списася сиа книга»). Чт(значит тут обитель царская, когда в 1414 и 1425 годах не только не было в России царства, но монастырь Троицкий находился даже и не в великом княжении, а в княжении удельном (уделе Радонежском), сказать не можем (вероятно, слово «царская» употреблено как синоним слов «пресловущая», «преименитая», т. е. первый эпитет вместо вторых). 140 См. настольные грамоты архимандритам лавры в «Истории иерархии» (т. II, с. 100–143) и также см. ibid. (т. I, 357 sqq. (320, 327) и т. II, с. LVIII fin. sqq.). 141 См. ibid., т. II, с. 170, указ XI. Тогдашний архимандрит лавры Варлаам был духовником императрицы, и в следующем, 1732 году Синод, исполняя волю государыни, предоставил ему «при отправлении божественнех служб для подания ему осеняльных свеч и прочаго послужения иметь при себе из мирских персон в стихарях, колико пристойно, которых ему же архимандриту посвятить и в чтецы и певцы». Но это «другим архимандритом не в образец» (ibid., с. 173). 142 Санкт-Петербургской Александро-Невской лавре при ее основании в 1712 году предоставлено было первенство между великорусскими монастырями, так что Троицкая лавра стала второю по ней. Первенство это принадлежало Александро-Невской лавре до 1739 года, когда оно снова возвращено было Троицкой лавре (Истор. иерарх., т. II, с. 260); причем должно быть подразумеваемо, что, быв первою в Великороссии, она была второй под Киево-Печерской лаврой вообще в России. Троицкая лавра титулуется не просто Троицкою, но Свято-Троицкою. Это по примеру Киевских монастырей (большая часть которых свято-такие-то), – с начала XVIII века: под Регламентом подпись архимандрита лавры есть: «Свято-Троицкаго Сергиева монастыря архимандрит Тихон»; на гравюре лавры, вырезанной в 1725 году гравером Иваном Зубовым, надпись над лаврою есть: «Свято-Троицкая лавра Сергиев монастырь» [см. на с. 104–105]. 143 О значительном количестве недвижимых имений, или вотчин, по-жертвованных монастырю при преподобном Никоне и приобретенных им, Никоном, посредством покупки см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

16.  Riou, A. Le Monde et l " Église selon Maxime le Confesseur. – Paris: Éditions Beauchesne, 1973. – 280 р.  17.  Russell, N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. – Oxford: Oxford University Press, 2004. –  418 р. 18.  Thunberg, L. Man and the Cosmos: The Vision of St Maximus the Confessor. – N.Y.: St Vladimer’s Seminary Press, 1985. – 184 р. 19.  __________. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. – Chicago; La Salle, Illinois: Open Court, 1995. – 448 р. 20.  Tollefsen, Т. Т. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor. – N.Y. : Oxford University Press, 2008. – 243 р. Thunberg, L.Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. P. 72-73. Там же. С. 62-64. Учение о том, что весь мир был сотворен согласно логосам, предполагает «таинственное и обоживающее присутствие Христа-Логоса в мире» ( Thunberg, L.Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. P. 74-76. См.: Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1081BC=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 68). Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1081BC=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – C. 68. Ibid. 1285D=Там же. C. 260. Поэтому можно говорить о воплощении Логоса во всем мире через логосы творения. Максим Исповедник в 33 амбигве учит о трех воплощениях Логоса: воплощении во всем мире посредством логосов творения, воплощении в Священном Писании и воплощении как вочеловечении ( Максим Исповедник, прп . Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1285С-1288А=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С. 260-261). Thunberg, L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. P. 154. Максим Исповедник, прп. Ambigua ad Iohannem. PG 91. 1153AB=О недоумениях к Иоанну//О различных недоумениях… – С.132-133. МаксимИсповедник, прп. Quaestiones ad Thalassium. 61. 10-11.=Вопросоответы к Фалассию//Богословские труды. Сборник тридцать восьмой. – С. 75.

