Вне свободы нет человека и быть не может» 1016 . В Своей «Божественной деликатности» Творец оказывает «бесконечное уважение человеческой личности и человеческой свободе» 1017 и вручает нам «Богообразную свободу» над нашими душой и телом, т. е. над нашей природой. Эта «единственно наша», в полном смысле этого слова, свобода личности является основанием динамики развития наших отношений с Богом и другими людьми, динамики обожения и преображения, включая рост и углубление в нас и самой нашей свободы 1018 . Свобода личности человека видится как свобода во взаимном познании и «взаимодействии с другими личностями – Богом и людьми» 1019 , а также в свободе «от мира, от демонов и от себя» 1020 самого, в смысле Богоподобного господства над собственной природой и окружающим миром. Однако подлинная свобода далека от произвола. Самовольство отнюдь не утверждает личность, но разрушает ее и вводит в рабское, подчиненное состояние «аду и земле» 1021 . «Природа и ее динамизм» не являются врагами человека и вовсе не должны «быть уничтожены, но могут быть употреблены во зло» 1022 , противоестественно, при неверной актуализации свободы личности. 2.5.8. Уникальность, творчество и синергичность личности Хотя человеческой личности свойственна непрерывная динамичность, обусловленная свободой распоряжения имманентными ей силами души и тела, в этой ее динамике личность остается тождественной себе в течение всей жизни 1023 . Более того, «преемственность» нашей неповторимой 1024 личности сохраняется «и в загробной жизни» 1025 и после всеобщего воскресения мертвых 1026 . Как уникальна Сама по Себе и неповторима в Своих действиях, направленных к нам 1027 , каждая из вечных, несозданных Ипостасей Троицы, так, согласно принципу Богообразности, уникальна, неповторима 1028 и единственна личность каждого человека, «абсолютно незаменимая ничем другим» 1029 и никем другим. Причем, как мы еще увидим далее, несмотря на свойство перихоретичности, даже при самом тесном соединении с Богом, наша «личность не утрачивает свою индивидуальность и неприкосновенность» 1030 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Харизматическая секта «Новое поколение» Часть 2. О даре говорения «иными языками», апостольстве и ученичестве Андрей Солодков Сошествие Святого Духа на Апостолов. Мозаика монастыря Осиос Лукас (Преподобного Луки), Греция. 1030-е – 1040-е годы.      Часть 1. Ложное понимание благодати и чудес Дар языков в Апостольской Церкви и у «новопоколенцев» Рассмотрим, что говорится в пособии для внутреннего пользования библейской школы церкви «Новое поколение» о даре разных языков и даре истолкования языков. Автор пособия разграничивает понятие дара языков: «Иной язык – это знамение. Разные языки – это дар» . И далее: «Молитва на ином языке при изгнании бесов носит агрессивный характер. Это меч» . В Деяниях апостолов читаем: «и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 4). Большинство экзегетов убеждены: это было говорение на иностранных языках – «как Дух давал… провещевать». Дар языков – глоссолалия – представляет собой исключительное явление в Церкви в жизни верующих первых двух веков от Рождества Христова. Спаситель перед Своим вознесением обещал в Евангелии от Марка, что этот дар, наряду с другими, будет сопровождать верующих в него. Так и написано: «будут говорить новыми языками» (Мк. 16: 17). Очень часто представители харизматических направлений, в том числе и секта «Новое поколение», делают упор в своем учении на эти слова и говорят: вот как раз наша тарабарщина и есть новые языки. Так какими же языками заговорили апостолы? Каковы были цель этого дара Божия и предназначение? За ответами обратимся к тексту Священного Писания, в частности к Евангелию от Марка (16: 14–20) и исследуем его в свете слов Спасителя, при этом проведя и экзегетический анализ. Итак, читаем: «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк. 16: 14–20).

