Того же года 12 апреля из Синодального казенного приказа выдан указ Ивану Степановичу Потемкину о строении церкви; печатных пошлин с указа 6 алтын 4 деньги, нужнейших 1 четь. 12 декабря 1735 г. служитель Потемкина Григорий Григорьев входил в Синодальный казенный приказ с прошением, в котором объяснял, что «в вышеозначенной вотчине оного его господина церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделом Сергия игумена Радонежского каменная построена и к освящению приготовлена. И чтоб повелено было об освящении оной Казанской церкви с приделом Сергия Радонежского отправить указ протопопу Успенского собора Никифору Иванову и для освящения освященные антиминсы выдать». Резолюция преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «Дать о посвящении указ и освященный антиминс, 1735 года декабрь 19 дня». Того же года 23 декабря из Синодального казенного приказа выдан указ Большого Успенского собора протопопу Никифору Иванову об освящении церкви во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделом Сергия игумена Радонежского. Село Григорьевское в 1735 – 36 гг. – пустошь, что было сельцо, вотчина Бориса Ивановича Головина и Саввы Грибанова, что прежде была вотчина Ивана Грибанова, а владеет Б. И. Головин тою вотчиною по рядной жены Грибанова Прасковьи Ивановны 1625 г. По переписным книгам 1678 г. значится: «за стольником Петром Ивановичем Потемкиным сельцо Григорьевское, что была пустошь, а в сельце двор вотчинников, в котором жили приказчик и деловые люди, переведенные из Вологодского уезда, 3 двора задворных и двор бобыльский, в них 16 чел. После думного дворянина П. И. Потемкина селом Григорьевским, Товарищево тож, владел в 1704 – 31 гг. его родной внук Иван Степанович Потемкин. В 1704 г. в селе числилось 19 дворов крестьянских. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=05595

5 алт. 1 и 1/2 дев. от росходу из Посольского приказу. Выписка о том за пометою дьяков Василия Посникова, Ивана Волкова, Михаила Родостамова в приезде того иноземца. Диак Иван Волков. Справил Иван Губин. (Иа обороте собственноручная росписка Хр. Бухнера по немецки в получении денег от 10 декабря 1703 г.). 1703 г. декабря в 22 д. по указу вел. государя и пр. ..... дать его вел. государя жалованья иноземцу Христофору Бухнеру, которому велено быть для учения русских детей латинскому, гишпанскому, францужскому, немецкому, галанскому, дацкому, швецкому, франскому языком на оплату долгов его в зачет на предбудущей 1704-й год 100 руб. от росходу из Посольского приказу. Выписка о том за пометою дьяков Вас. Посникова, Ив. Волкова, Михаила Родостамова. Помета: записать в росход, деньги дать с роспискою. Справил Ив. Губин. (На обороте такая же росписка Бухнера). 4. – 1703–1705 гг. Приезд в Россию пастора Эрн. Глика и его школьные занятия в 1703–1705 годах (Выезды 1703 г. д. 1. – Приказные дела новых лет: 1) 1704 г. марта 9 д. и 2) 1705 г. мая 5 д. Памяти в Ингерманландскую канцелярию. Дела различного содержания к. I). Лета 1703 генваря в 20 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. самодержца боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи. Сего генваря 19 числа в указе великого государя в Розряд к боярину Тихону Никитичу Стрешневу с товарищи за приписью дьяка Михаила Радостамова написано: по имянному его великого государя указу взятого в полон в нынешнюю лифляндскую войну в Мариенбурхе свеянина Апта, которой был тамо в началнейших пасторах и умеет многим школьным и математическим и философским наукам на розных языках, взять для своего великого государя дела с женою его и с детьми и с челядники из Розряду в государственный Посольский приказ. И великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич в. в. и м. и б. Р. самодержец указал вышеписанного Апта, которого прислал в Розряд из Пскова сего генваря 6 числа генерал-фельдмаршалок и военный кавалер Мальтийской свидетельствованной Борис Петрович Шереметев, из Розряду отослать в государственный Посольский приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

