К.А. Докучаев-Басков Елгомская Богоявленская пустынь (Каргопольского у., олонецк. губ. в 180 верстах от города, при озере того же имени (Елгомском) или «Чексенском и устьи речки Чечексы».) 158 Некто В. В. Богоявленский, сообщивший в редакцию «Олонец. Губернск. Ведом.» 159 список с грамоты царя Михаила, 7149–1641 г., от 5 апреля, основываясь на авторитете Елпедифора Барсова 160 , позволил себе опровергать, на перекор сообщенной грамоте, год основания Елгомской пустыни, относя время основания на несколько лет позднее, потому только, что будто бы Барсов держался этого мнения; между тем Барсов имел под руками другие данные, на несколько лет позднейшие упомянутой грамоты, доказывающие не столько время основания, сколько то, что описываемая нами пустыня, в такие то года уже существовала. Вот что говорит В. Богоявленский: «Елгомская пустынь основана была старцем Тарасием Москвитиным, но, по другим источникам, позднее 1627 года, о котором упоминается в настоящей грамоте: основываясь на надписи толковаго Евангелия и грамоте новгородскаго (?) митрополита Серапиона, от 8-го марта 1642 (?) г., г. Барсов относил основание пустыни к 1631 – 1642. Кроме того, по его же указанию, на двух крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе старце Тарасие Москвитине», а на колоколе: «радением старца Москвитина 1631 года». 161 А вот что говорит Барсов: «13. Елгомская пуст. (в каргопольском уез.) 1. Основатель, старец Тарасий Москвитин, 1631 – 1642, что видно из надписи толковаго Евангелия (а что гласит надпись – Барсов не говорит), пожертвованного им сей пустыне и грамоты новгородского (?) митрополита Серапиона, от 7150 (1642) марта 8. Такого митрополита в Новгороде (Серапиона) в 1642 г. вовсе не было, а был тогда митрополитом Аффоний 162 . Кроме того на 2 крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе, старце Тарасие Москвитине», и на колоколе: «радением строителя старца Москвитина 1631 года». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 – дважды, 1652), и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652). По четыре раза: Евангелие (1644 – дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651). По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649), Минея общая (1643, 1644, 1650) и Триодь постная (1642, 1648, 1650). По два раза: Апостол (1644, 1648), Октоих (1644, 1649), Святцы (1646, 1648), Каноник (1646, 1651) и Шестоднев (1646, 1650). По одному разу: «Евангелие учительное» (1642), Пролог – за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643), Житие святителя Николая со службою ему (1643), Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646), Молитвослов (1647), Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651). Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцев Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом – с филаретовскими, в третьем – с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии – во всех прежних Служебниках ничего этого нет. Другой отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги, прежде не издававшиеся в Москве и теперь напечатанные в первый раз. Сюда принадлежат: 1 . Книга учебная – Грамматика славянская (1648), изданная как «первая от седмих наук свободных в научение православным, паче же детем сущим, еюже и к прочим, аще кто восхощет, яко дверию, благолепотне и безтрудне, возшествие сотворит» (предисловие).