Monceax P. 1920. P. 243. Кутепов Н . О расколе донатистов. Казань. 1884. С. 67. (далее Кутепов Н. 1884). Bosio G .1967. Р. 1307. Chapman J. Optatus//The Catholic Encyclopedia. New York, 1913., Vol. XI, P. 262. Labrousse M . 1982. Col. 824. Такого же мнения придерживается и Н. Кутепов. См.: Кутепов Н . 1884. С. 67. Monceax P. 1920. P. 244. Monceax P. 1920. P. 243. Monceax P. 1920. P. 245. Simonetti M. 1986. P. 122-127. Edwards M. J.  1997. Р. xvi-xvii. Labrousse M. 1995. Р. 9-11. Augustinus Hipponensis . Contra Parmeniani I, 3, 5. PL 43, 37. «Venerabilis memoriae Milevitanus episcopus catholicae communionis Optatus». Augustinus Hipponensis . De doctrina christiana II, XL, 61. «...de Aegypto Cyprianus doctor suavissimus et martyr beatissimus? quanto Lactantius? quanto Victorinus, Optatus, Hilarius...». PL 34, 63. Augustinus Hipponensis . Ep. ad Catholicos sive de unitate Ecclesiae. XIX, 50. PL 43, 430. Fulgentius Ruspensis . Ad Monimum liber II, 15, 2. PL 65, 193A. «Sanctus autem Milevitanus episcopus...». Fulgentius Ruspensis . Ad Monimum liber II, 15, 2. PL 65, 196A «...sive quod sanctus Ambrosius, sive quod sanctus Augustinus, sive quod sanctus Optatus...». Honorius Augustodunensis . De Scriptoribus Ecclesiasticis I, 111. PL 172, 208C-208D. Martyrologium Romanum, ad diem IV Iunii: «Milevi in Numidia sancti Optati episcopi doctrina и sanctitate conspicui». Цит. по: Labrousse 1995 . P. 10. Об этом пишет и архиеп. Филарет (Гумилевский), говоря о почитании св. Оптата 4 июня только западной Церковью. См.: Филарет (Гумилевский), архиеп . Историческое учение об отцах Церкви. Киев, 2007. Том 2. §123. C. 64. Такое утверждение основывается на капитальном труде по агиографии архиепископа Сергия (Спасского) «Полный Месяцеслов Востока». Сергий (Спасский) архиеп . Полный Месяцеслов Востока. М. 1997. Toм II. Сергий (Спасский), архиеп . Полный Месяцеслов Востока. М. 1997. Toм I. С. 405. М. Симонетти пишет, что древние писатели знали только один труд Оптата, адресованного против донатистского епископа Пармениана. Simonetti M . 1986. P. 126.

http://bogoslov.ru/article/768242

P., 19656. P. 448-450; ср.: Bars. 1979. P. 253-254). В поздний период творчества идея существования сопрягалась Ж. с восходящим к «Ареопагитикам» представлением о божественном Ничто. Согласно интерпретации Ж., в системе Фомы человек возвышается от обычных чувственных восприятий к восприятию Бога, причем это происходит благодаря осознанию того, что существующие вещи не могут существовать сами по себе, они имеют свое существование от чего-то иного. Лишь Бог существует как сам акт существования, Его сущность проявляет себя как существующая. Будучи познаваем в акте существования, Бог тем не менее всегда остается недоступным для человека в Своей сущности. Поэтому на вопрос: «Что есть сущность Бога?» - возможен лишь один верный ответ: «Ничто». Использование различных понятий применительно к Богу есть не более чем средство, помогающее «удержаться на плаву» в «открытом море чистого актуального существования», в качестве к-рого Бог содержит в Себе все, тогда как Сам Он ничем не содержится и не ограничивается ( Gilson E. Elements of Christian Philosophy. N. Y., 1963. P. 145-147; ср.: Murphy. 2004. P. 302-305). Философское учение Фомы Аквинского Ж. считал квинтэссенцией всей философии и утверждал, что оно содержит полноту философской истины: «Его учение не только не исключает все прочие, но, напротив, включает в себя все истинное, что есть в каждом из них» (Философ и теология. 1995. С. 166); «метафизика Фомы излучает истину, способную вобрать в себя любую другую истину» (Там же. С. 188). Основание для такого тезиса Ж. видел в том, что истинность учения Фомы подтверждена авторитетом католич. Церкви, признавшей Фому «учителем Церкви» (doctor Ecclesiae - Там же. С. 166) и предписавшей руководствоваться его учением. Поскольку философия Фомы сохраняется неповрежденной в католич. Церкви, ее верное понимание доступно не внешним исследователям, а лишь укорененным в церковной традиции теологам: «Наиболее оригинальные и глубокие философские понятия св. Фомы открываются только тем, кто читает как теолог» (Там же. С. 168). Выражая кратко, что в его понимании означает быть томистом, Ж. писал: «Следует философствовать внутри веры, и так философствовать может только христианин» (Там же. С. 171). Ж. как историк философии