http://bogoslov.ru/article/4574482

246 Памятник cero предания in Proteuangel. Iacobi in cod. apocr. Thilo cap. 1. Подробнее сказано будет ниже. 247 S. Gregor. Nyss. in diem natal. Chr. Tom. III, pag. 346 и 347. Conf. S. Eustath. Comment, in Hexaemeron, pag. 70. S. Epiph. adv. Hæres. Tom. I. Hæres. LXVIII, pag. 1038 и 103. 258 Это можно видеть и в приведённых выше писаниях, какие были рассматриваемы и утверждены Ефесским Собором. Стр. 185–188. 261 Так св. Амвросий в письме к Папе Сирицию. Орр. Ambros. Tom. II. clas. 1. Epist. LXXII, pag. 967. Conf. de Instit. Virgin, cap. VIII, pag. 262. Так св. Иоанн Дамаскин в Излож. Веры, кн. IV, гл. 14, стр. 260 и др. 263 Примеры можно видеть и в тех писаниях Отцов, которые уже приведены были в раскрытии учения о Лице Иисуса Христа и о Богородице Деве. 264 Ещё у писателей 2 века упоминаются обстоятельства, относящиеся к рождению Иисуса Христа, согласно с повествованием Иакова. А в 3 веке Ориген именно указывал на сие повествование. Comment, in Euang. Matth., pag. 223. 275 Orat. in d. natalem Mariæ, Bibl. P. Combefis. Tom. 1, pag. 1299, in ram. palm. Tom. XIII, pag. 175. 276 Damasc. orat. in nat. Mariæ I et II. Lequien. Tom. II, pag. 841. Germ. orat, in Annunt. Mariæ. Gombefis. Auet. Nov. Tom. I, pag. 1411. 277 В некоторых списках и собственно История Иакова предваряется словами: благослови, Отче, или: Господи, благослови. Thilo proleg, pag. LVIII. 280 Epist. ad Syric. Tom. II, clas. 1. cp. LXXII, pag. 965. sqq. De instit. virgin, cap. V. VIII, pag. 256–262, ibid. 291 S. Epiph. adver. Hær. Tom. I, lib. I. Hæres. XXVIII, pag. 115. Conf. lib. III. Hæres. LXXVIII, pag. 1039, et Orig. in Luc. Homil. VII, pag. 223. ed. Huet. 299 Св. Епифания adv. Hæres. lib. III. Tom. I. Нæг. LXXVIII, pag. 1043. Св. Амвросия de instit. Virg, cap. VII. Tom. II, pag. 260 и 261. 329 1Цар.2:20 . Некоторые, на основании свидетельств Талмуда и иудейских учёных, говорят, что в Церкви подзаконной со священническим благословением соединялось не только воздвижение или простертие рук, но и приличное знаменательное сложение перстов, изображавшее или имя Божие Jehovah, или даже таинство Бога Триединого, согласно со словами благословения, свыше преданными Церкви подзаконной чрез Моисея; что самое воздвижение или простертие рук в ветхозаветном благословении совершалось так, что руки, сперва поднятые вверх, потом были опускаемы вниз, и обращены на правую и левую стороны, – следовательно, крестообразно; и что священники ветхозаветные поднимали в благословении руки выше головы своей, а первосвященник толико до головы своей, поскольку имел на ней изображение имени Божия. Wagenseil, Häner, Kircher и др. у Люндия Die allen jüdischen Heiligtümer. Hamburg. 1711. 653–660. и y Бинтерима Denkwürdigkeiten der c. katholischen Kirche B. VII. Th. 2. S. 331–333.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5–ое правило I Никейского собора. 237 Возможно, что Никейский собор считал, что все дела относительно отлучения должны восходить к митрополичьему собору в порядке ревизии. Однако уже Антиохийский собор, как показывает его 20–ое правило, имел в виду апелляцию. 238 1–ое Апостольское правило (по Книге правил). 239 2–ое правило Антиохийского собора. 240 Никодим Милаш, Правила с толкованиями, т.1, с.60–61. В средние века анафема отличалась от великого отлучения только лишь большей торжественностью. Первоначально anathema означало все то, что посвящается божеству, а потому и отделено от всего несакрального. В отношении к людям anathema стала означать того, кто посвящен Богу, отдан ему на суд и отделен от общения со всеми. 241 Вопрос Петра и ответ Христа имеют двоякий смысл. С одной стороны, ответ Христа относится лично к Петру, а следовательно, и к любому члену Церкви, который должен не ограничиваться в своем прощении, но, с другой стороны, к Петру как апостолу, подтверждая то, что сказано Им в стихе 18. Поэтому ответ Христа относится и к тем, кто находится в состоянии herem или sammata. 