Архидиакону Аптиохийскаго патриарха Павлу в 1655 г. передавали в Киеве, что св. София более ста лета оставалась в разорённом виде, сделавшись приютом скота и диких зверей. Этому совершенно можно верить, ибо в половине 16-го века городничий Киевский в рапорте Королю упоминаете, что на кровле св. Софии растут деревья. При митрополите Илье „ Софийский наместник пан Богуш Гулькевич – Глебовский уже своими власными пензьми учинил не малый поратунок и подпоможенье в оправе Великой церкви святой Софьи, ее покрыл и побил» (Акты Зап. России, Т. III, Л« 83), о чем свидетельствовали в поместной грамоте (1577 г.) митрополит Илия Куча, сознаваясь, что „то давно уже отпало и заронено было про недбалость нашу». Не в лучшем положении была св. София и в конце 16-го века, пред тем временем, когда её захватили униаты. Галицко-русские дворяне в 1585 году выставляли на вид митрополиту Онисифору Девочке, что архиепископия киевская некоему еретикове жо шерови есть отдана (Ак. Зап. России. Т. Пи, 146). В 1596 году Гейденштейн, секретарь короля Сигизмувда III, застал храм св. Софии в таком жалком виде, что в нём уже не совершалось богослужение. По его словам – „это прекрасное здание, притвор и колонны которого из порфира, мрамора и алебастра, в таком находится запустении, что на нём нет кровли и он все более и более близится к уничтожению». Навонец униаты довершили запустение св. Софии. Тому же архидиакону Павлу передавали, что униаты сорвали в св. Софии мраморный плиты и мозаику и увезли в свои церкви. Подобное хищничество весьма возможно было при совершенном запустении верхняго Киева, когда обявлением, прибитыми на фигуре (придорожном кресте) подле св. Софии, в 1601 году вызывались из разных окрестных мест желающие заселить опустелую Софийскую гору, с предоставлением им разных свобод или льгот. Восстановителем св. Софии явился П. Могила. Отобрав от униатов, он, по словам Кальнофойскаго, выкопали св. Софию из развалин. Но архидиакон Навели, через 20ть лет по отобрании св. Софии от униатов, все ещё застал её в развалинах, именно он говорить: „в настоящее время, на правой руке от западного входа, два придела разрушенных, они и оставлены, в таком состоянии: один называется именем божественной колонны или столба бичевания, в нём крестильница из красного твёрдого камня, похожего на порфир ; другой следует за ним, составляя остальную часть притвора».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Как бы то ни было, но надобно полагать, что сказания и сооружении цареградской Софии уже в раннее время были внесены в нашу литературу в переводах с греческого, и в подробном, и в кратких извлечениях в хронографах. Самое интересное для наших благочестивых предков в этом сказании 154 было повествование о чудесах, при которых храм был созидаем. Особенное внимание заслуживали три чуда, внесенные и в хронограф: 1) о золоте, 2) о трех оконцах, 3) о именовании церкви от ангела Божия. Из них второе интересно для истории архитектуры алтарных окон, а третье свидетельствует нам о том, что в Византии был обычай употреблять в клятвах священное имя Софии, Премудрости Божией. Для истории художественных преданий древней Руси особенно важно в сказании о цареградской Софии свидетельство, что в этом храме было 365 приделов, т. е. по приделу на каждый день в году и каждый придел во имя того святого, которого память празднуется в тот день. Таким образом, приделы Св. Софии все вместе взятые, составляли как бы архитектурный и живописный месяцеслов и вполне соответствовали любимому чтению, которое древнерусские христиане находили в прологах, расположенных по месяцам и по дням, и содержащих в себе жития святых, поучения и назидательные повести. Таким образом, Св. София, как Слово Божие, т. е. как священное и церковное писание, обнимала в своих стенах всю церковную святыню и все христианские предания, приведенные в систему месяцеслова. Впоследствии, когда у нас в конце XVI и в haчaлeXVII века, стали появляться иконописные руководства под именем подлинников, свидетельство о 365 приделах цареградской Софии было положено в основу подлинника, расположенного тоже по месяцеслову. От сказания о Св. Софии перейдем к самому храму. Церковь Св. Софии в Константинополе, в течении тысячелетия составлявшая гордость восточных христиан, есть величайшее из произведений византийского искусства. Первое основание ее приписывают императору Константину Великому : говорят, что в двадцатом году своего правления в 326 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Поэтому и существует столько почитаемых и чудотворных икон Девы Марии: «Нечаянная радость», «Радость всех скорбящих», «Умиление» и т.