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В селе государев пруд, а в пруде рыба караси, а по мере того пруда в длину 140 сажень, поперег по плотине 60 сажень, а рыбу ловят на государев обиход, приезжая из Москвы подключники. В селе же крестьян (35 дворов)». В 7197 (1689) г. по указу великаго государя село Черкизово пожаловано из Приказа Большаго Дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину; в 1704 г. в этом селе числилось 57 дв. крестьянских. По смерти Льва Кир. Нарышкина оно досталось его сыну Ивану, по разделу 1732 г. с родным братом Александром Львов.; а после Ив. Льв. владела его дочь Екатерина, бывшая потом замужем за графом Кириллом Григорьевичем Разумовским. В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении в селе Черкизове, вместо ветхой, вновь деревянной церкви воимя Рождества Христова. Дело началось по прошению девицы Екатерины Ивановны Нарышкиной. В своем прошении, поданном в Казенный Приказ 1738 г. октября 9 дня она Екат. Нарышкина писала: «В Московском уезде, в вотчине моей, в селе Черкизове имеется церковь деревянная воимя Рождества Христова в самой ветхости, кровля и паперть и крыльцы и пол сгнили и за тем служить в ней и приходским людем приходить опасно и того ради желаю вместо той ветхой построить вновь церковь воимя того ж храма Рождества Христова и на том же церковном месте, а без указу и без благословения святейшаго Правительствующаго Синода того учинить не смею и чтоб указом повелено было о строении вышеписанной церкви дать указ». Вследствие сего прошения в Синод. Каз. Приказе на справку выписано: «В окладной сего 1738 г. книге по Селецкой десятине написано: церковь Рождества Христова в селе Черкизове, дани рубль 61 1/2 коп., казенных пошлин 17 коп.; а в писцовых книгах Ивана Нелединскаго 141 (1653) г. у означенной церкви написано: во дворе поп Федор Константинов, во дворе дьячек Иван Гаврилов, во дворе пономарь Никифор Игнатьев, в приходе 52 двора, пашни церковныя лесом поросло 5 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена под селом на лугу и на пустоши Федоровской и по пашни и по лугам 40 копен; а в переписной 1703 г. книге у той же церкви написано: поп Иван Филиппов, поп Дмитрий Иванов, дьякон Василий Иванов и пономарь Иван Иванов, пашни церковныя земли по 7 четвертей в поле, а в дву потому ж, перелогом и лесом поросло 12 четвертей с осминою, сенных покосов 10 копен». По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенскаго и Каширскаго: «дать храмозданную грамоту, 1738 году октябрь 25 дня». Того же числа из Синод. Каз. Приказа выдан указ Екат. Нарышкиной о строении деревянной церкви во имя Рождества Христова. При церкви находились священники: Лука 1666 г., Иван Филиппов 1704-1720 г. и Василий Иванов 1720 г., бывший при оной же церкви дьяконом в 1704 г.; дьячек Степан Иванов 1720 г. и пономарь Иван Иванов 1704-1720 г. Церковной дани платилось с 1712 по 1740 г. рубль 20 алт. 3 деньги.

http://sobory.ru/article/?object=03155

7) Ирмологий 1700 года. Этот Ирмологий может встречаться с оглавлением (заглавным листом), в котором обозначается, что он издан в типографии Львовского братства. Но и означенная книга напечатана не в братской типографии. Fata sua habent libella. He безынтересная судьба выпала на долю и этой книги. Львовский епископ Иосиф Шумлянсюй, еще в 1681 году тайно принявший унию, в 1700 году (Мая 16) окончательно снял с себя долго носимую личину, открыто признав над собою власть папы. С этого времени усиливаются его преследование Львовского братства. Желая сделать подрыв братской типографии, Шумлянский подговорил базилиан при своей кафедральной церкви св. Георгия завести собственную типографию, что ими немедленно и было исполнено. В этой то типографии и издан был упомянутый Ирмологий. Зубрицкий говорит, что Ирмологий не мог быть окончен до 1707 года, по случаю шведской войны и осады Львова Карлом XII. Но едва ли это верно. Во-первых, осада и взятие Львова относятся к 1704 году и известно несколько книг, вышедших во Львова в 1700–1704 г.