Церковь во имя арх. Гавриила в Москве (Меншикова башня). 1704–1707 гг. Фотография. Кон. XIX в. Церковь во имя арх. Гавриила в Москве (Меншикова башня). 1704–1707 гг. Фотография. Кон. XIX в. Церковь арх. Гавриила (более известна как Меншикова башня) - один из архитектурных символов петровской эпохи. Была построена по заказу Меншикова на территории его московской усадьбы возле Поганых (Чистых) прудов. Работы начались в 1701 г. с пристройки придела к старой ц. арх. Гавриила, а после ее разборки (1704) заложили новое здание в виде многоярусного башенного храма с острым шпилем, поднявшимся на полторы сажени выше колокольни Ивана Великого. Масштаб церкви и оригинальность ее архитектурного облика во многом объясняются программой заказа. Меншиков хотел создать исключительное произведение, превосходящее существовавшие в Москве высотные доминанты (незадолго перед этим было завершено строительство Сухаревой башни),- стилистически новаторское здание с внешними признаками европ. архитектуры, к-рые, несомненно, должны были понравиться царю. Специально для церкви Меншиков приобрел часы с курантами англ. работы и вложил в храм чудотворную икону Божией Матери, привезенную из Полоцка. Несмотря на близость объемно-планировочной структуры к ярусным храмам нарышкинского стиля, на нее могли повлиять известный в укр. храмоздательстве тип 3-частного храма и объемные структуры зальных храмов с трансептом, распространенные, например, в Галиции и Польше. Композиция обогащена вырастающим из средокрестия четвериком с убывающими восьмериками. Завершение в виде высокого (более 30 м) шпиля было скорее всего позаимствовано из архитектуры балтийских городов, хорошо известной по гравюрам и увражам. Церковь арх. Гавриила, по-видимому, 1-е крупное каменное сооружение в России, где возникла архитектурная тема, определившая облик мн. храмов петровской эпохи, в т. ч. и столичного Петропавловского собора (1712-1733). Ее первоначальный облик не сохранился. В 1723 г. от удара молнии сгорели шпиль с венчавшей его скульптурой архангела и верхний восьмерик, служивший ярусом звона.

http://pravenc.ru/text/182639.html

В конце 1930-х годов Троицкий собор был властями закрыт и пришёл в упадок. На немецких фото 1941 году мы видим что собор стоит без крестов и с отлупившейся штукатуркой. В 1962 году местная власть снесла Троицкий храм, мотивируя тем, что вид собора портит город, и на этом месте устроила сквер. При этом рядом с Троицкой церковью находились ещё три церкви, которые сохранились до сих пор и являются памятниками архитектуры XVIII столетия. Источник: Архиепископ Филарет Гумилевский. Историко-статистическое описание Черниговской епархии, в 7 книгах. Чернигов: Земская типография, Книга 7, 1873-1874, с. 276 Соборный храм св. Троицы, которого протоиерей Иван Андреевич известен в 1663 г., а другой о. Демьян Уманец, сын нежинского полковника Михаила Уманца в 1673 г. получил царскую грамоту на имения. Собор до 1744 г. был деревянный, но снабжен был богатою утварью. В нынешнем храме есть евангелие м. п. 1698 г., украшенное великолепным серебр. окладом в 1704 г. На обороте первого листа его написано: composuit haec carmina Alexiy Turansky, avdimor cloqventiae Mogiliano-Kiorensis anno 1704. Следуют стихи такого склада: «И аз многогрешный сыя в нем слышащи. Ложити кошт, на оно поисправно зращи, Оценывши, до храма Тройческа податы. В сем сот четвертом году его справоваты». И прочее... За тем по листам написано: «Сам Христос рек про ня и святейшими своими усты: веруяй в Мене и во евангелие, аще и умрет, жив будет и вся верующему во благое бывает споспешествуемо. З якою верою, аще и дел не имеючи оправдающих мя, аз многогрешный раб Божий Алексий Михайлович Туранский, на той час сотник Глуховский, власным своим коштом и накладом сие евангелие справил и надал до храму св. живон. Троицы, соборной глуховской, за здравие и отпущение грехов своих и млажонки своей Марии и потомства своего м. Алексия м. Демьяна, Васю, Анны, Анастасию в живых, а за преставльшихся Михаила, Васю и родителей… Роблено евангелие на Москве року 1704. Ваги в нем гривен 20; дано от работы рублей сто». За тем еще надпись: «в том я сам помененный руку подписую Алексий Михайлович Туранский, сотник войска Глуховский рукою власною».

