Присутствовавший при этом П. встал на колени перед сидевшим при алтаре митрополите и в знак смирения и уважения поцеловал его ноги. 27 июня 1977 г. П. принял на аудиенции митр. Мелитона как главу правосл. Синода и руководителя делегации К-польского Патриархата. В 1977 г. в связи с 80-летним юбилеем П. получил поздравительные телеграммы от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и председателя ОВЦС митр. Ювеналия (Пояркова) (ЖМП. 1977. 11. С. 5). Поддерживался диалог Римско-католической Церкви с зап. протестант. церквами. 23 марта 1966 г. П. встретился в Сикстинской капелле с англикан. архиепископом Кентерберийским А. М. Рамсеем. На следующий день в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была подписана и оглашена совместная декларация на лат. и англ. языках «Hac in Urbe Roma - In this City of Rome» (AAS. 1966. Vol. 58. P. 286-288). 11 лет спустя, 28-29 апр. 1977 г., П. принимал в Ватикане нового архиепископа Кентерберийского Д. Коггана, с к-рым также была подписана совместная декларация - «After Four Hundred Years» (AAS. 1977. Vol. 69. P. 283-289). Канонизации и беатификации За 15 лет понтификата П. совершил канонизации 86 святых, в т. ч. 3 групп мучеников (40 английских и уэльских мучеников XVI-XVII вв., 22 угандийских мучеников 1885-1887 гг. и 4 иерусалимских мучеников 1391 г.), подтвердил 2 уже существовавших культа и причислил к блаженным Римско-католической Церкви 66 чел., включая 2 группы мучеников. Впервые в истории католич. Церкви П. провозгласил учителями католич. Церкви (см. Doctor Ecclesiae) 2 св. женщин: Терезу Авильскую (27 сент. 1970) и Екатерину Сиенскую (4 окт. 1970). Сопротивление реформам П. Противостояние курсу на реформирование Римско-католической Церкви началось на II Ватиканском Соборе, когда таковой курс был только заявлен. Однако консервативно настроенные епископы, объединенные в Международное об-во отцов (Coetus Internationalis Patrum), оказались в меньшинстве. После того как 3 апр. 1969 г. была обнародована апостольская конституция «Missale Romanum», вводившая вместо традиционной лат.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

См., например, Clavis Partum Latinorum/Ed. E. Dekkers. Turnhout, 19612. P. XIX-XX; Patrologia. Vol. IV. Dal Concilio di Calcedonia a Beda. I. Padri latini/A cura di A. di Berardino. Genova, 1996. P. 8 и др. Некоторые исследователи заканчивают эпоху латинской патристики еще ранее – фигурой Исидора Севильского , т. е. в 30-х годах VII века (см., например, De Labriolle. 1920. P. 688–689; Rusch W. G. The Later Latin Fathers. London, 1977. P. VII), или вовсе фигурой Боэция (см. von Campenhausen H. F. Lateinische Kirchenväter. Stuttgart, 1986. S. 223–251). 2987 Подробнее о жизни Беды См. Гвоздецкая Н. Ю. Беда: монах, ученый, поэт//Интеллектуальная история в лицах. Иваново, 1996. С. 25–40; Ненарокова М. Р. Смиренный монах и учитель//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 238–246; Фокин. 2002. С. 426–432. 2989 Титул Беды «Достопочтенный» (venerabilis), известный с IX в. или с сер. X в. (Browne. 1879. P. 20), по одному средневековому преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Беды, в которой были такие слова: Hac sunt in fossa Bedae venerabilis ossa («В сей могиле лежат кости досточтимого Беды»). Этот титул использовали в VIII-IX вв. Алкуин, Амальрий и Павел Диакон, а на Аахенском соборе 835 г. Беда был провозглашен «досточтимым и удивительным учителем современности». На основании этого 13.11.1899 г. папа Лeb XIII объявил Беду учителем Церкви (doctor Ecclesiae). 2991 Exp. Marci Euang. III 10, PL 92, 231C; Exp. Lucae Euang. V 18, PL 92, 554; Exp. Ep. Iudae, PL 93, 124–125. 