г. (Октоих 1700 г., Молитвослов повседневный 1701 г., Букварь 1701 г., Служебник 1701 г., Псалтирь 1702 и 1704 г.г., Евангелие 1703 или 1704 г.г.); и во-вторых – и это главное – означенное утверждение Зубрицкого находится в противоречии с оглавлением Ирмология, которое и приводим здесь дословно: „Ирмологий си есть, Осмогласник, от старых рукописных экземплярей исправленный, благочинного же ради пения церковного трудолюбием иноков общежительные обители святого великомученика Христова Георгия, в катедри епископской Львовской, ново типом изданный: року Божия 1700, месяца октоврия в 9 день”. Зубрицкий полагает, что устройство базилианами собственной типографии и бесплодности протестов против этого со стороны Львовского братства были чуть-ли не главной причиной перехода последнего в унию. Разумеется, это сильное преувеличение. Но важно сделанное Зубрицким документальное указание, что базилианская типография вместе с оставшимися нераспроданными экземплярами изданной ими книги была уступлена за известную сумму братству, которое в приобретенном Ирмологии заглавный лист заменило другим, где значилось, что Ирмологий якобы напечатан был в братской типографии (см. Historiczne badania о drukarniach Rusko-slowianskich w Galicyi, Dionizego Zuhrickiego. Lwow, 1836, стр. 28, 46 и 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Выписка из дела за 1703 г. в. 213. 42. Державнейший Царь. Государь милостивейший. Ваше государское богомолие, Данилов монастырь построен из давних лет, и погребен в том монастыре ваш Государев сродник, благоверный и великий князь и чудотворец Даниил Александрович. А ограда и святые врата каменные около монастыря построились не в давних летах, а по стене той ограды водяных спусков не учинено; значено было быть по той стене деревянной кровли, а той деревянной кровли по городовой каменной стене и на святых вратах по се число не учинено. И та каменная стена и святые врата от дождей и от снегу размываются, и если впредь вскоре кровли не учинить, оттого будет поруха немалая. А на поварне и на хлебне каменная кровля обветшала, а братские кельи деревянные весьма ветхи, и кровли все огнили; в зимнее время братьям от мороза, а летом от дождя нужда немалая. Всемилостивейший Государь. Вели в своем царском богомолии, в Данилове монастыре, каменного строения городовые стены и святые врата и поварню и хлебню покрыть, а кельи вновь построить, или перебрать и покрыть, и на построение дати из своей государевой казны денег из Монастырского Приказа. Нижайшие богомольцы Данилова монастыря игумен Макарий с братиею. Авг. 18 д. 1703. При челобитной смета. 18. Помета в М. Пр., от 1704 г., о приеме денег со стряпчего Воскресенского монастыря Саввы Кудрявцова на дачу каменщикам по указу от 28 апр. 1704 г. Из д. за 1704 г. в. 209. 131. Указ из Монастырского Приказа. 1704 г. апр. 28. по указу великого Государя Царя и великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и белыя и малыя России велено поставить в Монастырской Приказ с монастырских вотчин, в которых есть, каменщиков и кирпичников, а в которых нет и с тех вотчин против переписных книг 186 года собрать деньги с двора по гривне и заплатить в Монастырской же Приказ. И Воскресенского монастыря стряпчий Сава Кудрявцев сказал в вотчине Данилова Московского монастыря в московском уезде в сельце Добрятине с деревнями, да в подмонастырском селе Даниловском каменщиков и кирпичников нет, а по переписным книгам 185 года в тех вотчинах крестьянских и бобыльских 121 двор, и с тех дворов объявил Сава в Монастырском Приказе деньги с двора по гривне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Благодарив же Творца моего, и Пречистую его Матерь, и святых его угодников, яко сподобихся и я, всех последнийший, святый его град Иерусалим видети и поклонитись живоприемному его Гробу, и протчим святым, плотию и кровию Христовою освященным, и паки во свое отечество благополучно возвратихся; Ему же от мене, непотребнаго и грешнаго раба, монаха Серапиона, о всех и за всех да будет величие, честь и слава, благодарение и поклонение, ныне и в будущие нескончаемые веки веков. Аминь. 