Не удалось извлечь искомое из базы (((

Возникновение отдельного чина В. непосредственно связано с практикой освящать воду для таинства Крещения. Уже в «Дидахе» (посл. треть (?) I в.) говорится о предпочтительности для Крещения не обычной, а «живой» (видимо, проточной) воды (7. 1). Наиболее ранние сохранившиеся свидетельства о крещальном В. относятся к кон. II-III в.: напр., сщмч. Ириней Лионский († 202) писал о Крещении и очищении грехов «через святую воду и призывание Господа» ( Iren. Fragm. Gr. 33 (32)). И хотя из именования воды Крещения «святой» не обязательно следует, что она особым образом освящалась, а слова о призывании Господа могут относиться как к воде, так и к акту Крещения, свидетельство сщмч. Иринея, вероятно, относится к В., т. к. уже его младший современник Тертуллиан утверждал, что любая вода освящается, «как только призывается Бог», и, следов., подходит для совершения таинства, тем более что сама природа воды освящена после Крещения Господа в Иордане ( Tertull. De bapt. 4; ср.: Ign. Eph. 18. 2). Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает великое водоосвящение в московском Богоявленском соборе в Елохове Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает великое водоосвящение в московском Богоявленском соборе в Елохове Согласно свт. Василию Великому, крещальное В. есть древнейшее устное предание Церкви ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 27). О крещальном В. упоминает Апостольское предание (Гл. 21), один из самых ранних литургико-канонических памятников (III в.); подробности совершения В. в этом памятнике не приводятся. Призывания Бога или Божественной благодати над крещальной водой и елеем встречаются, напр., в апокрифических Деяниях апостолов Фомы и Иоанна, II-III вв. ( Klijn. 1963; Brock. 1974). Нек-рые из древнейших известий о крещальном В. относятся к обрядам, принятым среди еретиков ( Iren. Adv. haer. 1. 21. 6; Clem. Alex. Exc. Theod. 82). О молитвенном призывании Св. Духа над водой Крещения повествуют уже мн. отцы IV-V вв. ( Суг. Hieros. Catech. 3. 3; Greg. Nyss. Adv. eos; idem. Or. catech. 33, 34; Ambr. Mediol. De myst. 4. 19; idem. De Spirit. Sanct. 1. 7. 88; idem. De sacr. 1. 5. 15; Aug. In Ioan. 80. 3); иногда древние авторы говорят о призывании при В. не Св. Духа, а Пресв. Троицы ( Theodoret. In Ep. 1 ad Cor. 6. 11) или просто об освящении воды во имя Пресв. Троицы (The Liturgical Homilies of Narsai/Ed. R. H. Connolly. Camb., 1909. P. 50); встречаются и указания на освящение воды Христом ( Optat. De schism. donat. 3. 2; см. ст. Логос , эпиклеза ).

