Тем больнее было принимать уколы и удары в сфере той среды, к которой обращена была мысль служения. Было бы( конечно, печально, чтобы не вполне правильно представляемые задачи и не вполне взвешенные распоряжения в общем деле одушевленного и беззаветного служения Родине возложением неизбежной тяготы на одних предпочтительно пред другими, без должной соразмерности, причиняли какие либо лишения, огорчения или печаль. Но раз возникала необходимость, то ее повелительный голос в святом деле служения Родине главенствовал. Там, где долг требовал жертвы жизнью, не могло уже быть речи о лишениях. И духовенство в этом случае, разумеется, не только не могло производить соразмерения своих жертв с жертвами других слоев населения, но с беззаветною радостью должно было встретить всякую возможность истинного служения Родине прежде всех других, ибо все служение его и самая идея его бытия не могли допустить иного 332 . Указатель имен и мест. Абашидзе, князь – см. Димитрий. Австрийские: подданные 258; солдаты 191. Австрийские войска 203. 208. 212. Австрийское: владычество 195; нашествие 131,правительство 217. Австрийцы 203–204. Австрия 5. 146. 188. Австро-венгерские подданные 257. Австро-венгерский: плен 183; посланник 2. Австро-Венгрия 2. 30. 34. 36. 139. 181. 204, 283. 285. Австро-сербский фронт 142. Айсорское население 223. Айсоры 223. 224. Александра Феодоровна, Государыня Императрица 10. 12. 13. 32. 51. 57. 58. 60. 61. 70. 74. 81. 95. 108.131–132.178–179.179.280.281. 285. Александрийский патриарх 218. Александрия, город 218. 219. Александровский Комитет о раненых 81.120. 135. 136. 290. Александров – см. Анастасий. Александро-невская лавра в Петрограде 227. Алексей Михайлович, Царь 38. Алексей Николаевич, Наследник Цесаревич 32. 51. 70. 73. Америка 194. 226. 277. Американская Христианская Ассоциация молодежи 184. Анастасий (Александров) , епископ 72. 211.213. 214. Анастасий (Грибановский) , епископ 152.175 Анастасия Николаевна, Великая Княжна 10. 12. Англиканская Церковь 305. Английские дети 277. Английский пастор. 277. Англия 305. Андреевская В. П. 284. Андрей (князь УхтомскиГи), епискон 180. Антоний (Смирнов), иеромонах 81. Антоний (Храповицкии) , архиепископ 190.192. 197. 198. 211. 212. 282. Армавир, г. 225. Армянская Миссия 223. Арсеньев Николай Сергеевич, приват-доцент 282. Афины 218. Афонские: иноки 220; мопастыри 218. Афонский пантелеимоновскин монастырь 182. Афон 194. 220. 221. 222. Бавария 184. 185. 186. Баварское: Военное Министерство 184; правительство 185. Базилевский, шталмейстер 133. Балканские войны 145. Балтийское побережье 5. Беллавин – см. Тихон. Бельгия 5. 305. Берлинский протоирей 226. Берн, город 184. 185 Бобруйск, г. 154. Богородск, г. 281. Богоявленский – см. Владимир. Богоявленский: монастырь в Костроме 282, собор в г. Богородске 281. Болгаре–священники 185 Болгария 30. 35. 