Память 29 апреля/12 мая «Каждому народу и во всякое время, — пишет архимандрит Иустин (Попович) , — человеколюбивый Господь посылает через Свою Церковь святых, которые будут верный народ просвещать, и освящать, и руководить им на его земном пути к Царству Небесному. Так и Захолмской земле Сербской, а через нее и всему роду святосаввскому подал Бог в тяжелое время турецкого рабства сего святого и богоносного отца нашего Василия, новоявленного чудотворца Острожского и Захолмского».      Будущий святитель родился в Холмской земле, нынешней Герцеговине , которой владел святой Савва перед своим уходом на Святую Гору. Здесь еще самим сербским первосвятителем была основана одна из епархий самостоятельной Сербской Церкви, Захолмская епископия, которая со временем и досталось в управление святому Василию. Попово поле. Герцеговина      Святой Василий был родом из села Мрконич, что на Поповом поле. Он появился на свет 28 декабря 1610 года в семье благочестивого Петра Йовановича и его супруги Анастасии. Родители при крещении дали ребенку имя Стоян, а затем научили его страху Божию и всякой добродетели и премудрости. С детства мальчик отличался сообразительностью и обладал хорошей памятью, а душою весь был обращен к Богу. Пройдя начальную школу благочестия в доме родителей, Стоян приучился к посту, молитве и постоянному посещению церковных богослужений. С детства он отличался особым смирением и серьезностью, а также милосердием. Семья его была бедной, не всегда имела в достатке хлеб для пропитания, однако и этой скудной пищей Стоян охотно делился с ближними, особенно с пастухами, когда пас овец. Родители Стояна испытывали на себе ненависть злых соседей потурченцев, отпавших от отеческой веры и принявших ислам. Их ненависть и злоба распространялись и на молодого Стояна. Эти первые испытания как будто предзнаменовали те скорби, которые предстояло пережить подвижнику в своей жизни. Желая оградить сына от коварства соседей и обучить его грамоте, родители отвели его в ближайший монастырь Завала во имя Введения Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был родной дядя Стояна Серафим. В то время эта святая обитель была известна на всю Герцеговину. Здесь были и ученые монахи, и достаточное количество книг, так что благоразумный Стоян изучил Священное Писание и творения святых отцов, преуспел во многих полезных науках. При чтении книг и творений святых отцов душа его возжигалась любовью к Богу и желанием монашеского жития.

http://pravoslavie.ru/112833.html

В другой грамоте Первосвятитель призывал: «...Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»... Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Память его также празднуется 17 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Историк Дмитрий Володихин сообщил, что история Смуты изучается уже около 200 лет, однако «Смута выглядит как дом без внутренней инфраструктуры; историкам еще только предстоит узнать ее в деталях, поскольку существует очень много еще не исследованных документов». Например, пока еще недостаточно изучена фигура Дмитрия Пожарского. Между тем, этот человек восстановил русскую почтовую службу и активно участвовал в законотворчестве. Президент фонда содействия сохранению и развитию русской и восточно-христианской культуры Ирина Есинская напомнила о трагическом периоде польской интервенции (1610 г.), когда после осады был полностью вырезан г. Боровск (12 тыс. жителей) вместе с насельниками монастыря. В память о этих жертвах в Боровском монастыре сегодня поставлен каменный поклонный крест. «Это третья конференция и каждая из них была непохожа на предыдущие, — сообщила Галина Ананьина, председатель Фонда по установке памятника Патриарху Гермогену. — Проводя первую конференцию в 2010 году мы даже не думали, что так быстро удастся освятить закладной камень на месте будущего памятника. А сегодня уже проходит конкурс на памятник святому Патриарху. И вышла в свет книга " Люди смуты " , где собраны вместе все главные духовные лидеры: Патриархи Иов, Гермоген и Филарет, монахи Троице-Сергиевой лавры — келарь Авраамий Палицын, архимандриты Иоасаф и Дионисий. Мы должны помнить, что знаковую роль в тех событиях сыграли мужество и стойкость защитников Троице-Сергиевой лавры, полякам так и не удалось их сломить; и что монахи Лавры писали грамоты во все города России, ведь в народном ополчении были представлены более двух сотен русских городов». «Возвращаясь к подвигу Патриарха Гермогена, хочу сказать, что меня особенно тронули слова Святейшего Патриарха Кирилла, когда он сравнил 4 ноября с Днем победы 9 мая, а подвиг святого Патриарха с подвигом тех, от кого зависела в разные периоды истории судьба России — с Александром Невским, Димитрием Донским и Георгием Жуковым», — сказала в заключение Г. Ананьина.

