Память К. М. зафиксирована 12 янв. в одной из рукописей Типикона Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 199); богослужебное последование не описано. Прп. Косма Маюмский. Роспись ц. Превсв. Богородицы Амасге близ Монагри, Кипр. Кон. XII в. Прп. Косма Маюмский. Роспись ц. Превсв. Богородицы Амасге близ Монагри, Кипр. Кон. XII в. Память К. М. отмечается 12 окт. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 295). О службе К. М. говорится после основной рубрики, посвященной соединению службы сщмч. Лукиана Антиохийского с будничной службой Октоиха; составитель Типикона замечает, что служба К. М. совершается, если найдется его богослужебное последование (т. е. составитель Типикона подозревал, что богослужебное последование К. М. существует, но не был с ним знаком или не имел его под рукой). Оно соединяется со службами сщмч. Лукиана и Октоиха и предполагает наличие канона, цикла стихир и седальна. Тем не менее в древнейшей сохранившейся редакции студийского Синаксаря, содержащейся в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. и др. важных редакциях Студийского устава - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г.,- К. М. не упоминается. Память К. М. отмечается 15 окт. в одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 31) и 14 окт. в его древнейшем слав. переводе - Типиконе серб. архиеп. св. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 52a); богослужебное последование не описано. В первопечатном греч. Типиконе память К. М. отмечается 14 окт. вместе с памятью мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Келсия; указан отпустительный тропарь К. М. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (    ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. память К. М. отмечается 12 окт. вместе с памятью мучеников Прова, Тараха и Андроника; указан тот же отпустительный тропарь, что и в первопечатном греч. Типиконе; по 3-й песни канона помещен кондак К. М. 8-го гласа    .

http://pravenc.ru/text/Косма ...

Храм Воскресения Христова с приделом святых апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Христова с приделом святых апостолов Петра и Павла – подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, построен в память о погибших защитниках Троицкого монастыря во время осады Лавры в 1608-1610 годах польско-литовскими интервентами. Содержание История [ править править код ] В наши дни район, где стоит храм, называется Кукуевкой. Так его стали называть по Кукуевской слободе, которая вместе с деревней Кукуево поглотила небольшую старинную Каличью слободу и дала всей местности свое имя. Сейчас даже трудно представить, что в этих местах, с севера от Лавры рос лес. И в него с боем прорывались защитники монастыря, осажденного польско-литовским войском. Изнурительная осада обители продолжалась 16 месяцев, и оборонявшим монастырь нужны были дрова, чтобы выжить в холодное время года. Голод и холод в Смутные времена были не меньшими врагами, чем напавшие на Радонежскую землю неприятели. Внутри крепостных стен от голода и эпидемий погибло более 2000 человек, а после окончания осады за монастырскими стенами похоронили несколько тысяч христиан, погибших в боях за монастырь и окружающие его деревни. Сохранились документы, в которых говорится, что были дни, когда погребали от 600 до 800 человек. В середине XVII века здесь, в Каличьей (Кукуевской) слободе, построили деревянный храм Воскресения Словущего. После окончания ужасов вражеской осады прошло около 40 лет, и жители хотели новой церковью почтить память нескольких тысяч погибших защитников Троице-Сергиевой обители . Храм строили по указу царя Алексея Михайловича на средства Троицкого монастыря . Благословил возведение новой Воскресенской церкви сам патриарх Никон, а ее освящение произошло в 1654 году. Храм берегли и почитали. Спустя век, 1775 году обветшавшее деревянное здание заменили новым. Кроме того, в слободе построили второй храм, освященный в честь Петра и Павла. Но прошли еще годы и прихожане собрали средства на возведение новой каменной церкви. Строительные работы заняли несколько лет. Освящение главного престола произошло в 1818 году, в еще недостроенном храме. Через два года новая церковь была готова. Чтобы сохранить память о первом Петропавловском деревянном храме, в трапезной новой церкви создали придел Петра и Павла. По нему Воскресенскую церковь часто называют Петропавловской.