Вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 2-я пол. XIV-haч. XV вв. (ГЭ) [Фармаколитрия; греч. Αναστασα Θαρμακολτρια] († 290 или 304), вмц. (пам. 22 дек., пам. зап. 25 дек.), пострадала при имп. Диоклетиане . Согласно житию Симеона Метафраста (кон. X в.), А. У., дочь знатных жителей Рима Претекстата и Фаусты, была отдана матерью-христианкой на воспитание св. Хрисогону , к-рый укрепил ее в христ. вере. После смерти матери ее выдали замуж за язычника Публия (Помплия), но и в замужестве она хранила девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь; тайно от мужа А. У. посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Публий, узнав об этом, стал жестоко притеснять ее, а после смерти Претекстата задумал завладеть ее наследством; вскоре он был отправлен с посольством в Персию и погиб при кораблекрушении. После смерти мужа А. У. отправилась странствовать, посещала темницы, помогала заключенным христианам, употребляя на их нужды свое имущество. Узнав из видения о грядущей мученической кончине Агапии, Хионии и Ирины , святая укрепляла их дух перед арестом. Однажды, придя в темницу и узнав, что все христиане казнены по приказу имп. Диоклетиана, А. У. громкими рыданиями выдала свою приверженность христ. вере. Ее отправили к наместнику пров. Иллирик Флору, а затем к императору, к-рый из уважения к ее знатному роду отложил казнь, поручив жрецу при храме Юпитера Ульпиану принудить А. У. к отречению от Христа. Ульпиан предложил святой выбор: драгоценности или орудия пыток, когда же она без колебаний выбрала последнее, долго пытался уговорить ее вернуться к язычеству. Поняв тщетность своих намерений, Ульпиан хотел осквернить ее чистоту, но, не успев прикоснуться к ней, ослеп и вскоре умер. А. У. осталась на свободе и поселилась у христианки Феодотии , но ее муж-язычник отправил А. У. в темницу, а свою жену и детей от первого брака обрек на мученическую смерть. Находясь в темнице, А. У. дважды по 30 дней подвергалась пытке голодом, оставаясь живой и невредимой. Тогда ее вместе с др. узниками, приговоренными к смерти, решили утопить, посадив на корабль, в днище к-рого были проделаны отверстия. Чудесным образом корабль поплыл к берегу, а у кормила его А. У. и христианин Евтихиан увидели мц. Феодотию. Все спасшиеся 120 узников приняли Крещение и были казнены; А. У. растянули между 4 столбами и сожгли.

http://pravenc.ru/text/Анастасия ...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере ноября 2016 Императрица и Церковь В правление Екатерины Великой значительным трансформациям подверглись все сферы жизни российского государства и общества. О том, как изменилась жизнь религиозных общин в это время, рассказывает профессор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики доктор филологических наук Константин Нетужилов. Екатерина ΙΙ на ступенях Казанского собора в день воцарения 28 июня 1762 года. Неизвестный художник. Конец XVIII — первая треть XIX века. ГЭ ИЗ ЛЮТЕРАНСТВА В ПРАВОСЛАВИЕ — Детство и ранняя юность Софии Августы Фредерики, будущей Ekamepuhы II, проходили в лютеранской Германии. Насколько протестантизм повлиял на ее характер? — Императрица была лютеранкой по воспитанию, но на становление ее личности это совершенно не повлияло. Она была напрочь лишена религиозного чувства. Бывают люди, не имеющие музыкального слуха и равнодушные к музыке, вот так и у нее абсолютно не было чувства веры (кстати, музыку она тоже не понимала и не любила). У нее был предельно рациональный, прагматичный подход ко всему. Религия и церковь, по ее мнению, были необходимы для улучшения общественных нравов. При этом она полагала, что религия зиждется на невежестве и с распространением просвещения постепенно станет занимать более скромное место в жизни людей. Судя по тому, что мы о ней знаем, она дальше всех русских императриц отстояла от православия. Но дело тут совсем не в лютеранстве, а в характерных чертах ее личности. — Но Екатерина понимала, каково значение религиозной традиции в жизни ее подданных? — Да, и всё, что нужно было делать, она делала. Она прекрасно понимала, что такое православная страна и какой должна быть русская царица. Она много лет провела рядом со своей предшественницей на троне — императрицей Елизаветой, которая искренне веровала и воспринимала православную традицию. Конечно, в своем подражании предшественнице Екатерина особенно далеко не заходила: на богомольные поездки время не тратила, на монастыри не жертвовала. Но в постные дни постилась, говела, посещала обязательные торжественные богослужения, хотя в душе считала всё это пустой тратой времени. В дворцовую церковь она ходила, но обычно не выстаивала всей службы, особенно под старость, когда у нее стали пухнуть ноги. И так как сидеть при всех считала невозможным, то ей раскладывали переносное кресло на хорах. Злые языки утверждали, что там Екатерине было скучно, и она либо занималась рукоделием, либо даже раскладывала пасьянс.