36. Болгарские войска 35. Большая Конюшенная, улица в Петрограде 180. Бородино 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Се же приходящу(41) Михаилу к(42) благоврному(43) князю Георгию(44) Ивановичу(х)(45), поклонение(46) сътворяюще(47) умиленым(48) сердцем(49): «Господи, княже(50), наю да повелит твое(51) господство(52) нашей худости(53), твоему рабу, хотящу(54) ми създати(55) церковь камену(56) прекрасну в(57) твоей дръжав(58) в(59) имя святыя(60) и(61) л. 468 живоначалныа(62) Троиця(63), ещё же и прдлу(64) быти на деснои(65) стран(66) в(67) имя пресвятыа(68) Владычица(69) нашея(70) Богородиця(71) (72)приснодвы(73) Мариа(74) честнаго (75)рожества ея»(76), – еже и бысть тако, нын же всми(77) видима и славима(78). Князю(79) же(ц)(80) Георгию(81) удивльшуся(82) таковому начинанию, веселяшеся(83) и глаголюще(84) ему: «Хотящу(85) ми, да поне(86) и аз(87) приложу(88) часть(89) своего(90) господства(91) и да не буду лихован лишен такова начинаниа»(92). Михаилу(93) же(94) не рачяше(95) тако(96) збытися(97), но единому(98) таково(99) желаемое(100) получити. Князь жe(XI.1) 313 повел(2) воли(3) его быти, да не л. 468об. отщетит(4 )его такова(5) начинаниа(6). Михаило(7) же радовашеся(8) велми(9) таковому (10) повелнию(11) и отиде от него. Приспвшу(12) же времени рачению его, поиде(13) в(14) обитель святыа(15) и(16) живоначалныа(17) Троица, (18)манастырь(ч)(19) пореклом(20) Колязин, по своей(21) рачителнои мысли. Достигшу(22) же(23) ему тоя(24) святыя(25) обители, прииде(26) к(27) цлбоносному(28) святаго (29)славнаго (30)и дивнаго(31) новаго чюдотворца Макариа(32) гробу(33), прося у(34) него помощи и(35) поспшениа(36), та(37) же поиде к(38) игумену Иасафу(39) благословение приати(40) от него. Игумен же(41), видв(42) л. 469 Михаилово(43) пришествие (44)срте(45) его потщателно(46) и даша ему о Христе(47) цлование(48), (49)внидоша в клию(50), (51)начаша(52) духовне(53) бесдовати(54). Михаилу же глаголюше(55) к(56) игумену: «Господи святче Божий(57), да помолишися Богу и (58)пречистои(59) Богородици(60) и преподобному отцу(61) Макарию о нашем начинании(62), поне(63) хотящу(64) ми създати(65) церковь камену(66) в(67) обитель(68) вашеа(69) добрыа(70) дтелии(71) в(72) имя святыя(73) и(74) живоначалныа(75) Троица». Игумен(76) же веселым сердцем(77) рече ему: «Бог(78), господине(79), да(80) благословит тя и поспшит(81) твоему(82) благому вщанию(83) и начатку»(84). Таже игумен з(85) бра

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

between human persons, 25–26, 34–35, 48–49, 52, 81–82, 86 as ‘ecstatic», 32, 56, 92 and freedom, 75–76 and suffering, 83 and lust, 156 victory of, 107–10 Man: see Person, the human Manichaeans, 58 Marriage, 79 Mary, the Blessed Virgin, 44–45, 88, 94, 1003, 118, 120, 123 Metanoia, 17, 34, 131, 152 see Repentance Microcosm, man as. 54. 62–64, 86, 183 Monasticism, 79 Moses, 15, 17, 141, 158, 171, 175 Mother, Holy Spirit as, 42 Myron, 133 Mystery, meaning of word, 17–18 God as mystery, 14–18,27, 30–31 Names, given by Adam, 69 Nature, contemplation of, 141, 157–62 and Scripture, 162 Negative theology: see Apophatic approach Nepsis, 152, 157 Nous, 61 Orans,118 Original sin, 77–81, 102 Ousia,37 see Essence Pain, 73,77 Panentheism, 58, 158 Passions, 155 Pentecost, 123–6 Pentecostal movement, 134–6 Perichoresis, 34 Person: God as personal, 13, 1920, 33–35,37–38 person, the human, 60–72 and mutual love, 34, 67–68 tripartite division of man, 60–61 man as microcosm, 54, 62–64, 86, 183 man as mediator, 6364 183 Physiki, 141 Platonism, 59 Praktiki, 141 Prayer, 140–77 nothing so difficult, 140, 151 daily prayers, 46–48 three stages, 140–3 prayer of the heart, 154–5, 165 pure prayer, 86 self-acting prayer, 165 prayer and contemplation, 