«... скажите также, что мы, старые люди, не стыдимся советоваться с младшими, тем паче не грех младшим советоваться со старшими в делах, в которых еще нет опытности» (из письма митрополита Московского Филарета к архиепископу Тверскому Алексию, 1851 г.). Этими словами Святитель преподает урок смирения и предостережения от гордого о себе мнения. При этом вспоминается, как говорили об игумене Дамаскине, что пользовался словами пойги [мальчика-карела], и как преподобный Пахомий на слово молодого послушника: «Авва! Не так плетешь корзину», – отвечал: «Покажи, как надо, чадо мое». Не надейся на свой разум, советуйся с более опытными, вопрошай других с сознанием смирения и неведения, с верою. Даже невеждам Господь открывает (за веру и смирение вопрошаемых) дать ответ полезный и спасительный. Невопрошение обнаруживает гордого: «сам знаю и понимаю», тут далеко смирение, а гордость и тщеславие, кичащееся своею мнимою мудростью. июня 1910 г.] Скорбящий, ищи утешения в Господе Часто душа, удрученная скорбными и печальными помыслами, смущается, страдает, изнемогает, не находя ни в чем отрады, утешения и успокоения. Кто ее успокоит, утешит, кто разгонит мрачное облако скорбной тьмы? При смущении души пророка слышим слова, ободряющие милостью Божией: «Почию», «милость Твою помянеши». Не скорби, брат! Ты почиешь, успокоишься, утешишься в Божией милости, «ибо в век милость Его». Вспомни древние роды, как Господь спасал уповающих на Него. Воззови к Нему, благому и милосердому, Он, как «Бог щедрот и вся- кия утехи», утешит, успокоит, возвеселит душу твою. Ему, как Создателю и Богу, известен каждый вздох твоего болезнующего сердца, и потому с верою взывай к Нему: «Не отврати лица Твоего от Мене, яко скорблю, скоро услыши мя, вонми души моей, и избави ю». Господь устами пророка сказал: Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс. 49,15 ). июня 1910 г.] Сошествие Святого Духа Празднуем сошествие Святого Духа и купно во славу Святой Троицы. Святый, Благий, Утешительный Душе! «Сокровище благих и жизни подателю... » Ты – источник всякой благо стыни, от Тебя истекает всякое благо на души с верою Тебя призывающих, исполни нас Твоего спасительного страха, даруй нам разум и силы творить что благоугодно Тебе, научи нас и дай силы непреткновенно хранить Твои повеления. Избави нас от всяких вражьих искушений, очисти от всякой греховной скверны и даруй ходить стезями спасительного покаяния. Избави от всякого бесовского уныния, далече прогони всякий бесовский страх от душ наших. Даруй память смертную, чтоб не прельщаться никакою мирскою сластью, яко тенью, скоро исчезающею. Даруй в мире и в чистоте покаяния скончати дни живота нашего и не лиши нас Небесного Твоего Царствия со всеми святыми, яко благословенный во веки. Аминь. июня 1910 г.] Не будь торопливым в суждениях

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН [Андрей] (2.10.1637, или 1627, или 1639-16.10.1700), Патриарх Московский и всея Руси. Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова монастыря (1678-1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор. А. ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота мон-ря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. А. насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. А. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев мон-рь к царевне Софье Алексеевне . Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ) Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ) 21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом А. был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия - «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати». Во время последней болезни Патриарха (6-17 марта 1690) А. находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 авг. был избран и 24 авг. 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси. В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол А. обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в к-рых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в т. ч. брадобритие, европ. одежду и курение табака (Есипов. С. 59-84). Др. окружное послание А. также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако А. не распространил это повеление в отношении Петра I . Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и А. благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка А. с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иером. Карионом (Истоминым) , воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и др. (беловые автографы Кариона Истомина - РГБ. Тихонр. 634. Л. 185-212об.).

