Впервые «Православное исповедание...» было официально зачитано на Киевском Соборе 1640 г. Много споров на Соборе вызвал вопрос о форме Е. (в какое время и при каких словах совершается преложение), решавшийся в «Православном исповедании...» митр. Петра (Могилы) в католич. духе; за разъяснением этого вопроса было решено обратиться к К-польскому патриарху (см.: РИБ. Т. 4. С. 23-24, 35-38). Поэтому Собор постановил отправить послов в К-поль для рассмотрения соборных деяний и «Православного исповедания...». Следующее соборное обсуждение «Православного исповедания...» состоялось на Ясском Соборе 1642 г., созванном по инициативе митр. Петра (Могилы) господарем Молдо-Валахии Василием Лупу . Еще в декабре 1641 г. Лупу обратился к К-польскому патриарху Парфению I с вопросом о соответствии правосл. учению «Исповедания...» Кирилла Лукариса. В связи с этим запросом в мае 1642 г. патриарх Парфений созвал Собор, рукопись Деяний к-рого содержит 45 подписей епископов и клириков, в т. ч. митр. Петра (Могилы). Собор, рассмотрев «Исповедание...» Лукариса по главам, отверг его как исполненное ересей и чуждое правосл. веры и предал анафеме всех, кто почитает его за истинное и благочестивое. В частности, в Деяниях Собора говорилось: «Божественную же Е. [Лукарис] так разрывает (διαγνυσιν), что ничего другого ей не оставляет, как только простой образ (τπον ψιλν), как если бы мы еще поклонялись тени ветхого Закона. Ведь [Лукарис] не говорит, что видимый и вкушаемый хлеб после освящения есть истинное Тело Христово, но то, что хлеб и вино мыслятся духовно, или, лучше сказать, воображаются [Телом и Кровью] (τν νοομενον πνευματικς, μλλον επεν φανταζμενον). А это исполнено всякого нечестия» ( Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 578 - 581 Вскоре после завершения К-польского Собора 1642 г. его Деяния были доставлены в Яссы двумя патриаршими экзархами - Мелетием Сиригом (вероятно, он был основным автором текстов постановлений К-польских Соборов 1638 и 1642) и митр. Никейским Порфирием. На Ясском Соборе присутствовали многочисленные епископы и клирики Молдо-Валахии и 3 представителя К-польского патриарха от Киевской митрополии. В ходе работы Собора «Православное исповедание...» митр. Петра (Могилы) стараниями Мелетия Сирига было исправлено и дополнено - с целью удаления из него несоответствий учению православной Церкви, возникших под влиянием католич. богословия,- и переведено на новогреч. язык (подробно о К-польском и Ясском Соборах, а также о «Православном исповедании...» см.: Ibid. Σ. 575 - 592 Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 113-117; La Confession orthodoxe de Pierre Moghila, métropolite de Kiev (1633-1646)/Publ. A. Malvy, M. Viller. R., 1927. (OrChr.; T. 10. N 39)).

