говорит, на жителей стран к востоку и северу и вместе с другими погублю и Ассириян и к опустошенным городам присоединю и самую знаменитую Ниневию – главный город халдеев. Она будет безводною, подобною непроходимым и ненаселенным землям... К этому присовокупляет немалое количество и других признаков...» (Св. Кирилл Ал., с. 367). Соф.2:14 .  и по­ко­иться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ноче­вать в резных украше­ниях ее; голос их будет раз­да­ваться в окнах, раз­руше­ние обнаружит­ся на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. Сильная и живая художественная картина ужасного запустения, ожидающего Ниневию и всю Ассирию, напоминающая столь же величественное изображение пророком Исаиею совершенного запустения Вавилона ( Ис 13.1 , особ. Ис 13.20–22 ) и Идумеи ( Ис 34.11–15 ). Дикие звери, вроде пеликана и ворона, животные вроде ежа будут единственными обитателями развалин некогда цветущей страны. «Для всякого здравомыслящего человека не подлежит сомнению, что ни ежи не живут в домах, ни звери не избирают ночлега для себя среди города, и ночные вороны неохотно живут в воротах его, если в этих местах нет полного и весьма приятного спокойствия для существа с такою природою; потому что звери и другие животные, о которых идет речь, не любят жить вместе с людьми, но ищут таких мест, где была бы возможность большего уединения и совершенно спокойная для них жизнь, и где обширная пустыня как бы доставляет им безопасность и избавляет их от всякого страха» (св. Кирилл Ал. , с. 367–363). «Но все это, говорит пророк, потерпит Ниневия за высокомерие души; потому что высокомерие ее уподоблялось кедру» (блаж. Феодорит, с. 51). Соф.2:15 .  Вот чем будет город торже­с­т­ву­ющий, живущий бес­печно, говорящий в сердце своем: «я, и нет иного кроме меня». Как он стал раз­валиною, логовищем для зверей! Всякий, про­ходя мимо него, по­свищет и махнет рукою. Заключительный стих дает характеристику гордости Ниневии, а вместе изображает тот разительный контраст, какой существует между некогда цветущим состоянием этого города и окончательным запустением и превращением его в логовище зверей – в ближайшем будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Реймонд Виктор Френц Скачать epub pdf 10. Пастыри стада Если у какого–нибудь человека будет сто овец и одна из них заблудится, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не отправится ли на поиски заблудившейся? И если случится найти её, верно говорю вам, он будет радоваться ей больше, чем девяноста девяти незаблудившимся ( Матфея 18:12, 13 ). Иисус был убежден, что его овцы «знают его голос». Он был уверен: «За чужим они никогда не последуют, но убегут от него, потому что не знают голоса чужих» 364 . Писание знакомит нас с «голосом» истинного Пастыря, помогает нам распознавать его среди всех остальных голосов. Приглашение Христа полностью соответствует словам заботливого пастуха, обращающегося к своему стаду: Придите ко мне, все трудящиеся и обременённые, и я освежу вас. Возьмите на себя моё ярмо и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдёте освежение душам вашим. Ибо ярмо моё удобное и ноша моя лёгкая 365 . Как вчера, так и сегодня во многих странах мира немало людей покидало и покидает традиционные религиозные объединения по одной причине: в проповедях своих церквей прихожане не слышат голос Доброго Пастыря, не слышат освежающих и успокаивающих слов, а, напротив, слышат пронзительный призыв к полной покорности человеческим авторитетам. Слышимый ими «голос» больше соответствует предупреждению, которое Иисус оставил для своих учеников: Вы знаете, что мирские владыки господствуют над своими народами и великие этого мира держат их в своей власти. Но не так должно быть у вас 366 ! После того, как я написал книгу «Кризис совести», мне дали почитать работу, опубликованную раньше моей, но озаглавленную на удивление похоже: «Вопрос совести» 367 . Её автор, Чарльз Дэвис, родился в Англии и воспитывался родителями в традициях Римско–католической веры. Автор отмечает, что уже во времена своей юности он «считал само собой разумеющимся и непоколебимым фактом то, что Римская Церковь является единственной истинной Церковью ». Это мировоззрение сохранилось у автора и с возрастом:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Глава 51 (1) Приклоните слух ко Мне, Стремящиеся к правде, Ищущие Иегову! Воззрите на скалу, из которой вы иссечены, И на изрытый ров, Из