«Всему свое время, и время всякой вещи под небом…» (Екк.3:1-8) Статистика РПЦ до революции 1917 г. На 1914 г. было 68 епархий, 54 174 приходов; 1 025 монастырей, приходов - за границей 227 храмов. На 1 января 1915 г. духовенства (священники и диаконы) - 66 140 человек. На 1917 г. - 179 архиереев; 4 духовных академии, 57 духовных семинарий, 185 духовных училищ. Статистика РПЦ 1988г., празднование тысячелетия Крещения Руси, начало оттепели. 76 епархий; 74 архиерея; 6893 прихода; 7397 клириков (6674 священника, 723 диакона); 22 монастыря с 1 190 монашествующими; 5 духовных школ (2 академии, 3 семинарии). Статистика РПЦ 2009 г., начало служения Патриарха Кирилла. На 1 января - 157 епархий; 217 архиереев; 29263 прихода; 30670 клириков (27216 священников, 3454 диаконов); 804 монастыря, 57 учебных заведений. Статистика РПЦ, конец 2019 года (полные статистические данные еще не обнародованы, поэтому статистика указывается промежуточная). 314 епархий, 399 архиереев, приблизительно 41 000 духовенства, 40000 приходов, 1120 приходов за рубежом, 1030 монастырей, 5 академий и 50 семинарий, 147 православных общеобразовательных организаций. Эта статистика показывает нам, что в структуре РПЦ за последние 10 лет прослеживается высокая динамика роста количества духовенства, учебных заведений, епархий и приходов. В среднем в год появляется 15 епархий, 1000 приходов и столько же духовенства. До сих пор остро стоит вопрос нехватки как духовенства, так и храмов. Сравните, до революции было 66 140 человек, а сейчас только 40 000 человек. Как мы видим, после прекращения гонений произошел взлет ее роста. РПЦ — это одна из самых быстрорастущих конфессий в мире. И такая тенденция развития РПЦ говорит о том, что этот рост будет только увеличиваться. Даже те, казалось бы, горькие и трагические страницы истории ее гонений, расколов и разделений послужили вселенской миссии в мире. Благодаря многочисленной русской эмиграции на разных континентах мира открывалась красота православия – Святое Благовестие при помощи русского Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/vs...

F. I. 832. Л. 12, 13, 14, 20, 25). На фоне «муромской» архитектуры слуги увозят П. лечиться в Рязань, где «храмина» Ф. внедрена в «урбанистический пейзаж». Торжественна сцена 1-го возвращения П. в Муром: весь фон занимает град с кремлевской стеной, за к-рой высятся многообразные постройки. П. в «карете» подъезжает к городу, где его встречает знать во главе с кн. Павлом. Как пышное празднество представлена сцена венчания П. и Ф. с возвышающимся собором в обрамлении городской стены (см.: Сухова, Смирнов. 2008. Ил. на с. 89-91). Традиция изображений П. и Ф. в иллюминированных рукописях Наиболее раннее парное изображение П. и Ф. представлено на миниатюре перед текстом Повести о П. и Ф. в сб. Житий и слов нач. XVII в. (РГБ ОР. Ф. 299. Тихонравов. 258. Л. 544-560). П. и Ф. показаны на л. 543 прямолично, в монашеских одеяниях; у П. кудрявые волосы и борода, в руках он держит свернутый свиток, руки Ф. сложены крестообразно. В рукописном сборнике XVII в. листовая миниатюра с П. и Ф. (рисунок пером, не раскрашен) сопровождает компилятивный текст на основе 1-й и 2-й редакций их Жития (ГИМ. Муз. 3597. Л. 22). Преподобные показаны на гористом поземе со стилизованным растительным элементом в центре. Они обращены в молитвенном предстоянии к Спасу Вседержителю, изображенному в сегменте неба; в руках П. развернутый свиток с надписью: «Оставих всю красною и прелестныя ю и обретох црство». В рукописном сборнике муромского типа «О Муромъ и святыхъ онаго» (РНБ. Тит. 1030. Л. 29, XVIII в.) преподобные изображены в рост, но фигура П. здесь помещена не традиционно слева, а справа (в легком развороте к Ф.), а фигура Ф.- слева, почти анфас. На головах не куколи, вместо них на Ф. синий покров, напоминающий апостольник, а на П.- черный клобук квадратной формы. Под ногами П.- крылатый змей серо-зеленого цвета с маленьким тельцем без лап, он пронзен секирой с крестами на обоих концах, из клювообразной пасти исходят «стрелы» и струи крови. Фон - голубой, позем - буро-зеленый, в виде скальной поверхности, и напоминает почитаемую в Муроме каменную плиту в Благовещенском мон-ре, к-рая была обретена на гробах муромских святых князей Константина с чадами; по народному преданию, на этой плите П. и Ф. уплыли в изгнание, вследствие чего на ней появились следы волн. Надписи: «СКНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ», «СКНЯЗ ПЕТРЪ», «СНЯТЫ ЛИКИ CIU СЪ WБPAЗA». Изображения П. и Ф. того же типа имеются на миниатюрах рукописей кон. XVIII - нач. XIX в. с 1-й редакцией Жития (ГИМ. Муз. 3151. Л. 174 об.; СПГИАХМЗ. 853. Л. 1), а также в поздних рукописях (РГБ. Ф. 199. 240. Л. 1 об., 1900 г.; ГИМ. Муз. 2750с, 1901 г.). Рукопись из РГБ была выполнена худож. и писцом И. Г. Блиновым, к-рый изобразил П. и Ф. близко к варианту новгородской таблетки сер. XVI в.: оба держат четки-лестовки, П.- с благословляющей правой рукой, Ф.- в легком развороте к П., с крестом в правой руке (опубл.: Покровители семьи и брака святые Петр и Феврония Муромские/ГИМ; Сост., пер., вступ. ст.: Е. М. Юхименко. М., 2012. Ил. с. 86).

