3. Необходима критическая оценка и переосмысление с удержанием и актуализацией того позитивного, что было накоплено в процессе уникального исторического опыта советского социалистического градостроительства, в условиях невиданного социального энтузиазма. Так, в годы первой пятилетки (1928-1933 г.г.) было начато строительство 60 новых городов и велась реконструкция 30 крупных городов. С 1933 года реконструкционные работы велись уже более чем в 400 городах страны. С позиций планомерности и управляемости, на директивно-командной основе разрабатывалась и осуществлялась Генеральная схема размещения производительных сил страны, строительства новых городов, подготовки и распределения трудовых ресурсов, системы расселения в новых и интенсивно осваиваемых старых регионах и в целом по СССР. С конца 50-х годов велось и наращивалось массовое жилищное строительство, объемы которого не снижались вплоть до 1990 года и достигали свыше 120 млн.м2 вводимого жилья, в том числе в Российской Федерации - 70 млн.м2. При всей своей формализованности и заорганизованности весьма поучителен опыт разработки комплексных перспективных планов социально-экономического развития городов, который получил широкое распространение практически уже на " исходе " социализма в нашей стране. С середины 50-х годов Российская Федерация, а по итогам Всесоюзной переписи населения 1959 года и в целом СССР, становится городской державой, когда численность городского населения в стране превышает численность жителей деревни. По результатам последней Всероссийской переписи населения (окт. 2002 г.) в Российской Федерации учтено 1030 городов, в которых проживает почти 107 млн. человек или 74% населения страны. Для сравнения укажем, что в городах современного мира проживает более 42%, а доля городского населения в наиболее развитых в постиндустриальном отношении странах, например, в США составляет 77,5%, Германии - 78,3%, Великобритании - 89%. 4. Современный урбанизационный процесс в России приобретает иной характер. Вместо экстенсивного развития и строительства все новых и новых городов, что имело положительное значение на предыдущих этапах, урбанизационный процесс развернут вовнутрь самого города. По сути дела, на месте старых, главным образом, самых крупных городов вырастают новые, происходит их обновление, реконструкция. Они перерастают свои собственные границы, меняют планировку и застройку, приобретают новый архитектурный стиль, образуют деловые бизнес-центры, ведут строительство элитного жилья. Меняются и их социально-экономические функции. Здесь базируются финансовые институты, биржи, международные организации, отделения и структуры транснациональных компаний, представительства иностранных государств и т.д. Города приобретают полифункциональный характер, становятся городами не только общенационального значения, все более интегрируются в сети общероссийского и мирового масштаба.

http://ruskline.ru/analitika/2009/08/06/...

На пятом заседании этого собора Феофилакт, „начальник нотариев апостольской кафедры», выступил между прочим с следующим заявлением: „по священному распоряжению вашего блаженства я имею при себе свидетельства, извлеченныя из книг еретиков, что прикажете?». Папа Мартин приказал читать их. Тогда Феодор, „областной нотарий апостольскаго престола», исполняя распоряжение папы, в ряду других извлечений из сочинений еретиков прочитал следующее: „Аполлинария еретика из слова, написаннаго им к противникам Божественнаго воплощения Слова: „и иудеи, распявшие тело, распяли Бога, и нет никакого разделения в Св. Писании Слова и плоти, но одна природа, одна ипостась, одно действование» 1029 . Итак, „в книгах еретиков» или сборниках их сочинений, которыми пользовался Феофилакт для выбора нужных собору еретических свидетельств, послание к противникам Божественного воплощения Слова надписывалось именем Аполлинария и помещалось между другими подлинно-Аполлинариевыми произведениями 1030 . Иначе говоря, в VІІ-м веке еще сохранялись списки сочинений Аполлинария 1031 , в которых находилось и дошедшее