2994 Кроме того, вслед за папой Григорием Великим , Беда видит указание на единство сущности и различие Лиц Троицы в явлении трех ангелов Аврааму и в видении Серафимов пророком Исаией: Quod tres viri ei apparuerunt, mysterium est sanctae Trinitatis; denique cum tres vidisset, unum adoravit, et precatus est Dominum, quia etsi in personis est Trinitas, in divinitate est tamen una et coadoranda Dominantis aequalitas, sicut etiam in Isaia cum angelicae virtutes gloriam sanctae Trinitatis canerent dicentes: Sanctus, Sanctus, Sanctus, mox unitatem dominationis ac deitatis subjungunt addentes: Dominus Deus omnipotens, plena est omnis terra gloria ejus (Hexaem.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Там именно нужно говорить: иной и иной (λλος και λλος), дабы не было слияния Ипостасей, но не иное и иное, так как Три там едино тоже и по Божеству» (Ер. 101, 19–21). Мысль Григория совершенно ясна, и он намечает уже перенесение установившейся в учении о Троице терминологии на учение о Богочеловеке, утвержденное потом Халкидонским собором. Употребление выражения «δο φσεις», может быть, отчасти обусловливается у Григория влиянием Оригена. Два авторитетнейших восточных богослова IV в., таким образом, учили о единстве Христа как Божественной личности и о соединении в Нем Божества и человечества. Но Афанасию было приписано аполлинарианское выражение μα φσις, у Григория, напротив, прямо встречается δο φσεις. Точной терминологии для выражения способа единения Божества и человечества еще не было (Ath. Ad Epict. 9: προς αυτ κοινωνα τε και ενωσις; Gr. Naz. Ер. 101 [Ad Cled.], 22: κατ οσαν и пр.). 2) Св. Кирилл Александрийский (412–444) в истории раскрытия восточной догмы является непосредственным продолжателем дела Афанасия Великого. Афанасий отстаивал против ариан Божество Логоса, так как лишь через соединение с Самим Богом и обожествление достигается, по восточному воззрению, спасение человечества. Задачей для Кирилла было теперь, после того как и Божество Христа, и Его полная человеческая природа не подвергались уже сомнению, утвердить исключительный и единственный характер единения во Христе с Божеством человечества, в силу которого Он являлся не простым богоносным человеком, а Богочеловеком и действительным Спасителем мира. С защитой этого основного предположения восточной сотериологии тесно связывается и церковно–практическая, и литературная деятельность Кирилла в последний период его жизни, с того момента, когда он выступил на борьбу с несторианством. Он является едва ли не самым видным церковным деятелем на Востоке в V в. и, кажется, самым влиятельным восточным богословом по отношению к последующим временам. Память его, как защитника православия, стоит вообще весьма высоко и в Православно–Восточной, и в Западной католической церкви (1883: doctor ecclesiae).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Факт, что в древности у евреев не было ученых степеней. «Равви», «раввин» и прочее есть произведение раввинизма и фарисейства. В первоначальной христианской Церкви не было кандидатов, магистров и докторов, такие названия были совершенно чужды первоначальной христианской древности. «Все, принимавшие слово, были вполне учениками только одного Иисуса, в этом выражался принцип равенства всех». Христос не был основателем школы. Титул doctor ecclesiae появился в позднейшие времена схоластики, а относительно theologus сделано было определение на 2-м Латеранском соборе 1215 года, по которому «столичная церковь должна иметь одного теолога, чтобы он преподавал священникам и другим Священное Писание и особенно учил их пастырскому попечению о душах». Как и всегда