256 Евсевий. Церк. ист. VI. 43. 1—2. 257 Там же. 21—22. 258 Свидетельство Иеронима в 66-й главе книги «О знаменитых мужах» не дает ничего нового и всецело зависит от Евсевия. 259 Там же. 6. 260 Ер. 55 (52). 24. 261 На этом страница обрывается. Написано только: «Моя статья…» Очевидно ссылка на статью «Две идеи вселенской Церкви». Впоследствии учение Киприана развито во многих статьях отца Николая. - МЛ. 262 Ер. 19 (14). 2. 263 Ер. 64 (59). 11. 264 Ibid. 1. 265 Ер. 59 (55). 14. 266 Ер. 55 (52). 267 Ер. 59 (55). 14. 268 Ibid. 269 …Post ista adhuc insuper pseudoepiscopo sibi ab haereticis constituto, navigare audent, et ad Petri Cathedram atque ad Ecclesiam princi palem, unde unitas sacerdotalis exorta est, a schismaticis et profanis litteras ferre, nec cogitare eos esse Romanos, quorum fides (Ibid.). 270 Ер. 67 (68). В этом письме, написанном от имени собора, дан полный список имен епископов. Однако сравнение этих имен с именами, приведенными в «Sententiae episcoporum», легко вскрывает, что большинство кафедр принадлежало Проконсульской Африке. Я опускаю этот анализ и отсылаю читателя к Покровскому (Соборы древней Церкви… Приложение 3. С. 767). 271 Cyprianus. Ер. 70 (70). 272 Idem. Ер. 69 (76). 273 Quod quidem et Agrippinus.bonae memoriae vir, cum caeteris coepiscopis suis qui illo in tempore in provincia Africa et Numidia Ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato consilii communis examine firmavit (Ep. 71 (71). 4). 274 Ep. 72 (72). 275 Sententiae episcoporum. 276 Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 576. 277 см. прим. к стр. 146. 278 Ер. 72 (72). 279 Ibid. 3. 280 Наес ad conscientiam tuam frater chiarissime, et pro honore communi et pro simplici dilectione pertulimus, credentes etiam tibi pro religionis tuae et fidei veritate piacere, quae et religiosa pariter et vera sunt (Ibid.). 281 Ibid. 282 Cyprianus. Ер. 75 (75). 283 Cyprianus. Ер. 74 (74). 2. 284 См. Ер. 72. 3; Sententiae episcoporum. 285 Ер. 35 (29). 1. 286 Cyprianus. Ер. 75 (75). 4. 287 Tantus est numerus Prophetarum, ut multi plex et divina sapientia per multos distribuantur (Ibid.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

1 . „Иерусалим в настоящую минуту“. (Статья 170 ) СПб. Ведом. 1863 г. 9). Прибавления к изданию творений святых отцов, в русском переводе за 1863 год, ч. XXII. 60–78. 2 . Разбор учения Дарвина о происхождении видов в царствах животном и растительном. Статья Фрошаммера 171 в Athenäum 1862 г. 1 В. З. Hegt. Ibid. за 1864 год, ч. XXIII, 245–354. 3 . Описание святой земли: Названия святой земли. Величина святой земли. Общий вид страны. Горы (Ливанские). Душеполезное Чтение 1866 г., ч. III, 12, 319–332; Горы на запад от Иордана. 1867 г., ч. I, 1, 43–69:1869 г., ч. II, 6, 97–112. 4 . Псалмы в русском переводе 172 (76–150). Ibid. 1868 г. —159— ч. I, 1. 1–16; 2, 17–32; 4, 33–48; ч. II; 5. 49–64 (в приложении). 5 . История Тридентского собора. Чтения в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1868 г. кн. 5. 1–104; 1869 г. кн. 6, 105–215 (в приложении). 6 . О трудах архимандрита Михаила 173 . (Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая (Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения 1872 г. кн. 1 и 2). Библейский канон священных книг ветхозаветных и новозаветных (там же, кн. 3 и 4). Толковое Евангелие, кн. 1, изд. 1870. Толковое Евангелие, кн. 2, изд. 1871 г.). Православное Обозрение 1873 г. Полугодие I. 2, 289–310; 4, 658–693. 7 . Несколько слов о статье Преосвященного Епископа Феофана 174 : По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе“ (Душеп. Чтение 1875 г. ч. III, 11). Ibid. 1875 г. т. III, 11, 505–540. 