д. Глава о Софии — одна из самых вдохновенных в книге Флоренского. В духе Вл. Соловьева, Флоренский сближает понятие о Софии с Церковью (Невеста Христова) и с Божией Матерью как с «носительницей Софии». Только в Софии, по особому благоволению Бога, мир един. Будучи лишен софийности, он рассыпается на разлагающиеся атомы, дробится в адских противоречиях непрерывно и, если бы не попечение Божие, то распался бы в Хаос, в Ничто. Учение Флоренского о святой Софии хотя и следует традициям Соловьева, но глубоко оригинально и более «православно», чем у Вл. Соловьева, в построениях которого чувствуется сильный пантеистический элемент. Учение Флоренского о Софии  послужило, как известно, прообразом учения отца Сергия Булгакова, который разработал это учение с гораздо большей основательностью, чем Флоренский.  Однако переосмысление учения  Соловьева о Софии в духе его «оправославливания» было развито первым именно Флоренским. Итак, отрываясь от Софии, человеческая личность теряет и связь с Богом, становится одержимой собственными низшими  влечениями, которые легко переходят в демоническую одержимость. Тогда единство личности нарушается, человек разлагается заживо и ему грозит, в пределе, духовная смерть. Если физическая смерть есть разлучение души с телом, то духовная смерть, по Флоренскому, есть «разлучение души от духа», предваряющее метафизическую гибель. Сам Флоренский свидетельствует, что он испытал один раз с необычайной живостью это состояние в сновидении. «У меня  не было образов, а были одни чисто внутренние переживания. Беспросветная тьма, почти вещественно густая, окружала меня. Какие-то силы увлекли меня на край, и я почувствовал, что это — край бытия  Божия, что вне его — абсолютное Ничто.  Я хотел вскрикнуть, и не мог. Я знал, что еще одно мгновение — и я буду извергнут во тьму внешнюю. Тьма начала вливаться во все существо мое. Самосознание наполовину было утеряно, и я знал, что это — абсолютное, метафизическое уничтожение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

vk fb tw ok @ g+ lj Серафимовские дни 2011 г. «Жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева)» – книга, изданная Подворьем в Софии в 2011 г. vk fb tw ok @ g+ lj Серафимовские дни 2011 г. Настоятель Подворья в Софии игумен Филипп (Васильцев) с архиереями Болгарской Православной Церкви vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Тихон (Шевкунов; с 2018 г. – митрополит Псковский и Порховский) в крипте Свято-Никольского храма в Софии. 2014 г. vk fb tw ok @ g+ lj Алтарник Арсений. 2014 г. vk fb tw ok @ g+ lj Епископ Выксунский и Павловский Варнава (правнучатый племянник свт. Серафима (Соболева)) служит заупокойную литию в крипте Патриаршего подворья в Софии vk fb tw ok @ g+ lj Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, игумения Дивеевского монастыря Сергия – гости Патриаршего подворья в Софии vk fb tw ok @ g+ lj Серафимовские дни на Патриаршем подворье в Софии. Февраль 2015 г. Митрополиты Болгарской Православной Церкви: Неврокопский Серафим, Видинский Дометиан, Великотырновский Григорий. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне – Симбирский и Новоспасский) vk fb tw ok @ g+ lj Надгробье святителя Серафима (Соболева) vk fb tw ok @ g+ lj Серафимовские дни. Февраль 2015 г. Заупокойная лития по святителю Серафиму (Соболеву). Настоятель Патриаршего подворья архимандрит Филипп (Васильцев) и клирики храма протоиерей Симеон Минчев и иерей Димитрий Тухчиев vk fb tw ok @ g+ lj Серафимовские дни. Февраль 2015 г. Конференция с участием Святейшего Патриарха Болгарского Неофита vk fb tw ok @ g+ lj Серафимовские дни. Февраль 2015 г. Литургия в Свято-Никольском храме –Патриаршем подворье. Святейший Патриарх Болгарский Неофит, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, митрополит Видинский Дометиан, архимандрит Филипп (Васильцев) vk fb tw ok @ g+ lj Серафимовские дни. Февраль 2015 г. Литургия в Свято-Никольском храме –Патриаршем подворье. Святейший Патриарх Болгарский Неофит, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, митрополит Видинский Дометиан, архимандрит Филипп (Васильцев) vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/137617.html

