В подлинной подписано так: «Дьяк Любим Домнин. Подана грамота в Харькове в приказной избе сто девяносто пятаго году апреля в четвертый день». «От Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни Царевны и Великия Княжны Софии Алексеевны, всея вели-кия и малыя и белыя России Самодержцев, в Харьков воеводе Нашему Василию Ивановичу Сухотину. Били челом Нам Великим Государям Харькова города Преображенскаго монастыря архимандрит Иоасаф с братиею. В прошлых годах от города в шести верстах устроен монастырь Преображения Господня, а в том монастыре братии сорок человек питаются своими трудами, а крестьянских дворов и сенных покосов за тем монастырем нет. А в харьковском уезде на диком поле от того монастыря в версте и в полуторе сельцо Синолицовка, да деревня Гавриловка, сельцо Песочин, да деревня Коротичь поселились вновь из заднепровских и из иных городов новоприхожие Черкасы. И Нам Великим Государям пожаловать бы их велеть те сельца и деревни со всеми угодьями дать им на строение того монастыря и на пропитание братии. И как к тебе Наша Великих Государей грамата прийдет: и ты в тех сельцах и деревнях жителей переписал бы всех по именам с отцы и с прозвищи и в которых годах, из которых городов они в те сельца и деревни перешли и поселились и сколько у кого детей и братьев и племянников и всяких свойственников, которые с ними живут в одних дворах и на каких землях и в скольких верстах от города и монастыря поселились и с кем те сельца и деревни смежны и многоль под ними земли и сенных покосов и лесов и всяких угодий; а у харьковских полковников Григория Донца и у сына его Константина взять сказку, тех сел и деревень жители в полковой ли службе, или с мещанами у них полковников написаны, или не написаны? Буде не написаны, кто теми сельцами и деревнями ныне владеет? Впредь полковую или городовую службу служить им мочно ли, или за чем не мочно? И будет тех сел и деревень жителям за тем Преображенским монастырем быть: от них полковников Нам Великим Государям че-лобытья и полку их козакам утеснения какого не будет ли? А что по досмотру и по переписке твоей в тех сельцах и деревнях, объявится жителей, их детей и свойственников и на каких землях те сельца и деревни построились и что об них полковники в сказке своей напишут, то всему учинить переписныя книги со всякою подлинною очисткою и ведомостью и в них перечневую выписку, о том к Нам Великим Государям писать и те переписныя книги за своею и полковников сказку за их руками прислать в Москву и велеть подать в розряде думному Нашему дьяку Василию Григорьевичу Семенову с товарищи. Писан в Москве лета семь тысяч сто девяносто пятаго декабря в день». В подлинной грамоте подписано так: «Дьяк Любим Домнин. Справа подьячаго Федора Козьмина. Подана грамота в Харькове в приказной избе сто девяносто пятаго году февраля третьяго дня».

