71 Кончились молитвы Давида. На ранних стадиях оформления состава Псалтири все Давидовы псалмы были сосредоточены в двух ее первых книгах (см. Введение: Характерные особенности и темы). Однако состав ее продолжал изменяться на всем протяжении ветхозаветной истории, и именно в связи с этими изменениями данный стих оказался в ненадлежащем месте в конце псалма, создание которого приписывается Соломону. Глава 72 Пс. 72 Этот псалом является утверждением всеблагости Божией, хотя и рассматривает тему торжества зла и несправедливости в мире, выражающегося в благоденствии нечестивых. Таким образом, данный псалом во многом перекликается с книгой Иова. Кроме того, он имеет немало общего с Пс. 36 и 48. 72 Как благ Бог. Очевидно, что псалом был создан уже после того, как его автор разрешил все отягощавшие его душу и омрачавшие его взаимоотношения с Богом сомнения. 72 едва не поскользнулись стопы мои. См. ком. к ст. 1. 72 им нет страданий. Псалмопевец явно преувеличивает: нечестивые также страдают, однако их страдания скрыты за фасадом внешнего благоденствия. 72 гордость. Точнее: «гордыня», т.е. нежелание выказывать свои несчастия перед Господом и просить у Него помощи. 72 поднимают к небесам уста свои. Т.е. судят о делах небесных предмете, им чуждом. 72 пьют воду полною чашею. Очевидно, «пьют беззаконие, как воду». 72 благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Эти слова подводят итог всему сказанному о нечестивых. 72 не напрасно ли я очищал сердце мое. Это и есть то главное сомнение, разрешить которое ему помогла встреча с Богом. 72 подвергал себя ранам... и обличениям. Речь идет о покаянии и страданиях псалмопевца. 72 доколе не вошел я во святилище. Сомнения псалмопевца развеялись, когда он предстал пред Господом в Его святилище. Там на душу его снизошел мир. не уразумел конца их. В святилище псалмопевцу открылось, что конечная участь нечестивых смерть и разрушение; Бог восстановит справедливость, которой недостает людям в земной жизни. См. статью «Последний суд». 72 Как сновидение. Когда Господь обратит на нечестивых Свой гнев, все их благоденствие уподобится развеявшемуся сну.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

740 Покаянье: Синод. (П1М) 3, л. 293 об.–291,. М–КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086. л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 741 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 746 М-Печ тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН). л. 264 об.–270. 751 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294, М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. М-Петр. 94: А 94, л. 225–228; М-Погод. 310: Погод. 310, л. 95 об.–98. 130 об.–135, 236–237 об. Рез – процент, рост (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 2004. Вып. 22. С. 133–134); резоимство – ростовщичество (Там же, С. 138). 753 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294. М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 756 О финансовой самостоятельности женщин см. также: Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в). М., 1997. С. 33–34. 760 М-КДА 174: КДА 174л, л. 262–265, O.I.100, л. 37 об.–40 об. Складник – пайщик, компаньон в торговле, промысле, землевладении (Сл.РЯ XI–XVII вв. М., 2000. Вып. 24. С. 204). 763 ЧЖ-O.I.100: Хлуд. 120, л. 322 об.–324, O.I.100, л. 30 об.–32; М-Погод. 310: Погод. 310. л. 130 об.–135. 764 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; Вопрошание исповеданию: Чуд. 5. л. 72 об.–78 об.; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 765 Корогодина М. В. О создании памятников покаянной дисциплины и древнерусской письменной традиции//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Редактор и текст. СПб., 2000. Вып. 3. С. 111, 114, 116; Смирнов. Материалы. С. 51–54. 769 Корогодина М. В. О создании памятником покаянной дисциплины... С. 114–116. По рукописи Кир.-Бел. 530/787, л. 137–144. 771 М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294: Вопрошание исповеданию: Чуд. 5, л. 72 об.–78 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Пс.72:9. Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли.     Изрекают хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и «язык» их на «земли» (Афанасий). Пс.72:10. Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них.     Некоторые верные, но немощные духом, соблазняясь благоденствием нечестивых, скорбят о своем убожестве (Димитрий). Пс.72:11. И реша: како уведе Бог; и аще есть разум в Вышнем;     Беззаконные дошли до такого нечестия, что говорили: «како» Бог знает дела наши, и откуда Ему «ведение» иметь о нас? Поскольку они делали зло и не получали за это наказаний, то в безумии своем решили, что нет Бога (Афанасий, Ефрем). Пс.72:12. Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство;     Причина соблазна в том, что нечестивии в настоящей жизни весь «век» проводят в благоденствии (Афанасий). Пс.72:13. И рех: еда всуе оправдих сердце мое, и умых в неповинных руце мои;     Давид, видя благоденствия нечестивых, рассуждал сам с собою: есть ли какая польза от благочестия, за которое он столько бедственно страдал, подвергая себя истязаниям за прежние согрешения; и не напрасно ли его старание о стяжании «правого сердца» и «неповинных рук»? (Афанасий, Феодорит). Пс.72:14. И бых язвен весь день, и обличение мое на утренних.     За правду и необщение с пороком каждый день подвергался оскорблениям и поруганиям (Феодорит). Пс.72:15. Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, емуже обещахся.     Пророк, усмотрев превратное нечестие искушающих помыслов, убоялся сообщить их другим, чтобы не быть для них виновником соблазна (Афанасий). Пс.72:16. И непщевах разумети: сие труд есть предо мною.     И святые мужи, подобно Давиду, недоумевали благоденствию нечестивых. Но не так, как нечестивые: они не обвиняли Бога и не порицали Его. Давид в другом месте говорит: «правда твоя яко горы Божии» (Пс. 35:7). И Иов, столь много пострадавший, не произнес слов против Бога; а Иеремия прежде вопроса изложил свой суд: «праведен еси, Господи» (Иер. 12:1), т.е. знаем, что все Тобою производится праведно, но способа не знаем — Что ж? Узнали они что-либо более? — Нет; даже и ответа не получили на это: «сие труд есть предо мною» — и это для того, чтобы позднейшие научились ни о чем подобном не спрашивать (Григорий Богослов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster’s Political Theology. P. 50. Ambrosiaster . Commentarius in Epistolam Paulini ad Romanos 5, 2//CSEL. 81/1. P. 152–153. Ambrosiaster. Quaestiones Veteris et Novi Testamenti 114, 16//CSEL. 50. P. 310–311. cum in errore degeremus, in quo nunc manent pagani, nullis virtutum signis adtracti, sed nudis verbis quae sacra vocant percepimus prodesse putantes, non quod divinitas commandaverat, sed quod vetus consuetudo tradiderat ut autem ad fidem Dei accederemus et Filium Eius incarnatum et crucifixum crederemus, non verbis suasum est nobis, sed rebus. vidimus enim mortuos excitatos, leprosos mundatos, caeco nato oculos restitutos, demonia eiecta et simul omnes infirmitates curatas. «Когда мы были увлекаемы в заблуждение, в котором теперь пребывают язычники, нас привлекали не знамения силы, а мы приняли голые слова, которые они называют священными. Считая, что [язычество] приносит пользу не потому, что Бог вверил его, а потому, что его передали старые обычаи, Но мы обратились к вере в Бога и Сына Его воплощённого и распятого не убеждённые словами, а делами. Ибо мы видим, как мёртвые восстают, прокажённые очищаются, слепорождённым возвращается зрение, демоны изгоняются, и так же все болезни исцеляются». Ambrosiaster . Commentarius in Epistolam Paulini ad Ephesios 2, 5b//CSEL. 81/3. P. 81. Ambrosiaster . Commentarius in Epistolam Paulini ad Romanos 6, 17, 1//CSEL. 81/1. P. 204–205. Ambrosiaster . Commentarius in Epistolam Paulini ad Ephesios 4, 14//CSEL. 81/3. P. 101–102. Bray G. L. Translator’s Introduction//Ambrosiaster’s Commentaries in XIII Epistulas Paulinas. Commentaries on Galatians — Philemon. P. XVI. См. Perrone L. Echi della Polemica pagana sulla Bibbia//Annali di storia dell’esegesip. 1994. Vol. 11 (1). P. 170, note 55. Ambrosiaster . Commentarius in Epistolam Paulini ad Romanos 13, 3, 1//CSEL. 81/1. P. 418–419. Ibid. 13, 6//CSEL. 81/1. P. 420–421. Souter A. A Study of Ambrosiaster. Cambridge, 1905. Р. 23–41. Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster’s Political Theology. P. 44.