http://pravenc.ru/text/182305.html

totius Russiæ Imperatori , Ejusque Serenissimæ Familiæ; nec non Excelmis ac Rvmis Dominis Metropolitano, et loci ordinario Episcopis præstitisse attestor: in cujus rei fidem propria manu me subscribo Petropoli Anno Domini 1823 die 28 Mensis Junii. P. Basilius Pooski OSBM. Phiæ ac S-æ. Theologiæ Doctor Archimandrita Grodnensis, Romano Catholici Collegii 2-dae Partitionis Meinbrum ad hunc actum Delegatus Commissarius. m. p. (М.П.) f) B сан прелата-схоластика произведён в октябре 1825, – как видно из формулярного списка g) B старшие соборные протоиереи возведён в мае 1828, – как значится из того же формулярного списка. 8  Я не упоминаю о мнимом даре папам Римским самого Рима, Италии и всего Запада – сие сумасбродное произведение коварного властолюбия не требует уже опровержений – довольно прочесть сей славный акт, дабы судить о нём. 9  Сие название папа, ныне Римскими только епископами употребляемое, в течение нескольких столетий было титлом не только каждого епископа, но даже часто и священников. 10  Уже св. Василий писал, Ер. LXIII: Если продолжится гнев Божий, то какая нам помощь может быть от надмения и гордости западных епископов – и Ер. LII. Odi fastum illius Ecclesiae. 11  Confirmamus... ita tamen, quod per nostram praedictae Synodi Confirmationem nihil derogatum esse censeatur, Constitutionibus Romanorum Pontificum Praedecessorum nostrorum et Decretis Conciliorum Generalium emanatis super ritibus Graecorum, quae non obstante hujusmodi Confirmatione semper in suo robore permanere debeant. 12  Сие письмо писано в первых годах настоящего столетия прелатом Шантырем и внушало, будто правительство намерено обратить насильственно Униатов к Греко-Российской Церкви. 15  Те, которые полагают главною причиною восстания Католического духовенства против существования Главной Виленской семинарии складку 15.000 руб. серебром, которую монастыри на содержание оной вносить обязаны, не совсем ещё отгадали тайну. В сем плане участвует, хотя и не с толикою силою, и белое духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Альберт Великий (Albertus Magnus), Альберт фон Больштедт (1193–1280) – немецкий теолог, философ, ученый-естествоиспытатель. Родился в Швабии. Учился в Падуе. Преподавал в Париже, Кельне и др. городах. Имел множество учеников, среди которых – Фома Аквинский. Получил известность как комментатор Аристотеля, работы которого он интерпретировал с позиций католического богословия. Монах-доминиканец, Альберт стал в 1254 г. провинциалом этого ордена в Германии, а в 1260 г. епископом Регенсбурга. Вскоре, однако, Альберт добился от папы сложения с него епископского сана, решив посвятить себя всецело науке. В соч. «Сумма теологии» и «О причинах и о возникновении всеобщего» Альберт пытался создать единую систему католического богословия. Альберт неустанно боролся как против прогрессистских течений в схоластике (напр., у Сигера Брабантского, Давида Динанского и др.), так и против «еретического» прочтений Аристотеля. Альберт принадлежат многие труды по логике, этике, физике, естественнонаучные трактаты (ботаника, химия, механика). За энциклопедичность познаний Альберт получил от Католической Церкви титул «doctor universalis». Канонизирован в 1931 г. 482 Первым внешним признаком такого разложения мы, конечно, должны признать отделение государства от церкви, а внутренним его признаком – понижение политических и социальных идеалов. 