Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВНОМИЙ (ок. 330 или 335, Каппадокия - ок. 394, там же), еп. Кизический, один из главных представителей ереси аномейства (см. Аномеи ). Жизнь Е. был сыном крестьянина ( Greg. Nyss. Contr. Eun. I//PG. 45. Col. 260). Отец обучил его грамоте; обретя навыки скорописи, Е. стал секретарем и домашним учителем у одного из родственников (Ibid. Col. 264). В поисках образования прибыл в К-поль, затем вернулся на родину; «привлеченный слухами о мудрости Аэтия», отправился в новое странствие. В Антиохии он встретился с Секундом, еп. Птолемаидским, арианином, одним из 2 епископов, не подписавших на Вселенском I Соборе (325) его вероопределения ( Philost. Hist. eccl. III 20). Ок. 356 г. они оба прибыли в Александрию, где еп. Секунд представил Е. Аэтию , основателю аномейства (от греч. νμοιος - неподобный), крайнего арианства . Аэтий в лице Е. обрел ученика и секретаря. В нач. 358 г. арианин Евдоксий , тогда еп. Антиохийский, созвал в Антиохии Собор, на к-ром присутствовали Аэтий и Е. Собор стал выразителем крайнего арианства, т. е. арианства в собственном смысле. Удостоверившись в единомыслии с Евдоксием, Е. принял от него посвящение во диакона (Ibid. IV 5). В ответ на Антиохийский Собор др. богословская партия - омиусиане (от μοιοσιος - подобосущный) - в том же 358 г. созвала Собор в Сирмии. Евдоксий для защиты своей партии послал к имп. Констанцию Е., к-рый был схвачен на пути и сослан во Фригию. Вскоре очередной поворот политики вернул Е. и др. аномеям свободу. Проходивший в сент.-окт. 359 г. Селевкийский Собор (см. Аримино-Селевкийский Собор ) в стремлении к компромиссу утвердил подобие (μοιον) Сына Отцу, не приняв подобосущия (μοιοσιον), отвергнув никейское единосущие (μοοσιον) и анафематствовав неподобие (νμοιον), формулу партии Аэтия и Е. ( Mansi. T. 3. P. 319-320). После этого Собора в К-поле, куда отправился Е., развернулись дискуссии, ожесточенные интриги привели к разложению омиусианской партии. Аномейство официально отвергалось, однако еп. Евдоксий, не очень принципиальный в вопросах веры, в 360 г. занял столичную кафедру, после чего поставил Е. епископом Кизическим. Епископское служение Е. продолжалось недолго: он не хотел умолчанием содействовать офиц. церковному примирению, подвергся доносительству и в результате был изгнан жителями г. Кизика ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 7). По повелению имп. Констанция еп. Евдоксий вызвал Е. в К-поль и пытался склонить к подписанию «омийской» формулы. Е. не пошел на это, отказался от Кизической кафедры и удалился в Каппадокию ( Philost. Hist. eccl. VI 1-3). Имп. Констанций намеревался вызвать Е. на Собор для рассмотрения его учения, но не успел этого сделать (Ibid. VI 4).

http://pravenc.ru/text/187235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил; греч. Εσβιος το Παμφλου] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской , церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания. Жизнь О жизни Е. известно только из его собственных произведений. Жизнеописание Е., составленное еп. Акакием, его учеником и преемником на палестинской кафедре ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 4), не сохранилось. С точностью не известны ни место, ни дата рождения Е. Вероятно, он род. в Кесарии Палестинской между 260 и 265 гг. (на основании данных «Церковной истории» предполагают, что Е. род. в период между гонением имп. Валериана (257-260) и 12-м годом правления имп. Галлиена (264/5). Во всяком случае в этом городе он жил уже с юношеских лет. По-видимому, Е. происходил из небогатой греч. семьи ( Euseb. Demonstr. I 4. 1; Bardy. 