XVIII в. храм отличается пышным декором. Над кубом здания высятся 2 поставленных друг на друга восьмерика. Уменьшаясь вверх, объемы составляют гармоничное целое. Алтарная апсида пятигранна, колокольня восьмигранна, что создает впечатление игры объемов. Собор во имя св. апостолов Петра и Павла в Перми. 1757–1764 гг. Фотография. 2010 г. Собор во имя св. апостолов Петра и Павла в Перми. 1757–1764 гг. Фотография. 2010 г. Одним из лучших церковных сооружений Пермского края считается Никольская ц. с. Ныроб (Чердынский р-н), воздвигнутая в 1704-1705 гг. Храм относится к бесстолпному 5-главому типу. Причудливыми барочными украшениями, покрытием глав лемехом, разумной планировкой объемов храм схож с подобными постройками в Вологде и Вел. Устюге, органично вписываясь в наследие зодчих Русского Севера. Архитектура церкви отличается гармоничной композицией и нарядным декором. Опирающиеся на многоступенчатый пояс закомары созвучны окнам и 4 малым главам, поэтому кажутся удивительно легкими. Пятигранная апсида «рифмуется» с 5 главами. Коронообразные наличники, 8-гранные ниши на апсиде и декор кокошников напоминают о нарышкинском стиле. Церковь Всех святых в Перми. 30-е гг. XIX в. Архит. И. И. Свиязев. Фотография. 2010 г. Церковь Всех святых в Перми. 30-е гг. XIX в. Архит. И. И. Свиязев. Фотография. 2010 г. Представляет интерес и Иоанно-Богословская ц. в г. Чердынь (1704-1718), построенная для муж. мон-ря (при участии пленных шведов). Двухэтажное здание храма возвышается на высоком подклете. На каждом этаже имеются трапезная и притвор. Вост. часть храма оформлена полукруглой апсидой. Над верхним (2-светным) храмом поднимается небольшая 8-гранная колокольня, увенчанная главой (композиция церкви «под звоном» - еще одна особенность пермской архитектуры этого периода). Храм отличается простым декором фасадов и легкостью композиции. Особенно выразительны окна, имеющие затейливые завершения. Ступенчатые карнизы придают композиции динамичность, а основные объемы соединяются 3-арочными проемами.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

На кафедре Н. активно занимался вотчинными делами: заботился о новооснованных деревнях в своих вотчинах, внимательно следил за состоянием оброчных объектов кафедры. С 1681 по 1700 г. тянулся спор между Н. и властями Троице-Сергиева мон-ря о принадлежности Белопесоцкого во имя Святой Троицы монастыря под Каширой, переданного по грамоте царя Феодора Алексеевича в Коломенскую епархию . В 1700 г. царь Петр I передал мон-рь Троице-Сергиеву мон-рю. В нач. XVIII в. Коломенская епархия стала терять земли: вотчины коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря были переданы во владение гр. Б. П. Шереметева (известно, что последний бывал у Н. и вложил в коломенский Успенский собор свою походную Владимирскую икону Божией Матери). В период архиерейства Н. в Коломне велось большое строительство. В 1682 г. был расширен Успенский собор, при нем была построена каменная колокольня, для к-рой был отлит большой колокол. В 80-х гг. XVII в. выполнена роспись перестроенного кафедрального собора. Был построен каменный архиерейский двор. Конец архиерейства Н. омрачился сильным голодом в Коломне 1703-1704 гг. Во время бедствия Н. щедро распоряжался запасами кафедры для спасения жителей. В 1704 г. коломенский архиерейский дом лишился доходов с ряда оброчных объектов ( Маевский. 2004. С. 124). Н. был похоронен в коломенском Успенском соборе на правой стороне. В XX в. была утрачена надгробная плита Н. с выбитой на ней историей его жизни ( Волков Н. Н. Описание Коломенского у. Московской губ.//Край родной Коломенский: Сб. мат-лов. Коломна, 1995. С. 10). Соч.: Подлинные сказки кирилловского архим. Никиты//Дело о патр. Никоне. СПб., 1897. 92б. С. 337-338. Ист.:Дворцовые разряды. СПб., 1855. Т. 4. Стб. 577; ААЭ. Т. 4. 140. С. 189-190; 170. С. 222; 193. С. 246-247; 224. С. 309-310; 247. С. 343; 254. С. 357-358; ДАИ. Т. 10. 15. С. 39; Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и о житии свят. Никона патр. Московскаго и всея России. М., 1871; Дело о патр. Никоне. СПб., 1897. 91-93. С. 334-340; 99-100. С. 365-378; ОДБМЮ. 1899. Т. 11. 639.VI; 1910. Т. 16. 872.I, 892.I, 898.I, 1163, 1190.I, 1498.II, 1542. I; 1912. Т. 17. 1810.I; Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря, 1397-1893 гг./Публ.: Г. О. Иванова, А. В. Смирнова//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347.

