м. представляет основные периоды развития иконописи начиная с эпохи основания мон-ря. К числу древнейших принадлежит плохо сохранившаяся икона «Распятие» XIII в., по стилю близкая к мастерским эпохи крестоносцев. Нач. XIV в. датируется приобретенный в ризнице П. м. А. Н. Муравьёвым образ Собора апостолов (ныне в ГМИИ), произведение к-польской живописи. Очевидно, с ктиторами П. м. связан иконный цикл, датируемый предположительно периодом 1363-1380 гг.: икона Христа Пантократора и 2 двусторонние выносные иконы. По стилю все они близки к визант. произведениям и созданным под их влиянием иконам и росписям в др. правосл. странах - на Балканах, Руси, в Грузии - на рубеже XIV и XV вв. Одна из икон Христа Пантократора, с ктитором на правом поле, в XIX в. была вывезена с Афона и хранится теперь в ГЭ. Система личного письма на этой иконе включает послойное наложение белильных движков в виде тончайшей сети лучей. В сочетании с классическими пропорциями и пластичным рисунком, передающим объемную форму, подобное многослойное письмо позволяет передать редкий эффект для лика Спасителя - светоносность, внутреннее свечение, что позволило искусствоведам отнести эту икону к числу эталонных образов Спасителя позднего периода, способных передать духовную атмосферу и богословские особенности исихазма (подробнее: Лазарев. 1986. С. 168, 252. Примеч. 83; Попова. 2001. С. 172-173). Присутствие фигуры коленопреклоненного донатора в придворных одеждах на правом поле иконы позволило уверенно датировать ее 1363 г. и связать с первыми ктиторами П. м. Те же особенности стиля характерны для изображения Спасителя на одной из двусторонних икон с поясной фигурой прп. Афанасия Афонского на обороте и для двусторонней иконы св. Иоанна Предтечи, на лицевой стороне к-рой он представлен единолично, а на обороте - в предстоянии Богоматери с Младенцем. Среди почитаемых икон в П. м. много визант. произведений. Уже во время приезда Григоровича-Барского (1744) главная святыня обители, чудотворная икона Божией Матери Геронтиссы (Старицы/Настоятельницы - Ее положение зеркально Богоматери Молебной/Деисис или Параклесис) «на ветхой доске», была установлена перед левым клиросом (сев.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

н. Никейским чудом в среднике и большого числа сюжетных клейм с миниатюрными композициями сохраняется и в памятниках, созданных уже в синодальный период, как, напр., на иконе письма И. Маркова и И. Никифорова (1713, ВГИАХМЗ). Хотя многоплановость композиций в клеймах восходит к приемам мастеров времени Иоанна Грозного, в трактовке архитектурных форм с помощью ордера, пространственных эффектов очевидно обращение к европ. изобразительным источникам; подобно им с помощью архитектурных форм происходит разделение миниатюрных композиций. Обильно цитируются житийные тексты, надписи золотом или белилами на полях и на границах клейм создают дополнительный декоративный акцент. В петровское время мастера Оружейной палаты, как и прежде, обращались к образу Н., трактуя его в тех изводах, что были приняты в арсенале древнерус. иконографии: Федот Ухтомский (Протопопов) писал житийную икону по заказу отца, протопопа царского храма «на сенях» и государева духовника Феофана Ухтомского (1699, Благовещенский собор Московского Кремля, ГММК), или поясные иконы (1722, ГЭ), богатый оклад к-рых своей барочной пластикой поддерживает иллюзионизм натуроподобной живописи, представляющей святого через «портрет-персону». В синодальный период Свт. Николай Чудотворец и мц. Александра Римская. Шитая икона. 1904 г. (ЦМиАР) Свт. Николай Чудотворец и мц. Александра Римская. Шитая икона. 1904 г. (ЦМиАР) продолжается дальнейшее использование мн. сложившихся в средневековье изводов иконографии Н. Образ святого включают в многофигурные композиции Соборов святых той или иной епархии, напр. Новгородской (икона «Богоматерь «Знамение», с Деисусом и избранными святыми», из собр. Н. П. Кондакова, кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ), или избранных святых, напр. целителей и покровителей сельских работ (икона с образом Владимирской Божией Матери и предстоящих Ей святых Космы и Дамиана, Н., святителей Власия Севастийского и Модеста Иерусалимского (XVIII в., ВГИАХМЗ)). Все чаще повторялись те изводы, к-рые были известны с древности: напр., новгородский Дворищенский образ Н.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