http://bogoslov.ru/article/6174563

9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л 431–433 об.; М–Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191, Q.1.851, л. 153 об.–157 об.; Ж-Перетц 12: Перетц 12. л. 112 об.–117 об. 695 Составители «Словаря русского языка XI –XVII вв.» перевели слово колотьба как драка, хотя и поставили знак вопроса (Сл.РЯ XI–XII вв. М., 1980. Вып. 7. С. 253). Очевидно, такой перевод был сделан по аналогии с однокоренными словами колотити, колотитися, которые несомненно имеют значение «бить, колотить, ударять, стучать» (Там же С. 252) Множество примеров употребления этого слова в исповедных вопросниках, как и пример, приведённый в Словаре, подводят нас к мысли, что колотьба означает те же действия, что и однокоренные глаголы, но подразумевает не драку, а шуточную схватку, игру, в которой большое значение имеет сексуальный элемент. 696 Покаянье: Синод (ТИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об. 697 М-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 71–74, Арханг. Д. 72, л. 46–50. Арханг. Д. 73, л. 39–42, Солов. 1092/1201, л. 187 об.–191. Соф. 1062 , л. 185–189, Q.I.851, л. 153 об.–157 об.; Покаянье: Синод (ГИМ) 3. л. 293 об.–294. 699 М-КБ 22/1099 Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431– 433 об.; М-Печ. тр.: Синод. (ГИМ) 898, л. 215 об.–218, 219 об.–221, 7001 сп (БАН), л. 245 об.–252 об.; Ж–Печ. тр.: В-5636/37 (ВСМЗ), л. 13–17, Синод. (ГИМ) 898, л. 221 об.–227, 7001 сп (БАН), л. 264 об.–270. 714 Покаянье: Синод. (ГИМ) 3, л. 293 об.–294; М-КБ 22/1099 Кир.-Бел. 9/1086, л. 81 об.–84 об., Кир.-Бел. 22/1099, л. 431–433 об.; Ж-Погод. 439: Погод. 439, л. 179 об.–181. 715 Ж-Погод. 439: Погод. 439, л. 179 об.–181; Ж-Арханг. 38: Арханг. Д. 38, л. 74–76. Арханг. Д. 72, л. 50–53, Арханг. Д. 73. л. 42–44 об., Солов. 1092/1201, л. 191–193, Соф. 1061 , л. 222–224, Q.I.851, л. 185 об.–188 об.; ЧЖ-Погод. 308: Погод. 308, л. 313–314 об. 721 Ж-Печ. тр. В-5636/37 (ВСМЗ), л 13–17, Синод (ГИМ) 898, л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Ибо кто дальновидным и прозорливым оком души, как настоящее, уразумев то, что в уповании уготовано добрым, оставляет в стороне все видимое, проникает же душою внутрь небесного святилища, тот посмеивается нерассудительности людей, суд о прекрасном малодушно предоставляющих чувственности. Посему псалмопевец говорит: «что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли» ( Пс.72, 25 ). В той же части псалмов, с удивлением возвеличивая и превознося словом небесное, а что на земле и вожделенно очам несмысленных, то презрительно и с осмеянием уничижая и представляя отвратительным, подобно тому, как если кто из родившихся в темнице тот мрак, в котором воспитан и вырос, почитает великим некиим благом, потом, вкусив приятности быть под открытым небом, осуждает прежнее свое суждение, говоря: каким зрелищам солнца и звезд и всей небесной красоты, по неведению лучшего, предпочитал я привычный мне мрак, и псалмопевец потому же самому осуждает в слов нерассудительное мнение о прекрасном, говоря о себе, что он был «скотен» ( Пс.72,22 ), пока видел благо только в земном. Но когда стал с Богом (Бог же Слово), и наставлен на правый путь, а вождем для него делается правое советом Слово, и увидел в добродетели славу, какою бывают восхищаемы обращающие взоры к небу; тогда употребляет оные речения, из которых одно всякое у людей благо вменяет в некое чудо, а другое с презрением отзывается о ничтожестве и суетности обманчивой заботы о жизни. Все же изречение таково: псалмопевец говорит: «скотен бых у Тебе» ( Пс.72,22 ), означая таковыми словами неразумное пристрастие. Потом присовокупляет: «и аз выну с Тобою» ( Пс.72,23 ). Сказав же сие, указует и способ единения с Богом, чтобы и мы дознали, как тот, кто прежде был «скотен», после сего вступает в единение с Богом; ибо говорит: «удержал еси руку десную мою» ( Пс.72,23 ). Божиею помощию называет направление разумения к делам правым. «И советом Твоим наставил мя еси» ( Пс.72,24 ); потому что наставление к прекрасному не бывает без Божия совета: «и со славою приял мя еси» ( Пс.72,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Пс.72:14 .  и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? «И бых язвен весь день, и обличение мое на утрених». Позаботившись о правде и избегнув общения с пороком, каждый день подвергаюсь оскорблениям и поруганиям. Пс.72:15 .  Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. «Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих преступил еси». Оставив другие помыслы, размышлял я сам с собою о следующем: ужели Бог нарушил заветы Свои с нами? Ибо «преступил еси» ( συντθεικας) сказано вместо: ужели нарушил Ты постановленные заветы? Сынами же называют себя самих; потому что так именует их Бог: «Сын Мой первенец Израиль» ( Исх. 4, 22 ): «сыны родих и возвысих» ( Ис. 1, 2 ). Пс.72:16 .  И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, Пс.72:17 .  доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. «И непщевах разумети: сие труд есть предо мною», «Дондеже вниду во святило Божие: и разумею в последняя их». Но оставив другие помыслы, разсудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия. Впрочем я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злой их конец. Потом предварительно научается сему Божественною благодатию. Пс.72:18 .  Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Пс.72:19 .  Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Пс.72:20 .  Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их. «Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася». «Како Быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое». " Яко соние востающих». Все сие сбылось с Вавилонянами при Кире, потому что Вавилонян пленив поработил, а Иудеям даровал возвращение. Справедливо же Пророк благоденствие их уподобил сну, потому что явление настоящей жизни ничем не отлично от сновидения. И сие не трудно усмотреть на самих Вавилонянах. Ибо незадолго прежде кичившиеся и тщеславившиеся, как обладатели целой вселенной, внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.72:3 .  Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. «Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря». Как огнем меня жгло, когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и великом счастии. Пс.72:4 .  Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. «Яко несть восклонения в смерти их». Акила перевел так: «нет страданий в смерти их». А Симмах: «не помышляли о смерти своей», то есть испытуемые в опасностях не отрекались от себя самих. Слово же: «восклонение» ( ννευσις) означает отречение; ибо, намереваясь отречься от чего-либо, обыкновенно восклоняем голову. «И утверждения в ране их», то есть, не надолго приближается к ним скорбное. Пс.72:5 .  На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. «В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран». Все дела у них текут благоуспешно, не несут они ни трудов, ни бедствий, ни наказаний, подобно другим людям. Пс.72:6 .  Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; «Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим». Отсего вдались они в кичливость и надмение и, не страшась наказаний за прежние грехи, увлеклись в большее беззаконие. Словом: «одеяшася» Пророк изобразил множество неправды, как бы отвсюду их окружающей. Пс.72:7 .  выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; Пс.72:8 .  над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; Пс.72:9 .  поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. «Изыдет яко из тука неправда их». Тук, как говорили мы неоднократно, означает благосостояние и благополучие. Посему, говорит Пророк, пребывая в таком благоденствии, со всею небоязненностию отваживаются делать неправду. «Преидоша в любовь сердца их». «Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша»: «Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли». Недовольно для них делать неправду людям, но словами и помыслами, как стрелами, стараются поражать и самое небо. Дает же сим разуметь Пророк хулы на Бога, злословие о народе Божием и поругания божественнаго храма. Но яснее выразил сие в псалме сорок первом: «быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой» ( Пс.41:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Соответственно происхождению и предмету книги, в ней господствует дух высочайшей тоски и скорби. Пророк услышал слух о нашествии на его отечество нечестивых, хищных и надменных врагов, об опустошении св. земли, упразднении храма и богослужения, бесславии избранного народа, – о таком деле, которому не поверили бы, если бы кто стал рассказывать (1, 5). Такое зрелище могло повергнуть в горькую печаль – и всякое сердце: тем сильнее и глубже оно должно было поразить пламенное и до ревности любящее свой народ сердце стража Божия (2, 1), наполнить трепетом, лишить всякой крепости, болезненно, как бы до мозга костей проникнуть все существо его (3, 16). И вот – а) при первой же вести (1, 5 и д.) о страшной будущности, ожидающей чад Церкви, забыты пророком слабости и грехи, из-за которых он вопиял и просил отмщения: оставлены так безвозвратно, как будто о них не было ни речи, ни повода к речи. Пред лицем его только бремя гнева Божия, висящее над бедными соотечественниками, как грозная туча, освещаемая лишь светом стрел и блистанием молниевидных оружий гневающегося Бога (3, 11). В мрачный образ бременосного видения (1, 1) вера верного до смерти и уповающего на милосердие Божие вносит по временам и лучи светлой радости и надежды (1, 12. 