См.: Айвазов И. Г.//Православная энциклопедия. Т. I. М. 2000. С. 340–341; Голубцов С. , протодиакон. Московская духовная академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. М. 1999. С. 7–8; [Некролог]//ЖМП 1965. 4. С. 45. 194,216, 219 Акимов Василий Александрович; (30 января 1864 – 6 мая 1942). Окончил Орловскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1888), к. б. 11 декабря назначен и 25 декабря 1888 рукоположен во священника (во диакона 18 декабря) к церкви «Убежища» под покровительством принцессы Ольденбургской в Петербурге, с 31 августа 1891 – священник Покровско-Коломенской церкви, 15 сентября 1898–1932 – ее настоятель (с 6 мая 1902 – протоиерей). С 12–15 апреля 1896 – член Училищного Совета при Св. Синоде. Член делегации к Святейшему Патриарху Тихону по вопросу восстановления митрополита Вениамина в правах настоятеля Александро-Невской лавры. Член Комиссии по выработке положения о Высших Богословских курсах (1925), с 21 сентября 1925 – член Совета Высших Богословских курсов. В 1935 году выслан в Астрахань, где и скончался. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. СПб. 2002. С. 36. 197, 209, 216, 217, 220, 221, 222, 223, 225, 231, 232, 233, 236, 237, 251, 266, 345, 349, 350, 351, 357, 366 Аксаков Иван Сергеевич; (26 сентября 1823–27 января 1886). Русский публицист, славянофил. 61 Аксаков Константин Сергеевич; (29 марта 1817–7 декабря 1860). Русский литератор историк, славянофил. 61 Аксенов Леонид Дмитриевич; (июнь 1876–1940-е годы?). Родился в мещанской семье. Окончил юридический факультет Юрьевского университета. Служил в ведомстве министерства юстиции, затем делопроизводитель Главного управления по делам местного хозяйства Министерства путей сообщения, член Совета по делам отчуждения недвижимости, помощник обер-секретаря Правительствующего Сената. Служил также в синодальной типографии. В июле 1917 – ноябре 1918 – юрисконсульт правления Владикавказской железной дороги. В декабре 1918–1923 работал учителем в школах 31, 29 и 197 в Петрограде и читал лекции в институте им. Толмачева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1922 г. еп. Николай перешел в обновленчество , указом обновленческого синода от 28 сент. 1922 г. назначен управляющим Саратовской епархией и возведен в сан архиепископа. В июле 1923 г. соборным постановлением 14 архиереев во главе с патриархом Московским и всея России св. Тихоном еп. Николай за уклонение в раскол был осужден и запрещен в священнослужении (возможно, было также единоличное запрещение еп. Николая патриархом, см. ниже). В 1923 г. Николай (Позднев), предвидя возможное смещение с обновленческой Саратовской кафедры, вступил в переговоры о присоединении к старообрядчеству со старообрядческим архим. Климентом (Логвиновым), главным исполнителем планов поиска архиерея для беглопоповцев. Ранее, до переговоров с еп. Николаем, Климент обращался в обновленческий синод с просьбой о своей хиротонии во епископа на основах единоверия . Синоду стало известно о том, что планы Климента не пользуются поддержкой старообрядцев, и ему было отказано. 24 окт. 1923 г. Климент присоединил еп. Николая к беглопоповцам через проклятие «никонианской» и др. ересей (3-м чином), при этом последний продолжал свое служение в качестве обновленческого иерарха, совершал рукоположения обновленческих клириков. (Свои действия еп. Николай предварительно согласовал с высшим руководством обновленцев, т. к. в ответ на свое прошение (несохранившееся) получил от обновленческого синода телеграмму (от 23 окт.) с согласием на его переход к старообрядцам при условии пребывания в каноническом общении с синодом; см.: Тимофеев. Новые сведения.) В 1923-1924 гг. в епархиях, где было много старообрядцев, некоторые православные и обновленческие клирики присоединялись к беглопоповцам. Эти случаи были преимущественно следствием разлада в церковной жизни в результате ареста патриарха Тихона, однако у них имелось обоснование в дореволюционной церковной практике. Со времени имп. Николая I Павловича существовали планы присоединения беглопоповцев к Русской Церкви на правах единоверия, и на этих условиях ряд духовных лиц получили разрешение священноначалия на переход к беглопоповцам, К. П. Победоносцев запрещал преследовать переходящих к беглопоповцам правосл. священников. В 1906 г. в 6-м отделе Предсоборного присутствия и в 1912 г. на 1-м единоверческом съезде обсуждалась возможность поставления единоверческого епископа для присоединения к единоверию беглопоповцев (Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного присутствия. СПб., 1906. Т. 2. С. 219-233; Труды 1-го всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев). М., 2012. С. 30-32, 189-191). Эта мысль повторялась и на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. при подготовке постановления о единоверии (Собор, 1918 г. Деяния. Т. 6. (Кн. 7). С. 36-48).