http://aquaviva.ru/journal/imperatritsa-...

Столетовская (Лядины). Лядинский погост. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покрово-Власьевская). Покрово-Власьевская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храмы Лядинского погоста. Покрово-Власьевская церковь Лядинский погост (Лядины – место, расчищенное от леса) расположен на левом берегу реки Лекшмы в 38 км от Каргополя. Лекшма соединяет Лекшмозеро с озером Лаче, близ которого стоит город Каргополь. Из этого озера берет свое начало Онега. Некогда здесь проходил большой торговый тракт Пудож-Каргополь. В наше дни Лядины представляют собой небольшое село (другое название его – Гавриловская), но еще в XIX веке погост был настоящим «гнездом» селений и объединял семь деревень «Лядинский погост расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы которых ведут к погосту» Лядины – один из самых древних населенных пунктов Каргопольской области. Первые письменные упоминания о нем встречаются в Писцовой книге Петра Воейкова и дьяка Ивана Льговского в 1616-1619 годы. Однако сохранились и гораздо более ранние свидетельства другого рода. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся несколько богослужебных предметов, происходящих из храмов погоста. Запрестольный выносной крест датирован концом XV - началом XVI века, икону «Сташный Суд» северных писем специалисты относят к середине XVI века, к тому же времени принадлежит образ святого великомученика Георгия Все это позволяет утверждать, что возникновение Лядинского погоста (а, стало быть, и его храмов) можно отнести по крайней мере, ко второй половине XV века. Как уже было сказано, письменные источники, проливающие свет на историю погоста, относятся только к XVII столетию. В «Дозорной по Каргополю книге» (1648 год) содержаться следующие данные: «Волость Ледина, а в ней на погосте церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да другая церковь страстотерпца Георгия, строение приходных людей» Кроме этого, в переписной книге 1648 года упомянут некто Иван Венедиктов (известный в науке как автор «Жития преподобного Кирилла Челмогорского»), и назван диаконом церкви Петра и Павла Лекшмозерской волости. 30 марта 1652 года он был рукоположен во иерея Никоном митрополитом Новгородским и переведен в Покровскую церковь села Лядины Из этих свидетельств можно заключить, что в середине XVII столетия на Лядинском погосте существовало, по крайней мере, два храма: Покрова Пресвятой Богородицы (к ее обиходу относится выносной запрестольный крест, хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа) и Георгиевский (древний храмовый образ великомученика Георгия позже хранился сменившем его Богоявленском храме Лядинского погоста, а сейчас тоже передан в ГЭ).