бывает, первоначально степени означали просто «фах» (от нем. das Fach – «предмет», «род занятий». – Прим. ред.), деятельность и занятия какого-либо лица, занимавшегося учительством, но впоследствии, с одной стороны, препятствия и затруднения для лиц, желавших приобрести ученые степени, а с другой – преимущества, породили целый ряд мечтателей, которые, называясь докторами и учителями, стали смотреть на себя как на богов и научных законодателей. Христос именно это и обличает в лице книжников и фарисеев, разъясняя принцип, что никакое название не должно устранять в человеке сознания своего недостоинства, равно как и зависимости всей своей деятельности от Христа как от Лозы, только в связи с Которой ветви могут приносить добрый плод. Мф.23:9 .  и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; Замечания, которые сделаны были к предыдущему стиху, отчасти относятся и к настоящему, т.е. слова Христа нельзя понимать в буквальном смысле, например, в том, что дитя не должно произносить слов «отец» или «мать». Уже одно то обстоятельство, что здесь не упоминается о матери, показывает, что речь не идет о простых семейных отношениях. Христос опять имеет в виду только книжников и фарисеев с их чванством. В Талмуде есть целый трактат, который называется Авот, т.е. изречения «отцов». В трактате Эдуиот I, 4 Гиллель и Шаммай называются «отцами мира» (Талмуд, пер. Переферковича. Т. 4, с. 406). В Мишне и Тосефоте слово «отец» встречается как титул многих раввинов (Schürer, Geschichte, II, 377). Вероятно, такое название имело основание в Библии ( Сир.44 ). Спаситель, конечно, говорит только о том, чтобы ученики Его не называли никого отцом в раввинском смысле. Златоуст так ограничивает смысл слов Христа: «Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого, собственно, должно называть отцом». Последние слова стиха читаются по-разному: «Который на небе» или «Который на небесах». Лучшим чтением представляется не ν τ οραν (которого у Тишендорфа нет) и не ν τος ορανος, но прилагательное ορνιος – «небесный», принятое лучшими и новейшими издателями Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чрез Малороссию влияние Польши и католичества проникало и в Восточную Россию. До XVIII столетия русская церковь благоприятнее смотрела на лютеранство, нежели на католичество; но с этого времени начинается поворот в пользу католичества. Камень веры был решительным выражением этого поворота в пользу католичества. Феофану Прокоповичу не нравилась ни иезуитская наука в схоластическом богословии, ни католическая обрядность в церковном богослужении и церковной практике. Сделавшись профессором богословия, он выбрал себе образцами не схоластические Суммы (Summa theologiae), а лютеранские догматики Герарда, Голлазия, Квенштедта и других, и проложил новую тропу русскому богословию. Уроки его идут светлой полосой в продолжение всего XVIII века в наших высших училищах – киевской и московской академиях. Там и здесь скрещиваются и борются два метода и два направления – схоластическое и Феофаново и последнее, наконец, берет перевес. Его система вошла в общее употребление в школах, хотя, разумеется, не могла совершенно подавить схоластики. Но мы не будем забегать вперед событий. Сказанного нами довольно для того, чтобы понять, как относились между собою Феофан и московские ученые. Только что Феофан приехал в С.