3 И. А. Савельев – простой Самарский мещанин принадлежал к молоканской секте. В последствии он стал ревностным поборником православия и был весьма искусен в состязаниях с сектантами. Большую часть своей жизни он посвятил на проповедывание Слова Божия. Биография его и описание его деятельности помещены в Страннике за 1878, кн. 12. 4 Мисс. иером. Арсений. Лжехристы (к истории монтапо-молоканской секты). Москва. 1888 г., стр. 6. 5 В предисловии к 1ой части достопочтенный автор говорит о широком распространении сектантства в разных местах России и об обстоятельствах, вызвавших появление этого труда его. Затем следуют 12 бесед, расположенных систематически, в которых на основании Слова Божия всесторонне и основательно раскрывается учение о необходимости почитания храма Божия и того, что в нем находится (20–253 стр.). В конце находится приложение текстов, всех мест Св. Писания о св. храме и разъяснение их (253–284). Цена книги весьма умеренная –70 коп. без пересылки, а с пересылкой 90 коп. 9 Цветниками называются у раскольников выписки из старопечатных книг; но большую часть содержания цветников составляют измышления расколовождей. 11 Определение Московского собора 1667 г., известное под именем «предел освященнаго собора, собравшагося в богохранимом царствующем велицем граде Москве, сиречь свиток и определение вещей, за кия вины собрася освященный собор, и каково разсуждение положима и како утвердима» в подлиннике; с собственноручными подписями патриархов и прочих лиц присутствовавших на соборе хранится в библиотеке Москов. Синод. Типографии. С него сделано печатное издание при служебниках 1667 и 1668 гг., а отсюда из служебников перепечатано в V m. Доп. к Ак. Ист. ст. 483–485. – Деяния соборов 1666 и 1667 гг. напечатаны в журнале Брат. Слово за 1875 и 1876 гг.; есть и отдельныя оттиски соборных, деянии. 12 В таком смысле клятвы Больш. Моск, собора разъяснены и Св. Синодом. В 1881 г. Св. Синод высказал следующий взгляд на клятвы собора 1667 г. «Клятвы… положены не на обряды, содержимые приемлющими единоверие, а на тех, которые по неразумному пристрастию к сим обрядам, вопреки любви христианской и послушанию, отделились и отделяются отч, православной церкви, почитая оную еретичествующею (Церк. Вест. 1881 г., 37). Эта мысль выражена Св. Синодом и в «Изъяснении порицательных выражений», изданном в 1885 году.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ieromo...

Еще сто лет назад В. В. Розанов выразил свою обиду на Церковь : «Почему о путешествующих, воинствующих [добавим – священствующих и монашествующих, учащих и учащихся. – Н. Б .] есть в ектении прошения, а когда наши жены рождают и мучатся, и боятся смерти, и ищут помощи – нет о них простого умилительного слова в ектении? Наши всемирные и прекрасные ектении о всем помнят, а такой центральный факт, как рождение, – забыли и обошли молчанием. Мне это обидно; как семьянину – мне это больно» 478 . Можно, конечно, тут припомнить все перегибы «нового религиозного сознания», Мережковского с Гиппиус, но неужели все же в этих простых словах нет ни доли правды? Интересно, что в свое время пропустивший в печать статью Розанова духовный цензор, архимандрит Мефодий (Великанов) , счел нужным сделать следующее примечание: «Мысль о молитве за “плодоносящих” и “рождающих” матерей… согласна с богооткровенным учением» 479 . Так что не только в секулярном постиндустриальном обществе, вне Церкви, но и в ее стенах можно встретить недооценку материнства. Есть еще болезненный вопрос о ритуальной нечистоте, почему-то относящейся только к женщинам. Конечно, нам далеко до детальнейшей регламентации определения весета и состояния нида, которая так детально, на многих страницах, разработана в практике талмудического благочестия 480 . Но и православное законничество в этой области немало отравляет жизнь православным женщинам и утверждает в них некий комплекс неполноценности. Трудно понять, почему так выборочно применяются предписания Книги Левит, казалось бы, отмененные в новозаветной Церкви ( Деян 15:7–29 и мн. др.). В Didascalia apostolorum прямо отвергаются все эти запреты. Не берусь оспаривать правила Дионисия и Тимофея Александрийских, запрещающие женщинам причащаться во время менструаций, поскольку упомянутые каноны были подтверждены 2-м правилом Трулльского Собора. Но откуда взялись все эти регулярные напоминания на общих исповедях о таком страшном грехе: «Дерзали в нечистоте входить в храм Божий и вся-кия святыни прикасатися»? Неужели эти наши святыни святее, чем Сам Христос, Который ободрил прикоснувшуюся к Нему кровоточивую женщину и даровал ей исцеление ( Мк 5:25–34 и паралл.)