Святитель Иоанн Златоуст пишет: «то есть: хотя вам стоит чрезвычайно великих трудов и усилий обратить кого-либо, но и после всего этого вы не умеете сберечь его. Мы всего более стараемся сберегать то, что приобретено с великим трудом; а вас и это не делает более заботливыми. Здесь Христос предъявляет к книжникам и фарисеям два обвинения: во-первых, в том, что они ничего не могут сделать для спасения многих, и что им великого стоит труда привлечь к себе хотя одного человека; во вторых, в том, что они совершенно нерадят о сохранении того, кого приобрели; и не только нерадят, но еще становятся его предателями, когда порочною своею жизнью развращают его и делают еще хуже » 367 . Рассмотрим эти два серьезных обвинения в адрес нерадивых миссионеров-фарисеев. Обходя моря и земли, они с трудом находят и обращают в свою веру хотя бы одного. Но обратив его, уже никаких усилий не прилагают в деле его воцерковления и нравственного воспитания, в результате чего делают « его сыном геенны, вдвое худшим » себя. Одна женщина рассказывала мне, что когда она познакомилась со священником, он проявил к ней неподдельный интерес, узнав, что у нее есть свой бизнес. Женщина была не крещена, и священник занялся подготовкой ее к Таинству Крещения. Ежемесячно она жертвовала на храм большую сумму денег. Была крещена, но вскоре разразился кризис, и ее бизнес пришел в упадок. Она не могла уже помогать храму, и священник тут же потерял к ней всякий интерес. Занялся обращением, какого-то не совсем разорившегося банкира. Когда женщина звонила священнику по телефону, он вешал трубку. А когда она встречала его в храме, он почему-то с обиженным видом быстро проходил мимо нее. Если бы женщина не перешла бы в другой приход, то, возможно, ее вера пережила бы то, что апостол Павел называл «кораблекрушение в вере», как он писал: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). Святитель Иоанн Златоуст учил: «Действительно, когда ученик видит порочных учителей, то делается хуже их, потому что он не останавливается на степени развращения своего учителя. Когда учитель добродушен, ученик подражает ему; а когда он худ, то еще и превосходит его в том, потому что нет ничего легче, как делаться худшим. Он называет его сыном геенны, то есть точно таким, какова сама геенна. А слова: “худшим вас” – сказал для того, чтобы и порочных учеников устрашить, и книжников поразить сильнее за то, что они были учителями беззакония » 368 . – Как такое может быть, что учители Закона Божия превращаются, становятся учителями беззакония?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но в этом винограднике была избранная особо лоза,-Иуда 364 , который назван в Пс. 113 „святынею Господнею“, посреди Израиля владения Его. Над Иудою должен был царствовать царь, величественный образ которого начертан в псалме 71, надписанном „о Соломоне“ 365 . Но мы знаем, что если первая часть царствования Соломона и прообразовала вечное царство добра и правды, то никак нельзя того сказать об конце его царствования, когда он пал,-а поэтому очевидно, что пророчественный псалом, начертанный Давидом 366 , глаголал о Некоем другом, имеющем исполнить в будущем предначертания Божии. Таким образом песнь о винограднике Возлюбленного соединяется и с пророчеством Иакова о Иуде, и с псалмом 71 и с виноградником Песня Песней ( Песн. 8:11 ) 367 и с тем виноградником, о котором в притче глаголал Господь наш Иисус Христос 368 , и который Он отдаст другим. Мы видим, что виноградником называется Церковь Божия, насажденная на земле. Много раз она была опустошаема врагами, но веления Божии непреложны, и чтобы окончательно утвердить и укрепить ее на земле и в вечности пришел Сам Бог в образе человека, и имя Его, говорит пророк, есть: Возлюбленный. 