http://sobory.ru/article/?object=45653

Тутаев. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Всемилостивого Год постройки:Между 1703 и 1704. Год утраты:1936 (Разобрана на кирпичи) Адрес: Ярославская область, городское поселение Тутаев, площадь Ленина Координаты: 57.882778, 39.542625 Проезд:стояла на площади Ленина на месте памятника Ленину Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 1703 году заложили храм, а в 1704 году освящён. Источники свидетельствуют, что возводилась церковь трижды. Первоначально это была деревянная церквушка Всемилостивого Спаса, сгоревшая в 1641 году. Через несколько лет в Романове и округе началось моровое поветрие, о котором упоминается в летописном сказании: «Лета от сотворения мира 7163 (1654г.) в городе Романове от морового поветрия посадских людей померло 603 человека, опустелых дворов стало тогда 81 двор». Жители усердно молились Богу об избавлении от болезни и обещали поставить церковь в знак благодарности. Болезнь отступила. Та же летопись рассказывает об этом событии: «Лета 7163 (1654г.) 18 октября в Романове построена церковь в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что на площади. Заложена бысть вечером в 3 часу ночи. На утро того числа (церковь) освящена по обещанию всех того града Романова посадских людей и (построена бысть потому), что избавил Господь от морового поветрия». Недолго просуществовала эта церковь. Ее постигла та же участь, что и первую: в ночь на 14 ноября 1702 года она сгорела. В 1703 году романовцы заложили третью, каменную церковь Всемилостивого Спаса. В 1704 году церковь освятили. Храм и священники прослужили людям до 1935 года, когда власти вынесли решение о закрытии Спасской церкви. Сохранились фотографии конца XIX – начала XX в.в. этого храма, удачно вписанного в архитектуру площади, а также описание Спасской церкви: «Храм каменный одноэтажный, двухъярусный, с глухим сводчатым перекрытием, покрытым четырехскатной крышей. На храме 5 глав установлены на высоких узких барабанах, на алтаре тоже на высоком узком барабане установлена небольшая главка.

http://sobory.ru/article/?object=60782

Издательская деятельность Львовского братства за указанные годы (1697–1708), благодаря сохранившимся записям, достаточно известна: за все это время мы видели только одно условие об издании Евангелия – упомянутое условие Василия Ставницкого, заключенное с Братством 2 апреля 1703 хода. Условие это своевременно было исполнено, между тем, несмотря на сравнительное обилие братских Евангелий всех, даже старейших изданий, мы не встречаем только Евангелий Львовского братства с датой 1703 или 1704 гг., а как бы взамен их в достаточном изобилии имеем под руками братские Евангелия ( Б ) с явно неверной датой по известным признакам вышедшие в свет в указанный промежуток времени .... Принимая во внимание все это, естественно является вопрос: не означенные ли Евангелия ( Б ) с неверной датой 1690 г., но, без сомнения, вышедшие в свет позднее, и суть Братские Евангелия, изданные в 1703 или 1704 гг.? – Нам кажется, что положительный ответ на этот вопрос как бы напрашивается сам собою. Трудно ответить на вопрос: почему братской типографией допущена была, без сомнения, сознательно, с анахронизмом и в предисловии („спаси Господи владущего нами великого короля Иоанна”: † 1696 г.) означенная ошибка в дате? Возможно, что Братство руководилось при этом отчасти и коммерческими соображениями: оно в 1703 году приступило к изданию Евангелия, имея довольно значительный запас этой книги прежнего издания (при ревизии братских книг 18 июля 1704 года в книжных складах находилось 1300 экземпляров Евангелия, по условию Ставицким отпечатано было 1200 экзем. этой книги; Арх. Юго-Зап. Рос., ч. 1, т. XII, 299). При новом издании продажа прежнего по той же (одинаковой) цене могла встретить затруднения. – Но вероятнее, что на решение Братства издать Евангелие с прежней датой повлияли бурные политические события того времени: выпустили Евангелие с молитвой за короля, который не сегодня–завтра мог лишиться престола, уступив его своему врагу, могло представляться, особенно при обостренных отношениях между поляками и русскими, делом рискованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

