Carm., 502; Instr., 1.27.19; 1.29.11). 1021 detransfiguratur, sicut vult ostendere sese. Praebet se visibilem angelis iuxta formam eorum et homini fit homo, ceterum Deus verbo probat . 1023 Sed ex quo decrevit mundum conponere signis, ignem interposuit metuendum angelis ipsis. Quos tamen distribuit minoris potentiae factos, ut regerent caelos et terram et subdita terrae. Не исключено, что под «огнем· (ignis) здесь имеется в виду сама Божественная Слава (см. выше). 1024 Hic fecerat primum hominem, ut esset aeternus, sed ruit in mortem neglectis ille praeceptis. Propter quae storias tantas Deus esse paravit, ut inventiones diabuli detegeret omnes. Rectorem in terra dederat Deus angelum istum: qui, dum invidetur homini, perit ipse priorque. В Instrustiones I.3 Коммодиан говорит о падении ангелов в духе апокрифической книги Еноха·, после сотворения мира Бог послал ангелов на землю, однако они пренебрегли Божественными законами и были увлечены красотою земных женщин, соединением с которыми они осквернились и уже не могли вернуться на небо. От этого союза произошли исполины. 1027 Это типичный пример так называемой литературы «двух путей», свойственной многим памятникам раннехристианской церковной письменности (ср. Дидахи, Послание Варнавы, Пастырь Ерма, трактат Тертуллиана De exhort, cast., 2.3). 1028 Hic Pater in Filio venit, Deus unus ubique: nec Pater est dictus, nisi factus Filius esset. Nec enim reliquit caelum, ut in terra pareret, sed, sicut disposuit, visa est in terra maiestas; de virtute sua carna licet facere fimbriam unam. Iam caro s erat, in qua Dei virtus agebat. Quid, quod prophetae canunt, invisibilem esse videndum, ut claritas tanta fieret homo quoque pro nobis. 1029 Idcirco nec voluit se manifestare, quid esset, sed Filium dixit se missum fuisse a Patre. Sic ipse tradiderat semet ipsum dici prophetis, ut Deus in terris altissimi Filius esset. 1030 Sic Dei lex clamat: fieret cum humilis altus, cederet infernus, ut Adam levaretur a morte, discendit in tumulum Dominus suae plasmae misertus et sic per occulta inanivit fortia mortis.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1029 Покок в определении этой звезды говорит: «Джеугари относительно Аль-Дебарана говорит, что Аль-Дебаран суть пять звёзд в Быке, которые, говорят, составляют его acronium или верхушку хребта, и из числа становищ луны. Однако не справедливо смешивать те, которые называются Гиадами, с Тсярайя, которые суть Плеяды; так как (как говорить автор сочинения ) древние арабы становили Тсярайя вне Быка, те. На хвосте Овна. Что же касается Аль-Дебарана, то он же утверждает, что так называется блестящая звезда на южном глазе Быка, потому что она следует за Плеядами . От сюда и другие имена его , и , которые означают «следующий за звездой (за Плеядами)» известно, что они разумеются, когда говорят просто звезда и просто т.е. следующий; называется ещё Аль-Меджадих, также Аль-фатик, что значит большой и весьма жирный верблюд. Автор книги так описывает эту звезду: «Аль-Дебаран есть красноватая, блестящая звезда, а с нею и четыре другие, которые, если присоединить к ней, то они образуют букву (дал)» Poccok. Spec р. 133–134. 1030 Относительно положения звезды Аль-Дебаран и филологического значения имени этой звезды, Крель высказывает следующие гипотетические предположения: «Звезда Дебаран есть та самая, которую греки называли υδες. Высказанная еще Цицероном этимология греческого названия этой звезды π το υειν, между прочим, замечательно согласна с распространенным у арабов мнением о дождеполагательной силе Гидры. Арабы верят, что год будет засушливый, если при звезде Гидре не бывает дождя». Относительно филологического значения имени даже арабские филологи не согласны, так как одни производят его от глагола «следовал» , т е. «так как эта звезда следует за Плеядами», другие же (например, Фирузабади) производят от имени существительного «задняя сторона». Во всяком случае корень здесь один и тот же следовал, значение, которое отчасти сохранилось и в других семитических диалектах... Итак, образование имени совершенно арабское, потому трудно сомневаться и в специально арабском происхождении имени, слова Аль-Фарджана, а арабы называют эту звезду Аль-фанин, и, кажется, что он не считает арабским название Аль-Дебаран Krehl, Ueber die Religion der vorislamischen Araber, p. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

