41. Подобает же, яко же повелевают правила св. Апостолов, и вси Вселенскии и Поместнии св. Соборы, яко да в коейждо стране и Епархии творити Архиереом соборы дважды в лето, или нужды ради по единощи, церковных ради вещей исправления. Обаче за еже в здешних странах Великороссийского Государства не обыкоша Архиереи собиратися часто и соборы творити и исправляти священнические распри и прочая, учинишася толики раскольничи и мятежники и возмутиша во всем Государство и многие души погибоша, и в мале было не весь народ прельстили и от православные веры возвратили ко безместным делом и еретическим мудрованиям. Сего убо ради весьма подобает по времяни начасте собиратися Архиереем всего Российского Государства в царствующий град Москву, ради всяких добрых советов и нужные церковные вещи исправляти. 42. Блюсти же ся комуждо во своей Епархии подобает, с великим вниманием и всяким опасением, яко да впредь такие диавольские плевелы не возрастут, но да искоренят я всеконечно, яко да услышат от Господа: благий рабе и верный и прочая, яко да примут неувядаемые венцы и жизнь вечную, ее же буди всем нам получити благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. О монашеском чине 3. Еще повелеваем в немощи отнюдь не постригати младых людей, женатых, ниже здравых, кия бегут от жен своих без согласия жен и родителей; такожде и женского пола. А кто от священномонахов, или в монастырех, или в пустынех, или инде, от нынешнего времяни будут постригати таковых людей, да извергнутся священства и наказаны да будут крепко. А в немощи да постригают токмо старых людей и прочих, кия суть без жен и без детей, и которые с согласием жен своих и родителей. 4. Повелеваем убо отныне и сие: да не примут в монастырех от иного монастыря постриженика, ниже да блудят (бродят) старцы семо и овамо, якоже 1 правило 7 Собора повелевает и возбраняет монаха и монахиню, да не оставит свое обещание, сиречь обитель, идеже пострижеся и во ин монастырь не входити. Подобно и 3 правило 1 и 2 глаголемого Собора отлучает Игумена, иже не взыщет бежащего монаха от своего стада, и не возвращает его на свое обещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До Томска от Иркутска 12 рек: Ангара, Китой, Бела, Ока, Ия, Уда, Бирюса, Кан, Енисей, Чулым, Кия и Яя; из коих: Бела, Ока, Уда, Бирюса, Чулым и Кия средние, а Ангара с Енисеем очень большие. По Бирюсе, Кану, Чулыму и Кие открыты значительные золотые прииски. Въезжая в Томский уезд из Красноярска, видишь в каждом почти значительном селении церковь , и притом каменную, покрытою железом. Вошедши во храм села Ишимова, стоящего при реке Хе, я изумлен был великолепием иконостаса 206 . Дай Бог поболее встречать мне на пути подобных памятников народного усердия. И в селении Семилужсковском также храм новый, великолепный для селения 207 . Здесь обретается чудотворная икона святителя Николая, явившаяся в селении Христинах у одного старца 208 . Эту икону каждогодно носят в Томск, где я, с детьми, и имел счастье к ней приложиться 9 июля. 10 числа ее унесли. Дорога с последней станции к Томску лежит по открытой долине верст 18-ть. Самый Томск расположен на двух крутоярах и их скатах, из коих один, что подлиннее, прилегает к р. Томи и понимается ею в полноводье, другой прижат к шаловливой речке – Ушайке 209 . 10 июля в 10 часу утра мы оставили Томск. Дорога к перевозу лежит на равнине: вот бы где следовало стоять Томску! Думают со временем, конечно, устроить здесь архиерейский дом с собором и другие каменные здания. Река Томь довольно широка и глубока. Дорога из Томска круто поворачивает на полдень; население по дороге незначительное, везде бедность. Церквей на всем протяжении до Оби не более 3-х, да и те деревянные, вследствие зависимости, кажется, поселений этих от заводов и неимения распашек значительных: Бич – не сошник, ямщина – не поле хлебное. Как в зданиях прочность зависит от основания, так и в благоденствии народном все зависит от прочности начал жизни, предотвращающих их нужды. 