203 На Стоглавом соборе был возбужден вопрос, подобает ли мирян погребат в монастырях, а также черниц в мужских, a иноков в женских обителях. Отцы собора признали, что божественные правила не повелевают в мужских монастырях погребат жен и наоборот мужчин в женских, но в то же время они сослались на обычае, в силу которого так практиковалось не только на Руси, но и в Иерусалиме, Египте, Цареграде и других странах. Относительно погребения мирян отцы собора уклонились от прямого ответа (Стоглав, М. 1890, стр. 197), но в другом месте разрешили, повидимому, и это, воспретив продавать места для погребения в церкви или близ церкви за определенную плату: «о преставльшихся и от потребениа или от места где его погрести, ничтожнстевуют. ниже ценою места продавати в церкви или близ церкви, но иже вдадут боголюбцы на память своим душам» (Стоглав, М. 1690, стр. 219). 205 Такую характеристику можно составить на основании приходо-расходных книг Кирилова монастыря (см. рукописи Кириллова монастыря) и отписок изданных во II томе Дополн. к А. И. См. также описи Кириллова монастыря 1601 и 1621 годов. – От воровских людей игумену Матфею пришлось даже лично потерпеть в 1614 (122) году, когда он и старец Филарет Володимерец ехали к Москве «с чюдотворцевою святынею» (следовательно после 9 июня). Между Переяславлем и Троицко-Сергиевою лаврою их настигли воровские люди и казаки, «розбили самого» игумена, слуг поранили и ограбили (Рукоп. Кир. б. 74–1313, л. 635 и об.). 206 В октябре 1610 (7119) года «по приказу игумена Матфея и по приговору старцев соборных старец Еустафий Григорьев да старец Феодосий Борков наименовал казаков каменщиков и подъемщиков, около монастыря починивали города и вновь стены вверх прибавливали и того у них в росходе 26 рублей 26 алтын 5 денег» (Рукоп. Кир. мон. 36– 636, л. 33). – О починке стены около Кириллова и других мерах обороны упоминает и царская грамота от 12 ноября 1614 года: «а в Кириллове де монастыре осада своя, город починивают и острог поставили и ров копали и наряд порох и свинец покупают и стрельцев и пушкарей и даточных людей в осаде держать одною монастырьскою вотчиною» (Рукоп. Ак. б. А II–47, л. 202). Руководителем постройки стены в 1610 году был, вероятно, покровский старец Исаия, которому, в сентябре 1610 года был выдан рубль денег за городовое каменное дело (Рукоп. К. м. 36–636, л. 31 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Богородицы. Св. Иоанн является автором акафиста А. В. В 1919 г. Веркольский мон-рь был закрыт, в 1920 г. мощи А. В. были спрятаны братией; по нек-рым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории мон-ря. Богослужения в ц. во имя А. В. возобновились в 1990 г., в этом же году в церковь была перенесена рака, где ранее почивали мощи святого (в 20-80-х гг. XX в. рака находилась в часовне, построенной на месте гибели А. В.), в 1991 г. в стенах обители была возобновлена монашеская жизнь. История канонизации А. В. излагается в источниках противоречиво. В одном из поздних списков жития сказано, что веркольцы, видя множество чудес, совершавшихся по молитвам к праведному отроку, собрались на совет и написали письмо Новгородскому митр. Макарию, к-рый повелел боярскому сыну Дружине Малгину, игум. Красногорского мон-ря Макарию и кеврольским священникам освидетельствовать мощи А. В.; после чего митр. Макарий повелел написать житие и службу святого, создать в честь него храм и там положить его мощи. 6 дек. 1610 г. мощи А. В. по указу митрополита были перенесены из придела в Никольскую ц. (РНБ. Q. I. 990, кон. XVIII - нач. XIX в.). Однако в 1610 г. Новгородскую кафедру занимал митр. Исидор , красногорский же игум. Макарий действительно подвизался при митр. Макарии. Источник, известный Н. П. Барсукову , сообщает, что в 1639 г. Новгородский митр. Киприан († 17 дек. 1634) послал в Верколу повеление освидетельствовать мощи «тутошними и окольными игумены, и попы, и диаконы». Получив роспись исцелений, митрополит в 1640 г. установил