На рубеже XVI и XVII вв. в житийных циклах И. появляются новые сцены, связанные с царицей Иезавелью. На каргопольской иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI-XVII в., АМИИ) представлены уникальные изображения: «Иезавель, едущая на колеснице» и «Псы разрывают тело Иезавели». Так же как и на саратовской иконе, здесь присутствует изображение «Явление Иисуса Христа прор. Илии». На иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XVI в., ГТГ) в житийный цикл включена композиция «Иезавель приказывает избить пророков». К числу редких сюжетов на этой иконе принадлежит «Помазание Елисея в пророка». Цикл пребывания И. в доме сарептской вдовы начинается с их встречи у ворот Сарепты - эта схема была принята с нач. XVII в. Вдова держит в руках 2 жерди, к-рые ассоциировались в «Слове свт. Иоанна Златоуста об Илии Пророке и о вдове» с крестным древом. В живописи 2-й пол. XVII в. у вдовы в руках появляется охапка веток. В XVII в. возводятся новые церкви, посвященные И. (напр., храм в Ярославле, 1650), перестраиваются в камне деревянные (напр., церковь, построенная в Н. Новгороде в 1506 в память избавления от Мухаммеда-Эмина, в 1655 возведена в камне - см.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей. СПб., 1857. С. 345). Особое внимание уделялось И. в набирающих экономическую мощь городах Поволжья. Для местных икон этих храмов все чаще избирается житийный вариант изображений И. Житийные циклы этого периода многочисленны, их иконографические программы своеобразны. Расположение клейм остается пока еще традиционным, по периметру средника, в к-ром по-прежнему предпочтительны «Кормление вороном» или «Огненное восхождение». В 1-й трети XVII в. создан храмовый образ «Огненное восхождение прор. Илии, с 20 сценами жития» для московской ц. И. (обыденная). Необычность иконографии ряда клейм придает изображение ангела, словно оберегающего И. Подробно проиллюстрировано послание Ахавом пятидесяти воинов для преследования И. Изображение в среднике иконы «Прор. Илия, с житием» из ц. Богоматери Одигитрии в Ростове (1664, ГМЗРК) является исключением, поскольку там представлен ростовой образ И. с развернутым свитком и красным посохом в высоко поднятой руке. Посох напоминает жезл, к-рым он может повелевать стихиями. Основной акцент сделан на темах пророческого служения (И. дважды изображен с развернутым вверх свитком) и воскрешения сына вдовы. Еще одно ростовое изображение И. в среднике житийной иконы встречается на ярославской иконе кон. XVII в. (ГЭ). На иконе нижегородских писем «Прор. Илия в пустыне, с житием» (2-я пол. XVII в., собрание А. В. Анисимовой) помимо нетрадиц. расположения клейм только по боковым сторонам представлен редкий сюжет «Ангел ведет младенца Илию в пустыню и показывает ему огненное облако».

http://pravenc.ru/text/389301.html

Первое время Богородице-Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице-Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице-Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь. В 1263 г. в соборе Богородице-Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н.М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожаров в конце XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в монастыре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми». В 1536 г. сгорела «половина монастыря». Многие настоятели Богородице-Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи - свт.

