На основании сведений из «Пиры» о служебном положении Е. Р. его биография была восстановлена Н. Икономидисом ( Oikonomides. 1986. S. 171-174). Е. Р. рано начал судейскую карьеру (кон. X в.). При рассмотрении сложного дела о подлоге он сумел опровергнуть аргументы старших членов суда и добиться оправдания подсудимого. Справедливость доводов Е. Р. была признана даже Симеоном Логофетом , к-рый участвовал в этом судебном заседании (Peira. LXIV 1). После этого Е. Р. достаточно быстро продвигался по служебной лестнице. Не позднее апр. 1025 г. он получил титул патрикия (см. заголовок его сочинения, датируемого этим временем: Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 341). При имп. Романе III Аргире (1028-1034), к-рый до этого служил вместе с Е. Р. в суде, Е. Р. был на особом положении. В 1028 г. он получил во временное управление одну из фем и уехал из К-поля (Peira. XLIX 4). В окт. 1029 и в мае 1030 г. принимал участие в заседаниях церковного суда под председательством патриарха Алексия Студита ( Schminck. 1979. S. 265). Вскоре после этого Е. Р. стал друнгарием виглы, т. е. председателем имп. суда (вероятно, ему принадлежит печать «Евстафия анфипата, патрикия, веста и друнгария виглы» - Zacos. 1984. N 142). Между 1030 и 1034 гг. он получил титул магистра; сохранилась его печать с надписью «Евстафий, магистр и друнгарий виглы» ( Laurent. 1981. N 888). Как видно из «Пиры», Е. Р. пользовался авторитетом как выдающийся знаток права и опытный судья. Е. Р. всегда стоял на страже закона, стараясь пресекать произвол динатов и вельмож, в судебных спорах постоянно поддерживал сторону представителей низших слоев общества и обездоленных людей (париков, бедняков, сирот, незаконнорожденных, обманутых невест и др.). Исполняя свои обязанности, Е. Р. нередко заседал в суде совместно с императором. Иногда ему приходилось по поручению императора давать правовые заключения по делам, вызвавшим разногласия среди членов имп. суда (Peira. VII 15). Сведения о последних годах жизни и о времени смерти Е. Р. отсутствуют. Однако можно предположить, что его карьера окончилась в сер. 40-х гг. XI в., в начале правления имп. Константина IX, поскольку Е. Р. вынес судебное решение (Ibid. XLII 19) против влиятельного аристократа Романа Склира, брата имп. фаворитки Марии Склирины ( Литаврин. 1977. С. 276-277). Сочинения

http://pravenc.ru/text/187481.html

Путин: Крещение – отправная точка становления российской государственности 30 июля, 2018. Новостная служба Президент прошел крестным ходом вместе с верующими прошёл до Боровицкой площади к памятнику равноапостольному князю Владимиру 30 июля. ПРАВМИР. Президент России Владимир Путин заявил, что Крещение Руси стало отправной точкой становления российской государственности. На торжествах, посвященных 1030-летию Крещения Руси, глава РФ отметил , что «Крещение Руси – это ключевой, поворотный этап нашей истории, событие цивилизационного масштаба и преображающей духовной силы». Президент считает, что именно это «предопределило дальнейший многовековой путь России, оказало влияние на все мировое развитие» «Крещение – это отправная точка становления и развития российской государственности, настоящего духовного рождения наших предков, определения их идентичности, самосознания, расцвета национальной культуры и образования, развития многоплановых связей с другими странами», – отметил президент. Путин назвал князя Владимира «воином, прошедшим жестокие битвы и испытания, который стал созидателем, просветителем и творцом», благодаря которому строились церкви и монастыри, города, школы и библиотеки. Он также подчеркнул, что христианство спасало Россию в самые суровые исторические моменты, и наш священный долг – сохранять и преумножать для будущих поколений это духовное наследие. «Народы, принявшие христианские истины как свои, как родные, могли достичь небывалых высот в политике, искусстве, литературе, в науках и хозяйственной деятельности, получили колоссальный опыт единения, который не один раз спасал, укреплял и поддерживал на самых суровых исторических переломах нашу Родину», – уверен президент. Владимир Путин принял участие в праздничных мероприятиях по случаю 1030-летия Крещения Руси 28 июля. Патриаршая литургия впервые прошла на Соборной площади Кремля под открытым небом. По окончании службы глава государства присоединился к крестному ходу и вместе с верующими прошёл до Боровицкой площади к памятнику равноапостольному князю Владимиру.

http://pravmir.ru/putin-kreshhenie-otpra...

