Четвертый век С этого времени начинается вся славная история монашества. Оно делается громадной, необъятной силой, имеющей влияние на весь мир. Впоследствии, в эпоху всеобщего упадка нравов, и оно умалялось в своих подвигах и добродетелях; однако оно же и возводило мирян из глубин падения и своими страданиями и исповедничеством привлекало на Церковь милость Божию. Диавол, зная, какую великую пользу приносит иночество в общей икономии церковной, часто (лучше же сказать постоянно, если дело идет об отдельных лицах) воздвигал великие гонения на него. 305 г. – Св. Антоний Великий начинает старчествовать и принимать к себе ревнителей благочестия 364 311 г. – В жестокое гонение Максимина Антоний приходит в Александрию с тем, чтобы делить с прочими крестные страдания. Одних укрепляет на подвиги, за других ходатайствует пред судьями. Около года проводит он в этих подвигах 365 315 г. – Св. Пахомий Великий , знаменитый родоначальник общежительного монашества, в этом году удаляется в пустыню, будучи отпущен с военной службы (демобилизован) после войны. Ему было лет двадцать 366 326 г. – Св. Афанасий Великий поставляется архиепископом Александрийским и в продолжение 48 лет борется с арианами. Никто из архипастырей IV века не имел столько влияния на соборы церковные того времени, как он. Но ограничусь только этим замечанием. 335 г. – Антоний письмом ходатайствует у императора Константина 367 за изгнанного арианами Афанасия Великого . Пишет обличительные послания к видным арианским духовным и гражданским деятелям. Сам же убегает от этих еретиков, как от ядовитых змей и предтечей антихриста 368 355 г. – Антоний снова приходит в Александрию и приводит в изумление своими чудесами и красотою жизни даже язычников 369 358 г. – Св. Василий Великий , получив блестящее образование, после продолжительных заграничных путешествий (всего на них положил 14 лет), делается адвокатом. В следующем году бросает мир, принимает крещение, степень чтеца и отправляется изучать жизнь иноческую у пустынников Сирии, Месопотамии, Палестины и Египта. Вскоре сам основывает несколько монастырей 370 Деятельность его для Церкви настолько славна и необъятна, что ее нельзя описать в двух-трех строках.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Практика экзорцизма у иудеев во времена Иосифа Флавия О распространении практики экзорцизма в иудаизме среди поздних современников Иисуса Христа часто приводят слова Иосифа Флавия, который считал, что «вхождение в общение с демонами» очень сильно процветало в иудейском обществе. Оно заключалось в «заклинаниях» и «волшебных формулах», «с помощью которых возможно так связать демонов, что они никогда более не рискнут вернуться к людям» . Отсутствие таких заклинаний и волшебных формул у Христа, Который изгонял духов словом (Мф. 8.16), порождали обвинения против Него со стороны фарисеев, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12. 24., и др). Тем не менее одной из центральных тем Евангелия является тема изгнания бесов, царство которых стало находиться «в колебании, так как речь шла о разрушении смерти». Учение о небесных духах и воплощении Логоса у гностиков Для гностиков, воспринимающих Иисуса как человека, в которого во время крещения во Иордане вселился Христос небесный, стояла сложная задача: как объяснить это воплощение, которое произошло без ведома небесных духов? И, конечно, как восприняли Небесные Силы весть о воскресении. Поэтому они выработали сложную систему ангелологии и строения духовных сфер и небес. Оно хорошо описано в «Вознесении пророка Исаии на небо», апокрифическом памятнике, возникшем в иудаизме, самая древняя часть которого датируется первым веком . Иудео-христианскому влиянию «Вознесение» подверглось между восьмидесятыми и девяностыми годами . Окончательное формирование закончилось, по мнению Тиссерена, около 150 года , а по мнению Шарля, к концу III века . Тиссерен считает, что слова апостола Павла из послания к евреям «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке» (Евр. 11. 37) есть свидетельство знакомства апостола с текстом «Вознесения». Это произведение было очень популярно среди отцов. Его цитировали древние авторы (и памятники) или показывали с ним свое знакомство: Святой Иустин Философ (+ около 165), Тертуллиан (+ около 250), Ориген (185–254), Апокрифические Апостольские акты (около 250), Коммодиан (III век), Деяния Петра (пол. II века), Лактанций (250–325), Потамиос (+366), святой Иларий Пиктавийский (+367), святой Амвросий Медиоланский (340–397), святитель Епифаний Кипрский (315–403), Сулпиций Север (340–397), Пруденций (348–405), святой Иероним Стридонский (346–420) и многие другие. Речь идет о воплощении Слова, все участники событий, кроме пророка Исаии, духи — ангелы и демоны.