242 См. параллельные места: Мк.3,28–30; Лк.12,10. 243 См. также Евр.12,15–17. 244 См. C.Spicq, L " origine johannique de la conception du Christ–pretre dans l " Epitre aux Hebreux. — in: Aux Sources de la tradition chretienne, Paris–Neuchatel, 1950, p.258. 245 Ерм, Пастырь, Заповедь IV, III, 1. (Русск. пер., с.259.) 246 Там же, с. 160. 247 Там же, с. 259–260. 248 Подобие IX, XIX и XXVI. 249 Я отпускаю грехи прелюбодеяния и блуда по совершении покаяния. 250 De pudicitia, 1,6. 251 Ibid., XXI. 252 13–ое правило I Никейского собора. 253 8–е правило I Никейского собора. 254 Mansi, III, 1145. 255 57–ое правило Василия Великого (по Книге правил). 256 58–ое правило Василия. 257 59–ое правило Василия. 258 64–ое правило Василия. 259 56–ое правило Василия. 260 4–ое правило Анкирского собора (по Книге правил). 261 5–ое правило того же собора. 262 5–ое правило того же собора. 263 9–ое правило Неокесарийского собора. 264

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

9  ET from ibid., 125. See Heinz Kruse, «Zwei Geist-Epiklesen der syrischen Thomasakten», Oriens Christianus 69 (1985): 33–53; Reinhard Meβner, «Zur Eucharistie in den Thomasakten: Zugleich ein Beitrag zur Fruhgeschichte der eucharistischen Epilkese», in Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics in Honor of Gabriele Winkler, ed. Robert F. Taft, Orientalia Christiana Analecta 260 (Roma: Pontificio Istituto Orientale, 2000), 493–513. Cf. also the anaphora of the East Syrian liturgy of Theodore of Mopsuestia: «And we beseech you, O my Lord, and supplicate you, and worship you, and petition you, that your worshipful Godhead and your mercifulness may be well-pleased, O my Lord, and there may come upon us and upon this oblation the grace of the Holy spirit. May He dwell and rest upon this bread and upon this cup, and may He bless, consecrate, and seal them in the Name of the Father, and of the son, and of the Holy Spirit. By the power of your Name may this bread become the holy body of our Lord Jesus Christ, and this cup the precious blood of our Lord Jesus Christ» (ET by M.J. Birnie, from Takhsa d’Kahaneh d’Adta d’Madinkha – Priestly Liturgical Manual of the Church of the East [s.l., s.a.]). 11  See Jarl E. Fossum, «Jewish-Christian Christology and Jewish Mysticism», Vigilae Christianae 37 (1983): 260–287; idem, The Name of God and the Angel of the Lord: Samaritan and Jewish Concepts of Intermediation and the Origin of Gnosticism, WUNT 1/36 (Tubingen: Mohr Siebeck, 1985); Charles Gieschen, Angelomorphic Christology: Antecedents and Early Evidence (Leiden: Brill, 1998); idem, «The Divine Name in Ante-Nicene Christology», Vigilae Christianae 57 (2003): 115–158. 12  See Joseph Höller, Die Epiklese der griechisch-orientalischen Liturgien (Wien: Mayer & Company, 1912), 110–134; Erik Peterson, «Die Bedeutung von ΑΝΑΔΕΙΚΝΥΜΙ in den griechischen Liturgien», in Festgabe für Adolf Deismann zum 60. Geburtstag (Tübingen: Mohr Siebeck, 1927), 320–326; E.G. Cuthbert F. Atchley, On the Epiclesis of the Eucharistic Liturgy and in the Consecration of the Font, Alcuin Club Collections 31 (Oxford: Oxford University Press, 1935), 114–115; Martin Jugie, «De epiclesi Eucharistica secundum Basilium Magnum», Acta Academiae Velehradensis 19 (1948): 202–207; Severien Salaville, «ΑΝΑΔΕΙΚΝΥΝΑΙ, ΑΠΟΦΑΝΕΙΝ: Note de lexicologie a propos de textes eucharistiques», in Mémorial Louis Petit: Melanges d’historie et d’archéologie byzantines (Bucarest: Institut Franais d’études byzantines, 1948), 413–422.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Summa: Quaestiones ordinariae. 39. 8// Idem. Opera omnia. Leuven, 2004. Vol. 28. P. 255). Согласно И. Д. С., способность производить есть некое совершенство, а поскольку Бог обладает полнотой всех совершенств, Он является производящим. При этом произведение может быть внутренним или внешним, а также контингентным или необходимым. Творение мира Богом является внешним и контингентным произведением, однако, поскольку необходимое и внутреннее произведение совершеннее контингентного и внешнего, необходимо признать, что в Боге помимо контингентного внешнего произведения существует необходимое внутреннее произведение (см.: Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 2. 