http://sobory.ru/article/?object=33147

3271 Каталог Павла Любопытного. Приложение. Раскольники и Острожники, Ливанова т. 4,–26. Чтения в обществе Истории и Древностей Российских. 1863 г., кн. I, отд. II; 16, 130. 3272 Алексей Родионов на допросе в Новгородской Консистории 15-го ноября 1748 г. показал: «от роду ему 35 лет». 3274 С 1747 по 1775 гг. было 58 дел о бежавших семинаристах. Особенно много дел было в 1751 году (12 дел) и в 1757 году (9 дел). Бегства иногда принимали грандиозный характер. В 1750 году один раз убежало 105 семинаристов, а из русской школы – 42 ученика, (д. 138, 106). Истощив все средства к прекращению такого печального явления и не достигнув цели, начальство решило прибегнуть к крайней мере. В 1771 году было постановлено за побеги отдавать семинаристов в военную службу. (Архив Консист. 49). 3275 Вот какой катехизис был составлен для детей: Вопросы родительские: – Что вы пришли дети? Ответы детские: – Послужить вам, Государю батюшке, в потребных вещах при сём часе. В. – Коея веры, дети? О. – Христиане есмы. В. – Почему вы христиане? О. – В смерть Господню чрез троекратное погружение крестихомся. В. – В церкви соборной пребываете ли вы? О. – Всегда, Государь. В, – Что есть церковь ? О. – Церковь есть не стены и покров, но вера и житие, по сказанию Златоуста, Маргарит, слово 1-ое. В. – Почему вы называетеся староверцами? О. – По содержанию древних догматов, сиречь уставов. В. – Откуда вы прияли на себе крест изображати двема персты? О, – Апостольское сие предание по объявлению старопечатных книг. В. – В том сложении кия тайны у вас? О. – В триех перстах сих исповедуется тайна триех ипостасей – Отца и Сына и Св. Духа, единого Бога в триех лицах; два же перста показуется тайна Самого Господа нашего Исуса Христа, иже есть совершен Бог и совершен человек; средний великий перст мало преклонити исповедуется тайна, еже есть Сын Божий преклонь небеса и сниде на землю и бысть человек нашего ради спасения. В. – Скажите мне, что есть седьм тайн церковных и колико их? О. – Крещение, миропомазание, Евхаристия, священство, покаяние, брак, Елеосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобный Феодосий был поставлен в игумены в чрезвычайно молодых годах, не имея ещё и 30 лет от роду, и может быть – имея их не более, как только·25. Это значит, что он решительно возвышался над всей остальной братией, как человек особый в числе её, и что он давал Антонию провидеть в себе того знаменитого возградителя монастыря, каким явился на самом деле 1036 . «Приемше монастырь, говорит летописец, Феодосий поча имети воздержанье и велико пощение и молитвы со слезами и совокупляти нача многи черноризцы»: от Варлаама он получил монастырь с 20 человеками братий, но скоро совокупили их 100 (летопись). Это совокупление Феодосием в непродолжительное время многочисленного братства, как ясно даёт знать летописец, совершилось не таким только и просто образом, что он принимали всех приходивших к нему (что делалось и прежде и при чём братия прибывала только постепенно). А таким именно образом, что он нарочито старался о том, чтобы собрать как можно более многочисленное братство. Так как вовсе нельзя, конечно предполагать, чтобы Феодосий занимался нарочитой вербовкой в монахи мирян, то, очевидно, необходимо предполагать другое. Этим другим могло быть только то, что Феодосий старался собрать в свой настоящий монастырь монахов монастырей ненастоящих,– что возможно большее количество этих уже готовых монахов он хотел привлечь к истинному монашествованию. Собрав большое братство, Феодосий решился ввести в своём монастыре хороший монастырский устав, какового дотоле ещё не было в монастырях русских. Начав искать такого устава, он нашёл у одного Грека, пришедшего с митрополитом Георгием, устав Студийского монастыря, и его именно и решился ввести у себя; списав его (подразумевается – в переводе), он «устави в монастыри своем, как пения дети монастырьская и поклон как держати и чтения почитати и стоянье в церкви и весь ряд церковный и на трапезе седанье и что ясти в кия дни, все со уставленьем» 1037 . Это первое введение настоящего и притом строгого монастырского устава составило знаменитое дело, навсегда доставившее Печерскому монастырю старейшинство между всеми монастырями русскими: «Феодосий,– говорит летописец,– всё то (вышесказанное) изобрет, предаст монастырю своему; от того же монастыря переяша все монастыреве устав; тем же почтен есть монастырь Печерский старей всех».