до нашего времени под именем Юлия послание к противникам Божественного воплощения. Прекрасно подтверждая собой указание автора „Учения отцов о воплощении», это авторитетное свидетельство вместе с тем поставляет вне сомнения и вывод Каспари и Дрэзеке о том, что послание к противникам Божественного воплощения ложно надписано именем Юлия и на самом деле принадлежит Аполлинарию. И мы сейчас увидим, что всё, что может быть сказано об этом послании на основании его содержания, вполне согласуется с этим выводом. Послание к противникам Божественного воплощения переносит нас в новую стадию христологических вопросов, когда Аполлинарий увидел свое учение перетолковываемым со стороны полемистов и вынужден был защищаться. По своему содержанию оно стоит в ближайшем отношении к идеям, развитым Аполлинарием в послании „О единстве во Христе тела с Божеством». Его тесная связь с последним явствует уже из полного заголовка его.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Все перечисленные лица стали участниками РФС. В 1902 г. Новоселов начал издавать «Религиозно-философскую библиотеку», вокруг которой сложился «Новоселовский кружок» (иначе «Кружок ищущих христианского просвещения»), ведший в том числе и миссионерскую работу в среде студенческой молодежи. В это же время возникают основные политические партии. В 1898 г. в Минске собрался 1-й съезд РСДРП, а в 1903 г. в Брюсселе и Лондоне – 2-й. С 1902 г. вокруг нелегального журнала «Освобождение» (Штутгарт-Париж) объединились либералы в «Союз освобождения». Учредительный съезд проходил в Петербурге 3–5 января 1903 г. В 1905 г. «Союз освобождения» был преобразован в Конституционно-демократическую партию. 16 января 1901 г. в СПб. в редакции газеты «Новое время» состоялось последнее предварительное заседание, где был окончательно утвержден проект устава организации, которую ее создатели назвали «Русское собрание». Она положила начало православно-монархическому движению в России. В феврале 1903 г. появилась газета «Известия Русского собрания». Трудно подобрать иной термин как не «пассионарный толчок» (Л.Н. Гумилев) по отношению к многообразным энергичным движениям в столь разных областях, происходящих в одно и то же время. Излом веков чувствовали многие: «Россия переживает эпоху исторического перелома (...) открывается, быть может, совершенно новая эра (...) Не о политическом только ренессансе идет речь, а о культурном, о новой культуре, построенной на мистических, религиозных началах» 1029 . А.А. Блок писал: «Я позволю себе чисто догматически, без всякого критического анализа, в качестве свидетеля, не вовсе лишенного слуха и зрения и не совсем косного, указать на то, что уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900 года, что самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий» 1030 . Позже о том же писал прот. Георгий Флоровский : «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало, перевал сознания. Изменяется само чувство жизни. (...) И был не только душевный сдвиг. То был новый опыт... В те годы многим вдруг открывается, что человек есть существо метафизическое. В самом себе человек вдруг находит неожиданные глубины, и часто темные бездны. И мир уже кажется иным. Ибо утончается зрение. В мире тоже открывается глубина. ..Религиозная потребность вновь пробуждается в русском обществе, как это уже было однажды, в Александровскую эпоху. И это пробуждение опять было болезненным и трудным. Соблазнов стало больше, когда «душа пробудилась», и жизнь стала опаснее... Религиозная тема ставится теперь как тема жизни, не только как тема мысли. Теперь ищут уже не только религиозного мировоззрения. Вспыхивает жажда веры. Рождается потребность в «духовной жизни», потребность строить свою душу. И вдруг все становится как-то очень серьезно...» 