1960. P. 20). Е. с юности был знаком с пресв. Памфилом, видным богословом того времени, последователем Оригена . Памфил происходил из Берита, а учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) при его начальнике Пиерии , одном из преемников Оригена. Памфил, поселившись в Кесарии уже после смерти Оригена, унаследовал школу и собранную Оригеном богатую б-ку. Впосл. Е. в знак признательности добавил имя Памфила к своему собственному. По словам Е., кружок Памфила в Кесарии воссоздал ту атмосферу, к-рая существовала при Оригене. Там толковали Свящ. Писание, обучали философии и богословию, изучали труды отцов Церкви ( Euseb. Hist. eccl. VI 30). Памфил собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Ястребов. 1999. С. 8; о кесарийской б-ке см.: Cavallo. 1988. P. 65-68). Е. учился у Памфила и помогал ему в упорядочении библиотечного фонда. На формирование Е. как ученого повлиял также антиохийский пресв. Дорофей, светски и богословски образованный человек, занимавший высокий пост при имп. дворе. Е. пишет, что знал его лично ( Euseb. Hist. eccl. VII 32), однако неизвестно, где и когда он с ним познакомился и как долго продолжалось их общение (возможно, это было еще до гонения имп. Диоклетиана - Лебедев. 1898. С. 9; Bardy, Di Nola. 1996. P. 295). В нач. IV в. (предположительно ок. 300) еп. Кесарийский Агапий рукоположил Е. во пресвитера. Е. отдавал много сил научным занятиям: он совершил путешествия в Антиохию, Кесарию Филиппову и в Элию Капитолину (Иерусалим), где работал в знаменитой б-ке. Тогда же он трудился над своим 1-м сочинением - «Хроникой» (Chronicon; Barnes. 1981. P. 113, 174-175). Между 303 и 312 гг. он пишет «Общее введение в Евангелие» в 10 кн., 2-я ч. к-рого (книги 6-9) дошла до нас под названием «Избранные места из пророков» (Eclogae propheticae).

http://pravenc.ru/text/187357.html

В то же время большим влиянием в Риме пользовалась и провизант. партия, ее лидер, консул 472 г. и глава сената (caput senatus) в 490 г. Флавий Фест, представлял интересы Теодориха Великого , добивавшегося признания себя королем Италии, на переговорах с императорами Зиноном (490) и Анастасием I (497) в К-поле. Одной из целей переговоров с имп. Анастасием было преодоление раскола. Информация, содержащаяся в ряде источников, позволяет связать деятельность Феста с посольством епископов Германа и Крескония (Epistulae Imperatorum pontificum aliorum/Ed. O. Günmher. Vindobonae, 1895. P. 102. (CSEL; 35); LP. T. 1. P. 44; см.: K ö pke. 2006. S. 157-158). Согласно Феодору Чтецу, Флавий Фест обещал императору убедить Анастасия II подписать «Энотикон», однако, прибыв в Рим, обнаружил, что 19 нояб. 498 г. папа скончался. Якобы подкупив многих клириков, Фест содействовал избранию епископом Рима сторонника «Энотикона» ( Theod. Lect. Eccl. hist. II 16-17). 22 нояб. 498 г. в ц. Санта-Мария-Маджоре при поддержке Флавия Феста и консула 489 г. Петрония Пробина папой был избран архипресвитер «титула» св. Пракседы Л. В тот же день в Латеранской базилике др. группа клириков избрала епископом диак. Симмаха. Вскоре оба претендента на Римскую кафедру со своими сторонниками прибыли в Равенну ко двору кор. Теодориха, к-рый признал законным папой Симмаха, т. к., согласно Liber Pontificalis, последний имел больше сторонников в среде рим. духовенства и был раньше рукоположен во епископа (LP. T. 1. P. 96, 260). 1 марта 499 г. Симмах созвал Собор, на к-ром Л. был назначен епископом г. Нуцерия (ныне Ночера-Супериоре, Италия); автор жизнеописания папы Симмаха, содержащегося в Liber Pontificalis, объясняет это его милосердием. Принятые на Соборе каноны под угрозой извержения из сана и отлучения от Церкви запрещали клирикам готовиться к избранию епископа Рима при жизни прежнего понтифика, не спрашивая о его мнении (papa incolumi et eo inconsulto - MGH. AA. T. 12. P. 403-404). Л. присутствовал на Соборе и подписал его акты как архипресвитер (Ibid. P. 410), признав свое назначение и отказавшись, т. о., от притязаний на Римскую кафедру. Решение о назначении Л. на епископскую кафедру могло быть принято как кор. Теодорихом, пытавшимся примирить враждующие группировки, так и Симмахом, к-рый стремился укрепить свое положение и удалить Л. из Рима.