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Был между некиими разговор: надлежит ли по долженству в Российской церкви при всенародном собрании возносить имя восточных греческих патриархов? иные приговаривали, иные же отрицали; которого прения аще кто хощет иметь истинное решение, подобает ему последующие ведения добре познать и уразуметь: 1) яко разные суть имён возношения в церковных служениях; 2) кия вины возношения суть; 3) каковые во иных церквах восточного исповедания обычаи того обретаются. Рассмотрим коеждо по единому. I. Возношение иное есть собственное, есть же общее. Общее, когда воспоминается имя, многие лица единого или разных чинов в себе заключающее, например: благоверные правители, православное епископство, причет церковный, христолюбивое воинство, всех православных христиан и прочая. Собственное же есть, когда или имённо некие лица воспоминаются, например: Благочестивейшего Государя нашего имярек, Царицы имярек, епископа имярек и прочая; или не имённо, обаче некие немногие только лица и аще во общем имени, однако ж всем ведомые возносятся, например: Благочестивые Государыни наши Царицы, Благородные Государыни наши Царевны и прочая. Зде нам слово есть не о оном общем, но о сем собственном имён возношении, понеже слово есть о возношении имени патриаршего. Патриархов же аще и не имённо воспомянем, равне будет возношение собственное: понеже патриархи немнози и престолы их всем ведомы суть. Другое возношения разделение сие есть: иное возношение тайное, когда кого в молитвах на проскомидии или при святой трапезе тайно воспоминаем; таковые воспоминаемые многие имена как живых, так и мёртвых человек написуются на диптихах или дсках при жертвеннике и в собственных воспоминанию сему служащих книжицах. Иное же возношение явно есть, когда священник или диакон явно в слух всего собрания имя чие поминает, о чём всем известно. Здесь нам слово есть не о тайном, но о явном и гласном имени патриаршего возношения. Ещё и третие сие возношения имён разделение ведати подобает, что иное имени есть возношение всегдашнее, непреступное, якоже имени Царского во всём государстве и всякого епископа в своей епархии; иное же есть чрезобычайное, некогда токмо бываемое, яковое есть возношение имён браком сочетаваемых лиц на их венчании и человеков усопших на погребении и поминовении их и прочая. Зде слово нам есть не о чрезобычайном, но о всегдашнем имени патриаршего возношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Како погребу Тя Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия песни воспою Твоему исходу Щедре; величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе " [ 74 ] (ТП. Л. 464). В этих стихирах, заканчивающих Великий Пяток и начинающих Великую Субботу, уже слышны и события наступающего дня: пребывание Христа плотью во гробе, душой же во аде и победа над ним: " Егда во гробе плотски хотя заключился еси, иже естеством Божества пребываяй неописанный, и неопределенный, смерти заключил еси сокровища, и адова вся истощил еси, Христе, царствия; тогда и субботу сию божественнаго благословения и славы, и Твоея светлости сподобил еси " (ТП. Л. 463–464). По окончании этих песнопений, перед выносом Плащаницы, изображающим снятие умершего Богочеловека со креста и положение Его во гроб, поется или читается предсмертная песнь праведного Симеона Богоприимца, предрекшего Пречистой Богоматери и тот страшный час, когда душу Ее " пройдет оружие " . После этого при пении тропаря " Благообразный Иосиф " священнослужители, сопровождаемые мирянами (изображающими Иосифа с Никодимом), поднимают Плащаницу с Престола и выносят ее на средину Церкви. Во время выноса Плащаницы хор поет тропарь: " Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв, положи " [ 75 ] (ТП. Л. 464) [ 76 ]. По окончании этого песнопения совершается целование Плащаницы, вокруг которой уже зрится веяние ангельских крыл: " Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь " [ 77 ] (ТП. Л. 464). Господь положен во гроб. Место казни опустело. Ученики, кроме возлюбленного Иоанна, рассеялись в страхе. И сейчас, как бы восполняя то, о чем умолчало Евангельское повествование, Церковь на малом повечерии, которое принято совершать сразу же после вечерни, предлагает своим чадам канон " о распятии Господни, и на плач Пресвятыя Богородицы " , творение Симеона Логофета.