http://drevo-info.ru/news/14161.html

1732 г. мая 23 дана вторая патрахельная память по приходской заручной челобитной, серпуховскаго уезда, села Шатова, церкви Архангела Михаила, вдовому попу Тимофею Евфимову на 2 года, пошлин по 5 алтын на год, итого 10 алтын, да на нем же, попе Тимофее, за полгода взято 2 алтына 3 деньги, всего 12 алтын 3 деньги. В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст. вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины) М., 1896, с. 135-137 Источник Храм Михаила Архангела села Шатово Селение Шатово впервые упомянуто в документе 1627 г. – в качестве вотчины, пожалованной в 1617 г. Фёдору Григорьевичу Шишкину «за царя Васильево московское осадное сидение»: за заслуги, оказанные в годы Смутного времени, на службе государю Василию Шуйскому (1606-1610). Вообще дворяне Шишкины оставили заметный след в истории Серпухова XVII в. – так, Леонтий Афиногенович Шишкин был в городе воеводой (1681). В 1654 г. сын Ф. Г. Шишкина Алексей выстроил в Шатово деревянную церковь во имя Архангела Михаила с приделом Святителя Николая Мирликийского. Уже в 1692 г. храм освящается снова. Положение с. Шатово – среди изобильных лесов – было очевидной причиною того, что сельская церковь долгое время оставалась деревянной, а это, в свою очередь, объясняет недолговечность здания и частые возобновления храма, при которых не раз менялось и его посвящение. Так, в 1737 г., на средства вдовы подполковника Григория Фёдоровича Шишкина Анны Алексеевны, была построена церковь Всемилостивейшего Спаса с приделом Архангела Михаила – освящённая в следующем году игуменом серпуховского Владычного монастыря Иоанном. В нач. XIX в. шатовский храм испытывал серьёзные трудности «по малоприходству»: в 1807 г. отмечено отсутствие там священника и причта в течение не менее трёх лет, а с осени 1811 г. данный храм был приписан к Никольской церкви пог. Березна. В 1833 г. церковь с. Шатова возобновлена на средства помещицы, вдовы полковника Марфы Ивановны Аристовой – которой в 1847 г. было отказано в просьбе об учреждении в селе самостоятельного прихода. Однако Спасский храм в Шатово всё же был учреждён самостоятельным к 1900 г. – в котором сюда назначается священник.