489 [Johann von Hontheim (1701–1790), викарный епископ, напечатавший в 1763 г. знаменитое сочинение «De statu ecclesiae et legitima potestate romani pontificis», в котором выступил решительным противником папских притязаний]. 491 Индекс запрещенных книг (лат.). «Индекс запрещенных книг» – издававшийся Ватиканом в 1559–1966 гг. список произведений, чтение которых запрещалось верующим под угрозой отлучения от Церкви. Одна из форм борьбы Католической Церкви с антикатолическими движениями. В «Индекс» включались тысячи названий, среди которых находились произведения таких мыслителей, ученых, писателей, как, например, «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо, книги О. Бальзака, Ж. П. Сартра, соч. Абеляра, Экхарта, Мальбранша, Спинозы, Канта, книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» и мн. др.. С 1966 г. издание «Индекса» прекращено.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В защищение Православной Веры, произнесенная в Варшаве Июля 28, 1765 года. Латинский текст с переводом 173 на Русский язык.. SERENISSIME REX! domini clementissime! Vinctus catenis gentium Doctor Paulus, beatum se praedicavit, quod Regem Agrippam, rerum scilicet suarum non ignarum judicem nactus fuerit. О quanto nos, qui injectas conscientiis nostris catenas longa annorum serie cogimur trahere, beatiores nunc praedicari oportet, quod Te Regem et summum Arbitrum, non modo scientia rerum omnium, adeoque et nostrarum, sed et virtotum quovis genere instructissimum nacti sumus! Non est hic opus prolixa oratione, qua nos purgemus, indignosque, qui talia patiamur, demonstremus. Non enim Te latet, Rex Serenissime, ut majores nostros, ita nos quoque posteros, adversus dulcissimam Patriam, adversus Augustissimos Reges criminis nihil unquam admisisse, imo fidelitatem utrique. Corpori et Capiti pretiosissimo vel sanguinis pignore contestari, exemplo majorum nostrorum, expediti sumus. Unicuip, quod nobis crimini vertitur, est Religio nostra; atque haec ipsa quoque num captiva duci meruerit, Tuae Majestati planum est. Christiana est, cum Romano-Catholica in iis, quae salutis fundamentum, imo et medium concernunt, optime cohaeret: in quibus discedit, sunt vel adiaphora, vel hominum placita. Neque in his discederet, nisi concientiae ductum sequeretur. Et tamen levis haec et Christiana charitate facile supplenda fissura, miserabile dictu, quam horrendam prodigiosamque unius et insutilis illius tunicae Christi fecit dilacerationem! Christiani a Christianis premimur, et fideles a fidelibus plus quam infideles divexamur. Occluduntur nobis Ecclesiae, ubi Christus continuo laudatur: patent autem et immunes sunt Judaeorum synagogae, ubi Christus continuò despuitur. Quod placitis hominum aeternam Dei legem interpretari, et terram coelo miscere non audemus, schismatici, haeretici, apostatae audimus. Quod conscientiae in os obloqui exhorremus, carceribus, virgis, ferro ignique adjudicamur. Si talia profectò meruimus, cur Casimirus Magnus, Poloniae Rex ille gloriosissimus, adjuncta Russiâ Poloniae, etiam Religionem Graeco-Russicam Romano-Calholicae adjunxit, non ut servam Dominae, sed ut liberam et sociam, iisdem juribus et communibus utrique praerogativis gaudentem? Cur zelosissimus ille Rex Jagello, latâ in haereticos, e Bohemia provolantes, rigida lege.