местное празднование памяти А. В., тогда же составили службу - «полный праздник: стихиры, и славники, и литею, и стиховны, и богородичны, и канон, и икос, и светилен, и хвалитны, и розпев под знаменем». Поскольку и это сообщение содержит хронологическое противоречие, можно предположить, что канонизация святого совершилась тогда же, когда было составлено житие,- ок. 1619 г. Память «святаго и преподобного Артемия Веркополского, иж в Кевроле» (без указания дня) внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 335об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1685 г. краткое житие святого опубликовано под 20 окт. в Прологе, что говорит об общерус. почитании А. В., память А. В. отмечена также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1701 г. в Москве в храме во имя вмч. Параскевы на Пятницкой у. был освящен придел во имя А. В., здесь хранился его чудотворный образ с частицей мощей, написанный на доске от гроба святого.

http://pravenc.ru/text/76384.html

   В русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя — Тормосовы и Дюденевы (Деденевы).    Протасий Федорович, московский тысяцкий († ок. 1341).    Князь Андрей Иванович Серпуховской (1327—1353), сын Ивана Калиты.    См.: гл. 9 (с. 58), 20 (с. 92—94).    Хотьков женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, к северо-востоку от Москвы, по преданию, основанный в нач. XIV в. родителями Преподобного Сергия, преподобными Кириллом и Марией († ранее 1337, память 18 января, 28 сентября). В 1610 г. Хотьков монастырь был опустошен поляками. С 1610 по 1764 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре, после чего получил самостоятельность.    Свт. Феогност, митрополит Киевский и Московский († 1353, память 14 марта).    Антиминс — льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей.    Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг.    Московский Богоявленский, за Торгом, или за Ветошным рядом, мужской монастырь (Богоявленский проезд, д. 26). Основан в 1296 г. св. блгв. вел. кн. Даниилом Александровичем. Закрыт в 1929 г. С 1990 г. главный собор — приходской храм.    В 1340 г. свт. Алексий, будущий Митрополит, был взят из Богоявленского монастыря Наместником к Митрополиту Феогносту. (См. также комм. 95.)    Очевидно, Василий Васильевич Вельяминов, последний московский тысяцкий († 1373), и Федор Васильевич Воронец. Глава 6. О пострижении Варфоломея, которое стало началом ино...    Преподобный отец наш не принимал ангельского образа до тех пор, пока не изучил весь монастырский устав — и монашеский порядок, и все прочее, что требуется монахам. Всегда, во всякое время, с большим усердием, с желанием и со слезами он молился Богу, дабы ему сподобиться ангельского образа и приобщения к лику иночествующих. Поэтому он позвал к себе в пустыньку, о которой мы говорили, одного духовного старца, украшенного священническим саном, почтенного благодатью пресвитерства, саном игумена, по имени Митрофан. Варфоломей просил его с мольбой и, смиренно кланяясь в ноги, радостно преклонил свою голову пред ним, желая от него пострижения в иночество. Святой неоднократно повторял свою просьбу: «Отче! Сотвори любовь — постриги меня в монашеский чин, ибо я давно, с юности моей, желаю этого, но воля родителей удерживала меня. Ныне, от всего освободившись, я жажду пострига; как олень стремится к источнику водному, так жаждет душа моя иноческой и пустынной жизни».