8 . О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Ветхого Завета. Ibid. 1877 г. т. I. 1, 69–104 (статья 1-я); 2, 260–284 (статья 2-я): 4, 681–702 (статья 3-я). 9 . Псалтирь в новом славянском переводе Амвросия 175 Архиепископа Московского 176 . Ibid. 1878 г. т. I, 1, 1–16; 2. 17–32; 3, 33–64; т. II, 5–6, 65–128; 7. 129–160; 8, 161–192 (в приложении). Отдельно – Издание редакции „Православного Обозрения“. Москва. В Унив. тип. 1878. Стр. 192. 10 . О еврейской рукописи Пятокнижия из XII века 177 . – Славянская Псалтирь XVIII века, переведённая с еврейского 178 . Две заметки 179 . Труды 3-го международного съезда

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

учеником, цитов. изд., стр. 6). Сюда именно, помня близкую смерть и предстоящий страшный суд, должно устремлять все свои мысли: «убоимся и ужаснемся, и приимем во ум сия (память о смерти и страшном суде); аще и не хотящу сердцу, принуждаем его помышляти сиа, и глаголем к души своей: увы, мрачная душе! Приближилотися есть время от тела исхода! Доколе злых не отреваешися? доколе унынием слежиши? что не помышляеши страшный час смертный? что не трепещеши страшнаго судища Спасова?… Прочее, душе, дóндеже время имаши, отступи от дел срамных, имися за благое житие» (ibid., стр. 118; сравн. 107–108, 114). С этой точки зрения иночество, как всецелое удаление «от небрежения и злого жития» (ibid., стр. 6), есть лучший удел человека на земле: здесь вера в Промысл Божий, охраняющий человека и всё направляющий к лучшему, дает иноку среди волнений «мира» твердую опору, среди бедствий и несчастий – мир и спокойствие (ibid., стр. 86); она даже самые скорби обращает в радость: в её глазах они знак любви Божией, отмечающей избранника Божия от человека преданного «миру», – чрез скорби инок делается соучастником страстей Христовых подобно святым угодникам (ibid., стр. 89. Послание велика старца брату въпросившу его о помыслех. Ркп. библиот. Троицко-Сергиев. Лавр. XVI в. 188, л. 97 об.). При такой настроенности инока не могут ужасать пустынные «страхования»; они могут вызвать детский страх лишь в душах, лишенных мужества по отсутствию веры в Промысл; кто же говорит в себе: «имам Господа храняща мя и без воля Его не может никтоже ни в чем повредити мя», тот будет непоколебим» (ibid., л. 96). 1266 «Слышах, – читаем в помянутой ркп. Имп. Публичн. Библиот. л. F, отд. I, 260, – от зде живущих отец, яко постриженик бяше преподобный Нил Кирилова монастыря» (л. 57). А. С. Архангельский , цитов. сочин., стр. 11, примеч. 25. 1267 «Бяше же устав блаженнаго Кирила, – говорит житие его, составленное Пахомием, – без отчя повелениа ничтож не веляше имети, ниже своим звати, но вся обща по апостолу имети… Сребреное же и златое весми отнюд во братьи не именоваше(ся), кроме монастырская… казны… хлеб же и вода или ино что таково в келие никакож обреташеся разве рукы умыти… ничтож в келии бяше видети разве иконы или книги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 fin., не совсем лепо утверждает, перетолковывая Иовия, будто великий князь просил короля ходатайствовать перед папой» чтобы его послы были допущены на Латеранский собор. 1790 См. у Пирлинга в La Russie et le Saint-Siège, I. 260 начало (на ответственности которого и оставляем известие).– Записка, поданная собору в Апреле 1514 года архиепископом гнезненским Иоанном Ласким, о русском народе и его заблуждениях – у Тургенева в Historica Russiae Monimenta, t. I, p. 123. 1792 Никоновская летопись VI, 206, 2 Софийская летопись и Воскресенская летопись в Собрании летописей VI, 258 и VIII, 260, у Карамзина VII, 50. 1793 См. у Карамзина т. VII, примечание 191.