12 Плиний Минициану 1025 привет. (1) Только на сегодня прошу извинить меня: будет читать Титиний Капитон 1026 , и я буду его слушать, не знаю, больше ли по обязанности или по охоте. Это прекрасный человек, и его следует отнести к главным украшениям нашего века: он чтит науку, а ученых любит, бережет и продвигает; для многих сочинителей он приют и тихая пристань, для всех – пример и, наконец, возродитель и преобразователь литературы, уже стареющей 1027 . (2) Он предоставляет свой дом читающим; с редким благожелательством посещает чтения, и не только у себя: на моих он неизменно присутствовал, если только находился в городе. Неблагодарность тем отвратительнее, чем благороднее повод для благодарности. (3) Если бы меня изводили тяжбы, я считал бы себя обязанным обойти всех своих поручителей, а теперь, когда все мое дело, вся забота в занятиях, разве меня меньше обязывает такое усердие именно в том, чем меня можно – не скажу единственно, но, во всяком случае, больше всего – обязать? (4) Если бы я даже не был обязан отплатить ему как бы взаимной услугой, мне все равно не дал бы покоя и талант этого человека, блистательный, огромный и очень нежный при всей своей строгости и величине его темы. Он описывает смерть знаменитых мужей 1028 , в том числе некоторых очень мне дорогих. (5) Мне кажется, я исполняю благочестивую обязанность, присутствуя при посмертном восхвалении, позднем, правда, но тем более правдивом, тех людей, на чьих похоронах мне нельзя было присутствовать. Будь здоров. 13 Плиний Гениалу 1029 привет. (1) Я одобряю то, что ты читаешь мои книги совместно с отцом. Для твоего развития важно научиться у красноречивейшего человека тому, что следует хвалить, что порицать, и в то же время получить навык в том, чтобы говорить правду. Ты видишь, кому ты должен следовать, по чьим стопам идти. (2) Счастливец! На твою долю выпало иметь живой, притом самый лучший и близкий тебе пример: образцом тебе служит тот самый человек, уподобить которому захотела тебя сама природа 1030 . Будь здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Как всегда, чередуя несколько тяжеловесный стиль богословских рассуждений с иронической рифмой скоморошьего типа, Евфросин оплакивал раскол внутри самих противников никонианских новшеств: Егда же время вознешеся в долготу, и гонения распростреся в широту, быть возмущение и меж гонимыми не мало: но в различные толки рассекоша себя сами... вси любят зватися староверцы, а иные посреди обретаются зловерцы, ...яко ж Костромские лже-христомужи... окоянии ж их пророцы, пагубы внуцы, Павлова ж перевозу духомолцы и иконоборцы 1028 . В другом месте своего " Отразительного письма» Евфросин еще резче громил павловских и костромских " лже-христомужей»: Павловцы-иконоборцы, проклятии поганцы, и есть и будут и бусорманы, а не христиане. Костромичи лже-христовцы, мерзостнее и проклятее, и да никто от христиан, дерзнет их, врагов, христианами звати 1029 . Из резких характеристик, данных Кириком и Евфросином, которые сами могли наблюдать христовцев и непосредственно ознакомиться с их христологией, наиболее ярко выделяются две черты этого нового течения: эти сектанты были духомольцы, то есть мистики, и у них были лже-христомужи, или пророки, называвшие себя Христом или Богом. Уже неоднократно цитируемый в этой работе В. Фролов, который тоже ознакомился с христовцами около 1700-го года, почти что при самом зарождении их секты, и затем наблюдал их в разных местах России, дает, как всегда, краткую, но систематическую характеристику их богословия, которое он, по имени вожака одного из христовских " кораблей», или общин, называет Наговщиной. Схематизируя учение христовской секты, Фролов пишет: «Сия же их пакостная ересь: 1) иконам не поклоняется 2) своему учителю Ивану честь и поклон отдает, подобный яко Христу 3) руку его целовали яко Христу 4) свещи перед ним вжигали 5) девку имели некую скверную за Богородицу 6) за 12 апостолов имели мужиков простых 7) ядуще нощию тайно от людей 8) во одной келий темной жил мужеск пол и женск... 9) сей Иван Нагой дивы некия несказанныя мерзкия показоваше своим последователем, страшно иже писати...» 1030 Фролов отмечал, что помимо тех общин, которые он наблюдал в Касимовском уезде Рязанщины, движение христовцев распространилось на Балахонский уезд нижегородских пределов, на Онежский край, и что христовцы " яко жиды» бегут от правительственных преследований»в разные страны и украйны«, распространяя и там свою ересь 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