157–62 and silence, 163 and humility, 174 and thanksgiving, 55 and social service, 52 see Jesus Prayer Priest of creation, man as, 68–70, 85 Prosopon, 37 see Person Repentance, 143, 151–2 see Metanoia Resurrection: of Christ, 110–12, 116–17, 151, 182 of body, 64, 78, 87, 146, 180–3 Sacraments, 144–6 see Baptism, Chrismation, Confession, Eucharist Sacrifice, 85 of Christ, 104, 110 Salos, 131 Salvation, two principles of, 96 as sharing, 97–98, 104–5 Scripture: see Bible Second Coming of Christ, 179­80 Silence, 163, 178 Sin, 72, 75, 77, 90–1 see Evil Sobriety, 136 Son, God the, 40–42, 44–4 6 see Jesus Christ Soul, 60–61 Christ has a human soul, 99 Spirit, the Holy, 9, 61, 11839 as a person, 121 as true God, 36, 122 as mother, 42 procession of, 40–41, 43, 121–2

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

Anonymus, Сатепае præfatio, 106, 1061–74. Euthymius Zigabenus, 128. 41–1326. Eustathius Thessalonicensis, 135, 519–40. Nicephorus Blemmyda, 142, 1321–1622. Jobius, monachus. Proo_emium, 158, 1053–6. In Proverbia. Hippolytus, 10, 615–28. Origenes, 18, 17–34; 17, 149–252. Eusebius, 24, 75–78. Eustathius Antioch., 18, 675–86. Apollinaris, PGLT., 80, 717–20. Didymus, 39, 1621–46. Chrysostomus, 64, 659–740. Cyrillus Alex., 69, 1277–78. Procopius Gazæus, 87, 1221–1544; 1779–1800. Olympiodorus, 93, latine. 469–78.   Homiliæ singulæ. Basilius, In principium Proverbiorum, 31, 385–424. In VI, 4, 31, 1497–1508. Homilia dicta in Lacizis, 31, 1437–58 In Ecclesiasten. Dionysius Alex., 10, 1577–88. Gregorius Thaumaturgus, 10, 987–1018. Gregorius Nyssenus, hom, 1–8, 44, 615–754. Olympiodorus, 93, 477–628. Gregorius II Agrigentinus, 98, 741–1132. In Canticum CANTICORUM Theophilus Ant., 6, 1603–4. Hippolytus, 10, 627–30. Origenes, 13, 35–216; 17, 253–88; 369–70. Athanasius, 27. 1347–62. Gregorius Nyssenus, 44. 755–1120. Theodorus Mops.. 66, 699–700. Philo Carpasius, 40, 27–154. Cyrillus Alex., 69, 1277–94. Theodoretus, 81, 27–214. Procopius Gazæus, 87, 1545–1780. Michael Psellus, , 122, 537–686. Matlhæus Cantacuzenus, 152, 997–1084. IN Sophiam Salomonis. Matthæus Cantacuzenus. Fg., 100, in notis, 395, 411, 418, 447, 449. IN PROPHETAS Universe. CLEMENS ALEXANDRINUS. Eclogæ ex Scrip-turis propheticis, 9. 697–728. EUSEBIUS CÆS. Eclogæ propheticæ, 22, 1021–262. De vitis prophetarum, 22, 1261–72. ATHANASIUS. Homilia in Patres et Prophetas, 28, 1061–74. EPIPHANIUS. De prophetarum vita, obitu et sepultura, recensio 43, 393–414; in imis, paginis, ibidem. De 72 prophetis et de prophetissis, 1, 814–5 in notis. ANONYMUS De codem argumento, 43, 415–28; 93, 1348–85. CHRYSOSTOMUS. De prophetiarum obscuritate, hom. 1–2, 56, 163–176, 175–92. CHRYSOSTOMUS, 64, 15–16; 69, 553–68 (­Joannes Jejunator), de pseudo-prophetis. ANONYMUS. In 4 Prophetas iambi, , 106,1073–76. THEODORETUS. Commentarius in omnes prophetas (majores et minores), 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Death, 96, 77–78, 104, 113, 143 Deification of man, 28, 98, 146, 167 Demons, 57,74–75, 135 Diakrisis, 154 Discernment of spirits, 135 Discrimination, 154 Dispassion, 156, 174 Doubt, 19 Dualism, 58–59 Elder: see Spiritual father Energies, the divine, 27–28, 31, 158, 167–9 Epektasis, 185 Epiclesis, 46, 118, 124 Epiphany, 45, 84, 123 Essence of God, 37, 