которого извлечены 356 . (2) Посмотрите на Авраама, отца вашего, И на Сарру, родившую вас 357 , – Как одного Я призвал его, И благословил его 358 , и умножил его. (3) Так утешит Иегова Сион, Утешит все развалины его, И сделает пустыню его как эдем 359 , И одичавшее пространство его – как прекраснейший сад 360 ; Веселие и радость будут в нём, Славословие и звуки песней 361 . (4) Внимайте Мне, народ Мой, И племя Мое... ко Мне приклоните слухе: Ибо закон от Меня произойдёт, И суд Мой во свет народам Я поставлю. (5) Приближается правда Моя, Восходит 362 спасение Мое, И мышцы Мои произведут суд над народами, На Меня острова надеяться будут, И на силу Мою станут полагаться. (6) Подымите к небу глаза ваши, И посмотрите на землю долу: Вот небеса, как дым, исчезнут, И земля, как одежда, расползется, И живущие на ней, как мошка 363 , изомрут; А спасение Мое на веки будет, И правда Моя не престанет. 364 (7) Послушайте Меня, познавшие правду, Народ, у которого закон Мой в сердце его: Не бойтесь поношения людей, И злословия их не страшитесь. (8) Ибо, как одежду, съест их моль, И, как волну, съест их червь; А правда Моя во веки будет, И спасение Мое – в роды родов. (9) Возстань, возстань, Облекись силою 365 , мышца Иеговы! Восстань, как в дни прежние, Во времена древние! Разве не ты та, что сразила Египет 366 , Пронзила крокодила 367 ? (10) Разве не ты та, что иссушила море, Воды бездны великой 368 , Превратила глубины моря В дорогу, чтобы прошли избавленные? (11) И спасаемые ныне Иеговою возвратятся И придут на Сион с песнею; – И веселие вечное на главе их; Радость и веселие пойдут вслед за ними, Удалятся печаль и вздохи 369 . (12) Я, Я – сам утешитель ваш! Кто ты, что боишься Человека, который умирает, И сына человеческого, Который как трава исчезает? (13) – Что забываешь Иегову, сотворившего тебя, Распростёршего небо И основавшего землю? – Что страшишься постоянно,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

43. Поучение на второй день св. Пасхи Мария обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. ( Ин.20:14 ) Мария, которая почти всегда и везде ходила за Господом – по Воскресении не узнала Его; – как же узнали бы мы Его – если бы Он благоволил видимо ныне явиться между нами? – Она подумала, что это садовник – и как с садовником с Ним говорила: «скажи, где ты положил Его, и я возьму Его» ( Ин.20:15 ). – Явился Он и двум апостолам шедшим в Эммаус – и те не узнали Его, пока Он в благословении хлеба не показал обычного своего образа – благословлять. Как же мы могли бы Его узнать, в каком бы виде Он к нам ни явился? – Что может быть нагляднее, как то, чтобы осязать Его руки и ноги, как Он это предлагал апостолам? А мы Его не осязаем только, но и вкушаем Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Не обещал ли Он апостолам, да и всем христианам, пребывать с нами на земле до скончания века? – И, если Он предстоит теперь в сем храме, среди нас, в виде незнакомого человека – как мы Его узнаем! – Вера, вера дороже самого видения: «блаженны не видевшие и веровавшие» 16 , во всегдашнее Его присутствие между нами! Сказал Он сам. Поэтому, если мы имеем такую веру; то должны мы вести себя так, как будто мы ходим пред Его лицем, как будто Он видит все наши дела, слышит все наши слова; ибо Он все видит и все слышит. Не от того ли такая радость посетила нас в эти дни, что Господь между нами и с нами? Сколь более должен радоваться тот, кто приобщился в сей день пресвятого Тела и Крови Его? Без сомнения, надлежало бы всем приступить ныне ко Христу и вкусить от сей величайшей святыни; но – не все же равно Его любят, как любила Мария Магдалина, которая с ароматами, ещё до восхода солнца, спешила ко гробу; не устрашилась ни темной ночи, ни римских воинов. Блажен тот, кто в эти дни не забывает убогих братий; кто разделяет с алчущими хлеб свой! Не себя увеселяй, но Христа воскресшего и Христовых братий – и блажен будешь. Если всегда Спаситель принимаете жертву, то в настоящие дни ещё с большею любовью приймет. Не оставляй же и ты Христа и братий Христовых; быть может тебе на старость или детям твоим прийдется злострадать; но Христос не оставит тебя в бедном положении – именно за то, что ты при жизни – бедных не забывал, странников принимал, убогих погребал, нищих питал, нагих одевал, больных и в темнице заключённых посещал, скорбным отирал слезы. Ах, христианин! Покажи веру твою от дел твоих! Только добрые, святые и благие дела благолепно украшают христианина, и дают ему надежду на будущее воскресение и блаженную жизнь в раю со Христом и всеми святыми. Христиане! Возрадуемся и возвеселимся в эти дни; но порадуем и Христа, и Его братию добрыми делами, и радости нашей никто не отнимет от нас; Христос воскрес. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Глава 9 Время и признаки конца (1–13). Повреждение нравов как причина малого числа спасающихся, заранее избранных Богом (14–22). Обещание нового откровения (23–25). Четвертое видение . Недоумение Ездры по поводу сохранения в силе закона, несмотря на гибель избранного народа (29–37). Видение жены и рассказ ее о рождении сына и его браке (38–47). 3Езд.9:1 Он отвечал мне и сказал: измеряя измеряй время в себе самом, и когда увидишь, что прошла некоторая часть знамений, прежде указанных, 3Езд.9:2 тогда уразумеешь, что это и есть то время, в которое начнет Всевышний посещать век, Им созданный. 3Езд.9:3 Когда обнаружится в веке колебание мест, смятение народов, 3 . В печатном тексте перечень признаков конца дается в кратком виде. В латинских рукописях их названо пять: «И когда будут наблюдаться в веке мятежи в странах, беспорядочное передвижение народов, посягательства племен, непостоянство вождей и смятение среди правителей, тогда ты поймешь, что об этом и говорил Всевышний». Названные здесь нарушения обычного порядка политической жизни составляют необходимую принадлежность всех эсхатологических картин. Историческое понимание их не имеет в пользу себя оснований. Гутшмид (272–275) видит в первом признаке отголосок землетрясения, бывшего в год Актейской битвы и засыпавшего 30 000 человек и множество скота. Под посягательствами племен он разумеет вторжение парфян в Палестину (40 г. до Р. X.); под осквернением народа, о котором идет речь в эфиопском тексте, кровавую войну между сторонниками Антигона и Ирода, осаду Иерусалима Соссием, кровавую расправу Ирода над патриотами (37 г.) и, наконец, на умерщвление Аристовула, от которого убийц не удержало его малолетство (36). Отсутствие единства власти указывает, по мнению Гутшмида, на раздоры, вспыхнувшие между Антонием и Октавианом; безвыходное положение топархов – на тот ужас, который переживал Ирод при известии об Актейской битве. Отправляясь к Октавиану, он умертвил старика Гиркана и в случае неудачи в своей попытке дал приказ покончить со своей женой и ее матерью из рода Маккавеев. Гильгенфельд видит здесь указание на убийства Цезаря, вызвавшее необычайное волнение в государстве (44 г. до Р. X.), прекращенное лишь с воцарением Октавиана. Фолькмар (365–367) с таким же успехом подбирает целый ряд фактов, имевших место по смерти Домициана. Народы, только что укрощенные им, сарматы, дакийцы, маркоманны, парфяне и германцы, снова поднялись при Нерве и одерживали верх над римскими легионами. Смятение в правителях указывает, по мнению Фолькмара, на мятеж, происшедший во дворце и кончившийся отречением Нервы от престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И тем более он опасается, что он вошел в ту область, которая называется земля Сеир, область Едома. Это те места, где были кочевья Исава. И патриарх Иаков приказывает этим «малахим»: « И приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне » ( Быт. 32:4 ). Конечно, трудно представить, как это патриарх мог приказывать Ангелам, но, учитывая весь контекст того повествования, о котором мы говорим, мы действительно, может быть, сталкиваемся с ситуацией, когда Иаков понимает, что у Ангелов служебная миссия. И есть истолкование, что два полка Ангелов «малахим» имели еще и следующую функцию: одни Ангелы – это ангелы Святой земли, они защищают человека, который на Святой земле, а другие Ангелы защищают верующих, которые покидают Святую землю. Святой Ефрем Сирин понимает их как «Ангелов, хранящих Иакова». Действительно, когда ты находишься на святом месте, ты чувствуешь особое покровительство, заботу о тебе небесных сил. А когда ты оставляешь святое место, садишься в электричку или летишь в самолете – тут уже какая-то тревога, беспокойство, и ты нуждаешься в защите. «Посмотри, какой был страх у праведника и после видения. Он страшился раздражения брата, беспокоился о том, не возбудит ли брата память о прежних его поступках к нападению на него… Это и произошло (то есть его возможность вернуться, – О. С.), потому что Бог умирил его сердце (то есть сердце Исава, – О. С.), угасил его гнев и внушил ему кротость. Если Лавана привели в такой страх слова, сказанные ему Богом, Лавана, который так стремительно преследовал Иакова, то тем более нужно было расположить брата к кротости в отношении к праведнику (то есть более радикальным явлением, – О. С.)» 367 . «И приказал им, – Иаков этим «малахим» – сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне» ( Быт. 32:4 ). Вот это очень непонятные слова: «Я жил у Лавана и прожил доныне» ( Быт. 32:4 ). Что это значит: «жил», «прожил»?