http://pravenc.ru/text/351651.html

(л. 27 об.) оных благодеяний Их, да тем усерднее в настоящий день принесем Им жертву достодолжныя благодарности. Сие повествование в нижеследующем подробно на память приведем нам, коликих благ владеяй странами света Господь, чрез ходатайство Своея Матере сподобил нас, костромския пределы оселяющих. И так с помощию Его вступим уже в сие предлежащее нам дело. В третиенадесять по Христовом Рождестве столетие, когда свирепое на Россию было нашествие татарскаго царя Батыя, многия отечества нашего грады и селения претерпели раззорение и опустошение от убийственной руки онаго тиранна. Сие нещастливое приключение коснулося и града называемаго Городца, в котором от весма давних лет пребывала сия чудесная Богоматере икона, о нейже настоящая повесть нам предлежит. Но когда сей град с прочими российскими странами от Батыева поражения сожжен, раззорен и почти всех жителей своих обнажен был; тогда град Кострома со окрестными своими селениями, покровителством Вышняго свободен будучи от раззорителных набегов Батыевых, пребывал невредим во своем благосостоянии. (л. 28) В таковых нашея страны обстоятельствах благоволил Всевышний, дабы из опустошеннаго татарами Городца прославленный во оном чудесами помянутый образ Богоматери пренесен был во многолюдный град Кострому, к наивящшей имени Своего славе, а к защищению жителей онаго града, истинною верою Его почитающих. Ибо когда владел Костромою и всеми окрестными ея странами благоверный великий князь Василий Ярославич, прозываемый Квашня (которой был сын великому владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу, сего имени второму; родной же брат святому великому князю Александру Ярославичу Невскому), тогда предреченная Богородична икона из Городца во град Кострому пренесена была следующим образом. В 1239-м году от Рождества Христова в 15 день августа, то есть в самый праздник Успения Пресвятыя Богородицы, многими града (л. 28 об.) Костромы благоговейными жителями виден был помянутый образ Богородичен, несом некоторым воином чрез град Кострому. Кто же был воин сей, откуду взял и в кое место преносил образ оный, о том тогда не известно было никому из костромских обывателей, дондеже в последующий 16 день августа все сие открыл Господь таковым нечаянным случаем.

http://bogoslov.ru/article/6193642

Таже вину творишь, паче же хулиши, яко аз пришлец избран к тому делу, по истинне не имам в сем вины в том, и в прочих воли то было, а не в моей, ниже о сем тщахся, но послушанию повинуяся приял есмь то достоинство, ниже то противно древнему обычаю церковному, яко чародеющая твоя мысль разумеет, к посланию убо избираются мужие разсуднии и учением украшени; какие бы ни есть они были, яко явно с церковных повестей, которых подробну вычитати продолжительно, не удивительно, яко аз, иерусалимленин, к тебе здателю нового иерусалима послан бых. Вместо мира и согласия братию твою всю неимущих отца нарицаеши собор их сонмище иудейское называеши. Сих ради согласишася иныя области архиереи выслати яко соединителя, яко проповедника, яко учителя, таже и не подданного тебе, обаче мя яко пса изгнал еси из твоея келии, и умолчу твое дело, твою ярость, твое свирепие во всех народех и на всяком месте не в ту восклицати, свидетель очевидный не к тому уже слыша сый. Пришлец бе и области антиохийской Златоустый, обаче на патриаршество константинопольское возведен; Кирил Лукариский от престола александрийского в константинопольский пренесен, и нынешний Нектарий из горы Синайские, яко Анастасий древле на антиохийский, яко и той на иерусалимский престол ныне возведен общим жребием. Что ж тому противно, яко аз из Еросалима послан правих всего собора посольство, зане же и святый Кирилл Иерусалимский патриарх вместо Целестина папы беяше во Ефесе на соборе, егда бе западная и восточная церковь единствующая и нераздельна, ныне же зане же приложиша в символе Духа Святого вечно исходити от Отца и от Сына опресноков и чисца и единовладства ради папежского на все соборы о едином лице во евхаристии пощения ради субботнего и иных многих еретических