Аналогичные проблемы возникают и при обращении к восточнославянским источникам. К сожалению, документальные материалы, отражающие процесс возникновения крупного церковного землевладения, сохранились лишь для территории Новгородской земли. Их анализ показал, что уже в 1-й половине XII в. новгородские монастыри получали крупные земельные пожалования, достигавшие подчас размера целых волостей и сопровождавшиеся передачей монастырским властям судебно-административной юрисдикции над их населением . Вместе с тем исследования В. Л. Янина по истории землевладения новгородских боярских родов не позволяют возводить появление крупных владений новгородских бояр ко времени более раннему, чем рубеж XIII–XIV вв. Для решения этого вопроса представляется важным рассмотреть, каковы были нормы отношений между церковным учреждением и тем лицом, которое его основало и наделило владениями. Первоначально в этой роли выступал исключительно правитель государства, но позднее (особенно в XII в.) круг этих лиц расширился за счет вельмож, основывавших монастыри и храмы и передававших им часть своих земель. С XIII в. права основателей (и их потомков) по отношению к основанным ими учреждениям получили наименование «права патроната». Необходимо выяснить, как проявлялись эти права по отношению к епископским кафедрам, капитулам и монастырям и, наконец, отдельным храмам, каковы были взаимоотношения между светской властью и епископскими кафедрами. Из анализа свидетельств чешского хрониста Козьмы Пражского о поставлениях епископов конца X — начала XII в. становится понятно, что назначения на епископские должности зависели прежде всего от князя. Так, поставленный в 1030 г. Пражский епископ Север смог получить кафедру благодаря тому, что, сопровождая князя на охоте, с большим искусством готовил для него кабанье мясо . Аналогичная практика сохранялась в Чехии, судя по свидетельствам хрониста Ярлоха, и во 2-й половине XII в. Сохранились сообщения некоторых польских источников о существовании подобной практики и в Польше . Первые выборы духовенством епископов имели место в обеих странах лишь в XIII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/442907/

Затем участники семинара выступили с докладами: В рамках конференции были организованы интернет-встречи с миссионерами, находящимися в других регионах и странах — иереем Георгием Максимовым (Москва), иереем Станиславом Распутиным (Филиппины) и чтецом Алексеем Ситало (Доминиканская Республика). Вечером в первый день семинара на территории расположенного на берегу Енисея туристического комплекса «Алдын-Булак» был организован круглый стол на тему «Границы допустимого в миссии среди молодежи». Его модератором выступил Даниил Костромин. Собравшиеся обсуждали современные формы проповеди в молодежной среде и то, насколько они соответствуют духу святоотеческого учения. На следующий день началась практическая часть семинара. Утром был проведен мастер-класс «Ведение апологетических бесед с неверующими и иноверцами» и инструктаж по миссии в городе. Затем участники семинара-практикума отправились в центр Кызыла, чтобы приобрести практический опыт в деле уличной и квартирной миссии. Те, кто участвовал в подобной форме проповеди впервые, были распределены в пары с теми, кто уже имеет такой опыт. После общения с жителями Кызыла на улицах города, участники семинара вернулись в актовый зал епархиального управления, где поделились своими впечатлениями. Вечером того же дня в этнокультурном комплексе «Центр Азии», расположенном на набережной Енисея, был организован миссионерский концерт, приуроченный к празднованию 1030-летия Крещения Руси. Перед жителями Кызыла выступили местные коллективы (ансамбль «Тыва», ансамбль казачьих кадетов «Иван да Марья», группа «Верфь»), гости из Абакана (трио «Соборяне») и Кемерово (иерей Михаил Пышинский). Священнослужители со сцены обращались к пришедшим на концерт со словами о вере, а миссионеры проповедовали гуляющим кызылчанам. 9 августа началась миссионерская экспедиция участников семинара-практикума в Каа-Хемский район Республики Тыва. Перед выездом в актовом зале епархиального управления состоялась лекция сотрудника Синодального миссионерского отдела игумена Агафангела (Белых) на тему «Опыт построения православного прихода в Тикси». Отец Агафангел рассказал об истории того, как миссионерский стан, расположенный в труднодоступном месте в Якутии, стал полноценным приходом с налаженной церковной жизнью.