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В своих нравственно-богословских сочинениях (главнейшее – Theologia moralis) Лигуори по большей части ограничивается лишь указанием различных мнений по данному частному вопросу нравственной жизни и деятельности, не указывая внутренних оснований их вероятности. Для характеристики его решений различных casuum conscientia приведем примеры. «В клятве, – учит Лигуори, – можно употреблять слова и выражения совершенно не в том смысле, какой требуется обстоятельствами дела, для этого нужно выбирать слова и выражения, имеющие двоякий смысл; так volo значит хочу и летаю, фраза: Hic liber est Petri может означать и то, что книга принадлежит Петру, и то, что она им написана». «Мы можем, – говорит он, – пользоваться подобными двусмысленностями, потому что в таких случаях мы не обманываем ближнего, но только допускаем, чтобы он обманывался, и потому, с другой стороны, что мы не обязаны употреблять слова в том смысле, в каком понимает их он». Так можем поступать мы в тех случаях, когда дело идет о каких-либо предметах, для нас важных, ввиду опасности для нашей жизни и т.п. Например, если жена, нарушившая супружескую верность, исповедала свой грех духовнику и получила разрешение, то она может сказать мужу, что она невинна, употребляя это слово в том смысле, что она уже очистилась от греха и разрешена от него в таинстве покаяния и т.п. После того как этот «doctor ecclesiae» был причислен папой Григорием XVI к лику святых (в 1839 г.), пробабилистическая казуистика иезуитов была торжественно возведена на степень непреложного учения той же папской властью, и пока папа не откажется от своей непогрешимости, иезуитский пробабилизм в принципе останется именно католическим учением 743 . В связи с пробабилизмом, составляющим непривлекательную сторону казуистики, в римско-католической церкви в XVII веке распространяются и другие частные доктрины, столько же несогласные с истинными требованиями христианства и возникшие из того же самого казуистического направления, на почве которого вырос пробабилизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Вспомним Пелагия и Августина. Пелагий тоже не отвергал благодати — он только хотел видеть в Боге воплощение справедливости. Ибо осудить человека, который сделал все, что мог, не значит ли это совершить величайший акт несправедливости? Но Лютер не мог рассчитывать на справедливость Божью — ибо, если бы Бог был справедлив, Лютеру, по его собственному признанию, не было бы спасения. Почему он так мучительно чувствовал свою греховность? В том, что он был великим грешником, сомнения нет — я ниже приведу ряд самых ужасных его признаний, которые убедят всякого, что грехи Лютера были не условные пасторские, или профессорские. Но вот вопрос: точно ли Денифле, обличающий Лютера, может, обратясь к Богу, сказать, положа руку на сердце, благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как этот Лютер? Думаю, что у Денифле не хватило бы смелости так определить свое отношение к Лютеру. Грех Адама, о котором повествует Библия, всей тяжестью своей лежал равно на Денифле, как и на Лютере. Цитатам Денифле я могу противопоставить в свою очередь ряд выписок из сочинений Альфонса Лигуори — последнего католического doctor ecclesiae. Его сочинение «La vera sposa di Gesù Cristo» есть guida spirituale для монахинь. Оно им объясняет, что такое монашество и как должно жить в монастыре. И, в противоположность тому, что хочет доказать Денифле, утверждающий, что, по существу, между монахом и обыкновенным христианином нет разницы, ибо и тот и другой стремятся к одной цели — только что один избирает более легкий и продолжительный путь, другой более трудный, но за то более краткий путь, — Лигуори прямо утверждает, что в этойсамой трудности и весь смысл монашества. Egli è un gran pregio il martirio per la fede; ma lo stato religioso par che abbia qualche cosa più eccelente del martirio. Il martire soffre i tormenti per non per- der l " anima, ma la religiosa li soffre per rendersi più grata a Dio; ond " è che se il martire è martire délia fede, la religiosa è martire délia