2. 1-4//EdVat. Vol. 2. P. 271-272; ср.: Cross. Duns Scotus on God. 2005. P. 131-132). Далее И. Д. С. проводит еще одно различение, выделяя природное и волевое произведение. Природное произведение предшествует волевому, поскольку, согласно И. Д. С., любой акт воления является следствием предшествующего акта познания, к-рый является не волевым, а природным актом. Именно на этом этапе рассуждения И. Д. С. обращается к августиновской схеме соотнесения Ипостасей Св. Троицы с устроением человека. Будучи совершенным Разумом, Бог обладает и совершенной памятью (memoria perfecta). Существование памяти требует, во-первых, существования самого разума и, во-вторых, существования объекта познания. При этом в отличие от обычных познавательных актов в связанных с памятью актах объект познания есть нечто внутренне содержащееся в самом познающем разуме. Поскольку всякая тварная память характеризуется тем, что имеет в качестве содержания и объекта «порожденное познание» (notitia genita), совершенная память Бога имеет это же свойство ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 2. 2. 1-4//EdVat. Vol. 2. P. 259-260). Она имеет своим содержанием совершенное и бесконечное существо Бога, а потому и сама является бесконечной. Поскольку в Боге возможность и необходимость совпадают, эта память существует необходимо (Ibid. P. 260-261; ср.: Cross. Duns Scotus on God. 2005. P. 133-135). Т. о., в Боге помимо непроизведенного Лица (Отца) существует произведенное природно Лицо (Сын).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1896, кн. I, «Смесь», с. 6 fin.). В 1668 году в Иверском монастыре – архимандрит и наместник (Истор. иерарх., т. IV, с. 249); то же в 1678 году (ibid., с. 260), других властей не упоминается. В 1688 году в Саввином Сторожевском монастыре власти – архимандрит, келарь, наместник, казначей («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1887, кн. I, Varia, с. 161). В 1687 году в Донском монастыре – архимандрит и наместник, в приписном к нему монастыре тогда же наместник вместо строителя, так что наместник-строитель (Описание Донск. мон. Забелина, с. 93, 95). В Воскресенском (Новый Иерусалим) монастыре с самого его начала власти – архимандрит, наместник, строитель (управлявший монастырскими вотчинами), казначей, ризничий, книгохранитель («История монастыря», составл. архим. Леонидом в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1874, кн. IV, с. 126 sqq.). Наместники в наших монастырях со времени патриарха Никона – из Малороссии («Истор. иерарх.», т. IV, с. 220, 249, 260) (архимандрит, взятый из Малороссии в Иверский монастырь, и учреждено в монастыре начальство, как в Малороссии). А о наместниках в Малороссии см. в Описании Киево-Печерской лавры митрополита Евгения. О должности наместника Александро-Невской лавры по уставу Феофана см. в «Истор. иерарх.» (т. II, с. 205). В 1429 году, как значится в записи на одной рукописи Лаврской библиотеки, писанной в сем году, властями Троицкого монастыря были: игумен, строитель и келарь 715, конец, послесловие, Описания, т. III, с. 110). Так как в последующее время мы находим в наших монастырях строителя как чиновника, так сказать, сверхштатного при штатных чиновниках – архимандрите или игумене, келаре и казначее, значение и назначение которого остается для нас не совсем ясным (как будто назначавшегося, иногда, по крайней мере, самим государем, для надзора над обыкновенными монастырскими властями, cfr. статью Н. Успенского «О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря», напечатанную в I кн. «Чтен. Общ. Истор. и Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1985. S. 317-318, 311; Schmaus. 1953-1959. Bd. 3. Hbd. 1. 1958. S. 744; Rahner. Wort und Eucharistie. 