прот. Александр Мень Ездры 1–3 Книги Ездры 1–3 Книги . Ветхозаветные писания, носящие имя деятеля эпохи Реставрации Ездры. 1 Книга Ездры входит в число книг ветхозаветного канона и помещается после 2 Книги Паралипоменон. Первоначально она, скорее всего, составляла одно целое с Книгой Неемии, которая стоит непосредственно вслед за 1 Книгой Ездры. Обе священные книги частично написаны от лица главных героев – Ездры (евр. , эзра) и Неемии (евр. , нехемйа), а частично от лица повествователя-«летописца». Некоторые разделы 1 Езд. написаны на арамейском языке. 1 Езд. имеет 10 глав, а Неем. – 13. а) Содержание и композиция. По содержанию и стилю 1 Езд–Неем примыкают к 1–2 Пар. и являются их продолжением. Автор 2 Пар. заканчивает свое повествование эдиктом персидского царя Кира, который разрешил всем вавилонским пленникам, в т. ч. и иудеям, вернуться на родину (538). 1 Езд. начинается с изложения текста этого эдикта, причем почти дословно повторяет эпилог 2 Пар. В 1 Езд. рассказывается о возвращении первого потока репатриантов под водительством князя Шешбацара ( 1Езд.1–2 ); о деятельности князя Зоровавеля, первосвященника Иисуса и пророков Аггея и Захарии по восстановлению Иерусалима и Храма ( 1Езд.3–6 ); о реформе священника Ездры, который, получив полномочия от персидского царя, установил в Иерусалиме иерократический порядок и заставил его жителей обособиться от язычников ( 1Езд.7–10 ). В Неем. повествуется о сановнике персидского царя иудее Неемии, который, видя бедственное положение Иерусалима, отправился на родину и восстановил стены города, несмотря на противодействие самарян ( Неем.1–7 ); излагается содержание реформы Ездры, который призвал народ к покаянию и принял от него клятву на верность Закону Моисееву ( Неем.8–10 ); рассказывается о заселении Иерусалима, освящении его стен и последующих преобразованиях Неемии ( Неем.11–13 ). б) Авторы и датировка. По традиции 1 Езд. и Неем. приписывались лицам, указанным в заглавиях, однако, как отмечал в 1906 русский библеист «вопрос о происхождении Книг Ездры и Неемии в настоящее время трудно решить с полной определенностью как вследствие отсутствия ясных указаний на это в самих книгах, так и за неимением твердого руководства в Предании» (ТБ, т.3, с.198–199). Те части текста, где Ездра и Неемия говорят от своего имени, признаются сегодня всеми экзегетами за их подлинные произведения, но несомненное родство 1 Езд. – Неем. с 1–2 Пар. указывает на то, что в окончательной форме книги сложились как заключительная часть всего корпуса (ок.300 до н.э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Марк Мангано (протестант) Книга Эсфири. Дейл Мейнор Название книги это транслитерация имени главной героини (ивр., эстер). Это имя, в свою очередь, может быть либо транслитерацией аккадского слова «Иштар» имени вавилонской богини любви, либо транслитерацией персидского слова «звезда» (стара). Первоначальное еврейское имя героини, в соответствии с текстом, было Гадасса ( Эсф.2:7 ; ивр., хадассах), что означает «мирт». Исторический и культурный фон События книги происходят в период рассвета Персидской Империи, после победы Кира Великого над Вавилоном и указа о возвращении пленников в их родные земли. Первое переселение иудеев в Палестину произошло ок. 537 г. до н.э. под руководством Шешбацара и Зоровавеля (ср. Езд.1:82:2 ). Персы продолжили расширять свои территориальные владения при Дарий I (правил ок. 521486 гг. до н.э.). В сражении с греками при Марафоне в 490 г. до н.э., он потерпел серьезное поражение. После его смерти, его сын, Ксеркс (правил в 485465 гг. до н.э.), 555 взойдя на престол, попытался вслед за отцом продолжить политику захвата чужих территорий. Ксеркса убедили, что он должен попытаться захватить основную территорию Греции но, как и в случае с его отцом, он также потерпел сокрушительное поражение в сражениях при Фермопилах и Саламине (в 480 г. до н.