—367— торических свойств лиц и явлений, ибо таковая их сторона есть первостепенная с Аристотелевской и со схоластической точки зрения, а не с библейской. Она не отсутствует и в последней, но не занимает в ней главного места, которое, по большей части, принадлежит точке зрения телеологической. Впрочем, касательно этого методологического предмета предлагаю читать трактат Св. Иоанна Златоуста : о пророчествах, а мы перейдём к прямому изъяснению Данииловых видений. Всякий читатель книги пр. Даниила не затруднится истолкованием этого видения, ибо оно истолковано самим пророком. Царства зверей суть царства языческие, а царство Сына Человеческого есть царство Святых, т. е. Христова Церковь , а по иудейскому толкованию – царство еврейское. Этим и заканчиваются современные толкования видения, но это только предисловие, а не само толкование. Нужно дать ответ, почему языческие царства изображены под видом зверей, а царство Божие под видом Сына Человеческого. Выяснить это следует в связи с изложением того, как Бог учил избранный народ об его призвании и как это уразумели избранники Божии. Библеисты изъясняют это призвание с точки зрения мессианской, и это верно конечно, но весьма неполно. Мессианское учение было преподано весьма прикровенно, вполне ясно было открыто патриархам и законодателю нравственное назначение народа иудейского среди беззаконных язычников. „Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою“ и т. д. ( Быт.17:1 ) Цель этого завета Господь ещё яснее определил в другом видении, когда открыл ему предстоящую казнь Содома за его разврат и жестокость. „От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы, он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путём Господним, творя правду и суд“ ( Быт.18:18–19 ). Установив союз с народом израильским для того, чтобы он творил правду и суд, Господь воспрещает ему дружиться с народами беззаконными, чтобы они не ввели в грех наследия Его ( Исх.23:32–33 ), чтобы не научили

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исходя из этого словоупотребления, можно творить о том, что в выражении « Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» оба термина – «Господь» и «Бог» – относятся к Иисусу Христу, а не к Богу Отцу. В свете такого понимания вопрос о том, имеется ли у Бога кровь, становится неуместным. Продолжая метафору, Павел предупреждает эфесских пастырей о том, что после его ухода к ним придут «лютые волки, не щадящие стада»; они будут «говорить превратно». Эти слова напоминают предупреждение, которое Иисус сделал ученикам в Нагорной проповеди: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф. 7:15 ). Другое подобное предупреждение Иисус сделал незадолго до Своей смерти: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:24 ). Кого имеет в виду Павел, говоря о лютых волках? Ученые высказывали различные предположения на этот счет, 365 однако ни одно из них не выдерживает серьезной критики. Очевидно, что Павел дает общее предупреждение – такое же, как Иисус, когда говорил ученикам о будущем Церкви. Своим духовным взором Павел вслед за Иисусом прозревал грядущую судьбу Церкви и предвидел, что наряду с преемниками апостолов в нее будут внедряться лжеучители, которые начнут распространять ереси. Поэтому епископы-пресвитеры призываются бодрствовать и вспоминать о том, чему Павел «три года день и ночь непрестанно со слезами учил» каждого из них. 366 Покидая эфесских пресвитеров, Павел предает их «Богу и слову благодати Его». Это может напомнить о последнем наставлении Иисуса, которое закончилось Его молитвой об учениках ( Ин. 17:1–26 ): в ней Он предавал учеников в руки Отца. Вновь, в который уже раз на протяжении книги Деяний, подчеркивается бескорыстие Павла: он не искал денег или одежды, но зарабатывал на хлеб своими руками. Более того, своим трудом он обеспечивал не только себя, но и своих спутников, Павел завершает свой монолог увещанием поддерживать слабых, цитируя слова Иисуса Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать». Таких слов в Евангелиях нет, и по поводу их происхождения в научных кругах не утихают споры. Одни считают, что Павел воспроизвел здесь слова Иисуса, которые передавались из уст в уста как одно из Его незаписанных изречений; другие – что в этой формуле выражено общее содержание учения Иисуса, третьи – что Павел цитирует афоризм, принадлежащий кому-то из греческих философов. 367 Мы, со своей стороны, придерживаемся первого понимания, полагая, что Павел завершил свое наставление эфесским пресвитерам цитатой из высказываний Иисуса Христа, тем самым подчеркивая преемственность своих наставлений от Его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2) Блаженство праведников будет состоять в живой связи и тесном общении их как с Ангелами Божиими, так и со всеми святыми, живущими на небесах. В самом деле, если праведники будут и наслаждаться общением с Самим Богом, Источником вечного блаженства, то, понятно, они будут наслаждаться и общением с Ангелами и святыми как ближайшими Его слугами, потому что, как известно, идеже есть Христос Господа, ту и слуга Его будет ( Ин. 12, 26 ). Известно также и то, чтэ Господу всегда «предстоят тысящи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестокрылатии, многоочитии возвыпающиеся пернатии» (Служебн. молитва за литургией) и всегда, «предходят Ему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувимы и шестокрылатии Серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа»... (Херувимская песнь в Великую Субботу). Я видел, – пишет в Откровении святой Иоанн Богослов, – и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных, и старцев; число их было тьмы тем, и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом, достоин Агнец закланный принять ( Откр. 5, 11–12 ) 367 . И взглянул я, – продолжает он, – и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслис- тов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами, и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч искупленных от земли. Это суть те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; зто суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим (14, 1–5). На то, что праведники будут иметь общение с Ангелами и всеми святыми, указывают нам косвенно еще следующие слова Иисуса Христа: глаголю вам, радость бывает пред ангелы Болиими о едином грешнице кающемся ( Лк. 15, 10 ). Если радость бывает на небе между Ангелами даже только об одном грешнике кающемся, то без сомнения, она является в несколько раз более при виде праведников, удостоившихся ан- гельсксго лика, людей ангелоподобных по своей жизни и деяниям. Затем на это самое общение указывает и обычай Православной Церкви, по которому она обращается ко всем святым как «скорым помощникам и молитвенникам» о душах грешных людей пред престолом Всевышнего. Без сомнения, эта живая и сильная вера Святой Церкви в заступничество святых, – вера, обнаруживающая, между прочим, тесный союз ее с небесной Церковью, оправдывается, конечно, и в будущей жизни в том смысле, что все святые не прекратят этого живого и тесного общения с братиями своими, которых ходатаями и заступниками пред Богом они были во время жизни последних на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

г) Добровольное принятие смерти Господом Иисусом Христом является также и необходимым условием победы над ней. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр. 2:14 ). «Единственный способ победить смерть – это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места» 364 . Грех и зло могли убить Христа, разрушив Его человечество, но они не могли Его Самого сделать злым, подчинить греху. По смерти Спасителя силы зла не смогли удержать Его, ибо не имели в Нем ничего сродного себе, на что они по праву могли бы распространить свою власть. »... идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14:30 ). Тем самым смерть Спасителя явилась победой над смертью, и эту победу Господь, «смертию смерть поправ» 365 , явил в Своем Воскресении. 2. Каким образом пострадал Сын Божий В Символе веры сказано, что Христос не только был распят, но и пострадал. По объяснению «Пространного Катихизиса», это сделано для того, «дабы показать, что распятие Его было не один вид страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но подлинное страдание и смерть» 366 . Еретики докеты учили, что Христос, будучи Богом, не мог пострадать. Страдания и смерть Христа, с их точки зрения, были мнимыми, кажущимися и имели только педагогическое значение 367 . Однако, в таком случае они не могли бы иметь значения искупительного. По ап. Павлу, если смерть и Воскресение Христа не совершились реально, «то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... вы еще во грехах ваших» ( 1Кор.15:14, 17 ). Следует иметь в виду, что Христос «страдал и умер не Божеством, а человечеством» 368 . Однако хотя Божественная природа бесстрастна, Пострадавшим, Субъектом страдания и смерти, вследствие ипостасного соединения естеств во Христе, был Бог, второе Лицо Пресвятой Троицы, потому что на Кресте страдало Его собственное человечество. Подобным образом лицо человеческое усвояет себе страдание собственного тела. Страдание Христово является тайной, в которую не может проникнуть человеческий ум. Человечество Христа с момента Воплощения находится в двойственном положении. С одной стороны, оно изначально подчинено всем условиям человеческой падшести, с другой – эти условия не имеют основания в самом Его человечестве, ибо Христос свободен от греха. Страдания и смерть для Христа были совершенно противоестественны, поэтому и недопустимо судить о них по аналогии с нашими страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

И поскольку это та самая ночь, в которую некогда были избиты первенцы египтян и изъяты сыновья Израилевы, то помолимся Господу всем сердцем, со всей верою, чтобы Он сподобил нас быть спасенными от всякого набега недругов, от всякого страха вражеского. Да поступит Он с нами не по нашим заслугам, а по Своему милосердию, ведь и сыновей Израиля Он некогда изволил освободить не по их заслугам, а по Своему милосердию. Да призрит Он с обычным милосердием, да прогонит Он варварские народы, да совершит Он для нас то, о чем сказал Моисей сыновьям Израиля: «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны " 365 . А поборать Он будет, будет побеждать, если будет милосердствовать, если будет прощать грехи, если будет смотреть не на наши заслуги, а на Свою милость, ибо в Его обычае миловать даже недостойных. Но чтобы Он снизошел поступать так, мы должны молиться изо всех наших сил! Ведь Он Сам сказал через пророка: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» 366 . Слово 17. В Великую ночь (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 76–78) 1 . О том, насколько велико торжество нынешней ночи, свидетельствует сам мир, который с торжеством бодрствует всю эту ночь, и не без справедливой на то причины, ибо в эту ночь была побеждена смерть, ожила Жизнь, восстал от смерти Христос, та Жизнь, о которой Моисей некогда говорил народу: «Жизнь ваша будет висеть перед вами на древе ночью и днем, и не будете верить в жизнь вашу» 367 . Жизнь, то есть Христос Господь, «повисла на древе», когда Он был поднят на крест ради спасения мира. А «не верил в эту Жизнь» народ иудейский, и потому он подвергся смерти, ибо тот, кто убегает от жизни, обязательно подвергается смерти. 