– А обещал было Шомберг от лица папы, что «непобедимейшаго царя всея Русии папа хочет короновати во крестьянскаго царя», а митрополита московского «возвысити и учинити патриархом, как было преже константинопольской», – ibid. примечание 189. 1794 Грамота папы великому князю, имевшая быть доставлена последнему Шомбергом, от 4 Июня 1518 года, и наказ Шомбергу от 1 Октября того же года у протоиерея Григоровича в издании: Переписка папы с российскими государями в XVI веке, стр. 94 и 97; один наказ у Тейнера в Monumenta Poloniae, I, 378 (Шомберг называется Sambirg’oм). В наказе папа говорит, что если великий князь соединится с римской церковью на условиях Флорентийской унии: то он – папа украсит его королевской честью и титлом и будет иметь его в числе любезнейших своих сыновей, и с охотою возложит на него все украшения, коими возможно ему – папе почтить его – князя (что доносил Шомберг об успехе своих хлопот, об этом говорит папа в наказе). 1795 Послание, имевшее, быть отправленным с епископом Захарией, от 26 Сентября 1519 года, – у Тургенева в Histories Russiae Monimenta, I, 128, и у протоиерея Григоровича ibid. стр. 3; затем см. Пирлинга La Russie et le Saint-Siège, I, 270 sqq. 1796 Послание папы к великому князю и ответ великого князя папе у протоиерея Григоровича ibid., стр. 9 и 19. 1797 О возвращении Дмитрия Герасимова с епископом Иваном Френчюжковым (sic) Никоновская летопись VI, 232, и Воскресенская летопись в Собрании летописей VIII, 271; о епископе у Пирлинга в La Russie et le Saint-Siège, I, 296 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

выше), испрашивалось у Владыки отпущение их (φεσις. Нил Синайский, 1. с. с. 5, р. 1168), ещё здесь отменялся приговор ( ψφος) о наказании за них (Нил Синайский, Epist. 1. II, 330, р. 361) и приобретаются добродетели (ποφϑγματα, 1. с. р. 622, с. 119: ϑλων κτσασϑαι ρετς, κλαυϑμ κτται ατς). Вообще слёзы считались «семенем и залогом (σπρμα κα δνεισμα) вечной радости» ( Василий Великий , Περ εχαριστας с. 4. Μ. XXXI, 228 А.); оно сеется в слезах, чтобы быть пожинаемым в радости ( Григорий Назианзин , Слово XVI, с. 14, XXXV р. 953: Σπερωμεν ν δκροσιν, ν’ ν γαλλισει ϑερσωμεν). Всегда возможные для человека падения и очистительная в отношении к ним сила слёз приводили к признанию необходимости непрестанного плача: о грехе, – говорит Василий Великий , – да «источается всякая слеза и да не престанет стенание, воссылаемое из глубины сердца» (Hom. in martyr. Iulit. с. 9. Μ. 1. с. p. 260 А.). Похвалялись слёзы о мире и несчастной жизни в нём (Василий Великий, Περ εχαριστας, с. 3. Μ. 1. с. р. 225 А.), и слёзы по любви к ближнему (ibid. с. 4, р. 225 С. и Hom. in mart. Iulit. с. 9, p. 257 D., 260 А.) и к Богу (ibid. р. 225 С.). Но особенно в древне-аскетической практике придавалось великое значение слезам. Слёзный плач считался неизбежным путём, ведущим к очищению от грехов и к приобретению добродетелей: «невозможно не плакать, – говорит авва Пимен, – или здесь добровольно или там от мучений» (ποφϑγματα τν γων γερντων. Coteler. I, 370, с. 41). «Плач (τ κλαειν) есть путь ( δς), переданный нам Писанием и отцами, говорящими: плачьте, ибо другого пути нет, кроме этого» (ibid. р. 622, с. 119). И подлинно, такова была заповедь первых подвижников-отцов. «От всего сердца своего плачьте днём и ночью», – говорил своим ученикам Антоний Великий (М. XL, 1061 ВС. Epist. XX). Эта заповедь Антония свято соблюдалась его учениками и последующими подвижниками. Авва Исаия (ученик Антония) написал целое слово (29) о рыданиях; Макарий Египетский советовал подвижникам «сидеть в келье своей и оплакивать грехи свои» (ποφϑγματα, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