11 июля часу в 10 утра стоял я в виду станции Дубровки 210 , разбросанной на протоке Обской, и смотрел не без внимания на этот канал Божий – Обь многоводную: она была на прибыле. Ее густые, массивные волны тихо катились по тинистому руслу. Мечта-волшебница перенесла меня на крылах своих к берегам Ангары, в Иркутск, и вспомнил я все родное там и близкое моему сердцу. Да будет благословен этот час вожделенный! Минута радости для моей души в теперешнем ее положении почти то же, что дождь благодетельный для поля, обожженного лучами солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

святейшем Мелетии, патриарсе Антиохийстем [Псалтырь Московской друкарни 7150 году, Книга Кирила Иеросалимскаго, слово о кресте, глава 14] 42 . Некогда собор бысть арияном с верными в лето его, и много глаголющим окаянным арияном о развращении православныя веры, паче же о самом божественнем таиньстве, тогда востав богословесный муж Мелетий, патриарх, правила по закону управления имея, и людем, просящим у него скораго учения, он же по божественней благодати, хотя еретики устрашити и посрамити и вся люди удивити, показа им три персты, и не бысть знамения, потом же два совокупль и един пригнув, благослови люди 43 . И изыде от него огнь, яко молния, и достохвалный он испусти глас: трие убо ипостаси разумеваем, о едином же существе беседуем. И тако посрами еретики. Сице убо о Милетии 44 повествуется. Сей же блаженный Мелетий 45 бысть во время святаго втораго вселенскаго собора, бывшаго в Коньстяньтине-граде, во царство Феодосия Великаго. Смотри же в повести сей: показа, рече, три перъсты, и не бысть знамения. Кия же три перъсты показа первое, егда не бысть знамения, кия же ли паки, два совокупль и един пригнув, ими же и люди благослови, сего списатель известно не изъясни. Нецыи же разумевают сие, еже и истинно быти мню, яко первее показа блаженный Мелетий три перъсты десницы своея, еже есть палец указателный и великосредний, разлучены друг от друга. От них же тогда и знамения не бысть, зане не сложны и не соединены показа, понеже подвиг ему бе 46 ко арияном тогда, иже на Сыновне, о дерзостнаго оного языка же и мысли, хулящим Божество, и в создание 47 и тварь низвождаху окаяннии и от Отча Его отлучаху существа. Таже богословесный он муж, от тех же триех перстов два совокупль, си есть указателный и средний, великий же перъст 48 , си есть палец, к прочим двум, си есть ко близосреднему и малому пригнув, являя совокуплением триех сих перстов Святую Троицу единосущественну 49 , совокуплением же двух перстов 50 – во Христе едином два супротивна стекшася естества, и не к тому уже показует точию, но сими двема персты благослови люди 51 , и тогда изыде от него огнь, и прочая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путь мой лежал мимо православного храма. Светлый, сияющий огнями, широко распахнул он свои двери и принимал в себя православных христиан. От храма далеко разносилось благоухание ладана. Внутренний голос звал меня, настаивал войти и посмотреть, – правда ли есть тут кия ереси, верно ли, что здесь служат антихристу? – как был убежден я и как убеждал других. Остановился в темноте и смотрю. Стыд и страх овладели мной, сердце будто хочет выскочить из груди, так бьется оно. Не помню, как очутился я вместо поморской моленной в православном храме Божием, в том самом храме, от которого всю жизнь мою бегал, как от места зараженного. «Господи! Как тут хорошо!» – невольно подумал я и остался на всю службу. Кончилась утреня Пасхальная, а за ней и обедня, и я вышел из храма Божия еще в темноте, почти незамеченный никем из знакомых. На сердце и грустно, и радостно. Иду домой, поникнув головой, а тайный голос на сердце спрашивает: «Кия же ереси