http://pravenc.ru/text/2580394.html

Шумеры, затем аморреи – 2050–1750. Аккадские поэмы о сотворении мира и потопе. Хаммурапи ок. 1750 Поздняя бронза 1550–1200 XVIII и XIX династии 1580–1200. Тутмос III 1468–1436 – палестино-сирийские кампании. Аменхотеп IV (Эхнатон) 1375–1350. Культ гелио-польского бога Солнца Ра, а не фиванского Амона. Сети I 1314–1292. Рамзес II 1291–1225. Борьба с хеттами. Мернептах 1225–1215 В Ханаане – хетты. Угаритские таблички (1400– 1300). Выход из Египта в пустыню. В Малой Азии и на севере Сирии – хетты. Начиная с XV в. – апогей хеттской цивилизации. Рост могущества Ассирии 1230 – прибытие в Ханаан Тексты из Тель-Амарны. Стелы Сети I и Рамзеса II в Бейт-Шеан. Стелы упоминают о победе над народом Израиля Железный век 1200–900 XX династия 1184–1070. Рамзес III – ок. 1175 – победа над «народами моря» на берегах Палестины Ок. 1200 – начало завоевания Иисуса Навина. Завоевание Асора и многих «царей» 1200–1100 XXI династия 1070–945 Судьи Девора и Варак. Гедеон. Победа филистимлян при Афеке 1050. Начало царствования Самуила – 1040. Цари Саул 1030–1010 – победы над аммонитянами и филистимлянами. Давид 1010–970 – победы над филистимлянами, моавитянами, арамеями Хова и Дамаска, аммонитянами, амаликитянами, едомитами. Взятие Иерусалима в 1000. Соломон 970–930; строительство Храма; активная торговля, развитие литературы; религиозные традиции евреев фиксируются писцами; широкое использование верблюда в хозяйстве Арамейские царства Арам-Хова, Арам-Хамат, Арам-Мааха, Арам-Рохот, время господства в Вавилоне К 1100 г. апогей могущества Ассирии. Феглаффелласар I, затем упадок Резон, царь Дамаска – ок. 950 Египет Пророки Израиль Арамейские царства Месопотамия Железный век II 900–600 930 – собрание в Сихеме и схизма XX династия. Шешонк I 945–925 – победа над землей Израиля. Стела в Мегиддо Ровоам 928–911 Храм, построенный Шешонком I AXIЯ из Силома Иеровоам 928–907 – пребывание в Фирце; храмы: Дан и Вефиль Дамаск. Тавримон. Венадад I Упадок Ассирии Египет теряет могущество Авия 911–908. Аса 908–867 союз с Венададом I против Ваасы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам Филарета, подобное отношение будет и к приходам в епархиях. " Приходы, которые построили, и храмы за свой счет, то это собственность этих приходов, а не России. Поэтому Россия здесь своей собственности церковной не имеет " , - добавил он. Филарет прямо обозначил, что цель религиозной организации, которую он возглавляет, состоит в расширении своего влияния любыми средствами. " Во-первых, наша цель - это рост, увеличение Киевского патриархата, и в этом нам помогает сам Господь. Каким образом? Допустил войну, а эта война способствует росту Киевского патриархата " , - заявил он. Кроме того, лидер раскольников ждет, что объявление автокефалии станет серьезным ударом по Русской Православной Церкви. " Удар будет сильный, очень сильный. Первое, история Русской Церкви будет начинаться не с Крещения Руси, а с 1448 года. С тех пор, когда она отделилась от Киевской митрополии " , - считает он. " Второе, Украина не была, не является и не будет частью России. Потому Русь существовала, а России не было как государства. А потом, когда возникло государство, называлось оно Московией, а не Русью. А Русь - это Украина " , - уверен он. Украинские деятели на разных уровнях регулярно предпринимают попытки переписать историю. Одним из результатов такой работы стало создание концепции " Русь-Украина " , которая предполагает, что страна в современном ее понимании была создана во времена первых правителей из династии Рюриковичей. Вопрос об этом вновь был поднят в преддверии празднования 1030-летия Крещения Руси президентом Петром Порошенко, который выразил уверенность, что князь Владимир крестил именно Украину. Комментируя это, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заявил, что украинский лидер отказывается принимать реальность. " Здесь налицо искажение истории, потому что никакой Украины не существовало в 988 году, когда князь Владимир крестил Русь. И на протяжении веков это событие воспринималось как крещение Руси " , - подчеркнул он.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В. обычно изображается как святитель, в фелони и омофоре, единолично в рост (с Евангелием в руках) или в мучении (усекаемый мечом). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «...старец с остроконечною бородою, подобен Василию Великому» (Ч. 3. § 8. 57). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 24 апр. указана память В., изображать его предписывается «с бородою, едва показавшеюся». В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) он описан следующим образом: «Сед, аки Власий (сщмч., еп. Севастийский.- Э. Ш.), ризы крестечныя, испод лазорь, бела дымчата, амфор и Евангелие». В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) указано также изображать хартию с изречениями святого. В мучении святой представлен в лицевом минологии на год на 6 иконах, в т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в Минологии (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 37v, 1327-1340 гг.) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334 и 1343 гг. Единолично в рост он изображен на миниатюре из Синаксаря Давидогареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 52r (104), 1030 г.- в рост); в Минологии (Messan Salvad. 27. Fol. 274v); в росписи ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.; в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г. (погрудное изображение); на минейных иконах за апр. (XVI в., ВГИАХМЗ) и на годовой Минее (нач. XIX в., УКМ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 162, 210; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 260; Менолог. C. 297, 313, 338; Евсеева. Афонская книга. С. 298; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 58. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/150505.html