http://pravenc.ru/text/2565394.html

Копорье. Собор Спаса Преображения. Крепостной собор Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1705. перестройка 1756-1760. Архитектор:С.А. Волков (перестройка трапезная) Адрес: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Копорье, крепость Координаты: 59.709012, 29.031457 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Копорская крепость. Спасо-Преображенский крепостной собор, начало XVI в. Разорён шведами в 1612, возобновлён в 1704–1705. В 1756–1760 по проекту арх. С.А. Волкова были пристроены трапезная и колокольня. Восстановлен после пожара в 1854–1856 гг. Разорён вновь во время ВОВ и вновь сгорел в 1962 г. Пребывает в руинах. В начале XXI в. ведутся реставрационные работы. Крепостной собор находится в 10 саж. от южной стены крепости. Длина его 9, 5 саж., ширина 5 саж. полукружие алтаря выдается на 1 саж. 1 аршин, квадратная колокольня длины и ширины 2,5 аршина. Восточная часть собора – древнейшая, запада - позднейших времен. Восточная - из плиты, западная из кирпича… Алтарное полукружие внизу на 2 саж. вполне полукруглое, вверху - восьмигранное, высота его 4 саж. Купол на восьмиграннике имеет вид луковицы и обит железом, на куполе железный крест, окрашенный желтой краской. В алтарном полукружие 3 окна, в стенах церкви - 5 окон. Западная часть, собственно притвор церкви, обширнее восточной, ибо стены тоньше. К северной и южной стене притвора - по 3 окна. Над папертью - колокольня, на которую ведет деревянная лестница. Колокольня пирамидальная в 4 угла. В притворе, на высоте 4 аршин - малая церковь во имя Покрова, устроенная в 1798 г. Иконостас ее складной; местные образа и двери в алтарь - из парусины. Солея крепостной церкви возвышается на одну ступень. Иконостас в 3 яруса. В нижнем ярусе иконы: Петра и Павла, Преображения, Александра Невского, архидиакона Лаврентия, Алексия человека Божия, архидиакона Стефана и Тихвинской Божией Матери. На иконе есть надпись: « 1704 г. образ сей Тихвинской Пресвятой Богородицы писан по приказанию генерал-губернатора, князя Александра Даниловича Меншикова, а написал торопецкий купец Лаврентий Туфанов». На полях образа Тихвинской Божией Матери - портрет Меншикова. Колонны иконостаса резные, вызолоченные. Во втором ярусе – двенадесятые праздники, в третьем – Спаситель на престоле, а по сторонам его – Богородица, Предтеча, два архангела и четыре апостола.

