19 См. Николаев Н. И. 1) Патерик Египетский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 307; 2) Патерик Синайский // Там же. С. 320; 3) Патерик Скитский // Там же. С. 325. 20 Эти слова Досифея Топоркова читаются в волоколамской редакции Синайского патерика, созданной в 1528–1529 гг. Цитата приведена нами по рукописи Синайского патерика, принадлежавшей Сергию (Шелонину) (РНБ. Соловецкое собр. 642 / 700. Л. 2). 21 Известно несколько торжественных слов в субботу “сырную”, посвященных памяти преподобных отцов: Ефрема Сирина, Анастасия Синайского, Фео­гноста Черноризца, Григория Цамблака. См.: Предварительный каталог церковнославянских гомилий подвижного календарного цикла: по рукописям XI–XVI вв. преимущественно восточнославянского происхождения. Составлен Т. В. Чер­торицкой. — Opladen. 1994. S. 112–117 (Abhandlungen der Nordrhein-Westf a lischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 91 ). Похвальные слова Анастасия Синайского и Григория Цамблака были изданы в печатном Соборнике 1647 г. (л. 227–231 об., 232–256). 22 В 40-е гг. XVII в. во главе Русской Церкви стоял патриарх Иосиф (1642–1652 гг.), с которым Сергия (Шелонина) связывала духовная близость (напом­ним, что именно ему патриарх Иосиф поручил в 1647 г. подготовить к печати первое издание “Лествицы”). См. Николаев Н. И. Об источниках московского издания Лествицы 1647 г. С. 283. 23 Если в 1-е издание печатного Пролога (1641 г.) вошло только 5 “памятей” русских святых (правда, вышла лишь сентябрьская половина тома), то во 2-е издание Пролога (1642–1643 гг.) было включено уже 48 русских житий (20 — в сентябрьской половине тома и 28 — в мартовской), и в том числе — многих русских преподобных: Иоанна Новгородского, Сергия и Никона Радонежских, Зосимы и Савватия Соловецких, Саввы Вишерского, Авраамия Ростовского, Саввы Сторожевского, Павла Комельского, Михаила Клопского, Димитрия Прилуцкого, Макария Калязинского, Пафнутия Боровского, Антония и Феодосия Печерских, Корнилия Комельского, Дионисия Глушицкого, Кирилла Белозерского, Макария Желтоводского. См. Елеонская А. С. Политические цели второго издания Пролога 1642–1643 годов // Литературный сборник XVII века Пролог. М., 1978. С. 76–80.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

Вторая церковь пророка Илии, каменная, построена в 1418 году на воротах 1088 . Церковь сия в 1642 году описывается так: «Церковь каменная во имя святого пророка Илии над вороты; на церкве глава обита чешуею дубовою, крест на главе железной; церковь крыта полатками тесом, а перед церковию паперть каменная, а перед папертью крыльцо деревянное, досчатое, забрано в столб: паперть и крыльцы крыты тесом сплошь» 1089 . Когда упразднена эта церковь , также неизвестно 1090 . Третья церковь во имя Григория Великой Армении каменная, построена святым Евфимием в 1445 году 1091 . Об этой церкви в Софийском Временнике сказано, по случаю возобновления ее в 1535 году: «и преже того была церковь того же святого (Григория) камена, но не вельми высока и кругла яко столп, противу северных дверей (собора), и не велика толко сажени единыя внутри и со алтарем; на ней же колоколы в версе бывали и прежних лет». А в 1535 году она устроена против южных соборных дверей и описывается: «яко околная стена, еже округ церкви, имея углов восмь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на ней же в версе и колоколы уставиша» 1092 . В описи за 1642 год значится: « церковь каменная под колокольницею во имя Григория Арменского: около церкви паперть каменная; в папертех окна дугами; на церкви же над колокольницею