http://sobory.ru/article/?object=07309

Я говорил уже о том, по какому поводу выключен был из Устава 1682-го года преп. Евфросин Псковский и что означало это выключение. Он выключен был по тому поводу, что его житие (без его вины) служило в пользу раскольников. Выключение означало то, что из общецерковных святых, каковым он был, он низведён был в число святых местных. Редактор первопечатного Устава 1610-го года поставил у себя под 27-м Мая «перенесение» мощей митрополитов Киприана, Фотия и Ионы, тогда как на самом деле было установлено празднование обретению мощей одного Ионы, как должно думать, быв введён в заблуждение Прологом, в котором несправедливо утверждается, —28— будто установлено было праздновать память обретения мощей всех трёх митрополитов. Если в Уставе помещены тропарь и кондак всем трём митрополитам, то нужно думать, что тропарь и кондак составлены были для домашнего употребления (или, может быть, их составил сам редактор Устава вместе с тем, как вносить в последний это пренесение мощей). Я сказал выше, что издание Устава 1682-го года представляет собой издание нарочитым и тщательным образом правленное. В отношении к Русским святым в нём сделано то нововведение против предшествующих Уставов, остающееся и в нынешнем Уставе, что под памятью каждого святого означено, где ему празднуется, а вместе с тем в нём упорядочены и знаки праздничные. Так как далеко не каждый из читателей имеет у себя под руками Устав, разумеем – нынешний, а между тем для полноты сведений относительно канонизации святых не мешает знать отметки о них, сделанные издателями Устава 1682-го года и сохранённые в нынешнем Уставе: то мы приведём здесь из последнего список святых. При этом, по неудобству в типографском отношении, не будем печатать знаков праздничных, т. е. самых их фигур или изображений, а будем указывать их словами. Сентябрь. 7 . Иже во святых отца, нашего, Иоанна архиепископа, Новгородского чудотворца 1802 . Совершается собор 1803 его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его 1804 . —29— Знак праздничный – три красные точки в боковом красном полукружии или в боковом красном подковообразном окружении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Покровская обитель, в которой почивали мощи преподобного Паисия, пользовалась всегда большим почитанием. Известно, что в 1553 г. посетил ее Царь Иоанн IV Грозный. Монастырь сильно пострадал в Смутное время. Поляки разорили обитель, умертвив настоятеля и иноков. Все это было предсказано преподобным Паисием при жизни. В 1610 г. много чудес излито было от мощей преподобного Паисия. В этом году были освидетельствованы мощи и запечатлены чудеса преподобного. Тогда же была написана служба ему. Оба князя Углицкие, принятые от купели преподобным Паисием, жизнь свою закончили в заточении. Князь Иоанн Андреевич, заточенный в Вологодском Прилуцком монастыре, более 30 лет провел там без света и чистого воздуха, смиренно подвизаясь в молитве. Перед кончиной в 1522 (1523?) г. он постригся с именем Игнатия. Память его празднуется 19 мая. К 650-летию кончины св. Даниила, первого Князя Московского 32 4 марта, 30 августа По Ипатьевской летописи, Суздальский Князь Юрий Владимирович Долгорукий пригласил в 1147 г. своего друга и союзника Князя Святослава Ольговича Северского в Москву, где они учинили «обед силен» и обменялись подарками. Это – первое упоминание о Москве, в то время сельской княжеской усадьбе, точнее (по определению Ключевского) – станционном дворе, где Суздальские Князья останавливались при поездках на киевский юг. Москва называлась ранее Куцково, по имени местного вотчинника боярина, суздальского тысяцкого Степана Куцка, или Кучка. В той же Ипатьевской летописи под 1176 (6684) годом говорится, что больной Князь Михалко, направляясь с юга в Суздальскую Русь, был принесен на носилках «до Куцкова, рекше до Москвы». Поселение же тут возникло в давние времена, что доказывается находками арабских монет IX в. на месте, на котором воздвигнут был храм Христа Спасителя. То было важное средоточие торговли, лежавшее на перепутье от Западной Двины и Немана, а также от верхнего Днепра к болгарской Волге и к Дону. В 1156 г., по свидетельству Тверской летописи, Великий Князь Юрий Долгорукий «заложи град Москву на усти же Неглинны выше реки Аузы». Это значило, что москворецкий княжеский двор окружался деревянными стенами. Москва становилась самым южным укрепленным местом Суздальско-Владимирского княжества. Черниговская граница проходила приблизительно в 70 верстах от Москвы. Пограничным пунктом была она и в отношении Рязанской земли. В 1208 г. Рязанские князья «начаста воевати волость Всеволожью Великого Князя около Москвы», – пишет летописец. По мнению Платонова, основание Москвы, как настоящего города, надо отнести к семидесятым годам XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Успенский Чистопольский монастырь. Эта обитель находится в самом городе Чистополе, в 3 верстах от пароходной пристани того же названия на реке Каме. Обитель возникла в 1864 году в виде общины, а в монастырь обращена в 1878 году. В ней два храма: каменный, в честь Успения Божией Матери, и домовая деревянная церковь в больничном корпусе, во имя прп. Сергия Радонежского. Кром престольных праздников, в монастыре совершаются торжественные празднества 21 января в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и 5 февраля в честь образа Богоматери «Взыскание Погибших». При монастыре существует с 1895 года церковноприходская школа для девочек. Для монашествующих есть богадельня и больница. Калужская губерния Обителей мужских 11, женских 8. Мужские обители Боровский Пафнутиев монастырь в Боровском уезде. Монастырь этот находится на левом берегу реки Протквы, в 3 верстах от г. Боровска. Обитель названа так по имени ее строителя – Св. Пафнутия Боровского. Основание монастыря совершилось в XV столетии. С малых лет Св. Пафнутий подвизался в иноческой жизни. Сначала преподобный был настоятелем Зачатиевской обители в Серпухове. Удалившись оттуда, он пришел на берег Протквы и тут устроил обитель. Преподобный воздвиг здесь сначала деревянную, a затем каменную церковь в честь Рождества Богородицы. Боровская обитель в 1610 году опустошена была полчищами самозванца Тушинского, а в 1812 году – сожжена французами. В Боровской обители шесть каменных храмов: упомянутый соборный, в честь Рождества Богоматери, во имя вмчц. Ирины, в честь Рождества Христова, во имя Св. пророка Илии, во имя Св. Митрофана, патриарха Цареградского, и во имя Всех Святых. В соборной монастырской церкви почивают под спудом мощи преподобного основателя обители Св. Пафнутия. Ежегодно в Пафнутиевой обители совершаются крестные ходы: 1 мая – в память кончины преподобного, в 9-ю пятницу по Пасхе, 6 августа, 8 сентября и малые крестные ходы: 2 февраля, в день Благовещения, в неделю Ваий, во 2-й день Пасхи и в среду и пятницу Светлой седмицы. Управляет обителью архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