которую уступил, или предоставил во владение церкви И.Ю. Бахметев. Выплаты денег ежегодной церковной пошлины, собиравшиеся патриаршим Казенным приказом (упраздненным в 1700 г.) с принадлежавших духовенству и приходу дворов, земель и угодий, обеспечивали внесение церкви в Приходные (или «доходные») книги жилых, то есть действующих церквей. Далее Холмогоровы приводят следующие данные Переписных книг: «Под 1704 г. значится в селе Фряневе церковь деревянная во имя Воскресения Христова; при ней были священники: Спиридон Артемьев 1680 г., Петр Иванов 1704 г., Трофим Осипов 1715 г и Степан Гаврилов с дьячком Иваном Трофимовым 1722 год... В 1704 г. в селе был двор вотчинника Бахметева с одним скотным двором». Согласно Холмогоровым, в тех же приходных книгах «Воскресенская церковь» писалась под Радонежскою десятиною по 1740 г. «в вотчине стольника Ивана Юрьева Бахметева да Василия Желябужского, в селе Фряневе». Церковной дани в 1712-1739 гг. платилось 17 алтын 4 деньги». Таким образом, последние данные по священникам церкви, приведенные у Холмогоровых, обрываются 1722 годом, последние выплаты «церковной дани» - 1739 годом. Карта надела Лазаревых времен Генерального межевания, или «межевой паспорт» села Фряново 1766-1770 годов составления, описанный Владимиром Святославовичем Кусовым в его книге «Земли Московской губернии в XVIII веке». Описание землевладения гласит: «Фряново, село Московского уезда, Шеренского отъезжего стана, владение фабрик содержателей Лазаря Назаровича и Петра Сафаровича Лазаревых, межевал 28 июля 1768 г. Д.Нагель». Как отчетливо видно из межевого паспорта, обозначение церкви расположено в конце правой стороны улицы, образованной двумя рядами изб до переезда через реку Шеренку. Именно такое расположение храма на краю села было характерно для церквей, вокруг которых начинали складываться сельские кладбища. Впервые церковь «на горе» в картографических источниках встречается на известной двухверстовке Московской губернии Ф.Ф. Шуберта, составленной в 1837-1840 годах.

http://sobory.ru/article/?object=41924

Лишь только собор был обращен в православный храм, начались его органические изменения: прежде всего, пристроили алтари. Эта пристройка не особенно значительно изменила архитектурные его достоинства, тем более что благодаря устройству православных алтарей в соборе появились иконостасы, чудные по своей красоте, оригинальные по замыслу и великолепные по исполнению. Особенно прекрасен иконостас главного придела, здесь мы видим прототип иконостаса еще больших достоинств, а именно иконостаса Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Идея построения одна и та же: колоссальные царские врата являются главным элементом этого сооружения, поглощая собой все внимание зрителя. Во второй половине XVIII века к северной стороне собора пристроен каменный теплый придел во имя святителя Николая Чудотворца, сооруженный на средства нарвского купца Демида Демидова. Здание Спасо-Преображенского собора в Нарве разрушено в 1944 году в ходе военных действий. В 1950-х годах снесены его развалины. В соборе хранилось резное Распятие середины XVII века работы скульптора Э. Тилле, чудом уцелевшее в 1944 году. Его перенесли в Кренгольмскую Воскресенскую церковь. http://www.gpedia.com/ru/ …В 1558 г. 12 мая Нарва пострадала от сильного пожара и подошедшими из Ивангорода русскими войсками была взята приступом… В 1581 г. 6 сентября Нарва… была взята шведским полководцем Понтусом-де-ла-Гарди… 19 февраля 1590 г. царь Федор Иванович сделал к городу приступ; шведы вступили в переговоры и 25 февраля отдали царю Ивангород, Ямы и Копорье, чем прекращена была осада Нарвы. В 1611 г. Ивангород, Ямы и Копорье опять завоевали шведы и владели ими до 1704 г. В 1704 г. 9 августа Петр I взял приступом Нарву, а потом и Ивангород. Тогда же две городские кирки – немецкая и шведская отданы православным, новым гражданам Нарвы. Относительно двух кирок, взятых у лютеран, свидетельствует опись их имущества, написанная в 1704 г.: «Кирка немецкая, а вновь строение в олтаре, месная икона з затвором. Иконостас в два поеса золоченый. Распятие рам золоченое-же. По большой улице, около той кирки ограда каменная, лавки каменныя, приделаны к церковной ограде». Кирка эта, называемая киркою Иоанна Иерусалимского, и есть нынешний Спасо-Преображенский собор. Он находится почти в середине города, на возвышении, и фасадом и колокольнею обращен на главную Вышгородскую улицу…