Гробница прп. Афанасия. Фотография. Кон. ХХ в. Согласно «Завещанию» прп. Афанасия, эпитропами В. Л. стали прп. Иоанн Мтацминдели († ок. 1005-1006) (а затем его сын прп. Евфимий Святогорец , духовное чадо прп. Афанасия) и патрикий Никифор Уран, военачальник и секретарь имп. Василия II. В 1052 г. после смерти эпитропа Никифора визант. имп. Константин IX Мономах поручил попечение о В. Л. препозиту Иоанну (Actes de Lavra. Pt. 1. N 31). 2-м игуменом В. Л. после прп. Афанасия стал Антоний (ок. 1000), затем Феоктист (до апр. 1010), Феодорит (1010-1016), Евстратий (1016-1018) и др. Рост числа братии В. Л. происходил стремительно: в 976 г. в ней подвизалось 120 монахов, в 978 г.- 150, а в сер. XI в.- более 700, как явствует из хрисовула 1030 г. и из Типикона 1045 г. Имп. Михаил VI хрисовулом 1057 г. добавил к получаемой мон-рем от прежних императоров сумме 3 литры золота (Actes de Lavra. Pt. 1. N 32). Эти права и привилегии В. Л. подтвердил имп. Исаак I Комнин. В первые века своего существования к В. Л. отошли владения небольших афонских обителей: мон-рь Гомату, или Орфану (989), на месте совр. г. Иериссо; мон-рь Моноксилиту (996); бухта Платис (991); небольшой п-ов от Хиландарского мон-ря до Неа-Рода; местность Вулевтирии (1030); мон-рь Калика и Ксирокастро (1259); Амальфитанцев мон-рь (1287). Постепенно В. Л. стала крупным землевладельцем, также получавшим доходы от ряда светских земельных владений. В 1098 г. имп. Алексей I Комнин во время визита к нему делегации 60 афонских игуменов пожаловал игум. Феодору солидную денежную сумму ежегодно на расходы обители. В 1115 г. мон-рь получил в дар от Никифора Кефаласа, племянника игум. Феодора Кефаласа, земельные владения в Моглене, Траянополе и Делкосе (Actes de Lavra. Pt. 1. N 60). В начале правления Алексея I на Афоне произошел серьезный конфликт, связанный с поселением на Св. Горе неск. сот семей влахов. Соседство мирян, особенно влашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли стада, привнесло нестроения в жизнь иноков и вызвало их негодование.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Для композиции характерна симметричность, подчеркнутая легким разворотом фигур друг к другу, уравновешенным молитвенным жестом рук (образ Богородицы выделен лишь подножием, на к-ром Она стоит). Единоличные изображения В. известны в миниатюрах рукописей (Синаксарь Давидгареджийской пустыни - Тбилиси. А 648, 1030 г.,- в рост, греко-груз. ркп.- РНБ. O. I. 58. Л. 99 об., 157 об., кон. XV в.); в храмовых росписях (в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318,- по пояс); на иконах (новгородская шиферная иконка, кон. XIII - нач. XIV в. (ГИМ),- по пояс; на иконе 2-й пол. XV в. из Мурома (ЦМиАР) - по пояс, по сторонам нимба в медальонах на светло-голубом «облачном» фоне в 3/4-ном развороте фигуры Христа и Богоматери, к-рые протягивают (соответственно) святому Евангелие и святительский омофор (как на иконах свт. Николая); на иконе из ц. святых Флора и Лавра в дер. Мегреге в Карелии, кон. XV - нач. XVI в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск),- по пояс; на иконе XVI в. (ГТГ, музей П. Д. Корина) - оплечно; на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Атлас. С. 561. 284) - в рост, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, в архитектурном обрамлении, над ним поясное изображение в медальоне Христа Еммануила), в т. ч. на минейных иконах (минея на февр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XIX в. (Устюженский краеведческий музей)). Известны случаи включения В. в состав деисусного чина (резной 11-фигурный ростовый Деисус (Русский Север, кон. XVI в., ГММК) - слева В. соответствует образ вмч. Георгия; Деисус с праздниками и пророками, сер. XVI в. (Тотемский краеведческий музей); на иконе «Воскресение - Сошествие во ад» (2-я пол. XV в., ПИАМ) - в числе святых (по копии-реконструкции А. Н. Овчинникова) в Деисусе на верхнем поле иконы). Житийные циклы В. представлены в мозаиках 1100 г. ц. Сан-Клементе в Риме; во фресковой росписи 1-й трети XII в. в капелле Шато-де-Муан в Берзе-ла-Виль (Франция); на иконе «Св. Власий с 18 клеймами жития», XVII-XVIII вв. (ГЭ). Самый пространный цикл жития, в 58 клеймах, сохранился на «Раме от иконы Власия» из ц. Св. Троицы во Власьевском приходе Ярославля (кон. XVII - нач. XVIII в.- датировка Ю. Б. Комаровой, ЯХМ): начальные 17 клейм содержат рассказ о монашеском подвиге В.; сюжеты клейм 17-58 связаны с испытанием веры, мученической кончиной и посмертными чудесами В., они вплетены в повествование о гонении на христиан: в 12-м представлен сюжет о 7 христианках, последовавших за В., в одном - казнь двух Евгениев, Матфея и Ореста (фрагмент клейма 31).