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.,- память К. и Д. отмечается 1 нояб. и 1 июля ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32, 51); устав и последование К. и Д. для этих дней одинаковы (см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 222). В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1139 г. 1 нояб. на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры-подобны К. и Д., на «Славу» - самогласная стихира; отпустительный тропарь тот же, что и в Типиконах студийской традиции; на утрене канон Октоиха поется вместе с каноном К. и Д., по 6-й песни - кондак святым, на хвалитех - самогласны К. и Д., на стиховне на «Славу» - самогласен К. и Д.; на литургии те же указания, что и в Типиконах студийской традиции; 1 июля содержится отсылка к 1 нояб. ( Миркович. Типикон. С. 55а, 112б - 113а). В таком же виде последование К. и Д. 1 нояб. и 1 июля излагается в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В этом источнике 17 окт. также упоминаются К. и Д. Аравийские, но служба в этот день поется прор. Осии и прмч. Андрею Критскому , чьи памяти 17 окт. отмечаются «под числом», т. е. имеют приоритет. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 1 нояб. и 1 июля отмечены знаком , предполагающим совершение в честь К. и Д. шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Богослужебное последование К. и Д. 1 нояб. в целом то же, что и в Типиконе Никодима и первопечатном греч. Типиконе. В Типиконе 1610 г. последование К. и Д. 1 июля отличается от службы 1 нояб. набором стихир: на «Господи, воззвах» поются 2 цикла самогласнов; кроме того, на утрене указан канон 4-го, а не 6-го гласа, как 1 нояб. К. и Д. Аравийские упоминаются 17 окт., но без богослужебного последования, как и в первопечатном греч. Типиконе. В пореформенных московских изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. (последнее с незначительными изменениями перепечатывается вплоть до наст. времени) 1 нояб. и 1 июля указания о службе К. и Д. те же, что и в первопечатном Типиконе 1610 г.; память К. и Д. Аравийских 17 окт. в этих изданиях не зафиксирована.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Есть во всех. 21 . Память кн. Константина и сыновей его Михаила и Феодора Муромских. Нет в служебнике 1602 г. и в уставах 1633 г.; в остальных есть. 23 . Обретение мощей Леонтия, епископа Ростовского. Есть во всех. 24 . Память препод. Никиты, столпника Переяславского. Есть во всех. 26 . Обретение мощей преп. Макария Колязинского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора; в остальных есть. 27 . Перенесение мощей митрополитов Киприана Фотия и Ионы. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; есть в уставах 1610 и 1641 гг. и в святцах с летописью. 28 . Преставление Игнатия, епископа Ростовского. Есть во всех 29 . Преставление Иоанна, юродивого Устюжского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора; в остальных есть.  Июнь 1 . Преставление преп. Дионисия Глушицкого. Есть во всех. 3 . Сретение чудотворной иконы преп. Димитрия Прилуцкого. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет 486 . Перенесение мощей царевича Димитрия. Нет в служебнике 1602 г. (ибо имело место после сего года); во всех остальных есть. 8 . Обретение мощей Василия и Константина, князей Ярославских. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет. 9 . Преставление преп. Кирилла Белозерского. Есть во всех. 10 . Преставление преп. Александра Куштского. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет. 13 . Память Андроника Московского. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет. 25 . Память Петра и Февронии Муромских, в монашестве Давида и Евфросинии. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет. 29 . Память царевича Ордынского – Ростовского Петра. Есть в уставе 1610 г., в уставе Успенского собора, в уставе 1641 г. и в святцах с летописью; нет в служебнике 1602 г. и в уставах 1633 г.  Июль 5 . Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. Нет в служебнике 1602 г.; во всех остальных есть. 8 . Преставление Прокипия, юродивого Устюжского. Есть во всех. 11 . Преставление вел. кн. Ольги. Нет в уставе Успенского собора; во всех остальных есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Отче чудне Василие,/имея световиден ум,/свыше облистаемь,/стадо твое добре упасл еси./Захолмия и Скендерия тобою хвалятся,/Черная Гора с Приморием показуют чудеса твоя,/обитель же твоя со служащими в ней украшается тобою./Страсти утишив,/бесовское действо уставил еси,/безстрастием же, яко крылома, возлетел еси тамо,/идеже неизреченная и недомыслимая доброта,/тем ныне молися/о всех нас, чествующих твое успение. Отче отцев, священства правило,/целомудрия образ,/монашествующих крепость был еси, Василие./Сего ради ликуй, Церкве Острожская, со служащими в тебе,/ибо прииде день памяти твоего утверждения,/любве светильника, источника чудес,/Божественнаго Духа сосуд,/праздник блаженнаго Василия,/егоже блажаще,/усердно хвалами почтим. Слава, глас 6: Преподобне треблаженне,/святейший отче Василие,/пастырю добрый вернаго своего стада,/учениче Христов,/положивый душу о овцах,/ныне, всехвальне, молитвами твоими/испроси нам велию и богатую милость. И ныне, Богородичен: Бога, от Тебе воплотившагося,/разумехом, Богородице Дево,/Того моли, Пречистая,/о спасении душ наших. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе. Апостол ко Евреем, зачало 335. Аллилуия: . Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную: Святитель Василий, митрополит Захолмский, Острожский Святитель Василий, митрополит Захолмский, Острожский, родился 28 декабря 1610 г. в Поповой волости в Герцеговине, где еще в XIII веке святитель Савва Сербский († 1237; память 12 января) основал Захолмскую епархию. Родители святого Петр и Анастасия были бедными, набожными и благочестивыми христианами. Они научили своего сына страху Божию, посту и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Волхвы сделали подобное 174 ; но, по молитве Моисея, жабы вымерли, и воссмердела земля 175 . 3) Аарон ударил жезлом в персть земную, и явились мошки 176 на людях и на скоте; персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Этому чуду волхвы уже не могли подражать и сказали фараону: «Это перст Божий». 4) Бог послал множество песьих (жалящих, ядовитых) мух. Эта казнь и все, следовавшие за нею, не касались израильтян. 5) Бог послал мор на скот египтян. 6) Моисей на глазах фараона бросил к небу горсть пепла из печи, и сделалось воспаление с нарывами 177 на египтянах и на скоте их. 7) Моисей простер жезл к небу, и Господь произвел страшный гром, град и дождь, причем огонь разливался по земле. Град побил у египтян скот, который был под открытым небом, и созревшие посевы, кроме поздних посевов 178 . 8) Моисей простер жезл свой на землю Египетскую, и подул сильный ветер, который нанес множество саранчи, которая покрыла всю землю, так что земли не было видно, и поела всю траву и все плоды древесные, и не осталось никакой земли 179 . 9) Моисей поднял руку к небу, и стала густая непроницаемая тьма в земле Египетской три дня, а у всех израильтян был свет в жилищах. 10) Господь поразил смертью всех первенцев у египтян и все первородное из скота их 180 ( Исх. 4:18–31, 5–11 ). Пасха Господня, избиение первенцев египетских, выход израильтян из Египта (3899 год от сотворения мира, 1610 год до Рождества Христова) 181 Когда явилась первая весенняя луна (ближайшая к весеннему равноденствию, в месяце авиве 182 , Бог сказал Моисею и Аарону: «Месяц этот да будет у вас первым месяцем 183 . Скажите всем израильтянам, чтобы в десятый день этого месяца каждое семейство взяло одного агнца мужеского пола, однолетнего, без порока, и хранило его до четырнадцатого дня этого месяца. Вечером в четырнадцатый день пусть заколют этого агнца 184 , кровью его помажут косяки и перекладины у дверей, испекут его целого на огне и, не раздробляя костей его, едят с пресными хлебами и горькими травами, а что останется, пусть сожгут на огне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Время это могло наступить лишь тогда, когда „благодать и истина Иисусом Христом бысть“ 1608 . К этому же времени относятся и слова пророческие, предвидящие что: „все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, гонимы будут“, ( 