1 Если 1704 год (декабря 3-го дня) означает начало пути наших паломников, то все путешествие их продолжалось 2 года, 5 месяцев и 6 дней, а именно: от 3-го декабря 1704 года по 9 мая 1707 года. 1705 г. они провели в пути до Иерусалима, куда прибыли 30 сентября сего года и пробыли здесь до половины сентября 1706 года, а вернулися домой 9-го мая 1707 года. 8 Тут в подлинной рукописи небольшой пропуск, смысл которого, впрочем, очевиден: если бы мы с своими деньгами (небольшими) пошли без фирмана, то их бы недостало. 10 Если путешествие, как означено в заглавии, началось в 1704 году, то наши путники, иеромонахи Макарий и Сильвестр, были в пути до Иерусалима с 3 декабря 1704 по 30 сентября 1705 года, в Иерусалиме пробыли до сентября 1706 года, а вернулись домой в мае 1707 года. 11 Вероятно к сему месту в подлинной рукописи было пояснительное изображение, котораго в противне (о. Пахомия) не находится. 15 Матронинский Троицкий заштатный монастырь находится Киевской губернии в Чигиринском уезде, между местечками Жаботиным и Медведовкою, в лесу, именуемом Матронин, на возвышенном месте, окруженном с 4-х сторон земляным валом, разстоянием от Киева с 200, от Чигирина в 40 верстах. Когда и кем основан, не известно, но возобновлен он благословением Киевскаго митрополита Ионы Протасовича (1563 г.) и универсалами Гетманов, Петра Сагайдачнаго и Петра Дорошенка (1620, 1621 и 1671 г.). Хотя в 1678 г., по взятии турками Чигирина, монастырь Матронинский был ими разорен, однако в 1685 году уже построена в нем новая церковь , которая и освящена 1717 года, по универсалу князя Яна Станислава Яблонскаго, старосты Чигиринскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

(в Синод. библ.). Известны два письма его к Новг. митр. Ионе: одно о состоянии православия на юге, другое о переводе 70-ти толковников (Ист. Русск. ц. IV, 141, 142, 253, 255). 252. Рафаил Краснопольский , воспитанник Киевской академии, первый архимандрит Заиконоспасский, пересматривавший Лексикон Поликарпова в 1703 г., уже в звании ректора Московской академии, по отзыву Поликарпова, после Яворского «первый в знании богословия и свободных учений» (предисл. к Лексикону); с 1704 г. архимандрит Симоновский. с 1708 г. архиепископ Холмогорский, скончавшийся в 1711 г. Он писал поучительные и правительственные грамоты. Из них замечательны: а) о двуперстном и треперстном знамении креста (рукоп. Арханг. сем.); б) поучение всему народу, 9 января 1711 г.; в) о погребении в пустых местах, без молитв священника, не исповедавшихся и не причащавшихся св. таин, 1709 г. Под его надзором составлен Двинский летописец, оканчивающийся 1705 годом (Толстого II. 37, напеч. в III ч. Трудов вольного Российск. собрания). 253. Сильвестр Крайский , воспитанник коллегии, путешествовавший за границу, с 1704 г. ректор Московской академии, с марта 1705 г. архиепископ Архангельский, с сент. 1707 г. митрополит Смоленский, сконч. в 1712 г. В 1709 г. переведена им с итальянского краткая «Космография», вероятно для Смоленских училищ (Толстого I, 223). 