http://pravenc.ru/text/2565614.html

Н. был арестован в с. Ширяеве 7 сент. 1929 г. и заключен в иваново-вознесенскую тюрьму. Проходил по делу «церковно-монархической организации «Истинное Православие» в Ярославской губ.» вместе с группой местных священников, его сторонников. По состоянию здоровья 21 окт. 1929 г. он освобожден из заключения под подписку о невыезде и вернулся в Ширяево, где вскоре скончался. Похоронен в лесу, рядом с домашней церковью. Уже после его кончины Коллегия ОГПУ постановлением от 3 янв. 1930 г. приговорила Н. к высылке на 3 года. Арх.: Архив УФСБ по Ивановской обл. Д. 9974-П; ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 10. Д. 9; Ф. 130. Оп. 10. Д. 114; Лит.: Утвержденные Свят. Правит. Синодом штаты приходских церквей Костромской епархии, с указанием положенных при них состава причтов и изложением руководственных правил по введению сих штатов в действие. Кострома, 1890. С. 254-255; Епарх. хроника//Костромские ЕВ. 1893. 17. Ч. неофиц. С. 265; Костромской церк.-обществ. вестн. 1917. 22. Отд. неофиц. С. 101; Скворцов В. «Святой отец»//Рабочий край: Газ. Иваново-Вознесенск, 1923. 31 окт.; Акты свт. Тихона. С. 983; Дамаскин. Кн. 2. С. 219, 235, 247, 310, 418-422; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слёз…»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По мат-лам следственных и лагерных дел заключенных. М., 1998. С. 26, 115, 117, 118, 231, 257; Ратников А. Живая вода//Губернский дом. Кострома, 1999. 3(34). С. 13-14; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 136-137, 292-293; Мазырин А. В. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-х - 1930-х гг. М., 2006. С. 27, 288; Книга памяти жертв полит. репрессий Костромской обл. Кострома, 2010. Т. 1. С. 403 ; Резепин П. П. Епископы Кинешемские, викарии Костромские//Светоч: Альманах. Кострома, 2010. Вып. 6. С. 295-296; Сахаров М. С., Сикорская Л. Е. Сщмч. Иосиф, митр. Петроградский: Жизнеописание и труды. М.; СПб., 2011. С. 267; Смирнова К. Святыни земли Островской//Вифлеемская звезда: Лит.-краевед. альманах. Кострома, 2011. С. 22-25; Костромская Голгофа. Кострома, 2016. С. 163-166; Потехина Е. А. Епископы Кинешемские; викарии Костромские: Уроки истории. М., 2017. С. 222-228.