http://pravoslavie.ru/78516.html

Бог и человек совершенный, Христос Господь, низшедый с небесе на землю, на дело свое и на делание села мира сего до вечера смерти, всеприлежно в нем трудися, слушателие православии: тяжаше оно беспрестанным си со ученики от града во град и от веси в весь хождением. Посея на нем доброе семя учения, чистую пшеницу веры православно-кафолической, и вручи церкве ниву рабом своим, первее апостолом, по них же архиереям и иереям. Егда же уснуша апостоли сном смерти телесные, тогда наипаче враг Христов и всея церкве, лукавый демон, видя благих семен благий возраст по вселенней, завистию спеяния и ненавистию благости обдержим сый, всея плевелы ересей богомерзских, и не престает сеяти до ныне, индеже видит архиереи и иереи спящие нерадением и леностию, сеет же на нивах душ наших плевелы грехов бесчисленных, сеет на них во мнозех человецех и богопротивное суеверие. Виноград Христов суть души правоверных, делателие в нем суть архиереи и иереи иже блажени суть, егда хворастие, крапиву и травы непотребные истерзают, ветви сухие обрезуют и неполезные истребляют: ибо мзды трудов си не лишатся, егда речется к ним: приидите ко Мне вси труждающиеся и обременнии, и Аз упокою вы. Нива есть Божия, коеждо душа человека верного, по апостолу: Божие тяжание, Божие здание есте. Блажени же суть тех нив стражие, егда бодрствуют, по словеси Христову: блажени раби тии, их же пришед Господь обрящет бдящих: яко препояшется, и посадит их, и минув послужит им ( Лк.12 ). Гоже же спящим, ибо проклят человек, творяй дело Господне с небрежением ( Иер.48 ). Темже и церковь вопиет на всяк день: се жених грядет во полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет ленящася. Но увы, увы яко леностию и небрежением стражей нив христианских, толико умножишася плевелы суеверия, яко едва чистой на них обретатися пшенице. Кия же суть плевелы суеверия? Многи суть, но ныне о тех точию имам глаголати, Господу поспешествующу, яже бывают, егда кто случаи некие имать за знамения будущих, и егда кто деет что, или глаголет неполезное, и от церкве неприятное, веру прилагая недостойным веры.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

раб Георгий. 6-го Октября, 1881 г. без номера. К Татьяне Григорьевне Викулиной Прошу вас уединиться и прочитать собственно для своего сердца, да вразумит вас святой Ангел! Тоску и отчаяние гоните прочь от вашего сердца, – но лучше обратите ваше внимание к выслушанию святого Иоанна Дамаскина ; вот его слова: «Желаю себе и всем другом моим, да сами, поскольку мощно, себе пособствуем: и да не единагоже греховнаго порока в нас останцы пребудут. Но аще несовершен от сего мира изыду, молю Тя, милосердия источниче, Господи! приклони ми другов моих и искренних моих, согрей сердца и помышления их, яко да молитвами своими, благимиже и Тебе приятными делами мне помоществуют и моя по смерти истребят пороки, аще кия от немощи человеческия применятся. Обаче молюся Ти, Владыко, Боже всех благ, ихже требуем, прещедрый Подателю, да не кое прегрешение, великое же и малое, во мне же и всех в Тя верующих, тогда, егда приидеши, явится». Теперь меня грешника прошу вас выслушать благодушно: не стыдитесь смертных людей, не скрывайте от вопрошающих вас сбывшегося над умершим, всем объявляйте сущую истину: Бог ему послал такую смерть на устрашение другим – чтобы видящие и слышащие ужаснулись в душе своей и прибегнули бы с сердечным покаянием к желающему всем спастися Богу! Вы повинитесь правде, ибо всякая ложь есть от диавола. И потому не слушайте тех, которые советуют ложью прикрывать истину; они и сами не знают, что делают: душе бедной прибавляют ран, да и себя повергают в грех . Для человеческой чести не надобно прогневлять Бога неправдою; сим страхом, от