Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архангел. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг. [греч. ρχγγελος - начальник ангелов], в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (CH 9. 1), 8-й, предпоследний ангельский чин (см. в ст. «Ангелология» ). Слово «А.» в Свящ. Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4. 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впосл. это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христ. лит-рой. Кроме арх. Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще неск. А. Первое место среди них принадлежит арх. Михаилу (евр.  - кто как Бог). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (слав.      ) (Нав 5. 14-15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр 12. 7-9). В Книге пророка Даниила (12. 1) арх. Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла. Еще одно имя А. - Гавриил (   - муж Божий или сила Божия) (Дан 8. 16; Лк 1. 19). А. с этим именем известен как служитель Божественных таин ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 36; Ioan. Chrysost. Contr. anom. III 5; Areop. CH 8. 2). Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя (Лк 1. 19) и Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк 1. 26-38). Имена четырех А. упоминаются в неканонических книгах Свящ. Писания: Рафаил (  - исцеление Божие) (Тов 3. 16), Уриил (  - свет или огонь Божий) (3 Езд 4. 1), Салафиил (   - молитва к Богу) (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил (  - высота Божия) (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени - Иегудиил (   - хвала Божия) и Варахиил (  - благословение Божие) - сохраняются в церковном Предании. Все эти А. совершают различные служения, особенности к-рых в основном отражены в их именах ( Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria]//PG. 59. Col. 755). Поскольку по роду своего служения эти А. приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

http://pravenc.ru/text/Архангел.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 9.7. Дополнительные сведения о Ездре 9.8. Итоги периода Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 9.7. Дополнительные сведения о Ездре С именем Ездры связано еще одно событие, которое зафиксировано в Писании, создание Великой синагоги, о которой говорит Иосиф Флавий. Сам факт существования Великой синагоги оспаривается учеными иногда, тем не менее есть свидетельства, что она существовала. Что это такое? Это такой совет старейшин и мудрецов, которые были хранителями предания, они занимались толкованием и собиранием книг Священного Писания. Именно с именем Ездры связывают последнюю редакцию и свод воедино книг Священного Писания. Говорят, что Ездре при этом помогали и мужи Великой синагоги. Административных функций, какие мы видим у синедриона во времена новозаветные, Великая синагога не имела, она имела значение чисто религиозного центра. В неканонической третьей книге Ездры есть повествование о том, как Ездра, водимый Духом Святым, восстановил утерянные книги (3 Езд. 14:20–45). 9.8. Итоги периода Перед падением Иерусалима сознание людей определялось тем, что они были частью некой нации и государства – Иудеи, с законом, который они не соблюдали, но, тем не менее, имели, с неким богословием, с судом, с Храмом, со столицей, в которой правили члены династии Давида. Теперь, после плена, этого больше не было. Иудея стала частью большой провинции и не имела никакой самостоятельности. Само понятие народ тоже уже было не государственным, а связанным исключительно с законом Божиим и с верностью Богу, поскольку иудеи были перемешаны территориально с язычниками. Благодаря трудам Ездры и Неемии самосознание вернувшихся из плена людей было сосредоточено вокруг двух центров – вокруг Храма и вокруг Закона. Книга Паралипоменон, которая была написана уже после плена, одной из особенностей имеет исключительное внимание к храму и к богослужению, к исполнению воли Божией. И здесь, в книге Ездры, важнейшее место занимает именно история восстановления Храма. Если посмотреть на послепленных пророков, то и в их пророчествах Храм и Закон занимают важнейшее место. Это было результатом той встряски, которой явился плен, и Закон – единственное, что оставалось у отведенных в плен иудеев, потому что ни Храма, ни богослужения не было.

http://sedmitza.ru/lib/text/431216/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви о включении в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века для общецерковного почитания священномучеников протоиерея Николая Ермолова (1874 - 1937) и священника Иннокентия Кикина (1878 — 1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа Двадцатый век в истории Русской Православной Церкви оказался периодом великого испытания. Это было время мученических подвигов миллионов христиан. Несмотря на тьму богоотступничества, на попрание Закона Божия, когда по слову Писания настали дни, в которые «путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою» (3 Езд. 5:1), Господь наш Иисус Христос по неизреченному милосердию укрепил Церковь Свою, явив нам великих угодников Божиих. Жизнь и подвиг мучеников и исповедников Российских, их твердое стояние в правде, мужественное исповедание веры, явились светом миру и солью земли (Мф. 5: 13-14). Освященный Архиерейский Собор, проходивший в Юбилейный год 2000-летия Рождества Христова, принял решение об общецерковном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века, «поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу». В 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских было прославлено 1097 подвижников, их подвиг был изучен и не встретилось препятствий к их канонизации. Но поскольку пострадавших за веру Христову в XX веке несоизмеримо больше, то отцы Собора постановили: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт Деяния о канонизации новомучеников и исповедников Российских XX века).