254. Феодор Полетаев , Новгородец, перевел с греческого: а) в 1676 г. разговоры отцов о жизни и страданиях св. мужей и жен; б) в 1713 г. Макария Егип. духовные беседы о совершенстве; в) в 1715 г. жития некоторых мучеников (рукоп. библ. Акад. наук). Иосиф Туробойский , 1703–1704 г. префект Московской академии, с 1708 г. архимандрит Симоновский, в 1711 г. настоятель Новоспасского монастыря. Его сочинения: а) Торжество преславное освободителя Ливонии, государя Петра I, с двумя предисловиями и изъяснениями аллегорических изображений на вратах, М., 1704 г. б) «Торжественные врата» победителю под Полтавою, М., 1709 г. 255. Карион Истомин, ученик академии, но еще прежде того писавший стихи, иеромонах Чудова монастыря, справщик книг, делопроизводитель при патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1685 г. 8 апреля, по указу патриарха, по памяти из Поместного приказа, за приписью дьяка Ивана Векентьева, в котором написано: по указу великих государей, а по челобитью стольников Василия и Якова Федоровичей Полтевых в вотчине их в деревне Агафоновой, к новопостроенной церкви Николая чудотворца, из вотчинной земли, из их дач, отведено пашни 10 чети, сенных покосов 10 копен и та земля к той церкви справлена… В 1704 г. в селе Никольском находилась одна деревянная церковь, а в 1709 г. – две церкви: деревянная и каменная во имя Николая чудотворца; при них священники: Перфилий Данилов 1704 – 10 гг. и Максим Максимов 1715 – 29 гг.; дьячки: Василий Яковлев 1704 – 36 гг. и Иван Перфильев 1704 – 29 гг. Село Никольское до построения в нем церкви было деревнею Сущево, Агафоново тож, на речке Татарке, находившейся в 1623 г. Московского уезда в Каменном стану, в поместье за князем Дмитрием Петровичем Пожарским, по государеве грамоте 1618 г., что преж село было за Субботою Рогатина, в деревне двор помещиков, двор приказчиков, да крестьян 4 двора. После князя Пожарского эта деревня досталась его племяннику князю Семену Пожарскому, в 1644 г. она продана Лариону Антоновичу Слотину; в деревне числилось в 1646 г. 4 двора крестьянских и бобыльских, в них 8 чел. По смерти Лариона Слотина имение его, согласно завещания, продано из Патриаршего разряда в 1659 г. думному дворянину Федору Алексеевичу Полтеву. При этом владельце в деревне Агафоновой построена вновь церковь Николая чудотворца, отчего деревня и названа по церкви селом Никольским, а в последствии оно в отличие от других сел Никольских стало называться по фамилии владельца Полтевым. В 1678 г. в селе Никольском находились: двор вотчинников с 6 семьями деловых людей, в них 13 чел., 5 дворов крестьянских и 6 дворов бобыльских, в них 37 чел. В 1679 г. селом владела жена Ф. А. Полтева вдова Фекла Панкратьевна, в 1781 г. – их дети стольники Василий и Яков Федоровичи. Последний заложил село Никольское в 1703 г. Ф. М. Апраксину, умершему в 1728 г., который духовным завещанием просил своих душеприказчиков «имение село Никольское и деревню Харитонову после его смерти продать и деньги, вырученные за оное имение, употребить на раздачу милостынь и на искупление пленных».

http://sobory.ru/article/?object=06279

По принятому нами порядку, следует сказать о доходах обители в течение этого периода. До 1704 года, главный и постоянный доход доставляли ей следующие оброчные статьи: 1) Мельница в городе Козельске, на речке Другусне. Из монастырской сказки, при описи этой мельницы в казну, в том же 1704 году, видно, что мельничное строение состояло из следующих частей: «плотина, а у той плотины мельничный амбар, в нем трое жерновы пятерики, а подле той мельницы, двор мельничный, а на том дворе изба-клеть, двор огорожен забором». Мельница эта отдавалась от обители погодно в наем козельским посадским людям. В 1703 году монастырь получал за нее оброку 83 рубля на год: сверх того, наемщик обязывался смолоть на монастырский обиход ржи – по пятидесяти пяти четвертей с осьминою, солоду – по десяти четвертей, овса – по пяти четвертей с полу-осминою, пшеницы – по три четверти в год; а, как за помол этого количества, против посторонних людей, следовало бы монастырю платить наемщику 2 рубля 22 алтына 2 деньги, следовательно, всего доходу с мельницы монастырь получал 85 рублей 22 алтына 2 деньги. 