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Четвёртая формула была составлена епископами, посланными от собора к императору Констанцию. Этот «символ», не имея догматических достоинств, внешне имел примирительный характер, поскольку больше всех других напоминал Никейский символ. Ученики Ария. Урсакий (Урзакий) Сингидунский (ум. после 371) – епископ Сингидуна (современный Белград, Сербия). С деятельностью Урсакия Сингидунского и Валента Мурсийского, епископа города Мурса (современный Сисак в Хорватии) связывается распространение арианства на западе Римской империи. Оба активно участвовали в арианском споре на стороне противников Первого Никейского Собора. Как правило, в источниках и церковно-исторических исследованиях Урсакий и Валент упоминаются вместе. Лукиан Антиохийский (240-312), богослов, один из первых редакторов Библии. На Антиохийском Соборе в 341 году приверженцы и ученики Лукиана – «лукианисты» – приняли четыре вероучительные формулы. Первая, третья и четвёртая были быстро забыты, но вторая формула, которую Антиохийский собор издал под названием «Символ Лукиана», долго сохраняла своё влияние. В «Символе Лукиана» Сын Божий называется таким же Богом, как и Отец, «неразличимым образом сущности Отца». Из этого выражения следует, что поскольку двух абсолютно Божественных Сущностей быть не может, то в конечном счёте их Сущности тождественны и, следовательно, Отец и Сын единосущны — притом не употребляется самое проблемное слово μοοσιος, «единосущный». Флавий Клавдий Юлиан (Юлиан II), в христианской историографии Юлиан Отступник (331-363) – римский император в 361-363 годах из династии Константина, сын Юлия Констанция – единокровного брата императора Константина Великого . Последний языческий император Рима, ритор, философ и поэт. Иларий Пиктавийский (315-367) – святой Православной и Католической Церкви, епископ и учитель Церкви, выдающийся западный теолог. За свою твёрдую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей Божественность Христа, получил прозвище «Афанасий Запада» (по сходству с позицией Афанасия Великого ). Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

Всегда опасно, а зачастую и грешно говорить о Боге – Ему следует поклоняться. Выдающийся теолог, епископ и учитель Церкви, святой Иларий Пиктавийский (ок. 315–367), который за свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей божественность Христа, был назван «Афанасием Запада», писал: «Только злоба еретиков заставляет нас говорить о Боге, чтобы отметать неверные, ложные представления». Употребляя слово «ипостась» по отношению к Господу, мы имеем в виду то, на чем может базироваться вся полнота Божества. Ипостась Отца – это Бог, ипостась Сына – тоже Бог и ипостась Святого Духа – это Бог. Ведь один и тот же предмет, установленный на разные основания, все равно останется самим собой. Так и здесь: Бог может пребывать в ипостаси Отца, в ипостаси Сына и в ипостаси Духа Святого. При этом неизменной сохраняется вся полнота Божества – никакого рассечения на три части не происходит, существо Божие остается единым. Ну, а на что может опираться вся полнота Божества? Все мы тоже можем в определенном смысле служить «подставкой» для Бога. Мы можем содержать в себе Господа, а Господь может опираться на нас в Своем Промысле. Он волен избрать нас для того, чтобы мы исполняли Его волю, занимаясь какимто конкретным делом. В таких случаях мы становимся своего рода «Божиими подставками», впрочем, «подставками» чрезвычайно убогими, никак не могущими вместить в себя всю полноту Божества. Лишь значительно позже слово «ипостась» будет соотнесено с латинским словом persona – «личность». Мы говорим о трех «лицах» Божества, но при этом должны отдавать себе отчет в том, насколько ущербными сравнениями вынуждены пользоваться. Ведь в этом случае очень легко вообразить некую троичность, совершенно не относящуюся к Господу. Всей Вселенной не дано вместить Бога, а вот во Христе Он вместиться может, потому что Он – единородный Сын, Сиянье славы, ипостась Бога, равная первой ипостаси – Отчей. Новый Завет говорит о «Слове», или «Логосе». Евангелие от Иоанна начинается так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин.1:1 ).