глава обита чешуею дубовою, крест на главе железной; а церковь и паперть покрыта тесом полатками» 1093 . Церковь сия, как известно, разобрана в недавнее время. Четвертая каменная церковь пр. Варлаама Хутынского, основана в XIV веке и была не велика. А в 1552 году, вместо прежней, сооружена вновь в более обширном виде, с трапезою, при игумене Гурии Коровине 1094 . Церковь сия в описи за 1642 год описывается так: «церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою; да две келарских каменных. На церкве глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной, по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками; трапеза и келарская крыты тесом сплошь 1095 . Церковь сия доселе остается в целости; от собора находится в двух саженях на северо-запад, и в 1797 году возобновлена 1096 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Вернувшись в Англию, Карл I дал ответ на представленную ему петицию, и в частности указал, что лишение епископов права голоса является нарушением законов королевства и конституции парламента. Король потребовал ареста нек-рых членов парламента, но их отказались выдать, и тогда король с солдатами явился в палату общин, чтобы арестовать их, нарушив т. о. привилегию парламента, но никого из них не нашел. В Лондоне начались народные волнения, палата общин переехала из Вестминстера в Сити, а король - в Йорк, куда ему были отправлены т. н. 19 предложений (1 июня 1642). Карл I отверг их как покушение на законы королевства. В. фактически разделилась на 2 лагеря: кавалеров, сторонников короля, и т. н. круглоголовых (не носивших париков), сторонников парламента. Политический конфликт постепенно перерос в гражданскую войну (1642-1646), в к-рой победил парламент. 23 дек. 1648 г. парламент принял постановление о суде над королем, а 4 янв. 1649 г. провозгласил себя носителем верховной власти в стране. Парламент назначил верховный суд (135 чел.), к-рый приговорил кор. Карла I к смертной казни, приведенной в исполнение 30 янв. 1649 г. Парламент своим актом от 17 марта 1649 г. объявил королевскую власть уничтоженной; 2 дня спустя была ликвидирована палата лордов, и 19 мая парламент официально объявил Англию республикой и Содружеством наций (Commonwealmh Nations), вся законодательная власть в стране принадлежала теперь палате общин. Во время войны парламент, вернувшийся в Вестминстер, продолжал активную деятельность. В 1642 г., в самом начале войны, был принят Билль об исключении епископов, по к-рому не только епископам, но и др. духовным лицам было запрещено занимать светские гос. должности. В 1643 г. была ликвидирована система епархиального управления в Англии и Уэльсе, а также секвестирована собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших корону в борьбе с парламентом. В июле 1643 г. парламентом была созвана Вестминстерская ассамблея богословов (121 представитель от графств, 10 лордов, 20 представителей палаты общин, а также присоединившаяся позднее делегация Церкви Шотландии), призванная реформировать Церковь Англии в пресвитерианском духе. Ассамблея разработала Вестминстерское исповедание - новый вероучительный документ для англ. Церкви, заменявший «Тридцать девять статей», а также Вестминстерские Большой и Малый катехизисы, разъяснявшие положения Вестминстерского исповедания, «Руководство по богослужению», заменившее «Книгу общих молитв», и «Руководство по церковному устройству», утвердившее пресвитерианскую структуру для Церкви Англии. Вестминстерское исповедание было принято Церковью Шотландии в 1647 г., заменив собой Шотландское исповедание 1560 г.

