804 20 сентября 1682 года была окончена печатанием книга «Увет духовный». Она составлена по поручению патр. Иоакима и под его наблюдением. 805 После изложения применительно к полемическим целям истории исправления книг при патр. Никоне, в «Увете» сделан основательный, с ссылками на «древние» книги, разбор по статьям известной стрелецкой челобитной, а затем в виде приложения помещено известие о найденной патр. Иоакимом в патриаршей ризнице правой руке апостола Андрея – что пальцы её сложены для крестного знамения по православному. 806 Изданием «Увета» был сделан, говоря условно, ценный вклад в полемическую литературу. В том же 1682 году «Увет» был разослан по епархиям для всенародного чтения. 807 Жезл, Извещение и Увет, как изданные высшею властью, имели тогда общеруководственное значение. Известны также и частного происхождения и значения полемические труды того времени. От митрополита Казанского Адриана (1690–1700 патриарх) осталось сочинение «О древнем предании св. апостол и св. отец, како подобает православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты и кия слагати». 808 От неизвестного по имени автора сохранилось сочинение – «Брозда духовная». 809 Оно появилось в свет в 1683 году по поводу самосожжения раскольников в местечке «Доры Каргопольской области». 810 В 1675 году было написано «Обличение на соловецкую челобитную». 811 Автор сочинения – известный католический священник серб Юрий Крижанич, бывший в то время в ссылке в Сибири. В том же 1675 году «Обличение» проникло в Москву, было «на верху» – у государя, по всей вероятности, обратило на себя внимание и духовной высшей власти. Крижанич разобрал челобитную далеко не вполне 812 и не везде обстоятельно; 813 и именем своего автора «Обличение» не могло быть авторитетно для раскольников, тем более что в нем заметно увлечение некоторыми особенностями римской церкви. 814 Тем не менее в труде Крижанича есть несколько прекрасных отделов, основательных по глубине мысли и написанных с убеждением. Поэтому еще в 1704 году справщик московской типографии Поликарпов перевел «Обличение» с сербского языка на славянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Особенно же должно хранить себя от обращения с женским полом, ибо как восковая свеча, хотя и незажженная, но поставленная между зажженными, растаивает, так и сердце инока от собеседования с женским полом неприметно расслабевает, о чем и святой Исидор Пелусиот говорит так: «Аще (глаголющу Писанию) кия «беседы злы... тлят обычаи благи» ( 1Кор.15,33 ), то беседа с женами, аще и добра будет, обаче сильна есть растлити внутреннего человека тайно помыслы скверными, и чисту сущу телу, пребудет душа осквернена: что бо твердев есть камене; что же воды мягчае; обаче всегдашнее прилежание и естество побеждает: аще убо естество, едва подвижимое, подвизается, и от тоя вещи, юже имать ни во чтоже, страждет и умаляется, то како воля человеческая, яже есть удобь колеблема, от обыкновения долгого не будет побеждена и превращена» 9 (Прп. Исидор Пелусиот . «Письма», 284). А потому для сохранения внутреннего человека надобно удержать язык от многословия: «муж же мудр безмолвие водит» ( Притч.11,12 ) и «иже хранит своя уста, соблюдает свою душу» ( Притч.13,3 ) и помнить слова Иова: «Завет положих очима моима, да не помышлю на девицу» ( Иов.31,1 ). и слова Господа Иисуса Христа: «всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем» ( Мф.5,28 ). Не выслушав прежде от кого-либо о каком-либо предмете, отвечать не должно: «Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение» ( Притч.18,14 ). 10. О молитве Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного; в часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя грешнаго; или же прибегать собственно ко Пресвятой Богородице, молясь: Пресвятая Богородице, спаси нас, или говорить поздравление ангельское: Богородице Дево, радуйся... Таковым упражнением при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам святого Исаака Сирина , «без непрестанной молитвы ты не можешь приблизиться к Богу» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