http://pravoslavie.ru/107458.html

Закрыть О подвиге Царственных Мучеников и Страстотерпцев, о Царской Голгофе 10.04.2023 1030 Время на чтение 14 минут Из книги «Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского . Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов» (Сан-Франциско, 1994). Грех цареубийства После смерти Саула, павшего на свой меч во время битвы с Филистимлянами, один Амаликитянин побежал известить о том Давида, гонимого в то время Саулом. Предполагая, что Давид будет весьма рад принесенной вести, он решил выдать себя за убийцу Саула, чтобы тем еще больше увеличить ожидаемую награду. Однако, выслушав придуманный Амаликитянином рассказ о том, как он, по просьбе раненного Саула, умертвил его, Давид схватил одежды свои и разодрал их, также сделали и все люди, бывшие с ним. Они рыдали и плакали и постились до вечера. «И сказал Давид отроку, рассказавшему ему: откуда ты? И ответил он: я сын пришельца-Амаликитянина». Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?» и приказал одному из слуг убить его. При том Давид сказал: «кровь твоя на голове твоей; ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: «я убил помазанника Господня» (2 Цар. 1: 1-16). Так был казнен иноплеменник, выдавший себя за убийцу Саула. Он подвергся жестокой казни, хотя Саул сделал много зла, за которое отступился от него Господь, и он являлся гонителем невинного Давида. Из слов Давида видно, что он сомневался в правдивости рассказа Амаликитянина и не был уверен, что тот именно является убийцей Саула, однако, он предал его смерти, считая достойным смерти даже одно название себя цареубийцей и похвальбу сим поступком. В сколько же раз тяжелее и греховнее убийство православного Помазанника Божия, во сколько раз большая кара должна лежать на убийцах Царя Николая II и его семьи?! В противоположность Саулу, отступившему от Бога и за то оставленному Им, Царь Николай II является образцом благочестия и полной преданности воле Божией. Восприяв не ветхозаветное возлияние елея на главу, а благодатную «Печать дара Духа Святаго» в Таинстве Миропомазания, Император Николаю II был до конца жизни верен своему высокому званию и сознавал свою ответственность перед Богом.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/10/...

Мы прочитали: и все, что у него было, и Лот , – здесь обращает на себя внимание то, что имя Лота стоит после упоминания об имуществе Аврама. Имущество дяди смущало Лота, и дальше всех этих тряпок и скота Лот ничего не видел. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом (Быт. 13, 2). По преданию, все то золото и серебро, которое фараон дал Авраму, Аврам не истратил ни на что, но отдал все это детям Хеттуры (Агари). Когда умерла Сарра, Авраам женился во второй раз (Быт. 25, 1). Он женился на Хеттуре, от которой вскоре родились дети. Но так как Авраам видел своим наследником только Исаака, еще при своей жизни он раздает остальным своим детям дары фараона и отсылает их в разные стороны (Быт. 25, 6). Он не хотел, чтобы его руки касались этого золота и серебра, которое, возможно, было посвящено ложным богам. Точно так же он поведет себя после битвы в Долине царей, когда царю Содомскому он скажет, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт. 14, 23). Авраам был очень принципиальный человек! Пророки и патриархи дистанцировались от всего египетского. Например, пророк Моисей никогда не молился в египетских городах, где было много идолов. Сказано: Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу [на небо]… (Исх. 9, 29). И был Аврам очень богат … (Быт. 13, 2) – в еврейском подлиннике это звучит: «очень тяжел». То есть настолько много всего было, что они не могли быстро идти, они двигались таким медленным караваном. Это были разные люди, Аврам и Лот, и уже до разделения они двигались в разном направлении. Хотя тот и другой были богаты, как по-разному они относились к тому, что имели! Свт. Иоанн Златоуст. Монастырь Осиос Лукас, Греция. 1030–1040-е гг. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Не пройдем этого чтения без внимания, но постараемся ясно усмотреть точность Божественного Писания, как оно ничего не рассказывает нам ненужного. И был Аврам, сказано, очень богат. Заметь, во-первых, что Писание не просто указало, но не напрасно и не без причины именно теперь называет патриарха богатым.