коего содрогаются чувствительные люди, прославляется Бог! Но чтобы человека отвести от страха Божия, – это дело диавольское. Теперь, сколько можете, употребите свое старание об отлучившейся бедной душе; поминовение по монастырям, и пустыням, и по прочим церквам годовое вы еще не рапорядили, но что успели, то слава Богу! От вашей воли и усердия зависит умилостивлять душою прогневанного Бога! Кроме вас, едва ли кто может столько позаботиться. Многие много могут говорить, а на деле ничего. Обидимых следует прежде всего удовлетворить. Узнать по тюрьмам добрых людей, содержащихся за бедность по каким-нибудь недоимкам и долгам, освободить по всей губернии, ежели можете. За сию добродетель и душа от своих долгов пред Господом может получить облегчение. Еще поискать таких людей, которые своей жизнью и делами близки к Богу! Примут ли они подаяние или не примут, но, ежели произволят, то великую милость могут испросить у Господа на отпущение от жестоких мук бедной душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

«По совершении, егда священник совершает святую Литургию и поминает имя умершего, тогда Ангел Господень взем ту часть (поминальную) на небо радостен отходит». А перед этим в предисловии говорилось именно о поминовении усопших за Литургиею. Далее делается ссылка на 7 вселенский собор. На 7 же листе говорится: «Сия бо суть книги животныя, иже есть во святых Божиих Церквах Синодики заупокойные»... «И егда священник над просфорою помянет тех отшедших душ, иже вписаны в Синодик сей.... се ангел Господень, радостен на небо отходит, тамо написует имена тех в вечных обителех... Тем же и вы возлюбленная моя братия драгая о Бозе разумейте и размыслите и познайте: коль велик чин поповский, или паче Епископский, и колико честен Архиепископ при Церквах».... Это наводит на мысль, что Синодик сей был составлен при первом Холмогорском Архиепископе Афанасии. О том же времени говорят и вирши: «Архиерей свят Иаков брат Божий, Усопшим душам путь молитвен дает гожий. В службе бо души кия поминают Радостей многих оных исполняют».... Душы умерших кому поминати, Оны имена изволь зде в Синодик вписати. Молитвами бо грехов свободятся Небесных благих тамо насладятся.... Может быть эти вирши были составлены кем-либо из лучших учеников архиерейской школы того времени, как напр. М. Ломоносовым. Общество древней письменности фототипически издало этот Синодик в 1878 году, но не сказало о нем ни слова. И первичная надпись, сделанная в приличном и послестатейном кружке, нашла возможным сказать только: «Книга Синодик сиречь помянник Холмогорской Епархии». Из имен здесь прежде всего называются патриархи, далее князья, начиная с Владимира святого и оканчивая Вел. князем Василием, в монасех Варлаамом. Из царей первым называется Иоанн, в монасех Иона, а последним Иоанн. Из княгинь первая Ольга, в крещении Елена, а последнею инокиня Марфа. Из цариц Анастасия и Наталия. Из царевичей Иоанн и Александр. Из царевен Анна и Феодосия. На последнем (18) листе говорится: «Зде поминай роды и имена тех, которые давали к сим (?) святым церквам в казну всякие церковные потребы и церковную всякую утварь (и книги) в вечное поминовение по душах своих и служителем церковным в прокормление вотчинные свои угодия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния/да уповает Израиль на Господа. Егда от мира, Жизнь сущи,/рождшая Жизнь всяческих, Сына Божия во плоти,/вземлема была еси,/восходящи во входы божественныя, Небесныя, Чистая,/тогда чудо сбысться,/еже возгласи Дух Святый:/кто Сия, ныне восходящая от пустыни?