Однако из некоторых регионов поступает информация о том, что представителями местной власти искусственно блокируется транспортировка наших людей в г. Киев для участия в крестном ходе. «Несмотря на такие досадные факты, верующие Украинской Православной Церкви обязательно прибудут на торжества, — заверил архиерей. — И никакие преграды, как и в предыдущие годы, не смогут остановить верующих принять участие в молитве за мир на Родине и за ее народ на Владимирской горке и в крестном ходе». Архиепископ Климент пригласил православных верующих со всей Украины, киевлян и зарубежных гостей принять участие в торжествах, посвященных великому событию — Крещению Руси, «вместе помолиться, поклониться святыням, приступить к Святым Таинам и духовно укрепиться». Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич назвал делегации Поместных Православных Церквей, которые прибудут на торжества: «На торжествах будут представители двенадцати Поместных Церквей: Константинопольской , Александрийской , Иерусалимской , Грузинской , Сербской , Румынской , Болгарской , Кипрской , Албанской , Польской , Чехии и Словакии , а также Православной Церкви в Америке . По техническим причинам не смогут прибыть представители Антиохийской и Элладской Церквей, но духовно, молитвенно они будут с нами». Отец Николай отметил, что по традиции приглашены к участию в молебне на Владимирской горке и богослужении в Лавре представителей посольств православных стран. Кроме того, ожидается приезд многочисленных паломников из-за рубежа. Согласно представленной полицией информации, в праздничные дни обеспечением порядка в г. Киеве будут заниматься более трех тысяч полицейских и около полутора тысяч военнослужащих. Участники пресс-конференции сообщили, что на мероприятия торжеств уже аккредитовано около 200 представителей СМИ. Для тех, кто не сможет попасть непосредственно на Владимирскую горку, на специально установленных больших экранах будет осуществляться трансляция богослужения, которую организует телеканал «Интер». Благодаря телетрансляции присоединиться к молитве во время главных торжеств 1030-летнего юбилея Крещения Руси смогут миллионы украинцев.

http://patriarchia.ru/db/text/5242976.ht...