вин и для прибавки веку на осмь лет многоглаголивое тогда есть к древним тем соединенныя церкви правилам ныне прибегати, занеже меж нами восточными и западными велия распря положися; аще убо архиерея восточного, а не западного, себе нарещи восхощет и отречется Никон бывый патриарх всея Руси, тогда яко папеженин явно извержется тайно и явно яко отметник и прелагатай от восточныя к западной вере, яко некогда цареградский патриарх Век именем бе от всего собору у святой Софии проклят, яко приятствуяй латинником и велий предстатель западного костела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Глава 8 (1) И бысть в лето шестое, в шестый месяц, то есть царствования Иоакима царя; (3) и взя мя дух среде земли, и среде небесе, и веде мя во Иерусалим в видении Божии. Пророк говорит о духе пророческом, которым восхищен был ум его; потому что не телом, но в видении Божии, пренесен был ко вратам внутреннейшим, зрящим на север, идеже бе столп ревности. Итак, вместо священного столпа Божия Иудеи поставили мерзких идолов. Упоминаемый же здесь столп, вероятно, был какое либо изображение, служившее свидетелем между покупающим и продающим, подобное чему видно в истории Иакова и Лавана (Быт.31:44-48). (7) И веде мя к преддверию двора, и видех, и се скважня едина в стене. (11) Иезония, сын Сафанов, стояще и семьдесят мужей от старейшин сонма с ним. Восхитивший Пророка повелевает ему еще больше раскопать стену, и когда раскопал Пророк, вводит его в храмину, где Пророк видит написанные на стенах изображения всякого рода пресмыкающихся и вьючных скотов; видит еще семьдесят именитых мужей и старцев с Иезониею, сыном Сафановым, мужем известным по благочестию; в руках у них кадильницы, и дым кадил их восходит к изображениям, написанным на стенах. (14) И видех тамо, жены сидели плачущеся о Фаммузе. Восхитивший Пророка приводит его к другим дверям дома Господня, и показывает ему жен, сидящих во святилище и плачущих о Фаммузе. (16) И взя мя дух, и введе мя в восточную дверь дому Господня, и видех тамо стоящих двадесять и пять мужей, задняя своя давших ко храму Господню, и лица их прямо к востоку: и сии поклоняются на восток солнцу. Восхитивший Пророка изводит его еще на средину между Эламом и жертвенником, и показывает ему двадцать пять мужей, которые стоят, обратившись хребтом ко храму, и лицом на восток, и поклоняются восходящему солнцу. Так ругаются они над святилищем, оказывая к нему неуважение, и чествуют солнце, поклоняясь ему. Ибо если бы не было у них намерения поругаться над храмом, то покланялись бы солнцу в другом месте, а не между Эламом и жертвенником. Глава 9 (1) Приближитесь отмщающии граду: и се тесть мужей идоша и коемуждо сосуды отмщения в руце его. Бог, когда показал Пророку злочестие жителей Иерусалима, великим гласом взывает к Ангелам, и говорить: приближитесь отмщающии граду; а сим дает разуметь Пророку, что город будет разрушен за вины его жителей, а не силою врагов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1087...

Это случилось, по его словам, в патриаршество Нифонта – следовательно, между 1312 и 1315 годами. «Тогда же ту сущу, – говорит Никодим, – и патриарху Св. Града Иерусалима, Кир Афанасию и Антиохийскому патриарху; видев же и поклонився неизреченным благим сущим тамо (то есть в Царьграде. – А.А.Д.) и устав трудолюбезный тех мужи, дрьжещих типик по обычаю светаго града Иерусалима, по уставу светаго Савы пустинежителя (sic!) ... егда же вьзведен быих на си светый великий престол светаго Савни, всегда имех в уме паметь подвига и труда онех блаженых и честьныих мужии, паче же и учителя и наставника нашего светаго Савы, вьследьствоуе словесем, потьщахсе поне малое сие приложити, послах в Царьскыи град в монастырь, Светаго Предтече и Крестителя Иоана и пренесен ми бысть си типик иерусалимсьскы и преложих и в наш езык от письмен грьчьскаго языка» (Гласник 1859 г., [т.] VI, стр. 189) 498 . Если упоминаемый здесь монастырь св. Предтечи и Крестителя Иоанна есть ни больше ни меньше, как Студийский монастырь, разрушенный латинянами, а потом восстановленный