Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1983, С.346. Архим. Феодор (Бухарев). Исследования Апокалипсиса святого Иоанна Богослова//Богословский вестник.1915, Приложение. С.543. Свящ. А. Белоруков. Внутренний перелом в жизни А. М. Бухарева//Богословский вестник.1915, октябрь-ноябрь-декабрь, с.867. «Хилиазм» – течение в христианской мысли (в древности представленное св. Иринеем Лионским, ныне – «адвентистами седьмого дня» и «Свидетелями Иеговы»), полагающее, что возвещаемое в Апокалипсисе " «тысячелетнее Царство Христово» наступит после Второго Пришествия Христа и будет длиться ровно 1000 лет – до прихода антихриста («Гога и Магога»). Церковная позиция, наиболее ярко аргументированная блаженным Августином, говорит, что Царство Христово уже достигло нас; это время между двумя Пришествиями Спасителя, и тот, кто примет Его как Господа в свое сердце, уже является подданным этого Царства. Журналы Совета за 1896-98 год.//Христианское чтение Спб., 1898, авг. С.390. К этому перечню стоит добавить мнение св. Амфилохия Иконийского, который в творении «Ямбы для Селевка» высказывает весьма сильное сомнение в подлинности Апокалипсиса, и отметить, что в те же годы св. Афанасий Великий в 39-м Послании ( 367 г. ) выражает свою веру в каноничность этой новозаветной книги. Слова огласительные 15, 13//св. Кирилл Иерусалимский. Творения М., 1855, с.257. См. св. Григорий Богослов. О подлинных книгах Богодухновенного Писания//Творения. Т.2. Троице-Сергиева лавра, 1994, сс.132-133. Блаж. Иероним Стридонский. Письмо 106. К Дардану о земле обетованной//Творения. Ч.3. Киев, 1903, С.315. Мецгер Б. Канон Нового завета. Возникновение, развитие, значение. М., 1998, С.214. Там же, с.221. Кормчая (Номоканон). Спб., 1997, с.182. Например, в службе Иоанну Богослову от 8 мая нет ни слова об Апокалипсисе. В Акафисте св. Иоанну Богослову единственное упоминание об Откровении, данном ему, носит очень светлый характер: «Стены Горняго Иерусалима узрев во откровении, возвестил еси нам, яже тамо видел еси и яже имут быти до скончания мира, сказуя нам сие иносказательными словесы, яже может разумети токмо ум, имеяй мудрость». Поразительно: «ум, имеяй мудрость» в Акафисте упоминается не в связи с исчислением антихристова числа, а в связи с истолкованием аллегорий самого текста Апокалипсиса. А вот если бы эта служба составлялась сейчас, в ней уж наверное постоянно повторялось бы: «Радуйся, козни жидомасонов разоблачивый! Радуйся, о штрих-кодах далече предуведевый…».

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

А в-третьих, можно возразить, что несомненно существовало в эпоху преподобного Максима латинское богословие об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Оно было уже в Испании в богословской антиприсциллианской полемике конца IV-V века, и впервые, еще при жизни преподобного Максима, на IV Толедском Соборе в 633 году Константинопольский Символ веры в манере, не допускавшей сомнений, был прочитан с добавлением выражения «et Filio» 37 . A VI Толедский Собор, проходивщий в 638 году, вынес соответствующее этому выражение «Filioque» 38 , так же как и VIII Толедский Собор в 653 году. Можно еще и до этого отыскать след Filioque в исповедании веры, таком как Вселенский Символ, неточно названный «Афанасиевым» 39 . Можно найти выражения у большинства из двенадцати «великих» латинских отцов 40 , таких как святой Иларий Пиктавийский (около 315–367), святитель Амвросий Медиоланский (340–397), блаженный Августин (354–430), святитель Лев Великий (папа с 440 по 461 годы), святитель Григорий Великий (540–601), а также у «меньших» тринадцати латинских отцов 41 . Если некоторые из этих текстов могли сделаться объектом интерполяции для придания большей уверенности в споре о Filioque 42 , это сомнение по разумным причинам не может быть перенесено на всю картину в целом. Нет ничего более ложного, чем считать это богословие второстепенным 43 , плохо разработанным, облеченным в различные формы и, надо это подчеркнуть, не имеющим ничего общего с тем, во что оно вылилось в дальнейшем (и это суждение утвердилось, начиная с правления Карла Великого, но еще в большей мере в систематизациях схоластики). Латиняне отстаивали на Лионском Соборе, а потом и на Флорентийском, те свои позиции, которые они тогда не распознали в построениях, сделанных преподобным Максимом (утверждая, что их Filioque было единственным, которое когда-либо существовало на Западе), и по этой причине отказали, в первую очередь, тексту преподобного Максима, вместо того чтобы сделать его основой объединения 44 . Можно обратиться к этому богословию, которое формализовалось и стало официальной доктриной Латинской Церкви, называемой богословием или латинским учением о Filioque (то, что мы сделаем в ходе нашего исследования). Нельзя исключить, тем не менее, итого, что выражение «Filioque» или аналогичные выражения вроде «et Filio» могли быть использованы раньше и вне этого контекста. Вся проблема