http://pravenc.ru/text/150119.html

при императоре Константине Мономахе (1042–1059 г.) и недолго при Константине Дуке (1059–1067 г.); а после Константина Дуки ни при одном Константине не было патриарха Михаила. Следовательно эти два чуда происходили около 1051–1059 г. Но описаны они в Киеве уже после патриарха Михаила, т. е. после 1059 г. «Патриарху тогда сущему Михаилу», говорит повествователь современник. б) Повесть о спасении святителем младенца, утоншего в реке Днепре, написана тогда, как ходили в Вышгород для поклонения мощам св. Бориса и Глеба «множьство людии от всих град и сел»; когда в Киеве были Софийский храм и митрополит; следовательно прежде XIII века. Чудо с младенцем от Николы Мокрого происходило в 1092 г. (Описание Софийского храма, Киев, 1854, стр. 61). Описание чуда составлено, без сомнения, тогда же. Оно напечатано в Житии святителя, М. 1640–1642 г. в) Повесть о чуде над половцем рассказывается киевлянином и оканчивается так: «Мы же, братия, се слышавше чюдо сего святого в земли Русстей, потщимся угодити Богу, яко не презре людии новепознавших Его» (напеч. в Житии, М. 1640–1642). Очевидно, это писано не позже конца XI века. г) «Житие и деяние» свят. Николая, начинающееся словами: «В дни прежняя благоволи Бог взыскати писанья». Сочинение русское. Оно состоит из двух частей: в первой описаны жизнь святителя и 27 чудес его, происходивших во времена, предшествовавшие времени повествования; вторая часть начинается так: «и се же добро есть нам Божие писание к вам проповедати... яко и ныне в человецех бысть великим чудотворцем Николаем, в наши лета, многа деяния.» Здесь описано 14 чудес, в том числе и приведенные нами чудеса. (Царского ркп. 1514 г. 381. XVI в. 368. 388). Воспользовался ли сочинитель и повествованиями чужими, или он сам описывал все чудеса своего времени, как составил Житие и деяние при пособии древних источников, теперь трудно решить. Во всяком случае описание его писано близко ко времени перенесения мощей в Бар, так как об этом перенесении он еще не говорит. д) «Слово о пренесении мощей святого Николы. Присно убо должни есьмы, братье, праздник Божии в честь творяще дрожати». Перенесение происходило «в тысящное и девятидесят шестое лето... в лета же Русских князии, благов. в. кн. Всеволода и... сына его к. Владимира Черниговского». (Царского 381. 388. Румянцева ркп. XV в. 435). Это Слово есть и в Прологе и в Житии, напечатанном в Москве 1640–1642 г., но с многими переменами; есть некоторые разности и в списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На этом новом соборе было приговорено вновь собрать запросные деньги на вспоможение ратным людям. В 1637 году был созван новый Земский собор по случаю войны с Крымским ханом, на котором соборе было приговорено: «С вотчин и поместий служилых людей собрать даточных людей с 20 дворов по человеку, с вотчин владычных и больших монастырей с 10 дворов по человеку, с вотчин середних и меньших монастырей с 10 дворов по 4 лошади под ратных людей; а с городов, посадов и с уездов с черных волостей ратным людям на жалованье взять с 10 дворов за даточного человека по 20 рублев, с двора по два рубля». Наконец в 1642 году был собран новый собор из высшего духовенства, бояр и выборных людей от городов, помещиков и вотчинников, и из выборных людей от гостей и торговых людей разных черных сотен города Москвы. Этому собору был предложен вопрос, – возвращать или не возвращать Туркам город Азов, занятый Донскими казаками. Земские соборы в Москве по составу своему разделялись на две половины: первую половину составляли высшее духовенство и Боярская дума при царе, т.е. бояре, окольничие и вообще думные люди, – эта половина присутствовала на соборе не по мирскому выбору, а по своему положению в государстве; вторую половину членов собора, многочисленнейшую, составляли выборные люди от городов и уездов всего государства из служилых и жилецких людей. Но обе половины, несмотря на неодинаковость вступления в собор, имели один характер представителей земщины, и на соборе не имела никаких особых прав одна половина над другою ни при подаче голосов, ни по предметам рассуждения, и голоса подавали по старшинству, – сперва духовенство, потом члены Боярской думы, далее выборные от служилых людей и затем выборные от жилецких людей. Предметы рассуждения на собор иногда предлагались речью, а иногда письменно, причем с письменного предложения списки наперед раздавались выборным для предварительного обсуждения, как это именно было на соборе 1642 года. Ответы или голоса членов собора иногда давались изустно царю на самом соборе, как это было на соборах 1618,1621 и 1634 годов, а иногда письменно, как это было на соборе 1642 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/s...