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Горестно нашей плоти оставить свое самолюбие и последовать воле Христовой, но этого непременно требует дело нашего исцеления и спасения. Из этого можно заключить, что нет истинного обращения и покаяния в тех, которые не хотят избавиться от самолюбия, честолюбия, славолюбия и прочего, угодного плоти, и потому остаются и пребывают духовно немощными, неисцеленными, хотя и предлагается всем спасительное Христово врачевание. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1625 ). Не хвались сам и хвалы от других не принимай с удовольствием, чтобы не принять здесь воздаяния за свои благие дела похвалой человеческой: «Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили», – говорит пророк ( Ис. 3, 12 ). Ибо от похвалы рождается самолюбие, от самолюбия же – гордыня и надменность, а затем и отлучение от Бога. Лучше не сделать ничего славного в мире, нежели, сделав, безмерно величаться. Ибо фарисей, сделавший славное и похвалявшийся, от возношения погиб; мытарь же, ничего благого не сделавший, смирением спасся. Одному благие дела его от похвалы стали ямой, другой же смирением был извлечен из ямы; ибо сказано, что мытарь «пошел оправданным в. дом свой более, нежели тот» ( Лк. 18, 14 ). Похвалился Давид исчислением множества людей и смертною казнью людей своих был наказан. Езекия похвалился множеством богатства перед вавилонскими послами и был лишен сокровищ своих. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 1029–1030 ). «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24, 12 ). Любовь уничтожается беззакониями – чем больше грехов, тем меньше любви. Где одни грехи, там не ищи любви. Стало быть, кто взыщет распространения любви и сокращения нелюбви, тот должен позаботиться об умалении грехов и сокращении области грехопадения. Вот настоящее начало гуманности! Приняв его, надо принять и все способы, какими можно противодействовать греху. Грехи вовне есть плод внутренней греховности. Внутренняя же греховность вся коренится в эгоизме с его исчадиями. Следовательно, гуманистам надо узаконить для себя такие порядки, какими подавляется эгоизм, а эгоизм сильнее всего подавляется пресечением своей воли. Не давай себе воли – и скоро одолеешь эгоизм. Напротив, какие хочешь употребляй средства против эгоизма – ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следует, что где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и охлаждения любви, – ищут большего зла ( 116, 411–412 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Минь. Т. X. С. 28 Творения Т. X. С. 27 1030. Избавить от заблуждения выше милостыни Великое дело – миловать бедных; но не такое, как избавить кого-нибудь от заблуждения: кто делает это, тот уподобляется Петру и Павлу. Подлинно, можем и мы участвовать в их проповеди, не тем, чтобы подобно им подвергаться опасностям, терпеть голод, мучения и другие бедствия, – теперь мирное время, – но тем, чтобы проявлять ревностное к тому усердие. Можно и сидя дома совершать эту ловитву. Кто имеет друга, родственника, домашних, пусть делает с ними это, пусть говорит им это, – и он уподобится Петру и Павлу. Что я говорю: Петру и Павлу? Будет устами Христовыми: изведяй честное от недостойнаго, яко уста Моя будет (ср.: Иер. 15:19 ), говорит Господь. Минь. Т. X. С. 30 Творения Т. X. С. 28 1031. Сила Креста и Распятого Беседа IV . Выражая силу креста, Павел говорит: и иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята... ( 1Кор. 1:22–23 ). Когда мы говорим иудеям – веруйте, то они возражают: воскресите мертвых, покажите нам знамения. Что же вместо этого говорим мы? Говорим, что Проповедуемый нами распят и умер... Опять язычники требуют от нас красноречия в словах и искусства в суждениях, а мы и им проповедуем крест. Иудеям это кажется бессилием, а язычникам – безумием. Если же мы предлагаем им не только не то, чего они требуют, но и противное тому, и однако они этим противным убеждаются, то не есть ли это – дело неизреченной силы Проповедуемого? Минь. Т. X. С. 33 Творения Т. X. С. 33 1032. Свет христианина во мраке мира Флп . 