э.), и, наконец, при Платеях (479 г. до н.э.). До и после событий, описанных в книге Эсфири, иудеи испытывали притеснения, в большей или меньшей степени. В Палестине, попытки Зоровавеля по восстановлению иерусалимского храма (ок. 536 г. до н.э.) вылились в международный конфликт, после переписки Фафная с Дарием о целях, которые якобы в действительности преследовали иудеи (ср. Езд.4:15 ). Другие письма с обвинениями в адрес иудеев посылались в разное время Ксерксу ( Езд.4:6 ) и Артаксерксу ( Езд.4:716 ), а затем во время попыток Неемии восстановить стены Иерусалима ( Неем.4:6; 465425 до н.э.). Вскоре после этого иудеи, живущие в Египте, оказались вовлечены в случайный конфликт в Элефантинах, что привело к разрушению элефантинского иудейского храма и дальнейшему желанию иудеев восстановить его. Текст и автор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга Ездры (Ezra, book of) Характер образов Книги Ездры обусловливается ситуацией, которая в ней описывается: основная ее тема – возвращение из плена и восстановление храма. Книга Ездры от начала до конца источает дух обновления после плена на обетованной земле. Образы возрождения связаны, прежде всего, с двумя сюжетными линиями: с восстановлением храма (в отличие от Книги Неемии, где главное внимание уделяется городу) и обрядов богослужения. В Езд.9–10 эти образы дополняются тематикой покаяния и исправления. В рамках темы возвращения к ранее утраченному основная группа образов вращается вокруг противопоставления чистого и нечистого (см. ЧИСТОТА ). Согласно Лев.10:10 , первостепенная обязанность священников Израиля заключалась в том, чтобы «отличать [буквально «отделять»] священное от несвященного и нечистое от чистого» (см. также Иез.44:23 ). «Священное» относилось ко всему отделенному и посвященному Богу. «Несвященным» в жизни Израиля было все обычное, нормальное и не посвященное специально Богу. В понятии «чистое» выражалась мысль о чистоте, и в жизни Израиля это считалось надлежащим состоянием как священного, так и несвященного. «Нечистое» связывалось с чем-то загрязненным или оскверненным и несовместимым со святостью. Священное по определению должно было быть чистым, а несвященное могло быть либо чистым, либо нечистым. Такое мировоззрение дает ключ для понимания Книги Ездры и, в частности, использованной в ней темы «отделения от нечистого». Пророк Иезекииль осуждал допленных священников за несоблюдение Лев.10:10 ( Иез.22:26 ), но Ездра предстает верным священником – обратите внимание на его происхождение от «Аарона первосвященника» ( Езд.7:1–5 ), – на деле наставляющим народ отделению чистого от нечистого. Такой интерес к выполнению священнических обязанностей не удивителен. В Книге Ездры не только рассказывается о восстановлении храма, но и рассматриваются другие вопросы, связанные с храмом: используемые в нем предметы ( Езд.1:6–11; 5:14–15; 6:5; 7:19; 8:25–30, 33–34 ), его служители ( ), праздники и жертвоприношения ( Езд.3:1–6; 6:3, 9–10, 17, 22; 7:17; 8:35; 10:19 ). Это не просто рассказ о храме; идейным центром повествования здесь является храм. Мир храма с его святостью и обрядовой чистотой служит идеологическим основанием для истолкования всего повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Библия Слово «библия» происходит от греч. слова библос – «книги». Б. – это собрание 66 отдельных книг. О толковании Б. ⇒ Священное Писание . I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 1) СОСТАВ ВЗ. В наст. время ВЗ представляет собой совокупность 39 сочинений различных лит. жанров и принадлежащих перу разных авторов. По содержанию эти книги делятся на три группы: а) исторические (Пятикнижие, Нав.; Суд, Руфь; 1–4 Царств; 1–2Пар.; 1 1Езд.; Неем.); б) учительные (Есф., Иов, Пс., Притч., Еккл., Песн.); в) пророческие (Ис., Иер., Иез., Дан., малые пророки). Книги объединены в эти группы без учета личности авторов и времени создания. Подобная компоновка впервые была сделана в Септуагинте, откуда заимствована Вульгатой и более поздними переводами. В евр. Б. число книг равнялось 24, т.