Пронзенный бок – Адамов бок, из которого Ева , а через нее и преступление, копие же отклоняет от меня пламенное оружие, вода из бока – образ крещения. Говорят, что на том месте, где был распят Христос – Глава всех, лежал череп Адама (первого человека): таким образом он был крещен нискапавшей кровью Христовой. Место называется лобным потому, что когда во время землетрясения снизу кверху поднялась земная почва, тогда, как некое чудо на ней, явилась в виду и только одна – кость Адамова. Эту (кость) из уважения к прародителю Соломон, при помощи своих воинов, прикрыл грудой камней, посему и место это с того времени называлось каменной настилкой. Достойные веры из святых, на основании предания, говорят, что именно тут и сам Адам погребен был ангелом. И так, где был труп, появился Орел Христос, вечный Царь, новый Адам, древом исцеливший древнего, падшего через древо. III. По необычайному и бесконечному Твоему милосердию. Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Приложение к беседе 5 А. Из церковных песнопений в Великий Пяток, а) Стихира гл. 5 . Тебе одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва, нага, непогребена, благосердный плач восприим, рыдая глаголаше: увы мне сладчайший Иисусе! егоже вмале солнце на кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя Боже мой, или какою плащаницею обвию? коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия (какия) песни воспою Твоему исходу щедре? величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе. б) Тропари. Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовонными мазями) во гробе нове покрыв положи. Егда снизшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества Егда же и умершия от преисподних воскресил еси вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Стоглавник сказует, яко собор оный, правило единонадесятое, еже не брить брад, писа акибы противу Кавалинова устава, велящего брады брить. Мы же смотрим: собор вселенский шестой бысть в лето по Рождестве Христовом 680, Кавалин же родися в лето 719, воцарися же в лето 741, от собора вселенского шестого до царства Кавалинова прейде лет 60. Како убо собор вселенский шестой писал что противу устава Кавалинова, егда Кавалин еще ниже родися? и како таковым неистинствующим писанием яти веру? От Служебника старого. В лето 7155, в первое лето царства Государя царя Алексия Михайловича, в патриаршество святейшего Иосифа, печатан в Москве Служебник, в том при конце приложено поучение, еже православным Христианам брад не брить, и приведено святого Епифания сице: Такоже и святой Епифаний пишет, укоряя Евхитскую ересь, в книге своей Понарии: Чужде бо есть соборныя церкве, еже вретище носити проявлено, и власы не отрежеми, по проповеди Апостольстей 374 . Муж бо, рече, не должен есть растити власы, зане образ и слава Божия сый; злейшее же и сопротивное инии творяще, брады стригут. В заповедех же Апостольских глаголет Божественное слово, не тлити образ брады ради, ниже блуднически краситися, ниже гордостию. Та словеса, за самое имя святого Епифания, достойни бы были вероятия, аще не бы в них были некая сумнительная, происходящая отсюду: первое сие приведено, аки бы Апостольское свидетельство; муж бо, рече, не должен есть растить власы, зане образ и слава Божия сый. Но в книге Апостольской, в первом послании Павловом к Коринфянам, в главе 11, в зачале 147, то место иначе лежит. Пишется тамо сице: муж не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый. Се Апостол не о власах главных, но о покрывании главы глаголет, и тако словеса, под именем святого Епифания написанная, стали быть сумнительна, понеже с Апостольскими словесы суть не сходна. Второе сие: в заповедях (рече) Апостольских глаголет Божественное слово, изъявихом же вышше, яко во Апостольских заповедях, яже суть напечатаны в Кормчей, в тех отнюдь не обретается о брадах ничтоже, ни не брить, ни брить. Аще же и еще кия заповеди Апостольские обретаются кроме печати, о тех свидетельствует Кормчая, яко суть от еретик искажены, и соборне отвержены, якоже то прежде поведахом; к сему же и написатель того, в Служебнике оном приложенного, о брадах поучения преисполнен есть недостоверия, еже от части изъявлено будет в третьем о брадах рассмотрении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С 1854 по 1856 год настоятельницей монастыря была игуменья ??