http://pravenc.ru/text/63584.html

Советские историки, используя эти мысли, уже сделали немало для раскрытия характерных особенностей Древнерусского государства 400 . Изучение его иноязычной сферы как единого целого, имеющего общие черты в своей структуре и закономерности в истории, служит той же цели. Истоки Древнерусского государства В нашей науке постепенно утверждается верная мысль, что так называемые племена Повести временных лет – поляне, северяне и другие – были на самом деле политическими объединениями. Нужно ожидать, что противники советской концепции генезиса феодализма встретят эту точку зрения в штыки хотя бы потому, что из руин норманизма им, как они думают, удалось отстоять одно положение: «Только традиция о происхождении племени Руси» является безусловно достоверной в предании о призвании варягов, – писал недавно А. Стендер-Петерсен 401 , один из наиболее крупных знатоков этой темы. Если вся структура тогдашней Руси оказывается не этнографической, племенной, а политической, то, понятно, рушится и пресловутое «русское» племя и славяно-скандинавский симбиоз народов. Наши доводы в пользу нового взгляда советской науки начнем с известного (но пока игнорируемого норманистами) сообщения летописи о том, что после смерти первых киевских князей Кия, Щека и Хорива их «род», т. е. потомство, «держати почаша... их княженье в полях»; у других «племен» были тоже свои княженья: «в деревлях свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане» 402 ; ниже замечено, что первоначальным населением («перьвии насельници») в Полоцке были кривичи, значит и у них было свое древнее княжение. Внутренняя структура этих княжений на Руси еще достаточно не изучена. Мы знаем, что они жили в язычестве, что у них складывались и органы власти на основе местных правовых норм, они «творяше сами собе закон» 403 . В устах летописца XII b. это звучало как осуждение, ибо для него источник закона и власти – христианская церковь  и князь. В переяславском летописце под 852 г. читаем: «начата быти без власти» 404 , это значит – без князя. Кто управлял этими княжениями, мы видели на примере Древлянской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кому же дал? Кто гостинницы? апостоли, и по ним восприемницы их, пастырие и учителие, архиепископи и епископи, иже служителие суть величеству смотрения его, имже и спребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по своему неложному обетованию благодатне избирает себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовного, чрез патриархи, архиепископы и епископы» (глава 7, лист 59 на обор.). В той же Книге о вере, на листе 18, я прочитал следующее: «Кровь сия (Христова) окропляет Церковь : сего ради розги ея, и листвие ея не увядает, древеса ея листвия не отметают, но подлежит времени тления, зане благодать Святого Духа сия действует». Сие прочитавши, я сказал: Видите, благодатию Св. Духа и кроплением крови Христовы Церковь не подлежит времени и тлению, но якоже создана Христом от начала с тремя чанами священства, такова долженствует пребывать и навсегда. Затем я доказывал, что в Церкви Христовой должны существовать, и существуют, все богоучрежденные седмь Таин, а не две, как старообрядцы беспоповских толков о своей церкви утверждают, ибо в ней остаются ныне точию две Тайны: Крещение и Покаяние. В доказательство я привел сказанное в 73 главе Великого Катехизиса о седми Тайнах: «Вопрос: Колико есть Таин? Ответ: Седмь. Вопрос: Кия? Ответ: 1) Крещение, 2) утверждение, или Хрисма, сиречь Миропомазание, 3) Священство, сиречь Рукоположение, или чин причетнический, 4) божественное Причащение, сиречь благодарение (т. е. Евхаристия), 5) Исповедание, или Покаяние, 6) законный брак, 7) маслосвящение, или последнее елеосвященное помазание». Тамже далее: «Вопрос: Кто устави и предаде сия Тайны? Ответ: Крещение, сам Господь наш Иисус Христос, всегда крестися и апостолом своим повеле крестити (Матф. зач. 6, 116). Святое миро, такожде сам Господь предаст, внегда помазася елеом радости, паче причастник своих, сиречь Духом Святым в видении голубине (Матф. зач. 6). апостоли же святии по повелению Господню возложением рук, видимым помазанием мира, невидимую благодать Духа Святого подаяху (Деяния, зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Подробнее о беспоповщине Алексеев говорит в «третьем решении». Выставляя вопрос: как смотреть на беспоповцев, причастия не имеющих? Алексеев рассуждает: «что сотворим мы, орудий действительных оскудевше? еда в неправильное, в неправоумствующее вступить? или своего спасения отчаятися и быти безнадежну?» Ни того, ни другого, по его словам, допускать не должно. Во-первых, потому, что причину, почему беспоповцы не имеют евхаристии, нужно видеть не в них: «Божие бо есть, – говорит автор, – по сердцам нашим что дати и Божие есть по грехам людским что отъяти»; следовательно, беспоповцы совсем неповинны в своем положении: «аще, – говорит автор, – без вины св. жертвы удаляется кто, той повинен бывает смерти, а иже нуждою и насилием внешних отъят и лишен сея, тот ни кия на себе казни лежащия не имать». Во-вторых, потому, что беспоповцы, по словам Алексеева, имеют причастие, только – не чувственное. Вместо чувственного причастия им вменяется желание такового: последнее должно быть названо «духовным» причащением. В пояснение этой мысли автор устанавливает, что «содетель евхаристии есть Господь Бог наш Иисус Христос , всегда творящий оную для правоверующих людей в своей церкви»; так как община беспоповцев, по мнению Алексеева, есть церковь Христова и вера, содержимая беспоповцами, есть вера «правая», то по таковой вере Господь и вменяет им, беспоповцам, в причастие желание такового. В оправдание же учения о возможности духовного причащения Алексеев ссылался на известную книгу «Камень веры», в которой сказано, что и такой «случай бывает, в нем же вожделение евхаристии вменяется вместо самыя снеди евхаристическия». Поэтому, по словам Алексеева, и блаженный Феофилакт в толковании слов Спасителя: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» замечает: «и ты можеши не токмо по тайному причащению ясти и пити плоть и кровь Владычню, но и по иному образу». II Чувствуя, что в борьбе с поповщиною недостаточно разбора одного вопроса – о таинстве евхаристии, что к тому же защита беспоповщины в этом пункте неизбежно отличается своеобразностью и слабостью, – Алексеев в следующем 1757 году задается мыслью написать такое сочинение против поповщины, в котором полемика была бы поставлена шире, – написать целую «Книгу».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Впрочем, что могло бы прибавить здесь человеческое слово, когда земля уже сказала все? Изумительная особенность киевского городского пейзажа – это вторжение в него природы, почти не тронутой человеком. Над людным Подолом, над старыми – с ярославских времен – «Гончарами» и «Кожемяками» высятся необитаемые, обрывистые холмы, по которым карабкаются козы. Монастырь на Киселевке, кладбище на Цековице не нарушают тихого сельского характера этих урочищ. Эти просторы манят вдаль, во все стороны света, – трудно засидеться здесь на горах: на запад, к Карпатам и к Польше, теперь уже недалекой, на восток, сквозь черниговские леса, на Москву и больше всего, конечно, на юг, куда змеится серебряная лента Днепра, – за пороги, к степям половецким, к Черному, «Русскому» морю, к святой Греции. Сколько народу проходило по этим холмам, сколько культур осаживалось здесь! Нигде в России не топчешь почвы, столь насыщенной обломками древности. Человек каменного века уже облюбовал эти холмы, где гнездился в пещерах по их склонам. Если у вас есть чувство времени, которое в Киеве волнует так же, как пространство, зайдите в богатый Археологический музей поудивиться останками множества народов, наших предков на Киевской земле. Киммерийцы, скифы, люди, не имеющие имени для нас... И среди них, древнее всяких скифов, те таинственные «трипольцы», которые обжигали здесь горшки на своих «площадках», прежде чем спустились на Балканы, чтобы строить по берегам архипелага Эгейскую культуру. Уже позволительно думать, что Киевские горы были родиной будущих эллинов. С этих холмов, с черепками в руках, может быть, легче, чем где бы то ни было, обозреть древнейшую историю Европы. Как в Риме, чувствуешь здесь святость почвы, но насколько глубже уводят здесь воспоминания в седую древность! Я не обмолвился: это предки наши, не прохожие гости. Мы носим их память в крови, в языке, в быту. Вспомним вклад скифов в наш словарь, греческие формы малороссийской посуды, азиатский орнамент украинских ковров. Недавно в армянском фольклоре Н. Я. Марр отыскал легенду о Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди – с тождеством самих имен, и вероятным становится незапамятно древнее, «яфетическое» ее происхождение. Но все это спит под землей, на земле же идет и поныне борьба двух культур: византийско-русской и польско-украинской. На фасадах древних церквей археолог читает летопись этой борьбы, но отчетливы и центры культур. Киев с чрезвычайной легкостью срывался со старых насиженных мест с каждым переломом своей бурной истории. Русский княжеский город на старейшем холме (Кия?), украинский Подол с польской крепостью (разрушенной) наКиселевке, русский правительственный центр на Печерске и современный, всего более еврейский, город – Киев, с упадком Одессы, столицы русского еврейства, сливший старые островки и раздавшийся по плоскогорью.