ты слышал сейчас в храме православном? Правду ли говорил, что Великороссийская Церковь – мать всех ересей?». Еще крепче задумался я и снова принялся за мои старопечатные книги. И дивное дело! Те же самые книги, с которыми, бывало, я хулил Православную Церковь , стали говорить мне теперь совсем другое, – в каждой главе я находил опровержение моих верований, на каждой странице читал о истине Православной Греко-Российской Церкви. Вижу, что заблуждаюсь, гублю себя и доверчивый простой народ. Страх напал на меня, и я не говорил ни с кем ни слова о вере. Семья моя (все поморцы) сочла меня больным, испорченным. Дивилась перемене моей и вся община поморская. Так прошел еще год. Стала снедать меня жалость к Православной Церкви, которой я сделал так много зла. Раскаяние овладело мной. Душевные муки мои сделались наконец невыносимыми. Выбрал я ночку потемнее и явился к священнику. «Прими, – говорю, – меня, батюшка, в Церковь Православную». Сказал это, и точно тяжелый камень свалился с меня, на сердце полегчало. Проведали об этом поморцы, уговаривали, стыдили, страшили, проклинали меня и восстановили против меня семью мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Светлое торжество града Казани приспе,/с нимже вси гради земли нашея радуются/и вся Церковь Русская красуется/в памяти святителя Кирилла,/архипастыря преизящнаго/и мученика добропобедна,/посту, молитве и богомыслию прилежащаго,/кровию своею священную одежду обагрившаго/и от страдания в Божественную славу пришедшаго,/идеже со всеми святыми,/предстоит Престолу Святыя Троицы/и молится даровати душам нашим/мир и велию милость. Любодружное святое единство/всеусердно возлюбив от юности,/мужественне к страданию потекл еси,/со други разлучаяся,/обаче, ангельския крепости исполнен,/изгнание, яко жительство безмолвное, вменил еси/и тесное жилище, яко Горницу Сионскую,/идеже, неустанно моляся/и словом истины заблуждшия назидая,/во единомыслие церковное многия привел еси/и яко един от древних отцев просиял еси,/величие веры являя,/священномучениче Кирилле досточудне. Кия страдания претерпел еси,/киими добротами обогатился еси,/кия венцы от Бога приял еси,/священномучениче Кирилле терпеливодушне?/Непостижно есть любящим тя:/како, подобострастен нам быв человек,/уз мирских до конца совлеклся еси/жития ради крестнаго?/Како, скорбьми отвсюду утесняемь,/Именем Господним вся победил еси,/призывая Его со дерзновением многим?/И ныне помолися о нас, угодниче Христов,/чтущих святую память твою. Слава, глас тойже: Слово Господне услышал еси,/святителю отче Кирилле:/Царство Мое несть от мира сего,/темже, к стопам Владычним любовию устремився,/яко бисер многоценный,/учение Христово обрел еси,/во уничижениих и скорбех земных сокровенное./Ныне же, мучения багряницею украшенный,/Престолу Божию во славе предстоиши/и светом Небеснаго блаженства/верныя люди озаряеши. И ныне, Богородичен, глас тойже: К то Тебе не ублажит, Пресвятая Дево: Вход. Прокимен дне. И чтения 3 мученическая. На литии стихира храма. Слава, глас 2: Не вы Мене избрасте, но Аз вы избрах,/сие слово Господне на тебе исполнися,/святителю Кирилле, отче наш,/Создатель бо твой Господь украси тя даровании/и Церкви Своей в час испытания яви яко истины поборника,/в раи же светлости всели тя, подая веселие вечное,/зане во странствии земнем Того возлюбил еси/всем сердцем, еже очистити потщался еси,/всею душею, юже за други твоя положил еси,/всею мыслию, еюже Слову Божию прилежал еси./Молися о нас, да со избранными сопричтени будем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Л. 34. Глава осмая, существенная. Учение, како действовати молитву. Л. 50. Глава девятая. Оглашение, или воззвание к деланию Иисусовой молитвы умной. Л. 53. Глава десятая. О приобретениях, или плодах, Иисусовой молитвы умной. Л. 58. Глава первая надесять. О различии плодов молитвы, кия суть от благодати и кия от прелести. Л. 63. Глава вторая надесять. О чудесном учении Иисусовой молитве умной. Л. 66. Выписки из православных отцов Греческой Церкви о внутренней молитве. Л. 67–74 – пустые. Список: ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 655 (полуустав, 4°, 22 л., 21,0 х 17,0 см). 