На литургии на блаженнах песни 3-я и 6-я из канона Димитрия Солунского, чтения - как в Студийско-Алексиевском Типиконе, но Евангелие - только землетрясения. В греч. изданиях Минеи вплоть до совр. сохраняется примерно тот же устав службы. Вероятно, древними связями слав. традиции с фессалоникийской следует объяснять то, что в слав. странах и на Руси день памяти Димитрия Солунского 26 окт. отмечался особенно торжественным богослужением. Согласно большинству слав. рукописных и старопечатных Типиконов и Миней XIV - 1. XVII в., 26 окт. на великой вечерне читаются 1 паремия землетрясения и 2 Димитрия Солунского Ис 43. 9-14а; Прем 4. 7-15; 2 паремии Димитрия Солунского приводятся и в некоторых греч. рукописях - напр., в Минее XII в. (ГИМ. Син. 446; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 401); в укр. изданиях XVII в. (напр., в Минее Праздничной 1651 г., изданной во Львове), и в рус. изданиях после появления исправленного слав. Типикона в 1682 распределение паремий меняется: по образцу греч. книг назначается чтение 2 паремий трясения и 1 - Димитрия Солунского (Прем 4. 7-15)); на стиховне поются стихиры трясения. На утрене - прокимен из Пс 63 (начиная с издания Типикона 1682 г.- из Пс 67), Евангелие Димитрия Солунского: Мф 10. 16-22 (в некоторых рукописях: Лк 21. 12-19 - так, в частности, в Евангелиях-апракосах и Четвероевангелиях, написанных в южнослав. странах или скопированных с южнослав. оригиналов; это же чтение помещается в совр. греч. служебном Евангелии); каноны, посвященные землетрясению на 6 (1 канон) и Димитрию Солунскму на 8 (2 канона). На литургии на блаженнах, согласно Типиконам XV-XVI вв. и московскому печатному изданию 1633 г., поются тропари из 3-й песни канона Димитрия Солунского и из 6-й - землетрясения (согласно изданиям Типикона 1610, 1641 гг. и послениконовским книгам, поются тропари из 3-й песни канона землетрясения и из 6-й - Димитрия Солунского); чтения на литургии те же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но, согласно памятникам XV-XVI вв., к ним добавляются апостольское и евангельское чтения землетрясения, а по рукописным и печатным книгам начиная с XVII в. на литургии - уже 2 полные службы землетрясения и Димитрия Солунского. В Типиконах XVI в. 26 окт. имело знак креста, XVII в.- знак креста в круге; в исправленном издании Типикона 1682 г. редакторы вернулись к старой практике обозначения этого числа крестом, отметив возможность по желанию настоятеля совершения всенощного бдения в этот день. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. есть глава, отсутствующая в более ранних памятниках, о совпадении 26 окт. с воскресным днем. Эта глава сохранилась и в послениконовских рус. изданиях Типикона и Миней. Праздничность службы Димитрию Солунскому усиливается тем, что она, как и мн. большие праздники, имеет сопровождающую память - у праздника Димитрия Солунского это 27 окт., память мч. Нестора.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Другими словами, Лжедмитрий II был круглый невежда, человек ограниченный и, в довершение всего, пьяница. В конце концов, его презирали все окружающие. Добро бы он отличался хоть какой-нибудь воинской доблестью, способной увлечь массы! Но, оказывается, Вору не хватало самого элементарного мужества. Явные доказательства этого мы видим в тактике Лжедмитрия II. Когда Сигизмунд перешел московскую границу, он не пожелал вступать в переговоры с этим авантюристом. По крайней мере, агенты короля, явившиеся в Тушино, решительно отказывались о чем бы то ни было толковать с самозванцем. Они предпочитали иметь дело либо со своими соотечественниками, которые его поддерживали, либо непосредственно с русскими. Под впечатлением такой обиды у Вора, наконец, открылись глаза. Он понял, что ему нельзя положиться ни на бояр, ни на войско. Каждый день приносил ему все новые и новые унижения. Подозрительность сменилась в его душе ужасом — и вот, не сказав никому, без ведома самой Марины, он решился 6 января 1610 года бежать в Калугу. Впрочем, и стратегическом смысле это место было избрано им весьма удачно. Бегство Лжедмитрия II вызвало в Тушине скорее удивление, нежели какие-либо чувства. Только для Марины это было тяжким ударом. Теперь она оставалась совсем одна, без всякой поддержки. Что готовила ей судьба среди разнузданного и мятежного войска? Почти