к. разделенные в наст. время ист. книги раньше были объединены попарно, а именно: 1 и 2 Цар, 3 и 4 Цар, 1 и 2Пар, а также Езд и Неем кроме того, в одну книгу были собраны писания 12 малых пророков. Дальнейшее объединение Руфь с Суд и Плач с Иер свело количество книг к 22 (Иосиф Флавий). Они были разделены на три группы: а) Тора, пять книг Моисея (⇒ Пятикнижие Моисея ); б) Невиим (пророки). Пророки подразделялись на ранних и поздних. К ранним относятся Нав, Суд, Цар, 1–2 Сам, к поздним – великие пророки (Ис, Иер, Иез) и 12 малых пророков; в) Кетувим (писания). Их составляют Пс, Притч, Иов, Песн, Руфь, Плач, Еккл, Есф, Дан, Езд, Неем., 1 и 2Пар. Все эти книги различаются как по содержанию, так и по времени создания. Это дало повод позднейшим экзегетам предположить, что расположение их зависело от того, когда они были созданы или признаны. Внутри писаний особо выделяются Мегиллот (свитки), которые читались во время праздничных служб в синагоге: Песн (на Пасху), Руфь (на Пятидесятницу), Плач (в день поста, соблюдаемого в воспоминание о разрушении Иерусалима), Еккл (во время ⇒ праздника Кущей ) и Есф (во время праздника ⇒ Пурим ). Разделение на эти три группы мы находим в Книге Иисуса, сына Сирахова: «Закон, пророки и остальные книги» (Сир, предисловие). В НЗ его подтверждает Иисус ( Лк. 24:44 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 7 1–6. Ездра, его родословие и характеристика, 7–10. Прибытие Ездры в Иерусалим 11–26. Письмо Артаксеркса, данное Ездре с определением его полномочий и с повелениями относительно Иерусалимского храма. 27–28. Заключительные замечания. 1Ездр.7:1 .  После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии, «После сих происшествий» (ср. Быт.15:1, 22 и др) – обычное у библейских писателей выражение, указывающее на то, что следующий далее рассказ относится к событиям позднейшим сравнительно с описанными выше. Время совершения этих событий, однако, точно не указывается. «В царствование Артаксеркса». В подлинном тексте персидский царь, в правление которого Ездра вышел из Вавилона, называется Артахшашта. И. Флавий (Иуд.Древн. 11и д.), а за ним и некоторые старые исследователи (Михаелис, Фриче) полагали, что под Артахшаштой в гл. VII писатель Езд разумеет Ксеркса, другом которого, по И. Флавию, был Ездра. Новейшие экзегеты, как и наши слав. и русск. переводы, обычно отождествляют Артахшашту с Артаксерксом (ср. 1Езд 4.6 ). Но имя Артаксеркса носили три персидских царя: Артаксеркс I Лонгиман (465–424), Артаксеркс II Мнемон (405–358) и Артаксеркс III Ox (358–338). Спрашивается: при каком из трех поименованных царей прибыл в Иерусалим Ездра? Ввиду того, что писатель рассматриваемой нами книги употребляет имя Артаксеркса без всяких определений, поставленный вопрос решается различно. По традиционному пониманию кн. Ездры, разделяемому нашими отечественными экзегетами, а также и многими западными, прибытие Ездры в Иерусалим произошло при Артаксерксе I Лонгимане около 459 г. до Р. X. Ганеберг, Каулен, Масцеро, Де-Сольси полагают, что Ездра пришел в Иерусалим при Артаксерксе II Мнемоне. В неразрывной связи с рассматриваемым вопросом стоит и выдвинутый в последнее время вопрос о хронологическом отношении деятельности Ездры к деятельности Неемии. Именно: по 1Езд 7.8 , Ездра прибыл в Иерусалим в 7-й год Артаксеркса. В 