/Вся же со страхом вопияху:/Слава восхождению Твоему, Любоблагая. Стих: Яко у Господа милость и многое у Него избавление,/и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Егда во гробе, Мариам,/в Гефсимании положилася еси плотию,/естества Оживотворительнице,/тогда вся тварь, зрящи Тя, ужасеся;/Творец же дух Твой, руце распростер,/благодатне прият, яко должник Сын./Еже Безплотных чини зряще,/со страхом вопияху:/Слава восхождению Твоему, Любоблагая. Стих: Хвалите Господа, вси языцы,/похвалите Его, вси людие. Егда трие священницы,/Ареопагит оный и Иерофей с Дионисием,/Твое божественное увидеша, Всенетленная, успение,/тогда, слезы точаще, глаголют сице:/како стерпим страдание в мире?/В Тебе бо, о Дево,/Сына Твоего мнехом зрети и утешахомся. Глас 5: Стих: Яко утвердися милость Его на нас,/и истина Господня пребывает во век. Тебе, одеющуюся светом, яко ризою,/Сына Божия рождшую,/лик ученик Его видев мертву,/во гробе, мрака исполненном, простерту,/благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше:/увы мне, сладчайшая Мариам,/Юже вмале имех утешение/и, видя Тебе, мнех Учителя моего зрети,/но се ныне вижду Тя по закону естества подъемшу смерть./О, како Тя погребу, Дево,/или како плащаницами обвию?/Киима же рукама прикоснуся нетленному Твоему телу?/Или кия песни воспою, Твоему исходу достойныя?/Како же стерплю, Госпоже, Твое, скорбное ми, отшествие?/Или како безтрудно понесу всетяжкое сиротство?/Недоумеваю, Блаженная Богородице Марие,/и болезненным сердцем соплетаю песнопения,/и величаю Тя, Владычице,/песнословлю зачатие Твое,/почитаю Твое божественное рождество,/чту восхождение Твое, Дево./Ублажаю же успение Твое/и всесвятое погребение Твое со преставлением, зовый:/Господи, Слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Елеонском монастыре нахо-дится чудотворная икона Божией Матери Взыскание погибших, икона Свя-того Праведного Иоанна Кронштадтского и Святителя Николая. В нем же мы приложились к частицам мощей многих Святых. Только одно простое пере-числение вызывает душевный трепет: Преподобный Николай Святоши, Св. Апостола Луки, Преподобного Прохора и Св. мученика Харлампия, Святых врачей Агапита, безсребреников Косьмы и Дамиана, Св. Великомученика Пантелеймона, Св. мученика Трифона, великомученика Георгия Победонос-ца, св. мученика Севастиана, Св. Митрополита Макария Киевского, Св. мучениц Варвары и Параскевы, Св. новомучеников Евфимия, Игнатия и Ака-кия Св. Григория. Св. Преподобного Нила Мироточивого, Св. мученицы Агафи Там же хранится частица Святого Животворящего Креста Господня.Спасо-Вознесенский монастырь основан Антонином Капустиным в 1803 г. Сейчас в нем подвизаетая 40 сестер, В монастыре всегда был приют для арабских, девочек из Вифании, и кедром они росли, воспитывались, ста-новились инокинями и послушницами расписаны сестрами. За алтарем, с внешней стороны погребена игумения Тамара. В монастыре есть часовня Пророка и Предтечи Господня Иоанна, построеная на месте обретения его главы. Она была обретена в сосуде, куда положена по велению Иродиады (из Самарии кувшин с главой был перенесен слугой-христианином царя Ирода Антипы). В полу часовни углубление, где и находился кувшин. Пол из мозаик, сохранившийся от 1-го века. У стены храма огорожено место, где стояла Божия Матерь, смотря на Вознесение Христа. Постояли и мы у этого места и поклонились. В этом монастыре я неожиданно встретилась с любимой мною иконой Божией Матери Взыскание погибших - этот образ я знала по маленькой иконе-открыточке, приобретенной мною в Петербурге. Удивительно нежный лик Божией Матери с грустными очами, склоненный к Младенцу Христу, Нежно обхватила Она дорогое Дитя обеими руками. Мла-денец ручкой прикасается к покрывалу Матери, нежные младенческие ножки опираются о колени Божией Матери, грустное Лицо обращено к небу и очи Младенца - Спасителя смотрят куда-то вдаль, словно прозревая будущие страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010