241. Pseudo-Aristotelis De mundo I. 242. Platonis Timaeus 92 C. 243. JobXXXVIII, 11. 244. Clementis Romani I Epistola ad Corinthios XX. 245. Origenis Contra Celsum V, 13 (GCS Origenes II. P. 14). 246. Ibid. V, 11 P. 12. 247. Ibid. 248. Gregorii Nazianzeni Poemata de se ipso I, XXXVIII, 15—18//PQ. 37. Col. 1326. 249. Epistola ad Philippenses I, 23. 250. Ibid. I, 24. 251. De principiis I, 7, § 5//PG. 11. Col. 1751. 252. Origenis In Ioannem VI, 59 (GCS. Origenes IV. P. 167). Конечно, это выражение двузначно, как двузначно само слово κσμος, и оно означает также попросту «украшение мира». Однако именно потому, что в философском термине «космос» продолжая просвечивать его изначальный смысл «украшения», сам этот смысл легко оказывался причастным «космологическому» уровню семантики. Если космос — это «украшение», нарядный порядок, то церковь есть как бы «украшение украшения»; фундаментальное свойство космоса — стройность — присуще ей, так сказать, во второй степени. 253. Лосев А. Ф. Очерки античною символизма и мифологии. Т. 1. М, 1930. С. 656. 254. Там же. С. 804. 255. Ср. рассказ итальянца XV в. об этих ночных бдениях афонских старцев: Le du Mont Athos: 963—1963, I. Chevetogne, 1963. P. 131. 256. Gregorii Nazianzeni oratio 19 (Творения. Ч. 2. Μ., 1843. С. 154). 257. Эта дидактическая «сверхзадача» космологических рассуждений особенно отчетливо и откровенно выступает в популярной литературе «Шестодневов», то есть проповедей о сотворении мира. Такие проповеди сочиняли, в частности, Василий Кесарийский и Григорий Нисский. 258. Ср.: Mathew G..: Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963. P. 17.yzantine Aesthetics. London, 1963. P. 17. 259. Platonis Leges II, 656 D; VII, 802 A-B. 260. Ibid. XII, 942 A-D. 261. K этому требуется некоторая оговорка: наполовину всерьез, наполовину играя, Платой как бы постулирует доктрину о сотворении мира демиургом в качестве предпосылки своих социально-этических конструкций (в «Тимее» и «Критии»), Но, конечно, это еще не настоящий креационизм; скорее приходится говорить о «рабочей мифе», как мы говорим о «рабочей гиотезе».

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

727 Alzog, Handbuch Patrologie, oder der altern christ. Literargeschichte, Ш Auflage, 1876, s, 325. 728 Гиббон, История упадка и разр. Рим. имп., ссылается на Tillemonm’a (XIV, 278–282) и Baronius’a (412, 46–64). Но мы, при всей тщательности, не могли найти ни у того, ни у другого подтверждения слов Гиббона. 732 Cyr., Hom. pasch. I, M. gr. 77, 404–405; II, ibid. 428–129; VI, ibid. 500;. XVI, ibid. 749; XXX, ibid. 909 и др. 735 Gennadius Massiliensis, De sript., c.57. M.lt., 1091Ä „Homilias composuit plurimus, quae ad declamandum a Graeciae Episcopis memoriae comendantur“. 738 Автор Prolegomenae к hom. pasch, y M. gr. 77, 392–396; Тьерри, Несторий и Евтирий, I, 33; Tillemont, Memoires, XIV, 269–270, хотя и не так настойчиво; Kopallik, 75, not.; Филарет Черниг., III, § 216; Архим. Порфирий, Приб. к тв. св. оо. 1854, XIII, 260 и мн. др. 743 Писания преп. И. Кассиана, II соб., гл. 2, русск. пер., M., 1877. стр. 850 (о посл. Феофила относительно Оригена ); Prolegom. к Hom. pasch, св. Кир. M. gr. 77, 393. Epist. X, Иннокентия (папы) к Аврелию Карфаг. и правила соборов Толемапского и Брагаренского. 