per- fezione. È vero che al présente lo stato religioso ha perduto molto del primiero splendore; tuttavia ben puo dir si che anche al présente le anime più care a Dio che camminano con maggior perfezione e che più edificano col loro buon odore la chiesa, comunemente parlando, non si trovano che nelle case religiose. Ed in fatti dove sono e quanto sono quelle persone anche spirituali nel mondo che levansi di notte a fare orazione ed a cantar le divine lodi? che impiegano cinque о sei ore del giorno in questi e simili santi esercizi? che fanno tanti digiuni, astinenze e mortificazioni? И дальше: Ιο tengo per certo che la maggior parte delle sedie de " serafini, lasciate vuote dagl " infelici compagni di Lucifero, non sarà occupata che dalle persone religiose. Nel secolo passato di sessanta persone poste dalla Chiesa nel catalogo de " santi о de " beati non più che cinque о sei non sono state religiose. Guai al mondo (disse un giorno Gesù a s. Teresa) se non vi fossero i religiosi!» (Liguori, I, 44–45).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

д. Особенно яркое выражение это «скрупулянство» получило в жизни Альфонса Лигуори, этого типичного представителя пореформационного католицизма, жившего в XVIII веке, канонизированного в XIX веке и возведенного затем папой Пием IX (в 1871 году) в сан «doctor ecclesiae» [учителя церкви]. От этой бездушно, внешне понимаемой заповеди приходится искать защиты часто таким же внешним путем – стремлением истолковать заповедь не из духа ее и в возможно минимализированном, смягченном, облегченном смысле. Это есть как бы тяжба, как бы борьба с заповедью Божией, воспринимаемой не в качестве внутренней, органической нормы свободной нравственно жизни (где Дух Господень, там свобода) 532 , а как иго неудобоносимое, как немилосердный, суровый противник, придирчивый заимодавец, притязания которого должны быть поэтому возможно уменьшены, истолкованы в возможно либеральном смысле. Отсюда вместо общих руководящих принципов нравственности – мелочная казуистика, вместо основной, единственной нормы жизни христианской – сораспятия Христу, отмирания ветхого человека (нормы, которой руководились и руководятся великие святые и праведники и католичества) – подробный перечень случаев, фактов, когда заповедь Божию можно истолковать в ограничительном смысле. Есть и особый способ сделать греховный акт менее греховным или даже истолковать преступление против закона Божия как нечто терпимое и допустимое: это – метод «направления намерения» (diriger l’intention). Нужно, делая что-нибудь, запрещенное заповедью Божией и законами церковными, предлагать своей мысли как цель что-нибудь, что по себе не греховно: тогда все совершаемое действие теряет характер греховности. «Убийство обидчика запрещается как отомщение, – читаем в одном особенно распространенном учебнике казуистической морали, – но, по правдоподобному учению, то же убийство и в тех же обстоятельствах совершенное, разрешается – как оборона чести обиженного» 533 . Не менее поразительны случаи так называемой «ментальной резервации» (то есть сознательного введения ближнего в заблуждение через намеренно двусмысленный способ выражения), разрешаемые и по наши дни учебниками казуистической морали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Здесь уже прямое практическое разрешение на брак невинному члену расторгнутой брачной пары; – и оно тем важнее, что заключается в труде, назначенном для новообращенных и предначертывающем им истинный образ христианской жизни: в таком положении всякие неосторожные уступки были бы нетерпимы. Киприан свой взгляд формулировал в краткой сентенции: uxorem a viro non recedere, aut si recesserit, innuptam manere 181 , но едва ли иначе и можно было озаглавить выдержку из 1Kop. VII, 10 . Не менее неопределенно