1960; Wort und Sakrament. 1966; Kasper W. Wort und Sakrament//Martyria - Liturgia - Diakonia. 1969. S. 260-285; Nocke. 1985; Sakrament und Wort im Grund und Gegenstand des Glaubens. 2011). Поскольку таинство и слово внутренне связаны единым источником - Св. Духом - и, т. о., «составляют неразрывное целое» (ККЦ. 1518), «принятие слова Божия логически подразумевает участие в совершении таинств, и во время самого их совершения обязательно будет звучать слово Божие» ( Биффи. 1992. С. 88). Долгое время господствовавшее в К. схоластическое мышление во многом способствовало не только теоретической систематизации, но и несвойственной Преданию древней Церкви каталогизации сакраментальной жизни, что определило начатое Петром Ломбардским (XII в.) формирование и последующее утверждение в средние века «доктрины 7 таинств» (septem sacramenta) (см.: Petr. Lomb. Sent. IV 2. 1). Одним из самых ранних случаев на офиц. уровне является приведенный папой Иннокентием III в послании 1208 г. «Eius exemplo» семеричный перечень церковных таинств ( Denzinger. Enchiridion. N 794), к-рому следует ряд провинциальных синодов 1-й пол. XIII в. В 1274 г. II Лионский Собор провозгласил: «Святая Римская Церковь считает и учит, что существует семь таинств Церкви» (CLugdII. Michaelis imperatoris epistola ad Gregorium papam// Denzinger. Enchiridion. N 860). Позже этому вторит Флорентийский Собор: «В Новом Законе их (таинств.- Е. П.) семь: Крещение (baptismus), Конфирмация (confirmatio), Евхаристия (eucharistia), Покаяние (paenitentia), Последнее помазание (extrema unctio), Священство (ordo) и Брак (matrimonium). …Первые пять предназначаются для духовного совершенствования каждого человека в отдельности, два последних - для руководства и возрастания всей Церкви» (CFlor. Exsultate Deo//Ibid. N 1310-1311). А контрреформационный Тридентский Собор грозит отлучением от Церкви тем, кто «говорит, что таинства Нового Завета не установлены Господом нашим Иисусом Христом или что их больше или меньше семи» (CTrident. Decretum de sacramentis. Can. 1//Ibid. N 1601). Совр. «Катехизис Католической Церкви» также говорит о 7 таинствах, классифицируя их в 3 группы: «таинства христианского посвящения» (Крещение, Конфирмация, Евхаристия ), «таинства исцеления» (Покаяние, Помазание больных (unctio infirmorum)), «таинства на службе общения и миссии верных» (Священство, Брак) (ККЦ. 1211). Т. о., актуализируемая Церковью и в Церкви благодать Божия обретает догматические формы выражения, получающие также каноническое закрепление и богословское осмысление в сакраментологии. Наряду с центральным сотериологическим аспектом таинств в К. неизменно значимым остается их юридическое измерение, отражающее сакраментальные аспекты членства и образа существования верующих в Церкви (подробно см.: Besson. 2004).

http://pravenc.ru/text/1683907.html

228 Кирхгофер в своем Quellensammlung (s. 263) приводит из сочинения Тертуллиана (De oratione, c. 8. и Adversus ludaeos, c. 2) два места, представляющих некоторую параллель с изречениями Иакова (I, 13; II, 23); но действительного заимствования и он не признает. 231 Contra haeres. lib. III, c. XI, 8 (Migne, col. 885). «Невозможно, чтобы евангелий было числом больше или меньше, чем сколько их есть. Так как четыре страны мира, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как церковь рассеяна по всей земле, a столп и утверждение церкви есть евангелие и дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей». Далее св. Ириней указывает на четыре лица херувимов, лики которых суть образы деятельности Сына Божия, – на виденных Тайновидцем Иоанном Богословом четырех таинственных животных ( Апок. 4:7 ) и проч. 240 Photii Biblioth. cod. 232 (edit. Hoeschelius, p. 903; «Hippolytus, et Irinaeus epistolam Pauli ad Hebraeos dicunt non esse illius». Об Ипполите cp. Cod. 121, p. 301. 