„Из-за духовных чад Макаба-Эгзиэ раскололась апостольская церковь на два лагеря. Эти монахи почитают обе субботы и не входят в дома царей и митрополитов, не принимают священства, ибо цари и митрополиты не святят субботы, а равняют ее с будними днями и даже объявляют монахов жидами, гонят их и не пускают в церкви. Долгое время они жили в изгнании, бросив свои дома и уйдя в пустыню. Когда мой отец, царь Давид, услыхал, что многие из них погибли от голода, жажды, меча и диких зверей, послал, чтобы вернуть их из их рассеяния и позволил им праздновать обе субботы, как это заповедали Апостолы в Синодосе. Но и теперь еще они не входят к царю и митрополиту, и не принимают священства, ибо те не чтут субботы. Их отец, Макаба Эгзиэ, названный Евстафием, был великий священник, учивший мужчин, женщин и монахинь православной вере и согласно 81 писанию; чтил обе субботы, сам преподавал таинства и учил право, как Апостолы, происходил от православных родителей и жил в девственной чистоте. Но его духовные сыны, монахи, самовольно 161 изобрели закон, несогласный с 81 писанием, запретили принимать священные степени и посадили над собой начальником мирянина, который заведует у них всеми церковными делами. Тех, которые принимают священство, они удаляют от своих церквей, и если иерей, диакон или монах захотят поступить в их монастырь, они принимают их только после того, как те покаются перед ними и получат разрешение в том, что раньше были в другом месте. У них был начальник, простой монах, который не позволял им, если они впадут в грех , идти к церковным духовным, но он сам вязал и решил, не имея никакого церковного полномочия. Ему должны были исповедаться; он звал затем (т. наз.) священника, и перед тем грешник должен был еще раз исповедать свой грех; затем налагал он сам епитимии, и великие и малые, которые должен был бы налагать священник; и раньше, чем грешник не отбыл ее, он не мог ни входить в монастырь или церковь , ни приступать к таинствам. По этому правилу живет много евстафиан: в Дабра-Марьяме с 81 подворьями, в Дабра-Бизане с 8, в Дабра-Дакита с 6 – монахов, пресвитеров, диаконов, их же число Бог весть; но священник им никогда не был поставлен, а только мирянин, также как в 23 женских монастырях, приписанных к Дабра-Марьяму, 3 – к Д.-Бизану, с 1146 монахинями в 102 женских подворьях, приписанных к трем главным монастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

1219 Itinerarium Bernardi monachi franci. Cp.: Tobler. Descriptiones terrae sacrae. P. 91. Commemoratorium 808 г. упоминает еще о следующих палестинских монастырях: свв. апостолов Петра и Павла близ горы Елеонской in Bisanteo, где было 35 монахов (Commemoratorium de casis Dei vel monasteriis. P. 79); св. Феоктиста близ селения Фаран в 6 милях от Св. града (Commemorat. Р. 81); св. Стефана близ Иерихона (Commemoratorium. Р. 81); св. Феодосия († 529), который был расположен к северо-западу от монастырей свв. Саввы и Харитона; его братство состояло из 70 монахов; в 809 г. киновия Феодосия вместе с лаврами свв. Саввы и Харитона сильно пострадала от сарацин во время междуусобий, последовавших за смертью Гарун-аль-Рашида, причем она подверглась гораздо большему бедствию, чем два последних монастыря: сарацинские разбойники сожгли сам монастырь и убили там многих монахов, другие из страха перед неверными бежали; разбойники разрушили до основания и церкви, принадлежавшие монастырю (Commemoratorium; Tobler. P. 80. Cp.: Theophanis Chronogr., sub anno 809); монастырь во имя Богоматери на расстоянии 1 мили от Назарета, построенный в том месте, где иудеи хотели низвергнуть Христа с горы; кроме того, в самом Назарете подвизались 12 монахов (Commemoratorium. Р. 81); в Тивериаде был 1 девичий монастырь и несколько монахов (Commemoratorium. Р. 82); в Севастии было 25 клириков, пресвитеров и монахов (Commemoratorium. Р. 82), в Сихеме подвизался 1 столпник (Commemoratorium. Р. 82). 