сейчас же злополучную царицу осенила мысль просить защиты у своего бывшего государя. В сердце Марины жива была благодарная память о королевской ласке. Дочь Мнишека верила в благородство человеческих чувств... И вот 16 января 1610 года она шлет Сигизмунду письмо, взывая к его великодушию. Изнемогая под тяжким бременем несчастий, молодая полячка, заброшенная в воровской лагерь, покорно склоняется перед волей Провидения. Однако в слова, обращенные к королю, Марина сумела вложить своеобразную силу и гордость. «Я все потеряла, — говорит она королю, — нерушимы лишь справедливость моего дела и права мои на московский престол. Залогом их является мое венчание на царство.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

Д.), цикл стихир-подобнов, седален. Такой состав службы И. Д. подтверждается рукописными слав. Минеями студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 34). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 330) память И. Д. отмечается 2 дек. вместе с памятью прор. Аввакума. Последование И. Д. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (    ), канон 2-го гласа, цикл стихир-подобнов, который заимствуется из службы 4 дек. На стиховне вечерни к стихирам Октоиха прибавляется стихира-подобен И. Д., седален (по 6-й песни канона), на литургии - прокимен Пс 149. 5, аллилуиарий Пс 111. 1, чтения дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. И. Д. не упоминается. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 242) память И. Д. отмечается 29 нояб. и 4 дек. без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава , напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Там же. Т. 3. С. 34), память И. Д. празднуется 4 дек. вместе с памятью вмц. Варвары. Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), 4 дек. соединяются последования вмц. Варвары, И. Д. и Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 2 цикла стихир-подобнов святым, на стиховне вечерни поются стихиры Октоиха, но по желанию могут исполняться стихиры И. Д., в качестве славника на стиховне вечерни назначается стихира преподобному; отпустительный тропарь И. Д. тот же, что и в Евергетидском Типиконе; на утрене поется канон Октоиха и общий канон святым 2-го гласа (очевидно, тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), по 6-й песни назначаются кондаки святым, на хвалитех - стихиры вмц. Варваре, на стиховне утрени - стихиры Октоиха и подобен И. Д. в качестве славника; на литургии назначаются изобразительные антифоны, 3-я и 6-я песни канона святым, причастен Пс 111. 6. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. сохраняется в целом тот же устав службы 4 дек., что и в первопечатном греч.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается под 25 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 78). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Н. не упоминается, но в славянских рукописных Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 160, XII в.- под 27 окт. содержится служба Н., состоящая из канона, цикла стихир и седальна (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 25; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 190-195). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему собой малоазийскую редакцию Студийского устава , 27 окт. совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» ; богослужебное последование Н., содержащее тот же набор песнопений, соединяется с рядовой службой Октоиха (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301). В южноитал. Мессинском Типиконе 1131 г. допускается соединение службы Н. с попразднством вмч. Димитрия Солунского (пам. 26 окт.) (см.: Arranz. Typicon. P. 45). Служба с «Аллилуия» совершается в день памяти Н. 27 окт. и в древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., и Типиконе Сербского архиеп. Никодима, 1319 в. ( Lossky. Typicon. P. 180; Миркович. Типикон. Л. 54 б). Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 27 окт. последование Н. соединяется с рядовой службой Октоиха; помимо минимального набора песнопений указан также кондак Н. 2-го гласа Αθλσας καλς (    ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 27 окт. не отмечено праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); Н. назначается общий отпустительный тропарь 4-го гласа       кондак 2-го гласа      , а также светилен. В пореформенном московском Типиконе 1682 г. и последующих его изданиях (в т. ч. в современном) стал печататься тот же кондак Н., что и в греч. Типиконе,-     в остальном указания остались без изменений. В совр. греч. богослужебных книгах 27 окт. на вечерне помимо песнопений Н. и Октоиха помещены также песнопения в честь вмч. Димитрия Солунского, память к-рого отмечалась накануне (26 окт.).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