http://sobory.ru/article/?object=06028

В 1820-1821 гг. по заданию правительства В. совершил путешествие по Ближ. Востоку. Причиной поездки явилось решение вел. кн. Николая Павловича о помощи в восстановлении Новоиерусалимского мон-ря, для чего требовались точные виды и чертежи храма Гроба Господня в Иерусалиме. Особенности рус.-тур. отношений в 1-й четв. XIX в. не позволили предпринять офиц. экспедицию, и поэтому была организована частная поездка В. для изучения христ. памятников в Палестине. Художник был подробно проинструктирован президентом АХ А. Н. Олениным о том, на что следовало обращать внимание во время поездки. Из К-поля вместе с секретарем рус. посольства Д. В. Дашковым В. отплыл на корабле в Палестину, посетил Тенедос, Смирну, Яффу; во время путешествия В. делал рисунки городов и храмов (в т. ч. Софии К-польской и ее интерьера), зарисовки развалин древних памятников, высеченных на каменных плитах узоров и надписей (акварели и сепии с видами К-поля хранятся в ГТГ и ГРМ). За 3 недели пребывания в Иерусалиме он измерил все важнейшие христ. святыни, под предлогом совершения молитв оставаясь в храмах на ночь, и выполнил их чертежи. В. оформил серию из 11 рисунков храма Воскресения Господня, куда вошли план и 3 разреза храма (в т. ч. иконостас и кувуклий со всеми деталями украшений), план самого св. Гроба Господня, перспективные виды экстерьера и интерьера храма, вид придела на Голгофе (изданы В. в качестве гравированного альбома); указал количество икон и лампад, находившихся в отдельных частях храма и принадлежавших разным конфессиям, 2 вида гробниц пророков, общий вид Иерусалима. Во время путешествия по Палестине В. сделал также рисунки Гефсимании, храма Рождества Христова в Вифлееме и самого города, храма на горе Елеонской, мон-рей прор. Илии, прп. Герасима на Иордане, лавры св. Саввы, виды Мёртвого м. Обратный путь В. проделал с остановками на Кипре, на о-вах Родос и Самос, где зарисовал руины храма Юноны. Во время поездки В. вел записи. По возвращении в С.-Петербург в 1821 г. В. представил ок. 90 отделанных рисунков и чертежей, по к-рым он создал картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» (1822, ГРМ), «Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения» (1824, ГЭ), «Пещера Рождества Христова в Вифлееме» (1833, Псковский музей-заповедник) и др. За палестинские работы В. был награжден орденом св. Анны 3-й степени и пожизненным пенсионом 2 тыс. р. В 1823 г. В. стал профессором за картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» и «Вид С.-Петербурга лунной ночью» (нач. 20-х гг. XIX в.); в 1827 г.- советником АХ по перспективной живописи. С 1824 г. работы В. регулярно экспонировались на академических выставках.

http://pravenc.ru/text/155250.html

Трагедия русского правописания – Да, три легкие буквы отменили, а три твердые дали. – Какие же твердые? – Скверные буквы: Гэ,Пэ,У. (Из дневника М.Пришвина) 85 лет назад, 10 октября 1918 года декретом Совнаркома «О введении новой орфографии» в бывшей России были установлены новые правила правописания, разработанные Народным комиссариатом просвещения. 13 октября данный декрет за подписью замнаркома просвещения М.Покровского и управделами совнаркома В. Бонч-Бруевича был опубликован в газете «Известия» и стал непреложным руководством к действию. Все типографии, издательства, учебные заведения обязаны были срочно перейти на новое правописание. К сожалению, подлинное значение данного нововведения в судьбах России в достаточной мере нами и поныне не осознанно и не понято в силу целого ряда причин. Со школьной скамьи мы смутно что-то представляли о старорежимной царской орфографии с никому ненужными «ятями», твердыми знаками и еще какими-то мертвыми буквами алфавита, которые отменила доблестная социалистическая революция русского народа, но каких-то подробностей о характере данной реформы, истинных целях и задачах инициаторов данной авантюры (другого слова не подберу) доселе ничего не знаем. В последние годы интерес к дореволюционной русской орфографии в России заметно возрос. Прежде всего, это нашло отражение в возврате к написанию наименований некоторых торговых предприятий, изделий и, конечно же, православных издательств. Яркие вывески типа «Трактиръ», «Яръ», «Грандъ» вполне уживаются в больших городах с англоязычными названиями всевозможных «шопов» и «дональсов». Среди православных издательств, ныне обозначающих себя в традиционном русском правописании, можно отметить такие, как «Паломникъ», «Лествица», «Pycckiй Хронографъ», «САТИСЪ», «ЦАРСКОЕ ДЕЛО» и некоторые другие. Все чаще можно встретить (даже не в православных изданиях) написание слова мip (в значение планеты, вселенной) с десятиричной буквой и (i), как это было принято в старой русской орфографии. Наконец, все громче раздается голос филологов, лингвистов, ревнителей русского языка о катастрофическом положении нашего нынешнего правописания, об убийственной деградации современной разговорной речи в России.