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Это всегда следует иметь в виду, если желательно определить место и значение египетского монашества в истории нравственного сознания человечества. Христианские аскеты IV века переместили центр тяжести в вопросах нравственности: то, что раньше главным образом привлекало к себе внимание – внешнее поведение и делание, – для них стало второстепенным, а то, ценность чего смутно сознавалась, выдвинулось на первый план и сосредоточило на себе весь интерес. Трудно в достаточной мере оценить важность этого перемещения в истории развития христианской нравственности. Оно углубило нравственность и сообщило ей серьезность и тонкость, которыми никогда не может отличаться мораль деланий. XVIII. Святой Кирилл Иерусалимский 1 . Биография святого Кирилла Иерусалимского . Кирилл родился около 315 года. Место его рождения неизвестно, но свое детство он провел в Иерусалиме. Около 345 года он был посвящен Иерусалимским епископом Максимом II в пресвитера и в этом сане произнес в 348 году свои катехизические беседы к просвещаемым и новокрещенным. В отношении к догматическим спорам того времени Кирилл проявлял долгое время некоторую сдержанность. В своих катехизических беседах он отвергает арианское учение, но не упоминает ни об Арии, ни об арианах. Со своей стороны, он развивает учение о полном равенстве Отца и Сына, но ни разу не употребляет термин μοοσιος. Впоследствии, однако, он сделался объектом жестоких нападок со стороны ариан. Исходным пунктом служит спор Кирилла с арианином Акакием Кесарийским из-за митрополичьих прав, так как 7-е правило I Вселенского Собора предоставляло Иерусалимскому епископу преимущества чести. Сюда присоединилась ненависть ариан к защитнику догмата о равенстве Отца и Сына. Кирилл трижды был изгоняем, и третье изгнание продолжалось 11 лет (367–378 годы). В 381 году он принимал участие во II Вселенском Соборе. По общепринятому мнению, его смерть последовала 18 марта 386 года. 2 . Сочинения Кирилла, a) Катехизические беседы. Они состояли из одного предогласительного слова, восемнадцати огласительных и пяти тайноводственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Епифаний Кипрский, святитель (ок. 315 – 403 гг.) – уроженец Палестины. Епифаний — знаток литературы той эпохи, читал на пяти языках (греческий, еврейский, сирский, коптский, немного латинский). С юности Епифаний Кипрский был предан аскетическому идеалу (он был близок к преп. Иллариону), посетил египетские обители. После знакомства с опытом египетской пустыни Епифаний основывает монастырь близ своего родного города, Элевтерополя, монастырь, которым и управлял долгие годы. Хдесь он стяжал славу далеко за пределами Палестины: в 367 году его выбрали епископом Констанции (древнего Саламина), на Кипре. Епифаний Кипрский прославился как подвижник и чудотворец, борец с ересями. Епифаний боролся против аполлинаризма, оригенизма. В спорах вокруг Оригена Епифаний Кипрский участвовал сначала в Палестине, потом в Египте, где его заметил Феофил Алнксандрийский. Феофил убедил уже престарелого Епифания в оригенизме Златоуста и привлек его к участию в позорном судилище над константинопольским святителем. К счастью, Епифаний быстро раскуисл интригу Феофила и удалился из Константинополя со словами: «Я оставляю вам столицу, двор и лицемерие». Сочинения Епифания Кипрского, г. о., посвящены ересеологии. Также писал на библейские темы. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/epi...