20 год Артаксеркса ( Неем 2.1 ) прибыл в Иерусалим Неемия, восстановил стены города, действуя вместе с Ездрой, и возвратился в 32-й год того же Артаксеркса в Сузы. Немного спустя Неемия во второй раз прибыл в Иерусалим ( Неем 13.6 ). По традиционному мнению, все эти факты относятся ко времени Артаксеркса I Лонгимана (465–424), причем миссия Ездры предшествовала миссии Неемии. В настоящее время, однако же, мнение это подвергнуто сильному сомнению, и многими исследователями предлагается иной хронологический порядок отмеченных выше фактов. Так, по Гоанакеру, первое прибытие Неемии и построение иерусалимских стен падает на 20-й год Артаксеркса I Лонгимана (445 до Р. X.), прибытие же Ездры в Иерусалим было после этого, именно в 7-й год Артаксеркса II Мнемона (398 г). По Белланже, Лагранжу, Имберту первое посещение Неемией Иерусалима, происшедшее до прибытия Ездры, имело место в правление Артаксеркса III, а прибытие Ездры произошло в 7-й год Артаксеркса III.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И.Ц. Миронович Лекция 10. Всеобщая история человечества. Происхождение я хочу вам сказать, что лучше церковного пения народного и изучения Библейской Истории нет ничего на белом свете. И вы, наверное, с этим согласитесь. Почему? Потому что человек, как существо эмоциональное, – а мы созданы такими – он выражает свои внутренние религиозные чувства вовне. Может быть, это прекратится, когда мы будем с вами жить в совершенно иных условиях, в Царстве Божием, и вот отпадёт, может быть, необходимость в этих выражениях вовне, потому что, увидев Господа, человек забудет всё. Он будет только наслаждаться созерцанием этого божественного Лика, Его совершенством, благостию и любовью, и всё это будет изливаться без всякого посредства на нас, и отпадёт необходимость и в словах, и в делах, и в движениях, может быть, и в пении. Всё это будет совершаться внутри человека на уровне какого-то совершенно иного общения. Ну, а пока мы с вами находимся здесь, на земле, мы выражаем свои религиозные чувства в молитвах словесно, в умной молитве, в сердечной молитве, затем совершаем поклонение, воздеяние руку моею жертва вечерняя < Пс. 140:2 , Литургия Преждеосвященных Даров> . Мытарь бил себя в грудь (см. Лк. 18:13 ), люди воздевали руки, падали на колена (см. Езд. 9:5 ), посыпали себя пеплом (см. Есф. 4:1 ) и иные выражения – и всё это коренится в конечном итоге в Священном Писании. Потому что оно даёт нам и материал для размышления, и указывает, откуда мы с вами, и какой Промысл Божий относительно нас, и что мы представляем собой на сей день, как нам нужно исправиться, как жить бы должно. Поскольку, читая, мы видим, как уклоняемся мы от Евангельского идеала, насколько мы живём в компромиссах безконечных; и вот разделить свет и тень, добро и зло – ой, они переплелись настолько, что не знаешь, где кончается одно и начинается другое. А ведь через это мы страдаем. Вот через это мы страдаем. Это как какой-то мусор, который, знаете, накапливается и повреждает все наши чувства: и зрительные, и слуховые и всякие другие, а уж о духовных – которыми мы воспринимаем Бога – и говорить не приходится. Поэтому перед Богом надо очищаться. Вот все Псалмы Давидовы призывают нас к этому: Очисти беззаконие мое (см. Пс. 50 ), прости прегрешения моя, от тайных моих очисти мя (см. Пс. 18:13 ) – вообще, кто может усмотреть свои грехи?