2:15. Каждый из нас получил от Бога возможность приносить большую пользу, нежели солнце, большую, нежели небо, земля и море, настолько большую, насколько духовное выше чувственного. Потому, взирая на круг солнца и удивляясь красоте, веществу и блеску этого светила, будем вместе с тем представлять, что в нас есть свет высший и лучший, равно как может быть и мрак густейший, если мы не будем внимательны. Глубокая ночь объемлет всю вселенную. Разгоним же и уничтожим ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 г. на Византию. В 964 г. Святослав Великий совершил, видимо, неудачный поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 г. организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными. Будущий креститель Руси князь Владимир Святой еще в 981 г. совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Но в летописи указано, что вятичи «заратились», то есть подняли против киевских наместников и дружины войско, и в 982 г. князь их усмирял снова. В 988 г., по словам Повести временных лет, князь начал ставить города на р. Десне и набирать «лучших мужей», в том числе и от племени вятичей, и населил ими южнорусские города. Однако р. Оку летописец не упоминает. Несомненно, что Владимир крестил этих «лучших», то есть знатных мужей. К этому времени археологи относят появление первых курганов вятичей, где останки помещались без сожжения, при этом руки покойных по-христиански крестообразно складывались на груди. Но с этим соседствовали языческие амулеты и ритуалы, что говорит о существовании языческого двоеверия, когда Христос воспринимался и почитался местными язычниками как еще один языческий бог. Всерьез же заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам. Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом некрещеной. В 1024 г. после победы князя Мстислава Удалого в битве при Листвене, где он одолел Ярослава Мудрого, из Киевского княжества для Мстислава было выделено Черниговское, в которое и вошли номинально подчиненные земли вятичей. Крещение орловского края и всей земли племени вятичей связано с именем киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1053–1125). Его отец, сын Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич (1030–1093), после смерти Ярослава наследовал Переяславльский престол. Владимир, как он сам рассказывает в своем «Поучении детям», познакомился с нашим краем в 13 лет, когда впервые по поручению отца примерно в 1066 г. совершил свой первый поход к принадлежавшему князю Всеволоду городу Ростову Великому, через землю непокорных вятичей. Этим он, видимо, гордился до конца дней и с описания данного события начинает свою автобиографию.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ku...

Мощи его в 1230 году перенесены были во Владимир. На западе русское влияние должно было остановиться на своем пути близко от своих исходных пунктов – Новгорода, Пскова, Полоцка и Смоленска, потому что столкнулось с другим сильным влиянием, которое шло с запада от латинской церкви. В Финляндии просветительная деятельность Новгорода ограничивалась племенами ижоры и корелы. Жившее далее на запад племя ям 2 было крещено уже латинскими миссионерами из Швеции (в XII в.). На юг от Финского залива русские князья распространяли христианство среди чуди. В 1030 г. Ярослав построил здесь город Юрьев (Дерпт). Преемники Ярослава посылали к чуди священников. Но вскоре и здесь началась деятельность латинских миссионеров; в 1070 годах Эстонией завладели датчане и остановили успехи православия, а в Ливонии в конце XII века основался орден Меченосцев. Еще далее по Неману лучи христианства, впрочем весьма слабые, проникали из России к племенам Литовским, находившимся тогда еще в самом упорном язычестве. В конце XII столетия между ними известны четыре православных князя. Самое сильное влияние на Литву имело княжество Галицко-Волынское, особенно в правление Романа Мстиславича, грозного победителя и цивилизатора литовцев. Обстоятельства, препятствовавшие и способствовавшие быстрому и мирному распространению христианства в России Православная вера успела, таким образом, распространиться по всему пространству тогдашней Русской земли как между русскими, так и между инородцами. Такая победа ее над язычеством досталась ей, конечно, не без борьбы; но об этой борьбе, особенно о борьбе в открытой форме, какова была, например, борьба христианства с язычеством в греко-римском мире, до нас дошло очень мало известий, и притом только относительно распространения христианства на севере, – в Новгороде, Ростове и Муроме; к северному же краю главным образом относятся известия о некоторых попытках произвести против новой веры народные волнения со стороны главных представителей язычества – волхвов. Волхвы эти являлись преимущественно во времена народных бедствий, которые суеверный народ склонен был