Констант[ином] Палеологом, братом Андроника Старшего (ныне мечеть Эмир-Ахор-джамиси), – а это несомненно так, – то приведенное сейчас свидетельство приобретает в наших глазах еще большее значение. Влияние и значение, следовательно, Иерусалимского устава было настолько сильно и велико, что он вытеснил собою совершенно своего предшественника, Студийский устав, даже с родного пепелища, из места своей несчастной родины – знаменитого когда-то Студийского монастыря. В 1317 году, по словам Феодора Тоскани (Ad typica graecor., pag. 7) 499 , греческий Иерусалимский Типик писался некиим Фомою Сирийцем, уже в России, в городе Твери (Τφρει τ χρ Ρωσας). Этот Типик хранится в настоящее время в Ватиканской библиотеке под 784. Вот содержание этого весьма любопытного (по своему близкому сходству к нашему древнему славяно-русскому Типику) Иерусалимского типика. В первой части (1–16) положен порядок суточной службы, во второй (16–87) – особенности служб круга годичного по Минеям, в третьей (87–117) особенности служб по Триодям Постной и Цветной; в четвертой (можно сказать, сборной) части, находим: 1) (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Песнь 5 Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже,/утренюющих Ти души любовию озари, молюся,/Тя ведети, Слове Божий,/истиннаго Бога,/от мрака греховнаго взывающа. Песнь 5 Канон св. отцам. Ирмос: Божественным светом Своим, Благой,/души с рассвета к Тебе стремящихся/любовью озари, – молюсь я, –/чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога,/от мрака грехов/к Себе призывающего. Божественный виноград Христов, иже от Египта пренесен,/темнаго отчаянна губителя зверие первее поядаху,/пращею же святых отец далече отгнашася. Божественный виноградник Христов,/что из Египта был перенесен,/прежде звери поедали/– слуги темного злосчастного губителя,/но пращею святых отцов/далеко отогнаны. Божественным сиянием трисиянным ум просвещше,/честнии отцы Единаго проповедаша Честныя Троицы Христа Господа,/сугуба естествы и хотении. Божественным трисиятельным озарением/ум просветив, священные отцы/провозгласили Одним из досточтимой Троицы/Христа Господа, имеющего два естества и воли. Троичен: В вещных, якоже в серафимских, мудрыми отцы, о Троице,/Церковь онебесися, Трисвятую песнь присно Тебе поющи,/собирает Троическое Твое Едино Божество. Троичен: Трудами мудрых отцов, о Троица,/Церковь уподобилась небесам:/в гимнах вещественных, как в серафимских,/Трисвятую песнь Тебе непрестанно воспевая,/она нераздельным исповедует/Твое Единое Троическое Божество. Богородичен: Мати и раба Твоего Сына была еси, Чистая,/ибо Иже из Тебе прежде Тебе бяше, яко Содетель Твой,/Егоже во двою существу познаваем и соединяем Словом Ипостасным. Богородичен: Матерью и рабою Сына Твоего/Ты стала, Чистая,/ибо Тот, Кто из Тебя произошел,/прежде Тебя был, как Твой Создатель,/Которого мы познаем в двух естествах/и соединяем их во Ипостаси Слова. Ин. Ирмос: Вскую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете Незаходимый,/и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго;/но обрати мя,/и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся. Канон иной. Ирмос: Для чего Ты отверг меня/от лица Твоего, Свет неугасимый,/и покрыла чуждая тьма меня, несчастного?/Но обрати меня и к свету заповедей Твоих/пути мои направь, молю.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

В сем исследовании опровергается мнение тех, которые св. Алексия считают за одно лице с Иоанном кущником (15 янв.), так как жития их, хотя во многом сходны, но во многом совершенно различны и доказывается, что отечество его и место погребения есть ветхий Рим. Не мало сведений о его жизни заключается в каноне, писанном в 9 веке Иосифом песнописцем, и эти сведения Болландистами считаются за древнейшие. Житий его известно много, одно из них приписывается Метафрасту; по, без сомнения, он имел пред собою древнейшее житие (См. Fabr. Bibl. graec. Т. X. 191. ed. Harles). Есть житие его на сирском языке, переведенное на арабский; оно в латинском переводе помещено в Деяниях св. (Iul. IV. 262). Оно написано