?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Синодик сей назначался лично для о. игумена, и потому обложен в простую белую кожу, подобную пергаменту. Его принадлежность о. игумену Феодосию указывается пометками, находящимися на первых страницах. 6 . Желание о. Феодосия иметь лицевый синодик исполнил один из почитателей патриарха Адриана, приславши для Сийского монастыря отличнейший лицевой синодик, обложенный в красную кожу и обрезанный под золото с тиснениями подобными тем, кои украшают лицевое евангелие о. Паисия. В нем 7 листов ненумерованных, 26 нумерованных. На одной стороне каждого из 26 листов находится изображение, имеющее то или иное отношение к человеческой смерти, с поясняющим внизу текстом. Так, на листе 1-м изображена церковь . Подле нее – гроб с человеческим скелетом. Внутри у гроба стоит человек в печали. Внизу текст: «Плачуся и рыдаю, егда помышляю смерть, видех бо во гробех лежашу, по образу Божию созданную нашу красоту» и проч. На листе 11-м изображен «Агиос Иаков, брат Божий» в святительской одежде, с благословящею правою рукою и с книгою в левой. Под изображением написано: «Архиерей свят Иаков брат Божий. Усопшым душам путь мертвен даст гожий. В службе бо души кия поминают, радостей многих оных исполняют». На листе 12 изображен св. Афанасий Александрийский с митрою на голове, с благословящею правою рукою и с жезлом в левой. Под изображением написано: «Патриарх Афанасий во святых великий сказует усопшим свет толикий. Егда в церкви души поминают, отраду не мало тамо тем подавают». На листе 13-м изображен св. Василий Великий . Под изображением надпись: «Свят Архиерей Божий Василий Великий , отшедшим душам повествует покой толикий. Егда во церкви поминаемей души быти, оных вечных мук может тамо избыти». На листе 14-м св. Григорий Богослов . Надпись: «Богослов святый Григорий сице повествует: добро убо есть усопших души поминати да в оном веце за сие будут они непрестанно светло торжествовати». На листе 15-м – «Агиос Иоанн Златоуст велит по усопших давати сорокоуст да тем усопших души от мук освободятся и вечных оных благ насладятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Само собой понятно, что все это событие восстановления Империи было одной грандиозной иллюзией; Римская империя окончательно исчезла с лица земли, и монархия Карла не могла заменить ее. Назвавшись римским императором, Карл остался тем же, чем и был, т. е. франкским варварским королем; тем не менее эта иллюзия получила громадное значение для последующей церковной и политической истории Запада. С мыслью о восстановлении Империи связывалась идея политического единства западно-христианского мира, искавшая себе полного выражения. «Западные христиане, – говорит один историк, – считали Римскую империю вечным царством, а императора владыкой, поставленным от Бога для всего мира. Они полагали, что император имеет своим призванием охранять христианство от всех его врагов, поддерживать повсюду порядок и тишину, защищать Церковь и ее служителей от нападения мирских людей, подкреплять своим оружием проповедь христианства, пролагать ему путь до края вселенной, чтобы Христос стал Владыкой всех народов. По этой идее о власти императора, все другие короли и государи западно-христианского мира считались подвластными ему. все западные христиане должны были видеть в его повелениях повеления Божии, обязаны были большим повиновением ему, чем всякому другому повелителю, имеющему только земную, а не божественную власть. Сообразно с этим понятием, Карл стал считать себя преемником Константина и Феодосия, поставленным от Бога владыкой всех народов, призванным употреблять свою власть на охранение порядка в западных землях, на поддержание закона Бо-? кия и наказание его нарушителей. Он был глубоко проникнут той мыслью, что новый сан возложил на него новые обязанности. Он велел внимательно пересмотреть церковные и светские распоряжения и выбросить из них всё, противоречившее заповедям