http://pravoslavie.ru/54.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Вадковский Александр Васильевич; 3.08.1846, с. Царёвка (Гремячка) Кирсановского у. Тамбовской губ.- 2.11.1912, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Род. в многодетной семье свящ. Василия Иовлевича Вадковского. В 1848-1858 гг. семья проживала в с. Матчерка Моршанского у. Однажды приход свящ. Василия посетил свт. Феофан (Говоров) . Святителю были представлены все дети Василия Иовлевича, но он обратил внимание только на Александра, благословил его, возложив руку на голову. В детстве А. Вадковский дружил со своим ровесником и земляком Василием (буд. митр. Киевский сщмч. Владимир (Богоявленский) ), отличался от замкнутого и застенчивого друга живостью характера и веселым нравом. В 1856-1860 гг. учился в Тамбовском ДУ, с осени 1860 г.- в Тамбовской ДС. В 1866 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1870 г. со степенью канд. богословия за соч. «Отношение арианства к неоплатонизму, преимущественно у александрийских иудеев». Антоний (Вадковский), митр. С.-Петербургский. Портрет. Худож. А. А. Карелин. 1911 г. (ГЭ) Антоний (Вадковский), митр. С.-Петербургский. Портрет. Худож. А. А. Карелин. 1911 г. (ГЭ) 14 апр. 1871 г. получил степень магистра богословия. На кафедре гомилетики и теории словесности в это время преподавал проф. И. Я. Порфирьев , определивший научную специализацию А. В. Вадковского, 1 мая 1871 г. назначенного доцентом по кафедре церковного проповедничества. Помимо преподавания Вадковский с 1875 г. работал в возглавляемой П. В. Знаменским комиссии по описанию рукописных и старопечатных книг б-ки Соловецкого мон-ря , переданных КазДА. Регулярно публиковал статьи в «Православном собеседнике» , в 1874 г. стал его редактором. В 1872 г. вступил в брак, но в 1879 г. овдовел, через 3 года умерли от дифтерита двое его детей. 4 марта 1883 г. архиеп. Казанским Палладием (Раевым) А. В. Вадковский был пострижен в монашество с именем в память о глубоко почитаемом им архиеп. Казанском Антонии (Амфитеатрове) . 6 марта 1883 г. рукоположен во иеромонаха, 14 нояб. того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем казанского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря ; продолжал преподавательскую и научную деятельность в КазДА. 12 дек. 1883 г. советом академии А. был избран и позднее утвержден Синодом в звании экстраординарного профессора, с 12 дек. 1884 г. инспектор КазДА, о к-рой заботился на протяжении всей жизни. Восстановил обычай чтения молитв до и после академических лекций, пожертвовал крупную сумму для приобретения отдельного участка на городском кладбище для погребения студентов КазДА. В 1891 г. переслал в дар академии 287 книг, в 1899 г. пожертвовал 5 тыс. р. для учреждения стипендии. А. являлся секретарем и докладчиком на Соборе архиереев Волго-Вятского края (1885), а также составителем проекта «Пастырского послания епископов к православным их паствам».

http://pravenc.ru/text/Антонием ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЬЯКОНОВ Игорь Михайлович (30.12.1914 (12.01.1915), Петроград - 2.05.1999, С.-Петербург), историк и языковед, гебраист. В 1938 г. окончил филологический фак-т Ленинградского (ныне С.-Петербургского) ун-та. В 1940-1941 и 1945-1950 гг. преподаватель, затем профессор отд-ния семитологии Ленинградского ун-та. В 1937-1959 гг. Д.- сотрудник, позже зав. отделом Др. Востока в ГЭ, в 1954-1999 гг. зав. отделом Др. Ближ. Востока в Ленинградском (ныне С.-Петербургском) филиале Ин-та востоковедения АН СССР (ныне Российской АН). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. И. М. Дьяконов. Фотография. 1988 г. И. М. Дьяконов. Фотография. 1988 г. Д. специализировался в области истории Др. Передней Азии, был широко известен трудами по истории древневост. цивилизаций, гос-в Ассирия, Урарту, Парфия, Мидия, Шумер, Вавилония, писал статьи для 3-томной «Истории Древнего мира» и участвовал в организации работы по изданию этого исследования (1982), а позднее - многотомной «Истории Древнего Востока» (1983-1988). Все исторические труды ученого опираются на первоисточники: на материалы письменных и эпиграфических памятников, на данные археологии. Завершением исторических исследований Д. стала обобщающая кн. «Пути истории: от древнейшего человека до наших дней» (М., 1994). Д. приобрел мировую известность исследованиями по сравнительно-историческому изучению семитских и афразийских (семито-хамитских) языков Др. Передней Азии, урартского и хурритского языков (древних языков кавк. ареала). В 80-90-х гг. Д. организовал и возглавил коллективную работу по созданию сравнительно-исторического словаря афразийских языков; в 1988 г. опубликовал обобщающую работу по афразийским языкам, в к-рой изложил концепцию реконструкции исторического развития этих языков. Д. перевел, реконструировал и издал с комментариями текст эпоса о Гильгамеше (1961), опубликовал древние мифы Востока и Запада (1990), а также переводы Книг Екклесиаста и Песни Песней Соломона, сделанные непосредственно с оригинального текста, исследование «Песни Деборы» как древнейшего библейского текста (1995). Д. совместно с учениками и младшими коллегами опубликовал «Ветхий Завет. Плач Иеремии. Екклесиаст. Песнь песней» (1998). Стихотворные переводы сохраняют мн. художественные особенности поэтических текстов и снабжены подробными комментариями.