http://pravenc.ru/text/155013.html

Единоличные изображения М. М. в качестве минейных под 22 июля немногочисленны: на миниатюре из Евфимиевского Синаксаря (или из Синаксаря Захарии Валашкертского) (НЦРГ. Tbilisi A 648. Fol. 64r, 1030 г.) - с крестом в руке; в минологии по Симеону Метафрасту из мон-ря Эсфигмен (кон. XI в.); в росписях храма мон-ря Козия - в рост, без креста; в притворе Печи (1561) - с подписью: «Мироносица» - поколенно; в греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58. Л. 122, кон. XV в.) - в рост, в лиловом мафории и красном платье. Возможно, М. М. находится среди святых, дни памяти к-рых в июле, на сев. стене жертвенника ц. св. Симеона Богоприимца в новгородском Зверине мон-ре (нач. XV в.). Явление Христа равноап. Марии Магдалине. Роспись мон-ря Сан-Марко во Флоренции. Ок. 1445 г. Мастер Фра Беато Анджелико Явление Христа равноап. Марии Магдалине. Роспись мон-ря Сан-Марко во Флоренции. Ок. 1445 г. Мастер Фра Беато Анджелико Как личная покровительница одна или в составе композиций с избранными святыми М. М. могла быть изображена и на древних памятниках, однако из-за неполной их сохранности не всегда возможно определить патрональный характер ее образа. Так, в росписях ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.) на юго-зап. арке под сводами хор располагается полуфигура «св. Марии», к-рую исследователи атрибутируют как М. М. На ней вишневый мафорий со звездами на плечах, светлый чепец, в правой руке небольшой крест. Полуфигура М. М. известна по прориси с иконы XVI в. из собрания А. Постникова: она изображена по пояс, в мафории, чепце, платье с шитым оплечьем, в правой руке - небольшой крест, на покровенной левой - сосуд с узким горлом (алавастр). Ее образ встречается в группе избранных святых на иконах, связанных с молением семьи Годуновых, поскольку она была небесной покровительницей супруги царя Бориса (на иконах: «Избранные святые в молении иконе Богоматери «Знамение»», кон. XVI в. (1581-1583), ПИАМ; «Избранные святые в молении Спасителю в окружении небесных сил», письма Прокопия Чирина, кон.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

А. изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 76, 976-1025 гг.) - в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пуст. (Тбилиси. А 648. fol. 10v (20), 1030 г.) - в рост, с омофором; Минологий (Vind. hist. gr. 6. fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Служебное Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 255v, 3-я четв. XI в.) - в рост; Минологий (ГИМ. Греч. 175. Л. 1об., посл. четв. XI в.) - в рост; Минологий (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - по пояс; Погодинский Пролог (РНБ. Погод. 59, кон. XIV в.) - в омофоре (юным!); греко-груз. рукопись (РНБ. O. I. 58. Л. 80, 100об., XV в.) - в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; настенный минологий ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 г.,- оплечно; настенный минологий ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- оплечно; настенный минологий ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; настенный минологий ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в мучении; в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ) представлен в мучении. Изображения А. имеются в рус. минейных иконах на октябрь посл. трети XVIII в. (ЦМиАР) и кон. XVIII в. (ЦМиАР); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского , 1713-1714 гг. (РНБ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать А. старцем с длинной, остроконечной бородой (Ч. 3. § 7. 7), а в сцене мучения указывает, что А. «был побит камнями» (§ 22. Окт. 1); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., о нем сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нем амфор [омофор], риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга» (Большаков. С. 35).

http://pravenc.ru/text/114726.html

деятельность (в 954-955, на время военного похода против венгров, в котором Оттон I принял личное участие, под управление Бруно было передано герцогство Лотарингия) и пастырское служение. Впосл. подобный тип агиографического сочинения стал рассматриваться как образец. Появление в житийной лит-ре нового образа епископа - деятельного, образованного покровителя искусств - связано с культурной политикой нем. королей. Стремясь собрать при дворе самых образованных людей своего времени, правители, а вслед за ними и епископы способствовали оживлению культурной жизни на германских землях, т. н. Оттоновскому возрождению. Как меценаты прославились Бруно Кёльнский, Бернвард Хильдесхаймский (993-1022), св. Виллигиз Майнцский, Эгберт Трирский (977-993). Кёльн, Трир, Регенсбург, Шпайер и Хильдесхайм, а также ряд монастырских скрипториев стали центрами книгопроизводства. Рост самостоятельности епископов способствовал широкому строительству соборов и церквей в раннем романском стиле: соборы в Майнце (заложен Виллигизом Майнцским ок. 998), Бамберге (заложен Генрихом II в 1004), Шпайере (заложен по приказу Конрада II в 1030), ц. св. Михаила в Хильдесхайме (заложена Бернвардом Хильдесхаймским в 1001) и др. Значительные земельные владения католич. Церкви и контроль короля и духовных князей над избранием и инвеститурой епископов и аббатов привели к широкому распространению различных злоупотреблений, к-рые осуждались современниками как симония. Нередки были случаи, когда признание епископа королем сопровождалось требованием определенных уступок с его стороны: кандидатура еп. Хальберштадтского Хильдеварда (968-996) была утверждена в обмен на передачу части территорий его еп-ства архиеп-ству Магдебургскому. Офиц. биограф Конрада II Випон сообщает о значительной денежной сумме, уплаченной Ульрихом Базельским (1025-1040) императору за еп-ство ( Wiponis Gesta Chuonradi. II 8//MGH. Script. Rer. Germ. T. 61. P. 23). Декларируемая Конрадом II на Трибурском Соборе 1036 г. борьба с симонией означала запрет на взимание платы за елей, совершение таинства Крещения или погребение, однако об инвеституре в обмен на территориальные или финансовые уступки речь не шла (Concilium Triburiense//MGH.

http://pravenc.ru/text/389517.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010