1220 Порфирий. Восток христианский. – Сирия. Антиохийские патриархи в арабском списке Иоанна Жеми//Труды Киевской Духовной академии. 1875. T. I. С. 470. 1221 Recueil des historiens des croisades publié par les soins de l’académie des inscriptions et belles-lettres. Paris, 1859. Documents arméniens. Extraits de la chronique Mathicu dÊdesse. P. 34, note. 1222 Β ος κα πολιτε α το ν γ οις πατρς μν Θεοδ ρου το διαλμψαντος ν σκ σει κατ τν μεγ στην λαραν το γ ου Σβα, πειτα γεγον τος ρχιεπισκ που π λεως δσσης. Κ. 22. Σ. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, – и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются... и томление то умаляется (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 174–175). Источник. То и располагает к покаянию, что действием благодати открывается ясновидение себя, Бога и своей участи (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 255). Источник. И от наказания покаяние освобождает. В разрешении рукописание грехов раздирается. Человек объявляется невинным (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 256). Источник. Кающемуся двери рая отворяются и объятия Отца Небесного простерты к нему (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 89–90). Источник. ...После искреннего раскаяния быстро начинает исправляться внутренний строй и добрый нрав (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 110). Источник. Истинность покаяния Сам себя переплавляешь ты, согрешивший, сам себя воскрешаешь из мертвых. Поэтому, если делаешь что вполовину, то сам себе наносишь обиду. Если немного и в малости недоделанное недостаточно и несовершенно, то кольми паче, сделанное вполовину?.. Если не всецело приносишь покаяние, то вполовину делаешься праведным (прп. Ефрем Сирин , 32, 170). Источник. Приносящие покаяние только напоказ, творят не один грех, но многие грехи, потому что и других располагают приносить наружное только покаяние. Они издеваются, и гораздо хуже оскорбителей людской чести, потому что отваживаются посмеваться Самому Богу. Таковым не только не отпускается, но прилагается еще грех. Это лицемер, а не служитель благочестия; издевается над благоговением и прилагает нечестие, носит на себе личину добрых нравов и скорее возбудит в зрителях смех (прп. Ефрем Сирин , 32, 175). Источник. ...Есть, человек, покаяние, потому что нет ничего невозможного для Бога. Нет покаяния для тех, которые торгуют покаянием. Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния (прп. Ефрем Сирин , 32, 206). Источник. Как, говорят, моющийся, потом опять марающийся в грязи не получает никакой пользы; так и каявшийся в течение трех дней и опять возвратившийся к прежнему не сделал никакого успеха (в добродетели) (свт. Иоанн Златоуст , 45, 55). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пока звучали паремии, патриарх в сопровождении диакона переоблачался в белые ризы, входил в баптистерий, совершал каждение, освящал воду в купелях (мальчиков и девочек крестили раздельно) и елей, помазывал крещаемых елеем и крестил их. Новокрещеные облачались в белые крещальные одежды, и вместе с ними патриарх переходил в ц. св. Петра, входившую в состав храмового комплекса Св. Софии, где помазывал новокрещеных св. миром (в это время 1-й примикирий певцов пел: «Елицы во Христа...» - Гал 3. 27), а затем омывал руки и, согласно источникам XI в., совершал, вероятно с сокращениями, вечерню по монастырскому уставу, вплоть до воскресного отпустительного тропаря 1-го гласа. После Миропомазания (и вечерни) патриарх и новокрещеные входили в Св. Софию, где как раз должна была завершиться последняя паремия вместе с песнью отроков (во время песни отроков все находившееся в храме духовенство переоблачалось в белые ризы). Когда 2-й примикирий певцов запевал Пс 31, патриарх подходил к св. вратам алтаря, чтобы совершить «второй вход». На стихе Пс 31. 