов , употребляемое в синодальном переводе Книги Есфири под влиянием перевода LXX. В 1-й Книге Ездры он назван Ахашверош, правильно его имя указано в списке персид. правителей (1 Езд 6. 4). Ко времени Иосифа Флавия А. был ошибочно отождествлен со своим преемником Артаксерксом I (см. Иуд. древн. XI 6, где перепутаны имена и деяния этих царей). Согласно Книге Есфири и др. источникам, А. отличался тщеславием, неуравновешенностью, стремлением поставить царскую власть выше любых нравственных норм (ср.: Геродот. История. VII 29, 38-39; VIII 118-119; IX 108-113). В 465 г. до Р. Х. был убит заговорщиками. А. ревностно утверждал зороастризм в качестве гос. религии Персии: в первые годы правления он обрушился с преследованиями на ряд чуждых ей культов: разорил храмы в Египте, Вавилонии, уничтожил святилища почитателей дэвов , насаждая культ Ахура-Мазды . К этому времени Книга Есфири относит намерение А. истребить всех иудеев Персидской державы, не осуществленное благодаря Есфири и Мардохею (ок. 483 до Р. Х.). Очевидно, преследования, к-рым царь намеревался подвергнуть евреев, стоят в одном ряду с проч. карательными мерами по отношению к культам, несовместимым с ахеменидской гос. религией. В Книге Есфири первоначальный замысел преследований иудеев приписан царскому сановнику Аману (3. 6). В те же годы самаритяне подали А. донос на жителей Иерусалима (1 Езд 4. 6), обвиняя их в мятежных намерениях. Вероятно, А. отнесся к этому доносу с доверием и подверг жителей Иудеи значительным ограничениям и притеснениям. Впосл. античные авторы даже считали, что он первым из персид. царей покорил Иудею (Помпей Трог. Всеобщ. Ист. XXXVI 3. 8). Под влиянием Есфири, ставшей одной из его жен, А. изменил свое отношение к иудеям. Возможно, такая резкая перемена, соответствовавшая характеру А., стала одной из причин его смешения в последующей традиции с Артаксерксом I, проводившим схожую политику. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ДАРИЙ имя 3 персид. царей из династии Ахеменидов, а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила

http://pravenc.ru/text/76348.html

Вопрос: Здравствуйте! Христос рассказывает притчу про фарисея и мытаря в церкви. Фарисей говорит, что делает то-то и то-то, и в том числе он говорит, что постится два раза в неделю. Скажите, пожалуйста, что это были за дни недели, и в связи с чем они были постными. Спасибо! Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : По Закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста (евр. цум – затягивать) в году – в день Очищения (Йом Кипур): Лев.16:29; Числ.29:7. Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а мог продолжаться много дней: пророк Моисей на горе в присутствии Бога провел без еды и воды сорок дней (Исх.34:28), столько же и пророк Илия (3Цар.19:7-8). Пост у евреев предполагал полное воздержание от пищи. Давид ничего не ел семь дней (2Цар.12:16-21). Постящийся обычно одевал вретище, отказывался от ежедневных омовений, посыпал голову пеплом (3Цар.21:27; Неем.9:1). Евреи добровольно прибегали к посту: 1) перед решающими событиями, исход которых зависел от Божьей милости (2Цар.12:16,21-23; Есф.4:3,16 и др.); 2) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (1Цар.7:6; 3Цар.21:27; Езд.10:6; Неем.9:1) и 3) для достижения полноценного общения с Богом (Исх.34:28; Втор.9:9,18). В вавилонском плену для евреев были установлены однодневные посты: в девятый день четвертого месяца (таммуза) как скорбная память взятия Иерусалима халдеями (587/6 г. до Р.Х.), в десятый день пятого месяца (ава), в который был разрушен город и сожжен храм (Иер.52:12-13), в один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии (Иер.41:1-3). Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на Синай, и во второй, когда он спустился с горы. Пророки обличали внешний пост без покаяния и смирения. Об этом же говорит и притча о мытаре и фарисее. Такой пост ведет к гордости и духовной слепоте. 2 января 2008 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7016.html