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Второй акт – продолжение этого процесса в природе – совершается вне плиромы. Он начинается неудачной попыткой эона Σοφα каким бы то ни было образом познать первоотца (Пροπατωρ). Bδος знаем только единородному сыну – Nος, для всех других эонов он невидим и непостижим, и никому не может быть открыт, так что когда Nος против воли Отца и без его ведома хотел сообщить и прочим эонам ведение об Отце, то более благоразумная Σιγ, по воле Отца, удержала его от такой дерзкой попытки. Между тем все эоны желали увидеть и постичь Отца 1030 , виновника своего бытия, и это желание особенно сильно проявилось у самого последнего эона – Σοφα 1031 ,С целью удовлетворить своему страстному порыву, она вышла из плиромы и истекала бы до бесконечности, если бы не была удержана и возвращена опять в плирому силою, заключающею и сдерживающею собою всю плирому, ρος или Σταυρς 1032 . Но попытка эта не осталась бесследною: своим следствием она имела объективирование божественной эманации за чертой плиромы. Σοφα породила новую сущность женского пола, сущность бесформенную 1033 ; эту сущность валентиане называют νθμησις или Σοφα χαμθ (наснатотн–премудрость). В испуге от новой безобразной сущности, продукта неведения, печали, страха и изумления, Σοφα вместе с прочими эонами стала умолять Отца... 1034 . Из опасения, как бы история Софии не повторилась с другими эонами, Nος, по воле Отца, произвел еще пару эонов – Χριστς и Πνεμα γιον. Эти два эона закрепили собою плирому, внесли и поселили единство и довольство всех эонов. Χριστς научил всех эонов довольствоваться знанием того, что Отец непостижим, а Πνευμα γιον научил хвалить его и находиться в совершенном покое и уравнял всех эонов 1035 . Все эоны были довольны этим, и чтобы засвидетельствовать свою благодарность Отцу и радость, произвели еще эона – ησος или Σωτρ (он же и Χριστς, и Λογος и Πν, так как он от всех); для произведения его эоны привнесли от себя все, что только они имели в себе лучшего, так что, благодаря этому, ησος явился совершеннейшею красотою и звездою плиромы и носил имена всех эонов, и в частности – имена Христа и Логоса 1036 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

1030. Cic. De amicitia, 6, 22: Quid dulcius, quam habere, quicum omnia audeas sic loqui ut tecum etc. 1031. У Krab. разстановка: non ut. 1032. Cic. De off. III, 10, 44: Nam si omnia facienda sint, quae amici velint, non amicitiae tales, sed conjurationes putandae sint. De amic. 11, 38: Quod si rectum statuerimus vel concedere amicis, quidquid velint etc. 13, 44: Haec igitur prima lex amicitiae sanciatur, ut ab amicis honesta petamus etc. 1033. Cic. De amic. 14, 50. Quamobrem hoc quidem, Fanni et Scaevola, constat, ut opinor, bonis inter bonos quasi necessariam benevolentiam esse etc.; 22, 82: Par est autem, primum ipsum esse virum bonum, tum alterum similem sui quaerere. 1034. Cic. De off. I, 38, 137: Magnam autem partem clementi castigatione licet uti, gravitate tamen adjuncta, ut severitas adhibeatur et contumelia repellatur. De amic. 24, 88: Nam et monendi animi saepe sunt, et objurgandi; et haec accipienda amice, cum benevole fiunt. 1035. Cic. De amic. 21, 81: Quanto id magis in homine fit natura, qui et se ipse diligit, et alterum anquirit, cujus animum itatum suo misceat, ut efficiat paene unum ex duobus? 1036. Ibidem, 80: est enim is quidem tamquam alter idem. 1037. Ibidem, 11, 40: Haec igitur lex in amicitia sanciatur; ut neque rogemus res turpes, nec faciamus rogati. 1038. Ibidem, 14, 51: Non enim tam utilitas parta per amicum, quam amici amor ipse delectat… Atque haud scio, an ne opus sit quidem, nihil unquam omnino deesse amicis. 1039. Ibidem, 15, 52: Haec enim est tyrannorum vita; in qua nimirum nulla fides, nulla caritas, nulla stabilis benevolentiae potest esse fiducia; omnia semper suspecta, atque sollicitä nullus locus amicitiae. И ниже: Coluntur tamen simulatione… 1040. В греческом тексте и в Вульгате этот стих читается немного не так. Прежде всего у св. Амвросия пропущено одно предложение: (чтобы они), когда обнищаете (приняли вас в вечныя обители) οταν κλπητε — cum defeceritis. «В вечныя обители» у св. Амвросия дополнено местоимением «свои». 1041. Греч.: ς πιτοαυτ γλχανας δσματα; Вульгата: qui simul mecum dulces capiebas cibos.