http://pravenc.ru/text/180762.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ ФУРНОАГРАФИОТ [из Фурны; греч. ιονσιος του εκ Θουρν] (1670, Фурна, совр. ном Эвритания, Греция - после 1744, ?), иером., иконописец, известен гл. обр. как составитель «Ерминии» (1730-1733). Сведения, касающиеся биографии Д. Ф., записаны его учеником Феофаном из Аграфы (опубл.: ημαρς Κ. Θ. Θεοφνους του εξ Αϒρφων βος ιονυσου του εκ Θουρν//Ελληνικ. 1937/1938. Τ. 10. Σ. 273-279). Д. Ф. род. в семье священника, владевшего ремеслом медника. В 12-летнем возрасте пришел в К-поль, где прожил 4 года. В 1686 г. удалился на Афон. В сане иеромонаха жил и работал как иконописец в скиту Мелетия в Карее до 1734 г., имел учеников-иконописцев. К работам одного из них относят роспись храма св. Димитрия в мон-ре Ватопед (1721). По возвращении (1734) в Фурну в 1740-1741 гг. основал иконописную школу под покровительством К-польской Патриархии. В работах Д. Ф. часто ошибочно видят влияние манеры письма Мануила Панселина (XIV в.). Из монументальных произведений Д. Ф. известны: 2 сохранившихся фрагмента росписи - с неизвестным святым и святым в венце (царь Давид?) (1711, отреставрированы Д. Ф. в 1731; с 1915 в С.-Петербурге, в 1930 переданы в ГЭ), росписи маленькой часовни св. Иоанна Крестителя в скиту Мелетия, Карея (1711, отреставрированы Д. Ф. в 1731), зап. стены кафоликона монастыря Дохиар (1721) и ц. свт. Василия в Рендине в Фессалии (1721). Росписи церквей в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и в честь Преображения Господня в Фурне погибли. Иконописное наследие Д. Ф. составляют иконы Иисуса Христа, Божией Матери, св. Иоанна Крестителя (все 1711, часовня во имя св. Иоанна Крестителя в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Аграфе); св. Иоанна Крестителя (1711, часовня во имя св. Иоанна Крестителя в скиту Мелетия, Карея); «Успение Богородицы» (1711, Эвритания); «Двенадцать апостолов» (1722, иконостас кафоликона монастыря Каракал на Афоне); 6 икон, в т. ч. «Христос Великий Архиерей», «Богородица Живоносный Источник», «Св. Иоанн Креститель», «Апостолы Петр и Павел» (все в ц. в честь Преображения Господня в Фурне). Д. Ф.- автор 4 писем, 18 эпиграмм и 2 текстов литургического содержания. Соч.: Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, сост. иером. и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733/Пер.: еп. Порфирий [Успенский]//ТКДА. 1867. 7; 1868. 2, 3, 6, 12. Отд. отт.: К., 1868. М., 1993р. Лит.: Афонские древности: Кат. выст. из фондов ГЭ. СПб., 1992. С. 56. Кат. 77-78; Bentchev I. Dionysios ek Phurna//Saur allgemeines Künstlerlexikon. Münch.; Lpz., 2000. Bd. 27. S. 516-518; idem. Griechische und bulgarische Malerbücher: Technologie. Recklinghausen, 2004. S. 66-68. И. Бенчев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Дионисий ...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Mcmucлab Киевский, св. Описания иконы Мстислав Киевский, св. - житие Мстислав Киевский (в крещении Феодор) (р. 1 июн. 1076 - в Киеве, 1132). Сын великого князя Киевского Владимира Мономаха, по долголетию отца унаследовал его престол лишь за семь лет до собственной кончины. Мстислав правил в Ростове, Новгороде, Белгороде. Энергии ему было не занимать: собственного дядю, князя Олега Черниговского, дважды пытавшегося захватить его владения, дважды разбил наголову. Но и христианином он был отчаянным: дважды прощал дядю. И - выиграл: семейный мир восстановился, невзирая на сражения и благодаря им. В 1127 году Мстислав на кресте поклялся защитить князя Ярослава, согнанного с престола племянником - но духовенство и все киевляне умолили его не проливать христианскую кровь. Святой послушался и до конца жизни хранил в себе боль неразрешимой в мире сем дилеммы, креста, обычного не только великих политиков, но и для простых верующих: знаешь, где правда, где твой долг, где христианство - но идти туда не можешь, ибо Господь не посылает того безумия, которым только хр[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Мстера. 1892.] Святой благоверный князь Мстислав. М.И. Дикарев. Икона. Мстера. 1892 год. 31 х 25. Из Мраморного дворца в Петербурге. В 1941 из Гос. Музея этнографии поступила в ГЭ. Санкт - Петербург. Файл 8553.jpg:   Размер: 967x1200, 1.16 MPix, 162 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (228) , (4) .