патриаршествовал с 715 г. по 730 г. Он причислен православною Церковью к лику Святых. См. житие его под 12 мая. Вселенский собор еще не был созван в это время. патриаршествовал с 730 г. по 753 г. объяснению некоторых место это называлось «Воловьим» потому, что здесь была печь, в виде вола, в которой сожигались преступники. святой мученицы Феодосии последовала в 730-м году. ( < < back) сведения о чудесах от мощей святой мученицы, записанные великим логофетом (хранителем патриаршей печати) Константином, жившим в XIII-м веке. Один юноша из Фригии, лишившийся употребления ног, получил совершенное исцеление после того как был принесен ко гробу святой мученицы; другой юноша, упавший с коня и лишившийся рассудка, мгновенно исцелел, после того как был принесен ко гробу святой Феодосии и помазан здесь елеем от лампады; сам Константин логофет говорит о себе, что он сильно страдал болезнью в ногах, которой не могли вылечить лучшие врачи; но, прибегнув к святой мученице, получил полное исцеление. Константин логофет в своем сказании замечает, что чудеса, сотворенные святою Феодосиею, неисчислимы. Честные мощи святой мученицы были положены в монастыре Диократис или Дексиократис (имя патриция, построившего монастырскую церковь), неподалеку от Золотого рога в Константинополе. ( < < back) Память святого юродивого Иоанна, устюжского чудотворца Устюг, ныне уездный город вологодской губернии, находится на левом берегу реки Сухоны при впадении в нее реки Юга. Орлец находился в 40 верстах от Устюга на притоке Сухоны Юге. собственно значит глупый, безумный. Так называются христианские подвижники, представлявшиеся глупыми или странными из смирения и ради вечного своего спасения. был устюжский наместник, князь Феодор Красный. города Устюга обращались с молитвою к блаженному Иоанну во время бедствий междуцарствия и ему предписывали победу царского войска над Сапегою в 1610 году, а в 1613 году молитвами устюжских чудотворцев (Прокопия и Иоанна) не только защитили свой город от поляков, но и разбили их. В Устюге построена церковь во имя блаженного Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В различных редакциях Иерусалимского устава вплоть до совр. печатных изданий (Типикон. [Т. 2.] С. 996-1008) богослужение цикла В. Г. излагается одинаково. В среду 6-й седмицы по Пасхе, на предпразднство В. Г., соединяются последования отдания Пасхи, Недели о слепом и предпразднства В. Г. (представлено только каноном на утрене); из-за отдания Пасхи служба этой среды имеет нек-рые характерные черты пасхального богослужения. Накануне самого праздника совершаются малая вечерня, затем - торжественное всенощное бдение, состоящее, как и обычно, из великой вечерни со входом и литией, утрени с полиелеем и великим славословием и 1-го часа. На вечерне «Блажен муж» не поется; после входа читаются паремии (те же, что и по Типикону Великой ц.). На утрене после Евангелия стихословится «Воскресение Христово видевше» - в честь минувшего праздника Пасхи и по причине тесной связи событий Воскресения и Вознесения. Служба на литургии та же, что и в Типиконе Великой ц., но антифоны избраны из Пс 46, 47 и 48, хотя в качестве входного стиха (к-рый должен происходить из того же псалма, что и 3-й антифон) сохранился Пс 46. 6. В период попразднства поются посвященные В. Г. песнопения, как взятые из службы праздника, так и составленные специально для дней попразднства. В 7-е воскресенье по Пасхе последование В. Г. поется, если только на это воскресенье не приходится память великого или храмового святого. Отдание в пятницу 7-й недели в Типиконе и Цветной Триоди практически не расписано, его устав соответствует уставу отданий др. двунадесятых праздников, т. е. службе с великим славословием на утрене. В случае совпадения праздника В. Г. с днем памяти великого святого, к-рому назначено совершение всенощного бдения (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), их последования соединяются. Образец соединения приведен в марковой главе под 8-м мая - днем памяти ап. Иоанна Богослова (Типикон. [Т. 2.] С. 631-632). В честь памяти великого святого на вечерне в составе всенощного бдения поется «Блажен муж»; в московском издании Типикона 1610 г. для этого случая указано пение на В. Г. 2 величаний (Л. 165).

http://pravenc.ru/text/155108.html

Вязьма. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Иверской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1674 и 1676. Адрес: 215100, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Нагорная, д. 1 Координаты: 55.212157, 34.28731 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки - соборный холм, украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города - Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей. По распоряжению Бориса Федоровича Годунова в 1597-1598 годах обветшавший Никольский собор разобран и на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году соборный храм разорен польскими отрядами. По повелению царя Михаила Федоровича в 1635 году собор отстроен заново и в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира, в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий. Во время пребывания царского семейства в 1654 году в Вязьме царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон неоднократно посещали собор. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. В 1922 году на колокольне висели 9 колоколов. Собор закрыт в 1929 году. Вся богатая утварь, дары российских государей, древние книги и иконы экспроприированы новой властью и в основном исчезли бесследно. Богослужение в соборе возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил собор 3 мая 1993 года. Ежегодно собор посещает митрополит Кирилл. В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая Можайского, отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами.

http://sobory.ru/article/?object=00465

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010