http://pravoslavie.ru/99662.html

С точки зрении христианской притча сия с последующим развитием (см. ниже) знаменует церковь Христову, в которой пастыри, входящие не иначе как Дверью, т. е. Господом, пасут стадо не для себя, и не от себя, а лишь как доверенные Господа, который есть единый Пастырь. Сии пастыри при поставлении в звание «домоправителей Господа» 1022 освящаются Духом Святым в таинстве священства и, говоря именем Господа, представляют на земле «глас Господа, его же слышат овцы» (ст. 3): «Подобно тому, как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать» 1023 так Господь, отходя с земли, видимым Своим образом приуготовляет тех слуг пастырей, кои будут пасти стадо Его. Посему Господь и сказал трижды в лице Петра всем Апостолам и рукоположенным ими епископам, и получившим от них священство (и диаконат, как особое служение 1024 ), – «паси агнцев Моих, паси овец Моих» 1025 . При этом Господь многознаменательно спрашивал в лице Петра 1026 всю преемственную рукоположением линию пастырей – «любишь ли ты Меня?» Это необходимое условие, равносильное вполне выражению: «Аз есмь Дверь» и «входяй дверьми пастырь есть овцам». Не может быть пастырем тот, кто не любит Господа; если он не любит Господа, он конечно тать и разбойник, перелазяй инде, ибо он не может войти дверью, которая есть Сам Господь. Поэтому чудовищное явление представляли собою книжники и фарисея, руководившие народом, «не имея в себе любви к Богу» 1027 , и таковое же явление, когда оно по несчастью случалось в христианском мире, было причиною ересей и несчастий церкви. Сохрани Боже, да не увидит когда-либо церковь Христова пастыря, лицемерящего атеиста 1028 , или пастыря думающего, будто благочестие служит для прибытка 1029 . «Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею», говорил Апостол Павел, прощаясь с мало-азийскими епископами. «Дух же ясно говорит, что в последния времена отступят некоторые от веры, внимая учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников» 1030 , ибо, говорит и в другом месте Апостол 1031 , являются иногда и лжеапостолы, принимающие вид Апостолов Христовых». Все сии предсказаны Господом в читаемой нами притче под именем татей и разбойников, перелазящих инде и не входящих Дверью, которая есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 15. ...ее (Сарру) любит демон, который никому не вредит, кроме приближающихся к ней. И потому я боюсь, как бы мне не умереть... Мнение Товии о ревнивой любви демона к Сарре, конечно, неосновательно и суеверно; ибо в области духов ни женятся, ни посягают, – притом, любовь в духе злобы, сама по себе есть противоречие. Наконец, и то нужно припомнить, что демон может вредить людям лишь настолько, насколько попускает это Бог, – независимо от любви или нелюбви демона к людям, и, вообще, нисколько не зависимо от демонской воли. Но к истинным рабам Божиим демон прикосновения иметь не может. Посему, полагать должно, что мужья Сарры убиваемы были демоном за их нечестие, и, всего вероятнее, за их животные и сладострастные наклонности, ради которых, единственно, они искали союза с непорочной Саррой. На это есть даже указание в молитве Товии в день брака с Саррой 1029 . С другой же стороны, казавшееся несчастье Сарры посылалось ей и ее родителям, для их испытания, – иначе сказать, для очищения и укрепления их добродетели. Примечание. Есть мнение, что Сарра была бесноватой (подобно Марии Магдалине), и, что в припадках беснования, она сама убивала своих мужей; но, в таком случае, едва ли бы так настойчиво отдавали ее замуж родители (до семи раз), да и непонятным представлялось бы, почему убийство мужей ее случалось всегда в одно и то же время, – именно, в первую брачную ночь, и в одном и том же месте, именно, при вступлении в брачную комнату. Глава 7. Женитьба Товии а) Прибытие в Екбатаны и радушный прием у Рагуила (ст. 1–5). б) Открытие родства между Товией и Рагуилом, и предложение Товии жениться на Сарре (ст. 6–10). в) Согласие Рагуила, предупреждение насчет смерти женихов Сарриных, и надежда его на милость Божию (ст. 11–14). г) Приготовление брачной комнаты (ст. 15–17). Ст. 10. ... Рагуил сказал Товии: ешь, пей и веселись; ибо тебе надлежит взять мою дочь... По закону Моисееву, девица, долженствующая наследовать имение своего отца (за неимением братьев), могла выйти замуж только за кого-нибудь из своего родственного колена 1030 . Посему, Сарра, или отец ее, могли даже требовать от Товии, чтобы он женился на своей единственной родственнице 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так, комментируя 25-й стих по версии Вульгаты – громкие голоса вождей и крик войска ( Иов. 39:25 ; Вульгата), – он пишет: «Что касается искусительных пороков, которые ведут невидимое сражение против нас в пользу гордости, царящей над ними, то одни из них идут впереди, словно вожди, а другие за ними следуют, как войско [за вождями]. Ибо не все грехи занимают сердце одинаковым подходом. В то время как серьезные и отдельные [грехи] вторгаются в разум по его небрежности, меньшие и бесчисленные входят в него полчищами. Гордость – царица всех грехов, – когда целиком займет побежденное сердце, тут же отдает его семи главным грехам, словно бы своим вождям, на разграбление. И действительно, за вождями следует войско, потому что, без всякого сомнения, от них рождаются беспощадные орды грехов» 1028 . Далее ( Иов. 39:26–30 ) Господь вопрошает Иова о том, его ли премудростью живут и его ли слову следуют ястребы и орлы: Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных; оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко; птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он ( Иов. 39:26–30 ). Святые Отцы в связи с этим отрывком продолжают подчеркивать величие, разнообразие и таинственность Господнего замысла о вселенной. Как недоуменно и благоговейно вопрошает Златоуст, комментируя Божественное речение Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? ( Иов. 39:26 ), «как Бог назначил ему... парить в воздухе? Как дал ему пищу?» 1029 Данный фрагмент библейского текста зачастую истолковывается и в нравственно-аллегорическом смысле. Так, блаженный Августин , комментируя старолатинскую версию 26-го стиха – В твоей ли мудрости оперяется коршун? ( Иов. 39:26 ), – видит в нем образ духовного возрастания и обновления христианина во Христе. Он пишет: «...в Премудрости Божией, то есть во Христе, новый человек понемногу изменяется и должен будет [окончательно] обновиться на небесах» 1030 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Не одну только волю Божию имел он в виду, когда продолжал поклоняться тельцам, очевидно считая для себя невыгодным признать чистый культ Бога Вышняго по обряду Моисееву, вследствие которого народ стал бы обращать взоры свои на Иерусалим. Вследствие этого положен укор Ииую по всей вероятности устами пророка Елисея; но вместе с сим ему объявлено и благоволение Божие за исполнение повелений Божиих в отношении Ахавовой династии и за ревность его в искоренении идолослужения. «И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом» (ст. 30). Это и исполнилось, ибо после Ииуя царствовали сын его Иоахаз 1026 , внук его Иоас, правнук его Иеровоам 1027 и праправнук его Захария, убитый Селлумом на шестом месяце царствования 1028 . Так кончилась династия Ииуя. Из некоторых событий царствования Ииуя и из слов, о нем сказанных в ст. 31–34 Х-й главы 4-й кн. Царств, мы можем видеть, как грехи правителя народа наказываются уменьшением его славы и блеска его царствования: «Ииуй не старался ходить в законе Господа Бога Израилева от всего сердца... И в те дни начал Господь отрезать части от Израильтян и поражал их Азаил 1029 »... Только позже 1030 «взял назад Иоас, сын Иоахафа, из рук Венадада, сына Азаила, города»... А «восстановил пределы Израиля от входа в Емаф до моря пустыни – по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера» 1031 , – лишь Иеровоам, правнук Ииуя. Но никто из династии Ииуя не решился возвратиться к истинному культу Иеговы; все они, не допуская иноземных божеств, не могли однако расстаться с культом тельцов. Глава X. События в царстве Иуды. Смерть пророка Елисея История народов, по мере того, как их прошедшее освещается последующими событиями, дозволяет нам иногда даже нашим слабым разумом понять величие премудрых