93–96, 167–8 see Energies Eternal life, 183–5 Eucharist, 46, 48, 69, 85,145–6 Evil, 23, 59–60, 73–76, 86 Evolution, 67 Experience, personal, 8, 22, 134–5 Faith, 18–19, 27 Fall, 74–81 and Incarnation, 9293, 100 and Virgin Mary, 102 Fasting, 156 Father, God the, 39–40 Filioque, 40, 122 see Spirit F1esh, 79 Fools in Christ, 131–2 Free will, 61, 65, 75–76, 105, 149, 181 Geron, 127 Gethsemane, 105 Gnostics, 59 God: nearness yet otherness, 13­14 as mystery, 14–18,29–31 as personal, 18–20 experience of, 22 existence of, three pointers, 22–26 unity in diversity, 36–39 God and suffering, 82–83, 95 see Darkness, Energies, Essence, Light, Love, Trinity Grace and free will, 149 Healing, spiritual, 127 Heart, 25, 154–5, 165 Hell, 35, 57, 106, 181–2 Hesychia, 163 Holy Spirit: see Spirit Homoousios, 36, 94 Hypostasis, 37, 168 see Person Ikons, 9, 69,95, 161 Image, human beings in God’s, 49, 64–68, 69, 81, 84, 93 distinguished from likeness, 66 Immaculate Conception, 102 Incarnation, 44, 82,92–99, 104, 110,123,168 Intellect, spiritual, 61, 154, 165 Iurodivyi, 131 Jesus Christ, 88–117 true God, 36, 89–90, 94, 96­97 true man, 89–90, 94–97 two natures and wills. 94–95 human soul of, 99 takes fallen human nature, 99–100 as Saviour, 90 as Christ or Messiah, 91 see Baptism, Cross, Incarnation, Resurrection, Transfiguration Jesus Prayer, 48,90–91, 112, 164–6,175 Joy, 112, 118 Judgement, the Last, 52, 181 Kenosis, 109 Kingdom, the inner, 70–72, 86 Last Day, 64–6, 78, 178–83 Light, the divine, 15, 21, 30, 169–72, 177 Likeness, the divine: see Image Logos, logoi, 40–41,61, 158 Love: within God, 33–35 of God for creation, 56, 75, 181–2 of man for God, 20, 32, 51

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

Первая книга Еноха создавалась в (ГY)Ш-I вв. до Р. X., в ней описываются различные откровения, объединенные именем Еноха 129 . Она состоит из нескольких частей, большинство из которых исследователи относят к апокалиптическому жанру: 1 . Книга стражей (гл. 1–36); 2 . Образы (подобия, или притчи) (гл. 37–71); 3 . Астрономическая книга (гл. 72–82); 4 . Книга видений (гл. 83–90), главы 85–90 которой также называются «Апокалипсисом животных» из-за активного использования в ее символике образов животных; 5 . Послание или завещание Еноха (гл. 91–107), которое включает в себя так называемый «Апокалипсис недель» (91: 12–17 и 93: 1–10). Самой ранней из всех является Астрономическая книга Еноха (1 Енох 72–82) 130 , и уже в ней возникает образ небесных писаний. По повелению ангела Енох изучает «писание небесных скрижалей»: «И я рассмотрел все на небесных скрижалях, и прочитал все, что на них, и заметил для себя все, и прочитал книгу и все, что было на ней, все дела людей и всех телеснорожденных, которые будут на земле до самых отдаленных родов» (1 Енох 81: 2) 131 . Согласно нашей классификации, эти небесные скрижали фактически являются книгой судеб, так как дела всех людей записаны на них заранее. Далее отмечается запись людских грехов: «Блажен муж, который умирает как праведный и благой, о котором не написано никакое писание неправды и против которого не найдено вины!» (1 Енох 81: 4) 132 . В этом отрывке можно увидеть упоминание книги людских деяний. В Книге образов (1 Енох 47) при описании небесного видения используется образность «книг» из 7-й главы Книги пророка Даниила 133 , однако под «раскрытыми книгами» понимаются не книги людских деяний, но книга жизни: «И в те дни я видел Елаву дней, как Он восседал на престоле своей славы и книги живых были раскрыты перед Ним» (1 Енох 47: З) 134 . В Апокалипсисе животных 135 содержится своеобразная трактовка образа книги людских деяний. В 1 Енох 89: 55–65 повествуется, как Бог за грехи предал Своих «овец» (т. е., израильтян) во власть «диких зверей» (символическое обозначение Вавилонского плена); далее Бог поручил овец «пастырям» (ангельским силам) с повелением наказать тех за грехи 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

8. Как Ласкарис младший, презрев многих знатных особ, поставлял на их места других (15–16). 9. Как Котис уговорил Палеолога бежать к персам (16–18). 10. Как Палеолог возвратился и, принятый, послан был военачальником на запад (18–19). 11. Как отправлен был Хадин взять его и привесть в узах (19–24). 12. Как царь, страдая болезнью, подозревал всех в чародействе; и о Марфе (24–29). 13. Смерть царя Феодора и дела его при жизни (29–31). 14. Как воспитываем был Ласкарис отцом для вступления на престол (31–32). 15. Какое имел попечение о сыне царя, Иоанне, протовестиарий Музалон (32–34). 16. Речь протовестиария Музалона (34–41). 17. Ответная речь Палеолога (41–46). 18. Нападение войска на Музалонов (46–47). 19. Как совершено убийство Музалонов (47–55). 20. Как от этого некоторые вельможи выехали за границу, а другие приняли иные меры самосохранения (55–56). 21. Как правители соревновали друг другу в заботливости о царе (56–58). 22. Как в этом отношении предпочтен был всем Палеолог (58–60). 23. Как он почтен был саном великого дукса (60–62). 24. Как царь Иоанн, страдая болезнью, раздавал бедным милостыню (62–63). 25. Как великий дукс, получив доступ к царским деньгам, снискивал себе ими расположение (63–64). 26. Как прибывшему патриарху выражал он необыкновенную угодливость (64–66). 27. Как все единодушно говорили в пользу великого дукса и провозгласили его деспотом (66–71). 28. Как патриарх согласился с мнением прочих, говоривших в пользу Палеолога (71–72). 29. Как Палеолог, подчинив себе воли всех, стал домогаться чрез них верховной власти (72–73). 30. Как западный деспот Михаил забрал себе в голову великие надежды (74–76). 31. Как Ахайский князь был взят в плен римлянами (76–81). 32. Как Михаил деспот победил римлян и взял в плен кесаря (81). Книга вторая. 1. Как патриарх Арсений был озабочиваем представлениями о необходимости верховного правителя (82–86). 2. Как государственные чины освобождали Палеолога от клятвы, которою был он связан (86–87). 3. Как римляне клялись и давали присягу служить обоим царям, и с каким ограничением (87).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

625. Сборник богослужебный , в восьмушку, 81 л., полууставом XVII и XVIII вв., в кожаной обертке. В начале рукописи три листа ненумерованных, из них 2 и 3, а также 64 л. чистые, а на 1-м помета о времени поступления рукописи, вероятно, в Святейший Синод: «12 июля 1855 г.» На полях внизу листов 3–28 приписка скорописью: «Лета 7157 (1649) года месяца маия в 24 день великий господин святе(йший) патриарх Иосиф московский и всея Русии сию книгу Меннею август дал в дом Пресвятыя Богородицы в