сводится к смыслу, который в них вкладывают, и текст «Богословско-полемического сочинения X» указывает, что разные понимания этих выражений не просто сосуществовали, но находились в конфликте в эпоху преподобного Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Скачать epub pdf Содержание Предвестники раскола Кризис в Позднем Средневековье Разрыв в XI веке После раскола     В этом году весь христианский мир одновременно отмечает главный праздник Церкви – Воскресение Христово. Это вновь напоминает об общем корне, от которого ведут происхождение основные христианские конфессии, о существовавшем некогда единстве всех христиан. Однако уже почти тысячу лет между восточным и западным христианством это единство нарушено. Если многим знакома дата 1054 года как официально признанный историками год разделения Православной и Католической Церквей, то, возможно, не всем известно, что ей предшествовал длительный процесс постепенного расхождения. В данной публикации читателю предлагается сокращенный вариант статьи архимандрита Плакиды (Дезея) 1 «История одного раскола». Это краткое исследование причин и истории разрыва между западным и восточным христианством. Не рассматривая детально догматических тонкостей, останавливаясь только на истоках богословских разногласий в учении блаженного Августина Иппонийского, отец Плакида приводит историко-культурный обзор событий, предшествовавших упомянутой дате 1054 года и последовавших после нее. Он показывает, что разделение произошло не в единочасье и не внезапно, а явилось следствием «длительного исторического процесса, на который повлияли как вероучительные разногласия, так и политические и культурные факторы». Основная работа по переводу с французского оригинала была выполнена студентами Сретенской Духовной семинарии под руководством Т.А. Шутовой. Редакторская правка и подготовка текста осуществлена В.Г. Массалитиной. Полный текст статьи опубликован на сайте «Православная Франция. Взгляд из России».     Предвестники раскола Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, – святителей Илария Пиктавийского (315–367), Амвросия Медиоланского (340–397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435) и многих других – было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329–379), Григория Богослова (330–390), Иоанна Златоуста (344–407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Иларий Пиктавийский, святитель Иларий Пиктавийский (Гиларий; Иларий из Пуатье; ок. 315—367) — «Афанасий Запада», один из величайших богословов Церкви, к стыду всех очень мало известный в России (переведено лишь  несколько фрагментов). Родился в семье влиятельных язычников, в Галлии. Ввел активные духовные поиски: шатался от стоицизма до гедонизма, перепробовал много религиозных сект и учений, пока наконец не натыкается на иудаизм. Чтение Евангелия от Иоанна решает дело: будущий святитель принимает крещение. Почти сразу после этого его выбирают епископом родного города. В это время император Констанций решает насадить арианство на Западе. Церковь Галлии поддается на политическое давление. В этой ситуации Иларий возглавляет антиарианскую оппозицию. За это его ссылают на Восток, в М. Азию, что оказалось огромной ошибкой власти: там святитель знакомиться с восточным богословием и становиться одним из самых ярких участников антиарианской полемики. При Юлиане Отступнике возвращается на родину, где побеждает арианство. В Милане ему это не удается, в следствие чего он удаляется от полемики и полностью посвящает себя богословию. Илария можно считать образцом в борьбе с ересями. Он никогда не занимал чрезмерно жесткой позиции, всегда шел на диалог. Ему хватало мудрости на то, чтобы признать, что причина споров не всегда в вере, а часто в терминах, в подробностях их понимания. Так он убеждал приверженцев подобосущия, что они на самом деле верят в единосущие. Как уже говорилось, Иларий — выдающийся богослов, но надо еще добавить, что не менее талантлив он был и как писатель. Его знакомство с восточным богословием сыграло очень важную роль: так Запад познакомился с тонкостями восточных споров, тринитарного богословия, «духовной» экзегезы. О. Клеман писал о богословии Илария: «Своим насыщенным, усложненным языком Иларий первый на Западе ясно выразил утверждение об извечном рождении Слова. Отец есть Бесконечность в ее источнике; Сын — образ Бесконечности, то есть Красота, Дух — ее благодать, то есть Радость. Неохватная Бесконечность вписывается нашей радостью в образ Красоты. В глубине мышления Иларий открывает таинство воплощенного Слова, из образа раба ставшего образом Красоты. Иларий настаивает на славе преображенного Христа, но в то же время — в противовес Оригену — и на плотности, свойственной твари. Эсхатологическая полнота, которой мы достигаем во Христе, преображает саму материю, и таким образом «вечный свет» проникает через «око сердца» в тело.»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ila...

Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь О жизни св. Кирилла известно немногое, и дошедшие до нас сведения о нем древних историков противоречивы. Предположительно, он родился около 315 г. в Иерусалиме. В сан епископа Иерусалимского был рукоположен в 348 г. арианским митрополитом Акакием Кесарийским, предварительно изгнавшим законного епископа Максима, что впоследствии явилось поводом для сомнений со стороны некоторых историков в православии Кирилла и каноничности его поставления (Руфин, бл. Иероним, Сократ, Созомен ). Впрочем, бл. Феодорит считает, что Кирилл был рукоположен после смерти Максима (Церк. ист., 2:26). Вскоре между Кириллом и Акакием возникли разногласия по вопросу о правах Иерусалимской кафедры, подчинявшейся в то время Кесарийскому митрополиту. Св. Кирилл был низложен Акакием, после чего удалился в Тарс, где сблизился с партией «подобосущников». Восстановленный на кафедре Селевкийским Собором 358 г., Кирилл был вторично низложен Акакием и его сторонниками в 360г. Враждующие партии, по замечанию Сократа, «совершали низложения не ради веры, a по иным побуждениям; рассуждая о вере, они вовсе не обращали внимания на веру лиц, когда низлагали друг друга» (Церк. ист. 2:42). В 362 г. Кирилл получил разрешение императора Юлиана Отступника вернуться на свою кафедру. Юлиан, стремившийся возродить язычество и покровительствовавший иудеям, приказал восстановить храм Соломона и принял личное участие в финансировании проекта. Св. Кирилл, ссылаясь на пророчества Даниила и слова Спасителя, предсказал, что от восстанавливаемого храма вскоре не останется «камня на камне». В самом деле, сильное землетрясение разбросало камни древних оснований храма и повредило все заготовленные материалы и орудия, так что проект остался неосуществленным. Вскоре после смерти Акакия († 366) св. Кирилл в третий раз был изгнан со своей кафедры императором Валентом. Эта ссылка была самой продолжительной (367–378). О жизни св. Кирилла во время третьей ссылки ничего неизвестно. В 378 г. правитель умер, и св. Кирилл получил возможность вернуться в Иерусалим. В 381 г. он принимал участие во II Вселенском (Константинопольском Соборе), рассеявшем сомнения относительно его православия: в письме Отцов Собора о св. Кирилле сказано, что он «многократно и в разных местах подвизался против ариан» (цит. по: Феодорит. Церк. ист. 5:9). Впоследствии бл. Феодорит, вопреки мнениям историков Сократа и Созомена , назовет св. Кирилла «поборником апостольского учения» (Там же, 2:26). Св. Кирилл скончался 18 марта 386 г. Творения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Томас Стернз Элиот (1888-1965) — без сомнения великий поэт (англо-американский, точнее — просто англоязычный), драматург, литературный критик, мыслитель. Одна из крупнейших фигур культуры XX века, выдающийся… далее» (1926 — 1992 гг.) — учёный с мировым именем, патролог, историк Церкви. Вошёл в золотой фонд патрологии своими исследованиями паламизма. Выпускник Св.-Сергиевского Института, один из активных… далее» Николай Дмитриевич Успенский (1900-1987) — выдающийся литургист, богослов, историк, музыковед, археолог. Ученик великого дореволюционного литургиста Дмитриевского. Преподавал как в духовных, так и в светских учебных заведения,… далее» Аяко Соно (род. 1931; настоящее имя — Тидзуко Миура, в девичестве — Тидзуко Матида) — японская писательница, вместе со своим мужем Сюмоном Миурой и классиком Сюсаку… далее» (1897—1975 гг. ) — классик американской литературы 20 века, автор религиозно-философских романов, драматург и эссеист. Современники упрекали его в невнимании к современным проблемам. В каком-то смысле… далее» Иларий Пиктавийский (Гиларий; Иларий из Пуатье; ок. 315—367) — «Афанасий Запада», один из величайших богословов Церкви, к стыду всех очень мало известный в России (переведено лишь  несколько… далее» Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900-1944 гг.) –французский писатель, лётчик, погибший на Второй Мировой. В центре его творчества стоит экзистенциональный выбор, определяющий судьбу человека, критика… далее» Серафим (Роуз) (в миру — Юджин Дэннис Роуз; 1934-1982) — известный православный богослов. Родился в обычной американской семье в Калифорнии. Воспитанный в протестантизме, Роуз разуверился в… далее» (1881-1972) — писатель русского зарубежья. Сам определял своё творчество как как «импрессионизм в литературе». Его книги проникнуты религиозным восприятием мира, симпатией к непоседам и изгнанникам, неприятием… далее» Семен Самуилович Виленский (род. 1928) — основатель и глава историко-литературного общества «Возвращение», узник сталинский лагерей, поэт, мемуарист, издатель. В 1948 г., будучи студентом филологического факультета МГУ,… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