http://pravenc.ru/text/2462455.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР ИЗ МИЛЕТА [греч. Ισδωρος Μιλσιος] (ум. не позднее 558), визант. архитектор и ученый, один из создателей Софии Св. собора в К-поле . Достоверных сведений о жизни и трудах И. из М. сохранилось немного. Родом из Милета в М. Азии (территория совр. Турции), он жил и работал сначала в Александрии, затем в К-поле. Немногочисленные упоминания в источниках можно разделить на 2 группы. Во-первых, это упоминания в связи со строительной деятельностью И. из М. в трактате Прокопия Кесарийского «О постройках» ( Procopius. 1940. I 1. 24; I 1. 50; I 1. 66-77; II 3. 1-15) и в поэтическом описании храма Св. Софии Павла Силенциария ( Paul le Silentiaire. 1997. 552-555). Во-вторых, это упоминания в греч. математических текстах, среди которых - комментарии Евтокия к трактатам Архимеда «О сфере и цилиндре» ( Archimedis. 1915. 48. 28-31, 84. 8-112, 24. 7-10) и «Измерение круга» (Ibid. 260. 10-12), а также приписываемая Евклиду 15-я кн. «Начал» ( Euclidis. 1888. 50. 21-22). В истории архитектуры имя И. из М. неразрывно связано с именем др. визант. архитектора и ученого Анфимия из Тралл , вместе с к-рым он выполнил грандиозный заказ имп. Юстиниана I по проектированию и строительству собора Св. Софии. Под их руководством собор возводился с 532 по 537 г. В греч. источниках, связанных со строительством собора, профессия И. из М. и Анфимия чаще всего определяется как μηχανοποις - «механик» или «строитель машин», однако из контекста следует, что под этим словом понималось сочетание профессий зодчего, инженера и ученого. Соотношение участия И. из М. и Анфимия в строительстве собора Св. Софии в различных источниках определяется по-разному, причем И. из М. чаще отводится второстепенная роль. У Прокопия Кесарийского говорится, что Анфимий руководил действиями строителей, заранее планировал работы и изготовлял образцы, в то время как с ним вместе трудился И. из М., «механик», также искусный и достойный того, чтобы служить имп. Юстиниану ( Procopius. 1940. I 1. 24-50). Схожим образом в описании Павла Силенциария превозносится Анфимий, но упоминается и И. из М., как обладающий «премудрым разумом» ( Paul le Silentiaire. 1997. 552-556). Агафий Миринейский приписывает все заслуги по возведению великого храма только Анфимию из Тралл ( Agathias. 1975. Vol. 9).

http://pravenc.ru/text/Софии Св собора ...

Клобук – название собственно покрова из креповой ткани, надеваемого у монатейных монахов на камилавки и оканчивающегося сзади тремя длинными концами, а затем и всего их головного покрова, состоящего из камилавки и крепа. Подобное значение усвояется данному выражению в памятниках как русской, так и греческой церкви. Именно, в последований малой схимы, т. е. мантии, говорится, что после облачения в мантию на постригаемого надеваются камилавка и клобук или „плат камилавки, еже имать покрывало», как выражается 40-ая гл. Типикона. В памятниках греческой церкви нашему славянскому клобук соответствует термин περικιθαλαα – „наглавие“, употребляемый прежде всего для обозначения покрова на кукуле великосхимника и на камилавке малосхимника. Так, в чине монашеского погребения по рукописи XIV в. Ватопедской афонской библ. 133 говорится, что после одеяния усопшего в одежду „возлагают на него кукуль, если великосхимник, возлагая наглавие ( περικεθαλαια) на главу и покрывая ее до брады, чтобы не было видно лице“ (проф. А. А. Дмитриевский . Описание литургических рукописей II, стр. 283). Буквально тоже самое читается в уставе патр. Алексея (рукоп. моск, син. биб. л. 273, обор.), рукописи XIII-XIV в. синайской библ. 971 ( А. А. Дмитриевский ibid., стр. 260), в Евхологии 1475 г. Синайской библ. 980 (ibid., стр. 425) и в рукописи XV в. патриаршей иерусалимской библ. 73 (ibid. стр. 516–517). Одновременно с этим περικεφαλα „наглавие» трактуется и в смысле всего головного покрова. Так, в чине облачении в одну рясу по рукописи XV-XVI в. иерусалимской патриаршей библ. 367 замечается, что на голову облачаемого надевается περικεφαλα ( А. А. Дмитриевский ibid., стр. 934), а между тем из других памятников ( – рукоп. XIV в. Ватопедской афонской библ. 133, рукоп. 1475 г. синайской библ. 980, рук. XV в. афонского Пантелеймоновского монастыря 604 – ) видно, что он получает камилавку ( А. А. Дмитриевский ibid., стр. 276, 428, 557). Прямое название всего головного покрова манатейного монаха περικεφαλα встречается в рукой. 1408 г. Афоно-Дюнисиатской библ. 450. При возложении на его голову камилавки говорится (ibid., стр. 386; ср. рук. XII – XIII в. синайской библ. 1036; ibid., стр. 152): „брат наш облачается в наглавие“ ( περικεφαλαι’α). В зависимости от того, что с понятием о камилавке манатейного монаха соединяется представление о „на главии“ – клобуке, в некоторых случаях самое слово „камилавка“ употребляется в значении „клобук“. Подобный смысл соединяется с ним в чине посвящения в великую схиму по рукоп. 