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Комментарии Женевской Библии на книгу Неемии Введение Автор Книга Неемии непосредственно продолжает повествование Ездры. См.: Книга Ездры. Введение: Автор. Время и обстоятельства написания См.: Книга Ездры. Введение: Время и обстоятельства написания. Характерные особенности и темы См.: Книга Ездры. Введение: Характерные особенности и темы. Содержание I. Возвращение Неемии в Иерусалим и восстановление городских стен (1,1 7,3) А. Возвращение Неемии в Иерусалим (1,1 2,10) 1 . Приготовления к возвращению (1,1 2,8) 2 . Возвращение (2,9.10) Б. Восстановление городских стен (2,11 7,3) 1 . Осмотр стен и предложение начать их восстановление (1,11–18) 2 . Первая вспышка конфликта (2,19.20) 3 . Начало восстановления (3,1–32) 4 . Вторая вспышка конфликта (4,1–5) 5 . Восстановление продолжается (4,6–23) 6 . Внутренние проблемы, ставящие под угрозу восстановление стен (5,1–19) 7 . Высшая точка конфликта (6,1–14) 8 . Восстановление завершено (6,15) 9 . Разрешение конфликта (6,16 7,3) II. Возвращение изгнанных и восстановление народа израильского (7,4 –13,31) А. Возвращение изгнанных (7,4–73) 1 . Необходимость вновь заселить Иерусалим (7,4.5) 2 . Перепись возвратившихся (7,5–73) Б. Восстановление общества израильского (7,73 13,31) 1 . Возобновление завета (7,73 10,39) 2 . Освящение стен (11,1 12,47) 3 . Преобразования Неемии (13,1–31) Глава 1 12,10 Узнав о том, что стены Иерусалима в развалинах (1,1–3), Неемия, виночерпий царя Артаксеркса, оплакивает грехи Израиля (1,4–11), а затем обращается к царю за позволением отправиться в Иерусалим и отстроить городские стены. Царь уступает его просьбе (1,4–11). Неемия прибывает в Иерусалим с тем, чтобы отстроить городские стены, лежащие в руинах со времени разрушения их Навуходоносором в 586 г. до Р.Х. 1 Слова. Вероятно отсюда начинается повествование от имени Неемии (см. Введение: Автор; Характерные особенности и темы). Неемия. Это имя означает «Господь утешил». В месяце Кислеве, в двадцатом году. Ноябрь-декабрь 446 г. до Р.Х., двадцатый год правления Артаксеркса I (2,1; Езд. 7,1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЕДИНСТВО религиозно-философский, мифологический и художественно-поэтический символ; философский термин, обозначающий постигаемое мышлением или данное в интуиции единство всех вещей; один из принципов построения философии как универсальной науки о Боге, мире и человеке; «философия всеединства» - направление рус. религ. мысли XIX-XX вв. Вопрос о значении термина «В.» остается дискуссионным. Отсутствие четких границ между терминами «единое» , «единство» и «В.» позволяет исследователям по своему усмотрению толковать «В.» и тем самым определять принадлежность той или иной философии к этому направлению. Понимаемое в широком смысле «В.» включает философские учения, в основе к-рых лежит учение о Едином, или Абсолюте , а также те, в к-рых принцип единства становится определяющим и находит свое выражение в самой форме философствования, в построении системы философии. В узком смысле под «В.» понимается определенный тип единства, к-рый предполагает связь всех вещей в Едином в качестве их причины или конечной цели. В европ. истории и культуре многообразие учений о В. своими глубинными истоками имеют: ветхозаветную традицию, в к-рой понимание единства тварного мира связано с «единым», одним, Богом («Ты един, и мы единое творение рук Твоих» - 3 Езд 8. 7); новозаветное понимание «единства» как единства: в Св. Троице («…да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» - Ин 17. 21), во Христе («...так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» - Рим 12. 5), в Церкви («И вы - тело Христово, а порознь члены» - 1 Кор 12. 27), в вере («…один Господь, одна вера» - Еф 4. 5), в любви («…любите друг друга, как Я возлюбил вас…» - Ин 13. 34); античную философскую традицию, связанную с мифологией и развившую на этой основе подробно разработанную концепцию «единого»; гностицизм , религиозно-философское течение, эклектически соединявшее религ. представления христианства, иудаизма и нек-рых вост. религий с философскими умозрениями античности.