2 . Не без причины Моисей предсказал, что «Жизнь будет висеть день и ночь» 368 . Тело Господа было положено в гроб в тот же день, как мы читаем в Евангелии. Однако когда был полдень, и Господь еще висел на кресте, то на три часа стало темно во всем мире, так что получилось, что Христос висел на кресте день и ночь, ведь в полдень вдруг наступила ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Серен. Если мы будем иметь такое мнение, веру, как я выше сказал, что все производится Господом и все делается для пользы душ, то не только не будем презирать их, но еще будем непрестанно молиться о них, как о своих членах, и станем сострадать им всем сердцем, с полным расположением. Ибо когда страдает один член, то страдают с ним и все члены (1 Кор 12, 26). Должны знать, что без них, как своих членов, мы не можем вполне совершенствоваться, как читаем, что и предки наши без нас не могли достигнуть полноты обещанного, как говорит о них апостол: все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр 11, 39, 40). А святое причащение нашими старцами, помним, не запрещалось им, напротив, они думали, что им даже ежедневно, если возможно, следует давать его. Ибо нельзя думать, что святое причащение, по изречению евангельскому (которое вы неверно приложили к этой мысли), не давайте святыни 367// псам, — поступает в пишу демону, а не в очищение и охранение тела и души. Будучи принято человеком, оно, как пламя дожигающее, прогоняет того духа, который в его членах заседает или скрывается. Мы недавно видели, что таким способом был исцелен авва Андроник и многие другие. Ибо враг больше и больше будет нападать на одержимого им, когда увидит, что тот отлучен от небесного целительства, и тем злее и чаще будет мучить, чем дольше тот будет уклоняться от духовного целительства. глава 31 Жалки те, которые не удостаиваются временных искушений Но следует считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения дьявольского, но и не подвергаются никакому искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления . Ибо не заслуживают скорого и легкого излечения в этом времени те, чье упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим 2, 5), когда червь их не умрет и огонь их не угаснет (Ис 66, 24). Против таких пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, а грешники, напротив,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Сияние – символ блаженства и близости св. угодников к Богу, обитающему во свете (Мф. 13:43; 1Тим. 6:16 ; Исх. 34:29 ; 2Кор. 3:7,8 ). Св. крест Учение православной Церкви о почитании св. креста «Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем чтобы святыя и честныя иконы предлагались так же, как и изображение честнаго и животворящаго креста... взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самых первообразах, прибретают более любви к ним и получают более побуждений чествовать их лобызанием, почитанием и поклонением, не тем истинным богопоклонением, которое по вере нашей приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому образу, как воздается честь изображению честнаго и животворящаго креста, св. Евангелию и прочим святыням – фимиамом и поставлением свечей, какой благочестивый обычай был и у древних» (Догмат 367 св. отец седьмого всел. собора) 42 . Из этого соборного определения видно, что св. крест со времен апостольских служил предметом самого глубокого уважения и религиозного почитания среди христиан, и на образ почитания его отцы собора указывают иконоборцам, отвергавшим чествование св. икон, но не св. креста. Крестная смерть Иисуса Христа не есть посрамление для Него Слово Божие учит, что крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа а) были предопределены: «искуплены вы... драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» ( 1Петр. 1:18–20 ; сн. Евр. 10:5–7 ), т. е. когда пришло время. Бог от вечности знал о грехопадении человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его, воплотившись, восстановил человека, искупив его Своею Кровию, пролитой на кресте. «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» ( Деян. 2:23 ). «Богъ же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (– 3:18). «Собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса... Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (– 4:28), «т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Тогда явится знамение Сына Человеческого, т.е. крест», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «который светлее солнца... Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. «Тогда восплачутся все племена». Не будет нужды в обличении после того, как они увидят крест, и они восплачут, так как не получили никакой пользы от смерти Его и распяли Того, Которому должны были поклоняться... Христос придет с силою и славою многою. Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень или окровавленные одежды». 365 Основания для почитания изображений Святого Креста Крест Христов, на котором Господь по любви к человечеству принес Себя в искупительную жертву, как равно и изображения его, мы должны почитать, в) как орудие нашего примирения с Богом «И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф.2:16 ). «Убил вражду на кресте», – говорит блаженный Феодорит , – «принесши нескверную жертву. Примирил же обоих, т.е. уверовавших из язычников и из иудеев, в едином теле принесенном за всех, чтобы составили они одно тело». 367 – «Умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное, и небесное» (разделенное падением человека – Кол.1:20 ). г) как орудие победы над диаволом «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:15 ). «Он (диавол) надеялся», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «овладеть Христом, а лишился и тех, кого имел; в то время, когда тело Христа пригвождалось, мертвые воскресали. Тогда диавол потерпел поражение, получив смертельный удар от мертвого тела». 368 «А как дети причастны плоти и крови, то и Он так же воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола» ( Евр.2:14 ). «Чем диавол побеждал раньше», – учит святой Иоанн Златоуст , – «тем и сам побежден, и каким орудием он был силен против вселенной, тем и его самого поразил Христос...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

363 ]. С этого момента смерть для человека — уже не тупик, а вход в Царство Божие. Врата рая, затворенные после изгнания прародителей, вновь отверзаются для человека. Подтверждением этого являются слова Спасителя, обращенные к благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). г) Добровольное принятие смерти Господом Иисусом Христом является также и необходимым условием победы над ней. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14). «Единственный способ победить смерть — это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места» [ 364 ]. Грех и зло могли убить Христа, разрушив Его человечество, но они не могли Его Самого сделать злым, подчинить греху. По смерти Спасителя силы зла не смогли удержать Его, ибо не имели в Нем ничего сродного себе, на что они по праву могли бы распространить свою власть. «…идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14, 30). Тем самым смерть Спасителя явилась победой над смертью, и эту победу Господь, «смертию смерть поправ» [ 365 ], явил в Своем Воскресении. 2. КАКИМ ОБРАЗОМ ПОСТРАДАЛ СЫН БОЖИЙ В Символе веры сказано, что Христос не только был распят, но и пострадал. По объяснению «Пространного Катехизиса», это сделано для того, «дабы показать, что распятие Его было не один вид страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но подлинное страдание и смерть» [ 366 ]. Еретики докеты учили, что Христос, будучи Богом, не мог пострадать. Страдания и смерть Христа, с их точки зрения, были мнимыми, кажущимися и имели только педагогическое значение [ 367 ]. Однако в таком случае они не могли бы иметь значения искупительного. По ап. Павлу, если смерть и Воскресение Христа не совершились реально, «то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 14, 17). Следует иметь в виду, что Христос «страдал и умер не Божеством, а человечеством [ 368 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Внутреннее, глубокое общение любви со Христом положительно невозможно без тожества нравственного настроения, без действительного единства существенного направление и основного содержания жизни. « Кто говорит, что пребывает в Нем (т. е. в Иисусе Христе), тот должен поступать так, как Он поступал» 367 . Здесь свобода христианина не нарушается и не подавляется, а, напротив, проявляется самым полным, совершенным образом, поскольку переработка наличного состояния жизни верующего по началам правды Христовой является удовлетворением самых насущных запросов и потребностей его собственной личности, проникнутой любовью ко Христу. По требованиям этой любви, христианин живет вместе со Христом ( ’μα σν ατ), имея Его пред своим духовным взором, сообразуя свою жизнедеятельность решительно во всех событиях и обстоятельствах своего личного бытия с отличительными особенностями жизни Христовой 368 . Побуждаемый «любовию ко Христу, он в своей жизни и деятельности воспроизводит все то, что созерцает в образе Его... Ум верующего преобразуется в ум Христа ( 1Кор.2:16 ), чувствования Христовы становятся чувствованиями верующего ( Флп.2:5 ). Предмет желаний христианина – то, что, во Христе ( Флп.2:21 ), цель всех поступков его – Христос ( Кол.3:17 ). Во Христе вся его жизнь ( Флп.1:21 ; Кол.3:4 ). Перенося в себя таким образом все содержание жизни Христа, верующий представляет в самом себе образ Спасителя ( Гал.4:19 ), становится Его отражением» 369 . Такое нравственное уподобление Христу представляет собою собственно отражение в сознательно свободной области личной жизни христианина того, что мистически совершается в его природе. Если природа человека воссозидается по образу Христа Спасителя 370 , то и его сознательно свободная нравственная жизнедеятельность отпечетлевает на себе тот же образ Христов. « Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» 371 , – носить и в своей природе, и в своей сознательной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010