http://sedmitza.ru/lib/text/429511/

Глава 5 1–2. Выступление пророков Аггея и Захарии и возобновление постройки храма. 3–5. Вмешательство заречного областеначальника Фафная. 16–17. Письма Фафная к Дарию. 1Ездр.5:1 .  Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. «Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили иудеям». Некоторые исследователи (особенно Meyer, Entstechung Iudenthums. S. 80) причиной выступления пророков в начале царствония Дария считают политические смуты в Персии, выразившиеся восстанием многих областей. Эти смуты будто бы давали иудеям надежду на получение полной независимости. Пророк Аггей и Захария и выступают в качестве провозвестников этой надежды, в качестве политических агитаторов. Однако Библия ничего не говорит о политическом брожении, охватившем Иудею. Из книги пророка Аггея ясно видно, что мотивом к выступлению его послужило прекращение постройки храма. Этот мотив нельзя считать маловажным, так как храм имел чрезвычайно важное значение в теократической жизни народа. 1Ездр.5:2 .  Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их. Увещания пророков, как видно и из Агг 1.1 , имели успех, и постройка храма началась вновь. Замечание ст. 2, что вместе с Зоровавелем и Иисусом «начали строить дом Божий и пророки Божии», должно быть понимаемо не столько в смысле указания на физическое участие пророков в постройке, сколько на их нравственное содействие ей. 1Ездр.5:3 .  В то время пришел к ним Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай и товарищи их, и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и доделывать стены сии? Начинается повествование о противодействии постройке со стороны персидского областеначальника. «В то время». Работы по восстановлению храма начались в половине 2 года Дария, а закончились в 6-й год ( 1Езд 6.15 ) и, значит, продолжались не более 4 1/2 лет; в этот срок Фафнай отправил царю известие о происходящем в Иерусалиме, получил ответное распоряжение и успел принять участие в постройке храма. Поэтому замечание писателя в то время должно указывать на ближайший к началу постройки момент. Вместо имени Фафнай во 2 Езд. читается Σισννης и у LXX Θανθαναι. По-видимому, Фафнаю принадлежало начальство над всей страной к западу от Евфрата, и Зоровавель, которому вверено было управление только Иудеей, был ему подчинен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книга Екклесиаст      Духовный смысл книги определяют слова, поставленные в самом начале книги: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! (Еккл 1, 2). Слово суета в этой небольшой книге встречается тридцать девять раз. В еврейском тексте стоит хэвэл . Первоначальное значение этого слова — дыхание, дуновение , то есть то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: пустое, безрезультатное занятие. У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (30, 7). В еврейской грамматике словосочетание хэвэл хавалим (суета сует) переводится как сопряженное отношением . Применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: небеса небес (см.: Втор 10, 14; Пс 67, 34), Царь царей (см.: Езд 7, 12; Дан 2, 37). В Екклесиасте сопряженное отношение выражает крайнюю суету, бессмыслицу: Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (Еккл 1, 3). Суета всё, потому что нет пользы. Это понятие польза является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. Священный писатель употребляет существительное итрон . Оно в Библии, кроме книги Екклесиаста, нигде не встречается. Все испытал в жизни Екклесиаст , но все пережитое и увиденное не итрон , а хэвэл хавалим (суета сует). Недостижимость прочного человеческого счастья выражается в постоянной смене человеческих поколений: Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (Еккл 1, 4). Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость явлений природы: Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием (Еккл 1, 5–8).