Восстановителем и обновителем Киевософийского собора, несомненно был митрополит Петр Могила , Как свидетельствует он сам в своём духовном завещании и Как убеждают в том собственноручный его записки, но из того же завещания видно, что при жизни своей он не успел его докончить. Так в 1663 году, в год смерти митрополита Дионисия Болобана, удалившегося из Киева и умершего в Корсуне, бывший старец Киевопечерского монастыря Иларион Добродеяшенко в письме к царю Алексею Михаиловичу прописывал : „ Церковь св. Софии, даст Бог , до первой своей красоты придет. Впрям не умер Могила, смею я то говорить, как его милость (епископ Мефодий Филимонович) в том при престоле Митрополитском зоставает. Зачал покойный Могила починять церковь побожне; имею я надежду, что его милость совершить счастливое, а то все будет на хвалу вечную, а вашей царской милости на славу и честь вечную» (Акты Зап. России, т. У, 76). Что это обновление св. Софии при местоблюстителе киевской митрополии Мефодие не состояло в обновлении одном внутреннем, подтверждается челобитной царю Алексею Михаиловичу того же епископа Мефодия от 28-го июля 1666 года, в которой он просит милостыни „на церковное строение св. Софии, о золоте и серебре сусальном для построения в св. Софии икон, а наипаче в приделе св. великомученика Георгия, где почивает великий князь Ярослав в алебастровом гробе, и о извести в Брянском уезде, чтобы в св. Софию отдать и стругами спустить в Киев». Митрополит Киевский Гедеон, князь Четвертинский (1685 – 1690 г.), пользовавшихся особенными царскими милостями, в завещании своём свидетельствует, что он, „сколько возмог, старался оправлять кафедральную митрополитанскую церковь св. Софии, долготою века и небытием пастыря власнаго опалую, не жалуючи на тое кошту», и по смерти своей оставил 20,000 злотых польских, „чтобы храм Божий св. Софии в позосталых руинах своих оправляно» (см. его завещание в описании Софийского собора м. Евгения, стр. 116). Обновление здания Софийского собора продолжалось и по смерти митрополита Гедеона, ибо грамотою государевою 1699 г. попечение о строении Софийского собора поручено киевской ратуше (Киев. Епар. Ведом. 1870 г., стр. 650). в 1706 году митрополит Варлаам Ясинский в грамоте, данной Выдубицкому монастырю, уже засвидетельствовал, „же благодатию Божиею, по милости его царского величества и призрением патронским реиментарским ясневельможнаго его милости пана гетмана и кавалера (1687 –1708 г.), обитель свято Софийская есть значив обновлена в своём украшении сими часы так церковном, яко и господарском» (Киев. ей. Вед. 1870 г., стр. 651).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Ведь именно Софию Ярослав сделал центром русской книжности, собрав в ней " письце мъногы " и " кнънигы мъногы " . В 1051 году здесь был поставлен на митрополичью кафедру Иларион, бывший пресвитером загородной придворной церкви Ярослава Мудрого на Берестове, но, очевидно, принимавший участие в богослужениях в Софии и раньше. Если " Слово " было действительно произнесено в Софии, то нам станут понятны все те торжественные отзывы о строительной деятельности Ярослава и самой Софии, которые содержатся в " Слове " . Иларион говорит о Софии, что подобного ей храма " дивна и славима " " не обрящается в всемь полунощи (севере) земнеем, ото възстока до запада " . Можно и еще более уточнить место произнесения проповеди Илариона. " Известно, что в Византии царь и царица в своих придворных церквах слушали богослужение, стоя на хорах, царь на правой, а царица на левой стороне " 12. Можно считать установленным, что на Руси этот обычай существовал до середины XII века. Здесь, на хорах, князья принимали причастие, здесь устраивались торжественные приемы, хранились книги и казна. Вот почему до тех пор, пока на Руси держался этот обычай, хоры в княжеских церквах отличались обширными размерами, были ярко освещены и расписаны фресками на соответствующие сюжеты. Очевидно, что именно здесь, на хорах, и было произнесено " Слово " Илариона в присутствии Ярослава, Ирины и работавших здесь Книжников. Росписи Софии и, в частности, ее хоров, представляют собой любопытный комментарий к " Слову " Илариона. К X и XI векам росписи храмов выработались в сложную систему изображения мира, всемирной истории и " невидимой церкви " . Весь храм представлялся как бы некоторым микрокосмосом, совмещавшим в себе все основные черты символического христианско-богословского строения мира. Это в особенности следует сказать о храме Софии Киевской. Фрески и мозаики Софии воплощали в себе весь божественный план мира, всю мировую историю человеческого рода. В середине века эта история обычно давалась как история Ветхого и Нового заветов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1942...