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Мефодий расширил дело, начатое братом его Кириллом. Вот как древнерусская летопись изображает отношение Ярослава к делу духовного просвещения и самое это дело, им совершенное. «И при сем, – говорит о нем древнейшая летопись, – нача вера хрестьянская плодити ся и расширяти, и черноризци почаша множитися, и монастыреве починаху быти. И бе Ярослав любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризце, и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и во дне; и собра письце многы, и прекладаше от Грек на Словеньское письмо, и списаша книгы многы, и сниска, имиже поучащеся вернии людье, наслаждаются ученья Божественного. Якоже бо се некто землю разореть, другый же насееть, ини же пожинають и ядять пищу бескудну: тако и сей. Отец бо сего Володимер взора и умягчи, рекше крещеньем просветив: сей же насея книжными словесы сердца верных людий, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Велика бо бывает полза от ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных, се бо суть рекы напаяющи вселеную, се суть исходища мудрости» и т. д. «Ярослав же се, якоже рекохом, любим бе книгам, многы написав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам. И ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы, и дая им от именья своего урок (т. е. содержание), веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом 27 и приходити часто к церквам, и умножишася прозвутери, людье хрестьянстии» 28 . Равным образом, подобно отцу своему, Ярослав в 1030 году, пришедши в Новгород, «собра от старост и от поповых детей 300, и повеле учити книгам» 29 . Итак, не составляет ли все это продолжения и развития дела, начатого свв. Кириллом и Мефодием и перенесенного на Русь Владимиром? – В летописном сказании пред нами ясно выступают отдельные черты этого великого дела: 1) труд перевода книг «от Грек на Словеньское письмо» продолжается, простираясь на множество книг («списаша книгы многы»), очевидно еще не переведенных дотоле на славянский язык; ибо, судя по тому, что Ярослав, при своей собственной любви к книгам, так ярко живописуемой летописцем, отличался и горячей ревностью в «снискании» книг, было бы странно предполагать, что переведенные им и при нем книги были уже ранее того переведены св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

По скандинавским преданиям, на дочери этого Олофа, Ингигерде был женат наш Ярослав. По смерти Олофа королем в Швеции был Анунд – Яков, которого все внимание обращено было на отношения датские и норвежские. Он поддерживал в Норвегии родственника своего Олофа Святого против могущественного Кнута, короля датского и английского; ревность Олофа к распространению христианства возбудила против него много врагов, и он принужден был бежать из отечества; в изгнании он жил одно время при дворе Ярослава, и сын его Магнус Добрый был здесь воспитан. Родственник Ингигерды, приехавший с нею в Русь и сделанный посадником венового ее города Альдейгаборга (быть может, Ладоги), ярл Рагнвальд имел двух сыновей – ярлов Ульфа и Ейлифа, которые наследовали отцовскую должность; третий сын его – Стенкиль был королем шведским, равно как и сын последнего Инге, проведший часть своей молодости в России у дяди Ейлифа. К княжению Ярослава относятся первые положительные известия о столкновениях русских с финскими племенами: под 1032 годом встречаем известие, что какой-то Улеб (очень быть может, что Ульф – сын Рагнвальда) ходил из Новгорода на Железные ворота, но, как видно, поход был неудачен, потому что из дружины Улебовой мало возвратилось народу. 