кия, урожденная Хитрово, сделавшаяся настоятельницей Успенского Староладожского монастыря из казначея Новгородского Горицкого монастыря. 26 января 1856 года, на место Маврикии, назначена настоятельницей монастыря и произведена в сан игуменьи теперешняя настоятельница монастыря Дионисия. Происходя из дворянского рода Костромской губернии. Дионисия в 1826 году поступила в Новгородский Горицкий монастырь; 14 января 1845 года переведена в С.-Петербургский Воскресенский монастырь ??к вт году определена ризничей оная. 25 января 1856 года определена настоятельницей Успенского монастыря. Игумения Дионисия много и с пользой по??лась для управляемой ею обители и оставить после себя много прочных памятников своей неусыпной деятельности и попечительности о своем монастыре. Один простой перечень воздвигнутых ею в монастыре зданий, сделанных ею весьма важных прибретений, для материального обеспечения обители и полезных преобразований в ней служит красноречивым свидетельством её достохвального усердия и замечательной способности к проходимому ей служению. Из отошедших в вечность настоятельниц Успенского Староладожского монастыря, игуменья Евпраксия, по своей благочестивой, назидательной жизни, заслуживает того, чтобы сообщить о ней более обстоятельные, чем о других настоятельницах, сведения. К счастью сообщение этих сведений не только возможно, но и весьма легко может быть сделано. Сохраненный свидетельницами подвигов игумении Евпраксии сведения о её жизни собраны в одно целое, – очень стройное и назидательное, – и напечатаны в мартовской книжке «Странника» за 1860 год, бывшей послушницей монастыря Елизаветой Шаховой, и – нам дозволено воспользоваться статьей г. Шаховой, по нашему усмотрению. Статью эту, с небольшими только сокращениями и несколькими примечаниями на те её места, в которых она разногласит с официальными сведениями о игумении Евпраксии, хранящимися в деле об игумении Евпраксии в монастырском архиве, – мы и печатаем в заключение описания Успенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Егда убо великому князю Василию и боляром его церковный двери утвердившим, якоже выше рехом 3162 , самим же отъшедшим комуждо 3163 восвояси. О, преславному чудеси! Стражем убо стрегущим и всю нощь бдящим, образ той чудотворный невидимо из церкви изыде и тоя же нощи обретеся в Галича, в вышереченней обители, в церкви честнаго и славнаго ея Успения, стражем же не ведущим о сем. Во утрии же пономарь обители тоя иде в церковь , хотя возжещи свещи ко утреннему пению, и егда, двери церковныя отъомкнув, вниде в церковь . О, чюдо преславно и умом человечески непостижимо, превыше бо ума человеча содеяся! Воззрев убо пономарь на место, идеже чудотъворный образ стоял бяше первее, по взятии же его изо обители великим князем оно место праздно бяше, и видь на том месте чудотворный образ Пречистыя Богоматере, егоже отъчаял уже бяше видети. Тогда объят его страх и ужас, и недоумевашеся, како обретеся образ той в церькви. И в таковем страсе и ужасе быв, притече ко игумену, поведающи о сем. Игумен же, слышав сие новое и преславное чюдо, вскоре повеле понамарю во вся камбаны 3164 ударити, дабы братия и вси сущии во обители стицалися на преславное оно видение. Пономарю же, по повелению игуменову, въскоре во вся тяжкая ударившу, игумен же, восътав, вслед пономаря во святую церковь течяше, дабы ему, яко предводителю душ, перъвее подначалствуемых видети оное преславное видение и явитесь чудотворному образу Божия Матери. Достиг же в церковь и видев чудотворный оный образ, пад пред ним на землю, многи слезы от очию своею изливая и не точию лице свое, но и землю, на немже месте лежаше, слезами своими омокая, глаголаше: «Благодарю тебе, о, пренепорочная Дево, Небеснаго Царя и Владыки всяческих Мати, яко не оставила еси нас, окаянных, вовеки, но благоволением Сына твоего и Бога нашего благоизволила образ твой сей честный вскоре во обитель свою возвратити и нашему зрению насыщатися сим даровала еси; на нь 3165 же, приникнувше, желают зрети чини ангелстии, сего нас невозбранно зрети сподобила еси. Кое же тебе благодарение за сие принесем? Или кия похвалныя песни воспоем? Недоумеваюся и умом ужасаюся, понеже ум наш не может похвалити тя по достоянию, ниже уста наша изъвитийствовати что могут, но точию един архангелский глас от чиста сердца вопием ти: „Радуйся, благодатная, Господь с тобою! Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего”» 3166 . Сия и ина мъножайшая благодарения от уст своих на мног час возсылаше, Дóндеже братия снидошася во святую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многою любовию к Богу пламенея,/любви и смирению людей безмолвно учил еси,/деянием будущая являя,/недуги и болезни целил еси./На путь спасения нас настави,/от язв греховных исцели,/Прокопие блаженне,//о всех нас Христа Бога моли. Молитва блаженному Прокопию, Вятскому чудотворцу О, подвижниче многотрудный и кроткий, молитвенниче усердный и любвеобильный целебниче, святый блаженный Прокопие! Града Хлынова украшение, Вятския земли Небесный молитвенниче! Кия похвалы принесем тебе, святче Божий? Како воспоем тя? Токмо, молящеся тебе, воспоминаем дивныя подвиги твоя. Ты из детства Богоугодно пожил еси, послушание родителем и трудолюбие являя. В возраст пришед и услышав словеса Спасителя: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» и: «Кто любит инаго паче Мене, не достоин есть Мене», — ты, блаженне, послушен быв Христову слову, делом и жизнию отвещавая на заповеди Его, и ради любви к Нему всего отреклся, возлюбил еси чистоту и целомудрие, молчанием уста заградив, да непрестанно умом с Богом беседу твориши и молишися Ему, и по слову апостола Павла: «Мы буи Христа ради, вы же мудри о Христе», — подвиг особый и многотрудный воспринял еси, на ся являя себе, яко безумна и юродива пред людьми, разум же совершен имея, почитая всех лучшими себе и в сем подвизе до смерти пребыл еси. Ты, ранее всех к Божественным службам приходя, последним исходил еси из храма; обходя храмы града, на папертех молился еси днем и нощию. Гладом и жаждою томяся, зной и мраз зимний терпя, мало прикрывая наготу свою, босыми ногами по снегу ходил еси, посмеяние и биение от людей неразумных терпя, за обидчики моляся, с клятвою прещая духовнику своему, да не открыет беседу и подвиг людем. За таковыя подвиги Господь Бог прослави тя даром исцеления болезней и недугов и предведения грядущаго: многим бо предрекал еси образами готовитися покаянием к смерти, другия же радостно воздвигал еси от одра болезни, темничное заключение или от него избавление и общия бедствия предвещая, призывал еси к покаянию.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

1170. Пение всенощное на праздники Господския и Богородиц(кия) или нарочитому святому на линейных нотах, в четвертку, 199 лл., южно-русским полууставом начала XVIII в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 5, 6, 44, 130–167, 199; некоторые листы подклеены. Нескольких листов в рукописи не достает. 1171. Ирмологий на крюковых нотах , в восьмушку, без начала, 259 лл., полууставом XVII в., с заставкою (66) и с разрисованными буквами, без переплета; 63–65 листы без текста, но с помарками; 4-й лист порван с ущербом для текста. На 231 листе киноварная приписка полууставом: «Канон Богородице а написан во 189 (1681) году июля в 28 день». Состав: 1) стихиры на «Господи воззвах», стихиры «на стиховне», антифоны и Блаженны, поемые в неделю, восьми гласов и богородичны на дни седмицы восьми гласов (1–62 об.); рукопись начинается антифонами 1-го гласа; 2) ирмосы канонов восьми гласов (66–220); 3) трипеснцы на павечерницах во дни предпразднества Рождества Христова и Богоявления (220–227 об.); каноны: 4) из службы равноапостольной княгине Ольге (228–230); 5) молебный Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (231–242 об.); 6) служба без канона Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (244–255 об.); 7) канон Богородичен господина Феофана и господина Иосифа (256–259 об.). 1172. Ирмологий на линейных нотах , в лист, без конца, 252 лл., полууставом XVIII в., без переплета; 250–252 листы порваны с ущербом для текста. Состав: 1) догматики, седальны, антифоны степенны и ирмосы канонов восьми гласов (1–200 об.); 2) подобны восьми гласов (201–208 об.); 3) праздничныя стихиры, задостойники, причастны и другия песнопения (209–252). В языке замечаются южно-русския особенности. 1173. Ирмологий на линейных нотах , без начала и конца, 222 л., юго-западно-русским полууставом XVIII в., с грубо нарисованными и раскрашенными заставками и большими буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5–12, 221 и 222. На л. 76 об. запись: «Skonczyesie iarmoloy ten roku 1743 marca». Ha 206 л. приписка. «Сей ермолой раба божия Иоанна Покори от К. 1772».