30 По свидетельству Боплана и Кальнофойского. Опис. Киево-Софийского собора стр.179 – Опис. Киево-Печерской Лавры. дополнение стр. 149. 31 В посвящении Триоды, изданной во Львове 1642 г., издатель Михаил Слезка говорит Петру Могиле : « Церковь святой Софии, – в богоспасаемом городе Киеве, оставшийся от святого князя и самодержца Всея Руси Ярослава, построенной и всему миру на пример выставленной, Преосвященство Ваше, в руинах уже находившуюся, снова реставрировал, и до первоначального вида средствами и старанием своим довел, и сверх того и внутри различными иконами святых Божьих и аппаратами церковными дивными украсил». Опис. старопеч. книга Царского, стр. 188 – И отступник православия, Кассиан Сакович, в том году писал: «взял отец Могила церковь Святой Софии в Киеве, сколько сот лет пустую стоящую, а ныне так ее украсил, что все его хвалят». 32 Об этом храме Кальнофойский в 1638 г., писал, что от него остались лишь руины и уже покрылся землей. Опис. Киево-Печерской Лавры, приложение стр. 148. 36 В предисловии к Цветной Триоде, изд. во Львове 1642 г., издатель говорит: «Преосвященство Ваше не только сам изволил трудится над этой книгой, но и вообще требует, чтобы ни одной книги, переведенной ранее с греческого языка не выходило в печать без повторного пересмотра». 37 Служебник изд. в Киеве 1629 г., Триода в 1631 г., и Потребник 1646 г. Об исправлении последнего впрочем смотри Пращицу Питирима 1721. стр. 362. 38 В Риме в то время, по велению папы Урбана VIII, конгрегация de propaganda fide деятельно занималась исправлением и переводом на славянский язык римских богослужебных книг Кроат Легакович и униатский хельмский епископ Мефодий Терлецкий, в 1643г., исправили славянский перевод римского служебника (missale) и молитвенника с псалтыря (breviavium). Asseman. Calendar. Eccles. Univers. T. IV. p. 426, 434 в 1640 г. был издан римский требник (Rituale) в славянском переводе Ibid. p 438. 39 Книга эта издана на польском языке, в 1642 г., в Кракове, с одобрения местного духовного начальства. Между рукописями Московской Д Академии есть список этого сочинения в современном славянском переводе, под названием: « Объявление блудов (заблуждений) и ересей и забобонов, то есть причудливых чинов и действий в греко-русской, от костела римского отступной, Церкви, как в вере, так же и в служении божественной литургии, и во всяких чинах и действиях обретающихся.»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В Петербурге Феодосий оказался самым старшим по чину среди духовенства, и это не могло не способствовать его возвышению. В 1710 году он обручал и венчал племянницу государя, великую княжну Анну Ивановну с курляндским герцогом. По одним историческим свидетельствам, Феодосий произносил при бракосочетании возгласы по-славянски, по другим – по-латыни, – отсюда и разногласие ученых предположений о степени образования Феодосия. Разрешая этот спор в пользу знания Феодосием латинского языка, Чистович, как на доказательство, указывает на то, что на представленном государю проекте послания восточным патриархам об учреждении Синода Феодосий сделал отметку: «сочинено преосвященным Феофаном на латинском языке, на котором и красоту лучшую имеет» 732 . Отметка эта, конечно, ничего не доказывает, как и замечено уже в науке 733 . VI Состоя духовным судьею в Петербурге, архимандрит Феодосий продолжал оставаться Хутынским архимандритом, в ведении Новгородского митрополита. 25 мая 1710 года, в звании Хутынского архимандрита, Феодосий писал в прошении на имя государя, что «велено ему приезжать в Петербург для управления духовных дел, а под дворовое строение, где ему жить с служащими при нем, места не отведено». Адмирал Апраксин, заведовавший в то время строением Петербурга, распорядился 29 мая отвести Феодосию, по этому прошению, капитанский участок. Земля тогда в Петербурге для построек частных лиц отводилась даром в количестве соответственно чину: поручику 10 сажен поперечнику, капитану 12 сажен и так далее, длиннику всем 20 сажен. Земля была отведена на тогдашнем