Успенский девич монастырь вкладу безвыносу по своим родителям вечное помяновения а кто сию книгу из церквы вынесят и тому с нами (судитися) во оном веце пред нелице(ме)рным судиею … нашим … а подписал своею рукою на 19-ти страницах». Состав: 1) покаяние ко Господу Богу, без начала (1–27); на 1-м ненумерованном листе киноварью написано: «Исповедание грехов своих повседневно к самому Господу Богу. Творение иже во святых отца нашего Калиста Ксанфопола»; 2) молитва по исповеди Пресвятей Богородицы (27 об.–37). Начало: «О пренепорочная госпоже царице пречистая дево владычице Богородице, иже Бога Слова плотию рождьшая;» каноны: 3) Пресвятей Богородице (38–50 об.); 4) молебен за творящих милостыню (51–63 об.); 5) келейныя молитвы инока «егда должно есть спати» (65–72); 6) служба (без канона) преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому 25 апреля (73–81). 626. Сборник богослужебный , в восьмушку, 163 л., полууставом XVII–XVIII вв., с заставками и разрисованными буквами, в кожаной обложке, листы 29 а, 44 а и 92 чистые. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви великомученика Георгия во Фрязинове». Состав: службы: 1) месяца ноября в 26 освящение церкве святаго великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святыя Софии (1–28 об.); 2) месяца ноября в 3 день обновление храма святаго великомученика Георгия и в 26 освящение церькве святаго великомученика Георгия иже в Киеве у Златых врат Святыя Софии (30–44 об.), отличная от предыдущей; 3) месяца апреля в 23 день святаго великомученика Георгия (45–91 об.); 4) месяца апреля в 23 день поучение на память святаго великомученика Георгия, евангелие от Матфея, слово 72 (93–118 об.). Начало: «Рече Господь: всяк иже исповедает о мне пред человеки, исповем и аз о нем пред отцем моим небесным»; 5) месяца апреля в 23 день память святаго и славного великомученика и победоносца Георгия. Житие (119–163). Начало: «Славный и чудный и великий мученик Георгий во времена бяше Диоклитиана царя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 477 немал, и въпиаше(68) с(69) удивлением: «Въистинну(70), (71)отче(72) преподобне Макарие, угодниче(73) Христов, небесныи человк, земныи(74) аггел(75) еси!» По удивлении же своем стоаше(76) немал час и прослави(77) Господа Бога и новаго чюдотворца Макариа(78). Написа(л) же себ(79) хартию(80), (81)преславно чюдо(82), князю же Георгию(83) погостившу(84) его честно(85), времяни(86) же(87) достигшу(88), архимандрит(89) Иона взяша(90) (91)от князя Георгиа(92) достойное поклонение к(93) старишому(94) брату, (95)великому князю(96) Василию(97), и к(98) святишому(99) митрополиту Данилу(100) makoжe(XVIII.1) 320 , таже(2) л. 477 об. поиде в(3) пресловущии(4) град Москву. (5)Немногу же времяни(6) минувшу(7), се(8) (9)уже(10) достигшу(11) ему(12) град(13) Москву(14), прииде к великому князю Василию(15) Ивановичю(16) и являет(17) ему от брата(18) князя Георгиа(19) вышереченное поклонение, та же и к(20) святишему(21) отцу(22) митрополиту(23) Данилу(24), (25)и сказывает им(26), якоже вид(27) святаго Макариа(28) чюдно(29) и преславно паче ума человчя(30). Се(31) же времени(32) невелику(33) минувшу(34), по съветованию(35) благоврнаго(36) великого(37) князя Василия(38) Ивановича(м)(39), се же и по воспоминанию(40) благовернаго(41) князя