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Се бо благословением престола вашего приидоша от далечайших стран, пренебрегши всякое бедство путное, и забывше всякия отрады и здравия си телеснаго, паче же и живот свой волнам пенящуся вверивше пучинородному морю два святейшии патриарси – Паисий александрийский и Макарий антиохийский, приидоша, глаголю, с превеликими труды, отеческою любовию поощряеми, во великороссийскую страну, в царствующий, преименитый и богоспасаемый град Москву, и ту вся требовавшая пастырскаго досмотрения, пребодро и преблаго устроиша: алчныя пищею слова Божия доволне напиташа, жадныя сладкими божественнаго учения источники нескудно напоиша, и еже о бывшем патриарсе московском Никоне премудро и всеразсудно по божественных апостол и отец святых правилом разсудивше, праведный суд со всем освященным собором сотворивше, та и иная, якоже подобаше, пастырски устроивше, мир церкви нашей оставише и вся добре содеявше, потщахуся возвратитися восвояси. Свя- —90— тейший Макарий, патриарх антиохийский, изволил путь восприяти персидскою страною и чрез Иверию. Святейший же и блаженнейший Паисий, патриарх александрийский и судия вселенныя, вожделе видети предостойнейшее лице твоего пастырства, им же сию нашея мерности грамоту твоему всеблаженнейшему святительству досточестно вручающе, молим прилежно твое преблаженство: да благоволи кия труды пользы ради церкве нашея подъемшаго, достойно не лишити восхваления; и ему же мы равнаго трудом благодарствия воздати недоумехом, тому твоя отеческая премудрости наше лишение благоволит исполнити достойно ублажением и во нуждах руку помощи подаянием». Послал патриарх Иоасаф особую грамоту и к иерусалимскому патриарху Нектарию с просьбой разрешить Паисия Лигарида, о чём скажем ниже. 2277 Удалось ли нашему правительству получить из Константинополя формальное соборное утверждение постановлений московского собора, состоявшегося под председательством александрийского патриарха Паисия и антиохийского Макария, уже лишенных своих патриарших престолов за то время, когда они как действительные патриархи, председательствовали на московском соборе и решали на нём все дела, я (говорю за себя) не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Живопись. Фреска Микеланджело «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы в Риме. Картина Холмена Хаита «Светоч мира» («Свет миру»). Поэзия, Поэзия Данте и Мильтона Скульптура. Каменные и стеклянные шедевры безымянных скульпторов доныне украшают средневековые соборы Европы. Краткое содержание Книга начинается с поручения Иоанну от Христа записать, что он видел, «что есть, и что будет после сего» (1:19), и послать этот рассказ семи церквям в римской провинции Асия, на западе Малой Азии (1:1–20). Следующие две главы (2:1 – 3:22) содержат письма, продиктованные Христом Иоанну для семи церквей, начиная от Эфеса, и дальше к северу, через Смирну к Пергаму, потом к юго-востоку (Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаоди-кия). Все эти письма построены по одинаковому образцу: Так говорит тот, кто... Знаю твои дела... Но имею против тебя... Покайся... Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам... Побеждающему дам-Тем не менее каждое из писем глубоко индивидуально и отражает нужды конкретной церкви, которой адресовано. Рассмотрим вкратце их содержание. 1)Эфесская церковь (2:1–7). (Церковь в самом важном городе Малой Азии.) Незримо присутствующий среди своего народа, Христос упрекает ее, что в ней охладела ее первая любовь. Тем, кто побеждает искушения, он обещает дать «вкушать от древа жизни» (2:7). 2)Смирнская церковь (2:8–11). Как победитель смерти, Христос призывает церковь Смирны (города, где жило много иудеев) хранить верность во время скорого гонения, организованного «синагогой сатаны» (2:9), и обещает побеждающим избавление от второй смерти. 