746 Хотя св. Кирилл вступил на кафедру в октябре 412 г, но пасхальной проповеди на 413 г у него нет. Нельзя допустить, что она была затеряна, потому что из введения проповеди 414 г ясно видно, что она была у св. Кирилла первой пасхальной проповедью. св. Кирилл говорит здесь о смерти Феофила и о своем вступлении на архиепископскую кафедру (М. gr. 77, 405). Очевидно, что проповедь на 413 г была написана и разослана еще Феофилом. Действительно, так как в Египте был счет по сентябрьским годам (с 29 авг.), то естественно, что Феофил в начале же года (в сент.) отправлял все свои послания и проповеди, касающийся времени празднования Пасхи в наступившем году. Для посланий, направляемых в Рим или др. отдаленные церкви, согласно постановлению 1 всел. собора, такая ранняя посылка извещений была даже естественной, так как требовалось несколько месяцев на пересылку этих посланий к папе, а от него ко всем другим церквям. Для местных же, епархиальных извещений, каковыми были пасхальные проповеди св. Кирилла, такая ранняя рассылка их была излишней, почему св. Кирилл как мы увидим, и отступил от этого обычая, стал посылать свои пасхальные гомилии по своей епархии перед самым их произнесением, перед Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

7 См.: οκουμνη//Bauer W., Arndt W. F., Gingrich F. W. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. Chicago, 1952. P. 563–564. 9 «λος ο χριστιανικς κσμος». См.: οικουμνη η 4)//Κριαρ Ε. Λεξικ της Μεσαιωνικς Ελληνικς Δημδους Γραμματεας, 1100–1669. Τμος ΙΒ. Θεσσαλονκη, 1993. Σ. 200. 12 Physiologus (redactio secunda quae vocatur Byzantina), 6:6. «…δχεται τς το λου φλξεις, να μ κατακασ τν οκουμενικν γν·…» 13 Zosimus Panopolitanus. Ζωσμου το θεου περ ρετς κα ρμηνεας (e cod. Paris. B.N. gr. 2327, fol. 168v). Vol. 2, 128:19//Collection des anciens alchimistes grecs/ed. M. Berthelot, C. É. Ruelle. Vol. 2. Paris, 1888. P. 128:19. 14 Asterius Sophista. Commentarii in Psalmos. Homilia V, 18//Asterii Sophistae commentariorum in Psalmos quae supersunt/ed. M. Richard. Oslo, 1956. P. 41:7–10. 15 Asterius Sophista. Commentarii in Psalmos. Homilia XVII, 10//Asterii Sophistae commentariorum in Psalmos quae supersunt. P. 126:18–20. 27 Joannes Chrysostomus. Homiliae in assumptionem Domini [Sp.] (fort. auctore Severiano). Homilia VI:100–103. 28 Joannes Chrysostomus. In sanctam theophaniam [Sp.] (CPG 5004)//Homiliae Pseudo-Chrysostomicae/ed. R. F. Regtuit, J. M. Tevel, K.-H. Uthemann. Vol. 1. Turnhout, 1994. P. 217:3–5. 29 Eusebius Caesariensis. Vita Constantini 3, 7 (pin.)//GCS. 7/1. S. 8; Ibid. 3, 6, 1//GCS. 7/1. S. 83:18–19. 30 Athanasius Alexandrinus. De decretis Nicaenae synodi 4, 1//Athanasius Werke/hrsg. von H. G. Opitz. Bd. 2. Teil 1. Lieferung 3. Berlin; Leipzig, 1935. S. 3:25–30. Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos sive Apologia secunda 7, 2//Athanasius Werke/hrsg. von H. G. Opitz. Bd. 2. Teil 1. Lieferung 3. S. 93:20–21; Ibid. 85, 2//Op. cit. S. 163:18. Athanasius Alexandrinus. Historia Arianorum 66, 3//Athanasius Werke/hrsg. von H. G. Opitz. Bd. 2. Teil 1. Lieferung 3. S. 219:18. Athanasius Alexandrinus. De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria 5, 2//Athanasius Werke/hrsg. von H. G. Opitz. Bd. 2. Teil 1. Lieferung 3. S. 234:4; Ibid. 14, 4//Op. cit. S. 241:35; Ibid. 33, 1//Op. cit. S. 260:31.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

(ed.), Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα 1 (Θεσσαλονκη2, 1988), P. 104.34–105.24. 88 Georg. Асгор. De Spiritus Sancmi... Р. 49.27–28; cf. Ibid. P. 52.11–18; 60.14–16. 20–21; 62.8–12. 89 Ibid. P. 52.31–32. О фотиевских истоках термина см.: Alexopoulos Th. Der Ausgang... S. 111. Ср. у Николая Мефонского : Nic. Steth. [Nic. Methon.]Antidialexis..., 30//Michel A. Humbert und Kerularios... Bd. II. S. 409.8–9.Речь идет, таким образом, о достаточно устойчивом выражении. 93 Ibid. P. 260. Об опровержении этой идеи Каматиром см.: Ibid. P. 291–293, а также ссылки далее. 