2 . и Он обнес его оградою и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. Мы выше говорили, как Господь наш Иисус Христос в притче о винограднике высказал в тех же образах и о том же народе Божие повеление о дальнейшей его будущности: „виноградник Божий будет отдан другим“. При рассмотрении притчи, произнесенной пророком Исаией надо принять во внимание состояние народа и его прошлое в его время. Виноградник, – народ Израильский,-не только пользовался в Палестине всеми благами, орошаемой многими источниками земли,– он еще пользовался благодатною помощью Откровения, которое даровало ему такое социальное устройство 369 и такие справедливые законы, которых не было ни у одного из тогдашних народов земли. ( Втор. 4:8, 5:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Миллионы и миллионы людей, особенно в странах «третьего мира», по-прежнему нуждаются в необходимой одежде. «Был… болен… и не посетили Меня» ( Мф. 25, 43 ). Но вернемся к следующим проблемам современного нам мира, в чем Христос может обвинить нас в день Страшного Суда. Рост хронических и эпидемиологических заболеваний – во всем мире и в нашей стране – увеличивается. Медики ожидают, что к 2013 году количество больных онкологическими заболеваниями вырастет по всему миру до 15 миллионов человек, как сообщил заместитель директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена Валерий Старинский. “Где-то порядка 15 миллионов в 2013 году ожидается, по данным Всемирной организации здравоохранения, больных злокачественными новообразованиями. У нас (в РФ) сейчас на учете 2,6 миллиона человек”, – сказал он. В 2007 году, по данным Минздравсоцразвития РФ, было выявлено 118 367 больных туберкулезом (83,2 на 100 тысяч населения). Огромное количество больных туберкулезом выходит на лиц, находящихся в местах лишения свободы. Христос с особой заботой всегда относился к больным. Сказано: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» ( Мф. 8, 16 ). Перед вознесением на Небеса он наставлял Своих учеников словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф. 10, 8 ). В Церкви существует и Таинство Соборования, о котором говорится в Послании Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5, 14–16 ). Но многие больные в мире по-прежнему остаются и без лечения, и без необходимого присмотра. «Был… в темнице, и не посетили Меня» ( Мф. 25, 43 ).

http://radonezh.ru/analytics/o-chem-nas-...

А когда говорит, что ни Он, ни Ангелы не знают, Он совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему. Блаженный Феофилакт ( 113, 367 ). Сын во Отце и Отец в Сыне; Отец знает день и час, значит, и сущий во Отце Сын, ведающий, что в Отце, тоже знает день и час ( 113, 366 ). Слово сказало: «Не знаю», указывая на человеческое неведение, поскольку облеклось в плоть, и, в ней пребывая, о плоти сказало: «Не знаю». Святитель Афанасий Александрийский ( 113, 366 ). Для всякого ясно, что Сын знает как Бог; приписывает же Себе незнание как человек. Святитель Григорий Богослов ( 113, 366 ). «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк. 13, 32 ). Словом «ни Ангелы» Иисус Христос предупреждает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и Ангелы. Словом «ни Сын» запрещает им не только знать, но и спрашивать об этом. Что слова эти сказаны Им с таким намерением, познай из того, что по Воскресении с большей силой запретил им любопытство, когда заметил, что они излишне предаются ему. Теперь упомянул о многих и бесчисленных признаках, а тогда сказал просто: «Не ваше дело знать времена или сроки» ( Деян. 1, 7 ). И чтобы ученики не сказали: вот нас презирают за наше недоумение, неужели мы этого достойны, Он и присоединяет: «...которые Отец положил в Своей власти». Если бы это было не так, если бы и самом деле Сын БОЖИЙ не знал времени конца, то когда же Он узнал бы о нем? Вместе с нами? Но кто станет утверждать это? Он знал Отца так, как и Отец Сына, и неужели не знал о последнем дне? Кроме того, «Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2, 10 ). А Сын будто бы не знал и времени Суда? Он знал, каким образом должно судить, знал тайны каждого, возможно ли, чтобы Он не знал того, что менее важно? Если «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» ( Ин. 1, 3 ), возможно ли, чтобы Он не знал этого дня? Ибо если Он сотворил веки, то сотворил и времена, если сотворил времена, то, без сомнения, сотворил и день.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

