до Р. Х.) переехали мн. греч. мастера (наиболее известные: Агатоп, Солон, Диоскурид с сыновьями и учениками - личный резчик имп. Августа, основатель целой школы дактилиографов). Высший расцвет Г. переживала в период правления императоров из династии Юлиев-Клавдиев. Помимо гемм с портретами императоров и членов их семей, копий с прославленных образцов прошлого (картины, статуи, портретные бюсты) в рим. эпоху создавались многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими сценами. Среди самых известных - камея Августа с изображением имп. Августа, восседающего на троне рядом с богиней Ромой (сардоникс; приписывается Диоскуриду, кон. I в. до Р. Х., Музей истории искусств, Вена), самая крупная парижская камея, или Большая камея Франции с изображением 20 представителей семейства имп. Августа и подвластных империи народов (агат; круг Диоскурида; 31 ´ 26 см; Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж). Изготавливались также миниатюрные вазы (из сардоникса с изображением богов любви, I в., ГЭ), портретные бюсты (напр., миниатюрные портретные голова имп. Александра Севера, нач. III в., и бюст имп. Юлиана Отступника, халцедон, 60-е гг. IV в., ГЭ). Классицистический стиль эпохи Юлиев-Клавдиев в посл. четв. I в., при Флавиях, сменился более свободным живописным. Во II в., в правление Антонинов, Г. Рима, как и все виды искусства, отмечена новой волной классицизма, в значительной степени ориентированного на эпоху эллинизма. В работах резчиков позднего периода империи нарастает полихромность - вместо рисунка предпочтение отдается яркому декоративному пятну наряду с мягкой живописностью силуэта. Восточная Г. Высокий уровень Г. сохранился в III-VI вв. на территориях гос-ва Сасанидов. Г. Передней Азии восходит как к древней вост. традиции (прежде всего к персидской, т. к. Сасаниды претендовали на роль имперских наследников Ахеменидов), так и к эллинистической. Основные сюжеты гемм (вставки для перстней или «скарабеи» из халцедона, сердолика, яшмы, аметиста, граната; служили печатями): портретные изображения шахов и членов их семей или шахов вместе с божествами, сцены побед шахов над врагами и т.

http://pravenc.ru/text/165147.html

Призами основного конкурса соискателей одаривали члены жюри. Приз за лучшую мужскую роль Настасья Кински вручила Кирану Чарноку, сыгравшему роль парня, отсидевшего срок за попытку убийства пьяного водителя, задавившего его девушку. Дебют Дастина Финили «Заблудшие» - первый новозеландский фильм, показанный на ММКФ. Кино атмосферное, текучее, медленное, но за знакомством героя с сербской эмигранткой наблюдаешь с большим сочувствием, правда, без особой веры в хороший исход. Она - пациентка психиатрической клиники, но сейчас направляется на свидание с сыном, живущим в новой семье. Пара изо всех сил гонит прочь безысходность, но финал режиссер оставляет открытым... Лучшей актрисой названа Джованна Медзоджорно, сыгравшая героиню в мистическом «Неаполе под пеленой» Ферзана Озпетека (Италия). Большой аванс выдало жюри, вручив свой приз китаянке Ян Гэ за дебют под названием «Ню». Девушка, несомненно, талантлива - учится в мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе, играет на сцене «Гоголь-центра», дошла до финала в конкурсе «Голос». Но фильм «Ню», по сути интимный дневник автора, ищущего спасения от несчастной любви во все новых пошловатых интрижках, тянет, самое большее, на студенческую работу или хоум-видео для друзей, но никак не на участие в конкурсе фестиваля класса «А». Как бы ни восхищались иные критики «свежестью» и «новизной» повествования. Собственно, речь дебютантки, как на вручении приза, так и на представлении фильма перед показом, напоминала выступление на капустнике в студенческом клубе. Ян Гэ пообещала нам «быть хорошим человеком», «много трудиться» и никуда «не уезжать из Москвы », где ее так хорошо «поняли»... Лучшим режиссером, при наличии серьезных соперников, назвали Александра Котта за фильм «Спитак» - о страшном декабрьском землетрясении 1988 года в Армении, унесшем жизни 25 тысяч человек и оставившем без крова полмиллиона человек. Понадобилось 30 лет, чтобы кинематографисты оказались готовы к исследованию причин этой трагедии, фильм Сарика Андреасяна «Землетрясение» зрители уже посмотрели. Человек в пограничном состоянии - тема Котта, достаточно вспомнить его «Брестскую крепость» и фильм «Испытание» о взрыве на ядерном полигоне. «Спитак» снят сдержанно и лаконично, как того требует дата, ожидаемо трагедия показана через призму личного восприятия ее главным героем, дочка и жена которого чудом спасаются из-под завалов.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/4/kogda_...