1992. Vol. 110. P. 241-259. Д. В. Зайцев Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава , память Е. не указывается, но в рукописных слав. Минеях студийской эпохи (напр., ГИМ. Син. 167, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 69) 22 июня приводятся посвященные Е. канон, цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 462) содержит краткое перечисление основных элементов последования Е., к-рое включает канон, цикл стихир и седален; предполагается совершение непраздничной службы с пением «Аллилуия» на утрене. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 159) указывает пение «Аллилуия», не описывая последования Е. подробно. В различных редакциях Иерусалимского устава служба в день памяти Е. описывается очень лаконично: приводится лишь его имя или указание «Аллилуия» (включая московское издание Типикона 1633 г.). В редких случаях в рус. рукописях XV-XVI вв. имеется кондак Е. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и в издании 1641 г. последование Е. изложено подробно, предписывается петь «Аллилуия» на утрене, последование включает кроме канона, стихир и седальна также кондак Е. и стихиры Божией Матери (для совершения «аллилуйной» службы). В исправленном московском издании Типикона 1682 г. и последующих устав службы 22 июня начинается словами «Аллилуия или тропарь», обозначающими возможность выбора между постовой службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и общим тропарем Е. (      ). В изданиях Минеи тропарь не приводится до наст. времени. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает общий отпустительный тропарь 4-го гласа       (только в слав. Типиконе); кондак 4-го гласа на подобен             (только в слав.; его текст связан с текстом общего кондака священномученику); канон 4-го плагального (т.

http://pravenc.ru/text/187319.html

Пшеницы 9 чети с осминою, ячмени 13 чети, гороху 2 чети с осминою, семени конопелного 8 чети с осминою и с полуосминою. И обоево всякова яровова хлеба высеено ко сту седмому надесять году 364 чети с осминою и с полуосминою. VII. Тетрадь семянная на около монастырскую пашню, на 1609–1610 (7118) год (Издается по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 32–632, в полдесть, из 8 писанных листов). Тетрать семенная, что на около монастырскую пашню сеено ржи ко сту осмому надесять году. Лета 7117-го году память чернцу Измаилу Кирилова монастыря житнику, что высеено на около монастырскую пашню на крестьянскые десятины ко сту седмому надесять году ржы. В монастырское поле за житницами на семь десятин крестьянскые пахоты семью вытми высеено ржы 14 чети, да в том же поле дворовые люди пахали, высеели ржы 42 чети с осминою. И обоего высеено ржы 56 с осминою, за семяны приполону Бог послал с монастырские пашни ржы 112 чети с полуосминою; да с крестьянских десятин приполону Бог послал ржы 44 чети с осминою и с черпком. И обоего 156 чети с осминою и 3 черпки. Того ж 118-году высеяно всякого яровово хлеба в монастырское поле за конюшнею на крестьянские десятины высеяно овса 28 чети, да в том же поле дворовые люди пахали, высеяно овса 35 чети с осминою. И обоево овса высеяно 63 чети с осминою. И тот овес взят на конюшню невеином овсом 300 чети. Пшеницы дворовые люди высеяли 6 чети, приполону пшеницы 8 чети с осминою, ячмени 3 чети, семени конопелного 2 чети без полуосмины. Приполону ячмени 10 чети с осминою, приполону семени 2 чети с осминою. На Маурине высеено ржы на десять десятин с полу десятиною десятми вытми с полувытью 21 четь, за семяны приполону Бог послал ржы 46 чети; да на Маурине ж высеяно на крестьянские ж десятины: овса 45 чети, пшеницы четверть, ячмени 3 чети, гороху четверть, семени конопелного 3 черпки. За семины Бог послал овса 60 чети, пшеницы приполону осмина, ячмени приполону 6 чети, гороху приполоку осмина, семени конопелного приполону 3 черпки. И всего на Маурине приполону Бог послал: ржы, и ячмени, и пшеницы, и гороху, и семени за семяны 113 чети 3 черпки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Что ты сделала для того, чтобы не твердить щемяще-грустную русскую пословицу: «Рад бы в рай, да грехи не пускают»? Помилуй, Боже, помилуй мя. Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя 1605 .; яко Петр, плачу горце; ослаби ми, Спасе 1606 .; зову, яко мытарь 1607 , слезю, яко блудница 1608 ; прими мое рыдание, якоже иногда хананеино 1609 «Как некогда разбойник благоразумный, вопию Тебе: помяни меня; как Петр, горько плачу: прости меня, Спасе; взываю, как мытарь, проливаю слезы, подобно блуднице; прими мое рыдание, Господи, как некогда принял слезы Хананеянки». Возопил ко Господу разбойник покаявшийся и получил от Господа обетование непреложное и истинное 1610 : «ныне же будешь со Мною в раю». И как бы нам ни рассуждать: одно ли и то же рай и Царствие, или они разнствуют между собою 1611 ( Быт. 2, 16 ). Хотя Адаму и воспрещено было одно дерево, однако же он и видел его, и слышал о нем. Рай и на сердце человеку приходил. Ибо Адам увеселялся душевно, так как он не оставлял такой деятельности и земледельческой радости»., разбойник благоразумный находится теперь в Царствии и в раю, хотя и не получил еще всей полноты обетования 1612 . «Господь, похитив самую лучшую добычу у диавола (то есть – душу человеческую. – иг. Ф.), ведет оную с Собою, возвращаясь в первоначальное отечество человека, то есть в рай. Он был в раю не Божеством только, но и воспринятой Им мыслящей и разумной душой человеческой, и в раю был с духом и во ад нисходил с душою. Спасши разбойника, Господь связал орудие злобы, согласно Своему предсказанию: связав крепкаго, сосуды его расхитит ( Мф. 12, 29 )» 1613 . Зарыдал о своем предательстве Петр. Страшное это было предательство – уже и потому, что Сам Господь предвидел его и предупредил о нем Петра: «не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» ( Лк. 22, 34 ; ср.: Мф. 26, 34 ; Мк. 14, 30 ). «Сначала ученик отрекся, потом петух запел. Тот снова отрекся, даже до трех раз, и петух опять запел в другой раз. ...Петр был приведен человеческой немошью в такое забвение, что не пришел в чувство и от пения петуха, но и после того, как петух пропел, снова отрекся, и еще раз, доколе благостный взгляд Иисуса не привел его в память. ...Может быть, им овладела такая робость, и он на некоторое время был оставлен за его дерзновение, как бы в научение, чтобы он и к прочим был снисходителен. Ибо он был очень дерзновенен и если бы не уцеломудрился этим обстоятельством, то во многом поступал бы самовластно и без снисхождения. Но тогда он впал в такой ужас, что не почувствовал бы и падения, если бы Господь, обратясь, не взглянул на него. О благость! Сам находится под осуждением, а заботится о спасении ученика. И справедливо. Ибо самое осуждение Он переносил для спасения человеческого» 1614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Православные добровольцы позаботятся о народном мемориале возле сгоревшего ТЦ в Кемерово 29 марта, 2018. Новостная служба Кемеровская епархия ищет инициативных верующих для дежурств возле мемориала 29 марта. ПРАВМИР. Волонтерский центр Кемеровской епархии ищет добровольцев для дежурства у народного мемориала возле ТРЦ «Зимняя вишня». Православным добровольцам нужно будет следить там за порядком и помогать в уходе за лампадками, свечами и иконами, которые верующие приносят к мемориалу. Дежурства у народного мемориала будут продолжаться с 09:00 до 24:00 ежедневно, сообщает пресс-служба  Кузбасской митрополии. Желающие принять участие в помощи могут связаться со специалистом волонтерского центра Кемеровской епархии  Софьей Кудрявцевой в социальной сети «ВКонтакте» или позвонить ей по телефону 8 (923)-516-1610. Пожар в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» произошел 25 марта. Жертвами пожара стали 64 человека – среди них  41 ребенок . С первого дня трагедии жители Кемерово в память о погибших стали приносить к сгоревшему зданию свечи, игрушки, воздушные шары и иконы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 марта, 2018 28 марта, 2018 28 марта, 2018 5 октября, 2022 27 марта, 2021 25 марта, 2020 24 марта, 2020 31 декабря, 2020 12 декабря, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-dobrovol...