Адмиралтейском острове, в местности, соответствующей углу Невского и Малой морской 734 . Феодосий был из тех людей, которые не ценят и не помнят благодеяний, – ни тех, которые оказали они, ни тех, которые им оказаны. Уже в 1704 году он в переписке с Петром докладывает государю, что «архиерей наш мене убогаго проклинает за то, что по повелению твоему творю» 735 . Дело состояло в том, что при проезде государя чрез Хутын монастырь 17 сентября 1704 года Феодосий нажаловался, что бывший келарь Хутына монастыря, нажившись, поселился в приписном к Хутыну монастыре и «роскошествовал» там, «как в своем поместье», и Петр приказал взять его в братство Хутына монастыря, а митрополит Иов не допускал Феодосия распоряжаться в своей епархии помимо его архиерейской воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Берхгольц пишет, что он (указ) очень удивил и поразил здешнюю чернь и многих старых русских вельмож. 145 – В апреле, по случаю переложения в новую раку мощей св. Кирилла белоозерского, св. Синод приказал обявить всенародно, «чтоб никто ложных и самомненных чудес никакими образы вымышлять и притворно ко оным мощам причитать и к народному соблазну оглашать не дерзал». Вследствие именного Высочайшего указа, последовавшего 30 апр. 1724 года, св. Синод приказал: «о обнадеживании вдовых попов и диаконов, которые училися в школах и могут послужить в проповеди слова Божия, что ежели они вступят во второбрачие, то, по отречении священнодействия, могут быть при архиереях в учителях, и у дел в духовных советах и управлениях, послать к синодальным членам и в духовную дикастерию из Синода указы немедленно» (15 июня 1724 года.) 96 В Манифесте об учреждения св. Синода и издании Регламента, составленном Феофаном, слова: «понеже в единой персоне не без страсти бывает; ктомуж не наследственная власть, того ради вящше не брегут», – равно как слова: «имеют же все члены сея коллегии, при вступлении в свое дело, учинить присягу, или обещание пред святым Евангелием, по приложенной форме присяги», приписаны Государем. После наименования президента и двух вице-президентов, слова: «четырем советникам, четырем ассессорам», приписаны Феодосием, равно как и следующая за тем статья: «а понеже помянулось в сем Регламенте в 1-й части в 7 и 8 пунктах, что президент подлежати имать суду своея братии, си есть тойже коллегии, аще бы в чем знатно погрешил: того ради опроделяем и голос оному иметь един, с прочими равный». Кабин. дела I, 31, л. 30–31. 97 Об изданиях Д. Регламента и переводам его на иностранные языки у П. П. Пекарского: Наука и литература в России при Петре В. Ч. II стр. 519–526. Спб. 1862. 100 Письмо Феодосия к Государю от 27 окт. 1704 года: «Христоподражательный Царю известно тебе творю. Новагорода хутыня монастыря бывши келарь Венедикт Баранов жил в том монастыре годы и, не радея о обители, собрал себе великие доходы; в них же уповая и возмогши суетою своею усвоил себе в поместье тогож хутыня монастыря приписной монастырь с принадлежащим доходом, где уже пребывая пасется на стремнинах страстных без всякаго страха, и похищает и расточает тамо монастырская стяжания; а про то известно и архиерейству. И нынешняго сентября 17 дня, во время шествия Вашего из Новагорода, изволил Ты мне приказать того бывшаго келаря взять в хутынь монастырь и жить в братстве: и он чернец Твоему повелению учинился ослушен и силен. Ктомуж и архиере наш, уведав о том Твоем повелении, мне взять его возбраняет, и меня убогаго проклинает за то, аще ж по велению Твоему творю. И о сем как изволишь? Вашего величества нижайший раб и молитвенник, старец Феодосий, архимандрит хутынский. 