http://pravoslavie.ru/104009.html

Пн Определение Святейшего Патриарха и Священного Синода о включении в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века для общецерковного почитания священномучеников протоиерея Николая Ермолова (1874-1937) и священника Иннокентия Кикина (1878-1937) 14 2005 р. 12:30 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято « Определение Святейшего Патриарха и Священного Синода о включении в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века для общецерковного почитания священномучеников протоиерея Николая Ермолова (1874-1937) и священника Иннокентия Кикина (1878-1937)». Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Двадцатый век в истории Русской Православной Церкви оказался периодом великого испытания. Это было время мученических подвигов миллионов христиан. Несмотря на тьму богоотступничества, на попрание Закона Божия, когда по слову Писания настали дни, в которые «путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою» (3 Езд. 5:1), Господь наш Иисус Христос по неизреченному милосердию укрепил Церковь Свою, явив нам великих угодников Божиих. Жизнь и подвиг мучеников и исповедников Российских, их твердое стояние в правде, мужественное исповедание веры, явились светом миру и солью земли (Мф. 5:13-14). Освященный Архиерейский Собор, проходивший в Юбилейный год 2000-летия Рождества Христова, принял решение об общецерковном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века, «поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу». В 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских было прославлено 1097 подвижников, их подвиг был изучен и не встретилось препятствий к их канонизации. Но поскольку пострадавших за веру Христову в XX веке несоизмеримо больше, то отцы Собора постановили: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о канонизации новомучеников и исповедников Российских XX века).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4892994...

Второй Иерусалимский храм Второй Иерусалимский храм. Реконструкция      Храм был построен в 516 году, в шестой год царствования царя Дария. Работа продолжалась двадцать один год. Окончательное же устройство храма (сооружение пристроек, а также внутренняя отделка и украшение) продолжалось и после Дария. Поэтому в главе 6-й (стих 14-й) книги Ездры наряду с Киром и Дарием стоит имя Артаксеркса как причастных к строительству дома Божия. Можно думать, что окончательная отделка храма продолжалась лет двадцать пять еще и при Артаксерксе. Таким образом, получается сорок шесть лет, в продолжение которых, по иудейскому преданию, строили храм (см.: Ин 2, 20). Построенный и освященный Иерусалимский храм получил наименование в потомстве храма Зоровавеля — вождя иудеев, вернувшихся из плена. Зоровавель — потомок Давида. «Этот Зоровавель, — говорит блаженный Иероним, — по происхождению от колена Иуды, рода Давидова, прообраз Спасителя, Который поистине устроил разрушенный Храм, то есть Церковь, и снова вывел народ из плена». Ездра пишет, что сыны Израилевы освятили дом Божий с радостью (см.: 1 Езд 6, 16). Однако радость скрадывалась тем, что во втором храме не было: 1) ковчега завета; 2) урима и туммима; 3) огня небесного; 4) елея помазания и 5) жезла Ааронова. Господь через пророка Аггея дал обетование, что слава этого храма будет больше прежнего: придет Желаемый всеми народами... на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф (Агг 2, 7, 9). Слова эти имеют мессианский характер. В этом храме будет проповедовать Спаситель. Отрок Иисус среди учителей в храме. Монастырь Дионисиат, Афон      С 8-й главы книги Ездры начинается повествование о втором караване евреев, вернувшихся в царствование Артаксеркса под водительством Ездры. Царь дал Ездре большие полномочия. Он становится вождем народа и учителем. Святая ревность о законе Господнем и глубокие его знания Моисеевых постановлений видны почти на каждой странице его книги. Политическая и религиозная деятельность его начинается с 459 года до Р.Х., с седьмого года правления Артаксеркса I Лонгимана, на которого он имел большое влияние. Некоторые исследователи предполагают, что под влиянием матери этого царя, знаменитой иудеянки Есфири, которая была женой Ксеркса, Ездра был близок к персидскому двору.

http://pravoslavie.ru/104143.html

Первое действие Спасителя Что означает для нас крещенская вода 19 января, 2017 Что означает для нас крещенская вода «Но не отнял у них сердца лукавого, чтобы закон Твой принес в них плод. С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд. 3, 20-22). Поиск праведности приведет к поражению Протоиерей Алексий Иродов Крещение Господне находится в плотном окружении других торжественных праздников, это событие окружено водосвятием, связанными с ним купанием, кроплением святой водой и прочими любимыми нами обрядами. Несомненно, праздник этот радостный, но величественный смысл и значение как-то отступили в тень из-за его расположения в календаре. Кому-то может показаться, что Спаситель уговаривает крестить Его, только чтобы соблюсти простую радостную формальность. В обществе укоренилось легкомысленно торжественное отношение и к крещению каждого человека. Как выглядит ситуация в головах современных людей? Я хочу переделать известную сказку о том, как отец, умирая, раздал своим сыновьям по одному прутику и приказал их сломать. Прутики сломались. Потом отец сказал сложить их вместе и… В нашей сказке отцовский веник обязательно ломается, сколько бы ни увеличивали его толщину. Это всех и озадачило, при этом гордость не дает понять, что именно сломанный нами веник и есть правильный результат. Только проходя мучительный путь осознания своей неспособности, человечество и человек обретает себя для Бога. Ветхий Завет приносит в мир Закон, благодаря Закону мы приобретаем самое важное в нашей жизни знание. Оно, при правильном употреблении нами Закона, состоит в том, что мы сами ни к чему не способны. Апостол Павел говорит нам: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Любые поиски личной праведности в Законе обязательно должны привести нас к поражению. Поражение – и есть правильный результат, только после этого для нас начинается Новый Завет.

http://pravmir.ru/pervoe-deystvie-spasit...