80 верст к югу от Устьсысольска, у села Водча, находится городок, по-зырянски Карил, т. е. городовой холм; предание и теперь называет это место Железными воротами. В 1042 году Владимир, сын Ярослава, посаженный отцом в Новгороде, ходил на ямь, победил это племя, но потерял коней в дороге от мора. Приведя в связь это известие с предыдущим, можно думать, что поход Владимира был предпринят по следам Улебовым в ту же сторону, на северо-восток, к берегам Северной Двины; таким образом, мы получим верное известие о начале утверждения русских владений в этих странах. Еще ранее, в 1030 году, сам Ярослав утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера; это утверждение произошло обычным образом – построением города: основан был Юрьев, нынешний Дерпт. Из походов на западные дикие народы упоминается поход на ятвягов, и в первый раз поход на Литву: эти походы были предприняты, как видно, с целью не покорения, а только отражения набегов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Архитекторы Клюни III ориентировались на церкви XI в. клюнийских мон-рей в Пайерне и в Ла-Шарите-сюр-Луар (впосл. перестраивалась), храмы аббатств Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) и Сент-Этьен в Невере, а также ц. Сен-Филибер в Турню и ц. Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране (на 2 последние - с т. зр. опыта возведения цилиндрического свода). Центральный неф Клюни III был значительно шире, чем в более ранних храмах. Облегчение верхнего яруса стен за счет оконных проемов не только позволило улучшить освещение интерьера, но и дало возможность перенести нагрузку на нижнюю часть стен, укрепленную контрфорсами и аркбутанами. В отличие от герм. архитектуры (собор в Шпайере, 1030-1061) акцент был сделан не на простоте плана, а на развитии конструкции и вверх и вширь. Сравнительно простое решение зап. и центральной частей Клюни III контрастировало со сложной организацией вост. части (хора), предназначенной гл. обр. для монахов. Деамбулаторий с венцом капелл (5 капелл по периметру центральной апсиды, по 3 в рукавах малого трансепта и по 2 в рукавах большого), позволявший участвовать в богослужениях и процессиях многочисленным паломникам, находит соответствия в храмах, возведенных на т. н. паломнических путях в Сантьяго-де-Компостела. Согласно Конанту, отклонение от точных пропорций не превышало 10 см как в плане, так и по параметрам постройки (судя по сохр. части). Хор и неф церкви расходились под небольшим углом (неизвестно, было ли это результатом ошибки, изменений в плане или сознательным замыслом), поэтому сев. и юж. стены отличались по длине. Отклонение от точных размеров сохранившихся стен по вертикали также не превышает 10 см (вероятно, допустимая погрешность кладки). Стены выложены из камня и отделаны плинфой; в интерьере нефа нижний ярус стен был прорезан узкими и высокими, слегка заостренными арками, разделенными столбами сложного профиля. Над слепым трифорием (3 полукруглые арки на 1 пролет нижнего яруса) располагался аналогичным образом структурированный клеристорий с окнами; свод поддерживался подпружными арками прямоугольного профиля, перекинутыми между полуколоннами верхнего яруса. Характерной чертой было применение в декоре архитектурного ордера (это свидетельствует о понимании античного наследия и желании воспринять аккумулированные в нем знания и идеи; в 1-й пол. XII в. эта тенденция получила яркое воплощение в соборе Сен-Лазар в Отёне). Так, вост. часть была украшена колоннами со скульптурными капителями, выше находился слепой пояс с полуколоннами, над ним - пояс окон, разделенных небольшими полуколонками. Квадратное основание главной башни над средокрестием венчалось слепой галереей и островерхим куполом. Аналогичным образом были решены башни нартекса; башни над рукавами большого трансепта и над хором имели 8-гранную форму.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Скорее всего, устроенная Ярославом школа представляла собой училище при епископии (кафедральные школы к тому времени стали обычным явлением в христианской Европе). Если Владимир Святославич в Киеве после Крещения Руси по необходимости набирал учеников «у нарочитые чади» (в среде знати), то Ярослав – у старост (церковных?) и священников, что говорит о сложившейся к середине 1030-х гг. церковной структуре Новгорода. Число детей священников и старост, приведенное в летописях НСГ (300), если не является искаженным редакторами и переписчиками, может свидетельствовать о далеко зашедшем