http://sobory.ru/article/?object=36709

Волоколамской десятины десятильника Петра Григорова, да старосты поповского Варваринского попа Никиты, – с церковной земли Сретения Господня с пустоши Песок, вотчины Симонова монастыря села Чернецкого на крестьянине на Филатке Кирилове оброку 6 денег, и те деньги взято, платил староста поп Никита»; а за 1704 год значится оброку 22 алтына и 2 деньги «Волоцкого уезда села Черленкова на Николаевском пономаре Павле Карпове». В этом же году марта 15 дня «по указу великого государя вотчины Воскресенского монастыря сельца Высокого крестьянам Максиму Михайлову с товарищи «велено на сей земле в два года церковь построить Сретения ж Господня и впредь сей земли здесь (в пустовых оброчных книгах) не писать». Новопостроенная церковь во имя Сретения Господня в селе Песках обложена данью; об этом в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа «данных церквей» Волоколамской десятины за 1704 год имеется запись следующего содержания: «В нынешнем 1704 году по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, по челобитью Русского уезда вотчины Воскресенского монастыря, что на Истре, села Высокого и деревень старосты Максима Михайлова с товарищи велено новопостроенные церкви Сретения Господня, которую они крестьяне построили на пустовой церковной сретенской земле, на попа с причетники дани положить по сказке их старосты с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницина, с 27 дворов крестьянских, да с церковной земли но писцовым Волоцким (Волоколамским) книгам Володимира Полтинина 134 (1626) году с пашни 5 десятин, сена с 20 копен, по указной статье 26 алтын 2 деньги, заезда гривна, и те данные деньги имать с 1705 года». В новопостроенную церковь во имя Сретения Господня в Русском уезде, в селе Высоком, что на Песках, по благословенной грамоте, выдан антиминс 1707 года июля в 30 день; тоя ж церкви поп Василий Григорьев антиминс взял и расписался». Церковь Сретения Господня, находившаяся в селе Песках, по окладным книгам Патриаршего Приказа писалась «в селе Высоком, в вотчине Воскресенского монастыря, что на Истре» с 1705 по 1717 год в Волоколамской десятине, а с 1717 по 1740 год в Русской десятине, с обозначением дани «рубль 6 алтын 3 деньги» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Церковь Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построен в 1688-1704 гг. (зодчий Яков Бухвостов) в вотчине сподвижника Петра I боярина Б.И. Прозоровского, селе Зюзине, которое после этого стало называться Борисовское. Нижний, теплый храм с престолом святых благоверных князей Бориса и Глеба освящён в 1688 г., верхний с престолом святого равноапостольного князя Владимира — в 1704 г. и приставным приделом святителя Николая Чудотворца — в 1690 г.). В 1879 г. пристроена колокольня и сооружён дом причта. В стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Четырехугольное в плане здание на высоком подклете, с двумя лестницами. Над ним два восьмиугольных яруса (верхний — ярус звона — «иже под колоколы») и увенчанные восьмигранным барабаном главы. К основному зданию с боков примыкают четырехугольные (со срезанными снаружи углами) алтарный выступ и притвор, завершенные главами. Декорировано арочными нишами, трехчетвертными колонками и фигурными гребнями. В 1938 г. закрыт, разграблен и заброшен. Погиб резной иконостас в стиле московского барокко. Разрушена четырехстолпная колокольня с открытой звонницей. Перестроен под склады, был занят учреждениями, мастерской, архивом. В 1960-х гг. и с 1979 г. реставрировался (арх. К.Г. Полунина). В июле 1989 г. возобновлены богослужения. Святыня — особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери. Двухэтажный храм «иже под колоколы» (то есть с венчающим здание ярусом звона), построен в 1688 г. в стиле «московское барокко» боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов). Нижний теплый храм освящен в 1688 г.в честь св. равноап. кн. Владимира, верхний храм – в 1704 г. в честь свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба. Замысел прост и глубок: подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба взращен (подготовлен) отцом их, святым равноапостольным князем Владимиром. Колокольня была пристроена в 1879 г. Здание храма кирпичное, в плане крестообразное на арочном подклете.С запада и с юга к храму примыкают лестничные сходы на арках. В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре.