Different rites were employed by the Irish and Roman churches in the sacraments of baptism and episcopal confirmation. Also in the tonsuring of monks a divergence occurred: while the Roman tonsure involved shaving the top of the head, the Irish shaved across the forehead from ear to ear. These methods were ascribed to St Peter and St John, respectively. Old Irish customs such as storing water for the feast of the Epiphany (6 January) and lighting Easter fires to let them burn throughout the year (for example at Kildare) were also unique. Naturally, on the early Irish crosses Christ is pictured as the conqueror of death rather than as crucified – another parallel with the Universal Orthodox practice of Old Rome and elsewhere, according to which the celebration of the Resurrection of Christ takes precedence over that of His death, with Easter Sunday (Pascha) as the main feast of the Church year. The practice only changed from the late eleventh century on, when heterodoxy began to portray " the suffering Jesus " in his human nature as a victim, not as the Victor. In addition, the study of Greek was undertaken in Irish monasteries at least until the ninth century, together with that of Latin and Hebrew. It is interesting to note that in some of the Irish monastic settlements not only monks and nuns were to be found, but also married couples and families. This is a further parallel between Irish and Universal Orthodox practice, with married priests being the norm in the Orthodox Church to this day, without in any way diminishing the vital importance of the monastic vocation in the Church. The very organization of the Irish Church was of a monastic nature, with the abbot or abbess being the highest authority in a given area. This was in contrast to the diocesan structure of the rest of the Church, in which the bishop is the highest authority. In addition to the monastery at Lérins that served as an important link between the Irish and Eastern Churches, Poitiers in France was a further conduit of Orthodoxy to the West. This was the final abode of St Hilary (315-367), a bishop who was banished to Phrygia by the unbaptized Emperor Constantine when the saint refused to yield to Constantine’s then Arian sympathies. This is rather ironic, for it was the same Emperor who convened the First Oecumenical Council in 325, at which Arianism was condemned as a heresy. Hilary went from Phrygia to Poitiers where he wrote a book dedicated to the ‘Irish bishops’. This implies contact between the Greek-speaking and Irish churches via France during the fourth century already. Early in the 6th century a monastery would be founded at Poitiers by the Irish missionary St Fridolin.

http://pravoslavie.ru/52572.html

Teología: Se ha atribuido a Cirilo la invención del método escolástico en teología aduciendo en defensa de sus argumentos no sólo el testimonio de las Escrituras sino también el de los Padres. Ciertamente no fue el primero en utilizar este sistema pero sí es verdad que lo hizo con una profusión desconocida hasta entonces. Asimismo usó – como antes que él los arríanos y apolinaristas – las pruebas derivadas de la razón para mantener sus tesis. Su cristología inicial no fue sino un trasunto de la de Atanasio pero el enfrentamiento con Nestorio le llevó a perfilar de manera más sutil su terminología, anticipando – antes que Calcedonia – la dualidad de las naturalezas existentes en Cristo. La calificación de María como Zeotokos o madre de Dios era algo que igualmente derivaba de su cristología. Si el que nació fue Dios, María tenía que ser madre de Dios. Con todo, tampoco en esto fue original Cirilo ya que construía sobre precedentes alejandrinos. Cirilo de Jerusalén Vida: Desconocemos el lugar y la fecha de su nacimiento, aunque pudo ser el 315 en Jerusalén. En el 348 fue consagrado obispo de esta ciudad. Como consecuencia de su enfrentamiento con los arríanos – cosa curiosa si tenemos en cuenta que cuando se produjo su consagración episcopal se le consideraba filoarriano – fue expulsado de su sede en tres ocasiones. La primera aconteció en el 357 por obra del concilio de Jerusalén, la segunda el 360 por decisión de Acacio y la tercera el 367 por orden del emperador Valente, no pudiendo regresar hasta el 378. En el 381 tomó parte en el concilio ecuménico de Constantinopla. Murió posiblemente en el 387. Obras: Fue autor de 24 Instrucciones catequéticas, una carta al emperador Constancio y de diversas homilías de las que sólo nos ha llegado una íntegra y cuatro fragmentarias. Teología: Su cristología es totalmente antiarriana, si bien jamás utiliza el «homoousios» niceno. Cabe que tal hecho se deba a su negativa a utilizar términos que no aparecieran en la Escritura así como al temor de una utilización sabeliana del mismo.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/diccio...