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Немало также огорчений Исааку и Ревекке доставил Исав и своей враждой к брату своему Иакову, – за то, что последний предвосхитил у него благословение первородного. Когда Исаак состарился, то пожелал, перед смертью , благословить сыновей своих. Премудрому Промыслу угодно было, чтобы благословение первородного в данном случае получил не Исав, а Иаков. Орудием этого промысла явилась Ревекка 361 . «Премудрый и благопромыслительный Господь чрез Ревекку готовит исполнение собственного предречения» 362 . «Предварительно узнала она от Бога всяческих, что «больший поработает меньшему». Поверив же сему предречению, привела она в действие все средства, чтобы Иакову получить отцово благословение» 363 . «Так как Бог действовал в этих событиях, то и совершилось всё успешно» 364 . «Иаков, поступив во всём по совету Ревекки, успел получить благословение от отца и совершил сию похвальную татьбу, за что и содействие от Бога приобрёл, и старания его достигли успеха» 365 : он стал первородным по благословению. А «первородством прообразуется многое; в нём бесчисленные тайны. В нём изобразилось крещение, в нём запечатлелась вера, в нём назнаменованы целомудрие и преславное девство» 366 . – «Что же, скажет кто-нибудь, неужели и Бог содействовал такой лжи (т.е. поступку Иакова и Ревекки)? Не просто испытывай, возлюбленный, случившееся, а узнай цель, так как это делалось не ради житейской какой выгоды...... Итак, мы в этих случаях смотрим не на самые события, а на цель событий и на намерение тех, кто совершал такие дела» 367 . – «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его, и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отцу моему; и я убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала и призвала младшего сына своего, Иакова, и сказала ему: вот Исав, брат твой, грозит убить тебя. И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги (в Месопотамию) к Лавану, брату моему, в Харран; и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего» 368 . «Заметь благоразумие матери, – как она, движимая собственным чувством, а лучше сказать, служа и в настоящем случае исполнению предопределения Божия, советует сыну то же, что и Христос внушал Своим ученикам, когда советовал им не подвергать себя напрасно опасности, но удалением укрощать раздражение страстей человеческих» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Культурная деятельность человека, по существу изначально поставленной перед ним задачи, является изменением мира, предвосхищающим его конечное преображение. Это прямо вытекает из задачи изменения самого человека, из его обожения. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:19–21 ) – говорит об этой задаче апостол Павел. Израиль и Ветхий, и Новый призван был сделаться «царственным священством и народом святым» ( Исх.23:22 ; 1Петр.2:9 ), освящающим все сферы жизни. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» ( 1Фес.5:23 ), – наставляет фессалоникийцев апостол Павел. Но освящение человека, его обожение невозможно в отрыве от освящения всей его жизни. «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» ( Кол.3:17 ). Таким образом, человек, фактически, призывается к священнодействию в культуре. Человек образ и подобие Бога-Слова, и та жертва словесная, к которой он призван в культурной деятельности изначала (первое дело, порученное Адаму, состояло в наречении имен), есть священная жертва такого культурного служения 365 . Человек наполняет и ответственно исполняет свое культуротворческое служение в соработничестве с Богом. И как бы мы не относились к самосознанию русских писателей и поэтов, называвших свое творческое служение пророческим – сам факт наличия такого творческого самосознания 366 свидетельствует о том, что литературное творчество понималось ими как священнослужение. Русские религиозные философы культуротворческое служение сравнивали с монашеской аскетической практикой. «Я думаю, – пишет православный богослов Оливье Клеман, – что самое гениальное, что было у русских философов первой половины нашего века, это то, что они взяли из монашеской практики тему преображения человека и приложили ее к сферам культуры, общества, истории, чтобы показать, как реализуется в христианстве возможность преображения культуры и истории» 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