При настоятеле (ок. 1663-1681) игум. Павле († дек. 1682) кожеезерская братия в отличие от старцев Соловецкого монастыря поддержала церковные реформы патриарха Никона. В К. м. были сосланы «на сбереженье» чернец Иов (Салтыков), сын боярский Осип Пирютин и Аверкий Москвитин. В 1676 г. указом царя Феодора Алексеевича в К. м. приписывалось перевести протопопа Аввакума Петрова «со товарыщи». Однако перевод не состоялся ( Малышев. 1965. С. 332-333). Игум. Павел заботился о сохранении монастырских угодий: в 1670 г. вернул насильно захваченные крестьянами Клещепольской вол. сенные покосы, а также приобрел новые земли. В 1681 г. он отстоял право К. м. на ловлю семги в устье р. Кожи, на которое претендовал Соловецкий мон-рь. При игум. Павле К. м. получил от царя Феодора Алексеевича послушную грамоту на все прежние грамоты. Состоялась канонизация прп. Никодима, над его мощами возвели часовню, составили Пространную редакцию его Жития. В 1695 г., при настоятеле игум. Анании (1693-1698), были обретены нетленные мощи прп. Никодима. Игум. Матфей (Спицын), возглавлявший К. м. в 1707-1715 гг., составил сборник, посвященный Кожеезерским святым (БАН. Арханг. Д. 405). Георгий (ок. 1722) был последним настоятелем в сане игумена, затем обителью управляли строители. 17 авг. 1758 г. К. м. был приписан к каргопольскому в честь Преображения Господня мон-рю, к-рому обязывался ежегодно выплачивать по 50 р.; в 1764 г. К. м. был упразднен. Библиотека Сказание «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни и о Житии предивнаго старца Серапиона». Рукопись нач. XVIII в. (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1) Сказание «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни и о Житии предивнаго старца Серапиона». Рукопись нач. XVIII в. (БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1) В 1764 г. имущество, в т. ч. и книжное собрание К. м., было передано в каргопольский Преображенский и Александров Свирский мон-ри. В описи 1765 г., составленной после закрытия обители, значилось более 50 книг ( Челмогорский. 1901. 23. С. 646-656). Самые ранние рукописи К. м., появившиеся уже при первых насельниках, в кон. XIX в. обнаружены и описаны А. Е. Викторовым в б-ках Свирского мон-ря и Архангельской ДС: Правила Соборов св. отцов XV в. (в собр. Александрова Свирского монастыря. 17(78)), Торжественник XV в. (Там же. 43(62)), «Диоптра» Филиппа пустынника XVI в. (Там же. 24(73)) и Пролог сент.-февр. XVI в. ( Викторов. 1890. С. 36, 177-178, 184-185). Долгое время в обители хранились синодик и вкладная книга (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62), заведенные еще старцем Нифонтом. Синодик сгорел во время пожара в 1884 г.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Екатерины II по заказу Вологодского купеческого об-ва, в 1833 г.- имп. Николая I (поясной вариант 1840 г.- в Вологодской обл. картинной галерее). В наст. время известны 8 произведений К., в т. ч. «Автопортрет» и «Портрет вел. кн. Александра Павловича в юношеском возрасте» (нач. XIX в., ВГИАХМЗ), являющийся творческой копией с портрета 1792 г. кисти франц. худож. Ж. Л. Вуаля (ГЭ, повторение в собрании ГРМ; см.: Немилова И. С. Франц. живопись, XVIII в.: Кат. Л., 1985. С. 429. 335; Живопись XVIII - нач. ХХ в.: Кат./ГРМ. Л., 1980. 1293). К. исполнил 3 портрета архиеп. Иринея (Нестеровича) (все в собрании ВГИАХМЗ; см.: ПЭ. Т. 26. С. 465-466; ранее считались портретами еп. Евлампия (Пятницкого); см.: ПЭ. Т. 17. С. 155-156). Поясной парадный портрет, находившийся в настоятельских кельях Спасо-Прилуцкого монастыря, имеет авторскую подпись художника (слева внизу охристым цветом: «П: Пиколай Катинъ. 1848 Года»). Два др. (погрудных) изображения архиеп. Иринея (ок. 1848, происходят из Духовской ц. Вологды и вологодского древлехранилища), а также «Портрет протоиерея» (сер. XIX в., ВГИАХМЗ) приписываются К. на основе стилистических и технологических особенностей. Этюд натурщика, исполненный маслом на бумаге, хранится в собрании ТОКГ. Живописные работы К. можно причислить к романтическому направлению в искусстве 1-й четв. XIX в., что сближает их с ранними произведениями Тропинина. Влияние романтизма особенно проявилось в ранних портретах К.: для них характерны поэтизация образа, пластическая мягкость, воздушность в передаче пространственной среды. Впосл. работы художника приобрели большую определенность в передаче характера человека, соответствующую академическим принципам сер. XIX в. Лит.: Титов Н. О посещении Белавинской пуст., находящейся на Каменном о-ве близ с. Кубенское//Вологодские ГВ. 1847. 32. С. 310-312; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 1. С. 122; Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской АХ за 100 лет ее существования/Ред.: П. Н.