1) новые словообразования (неологизмы) или соединения членораздельных звуков и слогов в непонятные слова (глоссы), не существующие ни в каком человеческом языке, если не считать случайных совпадений, и 2) изречения, состоящие из слов и выражений родного или известного сектантам языка (напр., церковно-славянского). —731— 1. Произнесение новых словообразований (приступ глоссолалии) «Собралися все пророки в собор. Они гуляли по святом Божьем кругу, Проповедали тайну Божию, Что ни сестра, ни брат Не может разобрать». (Роспевец шалопутов). 1026 Глоссолалия По сообщениям многих наблюдателей и самих сектантов-энтузиастов, их экстатическое возбуждение завершается иногда произнесением каких-то непонятных, тарабарских слов («странных глаголов»); сектанты видят в этом проявление благодатного «дара языков», способности говорить «в духе» на «разных языках» (γλσσαις λαλεν, подобно апостолам и древним христианам), «странных» или «иностранных», им «неизвестных» и «непонятных», но во всяком случае «иных», чем тот, на котором они говорят вне экстаза. По словам свящ. Сергеева, хлысты, радения которых он посещал, «при кружении всячески дурачатся, иные из них трясутся, кривляются, ломаются, как бесноватые, другие топают ногами, приседают к земле и вдруг, как неистовые, вскрикивают, вспрыгивают, приходят в энтузиазм, нечто пересказывают и говорят иными языками. А какими? татарским ли, тарабарским ли? думаю, и сами не понимают, кольми паче другие ни одного слова не знают, да и понимать нечего». 1027 Преображенцев о хлыстовских про- —732— роках говорит: «некоторые из них выражаются непонятными словами, что, по их мнению, знаменует дар языков; конечно, и сами пророки не понимают таковой своей болтовни». 1028 «Пророки и чудотворцы» Тамбовских хлыстов-богомолов в состоянии экстаза нередко говорили на неизвестных и непонятных им языках. Один из их вождей, Перфил Петров Катасонов, известный среди наших сектантов-мистиков, особенно Кавказских и южно-русских, под именем «Тамбовского бога», на следствии 1852 года заявил: «Ефим Козмин и Лукерья Астахова союзниками почитаются за пророков и чудотворцев. Пророчество их заключается в том, что они говорят на каких-то языках, которых ни мы, ни они сами не понимают». 1029 По словам Прасковьи Сажиной, упомянутые «Лукерья Астахова и Ефим Козмин делают разные чудотворения, говорят какие-то слова, как будто не от себя, а в забвении, ходят или бегают по избе и разные такие штуки». 1030 Пророчица Мавра Ермакова показала о себе самой: «Дух святой во мне, Мавре, обнаружился чтением не зная грамоты, говорю я, сама не знаю что, и даже на неизвестных мне языках, а после, когда этот дух успокоится, я даже и не помню, что говорила». 1031 Это необыкновенное состояние, сопровождавшееся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бахрам оказался сильнее, а в войсках Хосрова обнаружилась измена. Ночное нападение Бахрама на лагерь Хосрова решило дело. Хосров бежал в Ктесифон, и большая часть его войска перешла на сторону Бахрама. Не располагая силами для борьбы с Бахрамом, Хосров покинул свою столицу и с малой свитой бежал через пустыни к римской границе. Приблизившись к Киркезию, он дал знать дуксу Пробу о своем прибытии, и тот встретил его с подобающей честью. В Киркезии Хосров написал императору письмо, в котором просил его помочь вернуться на царство, предлагал союз и давал щедрые обещания за помощь. Проб переслал письмо магистру армии Коменциолу, находившемуся в Иераполе, и тот отослал его в столицу. После бегства Хосрова, Бахрам вступил в Ктесифон. Во все стороны были разосланы отряды ловить Хосрова, но розыски остались тщетными. Биндой был схвачен и посажен в тюрьму. Щедрыми дарами Бахрам сумел приобрести расположение персидской знати и во время одного праздника принял внешние отличия царского сана. Получив сведение о пребывании Хосрова на римской земле, он обращался с просьбой к императору не оказывать ему поддержки, но получил отказ.      . Хосров готов был самолично отправиться в Константинополь к императору, но Маврикий отклонил это намерение, указав ему на опасность затягивать его дело, чтобы не дать врагу собраться c силами. Коменциол получил приказ устроить прием Хосрову в Иераполе и окружить его подобающей ему обстановкой. Посольство от Хосрова отправилось в Константинополь и на третий день по приезде было принято императором в полном заседании синклита. Многие из членов собрания высказывались против союза с Хосровом, но Маврикий принял решение оказать помощь Хосрову и начать войну с Бахрамом. 