Соперники норвеж. правителя решили воспользоваться возникшим в стране недовольством: в битве на р. Хельгё (1026) Кнуд Великий разбил войска Олава Харальдссона и швед. кор. Анунда (Энунда) Якоба (ок. 1022 - ок. 1050). В 1028 г. трёнды предали Олава при вторжении в Н. войск Кнуда Великого, норвеж. король бежал на Русь ко двору кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Управлять страной от имени Кнуда должен был ярл Хакон Эйрикссон, но он погиб на пути из Англии в Н. (1029). В 1030 г. Олав Харальдссон вернулся в Н., чтобы восстановить свою власть, но его поддержали лишь немногочисленные сторонники из Юго-Восточной Н. Трёнды смогли составить коалицию недовольных политикой Олава Харальдссона и разбили его войско в битве у хутора Стикластадир (ныне Стиклестад), в к-рой Олав Харальдссон был убит (29 июля 1030). В авг. 1031 г. еп. Гримкель объявил Олава Харальдссона святым, поместил его останки в раку и перенес их в ц. св. Климента в Нидаросе (ныне Тронхейм). Гибель Олава не привела к изменениям, к-рых ожидала местная знать: Кнуд Великий объявил правителем Н. своего сына Свейна от наложницы Альвивы, а главы оппозиции Эйнар Брюхотряс и Кальв Арнасон не получили обещанного сана ярла, чтобы сделаться данниками Кнуда и управлять Н. по своему усмотрению. Непопулярные меры Свейна и Альвивы способствовали в т. ч. и распространению культа св. Олава, а также созданию легенды о его справедливом правлении, одновременно началось движение за восстановление на троне норвеж. династии. В 1033 г. Свейн вместе с матерью бежал из Трёндалёга на юг страны. Бывш. главы оппозиции Олаву Святому предпочли иметь в стране собственного правителя. Оркнейский ярл Рёгнвальд, Эйнар Брюхотряс и Кальв Арнасон возглавили посольство на Русь, где при дворе кн. Ярослава Мудрого воспитывался сын Олава Святого от наложницы - Магнус. В 1035 г. умер Кнуд Великий, Свейн и Альвива были изгнаны из страны, королем стал вернувшийся в Н. Магнус. При Магнусе I Добром (1035-1047), который был также королем Дании (1042-1047), в Н. утвердился культ Олава Святого, ставший важной частью новой идеологии королевской власти и сыгравший важную роль в объединении государства, в подчинении страны единому монарху, в легитимации династии христ. государей. Почитание Олава Святого широко распространилось и за пределами Н.- на Руси, в Дании, Швеции, Англии, Нормандии, что способствовало признанию Н. на международной арене как христ. государства.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Свети Апостоли, саздавши сву Цркву неимарством Светога Духа, у Христа кроза све векове. 1013 Свети Апостоли: предивни стубови Цркве, држе Цркву догматима вере. 1014 Црква првородних непрестано се весели духовима светих Апостола. 1015 Апостоли су: неразориви Цркве и стубови 1016 Као очевидци и сведоци Бога Логоса ученици пребогати, као непресушиве реке разделивши се, Цркве божанственим водама. 1017 Сведрагоцени празник светих Апостола наста Цркви нам свима 1018 Молитвена мисао Цркве и ову свету истину: Божанствено Св. Богослова богонаписано, постаде перо Свесветог Духа. 1019 И допуна истини: Св. Богослов око Цркве. 1020 Свети Мученици – Црква Свети Мученици су свепобедни сведоци Цркве васкрслога Господа Христа, увек од сваког и демонског пакла, или демони могу у свом црквоборачком бесу натуткати против Цркве Васкрслога. Света молитвена мисао Цркве нам душу: Божанствени сабор Мученика Цркве – они делом испунише Спасове речи; они затворише врата паклена, против Цркве, и мучеништвом родише Цркве. 1021 Свеславни Страдалци Спасови су свештена и одабрана слична светим у усред кога дрво живота – Господ Христос; они су поданици богокрасне Цркве. 1022 Свети Свештеномученици и Пастири, украсивши себе красотама првобитног доброчинства, постадоше истинске звезде и онебесише Цркву Христову, разноврсно украсивши. 1023 Мученици … сада ваистину на небу свету Цркву првородних. 1024 Свети Мученици су стубови Цркве. 1025 Чесна Црква увек блиста светлим подвизима Мученика. 1026 светих Мученика су апостолски и благовести небеском срца и приводе их Истинитом Богу и Господу – Исусу Христу. Молитвена мисао Цркве Христовом свети Мученици угасише пожар росом подвига, и се као многосветли светилници Цркве, вером одгоне таму недуга и мука од наших душа. 1027 Свети Мученици, поставши мучеништвом синови слободног Небеског, Цркву првородних, Христа вавек. 1028 Свети Мученици су Цркве, главни стубови побожности. 1029 Свети Мученици: и сада свету Цркву првородних. 1030 Страдалци Мученици су куле Цркве. 1031 Свети Мученици су красота Цркве. 1032 Свети Мученици; и сада Цркву првородних се. 1033 Свети Мученици као светила небо Цркве. 1034 Свети Мученици су, благовести света мисао Цркве, истините вере украси Цркве. 1035 Мученици, божанствени Христови, као превелике звезде увек чесно небо Цркве, и верне. 1036 свештеномученици као многосветле звезде, мислено гранувши на своду Цркве, сву твар, таму подвигом светлости и чудеса. 1037 Свети Мученици, се као звезде, ви небо Цркве различним даровима и разноврсним лепотама – у правди, памети. 1038 Сви Свети – Црква

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Основание князем Ярославом Мудрым города Юрьева Одним из наиболее достоверных и ранних письменных свидетельств об отношении русских князей к прибалтийским народам является летописный рассказ о том, как великий князь Ярослав в 1030 г. отправился из Новгорода в поход на эстов и основал город Юрьев (названный так в честь христианского имени князя). «В лето 6538. Семь же лет иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев» . Предполагают, что поводом к походу Ярослава могло послужить то обстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии, противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь от Ярослава. Крепость, основанная Ярославом, находилась на самой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы реки Эмайыги. Здесь проходили торговые пути, соединявшие южноэстонские и латвийские области, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванями Северной Эстонии и Балтийским морем. В этот период появились многочисленные укрепленные городища, на их месте со временем образовался целый ряд поселений городского типа: Юрьев, Отепя, Линданисе, Вильянди и др. Обострилась межплеменная рознь, участились столкновения с соседними племенами, в частности с варягами. Эсты не только оборонялись от варягов, но и сами предпринимали походы на остров Готланд, в прибрежные районы Швеции и Дании. Примерно такой же характер носили отношения между эстонскими и славянскими племенами. В то же время «проходил и торговый обмен между племенами» , а также с Новгородом и Псковом. Очень скудны сообщения письменных источников до XVI–XVII вв. о возникновении и развитии Юрьева. Кроме упомянутого летописного известия и «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, описывавшей главным образом политические события, касавшиеся Юрьева (Дерпта) начала XIII в., больше нет ничего достойного внимания, поэтому исключительный интерес представляют археологические раскопки 60-х гг. нашего века на территории современного Тарту (Юрьева). Самый древний период существования городища относится, по всей вероятности, к середине I тысячелетия и продолжается до VII–VIII вв. В слое этого периода были найдены «фрагменты лепной керамики разных типов, в том числе незначительное количество текстильной и штрихованной керамики, характерной как для эстонских, так и для славянских древностей первой половины I тысячелетия по Рождеству Христову» . Изучение находок слоя, относящегося к X–XI вв., показало, что здесь преобладают фрагменты керамики, характерные для Новгорода начала и середины XI в., в то время как на других городищах и могильниках Эстонии она нигде не встречается.