http://sobory.ru/article/?object=01817

С. 288–93. См. тезисы тех же авторов: Византийское искусство и литургия. Новые открытия: Тезисы научной конференции памяти А. В. Банк (11–12 апреля 1990) [ГЭ]. Л., 1991. С. 4–7. 895 Уже в XII в. существовали алтарные преграды, перекрывавшие пространство не только центральной, но и боковых частей алтаря, но иконы находились только в их средней части. См.: Бетин Л. В. Указ. соч. 1970. С. 47. Судя по данным археологии, такие преграды устраивались и в храмах домонгольской Руси. См.: Чукова Т. А. Алтарные преграды в домонгольской Руси.//Литургия, архитектура и искусство византийского мира. С. 278. Однако нет решительно никаких оснований для реконструкции их иконного убранства. 896 Бетин Л. В. Указ. соч. С. 55; Бетин Л. В., Шередега В. II. Алтарная преграда Рож- дественскот собора Саввино-Сторожсвского монастыря//Реставрация и исследование памятников кулыуры. М.. 1982. Вып. 2. С. 54. 897 Несомненным признаком осмысления иконостаса как структуры, преграждающей алтарную часть храма от южный до северной стены, было строительство в среднерусских землях в конце XIV – начале XV в. храмов с каменными алтарными стенками, изолировавшими все пространство алтаря, вместе с жертвенником и диаконником. См.: Бетин Л. В., Шередега В. И. Указ. соч. С. 53. 898 Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благовещенскою собора Московского Кремля//Советское искусствознание’81. М., 1982. 2. С. 81 129; Она же. О происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины: Материалы юбилейной научной конференции. М.. 1983. С. 183–194; Она же. К вопросу об атрибуции праздников из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле//Советское искусствознание. М., 1986. Г. 21. С. 64–97. 899 Осташенко Е. Я. Живопись Андрея Рублева и проблема атрибуции памятников, связанных с его именем: Особенности колористического мышления художника//Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. Материалы Всероссийскою конкурса научно-исследовательских проектов в области гуманитарных наук 1994 г.: Филология.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Сохранилось 12 икон работы Семена Спиридонова Холмогорца. Некоторые из них имеют подпись и дату. Самая ранняя икона – « Василий Великий в житии» (Ярославский областной музей изобразительных искусств) – написана в 1674г. В отличие от большинства современных ему ярославских иконописцев, пытавшихся превратить житийную икону в некое подобие портрета на пейзажном фоне, Спиридонов сохраняет в основе построения всех своих произведений традиционную, устоявшуюся в течение многих веков схему «образа в житии» – крупного изображения святого в среднике, обнесенного рядами клейм. Клейма икон его, как и произведения строгановских изографов, можно рассматривать только вблизи, уже при удалении от них на несколько шагов они сливаются в сочетания золотых, зеленых и красных пятен, напоминающих причудливостью очертаний узор басмы с вкраплениями эмали, становятся пышным декоративным обрамлением фигуры в среднике. При близком же рассмотрении композиции в клеймах надолго приковывают внимание зрителя. Перед ним возникает мир неведомых городов со множеством причудливых дворцов и храмов, тенистых лесов и рощ, развертываются разнообразные сцены из житий легендарных святых. Изображения людей поражают разнообразием занятий и тонкой лиричностью характеров. Все персонажи облачены в нарядные красочные одежды, фигуры их стройны и изящны, красивы позы и жесты. Воскресение. Сошествие во ад. Икона. 1680-е гг. Церковь Илии Пророка. Ярославль Страшный суд. Икона. Ок. 1660 г. Ярославль (?). 82х144,5 см. Музей икон в Реклингхаузене. Германия Рождество Христово. Икона. Кон. XVII в. Ярославль (?). 145х103,5 см. ГЭ Близость к работам мастеров строгановской школы ощущается не только в том, что эти изображения миниатюрны, но и в сходстве самой техники их исполнения, особенно на ранней работе художника – в клеймах иконы « Василий Великий » 1674 г. Колорит сцен в этих клеймах построен на контрастном сопоставлении сочных малиновых, красных, розовых и зеленых колеров. Складки одежд прописаны твореным золотом и изредка – твореным серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Сочетание телесной красоты, гармонии линий и красок и глубокой одухотворенности дало непревзойденные образцы созерцательного христ. моленного образа. Художественным шедевром и образом духовного совершенства является созданная в К-поле и привезенная в Киев при вел. кн. Юрии Долгоруком Владимирская икона Божией Матери (нач.