Г. Попович Краткий очерк жизни и деятельности возвратившейся из плена иудейской общины в период времени с 538 г. по 520 г. Вслед за указом Кира, разрешившим всем поклонникам Бога Израилева отправиться в Иерусалим и участвовать в постройке Его храма, поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, священники, левиты и все, в ком возбудил Бог дух, и, снабженные дарами оставшихся в Вавилоне соотечественников, отправились на родину. Прибыв в Палестину и разрешив, по-видимому, только самые неотложные вопросы материального характера, — о месте жительства, жилище и пр., — переселенцы в 7-й месяц того же (538) года собрались в Иерусалим, чтобы воздвигнуть жертвенный алтарь для удовлетворения своих религиозных потребностей (1 Езд. 1; 2, 70; 3, 1—3). По всей вероятности, уже в первые месяцы своего пребывания на родине новая община встретила враждебное отношение со стороны заселивших Иудею в период плена народностей. По крайней мере ев. историк сопровождает свое сообщение о сооружении жертвенного алтаря замечанием, что «бе на них страх от людей земных». Тем не менее, община деятельно продолжала работать в направлении, указанном ей Киром и вполне, впрочем, соответствовавшем и ее настроению, если судить об этом настроении хотя бы по тем пожертвованиям, которые были сделаны общиной, вскоре по возвращении на родину, в пользу храма. (Фрагмент) Содержание Источники и пособия. Краткий очерк жизни и деятельности возвратившейся из плена иудейской общины в период времени с 538 г. по 520 г. I—VIII Введение в книгу пророка Аггея Пророк Аггей. Имя пророка, сведения о жизни и деятельности его. XI—XV Пророк Аггей, как писатель и пророк. XV—XX Язык книги пророка Аггея. XX—XXII Подлинность, неповрежденность и каноническое достоинство книги пророка Аггея. XXII—XXX Комментарий книги пророка Аггея Речь первая (1, 1—11) . 1—65 Следствия первой речи (1, 12—15). 66—86 Речь вторая (2, 1—9). 87—151 Речь третья (2, 10—19). 152—211 Речь четвертая (2, 20 —23). 212—228 Замеченные погрешности. 229 Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Книга пророка Аггея : (Опыт исагогико-экзегет. исслед.) : [Дис.]/Г. Попович. - Киев : тип. И.И. Чоколова, 1913. - XXXII, 231 с.; 26. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАФОФ [евр.  ,  ], город левитов к северу от Иерусалима на территории колена Вениамина (Нав 21. 18; 1 Пар 6. 60), название к-рого этимологически связано с именем ханаанской богини Анат. Впервые А. упоминается как город, откуда были родом военачальники царя Давида - Авиезер (2 Цар 23. 27; 1 Пар 11. 28; 27. 12) и Иегу (1 Пар 12. 3). Царь Соломон сослал в А. первосвященника Авиафара - сторонника Адонии (3 Цар 2. 27). А. также упоминается у прор. Исайи как один из пунктов на пути ассир. войска (Ис 10. 30). А. был родным городом прор. Иеремии , откуда он был призван на пророческое служение в Иерусалим (Иер 1. 1; 29. 27). Жителям А., стремившимся погубить пророка, была предсказана скорая гибель (Иер 11. 21-23). По внушению Господа Иеремия купил у своего родственника Амалеила поле в А., что символизировало возвращение иудеев из изгнания и Вавилонского плена (Иер 32. 6-15; 41-44). После плена в А. вернулось 128 человек (1 Езд 2. 23; Неем 7. 27). Иосиф Флавий помещает А. в 20 стадиях (ок. 4 км) от Иерусалима (Иуд. Древн. X 7. 3), а Евсевий Кесарийский - в 3 милях (4,4 км) к северу от Иерусалима (Onomasticon. 