http://sedmitza.ru/lib/text/430064/

Приложение (студенческие работы) О различии между религиозным, нравственным и эстетическим чувством 1028 Религиозные, нравственные и эстетические чувствования составляют категорию высших предметных чувствований. Два последние вида предметных чувствований являются в нашем сознании со столь ясно очерченным однородным содержанием, что самобытность каждого из них представляется несомненною 1029 Напротив, содержание религиозного чувства представляет такое разнообразие элементов теоретических, нравственных и эстетических, что примитивный характер религиозного чувства представился сомнительным трем великим представителям философской мысли новейшего времени, Канту, Шеллингу и Гегелю, и смотря по тому, какой элемент в религиозном чувстве представлялся им наиболее сильным и существенным, они производили обнаружения религиозного чувства из нравственных, эстетических или интеллектуальных стремлений человека. Отрицанию первичного характера религиозного чувства придавало формальную основательность и то обстоятельство, что для религиозных стремлений видимо невозможно было указать специального органа в нашей душе, тогда как удовлетворению интеллектуальных стремлений служат наши мыслительные способности, нравственные стремления осуществляются в деятельности воли, наконец эстетические стремления, по самому их названию, суть проявления нашего чувства по преимуществу. Новейшее направление в области психологии, не признавая состоятельным учения об уме, воле и чувстве, как особых основных душевных способностях 1030 , уравнивает религиозные стремления по их психической основе со стремлениями нравственными, эстетическими и умственными. Прочие же основания для отождествления религиозных обнаружений с другими стремлениями сводятся к одностороннему воззрению на религиозное чувство и частию на то, которое представляется первичным по отношению к религиозному чувству. Философский опыт отождествления религиозных обнаружений с нравственными принадлежит Канту. Признавая предписания религиозные и нравственные вполне сходными по содержанию, Кант различает их лишь по форме, в которой они даны, – по основаниям, на которые опирается их обязательность. Не имея самостоятельного содержания, религиозные обязанности во имя Бога требуют от человека того же, чего требует от него его собственная нравственная природа во имя присущего ему нравственного закона. Таким образом, религиозное чувство имеет лишь служебное отношение к нравственному. Но действительная жизнь далеко не оправдывает такого взгляда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«Кароткі лексікі» состоит из нескольких разделов. Так, в разделе «Імёны святых паводле месяцаслова» в первом столбике приведена церковнославянская форма имени, а также первоначальное значение этого имени и указание языка, из которого происходит это имя. Во втором столбике находится белорусская церковная форма имени, а в третьем — другие производные формы имени. В разделе «Назвы свят» также во втором и третьем столбиках помещены соответственно белорусское церковное название праздника в краткой и полной форме, а также белорусские народные названия праздника. В особом разделе словаря приводится перевод названий почитаемых в Православной Церкви икон. Ещё один раздел содержит перевод всех 77 книг Священного Писания, и расположены они в соответствии с традиционным порядком православной Библии. Здесь необходимо отметить, что количество книг и порядок их расположения отличается как в католической, так и в протестантской Библии. В католической Библии 73 книги, в протестантской — 66 книг. В последнем разделе словаря помещены правила титулования и обращений к духовенству. Словарь предназначен для использования не только внутри Церкви, но и для журналистов, учёных, переводчиков. В словаре зафиксирован современный этап процесса формирования религиозной лексики православной традиции. Работа над переводами продолжается, вносятся некоторые изменения в то, что было сделано раньше. Таким образом, происходит естественный процесс выработки белорусской религиозной лексики внутри Церкви с учётом церковной и языковой традиции, с учётом потребностей различных сфер современной жизни белорусского народа. Библиографическое описание Кароткі лексікі/[уклад.: протаіерэй Сергій Гардун, протаіерэй Аляксандр Пачопка, І. А. Чарота, Т. А. Матрунчык ; пад рэд. протаіерэя Сергія Гардуна ; прадмова І. А. Чароты ; рэкамендавана да выдання Выдавецкім саветам Беларускай Царквы. ИС Б22-208-0055]. — Мінск: Прыход сабора г. Мінску, 2022. — 95 с. — (Да 1030-годдзя на Беларускіх землях). — ISBN 978-985-6594-87-1 