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никон напоследок должен был уступить Старцу, и добровольно в малой лодочке отправился из Соловков на твердую землю, к устью реки Онеги с одним собратом Соловецким. Расстояния пути по морю не менее 200 верст. В продолжение пути восстала страшная буря: пловцы едва живые выброшены были волнами 229 на пустой остров Кий, стоящий близ того самого устья, к которому лежал путь их. Здесь Никон тогда же своими руками поставил на самом месте спасения деревянный крест 230 . С Кия прошел он в Кожеозерскую Онежского уезда пустыню 231 . Здесь жил Никон сперва в общежитии; потом на особом острове: по Анзерскому также строгому уставу: наконец упрошен был братией принять сан Игумена; и в нем также держал себя более трудником по службе братии, нежели Настоятелем Монастыря. Чрез три года Кожеозерской жизни отправился Никон в Москву по монастырским надобностям, – вероятно, для испрошения на Монастырь милостыни. Здесь, между тем, сперва по слуху о прежней жизни на Севере, потом и лично столько сделался он известным Государю Царю Алексею Михайловичу и Святейшему Патриарху Иосифу, что вскоре поставлен был в Архимандрита знаменитой в столице Новоспасской Обители. Оказалось, что выход Никона из Анзерского скита был по призванию Промысла Божия. Архимандриту сему повелел Государь ходить к себе в придворную церковь к утрени каждую пятницу, для беседы после службы с Государем. «Бе бо он, говорит служивший при Никоне клирик, зело от Божественного Писания сказатель и Богодухновенною беседою украшен, и глас его благоприятен, слушающим обвеселителен, а непокоряющимся Богу и святей Церкви страшен» 232 . Подобного Никону мужа в Духовном звании тогда не было 233 . Государь с удовольствием всегда виделся и беседовал с ним. Такое внимание к себе Благочестивейшего Царя Архимандрит Никон употребил, между прочим, к ходатайству пред ним о бедных и обидимых. Вскоре даже поручено ему было Царем принимать просьбы от таких людей, следовавшие к Государю Царю, и приносить к нему по пятницам. Все знали отношения их одного к другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Се бо благословением престола вашего приидоша от далечайших стран, пренебрегши всякое бедство путное, и забывше всякия отрады и здравия си телесного, паче же и живот свой волнам пенящуся вверивше пучинородному морю два святейшия патриарси – Паисий александрийский и Макарий антиохийский, приидоша глаголю, с превеликими труды, отеческою любовию поощряеми, во великороссийскую страну, в царствующий, преименитый и богоспасаемый град Москву, и ту вся требовавшая пастырского досмотрения, пребодро и преблаго устроила: алчные пищею слова Божия доволне напиташа, жадные сладкими божественного учения источники нескудно напойша, и еже о бывшем патриарсе московском Никоне премудро и всеразсудно по божественных апостол и отец святых правилом рассудившее, праведный суд со всем освященным собором сотворивше, та и иная, якоже подобаше, пастырски устроивше, мир церкви нашей оставите и вся добре содеявше, потщахуся возвратитися во свояси. Святейший Макарий патриарх антиохийский изволил путь восприяти персидскою страною и чрез Иверию. Святейший же и блаженнейший Паисий патриарх александрийский и судия вселенные вожделе видети предостойнейшее лице твоего пастырства, им же сию нашея мерности грамату твоему всеблаженнейшему святительству досточестно вручающе, молим прилежно твое преблаженство: да благоволи кия труды пользы ради церкве нашея подъемшего, достойно не лишити восхваления; и ему же мы равного трудом благодарствия воздати недоумехом, тому твоя отеческая премудрость наше лишение благоволит исполнити достойно ублажением и во нуждах руку помощи подаянием». Послал патриарх Иоасаф особую грамоту и к иерусалимскому патриарху Нектарию с просьбою разрешить Паисия Лигарида, о чем скажем ниже 240 . Удалось ли нашему правительству получить из Константинополя формальное соборное утверждение постановлений московского собора, состоявшегося под председательством александрийского патриарха Паисия и антиохийского Макария, уже лишенных своих патриарших престолов за то время, когда они, как действительные патриархи, председательствовали на московском соборе и решали на нем все дела, я (говорю за себя) не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Мать св. Симеона