Господним. Он отправил во все области послов следить за исполнением этих требований, вводить в жизнь его подданных христианские добродетели, строгое соблюдение христианских заповедей. Он стал стремиться теперь к идеальной цели – к осуществлению царства Божия да земле, и к достижению этого направил свою административную и законодательную деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Како погребу Тя Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия песни воспою Твоему исходу Щедре; величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе» 132 (ТП. Л. 464). В этих стихирах, заканчивающих Великий Пяток и начинающих Великую Субботу, уже слышны и события наступающего дня: пребывание Христа плотью во гробе, душой же во аде и победа над ним: «Егда во гробе плотски хотя заключился еси, иже естеством Божества пребываяй неописанный, и неопределенный, смерти заключил еси сокровища, и адова вся истощил еси, Христе, царствия; тогда и субботу сию Божественнаго благословения и славы, и Твоея светлости сподобил еси» (ТП. Л. 463–464).      По окончании этих песнопений, перед выносом Плащаницы, изображающим снятие умершего Богочеловека со креста и положение Его во гроб, поется или читается предсмертная песнь праведного Симеона Богоприимца, предрекшего Пречистой Богоматери и тот страшный час, когда душу Ее «пройдет оружие» .      После этого при пении тропаря «Благообразный Иосиф» священнослужители, сопровождаемые мирянами (изображающими Иосифа с Никодимом), поднимают Плащаницу с Престола и выносят ее на средину церкви. Во время выноса Плащаницы хор поет тропарь: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв, положи» 133 (ТП. Л. 464) 134 . По окончании этого песнопения совершается целование Плащаницы, вокруг которой уже зрится веяние ангельских крыл: «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь» 135 (ТП. Л. 464).      Господь положен во гроб. Место казни опустело. Ученики, кроме возлюбленного Иоанна, рассеялись в страхе. И сейчас, как бы восполняя то, о чем умолчало евангельское повествование, Церковь на малом повечерии, которое принято совершать сразу же после вечерни, предлагает своим чадам канон «О распятии Господни, и на плач Пресвятыя Богородицы», творение Симеона Логофета.

http://azbyka.ru/pesnopeniya-strastnoj-s...

Далее читается Евангелие, составленное из повествований разных Евангелистов, в котором повторяется и сосредотачивается все важнейшее, что сказано в Евангелии о страданиях и смерти Господа Спасителя. Это Евангельское чтение принято слушать с зажженными свечами. В следующей за ним стихире изображается Иосиф Аримафейский, снимающий пречистое тело Господне с креста. И непосредственно за этим раздается стих: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Господь воцаряется, и “ад всесмехливый” (следующая стихира) при виде Его ужасается: затворы его сокрушаются, гробы отверзаются и мертвые восстают радуясь. Этому таинственному снисхождению Господа во ад и про­славлению Его и посвящены 2-я и 3-я стихиры. Получив таким образом назидание, верующие призываются вновь следовать за Спасителем, распятым, но страшным для сил ада. Послед­няя стихира от горних высот и из адской преисподней приводит нас снова ко гробу нашего Спасителя. Святая Церковь как бы мысленно переносит нас в то время и в то место, где происходили эти священные события нашего спасения — на Голгофу и в сад Иосифа Аримафейского, подготавливая нас пением умилительной стихиры: “Тебе одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая глаголаше: увы мне Сладчайший Иисусе, Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, или кия песни воспою Твоему исходу Щедре; величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение твое со воскресением, зовый: Господи слава Тебе” (ТП. Л. 464). В этих стихирах, заканчивающих Великий Пяток и начинающих Великую Субботу, уже слышны и события наступающего дня: пребывание Христа плотью во гробе, душой же во аде и победа над ним: “Егда во гробе плотски хотя заключился еси, иже естеством Божества пребываяй неописанный, и неопределенный, смерти заключил еси сокровища, и адова вся истощил еси, Христе, царствия; тогда и субботу сию божественнаго благословения и славы, и Твоея светлости сподобил еси” (ТП. Л. 463–464).

http://pravmir.ru/nravstvennaya-tematika...