http://pravenc.ru/text/1683899.html

В 1717 г. З. написал обширный (775 л.) экзегетический труд «Хлеб ангельский, на крестном жерновнице испеченный» и посвятил его царю Петру I и Местоблюстителю Патриаршего престола митр. Стефану (Яворскому) . Это сочинение напечатано не было и сохранилось в рукописи (РНБ), украшенной орнаментами и множеством миниатюр. Под изображениями святых, Петра I, царевича Алексея Петровича , др. членов царской семьи и митр. Стефана помещались стихотворные подписи З. Сочинение представляет собой толкование на Евангелие от Иоанна с использованием произведений не только отцов Церкви, но и «внешних учителей»: Иосифа Флавия , Цезаря Барония , Эразма Роттердамского , а также трудов Симеона Полоцкого , архиеп. Лазаря (Барановича) и др. В предисловии З. определил ценность книги «не столько в толкованиях евангельского текста, сколько в дедикациях, рисунках и виршах». После 1717 г. З. написал прозой и стихами обширные тексты для 2 изображений: «Нагробок смутнопечалный… царевны Натальи Алексеевны» (Гос. Рус. музей) - к живописной эпитафии сестре царя Петра I, написанной «в облегчение и утоление скорби», и «Тезис Афанасия Заруцкого» (ГЭ) - к гравюре Г. П. Тепчегорского . На ней изображены Петр I, царевичи Алексей Петрович, Петр Петрович и Петр Алексеевич, держащие здание церкви. В пояснительных надписях З.: «Яко раменми Церковь царь з сынми двизае, власть церковну на рамех своих утверждае», «Алексий, Царский сын, Церковь воздвизае, Петру, камню веры, отцу подражае» - им дана отсылка к труду митр. Стефана (Яворского) «Камень веры», название к-рого истолковано как указание на главного защитника Православия и победителя еретиков-шведов Петра I. Образы видения ап. Иоанна Богослова представлены в панегирике как свидетельства того, что в борьбе со шведами Петр I призван победить врагов правосл. Церкви, низложить «хулящих крестную силу силою креста Христова богоборни языки». За этот труд 18 февр. 1718 г. гетман Скоропадский пожаловал З. с. Зноба, прилегавшее к его землям в Новгород-Северском у. 21 марта 1718 г. З. получил от царя жалованную грамоту «за труды ево в составлении печатной конклюзии на прославление имени нашего царского величества», по которой закреплялось за ним «в вечное владение» все прежде ему пожалованные и лично приобретенные земли и угодья, в том числе с. Зноба. Похоронен в новгород-северском Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/182641.html