См.: Соловьев П., священник. Христианские мученики, пострадавшие на Востоке со времени завоевания Константинополя турками/Перевод с новогреческого. СПб., 1862. 573 Однако если в храме находится архиерей, то священник не должен на возглас «Мир всем» благословлять рукою, помня слова апостола ( Евр. 7, 7 ), а также, что среди «всех» стоит тот, кто облечен властью Самого Христа. 574 Люди, недугующие гордостью, пусть не защищаются (см.: Деян. 10, 16 ; Откр. 19,10; 22,9 ; я не говорю уже о «Регламенте» Петра I), а пусть лучше вспомнят случаи в житиях святых, когда не только простецы духовным кланялись в землю – что неудивительно, но и сами архиереи, и прославленные чудотворны в полном облачении падали ниц перед простыми мирянами и монахами! См.: св. Григорий Двоеслов . Житие Марии Египетской. Также ср. обычай в Оптиной пустыни становиться на колени перед старцами. 577 Δακτυλοις, «перстами», а не δακτυλοιν, «перстома», что говорит против раскольников. См.: Озерский А. И. Выписки из старописьменных и других книг... М., 1896. Ч. 2. С. 377. Примечание. Некоторые цитаты из старопечатных книг будут далее приведены из этого источника без ссылки на него. 580 См. описание подобного случая у наших предков, не исключая и принадлежащих к высшим сословиям, в книге: Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария... С. 104. Кн. 5. Гл. 5. 581 Так, в житиях святых мучеников часто говорится, что они перед мучением или во время его чертили крест у себя на лбу. Примеры слишком многочисленны и легко находимы, чтобы их выписывать. Христианские воины непременно перед битвой крестились и только уже после того, как они положат, бывало, на своем челе крестное знамение, подавали сигнал к сражению. Так, у первохристианского поэта Пруденция ( Prudentius А. С. Contra Symmachym. Lib. II, 712) читаем: ...et cruce fronti luscripta cecinere того как осенят крестом свои лбы, дают сигнал трубы (лат.)) Много сведений об этом можно найти и у святых отцов и учителей Церкви первых трех веков. 583 См.: Краткое изъявление, о еже како всякому православному христианину, по древнему преданию святых апостол и святых отец, на изображение знамения креста святаго на лице своем подобаше руки своея персты, и кия слагати (печатаемое обыкновенно в Часослове и Псалтири).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

в) Выписка из 31 главы «Стоглава» о крестном знамении и благословении; причем автор показывает «како противу сему» определению Стоглава «ополчающиися клятве подлежат святого сего собора, понеже собор сей общим советом благочестивого царя и первопрестольника, со всеми священными мужи всея русские земли потщательне тогда и любомудренне испыта о предлежащей вине». 2) Из книги Петра Дамаскина «Слово» его, Дамаскина, о том, что в крестном знамении «два перста и едина рука являют распятого Господа нашего Иисуса Христа во двою естеству и во едином составе познаваема». «Видиши ли», говорит Герасим от себя, «яко два рече перста,·имя же подобает начертовати знамение честного креста, а ни три, ни пять... Кия же два перста святый сей воспомяну? Явлено всякому, яко бна два, указательный и великосредний, иже совокуплены образуют единого Христа во двою естеству». 3) Из книги Максима Грека «Слово, како знаменатися крестным знамением»; причем опровергается сказание «Чиновника» (Скрижали) о том, что Максим написал это слово по своему мудрованию, а не на основании церковного учения «понеже никого не воспомяну, предавшего, о сем». Дальше автор послания ссылается в подтверждение двуперстного сложения на «Грамматику киевския печати», изд. 7100 г. в Вильно; на «Хронограф», «Кириллову книгу», книгу «О вере и «Катихизис». Затем опровергает возражения «Скрижали» против двуперстного сложения. В послании Герасима Фирсова самостоятельного труда весьма мало. Почти все послание есть ни больше, ни меньше как ряд выписок о двуперстном сложении, заимствованных без всякой критики из разных книг и испещренных бесчисленным множеством напыщенных слов, выражающих одну и туже мысль. Но при всех своих недостатках внешних и внутренних в раскольнической литературе послание имеет громадное значение, потому что являет собою первый опыт защиты двуперстного сложения литературным путем. До Герасима, хотя и все старообрядцы кричали, что трехперстное сложение – «антихристова печать», но более или менее сильных доказательств на это никто не попытался представить.