http://pravenc.ru/text/155480.html

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Закон (Law) В образе закона выражаются ожидания Бога, связанные с нравственным и духовным поведением Израиля, и ориентиры, данные Богом Израилю, чтобы он мог жить той жизнью, которая была предназначена людям при сотворении. В Ветхом Завете закон обозначается, в основном, термином tora (переводимым обычно как «закон»). Точный смысл слова tora остается предметом ученых дискуссий, но, по общему согласию, в нем заложена идея о водительстве и наставлении. В одних случаях tora означает предписания, касающиеся нравственной, религиозной и гражданской жизни Израиля ( Исх.24:12 ). В других термин относится ко всему Пятикнижию ( Езд.7:6 ; Мф.22:40 ; Лк.16:16 ). В Ветхом Завете функциональными эквивалентами слова tora служат несколько других терминов. «Законы» означают различные конкретные предписания. Тот же смысл имеют выражения «слова Господни» ( Иер.36:8 ) и «слова завета» ( Исх.34:28 ; 4Цар.23:3 ). В новозаветный период «законом» мог уже называться весь Ветхий Завет ( Ин.10:34; 12:34 ; Гал.4:21–23 ). Пс.118 – классический пример библейских образов закона, и он может служить хорошим введением в тему. Первое, что стоит отметить, – многообразие конкретных слов для обозначения закона: откровения, повеления, уставы, заповеди, суды, пути, слово. Объединяет все эти термины заложенная в них предпосылка, что Бог дает закон в таком виде, чтобы люди могли строить свою жизнь на его основании. В эти основные термины вплетаются конкретные образы. Исполнение Божьего закона подобно хождению по стезе ( Пс.118:1, 35, 128 ), и на закон можно взирать ( Пс.118:6, 15 ). Он хранит жизнь человека ( Пс.118:9 ). Закон ассоциируется с радостью, утешением ( Пс.118:14, 24, 47, 70 и т. д.) и размышлением ( Пс.118:15, 23, 97 ). Закон – это советник ( Пс.118:24 ), песня ( Пс.118:54 ), предмет любви ( Пс.118:97, 127, 159 ) и светильник, освещающий путь ( Пс.118:105 ). В целом акцент делается на четырех мотивах: закон: 1) исходит от Бога, 2) дается для блага людей,

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сортировать по Исключить новости Введение в Ветхий Завет. Книги Паралипоменон, Ездры, Неемии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 22 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 Книги Паралипоменон, Ездры, Неемии Ветхий Завет содержит и вторую группу исторических книг, содержание которых вначале излагается параллельно содержанию книг “второзаконнической” традиции (от Нав до 4 Цар), а затем служит их продолжением. Это две книги Паралипоменон, книги Ездры и Неемии. Обе книги Паралипоменон изначально были единым целым и вместе с книгами Ездры и Неемии образовывали одну книгу, принадлежавшую перу одного автора. Они не только выдержаны в едином литературном стиле и выражают единую основную идею; об их единстве свидетельствует повторение заключительного стиха второй книги Паралипоменон (2 Пар 36) в начале первой книги Ездры (1 Езд 1). Книги Паралипоменон 1 Книги Паралипоменон (евр. название “/Книга/записи событий”; греч. название paraleipomena и по нему лат. Paraleipomena “следующее, опущенное”, что указывает на то, что в них содержится дополнение) — текст эпохи послепленного иудаизма. В то время народ, утративший политическую независимость, тем не менее располагал определенной автономией, которую признавали восточные владыки; он жил под руководством священников и по предписаниям религиозных законов. Храм и его богослужения были средоточием национальной жизни. Этот порядок, жестко зафиксированный законом и культовыми предписаниями, тем не менее соблюдался живо — благодаря приливу личного благочестия, учению о Премудрости, воспоминаниям о блеске или нищете прошлого и благодаря доверию к обетованиям пророков. Автор, иерусалимский левит, глубоко укоренен в делах этого мира. Он пишет о Ездре и Неемии, причем на значительном временном расстоянии от них, так как может по своему усмотрению комбинировать различные источники, имеющие к ним отношение. Вероятное время написания — начало эллинистической эпохи, ок. 300 г. до Р. Х. Затем книга дополнялась одним или несколькими авторами; особенно расширенными и переработанными оказались генеалогические выкладки (1 Пар 2–9); были введены списки имен: очевидно, список воинов и героев Давида (1 Пар 12), список священников и левитов (1 Пар 15) и длинное приложение (1 Пар 23:3–27:34), перечисляющее служителей Храма и администрацию времен Давида. Эти дополнения, которые могут служить надежными источниками, остаются в русле основных идей автора-хрониста Паралипоменона.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010