предначертаний Божиих, готовящих человечество к пониманию откровенных ветхозаветных истин, дабы оно могло позже восприять высшее духовное развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но может быть нужны взятые из самой жизни примеры высокого чувства законности, безусловного уважения к свободе другого? Посмотрите же, как ведет себя святой апостол Павел, этот великий проповедник свободы и самоотречения. К апостолу прибегает раб, бежавший от своего господина. Этот последний – набожный христианин, послушный требованиям апостола. Апостол имеет нужду в бежавшем к нему Онисиме, и однако возвращает его господину с посланием, в котором мы читаем следующие священные слова 1232 : «Имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме... Прими его как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование: но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно». Благосклонные слушатели! В наши дни чаще, чем когда-либо, доносятся до нас слухи о бурных волнениях, поднимаемых то там, то здесь во имя свободы, и потому более, чем когда-либо, своевременно помнить слова апостола: яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу, но яко раби Божии. Пусть же эти слухи застигают нас глухими к обольстительным призывам к свободе, которая достигается только грубым насилием, – и неуклонно стойкими в свободном подчинении власти и законам, твердыми в соблюдении существующего порядка. Будем всегда думать, что только те права прочны, которые даны не вынужденно, а добровольно. Студент IV курса Василий Болотов 1029 На полях записан следующий текст: «Однородность содержания этих чувствований вряд ли может уполномочивать к признанию их самобытности». 1030 «Я ограничусь только тем, что освещу немного факты, опираясь на которые Мюллер вновь разогревает старую теорию способностей души». Вундт. Душа человека и животного. Т. 2. Прим, к 54 лекции. Стр. 18. 1031 Первая часть фразы отчеркнута, и в правом поле записан следующий текст: «Все это подтверждает и нисколько не опровергает взгляда Канта на религию».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В частности, рассечение тела на куски или отсечение различных членов было обычным наказанием у иудеев 1018 , египтян 1019 , персов 1020  и др. Что касается вавилонян, то они в этом отношении едва ли не были гораздо более жестоки, чем другие народы древности: сдиранье кожи с живого человека 1021 , вешанье людей 1022 , сажание их на кол 1023 , отсечение голов 1024  и других членов тела 1025 , наконец, в частности, рассечение на куски 1026 – вот примеры жестокостей, которыми даже хвалились ассиро-вавилонские государи, занося их во множестве и в мельчайших подробностях в свои летописи. Восточному деспоту ничего не стоило велеть избить целые сотни своих подданных, будь это знатнейшие и нужнейшие люди во всем государстве, или приказать умертвить жителей покоренных стран, будь это даже царствующие особы. Сам Навуходоносор, хотя был, несомненно, одним из лучших во всех отношениях государей, но в жестокости мало чем уступал другим восточным деспотам: известны, напр., такого рода факты, что он приказал убить сыновей иудейского царя Седекии на глазах отца, а последнему, затем, выколоть глаза 1027 ; в другой раз велел избить множество знатных иудейских граждан 1028 и т. п. Нет, поэтому, ничего удивительного, если и теперь, взволнованный сновидением, горя нетерпением узнать как содержание, так и значение его, он угрожает мудрецам рассечением их в куски и обращением самих домов их в развалины 1029 , – только за то, что те не могли прежде всего угадать содержание сна 1030 . «Если же, продолжает он, вы расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак, скажите мне сон и значение его». Мудрецы, будучи не в состоянии исполнить требование царя, отвечают тоже, что и прежде: «да скажет царь рабам своим сновидение и мы объясним его значение». Царь, в свою очередь, продолжает настаивать на своем требовании: «верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня. Так как вы не объявляете мне сновидения, то у вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак, расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010