http://sobory.ru/article/?object=01969

1326 Синод. рук. 811. Почти тожественна (кроме начала) рукопись Титова с запискою «1704 г. августа месяца». В начале синодальной рукописи – мартирологион, а в Титовской: О священии таин. 1327 Рус. Паломник 1886, 18, стр. 160, 11 января, затем в Я. Г. В. 1886, 28, стр. 7 напечатано Ф. А. Бычковым. Дело идет о лексиконе треязычном Федора Поликарпова, отпечатанном 1 декабря 1704 года. Потрудившиеся кроме Поликарпова были: Стефан Яворский , Рафаил Краснопольский и братья Лихуды. Лексикон треязычный М. 1704 предисловие л. 7 об. 1329 Синод. рук. 147 л. 330 от 9 февраля 1705 года. Там же мелкие заметки о прежде бывших архиереях ростовских. 1330 О изменениях в Четь Минеях впоследствии см. Чистовича Историю Спб. Духовной Академии стр. 27–32. О поэтичности изложения святителя заметим, что рассказ о св. Феодоре вдохновил Герцена написать повесть, сообщенную Е. С. Некрасовою в Русской Мысли 1881. 1331 Русское проповедничество Спб. 1871, стр. 210. Подробные указания источников отдельных житий в книге св. Димитрий Ростовский М. 1849, стр. 133–191. Впрочем, и сам святитель всегда указывает источники на полях своего издания. Сличение русских житий нами оставлено в стороне, так как наша главная задача – биографическая, да и вряд ли оно даст какие либо важные результаты, так как источники, коими пользовался святитель, нам вполне известны из описи его библиотеки. Если встречались противоречия, святитель обыкновенно помещал оба свидетельства рядом, не пускаясь в критику источников. 1332 Кафедральные Черниговские монастыри (1860), стр. 138. Я. Е. В. 1873, и 1888, 24, стр. 384. Соч. V, 131. 1337 В рук. Яковл. Мон. 8, стр. 93, к этому же времени отнесено поучение II в неделю пятую по св. Духе (Соч. II, 358) и отмечено «в Донском». Это – ошибка: св. Димитрий в Москве в то время не был. Тоже повторено и в рук. Унд. 568 л. 100 1339 Розыск о брынской вере. М. 1745 л. 114. К 3 июля 1705 года относится одно письмо святителя, коего копия осталась нам недоступною. 1341 Рук. Син. 147. Сия книга собрася в лето [a ωе] августа в пост Спасов в Ростове, много в ней неисправних описей и ошибок.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

19. Память Монаст. Пр. стряпчему Вознесенского монастыря от 3 окт. 1706 г. о сборе с вотчин его ведомства по 5 д. с двора в Александрову слободу. Из дела Мон. Пр. 1704 г. в. 219. 13. Лета 1706 сент. в 4 д. По указу великого Государя Царя и великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца память Вознесенского девича монастыря стряпчему Степану Булгакову. В нынешнем 1706 году июля 17 д., по его Великого Государя указу, велено с патриарших и архиерейских и с монастырских и с церковных крестьянских и бобыльских дворов по переписным книгам 186 году сбирать повсягоды Переславльского уезду Залесского во Александрову слободу в Успенской девичь монастырь великой Государыне благородной царевне и великой княжне иноке Маргарите Алексеевне вместо поденного питья и яств и всяких запасов по пяти денег с двора и присылать те деньги в Монастырский Приказ повсягоды бессрочно не мотчав. 20. Память из Семеновской Канцелярии в М. П. от 2 мая 1704 г. об отправлении послушных памятей к стольникам о содействии посланным из канцелярии в переписке торговых и домовых бань. Из дела Мон. Пр. за 1770 г. в. 219. 17. стр. 1. Лета 1704 мая 2 д. по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, великия и малыя и белыя России самодержца, боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с товарищи. По его Великого Государя указу послан из семеновской канцелярий банного сбору в Можайск, в Рузу, в Царев, Борисов и тех городов в уезды и в подмонастырные слободы и в патриарши, и в архиерейские, и в монастырские села и волости и деревни для строения вновь торговых и для переписки домовных бань и для сбору с тех бань новоокладного денежного оброку стольник Петр, Прокофьев сын, Ларионов. И Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея России, великия и белыя и малыя самодержец указал о посылке из Монастырского Приказа тех городов в уезды в подмонастырные слободы ко властям, а в патриарши и в архиерейские и в монастырские села и волости и в деревни к приказчикам и крестьянам послушных памятей, и о даче съезжих и постоялых дворов и волостных подвод с проводниками и к денежной казне целовальников и для рассылки посыльных людей и к тому делу бумаги и чернил и свеч и дров, свой Великого Государя указ учинить в Монастырском Приказе тебе, боярину Ивану Алексеевичу с товарищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010