4 . Ut propheticae et apostolicae interpretationis linea secundum ecclesiastici et catholici sensus normam dirigatur (лат.) – «Направлять нить толкования пророческих и апостольских Писаний по норме церковного и вселенского их понимания». 5 . Иларий Пиктавийский (Иларий из Пуатье; лат. Hilarius Pictaviensis, ок. 315–367) – святой, богослов, представитель латинской патристики, епископ Пиктавы (ныне Пуатье; 353), отец и учитель Церкви. Известен как поэт-гимнограф. Защитник православного учения в борьбе с арианством. Инициатор созыва нескольких соборов в защиту православия. Разработчик латинской богословской терминологии. Заслуга Илария как богослова состоит в том, что в полемике с арианством он сформулировал основные принципы православной триадологии. Основные труды: «De Trinitate» (О Троице), «Liber contra Constantium imperatorum» (Книга против императора Константина), «De Synodis» (О Соборах), «Tractatus mysteriorum» (Трактате тайнах), «Commentarius in Matthaeum» (Толкование на Евангелие от Матфея), «Tractatus super psalmos» (Трактат на псалмы). 6 . Маркион (греч. Μαρκων; ок. 85 – ок. 160) – христианский богослов, гностик. Источниками сведений о Маркионе являются полемические богословские сочинения Иустина Философа , Тертуллиана , Иринея Лионского , Оригена и др. Свои взгляды он изложил в сочинении «Антитезы» (не сохранился), которое представляло собой противопоставление различных положений о Боге в Ветхом о Новом Заветах с опорой на учение св. апостола Павла. Понимая Ветхий Завет как творение злого бога, упраздненное Новым Заветом, Маркион отвергал ветхозаветный закон, оспаривал иудейское учение о Мессии, в целом занимал резко антииудейскую позицию. 7 . Тетраморфное Евангелие («четверообразное Евангелие» от греч. τετρμορφον τ εαγγλιον) – наименование четырех евангельских книг у св. Иринея Лионского . См. Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses, 3. Ириней Лионский отстаивал идею равенства всех четырех Евангелий как основы истинного вероучения. 8 . Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Но для вечного спасения необходимо твердо верить также в Воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Такова правая вера: мы верим и исповедуем, что Господь наш Иисус Христос , Сын Божий, есть Бог и Человек: Он есть Бог, от сущности Отца, рожденный прежде веков; и Он есть Человек, от сущности Матери, рожденный во времени; Совершенный Бог, Совершенный Человек, состоящий из разумной души и человеческого тела, равный Отцу по Божеству, низший Ему по Человечеству. Хотя Он есть и Бог, и человек, но не двое, а один является Христом, один не потому, что Божество вошло в плоть, а потому, что Человечество было принято в Бога; совершенно один не из-за смешения Сущностей, а благодаря Единству Лица. Ибо, так же, как разумная душа и тело составляют одного человека, так и Бог и человек составляют одного Христа. Он пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, на третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и сидит одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых. С Его Пришествием все люди воскреснут в своих телах и каждый отдаст отчет в своих делах; те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную, а те, кто творил зло, – в вечный огонь. Такова кафолическая вера, которой если кто не придерживается твердо и верно, не сможет быть спасен. XI Толедский собор (7 ноября 675 г.) Толедский символ Этот поместный собор собрал лишь 17 епископов. Во время его открытия митрополит Куирикий предлагал Символ веры , который был вскоре принят и который остается важным для нас. В нем мы находим самые глубокие мысли и самые ясные формулы о двух основных тайнах христианства: Троице и Воплощении. На самом деле речь идет о заимствовании догматического решения, особенно решения VI Толедского Собора (638) 7 ; Символа веры , особенно так называемого Символа Афанасия и трудов великих Учителей Церкви: Амвросия Медиоланского (ок. 340–397), Гилария (Илария) Питавийского (ок. 315–367), Фульгенция Руспийского (467–532) и особенно св. Августина (354–430). Почтение к этому Символу впоследствии придало ему догматическое значение. Он намеренно не был подтвержден ни Вселенским Собором, ни папой, но большинство его утверждений принадлежат вероучению.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