1408 г. Афоно-Диониатской библ. 450: на голову великосхимника надевается кукуль и камилавка ( А. А. Дмитриевский ibid., стр. 387).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Кипр, остров Кипр , остров, лежит в северо-восточном углу (под 34° 33» – 35° 41» северной широты и под 32° 17» – 34° 36» восточной долготы) Средиземного моря, близ сходящихся между собою берегов Киликии и Сирии. От северной конечности его до ближайших берегов Киликии – 46 английских миль (около 70 верст), а от восточной конечности до сирийского побережья – 60 английских миль (около 95 верст). Таким образом, с берегов Кипра, с высоты уровня моря можно видеть всю линию киликийского побережья, тогда как ливанские горы, при восходе солнца, заметны с Кипра с возвышенности в 2.260 футов близ Ларнаки. Наибольшая ширина острова, между северной и южной конечностями его, – 60 английских миль (около 95 верст), наибольшая длина его, между восточной и западной конечностями, – 145 английских миль (около 219 верст). Весь остров занимаешь площадь в 3.707 квадратных миль; следовательно, по пространству Кипр больше Корсики или Крита, но меньше Сицилии или Сардинии. Остров состоит из двух горных массивов, разъединенных между собою широкою низменною равниной. В древнем мире и в эпоху средних веков Кипр был известен своей медью, получившею свое имя от названия острова, и строевым лесом. Залежи меди в средине века уже истощаются. Железо добывалось на острове с IX века до рождества Христово, но в меньшем, по сравнению с медью, количестве. Плиний говорит (Hist, natur. XXXIV, 2), что в его время на острове добывалось железо только низшего качества. В римскую эпоху здесь изготовляли также много стекла (ibid. XXXVI, 193). Лес не совсем еще исчез в эпоху римской империи, хотя он служил предметом непрерывного вывоза с острова (Страбон XIV, 5). На острове всегда производилось много вина, масла, аниса. Во время Августа на острове урожай хлеба был достаточен для собственного населения (ibid, XIV, 5); избыток его вывозится и теперь. Ладан и смола служили предметом вывоза во времена римской империи (Плиний, Hist, natur. XII, 74, XIV, 123, XXIV, 34). По свидетельству Плиния (ibid. XXVII, 23, 58, 121) и Страбона (III, 15) на острове попадались часто также драгоценные камни, добывались также квасцы, гипс и соль (Hist, natur. XXXVI, 183; XXXI, 75, 84).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН И АСТЕРИЙ [Греч. Μαρνος και στριος; лат. Marinus et Asterius] († 260 или 261), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 7 авг.; пам. зап. 3 марта). О мучении М. и А. сообщается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. М. «принадлежал к военной знати, был родовит и богат» ( Euseb. Hist. eccl. VII 15. 1). Когда его назначили центурионом, один из язычников заявил, что М. не имеет права занимать это место, потому что как христианин не приносит жертв императорам. Легат Сирии и Палестины Ахей в суде расспросил М. о его вероисповедании и, убедившись, что тот действительно христианин, дал ему 3 часа на размышление, что ему выбрать: жизнь или смерть. Когда М. вышел из здания суда, Кесарийский еп. Феотекн отвел его в церковь, поставил у алтаря и, показав святому меч и Евангелие, предложил сделать выбор между служением земному или Небесному царю. М. не задумываясь протянул правую руку и взял Свящ. Писание. Представ перед судьей, М. «явил еще большее усердие к вере» и был немедленно казнен (Ibid. VII 15. 5). Вслед за описанием мученичества М. Евсевий Кесарийский повествует о знатном и богатом рим. сенаторе Астирии (в более поздних памятниках он назван А.), к-рый был любимцем императоров. Однажды Астирий присутствовал при казни некоего христ. мученика. Он взвалил его тело себе на спину, обвил дорогими одеждами и похоронил в особой гробнице (Ibid. VII 16. 1). Далее Евсевий Кесарийский сообщает, что Астирий был известен также благодаря чуду, к-рое сотворил в Кесарии Филипповой. Там, у источников под горой Панейон, откуда берет начало Иордан, совершались жертвоприношения. Демон делал брошенное в воду жертвенное животное невидимым, и присутствующие считали это чудом. Астирий, оказавшись свидетелем жертвоприношения, стал молить Бога изобличить демона. Жертва сразу всплыла, и ничего необыкновенного в том месте больше не происходило (Ibid. VII 17. 1). Г. Э. Музурилло с сомнением относится к датировке мучения М. 260 г., т. к. Евсевий Кесарийский подчеркивает, что это событие произошло сразу после известия об эдикте имп. Галлиена , изданном, видимо, в 260/1 г. ( Musurillo. 1972. P. XXXVI), «когда повсюду для Церквей наступил мир» ( Euseb. Hist. eccl. VII 15. 1), и предполагает, что М. был казнен в 261 г. ( Musurillo. 1972. P. LVIII).