Ил. 1. Мученики Порфирий и Косьма. Мозаика куполаротонды св. Георгия в Салониках. Третья четверть V в. Ил. 2. Вмч. Димитрий Солунский с подводимыми к нему детьми. Мозаика базилики Святого Димитрия в Салониках. V–VI вв. О том, что пенула или фелонь являлись светской одеждой, свидетельствуют изобразительные памятники доиконоборческого периода. Рассмотрим немногочисленные дошедшие до нас мозаичные ансамбли Италии и Греции. На мозаике купола ротонды св. Георгия в Салониках V в. на фоне архитектурных сооружений в эллинистических традициях представлены молящиеся в позах орантов (ил. 1). В композицию включены святые, среди которых далеко не все принадлежат церковной иерархии, при этом все они, кроме воинов, облачены в фелони. На мозаике западной стены южного нефа базилики святого Дмитрия в Салониках V–VI вв. с изображением Димитрия Солунского с подводимыми к нему детьми, дети изображены в похожей одежде (ил. 2). На створке диптиха из Мурано (Египет, VI в., ГЭ) Мария и Елизавета изображены в открытых плащах с капюшоном (ил. 3) 7 . Аналогичные плащи с капюшоном в форме полукруга позже войдут в состав облачения западных клириков под названием «каппа» или «плувиал» 8 . Некоторые наименования римской одежды времен поздней Античности, такие как далматика, паллиум, туника и стола, закрепились в названиях богослужебной одежды Западной Церкви, что и подтверждает версию о происхождении облачения духовенства от светской одежды. В апостольские времена уже выделяли некоторую повседневную одежду для богослужения 9 . Но в ранний период распространения христианства в Римской империи состав богослужебного облачения не регламентировался, а отношение к одежде в различных общинах было неоднозначным. Предание донесло до нас лишь отрывочные сведения касательно литургического облачения христианских общин. Начало формирования одежды духовенства произошло уже в Византии. В IV в., благодаря легализации христианства при императоре Константине, преследование христиан прекратилось. На заре истории Византийского государства и складываются основные типы богослужебных одежд, которые на протяжении всего византийского периода претерпевают определенную эволюцию, а каждый отдельный элемент облачения приобретает символическое значение 10 . Так, к примеру, о фелони как богослужебной одежде известно только с кон. IV – нач. V в. До конца XI в. в нее облачались не только священники, но и епископы. В Западной Церкви похожее облачение с VI в. известно под именем «казула». Первоначально на Западе это была общая одежда всех клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