http://pravenc.ru/text/2565968.html

1891 (30 марта – 15 августа). Состоял в научной заграничной командировке. 1893 . Участвовал в IX археологическом съезде в Вильне. 1894 (30 апреля). Утвержден деканом историко-филологического факультета Новороссийского университета. 1894–1914. Директор Русского археологического института в Константинополе. 1896 . Участвовал в X археологическом съезде в Риге. 1900 (7 октября). Избран ординарным академиком Академии Наук. (Член-корреспондент с 29 декабря 1893 г.). 1913 . Вышел в свет I т. «Истории византийской империи». 1914 (10 декабря). Утвержден редактором журнала «Византийский временник». 1916 (лето) и 1917 (лето). Командирован с научною целью в Трапезунт. 1918 . Председатель академической комиссии «Константин Порфирородный». 1921 . Избран ученым сотрудником Академии истории материальной культуры и председателем Российского Палестинского общества. 1922 . Избран председателем Кружка друзей греческого языка и литературы при исследовательском институте имени А. Н. Веселовского при СПб. университете. 1922–1927. Читал курсы по истории Византии в Ленинградском университете. 1923 . Избран председателем академической Русско-Византийской комиссии. 1928 (10 сентября). Скончался в Ленинграде, в больнице имени Нечаева, и погребен (12 сентября) на Смоленском кладбище. А. работы 1872–1894 гг. 1 . – 1872. Первые славянские монархии на северо-западе. СПб. 8°, стр. XI-1–266·. – Отзыв К. Н. Бестужева-Рюмина в газете «Голос» 1872 г., 53, и в книге «Первые 15 лет существования СПб. славянского благотворительного общества». СПб. 1883, 147. 2 . – 1874. Болеславы. (Русский энциклопедический словарь Березина, отд. I, т. IV, стр. 104–107. СПб.). 3 . – 1874. Византийский писатель Никита Акоминат из Хон. СПб. 8°, стр. VI-t-219. Отзыв В. Г. Васильевского (представлен в Новоросс. университет. Протокол Совета 7 мая 1874 г.). 4 . – 1875. Значение византийских занятий в изучении средневековой истории (вступительная лекция). (ЗНУ, XVI, стр. 1–18). 5 . – 1877. Отчет о занятиях в течение минувшего полугодия (май – октябрь 1876 г.). (Там же, XXII, стр. 157–174).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В обширном наследии ученого особое место занимают труды по истории слав. языков, в частности по истории церковнослав. языка, сохраняющие актуальность в наст. время. Как фундаментальные труды Д. (Очерк истории русского языка. М.; Л., 1924. S.-Gravenhage, 1962р; то же//Избр. работы. 2000. С. 1-337); Введение в историю русского языка. Brno, 1927. М., 19692; Русские рукописи XI и XII вв. как памятники старославянского языка//Jyжhocлobehcku филолог. 1924. 4. C. 72-94; 1925/1926. 5. C. 93-117; 1926/1927. 6. C. 11-64 (то же//Избр. работы. 2000. С. 391-494); Мысли и предположения о происхождении старослав. языка и слав. алфавитов//Bsl. 1929. Ro. 1. S. 48-85 (то же//Избр. работы. 2000. С. 566-612); Славянское правописание X-XII вв.//Slavia. 1933. Ro. 12. Seš. 1/2. S. 45-82 (то же//Избр. работы. 2000. С. 644-682)), так и его статьи, посвященные отдельным памятникам письменности и языковым явлениям (ср., напр.: К вопросу о языке Киевских листков//Slavia. 1922/1923. Ro. 1. Seš. 2/3. S. 219-227 (то же//Избр. работы. 2000. С. 341-349); Le traitement de dans les langues slaves//RES. 1926. Vol. 6. Fasc. 3/4. P. 216-223 (рус. пер.: Рефлекс в славянских языках//Избр. работы. 2000. С. 383-390); Мюнхенский абецедарий//Изв. АН СССР. Отд-ние гуманит. наук. 1930. 3. С. 211-221 (то же//Избр. работы. 2000. С. 613-623) и др.), отличаются тщательностью проведенного анализа языкового материала и масштабностью филологической мысли. В основе работ Д. по исторической лингвистике лежит понимание языкового развития как преобразования одной системы в другую. Изменение системы языка ученый рассматривал в контексте влияния на язык социо-культурных факторов. Используя системный подход при исследовании древнейших восточнослав. рукописей, Д. заложил методологические основы лингвистического анализа древних памятников письменности. В 20-х гг. ученый исследовал и описал «большую часть рукописей московских рукописных собраний, которые можно относить к XI и первой половине XII в. ...и некоторые рукописи 2-й половины XII в., более архаичные по своему письму» (Избр.