17 мая Чудовскому архимандриту пришлось сыграть главную роль в насильственном пострижении боярина Кирилла Полуэктовича Нарышкина, отца царицы Натальи (матери Петра). Постриг был для боярина спасением от неминуемого убиения восставшими, исключительно «ради величайшего прошения и горьких слез» юной царицы . Любопытно, что 17 марта 1690 г. умирающий Иоаким в присутствии Адриана простил боярину Кириллу самовольное сложение с себя монашеского одеяния и обетов и даже разрешил ему «сожительство супружное» . В накативших летом 1682 г. волнах раскольничьего бунта Адриан стоял рядом с Иоакимом, хотя и не отличился, подобно архиепископу Афанасию, особым рвением. А осенью он исполнил роль связного между засевшим в Троице-Сергиевом монастыре царским двором и оставшимся в своей резиденции патриархом, через которого царевна Софья вела переговоры с восставшими москвичами. Дорога между враждебными станами считалась весьма опасной. Однако Адриан дважды, 19 сентября и 3 октября, приезжал в Троицу с грамотами Иоакима о ходе переговоров — и затем отвозил в Москву распоряжения, которые немало способствовали умиротворению в столице . Правительство регентши Софьи не противилось, когда патриарх Иоаким решил продвинуть своего помощника. 21—26 марта 1686 г. архимандрит Адриан был хиротонисан на митрополию Казанскую и Свияжскую и уже 28 июля прибыл в епархию . За четыре с половиной года, насколько известно, митрополит обогатил своими вкладами Казанский Благовещенский собор и написал против староверов книгу «О древнем предании св. Апостол и св. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста и на лице своем руки своея персты и кия слагати, и како на себе оный (крест) изображати» . Во время последней болезни Иоакима Казанский митрополит был уже в столице и, судя по документам патриаршего Казенного приказа, именно он, а не митрополит Сарский и Подонский Евфимий, управлял делами Церкви . При прощании с Иоакимом Адриан неизменно был первым в ряду архиереев. Когда умирающий патриарх собрался с силами и сам себя помазал святым елеем, под руку его «поддерживал вселюбезно ученик его Адриан митрополит Казанский». Он почти последним читал перед умирающим Евангелие и, узрев угасание дыхания патриарха, велел держать перед очами его крест, а сам кропил Иоакима святой водой.

http://sedmitza.ru/lib/text/439379/

Памятником административной деятельности патриарха Иоакима служит составленная им и разосланная по епархиям «Уставная грамота». В ней излагаются обязанности так называемых «поповских старост». Эта обязанности заключались в надзоре за церковным благочинием, за постройкой новых церквей и часовен, в наблюдении за поведением духовенства белого и монашествующего, поповские старосты ведали также всякие окладные и неокладные сборы с подведомственных им церквей и духовенства. Патриарх Адриан Таким же ревнителем благочестия, как почивший патриарх Иоаким, был и Адриан, возведенный в это достоинство из митрополитов Казанских 1690 года августа 24 дня. Но он не был настолько образован, как его предшественник. Св. Кир. Адриан, патриарх царствующего великого града Москвы и всея России и всех северных стран, в мире Андрей, родился в Москве в семье православных людей. День рождения 2 октября, год точно неизвестен. О жизни до 40 лет сведений не сохранилось. Историческая его известность начинается с 1678 г., когда патриарх Иоаким назначил его настоятелем архимандритом Московского Чудова монастыря. В марте 1686 г. Адриан был посвящен в митрополиты в Казань. После кончины патриарха Иоакима (17/III 1690 г.) были три кандидата: митр. Адриан, архиепископ Коломенский Никита и Троице-Сергиевский архимандрит Викентий. Петр был на стороне Маркелла, человека европейски учёного и новых веяний. Вдовствующая царица мать Наталья Кирилловна «с сокрушением сердца взиравшая на нововведения Петровы» стояла за Адриана, как представителя старорусского духа, он и был избран. Избрание в патриархи было 22 августа, 23 было наречение и 24 – проставление в Успенском соборе 1690 г. Собор, избиравший патриарха, состоял из 6 митрополитов, 3 архиепископов, одного епископа и 3 архимандритов. Сам Адриан написал книгу: «О древнем предании Св. Апостол и Св. Отец, како подобает всякому, православному христианину на знамение креста на лице своем руки своей персты, и кия слагати како на себя оный изображати». Памятником его общепасторских работ, сохранилось его уставная грамота об епархиальном управлении и суде, и так называемая «инструкция поповским старостам, грамота с похвалою св. Димитрию Ростовскому , по поводу издания Четьих Миней, слово на погребении государыни царевны, великой княгини, схимонахини Анфисы, бывшей Анны Михайловны, говоренное патриархом Адрианом 29 октября 1692 г. Владыка начал слово текстом из книги Иисуса, сына Сирахова (14 