Что переводилось? Стоит остановиться подробнее на этом вопросе, тем более что сохранившиеся в рукописных списках переводы в нашу библиографию не включены. Сжато изложенные выше факты делают совершенно понятным то, что среди болгарских аскетов и книжников наибольшей популярностью пользовались сочинения преп. Григория Синаита ; именно они и переводились в первую очередь. Перечислим (не претендуя на исчерпывающую полноту) в хронологическом порядке сохранившиеся в списках переводы: 1) Главы зело полезные… – основное сочинение Григория Синаита , 141 глава 74 (на 4 больше, чем в греческом оригинале, срв.: «Различные главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, а еще о помыслах, страстях и добродетелях, о безмолвии и молитве» 75 ) – БАН 80 (Ряпов сборник – II-aя пол. XIV в., л. 86а-126б) 76 . По некоторым гипотезам, перевод сделан самим преп. Феодосием Тырновским. По редакции, числу и расположению глав этот список вполне идентичен с другими известными списками – НБКМ 1036 77 , Син. 172 78 , 200 бывшего Румянцевского музея 79 и др. Первое издание греческого подлинника: Φιλοκαλα (1782), 879–925; отсюда текст перепечатан в PG 150, col. 1239–1346. 2) Видение известно о безмолвии и молитве (12 глав) – БАН 80, л. 126б-132а. Точный перевод сочинения Григория Синаита Εδηχις κριβς περ συχας κα προσευχς, Φιλοκαλα 907–910; PG 150, col. 1303–1312 80 . 3) О безмолвии Григория Синаита (10 глав) – там же, л. 141а-152а. См. Φιλοκαλα, 918–925; PG 150, col. 1329–1346. 4) Сказание малое Григория инока Синаита о безмолвии (15 глав) – там же, л. 152а-160б. См. Φιλοκαλα, 911–917; PG 150, col. 1313–1330. Списки переводов сочинений Григория Синаита содержатся также в следующих рукописных сборниках: 1) Патерик II-oй пол. XIV в. (НБКМ 1036, л. 259а-296б); 2) Сборник творений Григория Синаита 1775 г., составленный монахом Дорофеем (НБКМ 1034); 3) Сборник слов Нила Сорского , Симеона Нового , Григория Синаита  и др. 1783 г. (НБКМ 1071, л. 96б-130а) 81 . Переводились и гимнографические произведения преп. Григория Синаита : молитвы – Зогр. 7, л. 281а-284а (Псалтырь с последованиями 1585 г.) 82 ; «Гимн святым отцам» (Хил. 342, л. 48б-53б), присутствующий в составе хиландарского сборника конца XIV в. 83 ; «Канон умиления к Господу нашему Иисусу Христу» – НБКМ 996 (Молебник XVI в.) 84 . Переводы творений и жития Григория Синаита содержатся и в множестве рукописных сборников Зографского монастыря: Зогр. 214 (Монашеский сб. конца XIV в.), Зогр. 136 (Сборник монашеских поучений XVII-XVIII в.), Зогр. 162 (Сборник 1756 г.), Зогр. 119 (Аскетический сборник 1764 г.), Зогр. 198 (Монашеский сборник II-oй пол. XVIII в.) и др. 85 Даже на основе этого сжатого перечисления можно сделать вывод, что переводы, осуществленные в середине – второй половине XIV в., использовались вплоть до конца XVIII в., притом далеко за пределами Болгарии, где они были сделаны, и были «отменены» лишь переводческой деятельностью старца Паисия Величковского (1722–1794).