http://pravenc.ru/text/180600.html

К., и в особенности пробабилизм, подвергалась жесткой критике как своего рода апология имморализма не только протестантскими, позже также старокатолическими (напр., И. Й. Дёллингером (1799-1890)), но и католич. писателями, в частности Б. Паскалем (1623-1662) в «Провинциальных письмах», Ж. Мабильоном (1632-1707). Особенно последовательным критиком был бывш. иезуит Пауль фон Хёнсбрёх (1852-1923), к-рый упрекал представителей пробабилизма и К. в целом в использовании софистических приемов и находил в нем коренное извращение христ. морали. Несмотря на отрицательное отношение большинства протестант. авторов к К., нек-рые из протестант. богословов, в частности Готлиб Балдуин (1640-1684), И. Ф. Буддей (1667-1729) и А. Рехенберг (1642-1721), использовали казуистические методы. Влияние К. на правосл. нравственное богословие обусловлено его зависимостью от зап. богословских систем, в т. ч. католических, что характерно для рус. церковной науки XVIII и XIX вв.; носило оно по преимуществу поверхностный и в основном формальный характер, не затрагивая основ христ. этики. Уже в XIX в. наблюдается реакция на казуистическую схоластику, особенно острая в сочинениях религиозных писателей славянофильского направления. Лит.: Суворов Н. С. Казуистика и пробабилизм//Юрид. вестн. 1889. Т. 3. 11. С. 466-492; D ö llinger I., von, Reusch F. H. Geschichte der Moralstreitigkeiten in der römisch-katholischen Kirche seit dem 16. Jh. Nördlingen, 1889. 2 Bde; Зверев А. В. Казуистика и судьбы ее в римско-католической церкви: Очерк из истории римско-католической морали//ВиР. 1890. Т. 1. Ч. 1. С. 185-210; Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901; Hoensbroech P., von. Die katholische Kritik über mein Werk: «Das Papstthum in seiner sozialkulturellen Wirksamkeit». Lpz., 1902. 2 Bde; Schmidt A. Zur Geschichte des Probabilismus. Innsbruck, 1904; Beerens J. F. De casuïstiek en Pascal. Utrecht, 1909; Slater Th. A Short History of Moral Theologie. N. Y., 1909; Dublanchy E. Cas de conscience//DTC. T. 2. Col. 1815-1820; i dem. Casuistique//Ibid. Col. 1859-1877; Tarocchi I. Casistica//EC. T. 3. Col. 981-983; Hamel E. Valeur et limites de la casuistique//Sciences ecclésiastiques. 1959. T. 11. P. 147-173; Vos H., de. Casuistiek//Kerk en Theologie. 1961. S. 217-232; Lio H. Casistica//Dictionarium morale et canonicum. R., 1962. T. 1. P. 573-578; Hamel E., Cessario R. Casuistry//NCE. Vol. 3. P. 219-221.

http://pravenc.ru/text/1319882.html

С 1842 по 1861 г. был редактором ж. «Српско-Далматинский магазин» и публиковал в нем свои многочисленные статьи и переводы с нем., итал. и рус. языков. Был автором ж. «Любитель просвещения», к-рый выходил в Карловаце, «Сербской народной газеты» и др. Г. писал об истории и совр. положении серб. народа, призывал к единению сербов и сохранению серб. народности и правосл. веры. С 1882 по 1885 г. редактировал ежегодный ж. «Шематизам православне митрополие и архидиоцезе Дабро-Босанске», в 1887 г. учредил «Дабро-босански источник». Помогал в написании статей митр. Савве (Косановичу). Полемика Г. с архим. Никодимом (Милашем ; буд. еп. Далматинский) по ряду церковно-иерархических вопросов нашла отражение в публикациях Г.: «Протопресвитер и дocmojahcmbo, доказано по светим канонима и по ucmopuju цpkbehoj» (Задар, 1878. Сремски-Карловци, 1880); oдбuja протопресвитер» (Задар, 1880). С 1885 г. член-корреспондент научно-просветительского об-ва Матицы Сербской (Рада и именик Матице српске за 1886 г. Нови Сад, 1887. С. 71), почетный член Сербской королевской академии. Отношения Г. с митр. Саввой (Косановичем) (с мая 1860 по июль 1888) поначалу складывались как учителя с учеником, затем как близких друзей, но закончились разрывом. Анализу этих отношений и степени влияния Г. на митр. Савву и, наоборот, рассмотрению гипотез об участии или о неучастии Г. в отставке митр. Саввы посвящены работы мн. исследователей, напр. прот. Димитрия Рувараца ( Руварац Д. Писма митр. дабробосанског Саве kohзucmopujaлhoм архимандриту а потом и митрополиту дабробосанском//Црква и живот. 1923. Т. 2. 3-4. С. 98-111), В. Максимовича ( В. Митр. Сава 1839-1903. Добрун; Capajebo, 2003. С. 11, 51-53, 58, 92-93, 95-96, 99, 101, 103, 105, 111, 138, 154-155, 161-172, 176, 196, 216-219, 226, 250, 287, 300), Р. Груича ( Р. Писма митр. Дабро-Босанског Саве kohзucmopujaлhoм архимандриту, а потом митрополиту Дабро-Босанском//Црква и живот. 1923. 2. С. 165-176). Митр. Савва в рецензии на биографию Г., составленную прот. Д. Руварацем ( Сава митр. Неколике примедбе на животопис митр. Загреб, 1899. Т. 16. 2), отрицал причастность Г. к своей отставке, но в его словах звучат критическое отношение к управлению Г. кафедрой и, возможно, обида на то, что Г. не добился от властей разрешения на проживание митр. Саввы на территории Сараевской епархии.