1030 Получив формальное уведомление об этом, Хосров вместе с Коменциолом направился в Константину. Туда же прибыли, по распоряжению императора, Домициан, епископ Мелитены, и антиохийский патриарх Григорий. Епископы старались оказать воздействие на Хосрова в его религиозных воззрениях и склонить к принятию христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Это было бы, несомненно, если бы александрийский мистик разумел что – либо разобщенное от Бога. De facto этого нет, и вся речь идет лишь о свойстве Божием. 1030 Такое убеждение внушается и поддерживается всеми принципиальными соображениями. С теологической стороны провозглашается аксиомой, что – кроме зла – всякое бытие и все в бытии условливается всецело верховным божеством. Тогда равный ему двойник был бы излишним усложнением задачи, потому что и для него сохранялась в прежней остроте онтологическая трудность соприкосновения Творца с материальной ограниченностью. Дальше дозволителен лишь один выход, что этот второй участник – производный и созданный, но этим, пожалуй, только больше усложнялась бы запутанность всей проблемы. Само по себе и в своей замкнутости, – тварное лишено творящей автономности и было бы совершенно непригодно для космопиических целей. Посему необходимо приписать ему божественную энергию, которая и работает помимо своего носителя. Отсюда вытекает, что Бог прямо сближается с материей чрез Свою силу, и это свидетельствует, что у Филона персонифицируется динамическая потенция Божия, 1031 а не субъект или предмет. Тожественный результат дается и космологическими аспектами. В них главнейшим препятствием является этическая ненормальность, которой нельзя усвоять божеству. По этим побуждениям она связывается с материальной недостаточностью, и сама материальность почитается самобытной. При таких предварениях все творчество божественного соприкосновения будет сопровождаться лишь преодолением хаотического смятения 1032 в гармонической упорядочности, 1033 выражается торжеством моральных начал и оказывается вполне возможным, потому что влечет за собой адекватные следствия. Правда, они далеки от идеала, но вина сему единственно в материи, не способной к усвоению всей божественности. Естественно, что Филон выдвигает момент динамический, не поглощающий собой всей индивидуальности. Зло физическое и нравственное падало на долю исконной материи и, избавляя Иегову от всякой моральной ответственности, дозволяло свойственное приложение Его активного всемогущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

25. 1025 . После Платона и Сократа явился таковым прозванный платоником Плотин, говорящий, что возводит сущее в нем божественное к высочайшему божественному, и будучи жив, и уже умирая. И таковыми речами даже и теперь он многих, обманывая, убеждает считать и его божественным. Но нам и образ его жизни, и, тем более, явившийся из под него, уже умершего, ползущий змей, – как говорят сами рассказывающие его историю, – показали, что это такое, что он зовет божественным, и откуда те светы, которые он зовет [пришедшими] свыше. Но ведь и от Аполлона Пифийского можно узнать, откуда у них просвещение. «Ибо когда Амелий, последователь Плотина, спросил, куда отошла его душа, когда он скончался» 1026 , то Аполлон сам, «В честь любезного друга сладкогласные речи сложил» 1027 и, обратившись к самой душе Плотина, пропел помимо прочего и это:«Много раз устремления ума твоего, кривыми тропамиЖаждущие носиться, своею силой На круги правого пути и на божественную стезю возводилиБессмертные, густой подавая луч светов…Ныне же, когда ты разрешился от тела, гробницу расторгнув Демонической ( δαιμονιης), души, Ты идешь уже вслед за демонским ( δαιμονην) 1028 сонмом» 1029 . Видишь, откуда их свет, и к кому он сопричисляет их души? Что же удивительного, что у отца лжи тьма показывается светом, чтобы ввести в заблуждение, и что он вместе с вещами лживо превращает одно в другое и [их] имена: «кривое» и «правое»? 26. Но и затем, после него, когда Прокл Ликийский ежегодно справлял праздники в честь Платона и Сократа, участникам мистерий был виден иногда свет, окружающий [его] голову 1030 . Но откуда этот свет, снова нам показал явившийся змей, ползущий вокруг этой самой его головы, когда он уже скончался, как рассказывали присутствовавшие [при этом]. И сам он не счел недостойным, еще будучи жив, высказать, откуда воссиял ему оный свет: «Очищениями халдейскими, – как он сам говорит, – пользуясь, вел беседу с гекатскими призраками, световидными и виденными им собственными глазами» 1031 , «Гекаты же призраки, – говорит истинный богослов, – темные» 1032 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Для схимонаха Илариона кавказская природа – источник неисчерпаемого религиозного вдохновения. Горные шпили и ущелья, отвесные обрывы и глубокие