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Ты веси, яко злоба преступлением заповедей привниде в ны; прочее явно есть, яко хранением паки возвращается здравие. Но ниже без делания тех подобает нам желати, или надеятися очищения души: внегда во первых не ходим путем онем, ведущим к чистоте души. И да не речеши, яко Бог может и без делания заповедей, даровати нам благодатию очищение души: зане сия судьбы суть Господня, и не заповедает Церкви таковая просити нам. Иудее бо во время возвращения своего, еже от Вавилона ко Иерусалиму, путем утренным от естества ходиша, и тако приидоша во Святый град свой, и увидеша чудеса Господня: но Иезекииль паче естества, деланием откровения, восхищен бысть, и прииде во Иерусалим, и откровением Божественным бысть зритель будущаго обновления. По сему образу бывает и о чистоте души. Бывают нецыи, яко путем ходимым и законным онем, хранением заповедей в жительстве многотрудне, кровию своею входят в чистоту души: и суть ини, иже даром благодати тоя сподобляются. И сие есть дивное: яко даруемыя нам благодатию несть попущено нам попросити в молитве, и оставити жительство делания И богатому бо оному, вопросившему Господа, како наследую живот вечный, рече чисте сохрани заповеди. И егда рече, кия суть заповеди оны? рече ему: во первых, удалятися от дел злых, и тако научил есть его естественным заповедем Егда же взыска множайше что уразумети, рече ему: «аще хочеши совершен быти, продаждь имение твое и даждь нищим, и возми крест твой, и ходи во след Мене» Сие же есть, да умертвишися всему имению твоему, и тако жив будеши о Мне. Изыди из мира ветхаго страстей и тако входиши в мир новый Духа. Отъими и совлецы разум от нравов и коварствия и тако облекаешися в разум простый истины: тем бо еже рещи, возми крест твой, умерщвлению от всех в мире научил есть Господь. И егда умертви в нем ветхаго человека, сиречь страсти, тогда рече ему: гряди в след Мене. Невозможно есть ветхому человеку пойти в путь Христов, якоже Блаженный Павел рече: «яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует» И паки: совлецытеся ветхаго человека, тлеющаго в похотех, и тогда возможете облещися в новаго обновляемаго в разум подобия Создавшаго его И паки: мудрование перстное вражда есть на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

В XI веке Студийский устав с востока перешел на свежую благотворную почву русского иночества. Летописец по этому поводу пишет: «В 1051 году преп. Феодосий Печерский с умножением братии своей обители, начав искати правила чернеческого и обретеся тогда Михаил чернечь Студийского монастыря, иже бе пришел из грек с митрополитом Георгием, и нача у него искати устава чернечь студийских и обрет у него и списа и устави в монастыри своем». 268 Однако, в житии преп. Феодосия говорится иначе, а именно, что преп. Феодосий «посла единого от братии в Константин град, к Ефрему скопцу, да весь устав Студийского, списав, пришлет ему». 269 Эти разноречивые сказания примиряются предположением, что у чернеца Михаила был неполный список Студийского устава, почему преп. Феодосий и вынужден был послать в Константинополь за полным Студийским списком. 270 Это мнение поддерживает и проф. Голубинский. Он говорит, что преп. Феодосий «имел пред собою две уставные записи: краткую, сделанную Михаилом в самом Студийском монастыре, и обширную – патриарха Алексея, которую он в XI веке составил на основании Студийского устава для своего Успенского монастыря в Константинополе. Последний именно и был представлен преп. Феодосию скопцом из Царьграда. Этот устав патриарха Алексея по преобладающим в нем студийским элементам сохранил название Студийского устава. 271 Не входя в подробное изложение Студийского устава, введенного преп. Феодосием в Киево-Печерском монастыре, скажем только то, что этот устав состоял из двух частей. Первая содержала круг церковного богослужения, вторая – правила о монашеской жизни. Возникает вопрос, во всей-ли полноте и строгости был введен Студийский устав преп. Феодосием в Печерском монастыре? Всякий устав может быть введен «вполне или не вполне», во всей его строгости, или с значительным послаблением последней. Отвечая на выше поставленный вопрос, летописец говорит, что преп. Феодосий, «получив устав Студийский, устави в монастыри своем како пети пения монастырская и поклон как держати, чтение почитати и стояние в церкви, и весь ряд церковный, и на трапезе сидение, и что ясти в кия дни, все со установлением». 272 Эти указания летописца не оставляют сомнения в том, что преп. Феодосий ввел в Печерском монастыре Студийский устав во всей его строгости и полноте. Однако, Е. Голубинский не исключает и того предположения, что Студийский устав преп. Феодосием более или менее был ослаблен в своей строгости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