http://sobory.ru/article/?object=05843

Кроме основного престола, храм имеет два придела - во имя пророка Ильи и Архангела Михаила. В интерьере сохранились росписи, относящиеся к 1857 году, неоднократно поновлявшиеся. Сохранились иконостасы, выполненные в третьей четверти XIX века. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 г. Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела на погосте Черневе, на речке Раменке, при селе Иванисове. По писцовым книгам 1631 – 33 г. Московского уезда, в дворцовой Куньевской волости, находился «погост, на речке Раменке, а на погосте церковь Архангела Михаила; пашни паханой церковной земли 4 чети, сена по речке Раменке 30 копен…». По окладным книгам казенного приказа за 1627 – 28 гг. «церковь Архангела Михаила в Куньевской волости, на погосте Черневе, дани 11 алтын, наместничих 8 денег, заезда 4 деньги, кормовая гривна». По дозорным книгам 1680 г. «великого государя в дворцовой Куньевской волости, в Доблинском стану, погост на речке Раменке, у церкви Архангела Михаила во дворе поп Роман Федотов, да дьячок Федотка Романов, во дворе просвирница; церковь построена исстари; церковною землею и сенными покосами владеет поп с причетниками, по писцовым книгам 1631 – 33 гг.». В 1704 г. церковь Архистратига Михаила деревянная. В XVII ст. при погосте Михаила Архангела находилась деревня Иванисова, в 1623 г. вотчина боярина Федора Ивановича Шереметева, по приправочным книгам 1585 г., что было за отцом его поместье; в деревне был двор вотчинников, двор делового человека и 3 двора крестьянских. Потом этой деревнею владел князь Василий Федорович Одоевский, а от него перешло к князьям Алексею, Михаилу и Василию Юрьевичам Одоевским, при которых Иванисово в 1704 г. было сельцом с 11 дворами крестьян; в 1736 г. оно принадлежало Ивану Петровичу Толстому, доставшееся ему по закладной от князя М. Ю. Одоевского. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

http://sobory.ru/article/?object=01964

Царская немилость длилась недолго – уже в 1689 г. князь был возвращён из деревенской ссылки с новым чином «боярин». Примирение с государем Б.А. Голицын решил увековечить довольно необычно – выстроить в Дубровицах великолепную церковь, посвятив её иконе Пресвятой Богородицы «Знамение». Место для нового храма долго выбирать не пришлось – на высоком мысу, образованном слиянием рек Пахры и Десны, с 1662 г. существовал деревянный храм Ильи Пророка, который по указу князя разобрали и перенесли на погост в соседнюю деревню Лемешево, а на освободившемся месте в июле 1690 г. началось возведение Знаменской церкви. Интересно, что сам Пётр I не только одобрил желание своего воспитателя возвести новый храм и выделил для этого деньги из казны, но и лично присутствовал на молебном чине на основание храма, а в процессе возведения здания неоднократно приезжал в Дубровицы, чтобы посмотреть, как продвигаются строительные работы. В 1697 (по другим данным – в 1699) г. необычный по своей архитектуре, внешнему и внутреннему убранству храм был возведён из местного подольского камня и благоукрашен, сразу став диковинным экзотическим цветком среди православных храмов Подмосковья. Видимо, внешний вид церкви, украшенной на европейский манер, стал причиной того, что тогдашний патриарх Московский Адриан не дал своего разрешения на её освящение. Хотя есть и другая версия того, почему выстроенный храм был освящён в 1704 г. Возможно, князь Б.А. Голицын просто ждал, когда Пётр I сможет приехать в Дубровицы, а государь выбрался в Москву только спустя несколько лет после окончания строительных работ. Как бы то ни было, в феврале 1704 г. в присутствии самого Петра I и его сына – царевича Алексея экзархом (местоблюстителем Московского патриаршего престола), митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), получившим этот титул после смерти патриарха Адриана, был совершён чин торжественного освящения главного и единственного престола храма в честь Знаменской иконы Божьей Матери. Сам Пётр I заказал для новой церкви две иконы, прекрасно сохранившиеся до наших дней – апостолов Петра и Павла и святых князей Бориса и Глеба.