Притча о безумном богаче      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 13:51 мин. Размер 13.3 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Вы слышали, что сказано древним: “не убивай, кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5: 21–22). Так строго, дорогие братия и сестры, Господь Иисус Христос предупреждает нас от сквернословия в адрес наших ближних. Но сегодня за Божественной литургией слышали мы притчу, в которой Он же, Христос Спаситель, именует Своими пречистыми устами одного богача не как иначе, а именно безумным (см.: Лк. 12: 16–21). Один богатый человек, владетель поместья, получил хороший урожай. Его богатство в основном заключалось в произведениях земли, и имел он много земли, и земля эта была плодородна. Знаем мы с вами, что плодородие земли – это великое благословение Божие. Молимся мы за каждым богослужением «о благорастворении воздухов и о изобилии плодов земных», но часто Господь одаривает обильно людей нечестивых, грешных, не знающих Его. Сплетает Премудрый Творец из этого одаривания людей недостойных и неблагодарных Свою спасительную сеть, чтобы люди не могли судить о Его любви или нелюбви по тому, что видим перед собой, как живет человек на земле: богато или бедно, в изобилии и покое или же в скорбях и нуждах. Чем же было занято сердце того богатого человека среди такого изобилия? Он стал рассуждать сам с собой. Но Бог Небесный знает и замечает всё, о чем мы рассуждаем в сердце своем, и за всё это мы дадим Ему отчет. «Господь знает все дела людей и начинания их, и помышления их и сердца их» (3 Езд. 16: 55). О чем же заботился и беспокоился этот удачливый богач? Увидев на своих полях необыкновенный урожай, он вместо того, чтобы возблагодарить Бога или порадоваться возможности сделать больше добрых дел, начал тревожиться: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». Тревожная озабоченность – обычный плод земного богатства и общая ошибка обладающих им. Чем больше человек имеет, тем больше у него трудностей, связанных с богатством, тем больше стремления сохранить то, что он имеет, и добавить к нему, тем больше и забот, как все сохранить и как потратить, – так что именно изобилие богатых лишает их сна, поскольку они постоянно думают, что же им делать с их богатством, как его распределить. Подобная страсть называется любостяжанием, и грозно слово апостола Павла к одержимым этим пороком: «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5: 5).

http://pravoslavie.ru/108857.html

Участь человека в падшем мире такова, что скорби и болезни являются не только обычными спутниками нашего существования, но и необходимыми составляющими пути нашего спасения. По слову преподобного Антония Великого, «никто без искушений не может войти в Царство Небесное; ибо не будь искушений, никто не спасется» . Это является следствием той вселенской катастрофы, которой обернулось грехопадение прародителей для человечества. «Но когда Адам нарушил Мои постановления, – открывает Господь ветхозаветному священнику Ездре, – определено быть тому, что сделано. И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда. А входы будущего века пространны, безопасны, и приносят плод бессмертия. Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано» (3 Езд. 7, 11–14). Люди верующие знают, что любые беды и несчастья не приходят без Божественного попущения Впрочем, люди верующие знают, что любые беды и несчастья не приходят без Божественного попущения, и стараются извлечь урок из любой напасти, поскольку любое наказание несет в себе немалую пользу, пресекая грех и открывая нам глаза на наши ошибки и заблуждения, которые во времена благополучные оставались незамеченными. «Таким образом, – по слову святителя Григория Богослова, – самое наказание делается человеколюбием. Ибо так, в чем я уверен, наказывает Бог». Рассуждая в предложенном ключе и обратившись к современной ситуации, мы естественно задаемся вопросом: «В чем же смысл этой новой заразы, распространившейся по лицу всей земли, и чему мы можем научиться в нашей ситуации?» Дерзнем высказать мысль, что, кроме общих тем, к которым мы обыкновенно обращаемся в болезнях (о тленности жизни, ее скоротечности, зыбкости, ненадежности, о близости смерти и т. п.), распространившаяся в наши дни инфекция обострила проблему общения и одиночества. Распространившаяся в наши дни инфекция обострила проблему общения и одиночества

http://pravoslavie.ru/141055.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010