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1. Аспекты и уровни софии Приведенные у нас выше античные материалы о софии, кончая неоплатонизмом, давали нам представление о софии с разных ее сторон, то есть по преимуществу со стороны ее отношения к субстанции и со стороны ее отношения к собственному своему проявлению в ее внешнем становлении. Это было то, что мы сейчас можем назвать аспектами софии. Но софия, говорили мы, не только предполагает свое становление, но в этом становлении она также и осуществляется по–разному. София проявляется прежде всего в природе, являясь принципом ее всевозможных субстанциальных оформлений. Но она, видели мы, осуществляется также и в человеке, становясь его уже чисто человеческой мудростью, причем здесь можно иметь в виду как индивидуального, так и, общественно–государственного человека. Наконец, софия осуществляется и во всем космосе, брать ли его внутреннее содержание или брать его в целом; а если в целом, то софийный космос трактовался как чувственно–материально, так и умопостигаемо. В отличие от того, что мы сейчас назвали аспектами софии, эти иерархийные ступени осуществления софии, очевидно, образуют собою особую группу разновидностей софии. Эти особенности софии, связанные с ее иерархийным восхождением, мы называем уровнями софии. 2. Модификации софии Но есть еще одна область существенных особенностей софии, которые не являются ни ее аспектами, ни ее уровнями. Дело в том, что установленную нами структуру софии можно рассматривать с точки зрения разных принципов упорядочения этой структуры. Когда мы говорим о " красоте " , то, переходя к таким категориям, как, например, " возвышенное " , " низменное " , " безобразное " , " трагическое " , " комическое " , " юмор " , " наивное " , мы вовсе не расстаемся с основной логической структурой софии, а только даем эти же самые логические моменты, но в их разном соотношении и с их разным логическим ударением. Назовем такие видоизменения общей софии ее модусами, и наше рассуждение об этих модусах назовем анализом софийных модификаций.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

38. РНБ. Греч. 216. Амфилохий, архим. Описание греческой Псалтири 862 года из собрания рукописей Преосвященного Порфирия, с точным снимком Символа веры, записи, азбуки и других признаков древнего письма//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. 1873. Октябрь. С. 378–381. 39.  Schneider H. Die biblischen Oden. S. 451. 40.  Ibid. 41.  Амфилохий, архим. Археологические заметки о греческой Псалтыри, писанной в конце IX века… М., 1866; Амфилохий, архим. Описание греческой Псалтири 862 года. С. 378–381. 42.  Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 264, 265, 272, 309, 321, 364, 382, 406, 480, 487. 43. Там же. С. 339, 344, 359, 361, 376, 500, 502, 505, 511. Ср.: Papadopoulos-Kerameus A. Op. cit. S. 6: 1 — 7:11. 44. Там же. С. 263, 320, 364, 382, 404, 446, 480, 487, 496, 541, 585, 607-608, 624. 45.  Арранц М. Указ. соч. С. 189–194, 200–201. 46.  Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 443–444. Ср.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 195. 47.  Leroy J. La conversion de saint Athanase l " Athonite а l " ideal cenobitique et l " influense studite//Le Millenaire du Mont Athos. 963–1963. Etudes et Melanges. Chevetogne, 1963. V. I. P. 113–120. 48. Составлен в 1038–1045 годах Георгием Мтацминдели, игуменом Иверского монастыря на Афоне. Подробное описание Синаксаря с многочисленными выписками см.: Кекелидзе К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313. 49. София, НБКМ, 933; НБКМ, 522; НБКМ, 882. 50.  Mateos J. La celebration de la parole dans la liturgie byzantine. Roma, 1971. P. 46–49 (Orientalia Christiana Analecta, 191). 51.  