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Период первый, от основания обители в 15 столетии до ее разорения в 1610 году Житие Преподобного Тихона и благодатные знамения, явленные им страждущему человечеству «В память вечную будет праведник» (Псал. 3, стр. 6) Память Преподобного Тихона, Калужского Чудотворца, как первоначальника Тихоновой пустыни и великого подвижника благочестия, прославившегося во всей стране той «жития светлостью и чудес дарованиями», издревле благоговейно празднуется в основанной им обители (где и почивают под спудом его св. мощи) ежегодно, 16 июня, при довольном стечении народа. В честь сего угодника Божия составлена одним из усердных почитателей его памяти, в начале текущего столетия, полная служба, то есть, стихиры, каноны и акафисты. Служба эта просмотрена и утверждена, для местного по ней празднования Преподобному, собственноручною надписью Преосвященного Феофилакта (Русанова) , Архиепископа Калужского и Боровского, от 15 июня 1805 г. Но долг исторической правды требует заметить, что служба эта, как составленная в недавнее время, ни мало не восполняет недостатка письменных сведений о Преподобном Тихоне. Хотя и встречаются в ней, по местам, частные черты, по-видимому относящиеся непосредственно к жизни сего угодника Божия, но, при внимательном рассмотрении, оказывается, что черты эти заимствованы из жития соименного ему Преподобного Тихона Луховского и внесены в ново составленную службу, без особого на то основания. Так, например, одно из песнопений поведает о начале иноческого жития Преподобного Тихона так: «спаси хотя душу твою, Преподобне Отче Тихоне, в юности возраста своего; оставя отечества твоего страну, достигл еси царствующий град Москву, и конечного ради смирения своего восприя (здесь) иноческий образ, и вселися (потом) в пустыне» (Кондак 10). Сличим эти указания с житием Преподобного Тихона Луховского, помещенным в Прологе или Четь-Минеи под 16 числом июня месяца. Возьмем, например, последнее, как кратчайшее: «В той же день (16 июня) память Преподобного Отца Тихона, иже родом от Малой России, чином воин; не терпя же иноверных (т. е. Латин) насилия, переселился в царствующий град Москву и, раздав имение свое нищим, во иноческий чин пострижеся, и вселися на реце Лухе, и ученики собра, и пожив богоугодно преставися к вечным обителям (§ 1503). Прошедшим же многим летам, обретены быша честныя его мощи, и многие от них исцеления бывают с верою приходящим 3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Подошедший к Боровску в июле 1610 г. «тушинский вор» (Лжедмитрий II) не смог взять монастырь–крепость до тех пор, пока двое изменников–воевод не открыли ворота. Неравная битва продолжалась в обители. Многотысячное войско, вся братия и укрывшиеся в монастыре окрестные жители погибли. Возглавлявший оборону кн. Михаил Волконский был убит в бою в соборном храме. Погибли настоятель монастыря архим. Никон и находившийся здесь на покое защитник Троице–Сергиева монастыря архим. Иоасаф. Все богатства были расхищены, а документы и жалованные грамоты сгорели в пожаре. В память об этой обороне и подвиге кн. Волконского в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке. В XVII в. монастырь был не только восстановлен после разорения, но и пережил период расцвета. К этому времени сформировался его архитектурный ансамбль, почти полностью дошедший до нашего времени. В 1666-67 гг. в монастырской тюрьме содержался печально знаменитый протопоп Аввакум. Отсюда он был сослан в Пустозерский острог. Осенью 1674 г. сюда же по Указу Государя были привезены упорствующие в расколе «духовные чада» неистового протопопа боярыня Ф. Морозова, ее сестра Е. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Данилова. Несчастные жертвы раскольничьей пропаганды скончались здесь голодной смертью осенью 1675 г. Герб Боровска. В XVII-XIX вв. монастырь славился редкими иконами, фресками, богатыми ризницей и библиотекой. В 1744 г. к обители были приписаны 11 тыс. крестьян. Посетители монастыря в XIX в. отмечают его ухоженность, тишину, особенное спокойствие и умиротворенность. Нам не известны имена выдающихся подвижников тех времен, но, судя по духу монастыря, его налаженному и спокойному быту, жизнь братии протекала тихо и размеренно, в неспешных монастырских службах и трудах на послушаниях. Процветанию монастыря не помешало даже троекратное посещение его наполеоновской армией в 1812 г. Тогда, как и в 1610 г. монастырь был полностью разграблен, а библиотека сгорела. Но главное разорение было еще впереди.