3)Пергамская церковь (2:12–17). Как имеющий меч, Христос предупреждает церковь Пергама (города, который был одним иэ центров идолопоклонства) о присутствии в ее среде еретиков-николаитов. Он, однако, обещает дать некоторым -вкушать сокровенную манну», а также дать таинственный «белый камень» (возможно, своего рода пропуск на мессианский пир). 4)Фиатирская церковь (2:18–29). Как Сын Божий, Христос произносит суд на женщину «Иезавель, называющую себя пророчицей» (2:20), которая учит христиан участвовать в идолопоклоннических трапезах, спонсируемых местными торговыми гильдиями. Побеждающим он даст разделить с ним власть над язычниками и даст «звезду утреннюю» (2:28).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

1159 Рукопись л. 225 fin. sqq, приведена в Описании. В тексте пропуск, и только по контексту можно догадываться, что монахам дозволяется ходить в баню однажды в месяц. Относительно пропуска с большою вероятностью можно думать, что его намеренно сделал русский любитель бань. 1161 Рукопись л. 216 оборот sqq. Внешние знаки почтения: приходя к игумену и уходя от него, кланяться до земли; встретив игумена вне кельи «поклониться ему вельми», л. 218. 1162 В собственной записи Студийского монастыря: «Должно знать, что на каждой утрене выходит игумен из хора при начале 4 песни, и седши принимает на исповедь приходящих братий и врачует каждого соответственным образом», у Миня р. 1712 n. 22. 1163 Рукопись л. 223. Что касается до наказаний, которым подвергает игумен виновных, то по собственной записи Студийского монастыря они простираются до сажания в особое заключение на сухоядение: «Должно знать, что есть у нас и отлучебницы ( φοριστραι), в которые заключаются непокорные и строптивые, сухоядя и учась добродетели, ибо наказание посредством плетей ( δι μαστγων, – телесное), как приличествующее мирским, справедливо отвергнуто нашими отцами», у Миня р. 1713 n. 25 (в монастырях Пахомия Великого было и телесное наказание,– История православного монашества на Востоке П. С. Казанского, I, 146). 1164 Летописец, конечно, говорит, что Феодосий, получив устав Студийский, «устави в манастыри своем, како пети пенья манастырьская, и поклон как держати, чтенья почитати, и стоянье в церкви, и весь ряд церковьный, и на трапезе седанье, и что ясти в кия дни, все со уставленьем» (под 1051г.). Но это, очевидно, нисколько не исключает предположения, что устав более или менее был ослаблен в своей строгости. 1165 Поучение о хожении к церкви,– Учёные Записки II Отделение Академии Наук книга II, выпуск 2, стр. 212. 1167 По изданию Бодянского л. 19. Далее Нестор приводит сейчас переданное нами поучение преподобного Феодосия, из которого оно и взято. [Каноническое определение относительно стяжания, найденного у монаха: «игумен или епископ да возмет оное стяжание и, в присутствии многих продав, да раздаст нищим и нуждающимся»,– Двукратного собора правило 6.] [Ещё ibid. л. 19 оборот (рассказ о едином слабом брате, начинающийся на л. 19 fin.).]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Воссоздание Десятинной церкви: «Дело сие угодно Богу» Монахиня Елена (Кругляк) о проекте музейного комплекса и храма в Киеве 28 июля, 2015 Монахиня Елена (Кругляк) о проекте музейного комплекса и храма в Киеве В тысячелетнюю годовщину успения святого равноапостольного князя Владимира мы говорим о духовном и историческом значении его детища – Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, о проекте возрождения этой святыни, о начале возрождения молитвенной жизни на Владимировом городище, о технических особенностях проекта, а также о том, чем отличается возрождение храма от реконструкции или реплики.  Могут ли находиться под одной крышей музей и храм? Наш собеседник – монахиня Елена (Кругляк), руководитель творческой мастерской Синодального отдела УПЦ по архитектуре, строительству и охране памятников церковной архитектуры, главный архитектор проекта возрождения Десятинного храма и музеефикации его древних аутентичных остатков. Содержание статьи Десятинная церковь – храм Пресвятой Богородицы Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз. Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна. Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора. Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется. Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.

http://pravmir.ru/vossozdanie-desyatinno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010