26. 27-29). Название А. сохранилось в неск. измененном виде в названии совр. палестинской дер. Аната, к-рая, по-видимому, служила местом паломничеств в ср. века и особенно в период крестовых походов . Однако археологические раскопки, проводившиеся в Анате и ее окрестностях в XX в. (в 1936 американцами Блером и Бергманом и в 1971 израильскими археологами), показали, что древнейшее поселение на этом месте восходит к эллинистическо-рим. периоду последних веков до Р. Х. и достигает своего расцвета уже в визант. период (IV-VI вв.). Библейский А. находился неск. южнее совр. Анаты (чем и объясняется расхождение между Иосифом Флавием и Евсевием) на холме Рас-эль-Харуба, где было обнаружено поселение, восходящее к X-IX вв. до Р. Х. и процветавшее до нач. VI в. до Р. Х., после этого оно постепенно пришло в упадок и окончательно прекратило свое существование в визант. период. Лит.: Armerding C. E. Anathoth//The New International Dictionary of Biblical Archaeology. Michigan, 1983; Peterson J. L. Anathoth//ABD. Vol. 1. P. 227. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/115032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСАРХАДДОН [библ. Асардан; ассир. Ашшурахиддина - (бог) Ашшур дал брата;], сын Синаххериба , царь Ассирии в 680-669 гг. до Р. Х. Упоминается в 4-й Книге Царств (19. 37), где описываются обстоятельства его прихода к власти, подробно известные по ассир. и арм. источникам. Синаххериб назначил А. наследником престола в обход своих старших сыновей - Адармелика и Шарруцура (библ. Адрамелех и Шарецер), к-рые в возникшей смуте убили отца. А. сумел подавить выступление братьев, и отцеубийцы вместе со своими сторонниками бежали в сев. царство Шубрия на склонах Сасунского хребта - отрога «Араратских (т. е. Урартских) гор». Впосл. А. захватил Шубрию (673 до Р. Х.), в 675 г. до Р. Х. завоевал и разрушил финикийский г. Сидон. А. восстановил разрушенный Синаххерибом Вавилон, совершал дальние военные походы в Иран, заключил союз со скифами и завоевал Египет (671 до Р. Х.). Однако к концу его правления большая часть иран. владений вышла из-под власти А., образовав независимое царство Мидия (672 до Р. Х.), впосл. уничтожившее Ассирию. А. продолжал политику своего отца, взимая дань с гос-в Сирии и Палестины. В ассир. источниках среди подчиненных А. царей упоминается иудейский царь Манассия , к-рый присылал А. драгоценные строительные материалы для украшения Ниневии. По примеру своих предшественников А. депортировал мн. пленных с вост. окраины империи (гл. обр. из Зап. Ирана), часть из к-рых он поселил в Самарии, где они приобщились под влиянием самарян к почитанию Бога (1 Езд 4. 2). А. умер во время похода в Египет, назначив преемниками сыновей: Ашшурбанипала в Ассирию и Шамашшумукина в Вавилонию, что позднее привело к ожесточенной войне между братьями. Лит.: Hirschberg H. Studien zur Geschichte Esarhaddons. B., 1932; Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л., 1935. Т. 2. С. 51-52; Wiseman D. J. The vassal-treatises of Esarhaddon. L., 1958; Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/76582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕАЗАР [евр.  ,   - Бог помог; греч. Ελεαζρ], прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный первосвященник. Е.- 3-й сын Аарона от Елисаветы (Исх 6. 23), муж дочери Футиила (Исх 6. 25) и отец Финееса (Исх 6. 25). Е. был священником при скинии во времена Исхода (Исх 28. 1; Числ 3. 3-4), служил вместе с младшим братом Ифамаром после трагической смерти старших братьев - Надава и Авиуда (Лев 10. 1-2, 6). Е. был начальником над главами левитских родов, к-рым было вверено хранение святилища (Числ 3. 