http://pravoslavie.ru/1905.html

В конце XIX в. церковь окружала кирпичная ограда с въездными воротами и двумя двухъярусными восьмигранными башнями по углам, увенчанными длинными шпилями. В их архитектуре некоторые исследователи видели влияние находящейся рядом Уточьей башни. Ограда эта не дошла до наших дней, как не сохранилась и колокольня, два верхних яруса которой были разобраны в 1952 г. В начале 1990-х гг. Петропавловская церковь была передана общине верующих, тогда же были начаты ремонтные работы по памятнику. В целом, Воскресенский храм является единственным в городе сохранившимся памятником культового зодчества первой четверти XIX в., относящимся к эпохе классицизма. Петропавловская церковь, игравшая существенную градообразующую роль в облике Сергиева Посада, нуждается в грамотной, продуманной реставрации, которая вернула бы зданию его выразительный облик. Токарева Т.Ю. Приходские церкви. - Сергиев Посад, 1997 Первый деревянный храм Воскресения Словущего в Кокуевоской слободе был построен в середине XVII века по решению архимандрита Троицкой обители в память о погибших во время осады монастыря в 1608-1610 годы. В 2020 году прихожане Воскресенской церкви Сергиева Посада отметили 200-летие постройки нынешнего каменного храма. В этой церкви и сегодня поминают защитников Лавры, погибших больше четырехсот лет назад. Шестнадцатимесячная осада Троице-Сергиева монастыря войсками поляков, литовцев и русских мятежников под руководством Александра Лисовского и Яна Сапеги 1608-1610 годов стала одним из ключевых событий Смутного времени. Стойкость иноков, воинов и мирян в обители преподобного Сергия стала образцом верности московскому царю. Известие о том, что враги, безуспешно осаждавшие Троицкую крепость больше года, вынуждены были, в конце концов, отступить, воодушевляло на борьбу с интервентами. На восточной стороне обелиска, установленного в Троице-Сергиевой лавре в XVIII веке, есть слова, подчеркивающие историческое значение осады монастыря: «Обитель сия… и долговременную выдержала осаду; и тем северные страны, а чрез них и самую столицу и всю Россию предохранила».

http://sobory.ru/article/?object=00094

Кирилл Аминов, 6 апреля 2015 г. Церковь известна деревянной с 1654 г. По преданию, была построена в надежде воскресения павших при осаде Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг. Церковь Апостолов Петра и Павла (Обновления Храма Воскресения Христова) по адресу: г.Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, 17, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 18 апреля 2015 г. Воскресенская церковь находится к северу от Лавры в бывшей Казачьей слободе, которая называлась еще Конюшенной, Каличьей и Кокуевой. Существует предание, согласно которому возведение в этой слободе церкви связано с трагическими событиями осады, монастыря 1608-1610 гг. Место это " окроплено христианскою кровию яко дождевыми каплями " , - сюда часто совершались вылазки осажденных за дровами, поскольку в те годы здесь был самый близкий к обители лес. В память об этих событиях и в надежде воскресения погибших защитников в 1654 г. был впервые поставлен храм в честь Воскресения Христова. Строительство церкви осуществлялось на средства монастыря по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Никона. К середине XVIII в. в Каличьей слободе существовало две деревянные церкви: Воскресенская и Петропавловская, причем известно, что в 1755 г. ветхая Воскресенская была заменена новой. Существующая каменная Воскресенская