II-ro Марфа не хотела выходить замуж, думая постричься в монахини, но по внушению Божию, она сочеталась браком с одним антиохийцем Иоанном, на которого она оказывала сильное нравственное влияние, «возставляющи его на всякое дело благое, и оба они украшаху житие свое лощением, воздержанием и молитвами, тщашеся угодить Богу». Марфа очень часто ходила в церковь св. Иоанна Предтечи и здесь дала обещание – если родится у неё сын, то посвятить его Богу. Чрез год после ночной молитвы, Марфе явился во сне св. Иоанн Предтеча и возвестил ей, что она родит сына Симеона, который «будет сын десницы, мяса и вина и кия-либо человеческою хитростью творимые снеди не вкусит, но хлеб, и мед, и соль, и вода питание ему будет. По дву же от рождения его летех, имаши принести того семо в мою церковь , и крестити, и егда крещения благодати сподобится, тогда известится, что имать отроча мое быти». Предсказание исполнилось и Марфа без болезни родила сына. После крещения младенец ясно проговорил: «имею отца и не имею отца, имею мать и не имею матери» и повторял эти слова в продолжении 7 дней, чему все удивлялись и «проразумеваху того быти имуща не земных, но небесных подражателя» 891 . Значит, Господь благоволил призвать св. столпников к особенному жребию, к высшим подвигам, но притом так, чтобы было видно свободное участие призываемых в детской покорности их определению влекущей их к себе воле Божией. Убеждение в этом можно находить в ветхозаветной истории, представляющей много примеров того, что отличные мужи, предназначенные для особенных важных целей, рождались от бесплодных родителей (напр. Исаак, Сампсон, Самуил и др.). Они поставляли своей целью – достигать нравственного совершенства в своей жизни. Первый и основной обет их жизни было иночество, с которым тесно связывалось и девство. Так как с этими обетами исключалась привязанность к земле и земным выгодам, то св. столпникам не было нужды искать земных благ. Отсюда – третий обет, входящий в жизнь св. столпников – нестяжательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ибо в потомное время блюдитеся, от сицевих неполезных и неповеленных вам дел над каноны святых Апостол: и святых Отец творити. Аще ж в потомное время таковые смертные или убийственныя, или содомския, или прелюбодейственния, по навождению дела явится имуть у вас в монастире, или в вотчинах ваших от якова либо лица монахов или мирских: и сия дела повелеваем вам засвидетельствовать, елико возможно писменно, и розыскав без крови и мук, таже тех людей отсылать к нам преосвященному Архиепископу ради исправления на Холмогоры с вашими отписками и с розыском с нарочными посылщики, за стрелецким караулом. И сицевия злоделатели имут от нас смотрително по канонам суждены и наказаны быти. Аще же всеконечно будут подлежать гражданского истязания или казни, тогда по рассмотрению нашему тии злоделатели убиицы будут отсыланы в градской суд из нашего приказу по обыкновенному чину с писанием ко испытанию или казни, яко да и прочии таковии злоделатели восприимуть в потомное время страх и уцеломудритися имут ко спасению. Аще же иные случайные человеческому существу кия либо из противных монашеския или мирския дела явитися имут у вас вмонастыре или вне монастыря, подлежащия суду вашему: исицевая дела вам смотрительно розыскать по вине смотря смирять тех людей иколюбно (а не мучителски до смерти) по монастырскому чину, якож в прочих святых обителех обыче творитися от боголюбивых настоятелей» 433 . Телесные наказания имели место не в одной только монастырской дисциплине. Смиряли и на дворе 434 , батоги и плети употреблялись и на архиерейском дворе 435 . Битье шелепами предоставлялось поповским старостам 436 . Даже священники могли сажать на цепь при церкви и наказывать шелепами. Несколько интересных в бытовом отношении фактов из своей практики рассказывает протопоп Аввакум. В первом послании к некоему Симеону он передает, как в Тобольске однажды ночью во время совершения Аввакумом «правила», к нему явился пьяный чернец и назойливо кричал: «учителю, учителю! дай мне скоро царство небесное». Призвав его в избу, Аввакум спрашиваег: «чесо просиши?» Он же отвещав: «хощу царства небесного, скоро, скоро!» Аз же глаголю ему: «можеши ли пити чашу, ея же ти поднесу?» Он же рече: «могу, – давай в сий час не закосня».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010