пономарем едесской церкви, где подвизался святой и переписано в 584 году диаконом едесским Фомою, след. сие житие весьма древнее и близко по времени к самому событию; но автор, описав жизнь его согласно с греческими житиями, заключает, что он умер в Едессе и погребен епископом Равулою (412–415) в усыпальнице странных. Ассемани (Calend. Т. VI. 189) замечает посему, что писатель заставил умереть св. Алексия в Едессе или по любви к отечеству своему или по незнанию о переселении его в Рим. Может быть и то, что он пренесен в Рим по кончине своей. Самая икона Богоматери, пред которою он молился в Едессе, препесена в Рим в X веке. Она известна под именем Едесской и находится в его церкви. (Мордвинов, стр. 112). Феликс Нериний, ученый аббат, в 1752 году издал особое сочинение (De memplo et coenobio SS. Bonifacii et Alexii hisiorica monument), в котором доказывает на основании древних мартирологов, что св. Алексий умер в Риме; но Болландисты, к удивлению своему, не находят имени его в древнейших календарях. Вообще жизнь его требует и достойна особого исследования беспристрастного. В славянской минее кончина его относится в 411 году, так как пятница, – день его кончины, при Иннокентии (402 – 415) в сем году падает на 17 марта. Тело его погребено было в церкви мученика Бонифатия в Риме на горе авентинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

зач. 14, л. 48) под Илиею разумеется «пророческое слово», а в прологе (8 Ноября) сказано: «ангелом взят бысть Енох, и пренесен бысть на место рая, яко не видети ему, общия с человеки смерти, даже и до второго снития Господня еже на землю». На основании этих слов писатель книги: о скрытии священства, так рассуждает: «зрите разумно, как же писано о нем, что за полчетверта лета до пришествия Господня от антихриста убиен он будет со Илиею... Сия бо общая есть смерть с человеки, то и от сего показуется, что сугубо и о сем разумеют святии». Оба эти основания так слабы, что не заслуживают и опровержения. Заметим только, что а) слова Благовестника, составляя единственное основание, на котором раскольники, утверждают свое учение об Илии, сами до себе не доказывают того, что хотят доказать ими раскольники, потому что показывают только, что под Илиею, в смысле несобственном, можно иногда разуметь пророческое слово, но нимало не говорят, чтобы так нужно было понимать учение Слова Божия и св. Отцев и о пришествии Илии в мир пред вторым пришествием Христовым, тем более, что в самом Благовестнике, как мы уже видели, находится множество мест, где, согласно с св. Отцами Церкви, прямо говорится, что пред вторым Христовым пришествием явится в мир действительно Пророк Илия, точно так же, как был предтечею первого пришествия Христова Иоанн. Кроме того, если бы бл. Феофилакт понимал под Илиею, имеющим явиться в мир в последнее время, пророческое слово или закон, в таком случае он не мог бы сказать, что Илия придет пред кончиною мира, пред самым вторым пришествием Христовым, а должен был бы сказать, что Илия т. е. закон уже пришел и даже гораздо прежде первого явления Христова в мир. Напрасно раскольники говорят, что под последними временами иди под кончиною мира, когда, по учению св. Отцев, послан будет Илия вместе с Енохом, нужно разуметь не последнее время мира в собственном смысле, вовремя, начиная «от времен Апостольских» (кн. об ант. ст. 22). Правда, в Слове Божием есть выражения: последние дни ( Деян.2:17 ), последок дний ( Евр.1:2 ), кончина лета (Гл.4:4), означающие последнее время закона и все время новозаветной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