церковь с приделом в трапезной во имя апостолов Петра и Павла была поставлена на средства прихожан в 1820 г. Этот храм, несмотря на единую для всех городских церквей XVIII-XIX вв. композиционную схему, стилистически существенно отличается от остальных, поскольку относится к эпохе классицизма. На сегодняшний день Воскресенская церковь сохранилась не полностью, поэтому судить об ее облике можно лишь по фотографиям конца XIX - начала XX вв. Ее объемная композиция - это высокий четверик, к которому с трех сторон (восточной, северной и южной) примыкают низкие объемы полукруглых выступов (апсид). Стены четверика завершены треугольными фронтонами. Храм перекрыт сомкнутым сводом, в зените которого расположен круглый барабан, несущий луковичную главку на тонкой шейке. Северный и южный входы в храм оформлены четырехколонными портиками с фронтонами в завершении. Трапезная Петропавловской церкви квадратная в плане, ее внутреннее- пространство отделено от ядра храма западной стеной четверика, в которой имеются входные пролеты арочной формы. По одной оси с храмом и трапезной расположена трехъярусная колокольня, все ярусы которой пропорционально убывают кверху. Четкие, геометрически правильные формы различных элементов декоративного убранства выявляют конструкцию здания. Строгие, ленточного типа, наличники с нишами и сандриками, плоские пилястры, тонкие карнизы и редкие сухарики - вот основные украшения фасадов здания.

http://sobory.ru/article/?object=00094

Монастырь по стратегическим соображениям с XVI в. стал одной из основных и сильно укрепленных крепостей на юго-западном рубеже Московского государства. К строительству крепостных башен и стен, как усматривают специалисты исследователи, причастны знаменитые государевы мастера Федор Конь и Трофим Шарутин. В настоящее время протяженность крепостных стен составляет 673 метра. Основу боевой устойчивости монастыря, как средневекового фортификационного сооружения, составляют 6 башен: Тайницкая, Входная, Сторожевая, Оружейная, Георгиевская, Круглая. Маленький монастырь, став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, довольно быстро рос и богател. В конце XVI в., опасаясь войны с Польшей, Московское правительство укрепляет монастырь и возводит мощные крепостные стены. В польском " Дневнике событий Смутного времени " в записи, относящейся к 1610 г., указано, что " монастырь был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом была глубокая вода и окопы " . Одна из летописей 17 в. повествует, что когда Лжедмитрий Второй осадил монастырь, он встретил сильное сопротивление и только благодаря измене двух воевод смог ворваться на территорию монастыря. Но защитники под предводительством князя Волконского не прекращали сопротивления и все были убиты под стенами собора. В память об этом подвиге в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке. В 1610 г. Боровский монастырь был осажден войсками Лжедмитрия второго. Предательство двух воевод, позволило " тушинскому вору " войти в крепость. В страшном побоище на территории самого монастыря погибли 12000 человек, в том числе воевода князь Михаил Волконский ( " побито было всякого звания людей 12 тыс. человек " ). Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. После окончания " смутного времени " многое было восстановлено, были возведены новые башни и храмы. В середине XVII в. была построена колокольня. Повторному разрушению монастырь подвергся во время нашествия Наполеона, но к середине XIX в. заново восстановлен.