-Петербург, как в Москве составили против него протест, с обличением в не православии и с очевидною целью воспрепятствовать ему получить епископское достоинство. Государь в ту пору был еще заграницей; притом же ничего официального о назначении Феофана в епископы не было известно. Чтобы придать своему голосу больше силы и отстранить подозрение в личной вражде; к нему, протестующие, выбрав из его учения ложные мысли, показали их греческим учёным – Лихудам, и просили их дать свое мнение. Те дали отзыв не в пользу Феофана. «Has praedictas undecim theses, – писал старший из Лихудов Иоанникий,– esse haereticas patet; his enim quidnam magis impium ac novum audiri posset in sancta et orthodoxa orientali ecclesia Christi? Et sic esse ipsas testans subscripsi graece et latine. Iohannicius sacromonachus et doctor Lichudes».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Соч.: A Replye to an Answere Made of M. Doctor Whitegifte Against the Admonition to the Parliament by T[homas] C[artwright]. S. l., [=Repl.]; The Second Replie of Thomas Cartwright: Agaynst Maister Doctor Whitgiftes Second Answer, Touching the Churche Discipline. [Hdlb.], 1575. [=Sec. Repl. I]; The Rest of the Second Replie of Thomas Cartvurihgt: Agaynst Master Doctor Vuhitgifts Second Ansvuer, Touching the Church Discipline. [Basel], 1577. [=Sec. Repl. II]; A Brief Apologie of Thomas Cartwright Against All Such Slaunderous Accusations as it Pleaseth Mr. Sutcliffe in Severall Pamphlettes Most Iniuriously to Loade Him with. [Middelburg], 1596; In librum Salomonis, qui inscribitur Ecclesiastes, cum metaphrasi, homiliae, quae et iusti commentarii loco esse possint. L., 1604; A Соттептагу upon the Epistle of Saint Paule Written to the Colossians. L., 1612; A Treatise of Christian Religion, or, The Whole Bodie and Substance of Diuinitie. L., 1616 [=Catech.]; Commentarii succincti et dilucidi in Proverbia Salomonis. Lugd. Batav., 1617; A Confutation of the Rhemists Translation, Glosses and Annotations on the New Testament. [Leiden], 1618. [=Confut.]; Harmonia evangelica, commentario analytico, metaphrastico, practico illustrata. Lugd. Batav., 1647; Cartwrightiana/Ed. A. Peel, L. H. Carlson. L., 1951. L.; N. Y., 2003r. (Elizabethan Non-Conformist Texts; 1). [=Opusc.]. Ист.: A Parte of a Register, Contayninge Sundrie Memorable Matters: Written by Divers Godly and Learned in Our Time. [Middelburg, 1593]; The Works of John Whitgift. Camb., 1851-1853. 3 vol. [=JWWorks.]; Puritan Manifestoes: A Study of the Origin of the Puritan Revolt/Ed. W. H. Frere, C. E. Douglas. L.; N. Y., 1907; The Seconde Parte of a Register: Being a Calendar of Manuscripts under that Title Intended for Publication by the Puritans about 1593/Ed. A. Peel. Camb., 1915. 2 vol. Лит.: Clarke S. The Life of Master Thomas Cartwright// Idem. A Generall Martyrologie, Containing a Collection of All the Greatest Persecutions Which Have Befallen the Church of Christ from the Creation to Our Present Times, Whereunto Are Added, The Lives of Sundry Modern Divines, Famous in Their Generations for Learning and Piety, and Most of Them Sufferers in the Cause of Christ.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

С совершенным почтением и братскою о Христе любовью, честь имею быть Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга Филарет Митрополит Киевский. Высокопреосвященнейший Владыко. Милостивый Архипастырь! Вследствие изъявленного Вашим Высокопреосвященством согласия принять на себя звание почётного члена конференции Киевской духовной академии, определением Святейшего Синода, состоявшимся 7-го минувшего июля, Ваше Высокопреосвященство утверждены в сем звании. Почтительнейше препровождая при сем от лица конференции диплом на оное, покорнейше прошу почтить академию уведомлением о получении оного. Испрашивая вашего святительского благословения на труды сочленов и поручая себя вашим молитвам, честь имею быть Вашего Высокопреосвященства Милостивейшего