В 1263 г. в соборе В. Р. м., в юго-зап. углу под хорами, был погребен св. кн. Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, к-рую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в наст. время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у юж. двери собора, к-рая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В февр. 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге. Погребение блгв. кн. Александра Невского. Гравюра. 1893 г. (РГБ) Погребение блгв. кн. Александра Невского. Гравюра. 1893 г. (РГБ) В. Р. м. пострадал от пожаров в кон. XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в мон-ре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми» (ПСРЛ. Т. 4. С. 530; Т. 6. С. 38; Т. 8. С. 221). В 1536 г. сгорела «половина монастыря». Мн. настоятели В. Р. м. занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи - свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) - до своего поставления на кафедру управляли В. Р. м. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. В. Р. м. Павел. В 1517 г. настоятель обители архим. Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели мон-ря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архим. Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова . В 1613 г. архим. Исаия первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича . 24 июня 1619 г. архим. Исаия участвовал в поставлении на Патриарший престол Филарета (Романова) , 28 сент. 1645 г. архим. Иона - в чине венчания на царство Алексея Михайловича . На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского мон-ря в Москву, в дек. 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты В. Р. м.- Павел и Платон (Петрункевич) - являлись членами Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/154981.html

В центральной части нефа, ближе к дверным проемам, расположены отдельные фрагменты росписи с характерными особенностями более позднего периода. Художественные решения разномасштабных изображений архангелов, отдельных святых и портретов исторических лиц выявляют черты росписей XVI-XVII вв. Сохранились части праздничного (Воскрешение Лазаря, Распятие, Сошествие во ад) и Страстного (Снятие с креста, Оплакивание) циклов, а также отдельные изображения св. воинов, преподобных, ктиторов. На зап. стене представлена композиция «Успение Пресв. Богородицы» расширенной иконографической редакции палеологовского периода. Святыни Все иконы Д., известные по описаниям Бакрадзе, Кондакова, П. С. Уваровой и фотографиям XIX (Д. Ермаков) и XX вв., являлись образцами груз. чеканного искусства. За исключением иконы вмч. Георгия, на них изображены небесные покровители Д., архангелы Михаил и Гавриил. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Кондаков и Бакрадзе в кон. 80-х гг. XIX в. уже не застали 2 наиболее значительные чеканные иконы архангелов Михаила и Гавриила, украшенные медальонами из перегородчатой эмали (нач. XII в.). Они, как и ценности др. монастырских хранилищ (Шемокмеди, Мартвили и др.), под предлогом замены старых окладов новыми были незаконно вывезены в С.-Петербург фотографом Д. Сабин-Гусом и проданы коллекционерам А. Звенигородскому, М. Боткину, А. Бобринскому и др. Позже отдельные фрагменты чеканных окладов икон были обнаружены Л. А. Мацулевичем в частных коллекциях, часть попала в разные музеи мира: 9 из 10 медальонов иконы арх. Гавриила, приобретенных из коллекции Звенигородского П. Морганом, были подарены Метрополитен-музею (Нью-Йорк), 1 - Лувру, откуда медальон позже попал в Музей Клюни. 3 пластины с эмалевыми изображениями из коллекции Бобринского (1 с иконы арх. Михаила, 2 - надписи с иконы арх. Гавриила) экспонируются в ГЭ. 4 медальона с иконы арх. Михаила из коллекции Боткина Гохран СССР в 1923 г. возвратил в Грузию (ГМИГ). Судьба остальных памятников неизвестна.