приписывать гневу покинутых богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Но кроме того, весьма много постановлений, относящихся к духовному ведомству, находится в разных томах свода законов российской империи, как напр. в I томе (основные законы), где принципиально определяется положение императора в церкви, в IX томе (законы о состояниях), где изложены законы о белом и монашествующем духовенстве, в X томе (законы гражданские), где изложено брачное право (бракозаключительное и бракоразводное), в общем согласно с уставом духовных консисторий, в XIV и XV томах, где находятся постановления, направленные к ограждению веры, нравственности и церковного благочиния (устав о предупреждении и пресечении преступлений, устав цензурный и уложение о наказаниях). Уставы о службе гражданской также имеют применение к духовному ведомству, насколько должностные лица этого ведомства должны подлежать общим правилам о наградах, пенсиях и т. д. Для внешних отношений православной церкви к другим христианским церквам, в России же находящимся, также для регулирования внутреннего устройства этих последних (армяно-грегорианской, римско-католической и евангелической) существуют специальные уставы духовных дел, включенные в XI том свода законов российской империи, наряду с таковыми же уставами духовных дел нехристианских исповеданий, в России существующих: еврейской, магометанской и языческой. Не кодифицированные церковные законы суть частью материал, оставшийся от прежнего времени, частью продолжающийся или текущий источник церковного права. Под церковными законами должны быть понимаемы, во-первых, высочайшие повеления и именные указы, во-вторых, высочайше утвержденные указы и определения св. синода. Впрочем, вследствие того, что в устройстве православной русской церкви с XVIII в. обнаружилось в значительной степени смешение церковного с государственным, как характеристическая черта территориализма 1030 , нередко церковные законы, касавшиеся важных вопросов внутреннего церковного порядка, издавались в виде высочайше утвержденных мнений государственного совета, или комитета министров, а также в виде журналов главного присутствия по делам православного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Жоффруа Мартель (1040-1060) оказывали покровительство монастырю. В 1036 г. Губерт Вандомский, еп. Анже, в присутствии Одона III, аббата Фосе, освятил новую монастырскую ц. Спасителя (Ibid. N 33). По-видимому, восстановление обители графами Анжу вызвало беспокойство насельников Фосе, которые опасались, что Гланфёй вновь станет основным центром почитания М. Об этом свидетельствует проповедь в день перенесения мощей святого (13 нояб.), составленная в Фосе скорее всего при аббате Одоне III (1029-1038/39) (BHL, N 5779; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum... Brux., 1889. T. 1. P. 264-270; см.: Wickstrom. 2013). В проповеди аббатство Фосе представлено как обитель, в которой бережно сохранялись духовное наследие М. и его чудотворные мощи. После кончины святого мон-рь Гланфёй якобы прекратил существовать; лишь в IX в. он был заново основан насельниками Фосе, которые с этого времени контролировали обитель (в проповеди умалчивается о том, что Гланфёй был восстановлен усилиями гр. Роргона и других представителей местной знати). Особое внимание уделено перенесению мощей М. в Фосе по указанию Карла Лысого и описанию торжественной встречи святыни еп. Энеем, духовенством и жителями Парижа; в заключение сообщается об освящении новой монастырской церкви, которое возглавил Парижский еп. Гумберт из Вержи (1030-1060). С этого времени в скриптории аббатства Фосе создавались рукописи с текстами Жития М., других агиографических сказаний и проповедей о святом. Среди этих манускриптов выделяется рукопись Troyes. Bibl. municip. 2273 (ок. 1100) с циклом миниатюр, иллюстрирующих Житие святого. Чудо св. Мавра. Роспись правой стены нижней ц. Сан-Кризогоно в Риме. 3-я четв. XI в. Чудо св. Мавра. Роспись правой стены нижней ц. Сан-Кризогоно в Риме. 3-я четв. XI в. Образ М. был особенно важен для клюнийской историографии (см. ст. Клюнийская конгрегация ), в к-рой святому приписывалась роль «посредника» между св. Бенедиктом, «отцом монахов», и франц. бенедиктинцами. В Житии св. Майоля, составленном клюнийским аббатом Одилоном (ок.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