5. Муз-10950 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10950. Автограф. 4°, 178 л., 21,3 х 13,1 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. 1. Подвижнический сборник в XV частях. Часть осьмая (О жизни). Л. 4. О христианском наслаждении жизнию на земле. Часть первая. Отрывки из наблюдений над жизнию (1–30 июня 1859 г.). Л. 97. О христианском наслаждении жизнию на земле. Часть вторая. Средства к утешению в скорбях (июнь 1860 г.). Л. 139. О христианском наслаждении жизнию на земле. Часть третия. Послание (28 июля 1864 г.). Л. 146. О упокоении души и внутренном мире. Л. 152. О сохранении внутреннего мира при скорби (26 августа 1864 г.). Л. 159. Внутренний мир и покой. Л. 171. Письмо об утешении добродетелию (19 октября 1861 г.). Л. 178. Мысли св. Иоанна Златоуста о том же. Список: ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 656 (полуустав, 4°, 53 л., 22,0 х 17,6 см). 6. Муз-10951 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10951. Автограф. 4°, 200 л., 17,5 х 11,0 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. I. Подвижнический сборник в XV частях. Часть девятая (Цветник). Л. 1. Цветник, или ручная книжка (1830. XI-29). Л. 1 об. Молитва св. Симеона Нового Богослова , идя к старцу. Л. 2. Духовное обучение наставляет, что должно молиться непрестанно в духе… Л. 3. О внутренней молитве (1831 г.). Л. 13a. Из писем преосвященного Иннокентия Пензенского . Л. 13a об. [Беседа старца с учеником об Иисусовой молитве] (10 октября 1833 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Видиши, о Россие, пользу флота твоего: не только бо готова и сильна тебе от нападения неприятельского оборона, которой бы не имела еси, не имущи флота, по вышепредложенному рассуждению, но и наступательная на оного сила великого, и виктории не трудны. 6. Из слова на новое 1725 лето Новый год от сего дне начинаем: слава Богу, но не слава Богу у лжебратии нашей раскольщиков. Ибо их учители, желая славитися видом всякие премудрости, не довольно себе имеют показывати искусство свое в богословии, чудные воистину составляя догматы, и священным писанием нарицая тетради неведомых авторов. Еще к тому служит им и физика о зачатии, например, младенца во чреве матернем, и грамматика о наречии веком, а не веков и о имени Иисусове, и география о земном рае, о римах, о вавилонах, и арифметика о аллилуии, и архитектура о делании крестов, и музыка о церковном пении, и мануфактура о камилавках и клобуках, и еще не знаю какая хитрость о сложении перствов, буде то не христоматия: так много знают оные господа. Что же? Чудо было бы, если бы они оставили хронологию: не оставили, ибо перенесенное от сентемврия на генварь новолетие, которое уставил державнейший монарх наш лучшего ради сословия с народами европейскими в контрактатах и трактатах, також и для порядку чинов государства своего, наипаче же для исчисления лет от происшествия в мир Сына Божия, ставят в великую ересь панамари апостати, и погублением лет Божиих нарицуют. Се видим, и хронологи они суть израднии и было бы сие людем ученым к смеху и забаве угодное, якоже и есть. (т. II, стр. 114–115). 7. Из слова в день св. апостолов Петра и Павла И жалостно и смешно видети, когда человек пером только пачкати, и нечто по книгам слепати навыкший, в богословская дела вступит, учнет вракати и сказывати о Бозе, о ангелах, о бесах, и что любо, и что не любо Богу, и что хранити надобно к счастию, и что ко обережению от чаров, и кия дни к таковому, и кия к другому делу угодные, и которые псалмы или молитвы сильнейшие и прочие безместные басни, да о всем том так смело и дерзновенно пустословит, будто от восхищен был до третьего небесе, и тамо всему тому научился.