http://pravenc.ru/text/155063.html

1360 Леонтий Иерусалимский перечисляет следующие варианты понимания формулы «природное соединение»: 1) соединение в одной природе, подобно соединению трех божественных Лиц в общей природе божества или соединение различных духовных способностей человека в его единой душе; 2) единство множества единосущных ипостасей в одном природном виде; 3) возникновение новой природы в результате соединения нескольких природ (например, образование материальных тел из соединения четырех основных элементов); 4) соединение нескольких природ по ипостаси (καθ’ πστασιν), при котором образуется новая природа (например, соединение света и воздуха образует природу дня) (см.: Contra Nestorianos I. 22//PG 86. 1. Со1. 1488D-1489A). 1361 См.: Ibid. I. 50. Col. 1512D-1513A. Если учесть, что свт. Кирилл мыслил соединившиеся природы общими и акцентировал универсальность совершаемого во Христе спасения, то предлагаемое Леонтием Иерусалимским понимание формулы «природное соединение» вполне могло иметь место уже и у свт. Кирилла. 1363 B качестве равнозначных использовали формулы «ипостасное соединение» и «природное соединение» и последователи Севира, например, Павел Антиохийский (см.: Paulus Antiochenius. Epistula ad Theodosium archiepiscopum Alexandriae//Documenta ad origines monophysitarum illustrandas... P. 74). 1366 См.: Patrology… 193. Очевидно, итальянский патролог имеет в виду двойственность на уровне природы. Ср.: Seppälä. «New Sinai» – Severus of Antioch on Virgin Mary… Р. 137. 1367 См.: Theodosius Alexandrinus. Homilia, qua confitetur Trinitatis Sanctae aequalitatem, contra suorum temporum perfidos//PG 86. 1. Col. 284A. 1369 См.: Ioannes Philoponus. Dubiorum Quorundam in Diaetete Solutio Duplex 15... P. 115–116; Ioannes Philoponus. Epistula ad Iustinianum imperatorem 7... P. 180. 1370 В одном из фрагментов, сохранившихся на греческом языке, Севир утвеждает, что ни у одного из святых отцов он, несмотря на все усилия, не смог найти учение o двух природах во Христе, подобное тому, что было утверждено на Халкидонском Соборе (см.: Leontius Hierosalumitanus. Соптга Monophysitas//PG 86. 2. Col. 1845Α).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Более определенные свидетельства о появлении антифонной псалмодии относятся к IV в. Ряд древних авторов (помимо упомянутой т. зр. Сократа Схоластика) связывают появление этого обычая с практикой Антиохийской Церкви. Появление обычая петь псалмы на 2 хора блж. Феодорит Кирский (V в.; Церк. ист. II 24. 9) связывал с именами Флавиана (буд. Патриарх Антиохийский) и Диодора (буд. епископ Тарсский), боровшихся с арианством в период предстоятельства Леонтия Антиохийского (344-358). Как упоминание пения А. можно интерпретировать толкование антиохийским богословом Астерием Софистом († ок. 341) стиха Пс 18. 3 (Commentarii in Psalmos. Homilia 29. 13). На сир. происхождение антифонной псалмодии указывал Феодор Мопсуестийский († 428) ( Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30). Антифонное пение очень скоро стало важной частью богослужения монашества IV и последующих веков, внося разнообразие в пение псалмов, особенно во время ночных бдений. Однако термин «А.», по-видимому, не всегда был жестко связан с типом псалмодии. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин , описывая практику мон-рей Египта (см. также в ст. «Александрийское богослужение» ), Палестины и Месопотамии, говорит о пении псалмов (в Египте и Фиваиде - 12, см. Двенадцати псалмов чин пения ) антифонным способом и о завершении на Востоке каждого такого псалма пением «Слава» (т. е. слов «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу») (De inst. coenob. II 2, 4, 8-12; III 8). Для Каппадокии разделение церковного хора на 2 части для попеременного пения во время ночного бдения засвидетельствовано в 375 г. свт. Василием Великим , утверждавшим, что обычаи бдения, молитв и общих псалмопений единообразны в обеих Ливиях, Фивах, Палестине, Аравии, Финикии, Сирии и Месопотамии (Ep. 199). Упоминание А. либо антифонного пения встречается в сочинениях свт. Григория Богослова († 390) «Вечерний гимн», «О добродетели», «О себе самом» и др. (Carmina. I 1. 32; II 1. 10, 16, 50). В К-польской Церкви, по Сократу и Созомену , распространение антифонного пения произошло при свт. Иоанне Златоусте (в молодости бывшем пресвитером в Антиохии), к-рый ввел его в правосл. богослужение в противовес арианскому. О распространенности антифонного типа псалмодии в арианской среде сообщают Сократ Схоластик, к-рый при описании пения ариан (Церк. ист. VI 8. 3) использует слова «попеременно звучащие песнопения» (δς ντιφνους), и Созомен (Церк. ист. VIII 8), к-рый говорит, что ариане пели, «разделяясь по антифонному способу» (μεριζμενοι κατ τν τν ντιφνων τρπον). А. в правосл. литургической традиции