И Дух свидетельствует о Божестве, потому что приходит к Равному; и глас с небес, потому что с неба Тот, о Ком свидетельство» 92 . «Мы празднуем Пятьдесятницу, пришествие Духа, окончательное совершение обетования, исполнение надежды, таинство, и притом сколь великое и досточтимое!» 93 «Дух Св. всегда быль, есть и будет; Он не начал и не прекратить бытия, но всегда со Отцем и Сыном счиняется и счисляется… Он жизнь и животворящ; Он свет и света податель, Он неточная благость и источник благости… Чрез Него познается Отец и прославляется Сын, и Сам Он Ими одними знаем, единое счинение, служение и поклонение, единая сила единое совершенство и освящение» 94 . «Жертвы одушевленные всесожжения словесная, мученицы Господни, заколения совершенная Божия, Бога знающия,» и проч. 95 . Из творений св. Василия В. заимствованы песни Постной Триоди о качествах спасительного поста: «Постимся постом приятным,» и проч. Из слов других Отцов сего времени также взято в церковное употребление много песней. Так из слова св. Епифания Кипрского на великую субботу взяты две песни, почти целые. Вот в полном составе эти два высокие песнопения: «Тебе, Одеющегося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва, нага, непогребенна, благосердный плачь восприим, рыдая глаголаше: увы мне, сладчаиший Иисусе, егоже вмале солнце, на кресте висима узревшее, мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса! Но се ныне вижду Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой? Или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи! Слава Тебе.» – Другая песнь: «приидите ублажим Иосифа приснопямятного, в нощи к Пилату пришедшего и Живота всех испросившего: даждь ми Сего Странного, Иже не имеет, где главу подклонити! Даждь ми Сего Странного, егоже ученик лукавый на смерть предаде! Даждь ми Сего Странного, егоже Мати, на кресте зрящи висима, рыдая глаголаше: увы мне, Сыне мой! Увы мне, Свете мой и утробо моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собысться: твое сердце оружие пройдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Возвратившись в г Москву, восточные патриархи должны были оставаться в ней на продолжительное время. 10 декабря государь вернулся с польского похода и патриархи были участниками в празднествах по этому случаю 92 Вскоре Макарий подал просьбу царю об отпуске домой, а Гавриил просил временного отпуска в Иерусалим на поклонение святым местам 93 . 5 февраля 1656 г. п. Гавриил был принят во дворце на прощальной аудиенции у государя, причем ему выдано жалованье соболями на 400 рублей. Недовольный этим жалованьем, Гавриил снова просил государя о назначении ему в дорогу подвод и корма, при чем замечал, что во время продолжительного пребывания его в Москве, ему не было дано ни саккоса, ни митры, ни посоха, ни книг для богослужения. В марте назначено выдать ему из казны еще 400 рублей соболями и проводить до Путивля 94 . Перед январем 1656 года, патриархи Макарий и Гавриил были упрошены остаться в Москве на рождественские праздники, чтоб своим участием в служениях с Никоном усилить торжественность праздников. После крещенья п. Никон отправился в любимый свой Иверский монастырь и возвратился оттуда к 1-му февраля. В отсутствие Никона п. Макарий был приглашен государем посетить Саввиносторожевский монастырь, где ему было оказано самое сердечное царское внимание и где Макарий мог свободно раскрыть государю свои нужды и думы 95 . Новым знаком царского внимания к этому патриарху служил наказ государя 31 января о выдаче ему при отпуске 50 сороков соболей ценою в 3000 рублей 96 . Пребывание патриархов в Москве в феврале 1656 г. ознаменовано было новым участием их в мероприятиях п. Никона по исправлению церковной обрядности. 12 февраля, во вторник на сырной неделе, на память святителя Алексия митрополита московского и Мелетия патриарха антиохийского, по случаю именин царевича, происходило обычное торжественное служение в Чудовом монастыре; всенощное совершал п. Никон в присутствии государя и восточных патриархов; во время утрени, когда Никон читал из пролога «О Мелетии патриарсе антиохийстем слово, яко егда показа той Мелетий три персты ине бысть знамения, егда же два сложив и един к ним пригнув, тогда яко огонь от руки его изыде и прочая тамо», тогда московский патриарх при всех обратился к антиохийскому патриарху с настойчивой просьбой разъяснить – «кия Мелетий три персты показа».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Афанасия, Патриарха Александрийского; б) Изложение о вере и вопросы и ответы о Богослужении бл. Анастасия, Патриарха Антиохийского и Кирилла Александрийского ; в) Изложение о вере св. Максима; г) «Краткое изъявление, о еже како всякому православному христианину, по древнему преданию св. Апостол и св.