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Во многих случаях Феофан Прокопович развивает учение об искуплении, оправдании, отношении закона к благодати. Ему по опыту было известно, как были недостаточны и односторонни понятия народа об этих предметах. В слове в день Рождества Христова 67 он опровергает эти понятия: «иные бо точию помышляют, яко Сын Божий истинными своими ученми и наставлении устрои нам спасение, подобии яко премудрый некий учитель человека проста и невежлива творит себе подобна мудреца, не ум ему вливая во главу, но готовый в нем от естества ум ясным учением объясняя. Но сие аще и сотвори Господь наш, обаче не главное Его есть се дело о нашем спасении, сея бо похвалы неотъемлют ему и сами безумнейшии Магометане, и не требе было бы Богу воплощатися ради сего единаго, понеже учение довольно бы совершил и чрез самых слова своего служителей» и пр. В другом мест, он нападает на формализм, на тех «которые в попечениях житейских погрязше, ни о чем не помышляют, что к животу вечному ведати и содержати нуждно; а однако Христианским именем украшают себе, но именем токмо а не делом. Ибо что видят Христианом, обычное, внешнее, церемонии или обряды, ходити, например, в церковь , хранити посты уставленные, весело проводити праздники, вжигати свещи, употребляти крестное знамение и прочее: то и сами они делают, но делают как мартышки, внешний вид только Христианства изобразуя на себе, а внутреннего духовного отнюдь не имея; вся бо вышереченные и другие церковные обряды подобает исполняти не телесне токмо» и пр. 68 В той же проповеди встречаем сильную выходку против псевдоученых: «и жалостно и смешно видети когда человек пером только пачкати и нечто по книгам слепати навыкший, в богословские дела вступив, учнет вракати и сказывати о Бозе, о Ангелах, о бесах, и что любо, и что не любо Богу, и что хранити надобно к щастию, и что к обережению от чаров, и кия дни к таковому, и кия к другому делу угодные, и которые псалмы или молитвы к делу сильнейшие, и прочие безместные басни: да о всем том так смело и дерзновенно пустословить, будто он восхищен был до третьего небесе, и тамо всему тому научился. Часто воспоминает священные писания, а думает о тетратках Аввакумовых, или других подобных: часто на Святых Отец шлется, хотя доселе и ведомости не получил, кто, и где они, многажды в раздорах бредив довольно восклицает: глубина богословии! Великое дело богословия! А он так знает ту богословию, как Колмыки архитектуры. Как же разумному человеку не смешно слышати подобные погудки?»

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Кроме всего этого в Служебнике 1656 года мы находим в чине Литургии св. Иоанна Златоустог о два новых примечания: «Сей молитве (то есть „Вонми Господи“) глаголеме диакон, стояй пред святыми дверми, опоясуется орарем крестовидно» и «молитве же глаголеме (то есть „Благословляя благословящия“), диакон, стоит на десней стране пред образом Владыки Христа, держа и орарь свой главу приклонь до совершения молитвы. Сей же скончавшися, священник убо входит святыми двери, и отшед в предложение глаголет настоящую молитву». Основания для первого замечания мы не находим в бывших под руками справщиков пособиях, но для второго оригиналом могло быть следующее место греческих евхологиев: Τατης τς εχς λεγομνης σταται δικονος μπροσθεν τν γων θυρν, κα κρατν τ ρριον υτο, ς πολλκις ερηται, τν κεψαλν ποκλνει μχρι συμπληρσεως τς εχς 89 , а для второй половины – замечание южнорусских служебников: «Иерей же входит святыми дверьми в святый алтарь и глаголет настоящую молитву». 