http://sobory.ru/article/?object=00451

Works. Vol. 3. P. 11). Триадологические и христологические места Евангелий К. комментировал в этом сочинении преимущественно в согласии с церковной традицией, однако в нек-рых его комментариях исследователи обнаруживают предвосхищение его буд. неортодоксальных триадологических убеждений. В частности, поясняя ключевые для христ. триадологии слова из Евангелия от Иоанна: «Я и Отец - одно» (Ин 10. 30), К. утверждал, что Иисус Христос в них свидетельствует: «Я и Отец - одно и то же в отношении силы и воли (in power and will), поскольку Он уделил Свою силу Мне» ( Clarke. Works. Vol. 3. P. 477); такое толкование легко может быть понято в арианском смысле ( Ferguson. 1976. P. 21). К. намеревался составить парафраз ко всем книгам НЗ, однако это намерение осталось неосуществленным. Продолжение его труда было подготовлено его другом Т. Пайлом (1674-1756) и опубликовано под заглавием «Парафраз с примечаниями к Деяниям апостолов и ко всем посланиям Нового Завета» ( Pyle Th. A Paraphrase with Some Notes, on the Acts of the Apostles, and upon All the Epistles of the New Testament: Being a Compleat Supplement to Dr. Clarke " s Paraphrase on the Four Gospels. L., 1715; ср.: Ferguson. 1976. P. 21-22). «Бойлевские лекции» (1704-1705) В 1704 г. К. получил почетное предложение выступить в соборе св. Павла в Лондоне с циклом из 8 докладов-проповедей в рамках «Лекций Бойля», или «Бойлевских лекций» (Boyle Lectures), учрежденных англ. физиком и богословом Р. Бойлем (1627-1691). Согласно завещанию Бойля, приглашенные богословы и философы должны были предлагать рациональную и свободную от конфессиональной полемики защиту христианства от «неверных», т. е. от атеистов, деистов, язычников, иудеев, мусульман и т. д. В качестве темы лекций К. избрал вопрос о возможности рационального доказательства бытия Божия; он предлагал такое доказательство и противопоставлял его философским системам Т. Гоббса (1588-1679) и Б. Спинозы (1632-1677), которые, как полагал К., были предшественниками деистов и в XVII в.