О сем кресте так повествуется: по преставлении Блаженной, оный крест свято всегда хранился в фамилии Грузинских Царей, а в отлучке их полагаем был в Кафедральной церкви во Мцхети. Когда около 1726 года Грузия подвержена была со всех сторон от Персиян, Турок и других нападениям и разорениям; то сей крест для сохранения пренесен был в горы, во владение Князей Ерисиповых, и положен в церкви селения Ананура; откуда взят был Грузинским Митрополитом Тимофеем, и привезен в Москву к Царевичу Бакару Вахтанговичу, и вручен ему для соблюдения. Царь Ираклий многократно требовал от них сего креста по праву царствования своего; но фамилия Вахтангова удерживала его по праву своего наследства престола. Наконец Князь Георгий Александрович Грузинский, внук Бакаров, в 1801 году, в сентябре поднес сей крест Благочестивейшему Государю Императору Всероссийскому Александру Павловичу. Его Императорское Величество благоволил препроводить оный, яко драгоценную святыню Грузинской Церкви, паки в Грузию 3 . А потому крест сей хранится ныне при образе св. Нины в Тифлисском Кафедральном Соборе. – Хотя Руфин, писатель IV века, Преподобную Нину называет пленницею, в Иверию завезенною, а откуда, и кем, умалчивает: но, соображаясь с жизнеописанием св. Равноапостольной Нины, принятым Грузинской Церковью, за вернейшее почесть должно, что она не по принуждению, якобы бывши в плену, но Божественною распалаема ревностью, пришла в страну сию для проповеди о Распятом, и исполнения Божественного желания, отыскать Ризу Спасителя, видеть сие сокровище, и с верою облобызать; о чем ниже пространнее изъяснено будет. – Что касается до сказания чудес содеянных ею именем Господа нашего Иисусов Христа; то повествование Руфина согласно с житием св. Равноапостольной Нины, которая обратила на себя внимание народа сперва набожною, воздержною, целомудренною и Богоугодною своею жизнью; потом чудотворением, которые еще более ее прославили, а именно из многих особенно суть следующие: одна жена, имея весьма больного младенца, принесла его к Преподобной Нине, и спросила её: не знает ли она какого врачевства?– На что Блаженная ответствовала, что она никаких человеческих пособий не знает, а точию уповает и верует, что поклоняемый ею Господь Иисус Христос подаст сыну её скорое исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и поповской староста, троицкой поп константин, да спаской поп иван романов подали роспросу своей описи, за своими и за поповскими и за дьяковскими, и церковных дьячков поруками, которые были с ними Константином да с Иваном у распросу, а в допросных речах написано: архангельского города жилец ермолай аноимов морозовых сказал, что дочь его соломония девица возрастом 10 лет, была слепа три года и невидела свету; в нынешнем же годе, ноября 25 дня в 5 часу нощи, в доме, у дяди своего стефана алексеева сына тетерина и у тетки своей анны анфимовой дочери, дал Бог очам ее прозрение, и увидела в дому ту нощь свет, и в те поры ей девище соломонии, возрастом велик, черна брада, и риза черна, ничего не глаголал, и невидим!, быст. а как тетка ее анна анфимова узнав о ее прозрении, услышала, что прояви Бог вновь чюдотворца в Архангельском городе, на дворе у господина юрья Петровича, и того чюдотворца гроб с мощми с боярского двора перенесли к церкви произхождения честного креста Господня, а о имени его не знают, и они молилися, чтобы Бог оказал молитвами Его угодника той девице. милость, и она прозрела, и о том ее прозрении, в церкви происхождения честного креста Господня, у новоявленного чюдотворца гробницы, молебны пели со звоном, а были со кресты все градские священники со всем народом и Феодосий велел написать образ его 1 20 Текст службы преп. Евфимию печатать разрешается какт. фактический материал, но отнюдь не для церковно-богослужебнаго употребления. Цензор). Архимандрит Иннокентий. Вот текст ее: Пренесен и положен у церкви происхождения честного и животворящего креста Господня. Якоже обнем на последи сего, явлено будет. Аздеже тропарь поем преподобному Евфимию, глас 4. Яко сокровище многоценно и источник изливают токи исцелений подаде нам Христос, честные мощи твоя преподобие Евфимие. Болезни убо отъемлюща страстей различных; благодать же душам точаща. непрестанно, сгоже моли даровати нам велию милость. Канон преподобному Евфимию, Сотворенный по алфавиту, глас VIII песнь 1-я ирмос: Вооружена Фараона погрузи, чюдотворяй древле моисейский жезл крестообразно порази, и раздели море, Израиля же бежаща, пеша ходяща спасе, Песнь Богови возсылающа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010