пропасти, восходы и закаты, звери и птицы, дремучие леса и зеленеющие склоны, и над всем этим мертвая тишина, превращающая горы Кавказа в подлинную «пустыню» для взыскующих одиночества и молчания, – вот тот мир, в котором живет кавказский отшельник. С самых первых страниц книги читатель вовлекается в этот таинственный мир взаимоотношений между человеком и природой, когда среди тишины гор, в глубоком молчании сердца человек растворяется в природе и в ней обретает Бога. Автор повествует о том, как после долгого и утомительного перехода он вместе со своим послушником останавливается на привал, и описывает то, что предстало их взору: И вот открылся очам нашим поразительный вид горных хребтов и восхитительно живописная красота местности на все стороны и по всему протяжению до самого горизонта, куда только достигал глаз Солнце клонилось к западу и своими лучами золотило всю страну: и вершины гор, и глубокие пропасти, зияющие мраком и наводящие страх, и небольшие, между горами кое-где видневшиеся, полянки, покрытые зеленью Во всем пространстве вокруг нас царствовала мертвая тишина и совершенное молчание: то было отсутствие всякой житейской суеты. Здесь природа, вдали от мира, праздновала свое успокоение от суеты и являла таинство будущего века Это был нерукотворенный храм Бога живого, где всякий предмет глаголал славу Его и исполнял Божию службу проповедуя Его всемогущество, присносущную силу и Божество Книга природы раскрывала нам здесь одну из роскошных страниц, и мы видели и всюду читали следы Божий и чрез рассматривание твари познавали невидимые Божий совершенства 1030 Безмолвие гор и удолий порождало новое чувство: то было состояние неисповедимой тишины и покоя то была тихая и духовная радость – был «глас хлада тонка, идеже Господь» 1031 И так мы сидели и молчали, смотрели и удивлялись и священным восторгом питали сердца свои, переживая те возвышенные минуты внутренней жизни, когда человек ощущает близость незримого мира, входит в сладкое с ним общение и слышит страшное присутствие Божества. В это время, исполняясь святыми чувствами, он забывает все земное. Сердце его, разогреваясь подобно воску от огня, делается способным к восприятию впечатлений горнего мира. Оно пламенеет чистейшею любовью к Богу, и человек вкушает блаженство внутреннего Богообщения; слышит в чувстве своем, что не для земной суеты, но для приобщения вечности даются ему короткие дни земного бытия 1032 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Поэтому большой вопрос, являются ли представители трезвенной мысли представителями мысли, необходимыми для обновленного человека. Я считаю, что действительно выжидательная тактика была бы наиболее целесообразной, ибо нового типа грядущего человека мы не знаем. Что баланс истории не ошибается, что история что-то творит и глубоко перерождает личность, в этом нет сомнения. Предшествующие примеры истории могут подтвердить, что чрезвычайное одичание влечет за собою высшее возвеличение духа. Приведу один случай перед первым Крестовым походом, в 1030 г. 189 Это был общий голод, так как дожди заливали поля и они не могли быть засеяны. Время одичания дошло до таких пределов, как никогда. Что человеческое мясо выносилось на базар и котировалось на рынке, это факт. Некоторые семьи держали пищевые продукты, например, яблоки, и не съедали их, хотя пухли от голода. Объяснялось это тем, что на эти яблоки они ходили ловить малолетних детей, чтобы иметь молодое человеческое мясо. После этого взрыв духовности и великолепное шествие в Перузу. Я не знаю страницы, более светлой. Люди ели глину, смешанную с мукой, и умирали, а после этого наступило духовное возрождение. И как спутник этого духовного возрождения, появилась особенность: выдающиеся люди уходили, искали одиночества. Даже очень религиозные люди не слушали внушений святых и почитаемых ими руководителей и уходили в леса и там ожидали увидеть Иисуса. Они среди голода наслаждались видениями. А известен случай, когда жители одного города так искали поклониться мощам святого, что когда прославленный святитель хотел выехать из города, то жители собрались и убили его, что мощи его не были потеряны для города. Получался невероятный парадокс, но это шло из духовного возрождения. Я считаю, что личность будет окапываться после войны, не будет стремиться в общественную среду, не будет идти на бульвары и площади, а задумчиво останется особняком, может быть, чтобы увидеть Христа, чтобы искать формулу нового верования. Словом, что-то будет твориться.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010