5 патриарх полагал у св. врат 3 земных поклона и входил в алтарь св. вратами, через боковые двери в алтарь одновременно с ним входили 12 епископов, облаченных в омофоры (Типикон Великой ц. специально подчеркивает эту деталь, возможно, потому, что в иных случаях сослужившие патриарху архиереи омофоры на себя не возлагали). По завершении Пс 31 певцы на амвоне запевали «Елицы во Христа...», и патриарх вместе с 12 епископами восходил на горнее место. Сразу, без прокимна, чтец читал Апостол: Рим 6. 3-11 (в этом отрывке одновременно затронуты темы Воскресения Христа и Крещения). Во время чтения Апостола патриарх и сослужившие ему 12 епископов вставали, чтобы выслушать песнопение «Воскресни, Боже...» (т. е. Пс 81. 8 со стихами Пс. 81. 1, 2-3 и 5-7), заменявшее на этой службе аллилуиарий. Как особенно торжественный вид сослуживших иерархов, так и их число, несомненно должны были подчеркнуть символическое прочтение фигуры патриарха как Христа в окружении 12 апостолов, а вставание во время стиха Пс 81. 8 - осмысление этой части службы как переживания момента Воскресения Христа (ср. с чином в начале утрени по Святогробскому Типикону, в к-ром Иерусалимский патриарх также символически изображал собой Христа). В это время со св. престола снимали простое облачение - при участии императора под ним было заблаговременно приготовлено праздничное; аналогичным образом менялись и завесы алтаря.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

С 1840 г. К. м. управлял иером. Иона (Панкеев), постриженик архим. Кирилла I. В 30-х гг. XIX в. большинство братии К. м. были пострижены архим. Кириллом; многие происходили из таврического единоверческого центра с. Б. Знаменка: иеромонахи Сергий (Панкеев), Симеон (Двоезерский), Иона (Панкеев), Герасим (Панкеев), иеродиак. Иоасаф (Рыльский). Иером. Иона, вступивший в К. м. в 1820 г. и постриженный в 1823 г., с марта 1831 по март 1832 г. управлял второклассным Бизюковым Пропасным во имя сщмч. Григория монастырем . В 1842 г. иером. Иона был назначен строителем К. м. В 1845 г. иеродиак. Силуан направил на имя архиеп. Гавриила (Розанова) донос на строителя иером. Иону и казначея иером. Иоасафа. Впоследствии разбирались и др. дела с участием настоятеля и братии ( Бельский. 1999. С. 81-82). В ходе следствия вскрылись факты неблаговидного поведения строителя и казначея (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 76), к тому же оба оказались замешаны в деле о попытке ограбления К. м. солдатами-горнистами Софийского морского полка в 1844 г. В действительности вечером в день праздника Рождества Христова солдаты-горнисты устроили маскарад, представившись иером. Ионе свитой генерала крымских соляных приисков во главе с самим генералом. Настоятелю удалось выпроводить дебоширов, но впоследствии выяснилось, что казначей иером. Иоасаф принимал у себя в келье в канун совершения литургии театральное зрелище, т. е. переодетых солдат. 18 марта 1847 г. иеромонахи Иона и Иоасаф были запрещены в священнослужении, бывш. строитель 17 дек. отправлен под надзор в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ( Бельский. 1999. С. 81), а бывш. казначей 18 апр. повторно запрещен по делу «о зрелище» и 10 дек. сослан в Бизюков мон-рь. В июне 1848 г. архиеп. Херсонский свт. Иннокентий (Борисов) утвердил иером. Иоасафа (Рыльского) в штате Бизюкова мон-ря, но запрета с него не снял (ГА Херсонской обл. Ф. 198. Оп. 1. Д. 73. С. 2-4 об., 13-14, 164-164 об., 169-170 об.). В ведомости 1841 г. все монахи К. м. характеризовались положительно, только иеродиак. Павел (Проценко) при «хорошем состоянии» находится под запретом в священнослужении. В 1846 г. число монашествующих сократилось, большинство монахов в священном сане оказались «не верны в послушании», «состояния плохого или посредственного» (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5703. С. 81-87, 173-182). В К. м. произошли и новые скандалы: иером. Даниила (Бондарева) в 1847 г. лишили сана, а иеродиак. Павла после ссылки в Бизюков мон-рь запретили в священнослужении.