http://pravenc.ru/text/2562056.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКИАН († ок. 258), мч. Иконийский (пам. 13 июля; пам. греч. 11 июля). Краткое Житие М. содержится в визант. Синаксарях. Согласно Синаксарям семейства В (по классификации И. Делеэ), М. происходил из г. Икония в М. Азии, в юности он уверовал во Христа и принял крещение. После этого он стал пламенным проповедником, обличавшим языческие заблуждения. М. был схвачен и приведен к наместнику, к-рый ни уговорами, ни угрозами не смог его заставить принести жертвы идолам. М. поместили в темницу и подвергли мучениям: изуродовали лицо, перерезали жилы, отсекли язык, поместили на раскаленную решетку, а после отрубили голову (PG. 117. Col. 533-536). В Синаксаре К-польской ц. мучение М. изложено более кратко, но указывается имя наместника Икония - Периний. Согласно этой версии, за дерзновенное исповедание Христа наместник велел строгать тело М., бросить его на жаровню, отрезать ему язык, а затем отсечь голову (SynCP. Col. 813). Житие в Синаксаре Lips. R II 25, 1172 г. (семейства С) лишь незначительно отличается перечислением пыток (Ibid. Col. 812-814). В стишных Синаксарях (семейство М) приводится только память М., к-рый «от ножа скончался», и посвященное этому святому двустишие (Ibid. Col. 813-814). Болландисты считают, что М. происходил из Икония, но пострадал в Каппадокии. Они датируют кончину святого 258 г., основываясь на имени презида (консула) Перенния (Периния), упоминаемого в других источниках, напр. в Мученичестве Кодрата, мч. Никомидийского (пам. 10 марта), в Мученичестве сщмч. Курнута (Короната), еп. Иконийского (см. ст. Корнут , сщмч.). Известно, что эти мученики пострадали в гонение рим. императоров Деция (249-251) и Валериана (253-260). Мч. М. упомянут в синаксарной заметке о сщмч. Корнуте Никомидийском (Иконийском) как пострадавший в то же время от того же правителя. Краткое Житие М. было переведено на слав. язык в составе нестишного Пролога ( Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 289), а память М. и двустишие ему - в составе стишного Пролога ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11. С. 30). В ВМЧ сведения из нестишного Пролога были помещены под 13 июля, а из стишного Пролога - под 11 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 309, 310 (2-я паг.)). Под 13 июля краткая житийная заметка о М. была включена в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Стб. 326), краткое Житие - в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Июль. С. 349), а память - в совр. календарь РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2562348.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИАН [Димитрий; греч. ημητριανς, ημτριος; лат. Demetrianus, Demetrius; сир.  ,  ; араб.  ], свт. (пам. зап. и сиро-яковит. 10 нояб.), еп. Антиохийский (нач. 253 - ранее 261). Сведений о жизни Д. до его восшествия на Антиохийскую кафедру практически не сохранилось. Известно лишь послание участников Антиохийского Собора 268 г., цитируемое Евсевием Кесарийским ( Euseb. Hist. eccl. VII 30. 17), в к-ром они, с похвалой отозвавшись о Д., сообщают, что избрали Антиохийским епископом его сына Домна ( Домн I ). Следов., до принятия епископского сана Д. был женат и имел детей. Время поставления Д. еп. Антиохийским определяется достаточно точно. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (Ibid. VII 14) упоминает Д. как преемника Фавия (251-253), в своей «Хронике» указывает, что Д. стал епископом в 1-й год 258-й олимпиады и во 2-й год правления императоров Волузиана и Галла (251-253). Проспер Аквитанский , перерабатывавший в сер. V в. «Хронику» Евсевия в переводе блж. Иеронима , датирует это событие 2-м консульством Волузиана и Максима (с 1 янв. 253). И Евсевий, и его латиноязычные редакторы согласны в том, что Д. занял кафедру в год мученической кончины еп. Корнелия в Риме (июнь 253). Кроме того, еще в нач. 253 г. св. Дионисий Великий , еп. Александрийский, в послании еп. Корнелию упоминал о поставлении Д. епископом в Антиохии, куда Дионисий был приглашен на Собор для обсуждения раскола Новациана (Ibid. VI 46. 