27 окт. 1704 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вторая половина XVII в. – первая половина XVIII в. отмечены во Франции расцветом проповедничества, который был связан с общим расцветом французской культуры. Именно в это время во Франции складывается классицизм как художественный стиль. Он проявился практически во всех видах искусства (архитектуре, живописи, литературе, музыке). Важной составляющей эпохи классицизма стало и творчество таких известных проповедников как епископ Жак-Бенинь Боссюэ (Jacques-Benigne Bossuet, 1627–1704), епископ Франсуа Фенелон (Francois Fenelon, 1651–1715), епископ Жан-Батист Масийон (Jean-Baptiste Massillon, 1663–1742), иезуит Луи Бурдалу (Louis Bourdaloue, 1632–1704) и др. Их наследие считается одной из высших точек развития христианской проповеди. Профессор В. Ф. Певницкий считал, что французское проповедничество эпохи классицизма ничуть не уступало образцам древнего церковного красноречия. В этих проповедниках «сила ораторского таланта соединялась с высотой христианского духа, и в их проповедях при глубине и назидательности содержания ярко светит внешняя художественность слова и чистый литературно-гомилетический вкус» 374 . В целом проповедники этого времени в построении проповеди следовали классическим образцам красноречия. В частности, считалось, что проповедь более всего близка к судебным речам. Поэтому и структура проповеди следовала структуре судебной речи. В это время продолжает господствовать тематическая проповедь, в которой, как правило, раскрываются отвлеченные темы, а не изъясняется Писание. Именно поэтому многие проповеди этой эпохи напоминают скорее эссе, в которых анализируется и аргументированно доказывается избранная идея. Расцвет проповедничества породил и попытки его теоретического осмысления. К XVIII в. относится появление во Франции ряда трудов по теории проповеди. К ним относится прежде всего книга Блеза Жибера (Blaise Gisbert, 1657–1731) «Христианское красноречие в идее и практике» (L " Eloquence chretienne dans l " idee et dans la pratique), увидевшая свет в 1715 г. и впоследствии многократно переиздававшаяся. В своей книге Жибер излагает основные принципы церковного красноречия, снабжая их примерами из образцовых проповедей (прежде всего из бесед св. Иоанна Златоуста ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Имена Сведения Мефодий (Филимонович), епископ рукоположен и поставлен местоблюстителем Киевской митрополии (до 1664) с 05.05.1661 до 1668 арестован и выслан в Москву, в 1669 лишён кафедры; неизвестно Иосиф (Нелюбович Тукальский), епископ утверждён (рукоположен) с 03.08.1661 по 1669 с 1663 митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, сохраняя Могилёвскую кафедру; в 1668 утверждён Константинопольским патриархом Феодосии (Василевич), епископ утверждён на кафедре и рукоположен в 20.04.1672 (избран с 19.06.1669) 11.03.1678 С 1678 года по 1690 год духовными делами епархии заведовал Гревенский митрополит Макарий (Липгарди), живший в Слуцке. Климент (Тризна) епископ наречённый с 1680 по 1685 не был утверждён Польским королём неизвестно Далее наместники: Сильвестр (Волчанский) наместник епархии с июля 1686 по 1688 неизвестно Серапион (Польховский), архимандрит наместник епархии с 1688 по 1697 рукоположен во епископа Могилёвская и Мстиславская Имена Сведения Серапион (Польховский), епископ рукоположен с 30.09.1697 до 1699 лишён привилегии на епископию Польским королём Августом; февраль 1704 Сильвестр (Четвертинский), епископ рукоположен с 1704 прибыл в Могилев в 1707 14.02.1728 Арсений (Берло), епископ рукоположен с 30.01.1730 по 28.01.1733 епископ Переяславский, викарий Киевской епархии Иосиф (Волчанский), епископ рукоположен с 30.12.1735 по 01.09.1742 архиепископ Московский и Владимирский Иероним (Волчанский), епископ рукоположен с 02.10.1744 14.10.1754 рукоположен с 20.08.1755 по 14.12.1772 переименован епископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский В 1772 году после раздела Польши Могилёв отошёл к России и епархия присоединена к Русской Православной Церкви. Могилёвская, Мстиславская и Оршанская С 14 декабря 1772 года Имена Сведения бывший епископ Могилёвский и Мстиславский с 14.12.1772 архиепископ с 22.09.1783 13.02.1795 Могилёвская и Полоцкая С 1795 года Имена Сведения Афанасий II (Вольховский), епископ бывший епископ Старорусский викарий Новгородской епархии с 05.03.1795 по 1797

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010