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Напиши, пожалуйста, как здоровье твое, мамы и Танечки. Может быть, нужно какое-либо лекарство? Высылаю тебе церковный календарь, а остальное привезу, если все будет благополучно, летом. С любовью о Господе архимандрит Иоанн (Маслов) 26/IV-81 г. Христос Воскресе! Поздравляю Вас, авва святой обители сей, с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю Вам здоровья и многих лет жизни. Именно Вам благословил Господь быть продолжателем дела великого угодника преподобного Сергия. И Вы с большой любовью восприняли это и вот уже много лет мудро и достойно управляете богоизбранным стадом. Да возрадуется душа Ваша в этот светлый день Воскресения Христова. Простите, что лично, уста к устам не смог приветствовать Вас, чувствуя себя не совсем здоровым. С любовью о Господе Воскресшем архимандрит Иоанн (Маслов) 26/IV-81 г. Христос Воскресе! Получил Ваше письмо, которое меня очень удивило. Никогда не имел ничего против Вас, особенно в тот день, который описан в письме. С радостью приветствовал Вас: «Воистину Воскресе!». И никак не пойму, что я должен был сделать. Прошу прощения, если чем-то обидел. Всегда молитвенно помнящий Вас архимандрит Иоанн (Маслов) 28/VII-81 г. Милость Божия да пребудет с Вами во веки! Получил Ваше письмо, в котором слышен Ваш болезненный стон – и тела и души. Конечно, трудно понести болезнь человеку на земле, и он всячески старается облегчить свою участь, но ведь это – рассуждения человеческие. Тот, Который произвел нас на свет и печется о нас, больше нас знает, что нам нужно. Без Его святой воли ничего не совершается ни на небе, ни на земле. Он заботится о каждой пташке и о каждом живом существе, тем более о человеке и о Вас, в частности. Ведь Вы посвятили себя не земному царю, а Небесному, и Он Вас возлюбил и желает Вас принять в Свои Небесные чертоги для вечной славы и блаженства. Вот для этой цели Он и послал болезнь, чтобы ваши души обновились и облеклись в небесное сияние. А если это так, то не будем роптать на Того, Кто посылает нам Свою милость, но будем только благодарить Его. И только когда наступят трудные минуты, будем просить у Него помощи. Ведь ропот – это такой порок, который обнажает человека и делает непригодным ни для вечности, ни для восприятия в душе благодати, помогающей нести подвиг ради спасения. Ропот еще можно сравнить с огнем, пожирающим все дома и уничтожающим все богатство, собранное людьми, но оставляющим один пепел. А если это так, то не станем водворять его в своей душе, чтобы не быть сожженными и не оказаться непригодными для той жизни, к которой стремимся. Ради вечности, ради своего спасения будем терпеть все на земле, и если понадобится, то и умрем за Христа, чтобы там Его найти и водвориться вместе с Ним в тех обителях, которые Он обещал уготовать любящим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нам, иереям, предано строение спасения душ человеческих, созданных по образу Божию и искупленных бесценною, честною Его Кровию, и об этом мы должны заботиться и помышлять день и ночь, оставляя всякое пристрастие к временным благам. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать с дерзновением служить все службы. 3 июля Пред пробуждением я видел во сне, что меня спросили на экзамене (будто я еще ученик семинарии или Академии) из математики, из которой я не бельмеса не смыслю; вот я иду солидными шагами к роковому столу, за которым сидят экзаменаторы, и мне выпадает несколько номеров слепившихся, я беру и отдираю один билет от другого и кладу на стол; оставшийся билет был 81, но к нему прильнул еще 82 или 84; я выбрал меньший, 81 и к Вараксину обращаюсь с просьбой выручить меня из беды, а сам трепещу, что не успею ничего понять и рассказать. Это значит, что я не готов к ответу на Страшном Суде Христовом и надо крепко и постоянно готовиться. Что значит 81 номер? Господь весть. На лицо Божией Матери смотри как на лице Христово, ибо Христос Бог отобразил в Пречистой Своей Матери все Свои Божественные совершенства. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [ Мф.5:48 ]; это Божественное совершенство в Божией Матери, в меньшей мере во святых апостолах, пророках, мучениках, иерархах, преподобных. Вечер. Люто уязвил меня бесплотный злодей вселукавый во время литургии чрез пустяки тем, что отец диакон Арсений протягивал очень слово Премудрость при конце кратких ектений пред Херувимскою песнею, это озлобило меня на него. И я не мог избавиться от чувства неприязни, тесноты и смущения и на великом входе спутался и не мог выговорить имен царской фамилии. 4 июля После утрени. Сегодня враг изловил меня в самом конце утрени, которую совершил с жаром и великим торжеством духа, уязвил меня на окончательном отпусте на первом часе сомнением, страхами и боязнью при мысли о стоявшем в церкви Александре Мурашове купце и отце Петре Клепачевском. Долго я томился, молился, каялся, ходя по Екатерининскому бульвару, наконец вошел в церковь , припал к святому престолу и исцелился от лютой язвы демонской. Возблагодарил я Господа за великую Его милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

194. И в обычном течении жизни, никто ничем не мог сам собою распорядиться, даже в отношении тех ве­щей, которыми распоряжаться должен был в исполнение лежавшего на нем долга. Например: недельному столово­му нужны овощи,-но он не берет их в огороде сам, а получает от огородника (п. 73); недельному работ нуж­но взять финиковые ветви, чтоб намочить для братий, но он не берет их сам, а их выдает ему тот, у кого они на руках (и. 74); и намоченных ветвей, в которых имеет кто нужду, не может он взять сам собою, хотя они у него пред глазами, а их дает недельный распоря­дитель (п. 124). И сами распорядители сами собою себе ниче­го не берут: недельный раздает после обеда сласти,-(их получают и Авва и смотрители все поровну), а свою часть получает он из рук смотрителя недельного (п. 39); смо­тритель, по собрании фиников, раздает братиям собиравшим по несколько, а свою равную часть получает из рук другого (п. 78). Так все состояли в послушании, и своей воли ни на что не имели. Всякий непослушный и делавший что-либо наперекор, подвергался штрафу (п. 150. 151). 195. Нищета,-ни чего неимение. Поступающий в монастырь оставлял все свое за воротами, и внутрь вступал в монастырской одежде, на чужой кошт. Затем, уже и возможности не имел он иметь что либо особо свое и для себя одного. 196. Все, нужное ему,-одежды и орудия, выдавались по распоряжению Аввы, не в неприкосновенную собственность, а только для пользования; кроме выданного, никто ничего не мог иметь, не только денег, но и вещей (п. 81. 192). 197. Выданное было на руках у брата, но он пользо­вался тем, как чужим; имея долг блюсти то, и подвер­гаясь ответственности за небрежение, порчу или потерю (п. 148. 131). 198. Даваемое удовлетворяло нужде, но было самое про­стое и скудное, –одежда из холста. Лучшего и лишнего ни­кто ничего не мог иметь, ни сам смотритель, и Авва; что оказывалось у кого сверх положенного, тот должен был относить то в подобающее место, не медля и без поперечения (п. 81. 82. 97. 114. 159. 192). 199. Каждому выдавалось: два левитона и третий потер­тый, два кукуллия, милоть, нарамник, мантийца, пара сан­далей, посох, работные орудия и еще седалище с отлогою спинкою для спанья, и рогожа для постилки на нем. Вот и все имущество; и из него не все было на руках у бра­та; иное хранилось в кладовой, на руках вторствующего (Иерон. п. 81).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Правосл. учение об О. человека существенно отличается от восточных и оккультных учений, обожествляющих человека в рамках пантеистического мировоззрения и выстраивающих аскетическое учение на принципах самосовершенствования. В Священном Писании Термины θεοποησις, θωσις и их производные отсутствуют в Свящ. Писании, но сама идея О. человека через приобщение Божественной благодати имеется в ВЗ и наиболее полно представлена в НЗ. Ветхий Завет О людях, особо близких к Богу, наделенных благодатными дарами или стяжавших святость, часто говорится как о «сынах Божиих». Так назывались праведники ВЗ (напр.: Прем 2. 