л. 478 Георгиа(42) Ивановича(н)(43) пресвященныи(44) митрополит Данило(45) събра(46) к себ(47) поручении(48) русской(49) митрополии(50) свою братию, архииепископы(51) и епископы, архиимандриты(52) и(53) игумены(54) честныа(55), начаша духовн(56) бесдовати(57) и(58) потщателн(59) о преподобном(60) отци(61) Макарии(62), новоявленном(63) чюдотворци(64), глаголаше(65) в себ(66) сице: «Бог(67) прославляем(68) в(69) свтх(70) святых». И пакы(71) глаголаше(72) «Похваляему(73) праведнику веселятся(74) людие». Инде(75) же рече(76): «Не может(77) град укрытися връху(78) горы(79) стоя(80), ни свтилник(81) под съсудом(82) съкрыт(83), но(84) явлен(85) свт(86) всм»(87). Сего же(88) свтилника(89) л. 478 об. не(90) рачаше(91) Бог(92) съкрыти(93) под землею, но(94) явлену(95) ему(96) быти(97). Сказание о иконе Макария Желтоводского и Унженского в Хергозерском монастыре Каргопольского уезда

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

72 . Псалом 72 воспевается в утешение всем верным, их ожидает блаженство вечное. 73 . Псалом 73 пророчество о грядущем разорении Иерусалима, глас плача и скорби. 74 . Псалом 74 пророчество о вечном воздаянии. Христос Судия вся роги грешных – силу диавольскую – сломит на суде и рог Праведного – Крест Христов – на высоте небесной прославит. 75 . Псалом 75 о славе Христа Господа, даровавшего победу Церкви Святой. 76 . Псалом 76 в похвалу Христа Господа Церкви Своей, собравшей верных к жизни вечной от странствия земного в Отечество Небесное. Измена десницы Вышнего в Боговоплощении, и во Святом Сыне Божием Бог открыл путь Свой, творяй чудеса и силу Свою. Глас грома – евангельской проповеди – услышали в колеси – в мире сем, во вселенной. Трепетна бысть земля – человек, осветившийся молнией в огненных языцех сошествия Духа Святого. 77 . Псалом 77 возглашает о бесчисленных благодеяниях Бога Вседержителя во времена древние и о неизреченном человеколюбии Христа Господа верующим во имя Его. Христос – камень веры, и из ребр Христовых истекли реки благодати, и спасение наше на кресте Его. И порази враги Своя вспять Крестом Своим и поношение вечное даде демонам. И избра колено Иудово – Христос из него воссиял, и гору Сионю – Пречистую Богородицу и Церковь Христову. 78 . Псалом 78 в пении своем пророчески возвещает разрушение Иерусалима. 79 . Псалом 79 пророчество о Христе – Добром Пастыре, об Иерусалиме и Церкви. Лицо Божие – Христос – просвещает всех и спасает. Виноград, горы – достояние Божие. Десница Божия – Христос, Сын Божий и Сын Человеческий. 80 . Псалом 80 воспевает страсти Христовы, дни праздников Святой Церкви, источающей вино благодати из точил. Верный в селении сердца – псалтири с гусльми и тимпаном – хвалит Бога умом, сердцем и устами, прославляя новомесячие – рождество и воскресение Христово. Верный, послушай Христа Бога, ходи путем Его, и Господь смирит врагов твоих и напитает тя от тука пшенична и от камени меда насытит – Плоти и Крови Своей пречистой. 81 . Псалом 81 увещевает суд праведный творити. Сонм богов, основания земли суть власти от Вышнего получившие, да, не взирая на лица нища и убога, защищают от руки грешника. Воскресни, Христе Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех – верующих во имя Твое и творящих волю Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010