- 1-я треть XII в., ГТГ). Образ Богоматери относится к типу Гликофилусы (Сладкое лобзание), получившему на Руси наименование «Умиление». После многократных поновлений от первоначальной живописи сохранились лики Богородицы и Младенца. Благородный, прекрасный лик Богоматери, в к-ром сочетаются кротость и величие, достоинство и безмерная печаль, контрастирует с открытым, исполненным силы выражением лика Младенца. Лик Богоматери написан сплавленными прозрачными слоями теплой, медового оттенка краски с глубокими зелеными тенями по контурам, что создает мягкое внутреннее свечение. Тонкие черты, удлиненный нос, идеальный рисунок глаз и бровей, небольшие уста - все соразмерно, лишено преувеличений или стилизации. В лике Младенца вместо письма плавями применена лепка объемов в эллинистических традициях живописи, карнация более светлая, подрумянки яркие. Иконописец с помощью этих различных приемов представил небесное, неземное совершенство Девы и полноту жизненной реальности в изображении Богомладенца. В иконописи кон. XII в. также можно отметить процесс усиления графического начала, хотя иконы, как более консервативный вид искусства, не дают тех примеров утрированной линейной стилизации, к-рые характерны для монументальной живописи. На иконе «Свт. Григорий Чудотворец» (2-я пол. XII в., ГЭ) тонкий контурный рисунок приобретает каллиграфический характер. На двусторонней иконе «Богоматерь Одигитрия» (на обороте - «Христос во гробе», кон. XII в., Археологическая коллекция, Кастория) излом бровей Богородицы придает напряженность образу. Наиболее последовательно формы позднекомниновского маньеризма воплотились в иконе «Благовещение» (кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Якушкиным, с предисл. Ф.И. Буслаева //Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым. M., 1859, с.148). См. также: Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с.240. Об «огненной реке» см.: Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточно-славянском культе Николая Мирликийского. M., 1982, с.56, 105, 143–144. 829 В описании ада Новгородского архиепископа Василия в его послании к Тверскому сыну Феодору (1347): «на дышущем море червь неусыпающий, скрежет зубный и река молненая» (см.: ПСРЛ. Т.6. СПб., 1853, прибавления, с.88–89). 830 Ср. с иконой из ГЭ (Косцова A.C. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа, кат. 90), где красные крылья не только у преподобных, но и у ангелов. 837 Такой же смысл имеют толкования Евфимия Зигабена (Толковая Псалтирь. Киев, 1896, с.936). На иконе из Эрмитажа на свитке Моисея надпись: «Видете/ли оца...» (Косцова C. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа, с.312). В службе подчеркивается, что спасены были не все люди, но только имевшие веру в Христа: «Обаче, Сошед во ад, не всех воскреси, но елицы веровати ему изволиша» (синаксарь на Пасху). 838 Ср.: Овчинников А. Икона середины XVI века «Воскресение», с.136; Красилин М.М. О псковской иконописи, с.172. 842 Георгиевский А.И. О воскресении мертвых в связи с Евхаристией, в свете учения Священного Писания//Богословские труды. T.16, 1976, с.41. 853 Иконы с образами Николы и Богоматери Умиления Владимирской принесли, по требованию митрополита Вассиана, к постели умирающего Василия III (см.: ПЛДР. Середина XVI в. M., 1985, с.40). 854 Октоих, с.608. В «Повести временных лет» под 882 г. сообщается о церкви Николы, поставленной над гробом князя Аскольда (Повесть временных лет. M.-JI., 1950, ч. 855 Флетчер Д. О государстве русском. 2–е изд. СПб., 1905, c. 118. Подробно об этом см.: Успенский Б.А. Филологические разыскания, с.122–124. 857 Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Казань, 1914, с.67; Аничков Е.В. Микола Угодник и Св. Николай//Зап. Неофилолог. Общества (бывшего отделения филологического общества по романо-германской филологии) при Имп. СПб., Университете. В.2, 2, СПб., 1892, с.35. 858 Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, дни 1–12. СПб., 1897, с.215. 859 Например, на иконе середины XVI в. ГРМ ДРЖ 2749 (см.: Русские древности. Краткий иллюстрированный каталог выставки. JT., 1988, с.60–61).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