3, 2. 18. 19); но они, редко являясь и быстро исчезая, тем живее дают чувствовать господствующий в видении мрак и преобладающую скорбь. Эта вера Боговдохновенного созерцателя и служителя Божия начинает размышлять, чтобы узнать силу откровения ( Пс.72:16 ): пытливо сносит он страшное известие и с древними обетованиями, и с достоинством народа Божия, и с Божественным правосудием ( Авв.1:12 и д.), ищет на чем бы укрепить колеблющиеся ноги, ослабевшие колена (3, 16. сн. Пс.72:2 ; Дан.5:6 ); смиренно высказывает полу-молитву, полу-пророчество, что это только суд исправления ( Авв.1:12 ); но как бы утомясь исканием высших себе и чувствуя трудность решения ( Пс.72:16 ), в скорби кипящего сердца ( Пс.72:21 ) просит успокоения у Бога ( Авв.2:1 ). И – б) когда, вошед во святилища Божии, узнает там конец врагов, на каком скользком месте стоят и как гибнут и исчезают они, подобно призраку, со своим нечестием (2, 5 и д. сн. Пс.72:17–20 ), – с какой обстоятельностью и силой скорбный дух его приникает к этой судьбе нечестивых, служащей в гадание и в повесть всему свету (2, 6 и д.). И потом, когда слышит он, как в этом конце их откроется для всей вселенной слава его Бога (2, 14) и отмстится поношение избранного народа (ст. 16. 17), когда, кажется, ничего больше не оставалось ему, как только умолкнуть благоговейно пред Богом со всей землей (2, 20), – мысль и чувство прежнего страшного откровения, мгновенно возвращаясь, вновь воспламеняют сердце и, терзая внутренность ( Пс.72:21 ), внезапно изливаются в скорбном вопле, долго сдерживаемом, но не подавленном, по видимому, нежданном и забытом: Господи, услышах слух твой и убояхся (3, 1)!

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Пс.72:3. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря, [п]и проч.   Пересказывает, что произвело смущение в душе его, во-первых смущало то, что нечестивые проводят жизнь в глубоком мире, потом смущало и то, что благоденствуют они целую жизнь, и благоденствие их продолжается до самой смерти, даже смерть встречают такую, от какой никто не откажется, если спросить его, желает ли он себе такой смерти. Еще смущался тем, что, если постигает нечестивых за грех какое-либо вразумляющее наказание, то бывает оно не тяжкое, но легкое и удобосносное. Сверх же всего этого смущало его и то, что нечестивые не разделяют трудов человеческих, не имеют нужды ежедневно работать для снискания себе необходимого пропитания, потому что сей труд рук человеческих налагается на людей как бы вместо наказания. Пс.72:6. Сего ради удержа я гордыня до конца.    Поелику наслаждаются они всеми благами и не изведывают никакого зла, то по сему самому без меры предались гордыне, которая соделала их несправедливыми и нечестивыми, так что нечестия их становятся утучнявшими и упитанными. Пс.72:7. Преидоша в любовь сердца.    Законопреступное благоденствие произвело в душе их лукавый навык. Из чего же это видно? Не из того ли, что и помышляют и говорят они лукавое? Пс.72:8. Неправду в высоту глаголаша.    Означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят уже хулу и на самого Бога. Пс.72:9. Положиша на небеси уста своя.    Изрекают, говорит, хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и язык их на земле. Пс.72:10. Сего ради обратятся люди Мои семо.    За это-то превознесшиеся будут низложены. Смысл же речи таков: наказание их принесет некую пользу и послужит народу Моему к его обращению. Ибо увидев, какой конец ожидает нечестивых, не дойдут они до чего-либо подобного, ясно зная, что Бог назирает дела человеческие. И дние исполнени обрящутся в них.   Когда приобретут себе такую мысль, тогда, и только тогда, хорошо исполнят время жизни своей, по сказанному: почил «исполнен дней» (Быт. 25:8), то есть все дни их были исполнены добрых дел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010