2) Рыбная ловля по реке Жиздре и, впадающей в нее, речке Другусне, которые отдавались Пустынью в оброк за 16 рублей на год. 3) Перевоз по речке Жиздре, против монастыря, давал Пустыни ежегодного дохода 10 рублей 2 алтына. Все эти статьи в 1704 году были положены в оброк в Ижерскую канцелярию, а во время упразднения Пустыни, в 1724 году, состояли в ведомстве Камер-Коллегии, исключая жиздринского перевоза, который, хотя в 1704 году и был взят в казну, но, как видно из актов, в 1725 году снова принадлежал обители, и, как упоминают в своей челобитной иеромонахи Оптиной Пустыни Леонтий и Сергий, денежный сбор за перевоз, за два года, в которые Пустынь считалась упраздненною (1725 и 1726), простирался на сумму 14 рублей. По показанию архимандрита Преображенского монастыря Тихона, сбор за перевоз на 1725-й год был отдан им на прокормление, оставшемуся при церкви Оптиной Пустыни священнику Федору Григорьеву, а за 1726 год, иеромонах Леонтий употребил в «зажилое жалованье себе и братству своей Пустыни, порядно».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В настоящий раз мы постараемся дать характеристику работы этого «скульптора». К сожалению, нам не удалось отыскать ни в одном списке художников, работавших в XVIII веке в императорских дворцах, имени и характеристики деятельности этого Михаила Зимина. Возможно, что это был молодой, начинающий работник, не заявивший себя ничем особенным, имя которого могло легко затеряться в архивах, или же он был просто вольнонаемным, получившим настоящий заказ не в виде самостоятельной работы, а только для выполнения готового плана, эскиза, сделанного кем-нибудь из более опытных и известных мастеров. Можно, далее, предположить, что автор такого орнаментального проекта был из иностранцев: по крайней мере, трудно иначе объяснить, почему в подписях на клеймах —684— встречаются латинская буквы? Едва ли, Михаил Зимин мог бы писать таким испорченным языком, как, напр., «БОМВ (лат. бук.) А РОССИСКА НАШЛА МЕСТО ВКЕ (слав. букв.) ГОЛМЕ»; «ΝΑΡΒΑ ВЗЯТА 1704». В первой комнате – столовой Императрицы – план орнаментировки таков (См. рис. 1). Потолок в форме плоского купола с ребрами, которыми он опирается на четыре угла стен, отграничен от этих последних узким простым карнизом. Главная барельефная орнаментировка нанесена на площади потолка. В центре представлена фигура Виктории, с трубою в руке, как бы несущая два медальона с полубюстовыми изображениями рельефом; «ПЕТР ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖАВ: ВСЕЙ РОСИИ» и «ЕКАТЕРИНА ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖАВ: ВСЕЙ РОСИИ». Оба эти изображения сильно замазаны неумелыми реставраторами, так, что нет возможности определить, были ли это портретные лица или же свободно скомпонованные. Это срединное пространство заключено в особую, очень красивую, в стиле «рококо», рамку неправильной формы. Все остальное пространство плафона занято тридцатью двумя клеймами с подобными же оправами. В каждом представлено какое-нибудь событие из военной деятельности Петра Великого начиная с 1703 г. и по 1720 г. Верхний ряд: 1) «ШЛЮТЕБУРГ ВЗЯТ 1702». 2) «ПЕТЕРБУРГ ОСНОВАН 1703»; 3) «И НЕВА НЕ УКРЫЛА КАНЦОВ ОТ РОССИЙСКИЯ ПУШКИ 1703»; 4) «СИЛНЯ ЛАДИЯ РОСИСКА НА ЧЮДСКОМ ОЗЕРЕ 1704»; 5) «СИЛА ПЕТРОВА РАЗРУШИ СТЕНЫ ГРАДА ДЕРПТА 1704»; 6) «НΑΡΒΑ ВЗЯТА 1704»; 7) «НИТАВА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ МУЖЕСТВО ПЕТРОВО 1705»; 8) КАЛИШСКАЯ БОТАЛИЯ 1706»;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010