12) Приглашайте ахунов открывать училища для истолкования сокровенных идей в писании; если Алим (Эр лин) и множество хороших людей будут руководить прихожан к исполнению Амаль (Эр мо ли), 69 то Ислам (И сы ляо му) возвысится. 13) Для произведения Зибх (шу ай бу) должно глубоко понимать, и по обрядам жертвоприношения соблюдать семь дел. 70 Притом должно произносить ясным голосом все статьи, после чего можно заколоть животное. Непременно нужно, чтобы ахун и имам поручились за способность (режущего), иначе произойдет много ошибок, и нет греха больше этого. 14) Трое управляющих религией должны себя держать сообразно с тремя путями: шариат (Шэ лэ р ти), тарикат (то лэ гэ ти) и хакикат (Ха гэ гэ ти); должны быть готовы жертвовать получаемое ими содержание на украшение и поправление храмов; это в нашей религии их прямая обязанность – они должны исполнять это с готовностью. Эти несколько статей объяснены вкратце для сведения Лань сюйевым сыном по фамилии Си, ученым небесной страны (Аравии). 71 Тань фан ерр я Объяснительный словарь Автор неизвестен. В начале помещена прокламация переводчика книги, Лань цзи сюй’я, с небольшими прибавлениями и разъяснениями. Так после обряда погребения следует статья: о рождении мальчиков и девочек. В 3-й день новорожденных моют листьями и духами. Духовные (правители веры) по книге нарекают имя и пишут родословие (заносят в метрику?). Затем помещена заметка о «фын шуй’е» – духе местности. Потом – наставления дяди Магомета, Ван гэ ши. Магометанское учение – правильное. В Нанкине мусульмане торгуют, занимаются земледелием и ремеслами по своим способностям. Чиновники гражданский и военный из магометан получают в книге наставление быть верными долгу, терпеливыми, избегать ссор. «Так наставлял Магомет, а вы должны соблюдать», замечает автор. После того следует объяснительный словарь: наверху скорописью помещены арабские слова, а внизу объяснение понятий Ау лэ ху – истинного Бога, Гу ту бу ао ши – небесных ангелов, Кур си – неба, Цзэ ми ни – земли, Адэ ми, Ад ми – человека, Гал бу, кэ лэ бу – тела, внутренних органов, предметов и вещей, занятий, и т. п. Син ми чжень юань

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Для того, чтобы выразить это условие малости гравитационной энтропии количественно в математических терминах, Пенроуз использовал тот факт, что рост гравитационной энтропии (ГЭ) соответствует скучиванию вещества, что в геометрических терминах означает рост анизотропных свойств гравитационного поля, порождаемого этим веществом. За меру анизотропии в геометрии принята так называемая кривизна Вейля (Weyl Curvature). Именно это было мотивом для Пенроуза связать количественное описание ГЭ с кривизной Вейля, то есть рассматривать последнюю как меру ГЭ. Гипотеза же о низко-энтропийном начальном состоянии вселенной получила название гипотезы о кривизне Вейля (Weyl Curvature Hypothesis), содержание которой формулируется так: «кривизна Вейля обращается в нуль в окрестности любой начальной сингулярности» 474 . Физические следствия гипотезы о кривизне Вейля для состояния вселенной в настоящем можно описать так: мы рассматриваем эволюцию вселенной из состояния Большого взрыва, где кривизна Вейля была равна нулю, то есть вселенная находилась в низко-энтропийном состоянии, и где в то же время корреляции между частицами были малы. Дальнейшее развитие происходит так, что специфичность современного состояния вселенной приобретает со временем характер все более «точных корреляций» и все менее «низко-энтропийный» характер 475 . Такое заключение находится в полном согласии с точкой зрения Пригожина, что сложные структуры во вселенной возникают благодаря непрекращающемуся потоку корреляций между частицами. Специфичность же современного состояния вселенной в этом потоке обусловлена, согласно Пенроузу, низко-энтропийными начальными условиями для этого потока в космологической сингулярности. Выдвигая гипотезу о кривизне Вейля в качестве начального условия для эволюции вселенной, Пенроуз фактически высказал утверждение о том, что вблизи космологической сингулярности должны существовать физические законы, которые носят специальный, присущий этой сингулярности характер и которые не могут быть выведены ретроспективно как предельный случай каких-либо динамических законов физики, описывающих эволюцию вселенной. Он пишет: «... Я выдвигаю гипотезу о том, что в действительности имеются (локальные) физические законы, которые становятся важными только вблизи сингулярностей пространства-времени, причем они ассиметричны по времени и обеспечивают обращение в нуль кривизны Вейля в любой начальной сингулярной точке...» 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010