14. Третье издание исправленного Служебника (1657 г.) Служебник, напечатанный в Москве и выпущенный в свет 5 мая 1657 года, по словам А. Родосского 90 , «по со держанию ничем не отличается от второго издания (1656 г.), а по шрифту отличается от обоих первых изданий: в прежних двух печать текста прежняя (евангельская), а в этом третьем издании – обыкновенная (средняя печать)». Отвечает ли настоящее описание истине, сказать не можем, так как мы не видели этого издания Служебника. 15. Четвертое издание исправленного Служебника (1657 г.) 16 сентября ‹1657› 91 года было начато печатание в количестве 1200 экземпляров четвёртого издания («в четвертое 92 напечатася книга сия, глаголемая Служебник») Служебника, вышедшее в свет 10 декабря того же года 93 . По формату это издание несколько меньше 94 , но по шрифту (оно) сходно с предыдущим. Что же касается состава его, то в нём мы находим некоторые дополнения сравнительно с предыдущими изданиями, а именно: 1) Чин над кутиею в память усопших на литургии; 2) Прокимны на литургиях, на утренях и на вечернях от субботы мясопустныя до недели святыя Пасхи; 3) Прокимны на литургиях и на утренях и на вечернях от недели Святыя Пасхи до недели Всех Святых; 4) Прокимны и аллилуиа воскресные, и утренние, и литургийные на 8 гласов; 5) Прокимны и аллилуиа дневные; 6) Прокимны и аллилуиа общие святым, имже егда творим службу. Далее следуют молитвы благодарственные по святом причащении, бывшие и в прежних изданиях, и потом новые статьи: 7) Подобает ведати в кия дни творят праздник монахи и в кия разрешают пост всего лета; и 8) О разрешении поста в дни особенно чтимых святых. Статья эта не окончена в нашем дефектном экземпляре, и по сему с точностью мы не можем сказать, что состав Служебника четвёртого издания был именно таков, или же были в нём и другие какие-нибудь статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

394 Любящим бо Бога вся поспешествуют во благое, и вся коварства, и гонения врагов почтеши, яко стрелы младенец. Дом мудраго мужа не разрушают ветры и буря, 395 подобно и волнения моря не преодолевают непоколебимый камень. Кия страхования, кия хитрости и соблазны возмогоша блаженнаго князя от любве Божия и добродетелнаго пути отвлещи. Молися убо Христу Богу о нас, молим тя, страстотерпче Христов великий Михаиле, яко да и мы, грешнии, по безприкладной милости его удостоимся быти наследниками вечнаго блаженства. 108 . Благоверная великая княгиня Анна по погребении супруга своего святаго князя пребысть неколико времени при сыне своем Константине, тому бо во владение от отца отдан бе град Тферь. Потом, пришед, вселися в монастырь девичий, иже бе во граде во имя Софии премудрости Божия, и ту, постригшися во иноческий чин, живяше во всяких добродетельных исправлениях, выну взирая на гроб святаго князя и желая, да кости ея возлягут с ним вкупе и душа да вселится, идеже обитает сам. Умершу же сыну ея Константину Тферскому, прииде другий сын Василий из Кашина града и слезным прошением едва возможе умолити ю, да идет с ним в Кашин, тамо бо бе и отечествие ея, идеже, пришед, пребысть до самой кончины своея, добрым житием и нелестным учением всем подая совершенныя святости пример. Прешедшым же от убиения святаго князя 19 летом, в мире скончася о Господе и погребена бысть в соборней Успения пресвятыя Богородицы церкве. 396 Во времена же христолюбиваго царя и великаго князя Алексия Михайловича обретены быша мощи ея нетлением и чудодействием почтены, якоже и доныне в Кашине граде видети есть. 397 109 . Навыкнути нам подобает отсюду, яко у Бога лицеприятия несть: несть раб, ни свобод; несть мужеский пол, ни женский, но праведное воздаяние комуждо по делом. Жена, украшенная благими делы, препобедит мужеский пол, и раб, сотворивый Божию волю, злочестивых царей вышший явится. Что ми предлагавши составление и пол? Не могу, – рече, – подвизатися, яко раб есмь невольный, яко жена немощная есмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010