96 Petri Damiani De picturis principum Apostolorum, IV//PL 145. Col. 594D. Отмечено в: Spiteris J. La Critica... P. 264, n. 202. Оценить эту мысль можно в перспективе следующего рассуждения Варлаама Калабрийского. Если судить о достоинстве кафедры по ее древности, то подобало бы, чтобы Иерусалимский патриарх настолько превосходил по достоинству Римского, насколько Христос превосходит Петра по естеству (21-е антилатинское слово: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... Р. 101.6.124–125). 101 Мейендорф И., прот. Апостол (дата обращения: 15.08.2017). 102 См. из наиболее характерных мест в их сочинениях: Nili archiepiscopi Thessalonicensis Libri duo de causis dissensionum in Ecclesia, et de papae primatu. Liber II [De primatu papae]//PG 149. Col. 700C, cf. 705С: «Видишь, что тот, чья совесть нездорова, может оказаться слабым (σθενσαι) и в вопросах веры?.. А само это согрешение совестью – разве не вид безбожия?» Ср.: Kolbaba T. M. Barlaam the Calabrian... Р. 56; AL 7: P. 87.17.192–195; ср. в AL 12: P. 89.4.47–48; 87.1.3–8; ср. P. 89.4.49–54; 89.5.55–56; в AL 21: P. 97.3.63–65; 111.18.293–298; 111.19.304–306; 113.20.312–313; 115.21.363–368; Paparozzi M. Un opuscolo di Niceforo Gregoras sulle condizioni del dialogo teologico con I Latini//La Chiesa Greca in Italia dall’VIII al XVI secolo. Atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 Apr. – 4 Magg. 1969). Padova, 1973. Vol. III. P. 1331–1359, P. 1349.12–13; 1353.23–26; 1356.27–1357.5; 1358.17–25; Palaiologos K.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

( Матфей Властарь усвояет это право одному патриарху Константинопольскому, – Синтагмы буква П, гл. 8, – у Ралли и П. VI, 429, но Вальсамон усвояет его всем патриархам, – в толковании на 31 Апостольское правило, – ibid. II, 42. Ставропигиальными монастырями и церквами заведовали патриаршие экзархи, – ibid. V, 110, 579). Четвёртый вселенский собор постановляет: „аще на митрополита области епископ или клирик имеет неудовольствие, да обращается или к экзарху диоцеза или к престолу царствующего града и от него да судится” (правила 9 и 17). Некоторые под экзархами диоцезов разумеют всех вообще экзархов, из чего выводят то заключение, что собор определяет патриарху Константинопольскому право принимать апелляции на суд митрополитов и других патриархатов помимо местных патриархатов (Аристин у Ралли и П. II, 240, и Властарь ibid. VI, 429). Но другие разумеют под экзархами диоцезов только экзархов диоцезов Фракийского, Понтийского и Азийского, которые тем же собором были подчинены Константинопольскому патриарху, и потому в помянутом предписании собора не видят предоставления патриарху Константинопольскому никакого особого преимущества (Зонара в толковании на 17 правило Халкидонского собора, ibid. II, 260). [См. «Дополнения и поправки " ] . Система греческого церковного управления (административной централизации), как мы говорили выше, образовалась в полном соответствии с системой управления гражданского. В последней, начиная снизу: уездный город с его уездом (первый – πλις, второй – παροικα, по-русски буквально – приселица, περιοικς – околоток), губернский город с губернией, обнимавшей то или другое количество уездов (первый – μητρπολις, вторая – παρχα), генерал-губернаторство или диоцез ( διοκησις), обнимавший то или другое количество губерний. Подобным образом в первой: епископ – церковный начальник уездного города и уезда (его область не παρχα, что значит губерния и как называлась области митрополитов, а παροικα, откуда, через посредство латинских paroecia и parochia, у Поляков и у Малоруссов парафия – приход, – Апостольское правило 34, Анкирск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010