10 . О, блаженна та душа, которая слышит эти слова, написанные в Книге сей, и исполняет [их]. Свидетельствую всякому человеку, слушающему эти речения и исполняющему [их], что имя его будет записано в Книге жизни ( Откр. 3, 5; 13, 8; 21, 27 ) и обретется в третьем чине Ангелов 366 . Если молишься, или поешь псалмы, или читаешь, пребывай наедине с самой собой: пусть никто не слышит тебя. [Есть одно исключение из этого правила]: если имеешь одну или двух дев, единодушных с тобой. Ибо Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). Оставь женское мудрование, стяжав смелость и мужество. Ведь в Царстве Небесном «нет мужеского пола, ни женского» ( Гал. 3:28 ), но все благоугодившие [Богу] женщины получат [там] мужской чин 367 . Забудь модные наряды, чтобы получить честь доброй вдовы 368 . Ибо Апостол Павел говорит: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц… Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла… Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай; ибо они, впадая в роскошь в противоположность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру» ( 1Тим. 5, 3–12 ). 11 . Ты же, если не шьешь [себе] модных нарядов, не считаешься молодой [вдовицей], но называешься старицей и имеешь честь, как старшая. Материя одежд твоих не должна быть драгоценной. Верхняя одежда твоя пусть будет черная (но не окрашенная краской, а естественного собственного цвета) или желто-серая; покрывало 369 без бахромы, одинакового с верхней одеждой цвета; а шерстяные рукава должны покрывать руки до пальцев. Волосы твои на голове должны быть острижены в кружок; [тебе следует также иметь] на голове шерстяную повязку, кукуль и накидку с капюшоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Некоторые названные Спасителем признаки следует по преимуществу отнести к концу мира; эти признаки позволят верующим узнать приближение кончины этого мира. Так, о близком конце будут возвещать знамения на небе и земле; видя их, люди будут умирать от страха и ожидания новых бедствий. Перед Вторым Пришествием весь мир охватят войны: «Восстанет народ на народ, и царство на царство» ( Мф. 24: 7 ). Умножатся беззакония, вера и нравственность придут в упадок: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» ( Мф. 24: 12 ). Брат будет предавать брата, отец – детей, дети – родителей. Верующих будут ненавидеть и гнать, требуя отречения от Христа; люди не будут выдерживать гонений и проповеди лжеучителей, и апостасия, то есть отступление от веры, примет массовый характер. Тот, кто будет терпеливо переносить страдания, спасется. «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф. 24: 21–25 ; см. описание конца мира и прихода антихриста в 2Фес. 2: 3–12 ). Апостол Павел во Втором послании к солунянам скажет, что антихрист будет творить много ложных знамений и чудес. Что делает чудеса ложными? Блж. Феофилакт предполагает, что они будут призрачными, то есть кажущимися, рассчитанными на обман чувств. Но главный признак ложности чудес другой: они будут отвлекать, отлучать людей от Бога и исполнения Его воли. Чудеса Самого Христа были подтверждением Его проповеди о явлении Царства и свидетельствовали о Нем как о Сыне Божием, а чудеса антихриста и прочих лжеучителей будут свидетельствовать о них как о богопротивниках, совершающих чудеса «силой веельзевула, князя бесовского» ( Мф. 12: 24 ). «Научимся через это не обращать внимания на знамения, когда совершающий их учит тому, что противно благочестию» 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Итак, братия, велико нечестие их и велико исповедание наше, нисколько не ниже исповедания древних мучеников. Стойте же, [Col. 1489] сильные 365 , мужественно, отнюдь не колеблясь относительно того, истинность чего достоверно известна, но принимая на себя подвиги за эту веру до крови, если обстоятельства потребуют [этого]. (178) Отсюда происходит и светлая жизнь, как солнце от солнца, ибо одно свидетельствует о другом, как объяснил брат Господень ( Иак.2:18 ). Любите Бога всеми тремя способностями, как заповедь повелевает ( Мф.22:37 ). Любите и самих себя, как членов Христовых ( 1Кор.6:15 ), ибо по тому, говорит Господь, узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ). Имейте доверие к игумену вашему: никто пусть не будет скрытен пред ним, ибо такой питает в себе змия. Никто пусть не будет тепло[хладным] по вере, ибо такой не причастен горению 366 Святаго Духа. Никто пусть не приобретает имущества тайно, ибо такой подобен вору Иуде (см. Ин.12:6 ). Никто пусть не будет упорен в своих мнениях, ибо такой не монах. Никто пусть не будет дерзок на словах, ибо такой бывает виновником погибели. Никто пусть не вкушает пищи тайно, ибо такой подобен рабу. Каждый пусть будет ни в чем не полагающим претыкания, чтобы не было порицаемо служение, как взывает апостол, но во всем являющим себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в тесных обстоятельствах и в прочем, что исчислил он, совершая [описание] истинного христианина ( 2Кор.6:3–4 ). Если же таков должен быть подчиненный, то что и сколько требуется от игумена, который должен быть добрым примером для тех, кого он учит? Наставления монахам Велик подвиг, но беспредельна и награда, Царство Небесное, которого да сподобимся мы, и начальствующие, и подчиненные, живя свято во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 65. К девственницам принцевым (II, 125) 367 Вчера, увидев вас, сестер в Господе, я не мог побеседовать с вами, сколько следовало, так как нужно было спешить по причине болезни боголюбезнейшего архиепископа 368 , (179) а теперь я признал за благо письмом восполнить недостающее. Я видел ваше сестричество, каково оно и сколь велико, как оно умножилось числом и отличается благоразумием, и прославил Благого Бога нашего, Который собрал вас воедино в таком множестве, чтобы при крестоносной жизни служить Ему в святости и правде. Кого же мне хвалить больше игумению или вас, следующих и подчиняющихся ей? Та и другие полны одобрений, похвал и почестей не только за единение в духовной жизни, но и за то, что при строгой жизни и воздержании, как узнал я, вы сохраняете и взаимную услужливость, и всякое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

(Этот факт, кстати, вполне подтверждает древнецерковная археология: в катакомбах, где собирались первые христиане, и во всех самых древних христианских храмах есть жертвенники.) Но протестанты как бы не замечают слов ап. Павла, и не признают никаких христианских жертвенников! И заметим: под жертвенником нельзя здесь понимать крест Христа, ибо Апостол пишет, что от него не имеют права питаться служащие скинии, то есть священники иудейские, а питаются, естественно, христиане. Чем же и от какого жертвенника питаются верные? Для Церкви во все времена ответ на этот вопрос был предельно ясен: верующие питаются Телом и Кровью Христа от жертвенника храма! Ведь параллельное место Евр.13:10 находится в 1Кор.10:21 : «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». То есть в Церкви есть трапеза Господня, Его святые Тело и Кровь, которые и вкушают верные (и не имеют права вкушать служащие скинии), и приготовляется эта трапеза на особом столе, который является жертвенником 367 . У протестантов тоже есть стол для хлебопреломления, но так как их учение о Причастии сильно искажено, то им совершенно не понятно, как этот стол можно назвать жертвенником, и почему ап. Павел так его называет. Факт существования жертвенников у древних христиан многократно подтверждают, кроме археологии, и документы древней Церкви. В " Апостольских Постановлениях « говорится: «Когда настанет молчание, один из первых епископов, вместе с другими двумя, став подле жертвенника ...» (кн. 8/4). И далее: «По совершении сего, диаконы пусть приносят дары епископу к жертвеннику ... два же диакона с той и другой стороны жертвенника ... Итак, молящийся про себя первосвященник вместе со священниками и одевшийся в светлое одеяние и стоящий пред жертвенником , сделав рукою знамение креста на челе, пусть скажет: благодать Вседержителя Бога и любовь Господа нашего Иисуса Христа и причастие Святого Духа да будет со всеми вами...» (кн. 8/12). «Итак, бегайте приношений к жертвеннику Божию от людей с дурною совестию» (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