Архипастыря всепокорнейший послушник Ректор академии архимандрит Антоний. Sub Avspicatissimo Regimine Aygustissimi ас Potentissimi Imperatoris ALEXANDRI SECUNDI Totius Russiae Avtocratoris Kijoyiensis Ecclesiasticae Academiae Conyentus pro potestate sibi concessa Eminentissimum Iosephum, Metropolitam Lituaniae, Virum illustrissimum et eruditissimum variorumque ordinum Equitem, tum ob sacrum studium religionis Iesu Christi in Orthodoxa Ejus Ecclesia promovendae nec non flagrantem ardorem divinae gloriae amplificandae in procuranda animarum salute, tum ob ipsa merita praeclara in Orthodoxa patronymica Ecclesia peracta eaque favore et gratia ipsius Summi Numinis insignita, Honorarium Socium suum Solenni hoc Diplomate declarat, honoremque ei ac privilegia, concessa, decrevisse ac contulisse publiee testatur. A. D. MDCOCLVII die 20 decembris. Philaretus, Metropolita Kioviensis et Halicensis. Apollinarius, Episcopus Czihyrinsky Wicarius Kioviensis Eparchiae. Academiae Rector, Doctor Theologiae, Archimandrita Antonius. Kioviensis Seminarii Rector, Archimandrita Petrus. Academiae Inspector, Archimandrita Iohannicius. Protopresbyter, Iohannes Scworcew, Doctor Theologiae. Ab actis Academiae Davides Podgursky. 67. (М. П.) 3 Собственноручные подлиски духовных, показанных под первыми четырьмя номерами, представлены мною министру внутренних дел в 1833 и 1834 годах, следующих же двух – получены тогда же, но несколько поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Антилат. труды И. стали объектом критики католич. полемистов. Неск. сочинений против И. написал перешедший из унии в католичество и ставший иезуитом русин из Киевского воеводства Рутка: «Obrona prawowiernoci Cerkwi Цschodniej przeciwko kacerzom, zaprzeczajcym pochodzenie Ducha Switego od Syna» (Защита правоверности Восточной Церкви от еретиков, отрицающих исхождение Святого Духа от Сына) (Pozna, 1678); «Goliat, swoim mieczem poraony...»; «Angelicus doctor D. Thomas Aquinas… expulsi ad Ecclesia Graeca Spiritus Sancti a Filio procedentis... contra calumniatorem Joannicium Galatowski, archimandritam Czerniechoviensem, restitutor et reductor» (Учитель богословия св. Фома Аквинский… отвергает в Церкви Восточной исхождение Святого Духа от Отца... клеветника Иоанникия Галятовского, архимандрита черниговского, исправитель и возобновитель) (Lublin, 1694); «Chorgiew zgody i pokoju, to jest Duch wity od Syna pochodzcy, wyznaniem Cerkwi Wschodniey, z ksig sowianskich wyitym, utwierdzony» (Хоруговь согласия и мира, то есть Святой Дух, от Сына исходящий, исповеданием Церкви Восточной, из книг славянских извлеченным, подтвержденный) (Lublin, 1691); «Pose do Cerkwi Цschodniej s. Aureliusz Augustyn, biskup Hipponenski, doctor Kocioa Chrystusowego, z Duchem ., od Syna pochodzcym, dla przyjcia jego w Cerkwi Wschodniej wprowadzony przez X. Teofila Rutk» (Посол к Церкви Восточной св. Августин Аврелий, епископ Иппонский, учитель Церкви Христовой, с Духом Святым, от Сына исходящим, для принятия его в Церкви Восточной представленный свящ. Теофилом Руткой) (Калиш, 1692; Люблин, 1692), издание этого же сочинения на латыни: «Orator ad Ecclesiam Orientalem… Aurelius Augustinus» (Посол к Восточной Церкви… Аврелий Августин) (Lublin, 1694). Ряд выпадов против И. содержится в трактате Рутки «Herby, abo Znaki, Kocioa prawdziwego, katolikom dla pociechy duchownej i podzikowania Panu Bogu a adwersarzom dla nauki i szukania prawdy, drukiem przed oczy wystawiony» (Гербы, или Знаки, истинной Церкви католикам для духовного утешения и благодарения Бога, а противникам для поучения и искания правды, типографски на обозрение представленные) (Lublin, 1696).