3-4). Ок. 254 г. в письме Стефану I , еп. Римскому, свт. Дионисий называет Д. в числе прочих вост. епископов, усилиями к-рых, по-видимому, и были преодолены разногласия, порожденные расколом (Ibid. VII 5). Т. о., вполне вероятно, что в 253-254 гг. в Антиохии действительно состоялся Собор при участии (возможно, под председательством) Д., осудивший новациан и тем самым ограничивший уже начавшееся распространение этого движения в Сирии. Относительно даты кончины Д. в упомянутых источниках сообщений нет. Однако и Евсевий и Проспер пишут о поставлении преемником Д. Павла I Самосатского . Евсевий в «Хронике» датирует это событие 1-м годом 260-й олимпиады и 7-м годом правления императоров Валериана и Галлиена (последнее более соответствует 260), Проспер - консульством Туска и Басса (261). Свт. Никифор I , патриарх К-польский ( 828), в «Краткой хронографии» указывает, что Д. занимал епископскую кафедру 4 года, исходя из чего можно предположить, что Д. умер не ок. 260 г., а ок. 257 г., хотя сведения патриарха Никифора могут быть недостоверны.

http://pravenc.ru/text/172056.html

[Греч. Μξιμος; лат. Maximus; араб.  ], свт. (пам. зап. 9 апр.; пам. копт. 14 пармуте (9 апр.)), еп. Александрийский (264/5-282). Евсевий , еп. Кесарии Палестинской, в «Церковной истории» неск. раз упоминает о М. еще до его епископства как о человеке, близком к свт. Дионисию Великому , чью переписку имел под рукой Евсевий. В 1-й раз М. фигурирует в послании свт. Дионисия к Дидиму и Дометию в числе пресвитеров, остававшихся в Александрии и тайно посещавших христиан в заключении ( Euseb. Hist. eccl. VII 11. 24-26); по всей видимости, это сообщение следует отнести ко времени гонения имп. Деция (249-251). Когда имп. Валериан ок. 257 г. возобновил преследование христиан, М. был арестован вместе со свт. Дионисием и предстал перед судом префекта Египта Эмилиана. По приговору последнего они оба вместе с диаконами Фавстом, Евсевием, Херимоном и мирянином Маркеллом были сосланы в сел. Кефро на границе с Ливийской пустыней, где в результате их проповеди язычникам образовалась большая христ. община. Спустя некоторое время изгнанников вызвали в Мареотиду. Там им было определено новое место ссылки - сел. Коллутий, к-рое находилось ближе к Александрии, так что свт. Дионисий мог поддерживать более оживленную связь со своей паствой в городе. Все это описано самим свт. Дионисием в его апологетическом послании к еп. Герману, к-рый обвинял Дионисия и его окружение в проявлениях трусости перед гонителями (Ibid. VII 11. 3-17). В 261 г. М. вместе со свт. Дионисием вернулся в Александрию. Благодаря столь приближенному к святителю положению М. был избран его преемником в 264/5 г. и управлял Церковью 18 лет (Ibid. VII 28. 3; 32. 30). По неизвестным причинам визант. хронисты нач. IX в. К-польский патриарх Никифор I и Георгий Синкелл уменьшили срок епископства М. до 8 лет. Правильный срок (18 лет) указывает арабоязычный хронист Евтихий , патриарх Александрийский (X в.). Однако хронология правления рим. императоров у этого автора явно спутана, поскольку он отождествляет Валериана (253-260) с его соправителем Галлиеном (253-268) и относит начало епископства М. к 253 г., синхронизируя его с началом епископства Луция I в Риме (253-254).

http://pravenc.ru/text/2561594.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010