http://pravenc.ru/text/1841271.html

В 1698 г. Спасо-Преображенского Велевского монастыря архимандрит Иов дал вкладу в монастырь минею праздничную, при строителе Серапионе, который и упоминается лишь по сему случаю во вкладной книге, а в Синодике записан и род его. Вообще, должно заметить, что от Литовского разорения и до начала текущего столетия, самым благоприятным временем для Оптиной Пустыни может почесться 24-х летний период, заключающийся между 1680 – 1704 годами. Это доказывают и вклады царские, и то живое участие, которое приняли тогда в судьбе обители окрестные бояре и, всякого чину, люди, усердием которых в 1689 году началось в Пустыни строение первого каменного соборного храма, во имя Введения Пресвятой Богородицы, с приделом Пафнутия Боровского, чудотворца, в теплой трапезе. Наконец, к этому же периоду относится учреждение в ней игуменского настоятельства, что в истории всех монастырей служит неоспоримым признаком их благоустроенного состояния. Первый настоятель игуменского сана, упоминаемый в актах Оптиной Пустыни, был о. Моисей (1700 – 1709 г.). При нем продолжалось еще украшение новосозданного храма, и, как видно из вкладной книги, от 1700 – 1704 год, производился сбор на св. Евангелие и на Иконостас в придел св. Пафнутия Боровского, чудотворца. Между вкладами окрестных бояр, роды которых будут начислены ниже (при обозрении Синодиков обители), приятно встретить вклады настоятелей и старцев обителей, преимущественно, Крутицкой митрополии, доказывающие, что русские монастыри искони хранили братское общение между собою и связывались союзом той любви, которая, по слову апостола, николиже отпадает. Тут упоминаются: Иов, архимандрит Белевского Спасо-Преображенского монастыря 11 ; Симеон, игумен Болховского Оптина монастыря; Андрей, игумен Лихвинского Гремячего монастыря; Афанасий, архимандрит Мещовского Георгиевского монастыря; Патрикия, игуменья Белевского Крестовоздвиженского девичьего монастыря; строитель Перемышльского Шеровкина монастыря; игумен Петровского монастыря, что на Москве; Козельского Вознесенского девичьего монастыря 12 старица Екатерина Феодорова, дочь Кошелевых. Наконец, сам Оптинский игумен Моисей пожертвовал на св. Евангелие 6 алтын 1 деньгу; а два старца оптинские, Иринарх и Дионисий, каждый, по 10 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Листах. Троицкая церковь в Листах Карта и ближайшие объекты Храм построен стрельцами и освящен патриархом Никоном в 1661 г. Название в " листах " пошло от живших вблизи печатников, которые изготовляли лубочные картинки, которые тогда назывались листами. Печатники затем их продавали около церкви Троицы, увешивая ее ограду листами. В 1704 г., по указу Петра I, храму присвоен статус Адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. В 1671 г. построена трапезная, в 1678 г. - придел Покрова Божией Матери, колокольня - в 1788 г., придел святителя Алексия - в 1805 г. Храм является памятником Троицкого, Виленского, Низовского, Чигиринского стрелецких походов. В стенах его увековечена память царей Алексея и Федора, императоров Петра I и Александра III, патриархов Никона и Иоакима, митрополита Филарета (Дроздова). Храм был закрыт в 30-е годы, обезглавлен, колокольня разобрана в 1957 г. Богослужение было возобновлено в 1991 г. Главный престол освящен в честь Святой Троицы, приделы - в честь Покрова Божией Матери и святого Алексия, митрополита Московского. Деревянный храм известен с 1635 г. как кладбищенская церковь. Каменная церковь построена стрельцами в 1661 г., трапезная в 1680 г. Колокольня перестроена в 1788 г. Престолы: Троицы Живоначальной, Покрова Пресвятой Богородицы, Свт. Алексия, митр. Московского. В том же XVII веке скромная Троицкая церковь переживала свои самые судьбоносные времена. С 1651 года здесь жили московские стрельцы под началом полковника Василия Пушечникова. Стрельцов тогда селили около Земляного вала для охраны рубежей Москвы и проездных ворот в город. Так стрельцы этого полка стали прихожанами местной Троицкой церкви, и эта деревянная церквушка получила официальный статус полкового храма. Конечно, ратные прихожане хотели иметь каменный храм. Тогда Москва была деревянной, и получить собственный каменный храм было хотя и почетным, но трудным делом. Камень для своего храма сретенские стрельцы получали за военную службу: отличившись в Смоленском походе, они получили более 100 тысяч царских кирпичей, клейменых двуглавым орлом. Их не хватило, строительство затянулось на годы. С 1704 г. по указу Петра I храму присвоен статус адмиралтейского и приходского Сухаревой башни. В 1774 г. на средства фабриканта парчи П.В. Колосова перестроили Покровский придел, в кон. XVIII в. появился второй придел - Иоанна Дамаскина, вскоре переосвященный в 1805 г. во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В это же время, в 1788 г. снесли старую и построили новую колокольню. В 1857 г. стараниями протоиерея Павла Соколова была перестроена трапезная, обновлено внутреннее убранство храма - появились новые иконостасы, стенная роспись, деревянный пол. Эту работу высоко оценил митрополит Московский Филарет (Дроздов), выразив благодарность священнику и художнику А.М. Варламову.

http://sobory.ru/article/?object=03046

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010