г.) «помяни, яко смерть не замедлит». Затем идет картинное изображение быстроты смерти. Ничто не может сравниться своей быстротой со смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Желая утвердить благочестие иноков своих на прочном основании, преп. Феодосий между ними устроил общежитие, по уставу Студийской греческой обители 1872 . «И устави в монастыре своем, – говорит Нестор, – како пети пения монастырская и поклоны како держати и чтения почитати, и стояние в церкви и весь ряд церковный, и на трапезе седение, и что ясти в кия дни: Феодосий все то предаде монастырю своему. От того же монастыря прияша вси русские монастыри устав». Таким образом монастырь свой сделал Феодосий образцом общежития для возникавших в России святых обителей и удостоился наименования «начальника монашеского общежития в Российской земли». Руководствуя иноков на пути благочестия, Феодосий иногда обходил их кедлии и ночью. Кого видел на молитве, благодарил Бога; а если слышал беседу двух или трех, ударял в двери, и на утро призвав к себе, старался вызвать добровольное признание; если кто запирался, на того налагал епитимию. Часто он поучал братию, чтобы они не ходили из келлии в келлию, особенно после повечерия, но каждый, сидя в своей келлии, молился Богу, в руках постоянно имея рукоделие, а в устах – псалмы Давидовы. Феодосий поучал братию со слезами, тихо, милосердно, без гнева. Более всего поучал Феодосий свою братию смирению. «Инок не должен возноситься, величаться, но казаться меньше всех и быть покорным. Смирение должно быть не только во глубине души, но выражаться и по внешности. Когда идете, – говорил Феодосий, – имейте руки сложенными на груди; не опережайте друг друга; встречаясь, смиренно кланяйтесь один другому». Внушая своей братии словом и прамером самоотвержение и смирение, преп. Феодосий заботу о будущем и стяжание временных благ считал для иноков нарушением обета их. «Братие, – обыкновенно говорил он инокам, – нам, отрекшимся от мира, неприлично опять собирать стяжание в келлиях своих. Как можем мы приносить Богу чистую молитву, имея сокровище в келлии! Идеже бо есть сокровище ваше, my будет и сердце ваше ( Мф.6:21 ), говорит Иисус Христос. Итак, братие, будем довольны установленною для нас одеждою и пищею, предлагаемою на трапезе, а в келлиях ничего подобного иметь не должно, дабы таким образом со всяким усердием и всею мыслью приносить Богу молитву чисту» 1873 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И иных премного таковых обретается, ово Писания святого, ово учительских мест, толкуемых неправо от раскольников, яже вся зде полагать, и неправое кривотолков изобличать толкование, изъяснять же толкованием правым не достанет нам времени. Довлеет, яко показася толкование их быти неправо, и учение их ложно. А понеже учение их есть ложно; убо несть душеполезно, но душевредно. Статия вторая Глава 23. О учении еретическом в Брынянех Есть ли учение их не еретическо? Сие яве показася в первой части Розыска, яже о Вере, в статии второй, яко раскольничествующии Брыняне, последующе своему преславному учителю Аввакуму роспопе, еретичествуют зело. Троическое единосущие пресецают на трое. Единого Сына Божия на два сына разделяют. Из Троицы четверицу делают. Воплощение Сына Божия, бывшее поистинне, не исповедуют. Христа на особном от святой Троицы престоле посаждают. И прочие еретичествования их, яже противу догматов веры, и яже противу церковных преданий, довольно тамо описашася и изобличишася. А понеже учение их есть еретичества исполнено; убо несть душеполезно, но душевредно. Статия третья Глава 24. Хула раскольническая на четвероконечный крест, и розыски о кресте Несть ли во учении их хулы на святые вещи? Едва когда таковые издревле бяху лютые ереси, святыню церковную хулящие, якоже нынешние ереси Брынские, ихже гроб отверст гортань, смрад хулений испущающь: не точию бо хулят зле в всякую, яже в святой церкви святыню, но и гнушаются тоя, аки некоей мерзости, себе же выше всякой святыни превозносят. Нужда убо надлежит зде некая хуления их предложить во обличение злобы, безумия, упорства и заблуждения онех, и возразите та изъявлением истины. В первых Хулят честный крест четвероконечный, нарицающе того крыжем Римским, пустым крестом, сению в Ветхом Завете бывшею креста осмоконечного, мерзостию запустения, антихристовым идолом и печатию антихристовою. Кия их хулы и от писем их зде да воспомянутся. Аввакум роспопа пишет: Как так обманул диавол Русских людей бедных: явно идут в пагубу; Римскую блядь возлюбили – крест четвероконечный, паче истинного креста, от трех древ сотвореннаго, от кипариса, и певка, и кедра, да на немже на четвероконечном пишут распятие Христово. Так и стал крыж Польской, выблядок Римского костела.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010