18; Пс 28. 1), народ израильский (Прем 18. 13) и даже ангелы (Иов 1. 6; 2. 1; 38. 7). Во всех этих случаях выражение «сын Божий» указывает не на онтологическую божественность или единосущие с Богом, но на приобщенность благодати Божией. Идея О. как богосыновства выражена в Пс 81, где раскрывается призвание людей стать богами по благодати; люди, однако уклонившись от Бога, утратили понимание своего достоинства: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд… Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс 81. 1-7). Из всех ветхозаветных текстов этот псалом чаще всего использовался св. отцами для обоснования идеи О. Новый Завет В проповеди о Своем богосыновстве Господь Иисус Христос цитирует Пс 81 и подтверждает призвание людей стать сынами Божиими по благодати: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин 10. 34-36). Однако призвание к О. в полной мере, согласно учению Христову, осуществится лишь в буд. жизни, после всеобщего воскресения мертвых, когда обнаружится, что праведники «суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк 20. 36). Усыновление верующих Богом приводит к богоуподоблению и дает способность созерцать Бога: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3. 2). Полнота усыновления доступна лишь в Царстве Христовом, когда будут упразднены все греховные преграды между людьми и Богом: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21. 7). Все люди призваны к О., чтобы стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1. 4).

http://pravenc.ru/text/обожении.html

83 Как отметила монахиня Зосима (Верховская), протоиерей Пётр Фелицын не был бездушным бюрократом. Он был яркой личностью и известным проповедником. Он стал особенно известен своими проповедями во время войны 1812 г. См.: Зосимова пустынь. С. 156–157. Прим. 124. 84 Доклад Святейшего Синода об обращении Туринского мужского Николаевского монастыря в женское общежитие//Творения. С. 486–487; Зосимова пустынь. С. 77, 81–84, 156–157. Прим. 124. 87 Донесение князя П. С. Мещерского Императору Александру Павловичу. С. 496–497; Житиё и подвиги… Ч. 1. С. 146–149; Зосимова пустынь. С. 84. 89 Приложение к письму Варвары и Матроны Верховских: копии трёх покаянных писем Рахили (Натальи Васильевой)//Творения. С. 507–508. 90 Бумага белая, чернила коричневые, формат 16, сложенный пополам, на 4 й странице след от красного сургуча и надпись рукой монахини Рахили: отцу Зосиме, изнутри разворота просматривается часть буквенной филиграни-вензеля П (или Г), ниже — 1821. 91 Конец слова оборван. Преподобный Авраамий (IV в.) привёл в пустыню свою грешную племянницу Марию, также впоследствии канонизированную. 93 4-е письмо преподобного Зосимы и Васильевых архиепископу Тобольскому Амвросию//Творения. С. 480–482; Житиё и подвиги… Ч. 1. С. 160–165; Зосимова пустынь. С. 78–81, 156. Прим. 121. 95 5-е письмо преподобного Зосимы архиепископу Тобольскому Амвросию//Творения. С. 482–483 (здесь же резолюция Преосвященного от 19 января 1825 г.); 6-е письмо епископа Иркутского Михаила преподобному Зосиме//Творения. С. 455–456; Определение Святейшего Синода от 2 мая 1827 г. С. 520; Житие и подвиги… Ч. 1. С. 165–169; Зосимова пустынь. С. 81–85; Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1–2. М., 1996. Ч. 1. С. 761 (дата назначения нового епископа в Тобольск). 96 Бумага бледно-синяя, чернила коричневые, формат 8, сложенный пополам, по верхнему краю просматривается верхняя часть буквенной филиграни ТФ. 97 Это и следующее письма написаны на одном типе бумаги, что указывает на близкое время их написания. Это, а также содержание письма и обстоятельства, в нём упоминаемые, указывают на 1825 г. как на единственно возможную дату.

http://pravmir.ru/turinskaya-tragediya/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010