4); но они имеют некоторую внутреннюю связь и с предыдущим, так что для более ясного понимания их и для отклонения кажущегося противоречия с предыдущим, всю речь сих (2–4) стихов нужно выразить так: хотя речь моя, говорит пророк, будет кратка и отрывочна, уста мои будут изрекать притчи, и я намерен проповедовать загадками о том, что было в старину; тем не менее, что слышали мы, и о чем достоверно известно всем, и отцы наши рассказывали нам, мы не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню и силу Его, и чудеса Его, которыя Он сотворил. Пс.77:5–6 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашым сказати я сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим. Первое и второе изречения первой половины 5-го стиха выражают одно и то же, повторяя, по свойству священной еврейской поэзии, различными словами одну и ту же мысль, потому что слова воздвиже и положи имеют одно и то же значение; во Иакове значит то же, что и во Израили: тем и другим именем назывался один и тот же родоначальник израильского народа – сын Исаака и внук патриарха Авраама, Иаков. Равно как и слова свидение и закон означают почти один и тот же предмет. Свидение значит «свидетельство, откровение» или «объявление воли Божией, записанное в книгу». Такое откровение дано было Иакову и его потомству, которое сохранялось сначала устно и по преданию и преемству чрез отцов, а потом чрез книги Моисея-пророка. То же самое значит и закон. Он выражает волю Божию, показывает, чего желает и требует от нас Бог и как воздает за исполнение или нарушение Его повелений и заповедей. «Свидением, – говорит блж. Феодорит, – называет пророк сооруженную (и воздвиже) в пустыне скинию, потому что она имела в себе скрижали сведения» с. 367]. И то и другое, т.е. и устроение скинии свидения, и положенные в ней скрижали Закона даны для того, чтобы сохранить сведения и познания о делах Божиих в древние времена, чрез передачу тех свидений от отцов к детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

3 . Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. С Евр.: «Боже, Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам». По бл. Феод. – здесь Давид предсказывает плен, а потом Божию правдивость и человеколюбие. 4 . Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. С Евр.: «Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ея, ибо она колеблется». – «Сим изобразил, – говорит бл. Феод., – нашествия Ассириян и Вавилонян; потому что, подобно землетрясению, истребили все до основания. Потом молит о человеколюбии». Св. Афанасий разумеет разрушение Иерусалима и храма. 5 . Показал еси людем Твоим жестокая – именно: напоил еси нас вином умиления 367 . С Евр.: «Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления». Вином умиления – вином огорчения. Акила перевел: «вином усыпления». «Вином усыпления, – говорит св. Афан., – Давид называет казни, предвозвещенные Евреям в Бож. Писании за нечестие их пред Христом»; по Вас. В. – «слово, которым ожесточенное сердце приводится в чувство». «Множеством бедствий, говорит пророк, как бы вином каким Ты привел нас в бесчувствие, и болезней исполнил души наши» (Бл. Феод. и св. Афанасий). 6 . Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. С Евр.: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины». Сравнение взято от обычая ставить на горах знаки во время опасности от врагов. Т.е. как воинскими знаками предостерегают от опасности, при нашествии неприятелей: так и Ты, Господи, доселе явными знамениями Твоего человеколюбия предостерегал от лука или стрел вражиих, спасал от погибели. Под знамением бл. Феодорит разумеет «знамение Божественной благодати» (т.е. печать дара Духа Св.); св. Афанасий «то просвещение, при котором человек может различать духов, также добро и зло»; св. Вас. В. – «кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира». 7 . С Евр.: «Чтобы избавились возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею, и услышь меня». 8 . Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010