http://sobory.ru/article/?object=00363

192 Полководец Василия Темного, сын выходца из Швеции Георгия Фаренсбаха, Василий, одержал победу над Галицким князем (Шемякою?) и убил под ним коня. В знак победы, он привез великому князю лук, палаш и лоскут кожи от убитого коня, и с того времени получил прозвание «Кожа». (Лакиера Русская Геральдика, ч. II, стр. 514). 193 Клобуков Николаевский заштатный монастырь находится подле г. Кашина. Время основания его неизвестно. Там доныне указывают келью, в которой подвизался преп. Макарий. (Журн. Минист. Внутр, дел 1844. V, 508.) 194 Мощи преп. Макария почивали в соборном храме обители его, на правой стороне под аркою, в серебряной раке, устроенной иждивением царя Бориса. В 1610 году Ляхи взяли приступом монастырь, сожгли и разорили его, причем похитили раку, извергнув из нее св. мощи. Теперь они почивают открыто в серебряной, позолоченной раке, сооруженной в 1700 году. (Ист. Русск. Uep. IV, 583 ). Повсеместное празднование преп. Макарию установлено на Соборе 1547 года. Основанный им Макариев Колязин монастырь, состоящий ныне в 1-м классе, имел, до отобрания монастырских имений, около 12.000 крестьян. 195 Иоанн не доверял братьям – Андрею и Борису, которые не могли привыкнуть к новому порядку вещей и досадовали на властолюбие самодержца. В 1491 году князь Андрей был вызван в Москву; здесь объявили ему, что он лишается свободы за измену против великого князя. «Волен Бог , да государь брат мой, сказал Андрей, а Всевышний рассудит нас в том, что лишаюсь свободы безвинно». Спустя два года, Андрей умер узником, а дети его остались в Вологодской темнице. 196 Мощи преп. Паисия почивают под спудом в соборном монастырском храме; они были свидетельствованы в 1610 году и тогда же написана служба. Чудеса описаны у преосв. Филарета Черниговского (Русск. Свят. Июнь, стр. 32–34). 197 Мощи преп. Игнатия положены в том же храме Прилуцкого монастыря, где почивают мощи преп. Димитрия, основателя этой обители. Брат князя-инока Игнатия еще несколько лет по кончине его оставался узником, но умер на свободе и погребен при ногах брата, утешителя его в узах темничных. Замечательно, что икона Богородицы, единственное родительское наследие братьев-узников, постоянно сохраняется в тюрьме на память страдальцев. Жители Вологды притекают с верою к сему чудотворному образу в остроге. Церковная служба преп. Игнатию известна по рукописи XVI века. (Библ. Царского 563.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Костомарова говорит то обстоятельство, что имеется «память» от 8 апреля 1610 года на имя головы Мисюря Ивановича Соловцова, которому повелевается сопровождать казну Троицкого архимандрита Дионисия от монастыря до Москвы 62 . Следовательно, несомненно, Дионисий был в то время Троицким архимандритом, так что если бы даже допустить неточность сообщения рукописи 201 (для чего, впрочем, нет никакого основания), то и тогда назначение Дионисия на архимандрию в Троицкий монастырь должно отнести не к июню и июлю, а к более раннему времени, и именно никак не позже, как к началу апреля 63 . Итак, в начале 1610 года преподобный Дионисий был сделан Троицким архимандритом, и в этом-то звании он прославился своей деятельностью на пользу отечества, церкви и своего монастыря. Первые годы своего пребывания у Троицы он посвятил преимущественно служению государству, возбуждая русский народ на защиту своего отечества. Тогда было смутное время Московского государства, а несомненно, что время это представляет собой одну из самых печальных страниц нашей истории. Как церкви, так и государству русскому тогда грозила опасность потерять свою самостоятельность; а народные бедствия и невзгоды достигли тогда крайней степени. Не вдаваясь здесь в изложение всех событий этой несчастной эпохи, мы вспомним только, что дело дошло тогда до того, что в Московском государстве распоряжались и были главными правителями не русские, а поляки: в самой боярской думе заседал поляк Гонсевский. Сделавшись же обладателями Москвы, они уже не стеснялись в своих действиях. Русские ни на минуту не были обеспечены на целость своего имущества, своей чести и своей жизни; им запрещено было даже оборонять себя от насилий и притиснений поляков: запрещено было ходить с саблями, ножами, топорами, которые отбирались и у плотников. Обезоруженных русских поляки били и притесняли, как хотели, почему русским не было проходу ни утром, ни вечером. Хотел бы православный помолиться у заутрени, но поляки не давали проходу к храму Божию не только мирянам, но и масим священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010