2Тим. 3:12 ) по слову Господа, который сказал: „Блаженны изгнанные за правду, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах“ ( Мф. 5:10–12 ) 1609 . Моль и червь, поядающие людей, не любящих правду, суть ложь, подкапывающая основания общества, насилие и злоба, страсти и похоти, растлевающие и дух и тело человека, который делается неспособным к правильному мышлению к воспринятию истины и к сообразной с правдою деятельности. „Конец их смерть и погибель“ 1610 . Закон этот непреложен и был высказан еще в кн. Быт. 6:5–7 , когда Господь обрек людей на истребление потопом: „потому что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время“ 1611 . 9 . Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды древние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? 10 . Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? Вопль стиха 9-го есть вопль страдающей, гонимой и мучимой Церкви Божией. Подобен этому крику страдания псалом 43-й, начертание которого относят к разным временам 1612 , но который очевидно написан под влиянием сильного горя. Он прообразует ту скорбь, о которой глаголал Господь, которая предшествовала гибели Иерусалима при Тите и которая в свою очередь прообразует ту скорбь, которая в гонимой Христианской Церкви предшествовала прославлению ее и наконец ту скорбь, которая будет предшествовать последнему дню землю, и славе и радости чад Божиих: „Тогда поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше“ ( Лк. 21:28 ) 1613 . Эта скорбь и тоска по Господе выражена в Откровении воплем: „Ей, гряди Господе Иисусе“! ( Откр. 22:20 ). По поводу имени Раав мы напомним, что выше в главе XXX, 7 Исаии 1614 мы упоминали, что Раав есть символическое имя Египта, как он же называется крокодилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Однако неприязнь Патриарха Филарета к Типикону 1610 года была обусловлена не только его личными пристрастиями. При всей кажущейся консервативности подхода Логгина эта богослужебная книга была принципиально новым явлением. Уставов такого объема ранее не писали (средний объем рукописного Ока XVI века в три раза меньше, чем Ока 1610 года), а компилирование имело свои границы. Типикон 1610 года был не просто уникальным сводом уставных материалов, он должен был стать удобным практическим пособием. Он не очень похож на рукописные Типиконы XVI века, но сочетает в себе традиционный Типикон, к которому добавлено нечто вроде современных " Богослужебных указаний " , а также множество других материалов. Автором некоторых глав был, вероятно, сам Логгин. Отметим, что от предпечатной подготовки Ока 1610 года не сохранилось никаких корректурных рукописей или материалов. Вопрос об источниках этого первопечатного славянского устава остается открытым и ждет своего исследователя. Типикон 1610 года отразил живую русскую богослужебную практику начала XVII века. Кроме того, он стал своеобразным " слепком " богослужебно-литургического мировоззрения книжников и ревнителей того времени. Парадоксальным образом Логгин, а вместе с ним и " заказчик " книги Патриарх Гермоген предстают вовсе не как консерваторы, а как новаторы, создавшие принципиально новый тип богослужебной книги, который можно назвать " большим Типиконом " (согласно Алексею Дмитриевскому, тип монастырские и соборные Обиходники оказали значительно влияние на " большие Типиконы " [xxix] ). И консерватор Филарет восстал против этого новшества, впоследствии издав свой Типикон (М. 1633) [xxx] , который был перепечатан с " типового " рукописного Устава XVI века [xxxi] и имел вдвое меньший объем. Но Логгин не зря трудился, и труд его был использован последующими издателями. При Патриархе Иоасафе, в 1641 году, настало время очередного издания Типикона. И издатели, по словам Ивана Мансветова, сделали " поворот к уставу 1610 года " [xxxii] . Этот тип Устава был признан самым удобным в практическом использовании. Типикон 1610 года лег в основу Типикона 1641 года, которым до сих пор пользуются старообрядцы. Следует отметить, что этот Типикон в использовании много удобнее современного новообрядческого Типикона (прообразом которого послужило издание 1695 года) [xxxiii] .

http://pravoslavie.ru/57367.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010