32) и культовых принадлежностей скинии (Числ 4. 16). После мятежа сынов Корея Е. собрал кадильницы сожженных левитов и покрыл металлом из них жертвенник в качестве назидания для дальнейших поколений о незыблемости Ааронова священства (Числ 16. 39-40). Е. приписываются постановления законов о ритуальном очищении военных трофеев (Числ 31. 21-24) и земли по окончании сражения (Числ 19). После смерти Аарона Е. был облачен Моисеем в его одежды и тем самым унаследовал должность первосвященника (Числ 20. 25-28; Втор 10. 6), управлявшего вместе с Моисеем евр. народом (Числ 27. 1-11; 31. 12, 13, 25-31). Перед смертью Моисей в присутствии Е. назначил своим преемником Иисуса Навина, повелевая ему «обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении» (Числ 27. 18-23). Вместе с Иисусом Навином он разделил по жребию между коленами Израиля территорию земли обетованной (Числ 32. 28; 34. 17; Нав 14. 1; 17. 4; 19. 51; 21. 1). Гробница Е. находилась «на холме Финееса, сына его» в землях колена Ефремова (Нав 24. 33), вероятно, в одном из городов, к-рые были переданы во владение сыновьям Аарона. Е. занимает важное место в возводимых к Аарону генеалогических списках ветхозаветных священников. Во времена царя Давида существовало 16 семейств из дома Е. (1 Пар 24. 4, 7-14). От Аарона через Е. возводили свое священническое происхождение Ездра и Садок (V в. до Р. Х.) (1 Езд 7. 1-5; ср.: 1 Пар 6. 1-15, 50-53; 24. 3). Иосиф Флавий считал, что имя Елеазар означает, «что он бежал от египтян при содействии родного своего Бога» ( Ios. Flav. Antiq. II 13. 1). В иудейском предании Е. приписывалось авторство последних глав Книги Иисуса Навина (Бава Батра. 15а). Имя Елеазар в Библии принадлежит еще 10 персонажам. Лит.: Mauch T. M. Eleazar//IDB. Vol. 2. P. 75-76; Porter S. E. Eleazar//ABD. Vol. 2. P. 433. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)

http://pravenc.ru/text/189677.html

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Список принятых сокращений книг Ветхого и Нового Завета Бытие – Быт. Исход – Исх. Левит – Лев. Числа – Чис. Второзаконие – Втор. Книга Иисуса Навина – Нав. Книга Судей Израилевых – Суд. Книга Руфь – Руфь Первая книга Царств – 1 Цар. Вторая книга Царств – 2 Цар. Третья книга Царств – З Цар. Четвертая книга Царств – 4 Цар. Первая книга Паралипоменон – 1 Пар. Вторая книга Паралипоменон – 2 Пар. Первая книга Ездры – 1 Езд. Книга Неемии – Неем. Вторая книга Ездры – 2 Езд. Книга Товита – Тов. Книга Иудифь – Иудифь Книга Есфири – Есф. Книга Иова – Иов Псалтирь – Пс. Притчи Соломона – Притч. Книга Екклезиаста, или Проповедника – Еккл. Книга премудрости Соломона – Прем. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова – Сир. Книга пророка Исаии – Ис. Книга пророка Иеремии – Иер. Плач Иеремии – Плач Послание Иеремии – Посл. Иер. Книга пророка Варуха – Вар. Книга пророка Иезекииля – Иез. Книга пророка Даниила – Дан. Книга пророка Осии – Ос. Книга пророка Иоиля – Иоил. Книга пророка Амоса – Ам. Книга пророка Авдия – Авд. Книга пророка Ионы – Иона Книга пророка Михея – Мих. Книга пророка Наума – Наум. Книга пророка Аввакума – Авв. Книга пророка Софонии – Соф. Книга пророка Аггея – Агг. Книга пророка Захарии – Зах. Книга пророка Малахии – Мал. Первая книга Маккавейская – 1 Мак. Вторая книга Маккавейская – 2 Мак. Третья книга Маккавейская – З Мак. Третья книга Ездры – З Езд. Евангелие от Матфея – Мф. Евангелие от Марка – Мк. Евангелие от Луки – Лк. Евангелие от Иоанна – Ин. Деяния апостолов – Деян. Послание Иакова – Иак. Первое послание Петра – 1 Пет. Второе послание Петра – 2 Пет. Первое послание Иоанна – 1 Ин. Второе послание Иоанна – 2 Ин. Третье послание Иоанна – З Ин. Послание Иуды – Иуд. Послание к Римлянам – Рим. Первое послание к Коринфянам – 1 Кор. Второе послание к Коринфянам – 2 Кор. Послание к Галатам – Гал. Послание к Ефесянам – Еф. Послание к Филиппийцам – Флп. Послание к Колоссянам – Кол. Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) – 1 Фес. Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) – 2 Фес. Первое послание к Тимофею – 1 Тим. Второе послание к Тимофею – 2 Тим. Послание к Титу – Тит. Послание к Филимону – Флм. Послание к Евреям – Евр. Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) – Откр. Читать далее Источник: Перевод на русский язык Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков. Комментарии Т. А. Миллер Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЕННА [греч. γεννα; арам.      ], обозначение в Свящ. Писании места наказания грешников, соответствующее понятию ада . Арам. термин  (букв.- долина Хинном) восходит к евр.    («к долине Енномовой» - Нав 15. 8; Неем 11. 30), сокращенной форме от       («перед долиною сына Еннома» - Нав 18. 16; 2 Пар 33. 6) или       («на долине сыновей Еннома» - 4 Цар 23. 10). Это наименование получила расположенная в юж. части Иерусалима Енномова долина, где в эпоху правления иудейских царей Ахаза и Манассии совершались человеческие жертвоприношения (4 Цар 16. 3; 21. 6). Ок. 622 г. до Р. Х. иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники (4 Цар 23. 10). Позднее долина Енномова превратилась в свалку, где постоянно поддерживали огонь, на к-ром сжигали привозившийся из города мусор, а также трупы людей и животных. Дальнейшие проклятие и осуждение этого места в пророческой лит-ре (Иер 7. 32; 19. 6; ср.: Ис 31. 9; 66. 24) повлияли на то, что долина Хинном в апокалиптической лит-ре стала восприниматься как синоним огненной преисподней (см.: 1 Енох 26. 4; 27. 1-3 сл.; 54. 1 сл.; 56. 3 сл.). Впосл. название Г. стало использоваться для обозначения адского огня последних времен (4 Ездра 7. 36 (Vulgata); Apocalypse... de Baruch. 59. 10; 85. 13; Syb. I 103; II 292; IV 186; ср.: 3 Езд 2. 29). Это понимание термина легло в основу учения о Г. в НЗ. Греч. термин γεννα не встречается в LXX; Иосиф Флавий также его не употребляет, хотя сам, будучи фарисеем, признавал существование вечных мучений для нечестивых ( Ios. Flav. De bell. II 8. 14; Contr. Ap. II 218). В схожих по контексту отрывках Филон Александрийский использует греч. термин τρταρος ( Philo. De exsecrat. 152; Quaest. in Exod. (fragm) II 40). Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180) Геенна огненная. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 180) В НЗ Г. встречается 11 раз (в синоптических Евангелиях и Иак 3.

http://pravenc.ru/text/геенне.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОГРАФИЯ БИБЛЕЙСКАЯ область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с к-рым связаны события библейской истории (о физической географии Сиро-Палестинского региона см. ст. Святая земля : география). Географические представления библейских авторов Хотя у библейских авторов нет специального интереса к вопросам географии, они обращаются к ним лишь в связи с описаниями явлений природы, войн, границ владений и т. п., в Библии отражены их представления о географическом устройстве земного мира. Форма Земли четко не определяется, так же как неясным остается вопрос об «основаниях земли» (1 Цар 2. 8; ср.: Иов 26. 7). Ориентировка в пространстве основана на видимом пути солнца; стороны света обозначаются с позиции человека, обращенного лицом к востоку: «перед» (   - Быт 2. 8; 12. 8 и др. в значении «восток»); «зад» (   - Ис 9. 11 (МТ) и др.); «море» (  - Быт 12. 