246 О 1-м послании Петра см. Contra haer., lib. IV, cap. IX, 2; cap. XVI, 5. – О 1-м и 2-м посланиях Иоанна – Ibid., lib. III, c. XVI, 5, 8; lib. I, cap. XVI, 3. Об Апокалипсисе – Ibid., lib. IV, c. XX, 11; lib. V, c. XXVI, 1; cap. XXX, 3; et. caet. 255 Contra haer. lib. IV, cap. IX, 1 (Migne, col. 996); cf. lib. II, cap. 27, 2; lib. III, cap. 17, 4 (Migne, col. 931). 256 См. указание относящейся сюда литературы у Гэрике: «Введение в новозаветные книги священного писания», вып. 2, стр. 200, примеч. 14 . 259 Приводим текст отрывка в том виде, как он напечатан в Quellensammlung zur Geschichte des N. Kanons – Кирхгофера, перепечатавшего его без всяких исправлений из указанного выше сочинения Муратория: Antiquitates Italicae medii aevi, tom. III, p. 851: .................... «quibus tamen interfuit et ita posuit»……………. 260 …… «Tertio Evangelii librum secundo Lucam. Lucas iste Medicus post ascensum Christi cum eo Pavlus quasi ut juris studiosum secundum adsumsisset, numeri suo ex opinione concriset, Dominum tamen nec ipse vidit in carne, et idem prout assequi potuit. Ita et a nativitate Ioannis incipet dicere. Qnarti Evangeliorum, Ioannis ex discipulis. Cohortantibus condiscipulis et episcopis suis, dixit: conjejunate mihi hodie triduo, et quid cuique fuerit revelatum alterutrum nobis enarremus. Eadem nocte revelatum Andreae ex apostolis, ut recognoscentibus cunctis Ioannis suo nomine cuncta describeret. Et ideo, licet varia singulis Evangeliorum libris principia doceantur, nihil tamen differt credentium fidei, cum uno ac principali spiritu declarata sint in omnibus omnia de nativitate, de passione, de resurrectione, de conversatione cum discipulis suis et de gemino ejus adventu. Primo in humilitate despectus, quod ro……. secundum potestate regali praeclarum, quod futurum est».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

237 См. «Три инструкции. Тверская Е. В. 1883, стр. 259–260 Преосв. Гавриил рекомендует здесь разъяснять тоже, что и в предыдущих случаях по первым двух пунктам, а сверх того внушает прочитать 17-ю гл. Ев. Иоанна. Очень естественно, что пространное наставление при «Святительском поучении» составлено им же. 238 Дух. Регл., приб. о пресв., п. 15. В Дух. Регламенте проектировалось в настоящем случае сделать даже большее, как можно видеть из такого его рассуждения: «Должны священницы знать наипаче сия:… како посещать и утешать больного; како утверждать и напутствовать словом умирающего; в како наипаче осужденных и ведомых на смерть подкреплять и милостью Божиею обнадеживать. Сия суть воистиниу нужнейшие священником – должности. Но понеже не надеятися сих от мало ученого священства, того ради... подобает написать главизны, в вышеупомянутым нуждам служащие; и тые б священник, выучив, наизусть говорил, или из книжицы прочитывал больному, упирающему, на смерть ведомому и прочее всякое свое подая врачевание». (Ibid. п. 7). 239 Замечания о некоторых случаях церковно-обрядовой практики. Рук. для сел. паст. 1861 г., т. II, 22, стр. 90. 240 Между тех священники, произносить ее, обыкновенно, обратись лицом в иконе. См. ibid. стр. 90–91. 241 Дмитриевский А. Богослужение Русской церкви в XVI в, ч. I, Каз. 1884, стр. 352–354. Говоря, что чин причащения совершался иногда на дому, автор в подтверждение того говорит – «причащение в этом случае совершалось по особому чину, который надписывается – «чин, егда случится с дары служебными ити к брату больному» (по Уст., ркп. Моск. Синод, библ. л. 382 об.–383). – Этот чин и излагается далее автором. Но и без последней подробности, – ясно, что данная ссылка весьма неудачна, ибо: 1) указываемый здесь памятник – не чин причащения «вборзе», а именно то, о чем говорить его обстоятельное надписание; а 2) этот памятник относится исключительно к сфере монашеской. Читать далее Источник: Тайная исповедь в православной восточной Церкви : опыт внешней истории/А. Алмазов./Исследования преимущественно по рукописям. - Одесса : Типо-литография Штаба Одесского Военного Округа./Т. 2: Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди. - 1894. - 454 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010