http://pravicon.com/icon-2487

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН МАГУЛА [греч. Κωνσταντνος Μαγουλς, букв.- «толстощекий»] (1-я пол. XV в.), доместик г. Фивы, визант. мелург; др. сведений о его жизни не сохранилось. Из произведений К. М. наиболее известен калофонический стих из полиелея «Молнии в дождь сотвори» (Пс 134. 7) 1-го гласа. В рукописной традиции это произведение К. М. наиболее распространено в версии, «украшенной» (καλλωπισμνος) его современником мелургом Мануилом Газисом (Lesb. Leim. 287. Fol. 30-32, ок. 1600 г.; 286. Fol. 49-51v, после 1600 г.; 285. Fol. 63-65, 1-я треть XVII в.; 245. Fol. 94-96v, 1649 г.; 230. Fol. 206-207; 459. Fol. 91v - 92v; 238. Fol. 119v - 120v, все 3 - ок. 1700 г.; 8. Fol. 57-57v, кон. XVIII в.; ГЭ. Ω. 1163. Л. 62-69 об., 1-я пол. XVII в.; РНБ. Греч. 237. Л. 43 об.- 45 об., посл. четв. XVII в.; 130. Л. 85 об., нач. XVIII в.; 132. Л. 121, посл. треть XVIII в.; 711. Л. 76 об., XVIII в.; РНБ. ОЛДП. О. 117. Л. 105 об.- 107 об., 1729-1731 гг.; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 15v - 16, 1680 г.; БАН. РАИК. 35. Л. 164 об.- 166 об., кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVIII в.; 42. Л. 108 об.- 112, сер. XVIII в.; Athen. O. et. M. Merlier. 12. Fol. 27-28, 30-40-е гг. XVIII в.; Lesb. Ypselou. 40. Fol. 30-32, ок. 1750 г.; транскрипция в нотации нового метода , выполненная в 1819 г. хартофилаксом Хурмузием : Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 17v - 20). В немногих самых ранних списках этот стих приведен без обработки (Ath. Iver. 1120. Fol. 262-276v, 1458 г.; Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 106-107, посл. четв. XV в.- здесь стих назван аллилуиарием). Будучи одной из самых распространенных калофонических обработок стихов полиелея, произведение К. М. чаще всего встречается в составе полиелеев «Раби Господа» Николая Кукумы (1-я пол. XV в.) и Панайотиса Хрисафа Нового (2-я пол. XVII в.), реже - в др. версиях, напр. в полиелее Петра Берекета (кон. XVII - нач. XVIII в.). Нередко этот стих бывает выписан отдельно, что является примером «превращения» части произведения в самостоятельную калофоническую матиму (Cypr.

http://pravenc.ru/text/2057090.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010