8 (МТ) и др.) в значении «запад» (поскольку море составляет зап. кромку Палестины, противолежащую точке восхода); «левая» (  , т. е. связанная с закатом, северная) сторона и «правая», т. е. юж. («полуденная»), сторона (   - 1 Цар 23. 24;  - Зах 6. 6; 9. 14; Иов 39. 26; также:   - Втор 33. 23 или   - Быт 12. 9 и др.). Локальными ориентирами служили природные объекты - горы, плоскогорья, хребты, долины и т. п. (ср.: Нав 15-19), а также дороги и поселения, обычно составлявшие удел к.-л. колена. Сведения древнеевр. авторов о территориях соседних народов достаточно широки: на востоке названы Мидия, Персия и Индия (Есф 1. 1; 8. 9); на севере описано пространство от Армении ( Арарат , Магог, Аскеназ, Фогарма - Иер 51. 27; Иез 27. 17; 39. 6) до зап. части М. Азии (Гомер, Фувал, Мешех); на западе неоднократно названы Кипр (Киттим), Иония (Иаван), Крит (Кафтор), Карфаген и даже Испания (Фарсис); на юге - Юж. Аравия (Сава) и Эфиопия (Куш). Из морей известно Средиземное, к-рое называли просто «море» (Числ 13. 30; ср.: Нав 1. 4; 23. 4), а его часть, омывающая берега Палестины,- «море Филистимское» (Исх 23. 31) или «море Яфы» (1 Езд 3. 7; синодальный пер.: «по морю в Яфу»). Второе по упоминаниям в Библии море - Красное. Из больших рек вне Палестины часто называют Евфрат (Быт 2. 14; 15. 18 и др.), Нил (Быт 41. 2, 18; Исх 2. 3, 5). Река Тигр (Хиддекель) упомянута только в кн. Бытие (2. 14, как одна из райских рек) и у прор. Даниила (Дан 10, 4; 12. 5, 6). Горы вне Св. земли, за исключением Арарата, в Библии не названы, но часто говорится о пустынях (Быт 14. 6 и др., Едомская - 4 Цар 3. 8, Синайская - Исх 19. 1 и др., а также пустыня Красного м.- Числ 21. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/162155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВИЙ [Древнеевр.  ], 3-й сын патриарха Иакова от его старшей жены Лии . В ветхозаветной традиции Л. считается предком левитов и священников (см. Колена Израилевы ). Имя Левий употреблено в ВЗ 58 раз (см.: BDB. P. 532), чаще всего - в перечнях и родословных списках (Быт 35. 23; 46. 11; Исх 1. 2; 6. 16; Числ 16. 1; 1 Пар 2. 1; 6. 1, 16, 38, 43, 47), а также в выражениях     - «потомок Левия» (букв.- сын/дочь Левия; Исх 2. 1; 32. 26, 28; Числ 3. 15, 17; 4. 2; 16. 7, 8, 10; 18. 21; 26. 59; Втор 21. 5; 31. 9; Нав 21. 10; 3 Цар 12. 31; Иез 40. 46; Мал 3. 3; 1 Езд 8. 15, 18; Неем 12. 23; 1 Пар 9. 18; 23. 24, 27; 24. 20; ср.: 1 Пар 23. 6),     - «колено Левия» (Числ 1. 49; 3. 6; 18. 2). Несмотря на исключительную роль, к-рую левиты и священники играют в ветхозаветном повествовании и особенно в нормативных текстах Пятикнижия Моисеева, о Л. не сообщается преданий, как-либо связывающих его с ветхозаветным культом. Сведения о Л. сводятся к 3 текстам. Согласно Быт 29. 34, Лия назвала сына Левием, надеясь, что ее муж «прилепится» (  ) к ней, после того как она родила ему 3 сыновей. Данная этимология, возможно, вторична по отношению к Числ 18. 2, 4, где поставлены в соответствие те же слова: представители колена Л. (    ) будут находиться (    ) при Аароне. Согласно Быт 34. 25-31, Л. и его брат Симеон напали на г. Сихем , «умертвили» в нем «весь мужеский пол» и разграбили его, отомстив за бесчестие, нанесенное их сестре Дине Сихемом, сыном местного правителя (Быт 34. 1-2). Поступок Л. и Симеона был осужден патриархом Иаковом (Быт 34. 30). Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Праотец Левий. Фрагмент росписи храма мц. Параскевы мон-ря Гура-Мотрулуй, Румыния. Нач. XVIII в. Данное предание получило отражение в составе т. н. благословений Иакова: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт 49.

http://pravenc.ru/text/2463311.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010