Далее св. Григо­рий утверждает: «Ведь исхождение зла не доходит до беспредельности, но необходимо объемлется пределом, вслед за которым преемство добра сме­няет предел зла». И, наконец: «Так, думаю я, нужно разуметь и о нас, что, достигши границы зла, когда окажемся в крайности греховной тьмы, мы сно­ва заживем в свете, потому что природа благого превосходит зло, как бес­предельность – меру» 1028 . Святой Григорий говорит о неизменности и постоянстве Бога. Зло не может быть неизменным и постоянным – оно с необходимостью превращается в свое время в добро. В своем труде «Большое огласительное слово» св. Григорий Нисский говорит о том, что дьявол хитростью вносит в человеческий мир семя зла. Бог отвечает ему – Он, Премудрый Хитрец, хитростью (мудростью змеи) искореняет зло в этом мире и даже из самого изобретателя зла – диавола. «Ибо один [диавол. – Г.Ф.] употребил обман к растлению естества, а Спра­ведливый, вместе Благой и Премудрый [Бог. – Г.Ф.] измышлением обмана воспользовался ко спасению растленного, благодетельствуя тем не только погибшему [человеку, природе. – Г.Ф.], но и самому причинившему нашу погибель» 1029 . Хитростью и даже «обманом» со стороны Бога св. Григорий называет Боговоплощение, вхож­дение Бога в человеческое естество: «Ибо, что Бог, неузнанный врагом, не откровенным Божеством, но сокрытым под естеством человеческим, входит к обладающему, сие некоторым образом есть некий обман... так как обманы­вающим свойственно надежды тех, против кого злоумышляют, обращать на одно, а делать не то, на что они надеялись» 1030 . Сокровенно пришел в плоти Иисуса Бог в этот мир, и крестом, которым диавол хотел поразить и погубить Господа, оказался поражен сам, и, как думал св. Григорий, еще и обрел свое собственное спасение, чего вовсе не искал. Гееннский огонь св. Григорий считает не только огнем возмездия, но и огнем очистительным. Завершает свои размышления святой Григорий словами: «Таким образом, когда по истечении долгого времени изъято будет из естества зло, ныне к ним примешанное и сроднившееся с ними, поскольку совершится восстановление пребывающих ныне во зле в первоначальное со­стояние, единогласное воздается благодарение всей твари и всех, претерпев­ших мучение при очищении и даже имевших нужды в начале очищения; сие и подобное этому преподает великое таинство Божия вочеловечения» 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И усваивается эта традиция не только «пассивно», но и творчески. С нею связан тот первый взлет русского уже национального самосознания, которым отмечено и «Слово» Илариона и Летопись Нестора. Не случайно молитва к Богу от лица новопосвященного народа, которой заканчивает Иларион свою «похвалу кагану нашему Владимиру», принята была даже в церковное употребление. Слово Илариона «о законе, Моисеем данном, и о благодати и истине, Иисус Христом бывших, и како закон отыде, благодать же и истина всю землю исполни и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от негоже крещены быхом и молитва к Богу от всея земли нашея» (составленное между 1030 и 1050 годами, то есть при Ярославе Мудром) выражает как бы церковно-национальное исповедание новокрещеной Руси. По словам проф. Д. И. Чижевского (в его «Истории древне-русской литературы»), это исповедание как, впрочем, и вся ранне-киевская письменность отмечены духом «великодержавия» и «христианского оптимизма». Великодержавие: киевские «идеологи» одушевлены сознанием единства Руси, начинающимся в славе ростом ее государственности. Но это одушевление укоренено глубоко в опыте крещения, принятия Русью «благодати и истины». Благая весть пришла к русским в «единодесятый час», но, в лице своего кагана Владимира, они не умалены перед другими христианскими народами. В таком христианском уповании, в сознании призвания от Бога рождается русское национальное самосознание и им в лучшие минуты будет мерить и судить себя в дальнейшем. Конечно, ни этого «успеха» киевского христианства, ни глубины самой «христианизации» не следует преувеличивать. Она остается уделом элиты, тонкого слоя нарождающейся церковной и государственной интеллигенции. Да и тут некоторые памятники, как например «Вопрошание Кирика», показывают крайне элементарное понимание сущности христианства. Отметим сразу, что Русь принимает «готовое» Православие и в эпоху, когда в самой Византии всё сильнее сказываются настроения охранительные, стремление всё свести к прошлому, к завершенному образцу, боязнь что-нибудь нарушить в древних «преданиях».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010