http://pravenc.ru/text/115824.html

Промыслительную же и боготворящую, и зрительную силу божественный Григорий Нисский зовет божественностью, когда пишет «К аномеям»: «не природу, но зрительную силу представляет именование «божественность» 262 . Немногим же выше он говорит и что сила окрест природы, и что природа по неизреченности и неприступности превосходит силу, говоря: «Мы знаем, что божественная природа не имеет обозначающего [ее] имени, но если как-то и называется, то или от человеческой привычки, или от Священного Писания , указывает на что-то из того, что окрест нее. Сама же божественная природа остается неизреченной и несказанной, превосходя всякое [передаваемое] посредством речи значение» 263 . 103. Ты же, о Акиндин, все это считаешь тварным: благость Божию, справедливость, промыслительную, зрительную, боготворящую, желательную, деятельную силу, мир, жизнь, свет? Ты, значит, все это считаешь тварным, из-за того, что все это не природа, но окрест природы, и что это – то, что характеризует ее, а не [само] характеризуемое, чтобы не было двух нетварных или две нетварные божественности, сиречь божественная природа и ее божественная сила, потому что божественностью зовется и сила, и потому что ее превосходит божественная природа? Поистине, это учения и речи пьяных, а уместнее сказать – бесноватых, как будет более очевидно из последующего. 99 Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 112 Стентор медноголосый (Σ τντωπ χαλκεφωνος) – в греческой мифологии один из ахейцев, участник Троянской войны. Обладал голосом, равным по силе голосам 50 человек. Погиб, состязаясь в своем умении с богом Гермесом. τντωρ χαλκεφωνος – устойчивое выражение, обозначающее очень громкий голос. 128 Иоанн Златоуст , De incomprehensibili dei natura (­ Contra Anomoeos, homiliae), 1, 4,: Malingrey, A. M. (editor), Jean Chrysostome. Sur l " incompmhensibilitu de Dieu, Paris, 1970 (Sources chrotiennes, 28 bis), 1, 192–198. 144 Τ βραθρον – «баратр» – пропасть в древних Афинах, в которую сбрасывали осужденных на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Пусть знает такой, что всю праведность внешнего человека пророк назвал тряпками женщины в ее месячных ( Ис. 64:6 ), а Апостол почитает за сор ( Фил. 3:8 ). 5 . Нам же пусть будет даровано подчиниться праведности, совершающейся во внутреннем человеке, в котором утвердилась стопа Христова вместе с Его незапятнанным святилищем. Это трудно в глазах моих, – говорит пророк, – доколе не вошел я во святилище Божие ( Пс. 72:16–17 ). И свидетельство совести ( 2Кор. 1:12 ) будет похвалою крестом Иисуса Христа ( Гал. 6:14 ), спасающего от тлена жизнь нашу и очищающего совесть нашу от мертвых дел ( Евр. 6:1 ), чтобы мы служили духом Божиим и не на плоть надеялись ( Фил. 3:3 ); чтобы мы знали, чему поклоняемся, согласно Сказавшему: Мы знаем, чему кланяемся ( Ин. 4:22 ). Всему этому есть Свидетель верный в небесах, ведь мы проповедуем перед Богом, во Христе ( 2Кор. 2:17 ), ничего иного не имея на уме, кроме того, что хорошо благодатью укреплять сердца, и учениями различными и чуждыми не увлекаться ( Евр. 13:9 ). Молимся, чтобы ты отрешился от славы у людей, которая, похоже, хитроумно и премудро строит козни, мешая тебе приобрести водительство Божией Силы; чтобы тебя не смущало презрение людей и чтобы ты не прельстился снова самомнением. Пусть душа твоя сочетается с Христом, как сочетается с женихом невеста. Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к непорочной душе ( Еф. 5:32 ). Ибо никто не будет записан в церкви первенцев на небесах ( Евр. 12:33 ), кроме непорочной души, и никто не увенчается, если незаконно будет подвизаться ( 2Тим. 2:5 ). 1 В том числе – в «Курсе патрологии» Миня, Париж, 1860 (PG, t. 34, col.449–821), с которого делался и русский перевод прошлого века. 2 Die 50 geistlichen Homilien des Macarius. Hg. und eriautert von H.Dorries, E-Klostermann, M.Kroeger. Berlin, 1964. 3 См.: Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Пер. с греч. при Московской духовной академии. Издание 4-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Собственная типография, 1904 г. Во введении здесь даны сведения о старых русских переводах. Приложенные к этому изданию «Семь слов преподобного отца нашего Макария Египетского » – перевод не сочинений его в их исходном составе, а выдержек (глав), расположенных старинными составителями, одним из которых предание называет славного Семиона Метафраста, в новом порядке. Например, слова «О совершенстве духовном» и «О молитве», входящие также и в 3-й том «Добротолюбия», – это части «Большого (Первого) послания» св. Макария с изложением монастырского устава (критическое издание: Macanos-Symeon. Epistola magna. Eine messalianische Monchsregel und ihre Umschrift in Gregors von Nyssa «De institute christiano». Hg. von Reinhart Staats. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1984).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Beyond the necessary intellectual engagement, the Church Fathers, the liturgy, and the tradition of Christian asceticism (qq.v.) express broader and higher meanings for theology, among them: 1) prayer (q.v.), “he who prays is a theologian,” says Evagrius of Pontus (q.v.); 2) glorification or praise occur particularly in the celebration of the liturgy, both on earth among human beings and in heaven with the angels; 3) the vision of God (q.v.) is anticipatory in this life and unendingly unfolded in increasing perfection in the age to come; and finally 4) God himself who is the threefold unity of the Trinity. This rounded vision of theology as intellectual, scriptural, liturgical, and experiential was classically formulated in the Byzantine era, and exemplified with particular force in the writings of Gregory Palamas and Nicholas Cabasilas (qq.v.) in the 14th c. Under the impress of the West following the end of the Empire, Orthodox thought suffered a “pseudomorphosis”-borrowing once more from Florovsky-and its theology, at least the latter as printed in official church manuals, took on the shape and flavor of a third-rate Scholasticism (q.v.). The rediscovery of the patristic inheritance owes to two sources, the monastic revival stimulated by the Philokalia (q.v.) and the welcome assistance of Western historical scholarship, two streams that began to converge in Russia in the late 19th c. and early 20th c. Outside the frontiers of its fixed theological inheritance, Orthodoxy gives considerable play to theological expression and opinion, to “things said theologically,” theologoumena. For example, the application of the mystery of Christ to contemporary Christian life is traditionally Orthodox, but today is usually categorized under moral theology-a relatively new phrase in the Orthodox lexicon. During the era of the Fathers the Church had been content with the ascetic tradition, on the one hand, and insistence on the basic norms of Christian behavior, exemplified in homilies on the preparation of the catechumenate for Baptism (q.v.), on the other.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010