перефразируются библейские изречения и в неупомянутом у Люкока (р. 94) труде De discipliaa et de bono puditiae 182 , гипотетически усвояемом Киприану. Он просто устанавливает христианскую норму, не входя в частности, и для последних-не свидетель. Таким образом верно только, что западные авторитеты больше склонялись к безбрачию обоих разведенных, но далее этого заключения простираться не должно. Если выводят отсюда категорическое отрицание, то в абсолютном смысле это будет совершенно ложно. Затем: названные «герои» – не единственные носители западной традиции, и английский автор, ничего не черпающий из вторых рук (p. X), напрасно умолчал о прочих. Мы сошлемся здесь на двух. От половины IV в. до нас дошли сочинения Илария Пиктавийского (­Пуатье), видного церковного деятеля и писателя, которого папа Пий IX в 1852 г. провозгласил doctor ecclesiae universalis. В своем комментарии на Евангелие Матвея интересующий нас вопрос он раскрывает так: «Закон представляет свободу отвержения по письму распустному, а евангельская вера не только располагает к миру, но и делает мужа ответственным за вынужденное прелюбодеяние жены, если эта посягнет за другого по причине разногласия; она не представляет никакой другой причины к прекращению супружества, кроме того случая, когда муж осквернялся бы общением с блудного женой» 183 . При последнем условии развод будет решительным, поскольку он необходим; значит, этим для невинного устраняется опасность нечистоты нового супружества, которое является незазорным, как бывает просто ex dissensionis neces-itate 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Иерей 6. Taken from Meffreth, ibid.: «Tertio, [sacerdotes] sunt honorandi propter bonitatem. quae bonitas multum congruit sacerdotibus. quia vt dicit Chiysostomus: quem allegat Holkot super lib. Sapien. lect. 183. quod sacerdotes sunt in grege, sicut stomachus in corpore. ... Si stomachus sanus & bonus fuerit, totum corpus validum est: Si autem malus & dissipatus fuerit, totum corpus infirmum est. Ita si sacerdotium integrum & bonum fuerit, tota floret Ecclesia. Si autem corruptum fuerit, omnium fides marcida est & infirma» (p. 267). Иерейство . Taken from Faber, Dominica 1 Post Pascha, No. 7 «Praestantia et dignitas muneris sacerdotalis». The poem is based on the first and third sections of the sermon, explaining the functions of priests: sect. 1 «Constituti sunt Sacerdotes ad offerendum» (11. 11–16); sect. 3 «Constituti sunt Legati Dei» (11. 27–54). Simeon has not made use of sect. 2 «Constituti sunt Iudices», in which Faber says that priests are given the power to forgive sins; conversely, Simeon " s claim that priests are more powerful than kings (11. 17–26) does not appear to come from Faber. As regards specific borrowings, 11. 11–12 cf Faber: «Et primo panem et vinum in corpus Christi transmutare.» 11. 27–36 cf Faber: «Sacerdos a Christo missus, primo velut Doctor.... Et idcirco constituit Dei et Sacerdotis, quasi arcam seu apothecam quamdam salutarem, unde quisque depromat sibi necessaria. Quare auctor imperfecti apud S. Chrysostomum horn. 38. in Matth, comparât Sacerdotem stomacho. " Sicut enim stomachus, ait, accipiens cibum, coquit in seipso, et per totum corpus dispergit; sic et Sacerdotes accipiunt scientiam sermonis per Scripturam a Deo, et excoquunt earn in se, id est, ratiocinantes et méditantes apud se universo populo subministrant.» 11. 37–40 cf Faber: «Secundo velut mediator inter Deum et homines. ... Est veluti munis inter iram Dei et hominum flagitia positus.» 11. 41–46 cf Faber: «Itaque velut Aaron cum thuribulo stans inter vivos et mortuos, placare contendit Deum, Num. 16 . 11. 47–54 cf Faber: «Et veluti Moyses Deum tenet, ne evaginet gladium contra perditos, Exod.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010