http://bogoslov.ru/event/6175883

Закрыть Почему князь Владимир – русский Константин Размышления в год 1030-летия Крещения Руси 22.03.2018 1176 Время на чтение 5 минут Наши знания о Крещения Руси основаны главным образом на летописных рассказах из «Повести временных лет». Однако если воспринимать текст летописи буквально и без должного критического восприятия, то картина событий, связанных с Крещением Руси, претерпевает значительное упрощение, переходящее в ошибку. «Повесть временных лет» по стилю и по смыслу представляет собой продолжение библейской истории народов Земли на примере отдельно взятого русского (славянского) народа, и относиться к ней нужно соответствующим образом, делая скидку на применяемые автором эпитеты, аллегории и иносказания. Например, когда летописец говорит о 800 наложницах князя Владимира, он тем самым уподобляет его царю Соломону, у которого число жён и наложниц тоже исчислялось сотнями. А в истории крещения княгини Ольги есть отчётливый парафраз с библейской легендой о посещении того же царя Соломона «царицей южной». Помимо этого, чтобы возвеличить в глазах читателей личность как князя Владимира, так и важность события, произошедшего в 988 г., автор летописи намеренно омрачает период, предшествующий этому событию, принижая как самого князя, так и весь русских народ, представляя население Руси поголовно дикими и дремучими язычниками-изуверами. Согласно ПВЛ Также, по-видимому. Нужно критически относиться и к легенде «о выборе веры», которая является, скорее всего, более поздней вставкой в ПВЛ, поскольку в ней восточное православное христианство и западное католичество представлены как две разные религии, в то время как до церковного раскола 1054 г. оставалось ещё более полувека. Опираясь на данные исторических источников, как прямых, так и косвенных, можно сделать вывод, что к концу 10 века на Руси уже существовала достаточно крепкая и влиятельная христианская община. Наиболее яркий пример тому – крещение княгини Ольги - главы только-только сформированного тогда русского государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/22/po...

Закрыть Учёный ищет издателя Культуролог Наталья Ложкина обращается с просьбой об издании её книг о православном возрождении в XIV-XV вв. 10.06.2021 1030 Время на чтение 3 минуты На «Русской народной линии» размещён фильм кандидата культурологии, сотрудника Государственного Эрмитажа Натальи Александровны Ложкиной «Православное Возрождение на Балканах в XIV - первой половине XV вв. как историко-культурный феномен». Автор фильма ищет православного издателя (издательство) для публикации её книг по истории Византии, Балкан и Московской Руси. «Прошу ваших молитв и содействия в поисках православных издателей и издательства. Я написала 3 книги, выделив текст из моей докторской диссертации: 1. Православное Возрождение XIV-nepboй половины XV вв. на Святой Горе Афон как историко-культурный феномен. 2. Культура Балкан в эпоху православного возрождения XIV- первой половины XV вв. 3. Преп. Андрей Рублев и эпоха православного возрождения XIV- первой половины XV вв. в Московской Руси», - говорится в обращении Натальи Ложкиной, поступившем в редакцию РНЛ. Связаться с автором можно по электронной почте: abonent563@yandex.ru Предлагаем вниманию читателей отзыв ныне покойного выдающегося слависта, доктора филологических наук, профессора, многолетнего главного научного сотрудника Института русской литературы ( Пушкинс кий Дом) РАН Гелиана Михайловича Прохорова на монографию Н.А. Ложкиной «Православное Возрождение на Балканах в XIV-nepboй половине XV вв. как историко-культурный феномен». Данная монография весьма актуальна в связи с делом сохранения древних христианских храмов на территории Сербии, Греции, Македонии, Черногории. В период с 1999 по 2004 годы было уничтожено 143 православных храмов в Косове. После Второй мировой войны это самая масштабная в Европе культурная катастрофа. В монографии показано, что Сербия в XIV веке была передовой страной в смысле восприятия ею значения святоотеческого учения, ее искусство было проникнуто исихазмом. Монография Ложкиной Н.А. посвящена архитектуре и монументальной живописи византийской эпохи Болгарии, Сербии, Македонии. Начавшееся Возрождение культуры балканских народов одновременное было религиозным Возрождением XIV–XV вв., связанным с расцветом святости.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/10/uc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010