http://pravenc.ru/text/164275.html

ПРАВОСЛАВНОЕ ДЕЛО П. 1939. стр. 96. Статьи Бердяева, Матери Марии Скобцовой, Мочульского, Федотова» ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА. Б 1923. стр. 285. Статьи Аничкова, Г. Афанасьева, Бема, М. Георгиевского, Зень ковского, Новгородцева, А. Погодина, А. Соловьева, Ф. Таранов- ского, С. Троицкого . ПРОБЛЕМА РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ Б. 1924-. стр. 389. Статьи Вншеславцева, Бердяева, Карсавина, Зеньковского, Франка, Н. Лосского, и Арсеньева. ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ Н-Й. 1953. стр. All. Ред. С. Верховской . Статьи Верховского, Зеньковского, Шмемана, Мелия, Князева, Карташева, Арсеньева, Б. Бобринского , и Н. Струве. ПРАВОСЛАВНЫЕ СБОРНИКИ П. 1947–49. Ред. епископ Нафанаил Львов . ПРАВЕДНИК ВО ВЕКИ ЖИВЕТ К пятидесятилетию со для преставления преп Серафима Саровского 1903–1953. Сборник статей. Дх. 1953. стр. 160. СВЕТ ИСТИНЫ. Сборник изданный Русских Трудовым Христианским Движением. Женева. 1939. РЕЛИГИЯ И НАУКА М. 1947. стр. 160. РОССИЯ И ЛАТИНСТВО. Б. 1923. стр. 219. Статьи Савицкого, Сувчинского, Бицилли, Вернадского, Карташева, Флоровского, В. Ильина, кн. Н. Трубецкого. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СССР Ред. Р. Редлиха М. 1962. стр. 244. Статьи П. Соколова, А. Боголепова, Д. Константинова, Н. Аделина, игум. Георгия. СОФИЯ. Проблемы духовной культуры и религ. философии. Ред. Бердяев Б. 1923. стр. 190. Статьи Бердяева, Франка, И. Ильина , Карсавина, Н. Лосского, Новгородцева, Сувчинского. СТАРЫЕ МОЛОДЫМ П. 1960, стр. 107. Статьи Арсеньева, Вейдле, Зандера, Зеньковского, Н. Лосского, Степуна и других. ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ. Утверждение Евразийцев. П. 1931. стр. 317. Статьи Н. Алексеева, Вернадского, Савицкого, Чхеидзе, В. Ильина, Чухнина и других. ХРИСТИАНСТВО, АТЕИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ П. 1969 стр. 175. Статьи Бердяева, В. Ильина, Франка. ХРИСТИАНСКОЕ ВОССОЕДИНЕНИЕ. Экуменическая проблема в православном сознании. П. 1933. стр. 166. Статьи Булгакова, Бердяева, Карташева, Зеньковского и других. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ ПО ДОБРОТОЛЮБИЮ Харбин. 1930. стр. 216. ХРИСТИАНСТВО ПЕРЕД СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ П. 1932. стр. 31. Речи Бердяева, Булгакова, В. Ильина, Федотова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