http://pravenc.ru/text/577962.html

Соответствующее предложение сделает декан историко-филологического факультета М. К. Любавский 29 , очень консервативный православный человек, выходец из духовного сословия. И это было в духе нового периода в российской истории – периода своеобразной «передышки» между двумя революциями. Вступительная статья, комментарии Д. А. Цыганков, при участии Н. И. Ильяшенко Ключевые слова: кафедра истории Церкви Московского университета, учебный план, деклерикализация, В. И. Герье, М. С. Корелин, А. М. Иванцов-Платонов, А. П. Лебедев . Priest Alexander Ivantsov-Platonov and historians of Moscow university The question other unified field of Church history studies in Russia’s pre-revolutionary era recently became under hot discussion among historians and theologians. Suggesting that the approved program of Church-historical research in this period has not been formed, experts are trying to find the cause of this discrepancy between representatives of secular and ecclesiastical approach and facts about cooperation between them. The proposed publication shows the position of the Department of Church history at Moscow University at the end of 1894, when doctor of theology priest Alexander Ivantsov-Platonov decided to communicate his position to the secular historian and doctor of the universal history Mikhail Sergeyevich Corelin. For Ivantsov-Platonov it was a thought-out position. The Professor wanted to attract student attention and public interest to the problem of Church history. In this regard, in the absence of the nominee to vacancy from Theological Academy, Ivantsov-Platonov wanted to see on his chair secular historian, has already attracted the attention of students studying questions closely connected with the history of the Church. It was a risky option, because secular professors of the University were considered such an option primarily from the practical point of view, especially from the point of view of the curriculum of the faculty. Above all this project was not agreed by The Ministry of national education.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

7 Isidori. De eccl. off. I.5.2: Sic namque et beatissimus Augustinus, in libro Confessionum suarum, consuetudinem canendi approbat in Ecclesia…; Idem. De eccl. off. I.12.7: Nam Latinorum interpretum, qui de Graeco in nostrum eloquium transtulerunt (ut meminit sanctus Augustinus infinitus numerous. 8 Isidori. De eccl. off. I.38.1: Secundumjejunium est quod, juxta canones, post Pentecosten alia die inchoatur.; Idem. De eccl. off. II.6.1: Chorepiscopi, id est, vicarii episcoporum, juxta quod canones ipsi testantur, instituti sunt ad exemplum septuaginta seniorum. Cfr. Sejourné P. Op. cit. P. 56 – 59. 9 Isidori. De eccl. off. I.23.1: Cassianus autem dicit matutinae solemnitatis officium novo adhuc tempore institutum primitus in Bethlehem monasterio; Idem. De eccl. off. I.26.3: Refert autem Cassianus apud Aegyptios Nativitatis diem, et epiphaniorum solemnitatem non bifarie, ut in occiduis provinciis, sed sub diei unius festivitate celebrari; Idem. De eccl. off. I.27.5: …sicut ait noster Cassianus. etc. 10 Isidori. De eccl. off. I.6.2: Post quem Ambrosius episcopus vir magnae gloriae in Christo, et in Ecclesia clarissimus doctor, copiosus in hujusmodi carmine claruisse cognoscitur, atque iidem hymni ex ejus nomine Ambrosiani vocantur.; Idem. De eccl. off. I.7.1: Apud Latinos autem primus idem beatissimus Ambrosius antiphonas constituit, Graecorum exemplum imitatus. 13 Sancti Isidori Episcopi Hispalensis De ecclesisticis officiis/edidit Christopher M. Lawson Turnholti: Brepols, 1989. О рукописной традиции см. подробнее: Lawson C.M. Notes on De ecclesiasticis officiis//Isidoriana. P. 299–304. 14 Здесь ресь может идти как об учительной функции самих служб, так и о церковно-приходской или монастырской школе. О существовании последних нам известно в основном из канонов II и IV Соборов в Толедо. Впервые термин domusecclesiae(бykb. «дом церкви»), под которым подразумевается учебное заведение, появляется в первом каноне II Толедского собора 527 г. (La colecciyncanynicahispana/Ed. G.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010