El único teólogo importante originario de la isla de Chipre. Vida: Nació en Eleuterópolis, en Palestina, hacia el 315. Tras conocer el monacato egipcio, fundó hacia el 335 un monasterio cerca de su ciudad, gobernándolos durante unos treinta años. En el 367 fue elegido metropolitano de Constancia, la antigua Salamis, por los obispos de Chipre. Defensor del método que se ha denominado realista-tradicionalista, se oponía a cualquier tipo de especulación metafísica. Esto explica que aborreciera la interpretación alegórica de Orígenes a la que consideraba, no sin razón, un semillero de conflictos y un arma ideal para los herejes. El ataque de Epifanio resultó tan convincente que Jerónimo dejaría de ser origenista para solicitar de Juan de Jerusalén la condena de Orígenes. Epifanio mantuvo una política represiva contra los origenistas, y aliado con Teófilo de Alejandría colaboró en la expulsión de los adeptos egipcios de Orígenes. Al ser éstos acogidos en el 400 por Juan Crisóstomo, Epifanio, a instancias de Teófilo, viajó a Constantinopla con la intención de enfrentarse con los origenistas de la ciudad. Es posible que se percatara entonces de que estaba siendo manipulado por Teófilo de Alejandría ya que no esperó a la destitución de Crisóstomo en el «sínodo de la Encina,» sino que regresó a Chipre, muriendo en alta mar en el 403. Obras: Enemigo del helenismo, quizá porque era consciente del daño que su infiltración estaba causando a la teología cristiana, fue muy leído en su época ya que el lenguaje utilizado por él era fundamentalmente el del pueblo (K. Holl). Entre sus obras destacan el Anclado (una exposición de la fe de la Iglesia), El Panárion o Botiquín (una enciclopedia de herejías y sus refutaciones), un obra Acerca de los pesos y las medidas (en realidad, un diccionario aclarativo de términos bíblicos), un opúsculo Acerca de las doce gemas (relativo al pectoral del Sumo sacerdote judío), algunas cartas y tres tratados Contra las imágenes (donde se manifiesta totalmente opuesto a la fabricación y el culto a las imágenes de Cristo, María, los mártires, los ángeles y los profetas, puesto que, en su opinión, es una manifestación idolátrica). Se le han atribuido asimismo algunas obras espurias.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/diccio...

Gaudentius of Brescia (fl. 395). Successor of Filastrius as bishop of Brescia and author of numerous tracts. Gennadius of Constantinople (d. 471). Patriarch of Constantinople, author of numerous commentaries and an opponent of the Christology of Cyril of Alexandria. Gnostics. Name now given generally to followers of Basitides. Marcion, Valentinus, Mani and others. The characteristic belief is that matter is a prison made for the spirit by an evil or ignorant creator, and that redemption depends on fate, not on free will. Gregory of Elvira (fl. 359–385). Bishop of Elvira who wrote allegorical treatises in the style of Origen and defended the Nicene faith against the Arians. Gregory of Nazianzus (b. 329/330; fl. 372–389). Bishop of Nazianzus and friend of Basil and Gregory of Nyssa. He is famous for maintaining the humanity of Christ as well as the orthodox doctrine of the Trinity. Gregory of Nyssa (c. 335–394). Bishop of Nyssa and brother of Basil. He is famous for maintaining the equality in unity of the Father, Son and Holy Spirit. Gregory the Great (c. 540–604). Pope from 590, the fourth and last of the Latin “Doctors of the Church.” He was a prolific author and a powerful unifying force within the Latin Church, initiating the liturgical reform that brought about the Gregorian Sacramentary and Gregorian chant. Hesychius of Jerusalem (fl. 412–450). Presbyter and exegete, thought to have commented on the whole of Scripture. Hilary of Arles (c. 401–449). Archbishop of Arles and leader of the Semi-Pelagian party. Hilary incurred the wrath of Pope Leo I when he removed a bishop from his see and appointed a new bishop. Leo demoted Arles from a metropolitan see to a bishopric to assert papal power over the church in Gaul. 1 5 3 Hilary of Poitiers (c. 315–367). Bishop of Poitiers and called the “Athanasius of the West” because of his defense (against the Arians) of the common nature of Father and Son. Hippolytus (fl. 222–245). Recent scholarship places Hippolytus in a Palestinian context, personally familiar with Origen. Though he is known mostly for The Refutation of All Heresies, he was primarily a commentator on Scripture (especially the Old Testament) and other sacred texts.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010