С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 128), без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 302) устав на 11 дек. описан кратко: служба совершается как обычно, на вечерней стиховне указан самогласен святого. В слав. студийских Минеях также приводится этот самогласен, др. праздничных элементов служба не имеет и включает седален, 3 стихиры-подобна и канон ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 36). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 336) служба в день памяти Д. С. имеет ряд черт, характерных для праздничного богослужения: на утрене поется «Бог Господь» и тропарь святого Υπομονς στλος γγονας (        ), стихиры Д. С. на «Господи, воззвах» и канон Д. С. на утрене поются на 6 гласов, на стиховне после 2 стихир Октоиха - самогласен Д. С., указаны прокимен, аллилуиарий и причастен литургии. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 69) дано лишь краткое описание службы, на утрене поется Аллилуия одновременно с тропарем Д. С. (того же, что и по Евергетидскому Типикону; т. о., тропарь святого заменяют обычные для службы с Аллилуией троичны). После смены Студийского устава на Иерусалимский состав службы Д. С. не изменился. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) на память Д. С. 11 дек. указано пение тропаря святого, а также самогласного славника на «Господи, воззвах», на литургии - общая служба преподобным. Такой же устав выписан в слав. списках Иерусалимского устава XV в. (обычно без указания литургийных чтений). В списках XVI в. устав 11 дек. меняется в зависимости от дня недели: если 11 дек. попадает на понедельник, среду или пятницу, на утрене поется Аллилуия с троичнами, а тропарь и самогласен на вечерне Д. С. отменяются; в др. дни на утрене поется «Бог Господь», последование включает тропарь и самогласен. Такой же устав сохраняется в дониконовских печатных изданиях. Первопечатный рус. Типикон (М., 1610) указывает еще один самогласен Д.

http://pravenc.ru/text/171316.html

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава ( Arranz. Typicon. P. 145), 30 марта, в день памяти И. Л., предписывается совершать службу с пением «Аллилуия» на утрене. В богослужебных книгах Иерусалимского устава память И. Л. помимо 30 марта отмечается также в 4-ю Неделю Великого поста. 30 марта в ранних редакциях Иерусалимского устава последование святому не имеет праздничных особенностей. В более поздних редакциях появляются дополнительные песнопения в честь И. Л.: напр., в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) даны указания на отпустительный тропарь и кондак. В ранней редакции рус. Типикона «Око церковное» (БАН. Арх. Д. 3; РГБ. Ф. 304/I. 239, 240) последование И. Л. 30 марта имеет отпустительный тропарь (общий преподобному) и кондак, указано пение последования И. Л. в 4-ю Неделю Великого поста. Во 2-й редакции «Ока церковного» (ГИМ. Усп. 5; РГБ. Ф. 304/I. 242, 243 и др.) 30 марта выписываются отпустительный тропарь и кондак И. Л., 2 самогласна поются в случае совпадения дня памяти И. Л. с субботним или воскресным днем. В слав. Минеях также помещаются самогласны, отпустительный тропарь, кондак с икосом и светилен И. Л. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. последование И. Л. 30 марта описано максимально подробно; И. Л. назначаются 2 отпустительных тропаря, причем 2-й является кондаком в греч. и нек-рых слав. источниках. В первых пореформенных московских изданиях Типикона (1682, 1695) 30 марта назначался кондак И. Л. 1-го гласа (из греч. Типикона). Впосл. указание на старый кондак 4-го гласа возвращается в Типикон, а в Минеях, начиная с издания 1691 г., помещаются оба кондака, причем кондак 1-го гласа - по 3-й песни канона. В 4-ю Неделю Великого поста ранние редакции Иерусалимского устава, так же как и Типиконы студийской традиции, предписывают петь службу рядовому святому. В более поздних источниках появляется указание петь последование И. Л. из Минеи 30 апр. В Романовом Типике (серб. перевод иерусалимского Типикона - РГБ.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010