И. составил трактат против мелькитов (православных), антимусульм. соч. «О Единстве и Троичности Бога», 4 мемры (поэтические гомилии) на взятие Мелитины тюрками в 1057/58 г. Ему приписывается авторство 2 анафор (лишь одна из них может действительно принадлежать И.), краткого чина крещения для младенцев в смертельной опасности и ряда др. богослужебных текстов. И. известен как составитель сборника мемр, приписываемых прп. Ефрему Сирину и Исааку Антиохийскому (Vat. syr. 119 - копия с автографа); последнего И. считал учеником Зиновия, ученика прп. Ефрема. 24 канонические постановления И., представленные им на Соборе в мон-ре Мар-Абхаи в 1064 г., по большей части не сохранились. Соч.: Lichti O. Das Sendschreiben des Patriarchen Barschuschan an den Catholicus der Armenier//JAOS. 1912. Vol. 32. P. 268-342; Nau F. Lettre du patriarche jacobite Jean X (1064-1073) au catholique arménien Grégoire II (1065-1105)//ROC. 1912. Vol. 17. P. 145-198; Варданян А. Послание патриарха Иоанна Х бар Шушана католикосу армян//Hamdes Amsorya. 1923. N 37. P. 291-320 (на арм. яз.); Khater A. Épître de Jean ibn Sousan, Patriarche d " Antioche, à Christodoule, Patriarche d " Alexandrie//Bull. de la Société d " Archéologie copte. 1974/1975. Vol. 22. P. 43-78. Ист.: Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 159, 162-163, 170-172, 473-474; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 437-438, 445-448; Chronicon ad A. C. 1234 pertinens/Trad. A. Abouna. Louvain, 1974. Vol. 2. P. 218-219. (CSCO; 354. Syr.; 154). Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 141-145, 211, 317, 354-356, 383, 508; Райт. Очерк. С. 160-161; Baumstark. Geschichte. S. 291-292; Vries W., de. Sakramententheologie bei den syrischen Monophysiten. R., 1940. (OCA; 125); Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences/Transl., ed. M. Mousa. Piscataway (N. J.), 20032. P. 416-417. Г. М. Кессель Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ I Бар Саум, Мар Игнатий (1887 - 1957), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1933)

http://pravenc.ru/text/469740.html

Иоанна Предтечи и нек-рое время хранившейся в Иверском мон-ре на Афоне. В той же рукописи (Л. 28) находится самогласная стихира Г. св. Симеону Богоприимцу (2 февр.) Σμερον τν Χριστν (Днесь Христа) 2-го плагального (6-го) гласа. Каноны Г. для Недели ваий и Недели св. праотцов (оба 4-го гласа) известны в к-польской и афонской рукописных традициях с XIII в. (Paris. gr. 13 (olim Colbert. 121); Vatop. gr. 1178; AHG. 1976. T. 4. Р. 418-426). Канон Г. в честь иконы Божией Матери Портаитиссы 4-го плагального (8-го) гласа содержится только в 2 рукописях XVII-XVIII вв., что дало основание Пасхосу считать его сочинением более позднего гимнографа с тем же именем. На полях рукописи XIII в. (Palat. gr. 138. Fol. 292v - 294v) именем Г. надписан канон 4-го гласа свт. Николаю Мирликийскому (6 дек.), нач.: Δοθτω μοι νωθεν (Даждь ми свыше), иногда приписываемый Феофану (AHG. 1976. T. 4. Р. 129-142). Во всех перечисленных канонах есть акростихи (имя Г. содержится только в акростихе канона Портаитиссе), отсутствует 2-я песнь, в каждой песни содержится от 2 до 5 тропарей. Лит.: Pitra J. B. Hymnographie de l " Église greque. R., 1867. P. 11, 13-16; idem. Analecta sacra. T. 1. P. 330-331; Krumbacher K. Die Akrostichis in der griechischen Kirchenpoesie//SBA. 1903. Hf. 4. S. 603, 609-617; Παπαδπυλος-Κεραμυς Α. Ο μνογρφος Γαβριλ//BZ. 1903. T. 12. P. 171-172; Pétridès S. David et Gabriel hymnographes//EO. 1905. Vol. 8. P. 298-301; Émereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. P. 422-424; Τωμαδκης Κ. Μ. Ρωμανο το Μελδο μνοι. Αθναι, 1955. Τ. 2. Σ. 132, 166, 175, 183, 219, 233, 242, 357, 365; Νικολπουλος Π. Γ. Γαβριλ μελωδς//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 127; Paschos P. B. Gabriel l " Hymnogrape: Kontakia et canons: Thèse de doctorate. P., 1970. 2 t.; idem. Gabriel l " Hymnographe: Kontakia et canons (avec Introd., texte crit., trad. et not.). P.; Athènes, 1978-1979; Μιτσκης. Βυζαντιν μνογραφα. Τ. 1. Σ. 206, 207, 253, 510, 512; Sz ö verffy. Hymnography. Pt. 2. P. 52-53 [Библиогр.]. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/161267.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010