процессе воцерковления населения и создании на территории города (еще относительно небольшой и располагавшейся в основном на Софийской стороне) довольно плотной сети церквей (видимо, частных, связанных с боярскими патронимиями, уличанских и княжеских). Примечательно, что одна из древнейших новгородских берестяных грамот 591), относящаяся к 30-м гг. XI в., представляет собой кириллическую азбуку. Она найдена на Нутном раскопе на территории Славенского конца, на противоположном от собора св. Софии и владычного двора берегу Волхова ; грамоту можно рассматривать в качестве свидетельства распространения грамотности по территории города из епископского центра. Особое чтение НПЛмл. «и бе в его место ученик его Ефрем, иже нас учаше» , учитывая раннее, не позднее XI в., происхождение начальной части списка Новгородских владык, также вполне может отражать первоначальный текст о Иоакиме и Ефреме. Выражение «в его место», скорее всего, следует понимать как указание на местоблюстительство Ефрема, который, по всей видимости, так и не был хиротонисан во владыки (хотя прямое указание на это имеется только в позднейшем «Летописце кратком церквам Божиим», текст в котором представляет собой интерпретацию кратких ранних сведений ). Это может объясняться, во-первых, нерасположением Ярослава к «корсунянам» (Ефрем – ученик Иоакима Корсунянина). Второй причиной было, по-видимому, отсутствие на Руси митрополита , участие которого в поставлении нового епископа являлось обязательным.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

А совоокая Дала им сноровку превзойти всех смертных трудами искусных рук. Подобные живым, шагнули по дорогам их творения, – И слава их была глубока; В искусившемся и великое умение безобманно. Что касается Эсхила, то у него не олимпийские боги, а Прометей дает людям искусство: искусство приручения животных, искусство строить дома и корабли, искусство письма и чтения, искусство распознавания природных примет (Aesch. Prom. 450 – 470). У Аристофана (Ran. 1030 – 1036 Пиотровский), где поэты являются наставниками в полезных искусствах, читаем: Вот о чем мы, поэты, и мыслить должны, и заботиться в первой же песне, Чтоб полезными быть, чтобы мудрость и честь среди граждан послушливых сеять. Исцеленью болезней учил нас Мусей и пророчествам. Сельскую страду, Пахоту, и посевы, и жатвы воспел Гесиод. А Гомер богоравный Потому и стяжал восхваленье и честь, что прославил в стихах величавых Битвы, воинский подвиг, оружье мужей. Традиция видеть в поэтах и певцах наставников людей была столь сильна, что даже дошла до Горация, у которого в " Науке поэзии " (391 – 407) наряду с Орфеем и Гомером вспоминаются также Амфион, строитель Фив, и Тиртей, воспламенявший своими стихами воинов. Однако нельзя забывать, что здесь же источником поэтического творчества признаются сами музы и бог Аполлон. Горгий (B 11=I 294, 13 – 14) говорил, что любовь возникает по прихоти, а не по заранее намеченному плану искусства. И если, по Анаксагору (B 21 b), " мы пользуемся своим собственным опытом, памятью, мудростью и искусством " и если (90 фрг. 7, 3) каждый мастер должен заниматься тем искусством, которое он знает, а не предназначенным ему по жребию, то везде такого рода тексты говорят об искусстве тоже как о целесообразной деятельности вообще. По мнению Демокрита (B 59), без обучения нельзя достигнуть ни мудрости, ни искусства; искусство же (Протагор В 10) без упражнения и упражнение без искусства – ничто, причем изучение наук и искусств достигает цели (58 D 5=I 470, 39), если оно добровольно. И если искусство (Гиппас B 12) сводилось к умению делать медные диски, то искусством считались также борьба (Протагор В 8), врачевание (68 В 300), получение золота алхимическим путем (Архелай B 2). Говорилось и о государственном искусстве, равно как и о воинском искусстве (Протагор C 1=II 270, 8 – 9; Демокрит B 157). Наконец, из области человеческой деятельности волшебство и магия тоже считались искусством (Горгий B 11=II 291, 3).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010