Л. 16. Оглавление творений, с указанием на главы по листам собственно настоящей рукописи. С л. 18. Творения св. Дионисия, в том порядке, в каком они следуют в Греческом издании, т.е. о небесной иерархии, 82. о церковной иерархии, 158. о Божественных именах, 312. о таинственном Богословии, 324. десять посланий. Для пояснения, упоминаемого в 7 послании (к Поликарпу) чудесного помрачения солнца, во время страдания Господа нашего Иисуса Христа, которое замечено было Дионисием в Египте, переводчик счёл за нужное присовокупить л. 361. толкованїе пахмерово на. з. посланїе. Нач. Стый сей полкарпъ (по изд. Кордерия Т. 2. р. 262. с опущением); л. 364. особое замечание помраченїи слнца бывше во врем спсителны стрти ха Бга нашег; и на л. 365. 366. изображение сего затмения, с астрономическим объяснением: то и другое взято из рассуждения иезуита Петра Галлуа о жизни и творениях св. Дионисия (ibid. Т. 2. р. 398). За тем с л. 566 об. Житїе и похвала стаг дїонсїа ареопагіта и з миней . Нач. Сей богатствомъ, и славою и размомъ и мдростїю всхъ преимществй. Короче помещённого у Кордерия Т. 2. р. 320. Вместо похвалы, л. 367. приложен новый перевод стихиръ и канона на память св. Дионисия (ibid. Т. 2. р. 315). Канон нач. Палоліъ бжтвеннымъ начивс. Л. 369. Житї и мченїе стаг дїонсїа ареопагіта, чнка стаг апла, и склевретвъ ег рстїка и елеерїа. списано метафраста, и иныхъ древнихъ восточны и запаны списателей. Нач. Дїонсїй стый б славнаг мдростїю фїлософскою в грецїи града Аинъ. По указанию на восточных и западных писателей видно, что это житие вновь составлено переводчиком. Л. 372 об. Житї и жителство св. Дионисия, собственно по Симеону Метафрасту . Нач. Древле б во образхъ бышл, же вры, и гаданїихъ. (На Греч. у Кордерия Т. 2. р. 323). Л. 378 об. дїонсїи Арїопагіт сіда. (На Греч. у Кордер. р. 335). Л. 380. Его же житї книги по нїкифор. Нач. И палъ до Аинъ идше. (На Греч. у Кордер. Т. 2. р. 339.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

…в статье О преступлении, напечатанной в Периодической речи. «По–моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия со известными свои открытия всему человечеству». — Пересказ и цитирование гл. 5 ч. III (с. 202). ( < < back) «— Зачем спрашивать, чему быть невозможно? со кому жить, кому не жить?». — Цитируется гл. 4 ч. V (с. 315—316). ( < < back) …«с одною логикой, — восклицает Разумихин, — нельзя через натуры перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!». — Цитируется гл. 5 ч. III (с. 200). ( < < back) …Лизавету, которая была, по выражению Сони, «справедливая и Бога узрит». — Цитата из гл. 4 ч. IV (с. 252) ( < < back) «Дело ясное, — восклицает Раскольников в негодовании, — для себя, для комфорта своего со для доброй цели». — Цитируется гл. 4 ч. I (с. 38). ( < < back) < >< back) > «Знаете, — говорит Свидригайлов, который вовсе не склонен к идеализму, — мне всегда было жаль со и в окно выскочит». — Цитируется гл. 4 ч. VI (с. 367). ( < < back) «Ты великая грешница со с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?». — Цитируется гл. 4 ч. IV (с. 249). ( < < back) …«пойдем вместе, — говорит он ей восторженно, — мы вместе прокляты со стало быть, нам вместе идти по одной дороге! Пойдем!». — Там же (с. 254—255). ( < < back) < >< back) > «оставьте, оставьте ваши подлые, низкие анекдоты, развратный, низкий, сладострастный человек!» со «уголовное дело со за которое он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь». — Цитаты из гл. 5 ч. VI (с. 372—373) И ГЛ. 2 Ч. IV (с. 230). ( < < back) «Он ступил шаг со улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка отчаяния». — Цитаты из гл. 5 ч. VI (с. 380—385). ( < < back) ” «В этом разврате, — говорит он, — есть нечто постоянное со не так скоро зальешь». — Цитируется гл. 3 ч. VI (с. 363). ( < < back) «Мне все кажется, — уверяет он Раскольникова, — что в вас есть чтото к моему подходящее». — Цитируется гл. 1 ч. IV (с. 227). ( < < back) < >< back) > «Да–с… а я… лежал пьянень–кой–с» со «Пожалеет нас тот со Господи, да приидет царствие Твое!». — Цитаты из гл. 2 ч. I (с. 19, 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010