233 «Сердце – центральный орган системы кровообращения, обеспечивающий движение крови по сосудам. Сердце человека представляет четырехкамерный мышечный мешок. Оно расположении в переднем средостении, преимущественно в левой половине грудной клетки» (204: 47); «Сердце телесное есть мускулистый серчак – мясо, ...но чувствует не мясо, а душа, для чувства, которой мясное (физиологический орган) сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума (цит. по 205: 91 со ссылкой на: Феофан Затворник , еп. Творения. Собрание писем. М.: 1994. Вып. 1. С. 112). 234 «Сторона чувства – сердце… Дело сердца – чувствовать все касающееся нашего лица. И оно чувствует постоянно и неотступно состояние души и тела…, понуждая и нудя человека доставлять ему во всем этом приятное и отвращать неприятное… Всякое воздействие на сердце производит в нем особое чувство… (2: 23–35). 236 «…сердце – душа, средоточие нашей жизни» (128: 26); «…сердце – душа наша» (128: 337); «Сердце важнее ума – душа человека» (128: 729); «Сердце иногда значит: душа человеческая…» (74: 592. См. «Сердце»). 242 «Воля к святости, воля к спасению – главный религиозный нерв исторического бытия людей и народов» (130: 367). 243 «Вектор (от латинского vector, буквально – несущий) – направленный отрезок прямой… Понятие “вектор” возникло как математическая абстракция объектов, характеризующихся величиной и направлением, например: перемещение, скорость, напряженность электрического или магнитного полей» (207: 107). 244 «Сокровище – а). Драгоценность, дорогая вещь, деньги… б). О ком-то или о чем-то очень ценном, дорогом для кого-нибудь» (57: 366). 246 «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего , как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22: 35–40 . См. также Мк. 28–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Жители Лаодикии были очень богаты. Тацит говорит, что, когда Лаодикия в 62 году по Р. X. была разрушена землетрясением, жители ее отказались от помощи римского правительства и сами восстановили свой город с прежним великолепием. Но наконец все сокровища лаодикийцев не могли уже восстановить их пышный город от повторенных ударов гнева небесного. Земля поглотила в последний раз в конце IV века почти весь город, и он уже не восстал более. Источником благосостояния и богатства жителей были: а) замечательное плодородие почвы, б) производство шерстяных изделий, которые славились даже более, чем шерстяные ткани Милета; – затем: ремесла, банкирские операции и торговля. Неудивительно при этих условиях, что господствующим культом в городе был культ золотого тельца, и что в нем было много еврейских колонистов. – Церковь была основана в Лаодикии в век апостольский. Основателем церкви в Лаодикии почитают Епафраса ( Кол.1:7, 4, 12 ). По постановлениям апостольским первым епископом Лаодикии был Архипп (7, 46). Ап. Павел писал сюда особое послание ( Кол.4:13, 15, 16 ), которое до нас не сохранилось. Но в западных церквах сохранился апокриф с именем послания к Лаодикийцам, состоящий из выдержек подлинных посланий ап. Павла к Колосаям и Филиппийцам. В 13 ст. этого послания есть, впрочем, намек и на особенные качества лаодикийцев: автор предостерегает христиан Лаодикии от корыстолюбия и постыдного прибытка. На те же недостатки лаодикийцев указывается в обращении к Лаодикийской церкви в апокалипсисе: «Ты говоришь: я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду. чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» ( Апок.3:17, 18 ). В III-м веке в Лаодикии господствовала ересь монтанистов и по поводу их был собор, не позже 325 года. А немного позднее (между 367 и З74 годами) был в Лаодикии знаменитый поместный собор, издавший 60 правил, касающихся преимущественно обрядов церковных и жизни клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010