Кекелидзе К. Указ. соч. С. 305–306; Arranz M. Le typicon du monastere du Saint-Sauveur а Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. P. 3–11 (Orientalia Christiana Analecta, 185); Дмитриевский А. Указ. соч. Т. I. С. 797–809. 52.  Pertusi A. Rapporti tra il monachesimo italo-greco ed il monachesimo bizantino nell " alto medioevo//La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI secolo/Atti del Convegno storico interecclesiale (Bari, 30 aprile — 4 maggio 1969). Padova, 1972. V. II. P. 482–486; Arranz M. Op. cit. P. IX–XIII; Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. CX–CXLII, 795–912.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

письменности (XIII – 3-я четв. XIV в.) III тип по Диатаксису Филофея Коккина Охридская редакция XI в. Древнерусская редакция Ранний этап исправления Чудовский литургиарий Последования, не связанные с Диатаксисом Редакция Евфимия Афонская редакция Редакция Киприана Глаг. 2 Воскр. 7 Погод. 36 Хлуд.117 Увар. 46 Q.n.I.48 Погод. 36 Погод. 37 Зограф. Погод. 38 Арх.Д.9 24.4.8 Воскр. 8 1.г.12 Попов. 101 МДА.79 Рум. 398 НБКМ 231 Рум. 400 Солов. 1018 Рум. 399 Q.I.1178 Солов. 1015 Солов. 1019 Син. 604 O.n.I.10 Син. 601 Син. 605 Vat. slav. 9 Син. 952 Син. 598 Син. 606 Син. 600 Син. тип. 40 Син. тип. 41 Син. тип. 43 Хлуд. 114 Солов. 1017 Q.I.1180 Щук. 745 F.n.I.33 Q.n.I.67 Vat. slav. 14 Q.n.I.7 17.19.4 O.n.I.4 + W.548 О.п. I.5 III тип Охридская редакция XI в. Древнерусская редакция Ранний этап исправления Чудовский литургиарий Последования, не связанные с Диатаксисом Редакция Евфимия Афонская редакция Редакция Киприана Глаг. 2 Погод. 36 Увар. 574 Увар. 46 НБКМ 590 Син. тип. 42 Мазур. 539 Зограф. Попов. 101 Арх.Д.9 Sin.slav. 5/N Рогож.кл. 566 Хлуд.117 17.12.1 Погод. 37 1.г.12 Погод. 38 МДА.79 Рум. 398 Q.n.I.68 НБКМ 231 Рум. 400 Син. 601 Син. 598 Солов. 1015 Син. 606 Син. 604 Q.I.1178 Син. 952 Син. 952 Син. 892 Солов. 1018 Син. арх. 731 Солов. 1019 Син.тип. 40 Солов. 1026 Син. тип. 43 Хлуд. 114 Солов. 1016 Q.n.I.48 Солов. 1017 Q.n.I.60 Q.I.1180 Vat. slav. 14 16.16.29 17.9.14 О.п.1.5 Q.n.1.67 2 Среди новых находок на Синае в 1975 имеются несколько сербских фрагментов литургии, они подробно описаны Н. Глибетич [Glibetic 2013: 115–144]. В нашей работе они не использовались. 3 Набор рукописи, готовящийся к изданию, любезно предоставлен проф. Хайнсом Микласом в рамках работы по проекту «The critical edition of the New Sinaitic Glagolitic Eucology [Sacramentary] Fragments with the Aid of Modern Technologies» AFS N p19608 – http://www.caa.tuwien.ac.at/cvl/research/sinai. 7 Слово льгота имеется и в южнославянской письменности, однако на Руси оказыва­ется более распространенным чем льгыии и частотно употребляется в оригинальных русских произведениях: Повести временных лет, Киево-Печерском патерике, а также в Пандектах Никона Черногорца, переведенных на Руси [Срезневский II: 64]. 9 В 1345 г. Сербия благодаря политике Стефана Душана была провозглашена царст­вом и здесь была установлена сербская патриархия. 10 Славянских последований без рубрик насчитывается очень немного: это слу­жебники Погод. 37 и ТСЛ 8 XIV в. и служебники, связанные с деятельностью патриарха Евфимия Тырновского (см. главу 4). Читать далее Источник: Афанасьева Т.И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI-XV вв.)/Ун-т Дмитрия Пожарского; СПб. гос. ун-т. — М.: Русский фонд Содействия Образованию и Науке, 2015. — 448 с. — (Исторические источники). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010