Отец, на изображение знамения креста святого, на лице своем подобает руки своея персты и кия слагати». Ta и другая Псалтирь разделяется на 20-ть кафизм, и каждая кафизма – на три славы, или три части, которые оканчиваются песней: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». За сим, в обеих Псалтирях прилагается устав о том, когда и какие кафизмы во все лето (во весь год) должно глаголать, a также печатаются: «Последование по исходе души от тела» и «Помянник». В «Последовании по исходе души» есть молитва , которая, по обычаю, читается на каждой «Славе», при чтении Псалтири по усопшем. Псалтирь с последованием назначена для употребления при Богослужении в храме, a Малая Псалтирь назначена более для домашнего, келейного употребления; посему есть особенности в этих книгах. Псалтирь с последованием Псалтирь с последованием содержит в себе три приложения: Во 1-х, Часослов, в котором заключаются: полунощница вседневная, субботняя, недельная; утреня; часы с междочасиями, с чином изобразительных и с чином возвышения панагии; вечерня с чином благословения трапезы; повечерие великое и малое. Но здесь нет, как в Часослове великом, последования Царских часов в навечерие Рождества Христова, Богоявления и часов Великого пятка 33 . Во 2-х, Псалтирь с последованием содержит в себе выбранные из всех богослужебных книг тропари и кондаки, которые поются на указанных службах, именно: а) Кондаки и тропари Месячной Минеи, которые изложены в Псалтири в месяцеслове. б) Тропари Триоди Постной и Цветной, начиная с недели Мытаря и Фарисея до недели Всех Святых. Для первого дня Пасхи здесь содержится и все последование. в) Тропари и кондаки Октоиха: 1) Воскресные: а) отпустительные с Богородичными, ипакоями их и кондаками, восьми гласов; б) воскресные, поемые по «Непорочны» во все лето, и в) иные тропари, поемые по «Непорочны» в субботу, для всех гласов одни и те же.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

А что у Питирима не было мысли, при составлении «проекта», – заставить проклинать «всех двуперстников без разбора», это видео из того, что одновременно с проектом он предлагал Петру I «от церкви не отлучать всяких тайн соединением» тех, кои крестились двумя перстами и в то же время во всем повиновались церкви (Есип. т. 2 Прилож. Стр. 214). Не излишне здесь заметить и следующее. На вопрос раскольников: «аще кий человек крещен сый от священников (которыя священницы у нас действуют вся по старопечатным святым книгам) и таковый аще приидеть к вам в соединение, како таковаго приемлете, по всякому чину: с проклятием ли ересей, или просто без проклятия: и аще с проклятием, то кия и колико ересей проклинаете, объяви нам о сем по статьям», – Питирим отвечал следующее: «от проклятых отступников от попов ваших крещеннаго, егда к нашей великороссийской церкви от вашего злаго противническаго мудрования обратится кто, таковаго приемлем сице: первое повелим ему проклинати прежних проклятых отступников, Аввакума, Лазаря, Никиту бывшаго попа, Федора бывшаго диакона, и всех, котории тогда были с ним во единомыслии ( вот на кого изречена была соборная клятва 1667 года) и до ныне: всех вас поповщину и безпоповщину, котории тем проклятым последуют, и церкви святей противятся и хулят ю, и всех святых таин ея неприемлющих, и ея пастырем непокаряющихся, и восточную церковь и таинства ея и пастырей ея исповедующих неправославием, новоисправныя книги хулящих, святейшаго патриарха Никона гаждающих, и таковых хульников и учение их развратное и всех попов ваших и прочая сим подобная вс проклеенет. Потом обещается восточней и великороссийской церкви и ея пасстырем во всем быти послушен: и вся святая таинства приимати с верою и надеждою, яко тая вся сущая святая, и в наше спасение суть несомненно. И по таковом его проклинании и исповедании, исповедав его о всех его гресех, помазуем святым муром» (Пращиц. вопр. и отв.169). О проклятии двуперстников и под. Питирим не говорит ни слова; а между тем «Пращица», в которой находится вышеприведенный ответ его, издана в свет в 1721 и затем – второй раз – в 1726 году, по благословению св. Синода. Пусть г. Филиппов поразмыслит об этом обстоятельсстве, и я уверен, что он откажется от своего взгляда на смысл проклятий, находящихся в изданном в 1720 году «Чине» присоединения раскольников к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010