http://pravenc.ru/text/171875.html

— Я? Я тут… живу. — Может, тебя до дома отвезти? — предложил я, полагая, что такой ответ подразумевает наличие близкого жилья. — У меня нет дома. Стоп. Парень, похоже, то ли упоролся, то ли обкурился. Надо с ним как-то поосторожней. Хорошо, переключим его на другую тему. — Тебя как зовут-то? — Я не помню… — опять захлюпал он носом. — Сейчас меня зовут Летучий Г. — Летучий кто?! — ошеломленно повторил я. — Гэ? — Да, Летучий Гэ. — Летучий Голландец, что ли? — Нет, Летучий Гаишник. Но вы можете называть меня просто: Летучий Г. Я отошел от него на шаг. Видимо, без “белочки” тут все же не обошлось. Позвонить в “скорую”? Тогда спустить дело на тормозах вряд ли удастся. Хотя повреждений у машины нет, попробуй, докажи, что именно я сбил. Но оставлять его тут одного без присмотра нельзя, мало ли что ему в голову взбредет. Да это мне даже на руку в такой ситуации. Если что — скажу, что подобрал на дороге, на проезжей части валялся пьяный. — Ладно, — сказал я, — садись, а там решим. Я помог всхлипывающему гаишнику сесть в машину, надеясь, что чудило по дороге придет в себя и вспомнит свой адрес. — Ну, куда тебя везти? — спросил я, трогаясь с места. — Куда-нибудь… Все равно. А можно с вами? Возьмите меня с собой, пожалуйста… — Да ты знаешь, — я глянул на погоны, — капитан, я вообще-то по делу еду. По конфиденциальному делу, — уточнил я, давая понять, что пассажиры мне ни к чему. — Не оставляйте меня здесь… Ну, пожалуйста… Он просил с таким страданием в голосе, что язык не поворачивался отказать, и я, “старый солдат, не знающий слов любви”, махнул рукой: — А, ладно, хрен с тобой. Поехали. Летучий Г потихоньку хлюпал носом на заднем сиденье, с тоской поглядывая в окно. Если бы не обстоятельства нашего знакомства, то он ничем не отличался бы от самого обычного сильно расстроенного человека. На вид ему было за тридцать, худой, бледный, с заостренным носом, под глазами синяки. Выглядел он потрепанным и жалким. — Ты как оказался-то здесь? — решил я немного разговорить неожиданного попутчика.

http://azbyka.ru/fiction/chernyj-paket-n...

письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ), на прориси с иконы XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399), на эмалевой иконе 1866 г. (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253), на 2 иконах XIX в. (с поновлениями XX в.) и на пяднице кон. XIX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) изображены 3 юных святых (прав. братья справа и блж. Иаков Боровичский слева?), видимо с поздними ошибочными подписями имен на нимбах. «Старинный» образ такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и с Новгородскими святыми (И. и Иоанн в верхнем ряду) находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). В иконописи XX в. изображения братьев встречаются, напр., в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) (иконы 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239),- святые обращены друг к другу; на иконе «Собор Новгородских чудотворцев» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде; между братьями - св. Иаков Боровичский). Ист.: Сказание о святых отроках Иоанне и Иакове, Менюшских чудотворцах, почивающих в ц. во имя св. Живоначальной Троицы в с. Менюши, Новгородской губ. и уезда/Ред.: И. Токмаков. М., 18952; Моисеев С. В. Архиерейская служба в Менюше//София. Новгород, 1996. 3(13). С. 3; Традиционный фольклор Новгородской обл.: Сказки, легенды, предания, былички, заговоры (по записям 1963-1999 г.)/Изд. подгот.: М. Н. Власова, В. И. Жекулина; [публ. подгот.: А. А. Панченко, С. А. Штырков]. СПб., 2001. С. 160. 160 («Иван и Яков»; коммент.: Там же. С. 427-428). Лит.: Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 101-106; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 238; Никольский Ф. Из с. Менюш, Новгородского уезда//Новгородские ЕВ. 1895. 21. С. 1214-1224; Зверинский. Т. 2. С. 372-373; Голубинский. Канонизация святых. С. 151; Levin E. Dvoeverie and Popular Religion//Seeking God: The Recovery of Religious Identity in Orthodox Russia, Ukraine, and Georgia/Ed. S. K. Batalden. DeKalb (Ill.), 1993. P. 41-42; Панченко А. А. Иван и Яков - странные святые из болотного края (религ. практики совр. новгородской деревни)//Религ. практика совр. России. М., 2006. P. 211-235; Святые Новгородской земли, или История святости Сев. Руси в лицах, X-XVIII вв. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1160-1165, 1315; Терешкина Д. Б. Новгородская житийная лит-ра: Учеб. пособие. Вел. Новгород, 2006. С. 49-50. Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 351. А. А. Романова, Ю. Б. Комарова

http://pravenc.ru/text/200323.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010